Что такое герметическая наука
Герметизм — основа эзотерических учений
Древние источники говорят, что герметизм берет своё начало еще в далёкие времена Атлантиды. Гермес Трисмегист – прародитель герметизма – был реаинкарнацией Атланта Тота, который после гибели своего континента привез в Египет Знание, за что почитался египтянами как бог мудрости и письма.
История герметизма
Тот многочисленно перерождался: то в облике древнегреческого Гермеса, то в лице древнеримского бога Меркурия. Но из воплощения в воплощение, он неустанно передавал человечеству знания, из которых впоследствии сформировался герметизм – древнее оккультное учение, которое сочетало в себе философию, религию и науку.
По легенде, перед тем, как окончательно покинуть земной мир, Гермес возвел пирамиды Гизы и поместил в их храмы свое наследие. Так Египет стал центром духовного и мистического посвящения на многие века вперед.
В храмы Египта стекались искатели и посвященные с разных частей света. Мудрость, спрятанная в стенах египетских пирамид, стала источником для учений Пифагора, Орфея и Моисея. Из герметизма черпали свои знания суфии, и на его же основе была создана одна из мировых религий – христианство.
3 науки герметизма
Герметическое учение основывается на трех фундаментальных системах знаний триединого мира. Каждая система соответствует одному из трех уровней мироздания и одному из трех планов человеческой сущности: духу, душе и телу.
Философия герметизма
Герметизм основывался на вере в Единый запредельный Разум, который стал началом всего сущего, и частью которого является все во Вселенной. Отождествляя Бога и Вселенную, герметическое учение раскрывает единство в множестве и множество в единстве.
Все действует по закону аналогии, потому как все есть единое Высшее Сознание. Но любое движение жизни – есть взаимодействие дуальностей. Две дуальности, суть две стороны Единого, в творческом процессе рождают бесконечное число пропорций и вероятностей. И это делает возможным выбор. Делая выбор, душа плетет свою судьбу, выбирает свой путь. Путь каждого неповторим. Но все пути ведут к Единому божественному источнику, ставшему началом создания.
Герметизм
Гермети́зм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Первоисточниками герметизма являются псевдоэпиграфические произведения, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.
Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.
Содержание
История
В Средние века герметизм получил своё развитие через иудейских и восточно-христианских мистиков у мусульман (суфизм), а после крестовых походов и в католической Европе в виде алхимии. Труды ранних Отцов церкви обнаруживают определённые переклички с герметическими трактатами, но намечается и тенденция к размежеванию герметизма и христианства. Первый шаг в этом направлении был сделан в 325 году, когда на Никейском соборе было принято церковное решение о несовместимости учения о реинкарнации с Библией. Вторым важным событием стало объявление в 1227 году астрологии дьявольским занятием. Таким образом, герметизм оказался под формальным запретом со стороны католической Церкви.
«Герметический корпус»
После столетий забвения, герметизм возродился на Западе в 1460 г., когда монах по имени Леонардо, бывший одним из многочисленных агентов, посланных Козимо Медичи на поиски затерянных в европейских монастырях древних рукописей, принёс в Пистойю копии герметических трактатов на греческом языке, вывезенные из Константинополя. Впоследствии эти трактаты, переведённые на латинский язык в 1461 г. Марсилио Фичино, способствовавшие вспышке интереса к герметизму в эпоху Возрождения, и сложили «Герметический корпус».
В 1614 г. швейцарский филолог Исаак де Казобон, проанализировав герметические тексты с точки зрения содержания, текстологической связи с другими текстами и языка, пришёл к выводу, что герметические труды, приписываемые Гермесу Трисмегисту, не были работами древнеегипетского жреца, а фактически были написаны уже во времена христианской эпохи.
В 1945 г. писания герметического толка, написанные на коптском языке, были найдены возле Наг-Хаммади (см. Библиотека Наг-Хаммади). Они были оформлены в виде посвятительной речи между Гермесом и Асклепием из «Гермитического корпуса» и текста, описывающего мистическую школу герметизма, «Трактат Восьмой и Девятый».
Герметизм как религия
Далеко не все герметисты имели отношение к религии, некоторые из них рассматривали только философскую систему герметизма.
В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется Богом, Единым, или Всем. Многие герметисты также ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам и основная линия язычества, поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма.
Религиозные и философские тексты
Несмотря на то, что многие герметические работы ложно приписываются Гермесу Трисмегисту, среди герметистов общепринято приписывать его авторству сорок две работы. Однако, как полагается, многие из этих книг были утрачены во время разрушения Александрийской библиотеки.
На сегодняшний день широко известными являются три основных текста, освещающих веру герметистов:
Герметический корпус — основополагающая и самая широко известная работа. Она состоит из шестнадцати книг, представляющих собой диалоги Гермеса. Первая книга затрагивает дискуссию между Пэмандром (так же известным как Нус, ум) и Гермесом, которая, по общему мнению, явилась результатом медитации Гермеса и его первого контакта с Богом. Отличительной чертой этого трактата является то, что в нём Гермес выступает в роли ученика Поэмандра, в то время как в остальных трактатах «Герметического корпуса» Гермес является учителем своих собеседников.
Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста — короткая работа, которая является первоисточником известной оккультной аксиомы: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Изумрудная скрижаль так же намекает на тройственный закон и тройственную достоверность, за владение знанием о которых Гермес и получил своё имя Трисмегист. История сообщает, что Изумрудная скрижаль была найдена Александром Великим в Хевроне, по общему мнению, в гробнице Гермеса.
Кибалион: — книга, посвящённая герметической философии. Она была издана в 1912 г. тремя анонимными авторами, назвавшимися «тремя посвящёнными». В этой книге приведены и прокомментированы семь принципов герметизма:
Трёхчастная мудрость
Одно из объяснений того, как Гермес получил своё имя «Трисмегист», то есть Трижды величайший, даётся в самой Изумрудной Скрижали, согласно которому это имя он получил за своё знание трёх частей вселенской философии.
Существуют различные уровни понимания того, что имеется в виду под этими «тремя частями». Применительно к оккультному знанию это выливается в представление о трёх основных дисциплинах герметизма: об астрологии, об алхимии и о теургии, которые соответствуют трём частям макрокосма: миру физическому, миру астральному и миру духовному, или трём частям микрокосма (человека): телу, душе и духу.
Астрология или Операция Луны. Гермес заявлял, что эту часть науки о вселенной открыл Заратустра. Герметической мыслью принимается, что движение планет оказывает влияние на Землю посредством символических (архетипических) законов, лежащих по ту сторону физической реальности. Астрологическая мудрость состоит в том, чтобы знать о влияниях планет на Землю и человека, уметь распознавать неблагоприятные и благоприятные моменты времени и места, и посредством этого знания управлять судьбой, избегая опасных ситуаций или используя астрологические влияния во благо.
Алхимия или Операция Солнца, посвящена тайне трансмутации «свинца» в «золото». Это исследование спиритуальной составляющей природы (натуры), жизни материи и её существования через призму мистерий рождения, смерти и воскресения. Различные стадии химического превращения, такие как дистилляция и брожение представляют в алхимии различные аспекты этих мистерий, и посредством которых возможно привести тело природы к совершенству. Достижение этого совершенства и есть Magnum Opus (лат.), то есть Большое Делание в алхимии. Следует заметить, что в отличие от профанной алхимии, алхимия истинная никогда не впадала в заблуждение по поводу природы своего свинца и золота. Эти металлы в алхимии суть аллегории, означающие разные степени просветлённости человеческой души (то есть его натуры, его природы).
Теургия или Операция звёзд. Существуют два различных типа магии, противоположных друг другу: гоетия, чёрная магия, черпающая силу из союза со злыми демонами, и теургия, божественная магия, черпающая силу из союза с божественными существами (ангелы, архангелы, серафимы… и т. п.). Слово теургия переводится как «Наука или искусство Божественного Делания» и является практическим аспектом алхимического искусства. Кроме того, алхимия видится как ключ к теургии, ведущей к собеседованию с высшим началом человека (гением), именуемым так же ангелом хранителем, или иными словами, ведущей человека к достижению божественного (космического) сознания.
Верования герметистов
Герметизм объединяет в себе пантеизм, монотеизм и политеизм в пределах собственной системы верований, которая учит, что существует Единый или Первопричина, частями которой является всё во вселенной, в том числе и мы сами. Так же герметизм подписывается под такими убеждениями, как существование богов, демонов, элементалей (обитателей первоэлементов) и великих учителей.
Большинство верований герметистов вытекает из семи принципов, уже упомянутых в связи с Кибалионом, поэтому дополнительно отметим лишь представления о реинкарнации, поскольку в герметизме есть упоминание этого явления: «О сын, через сколько тел мы должны пройти, через сколько верениц демонов, через сколько повторений и циклов звёзд, прежде чем мы устремимся к Единому?»
Влияние герметизма на учения нового времени
Мэнли П. Холл, знаток оккультизма и герметизма, утверждал, что герметизм был предтечей трёх движений: движения иллюминатов, франкмасонства и движения розенкрейцеров.
Представители герметизма
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Герметизм» в других словарях:
ГЕРМЕТИЗМ — религ. филос. течение эпохи эллинизма и поздней античности. Представлено большим числом соч. на греч., лат., коптском и др. арм. языках, в которых посвящённому от имени бога Гермеса Триждывеличайшего открываются все тайны мира.… … Философская энциклопедия
герметизм — а, м.hermétisme m. 1. Учение алхимиков.? Это собрание, по возможности, приводимое в порядок, пополняется сочинениями теологическими и указывает на переход герметизма к иллюминизму, к мистицизму, к пиетизму. В. А. Соллогуб Восп. // Русов Помещ.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГЕРМЕТИЗМ — ГЕРМЕТИЗМ, религиозно философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу… … Современная энциклопедия
ГЕРМЕТИЗМ — (итальянское poesia ermetica герметическая поэзия), модернистское направление в итальянской поэзии 1920 30 х гг. (С. Квазимодо, Дж. Унгаретти); одна из основных особенностей современной модернистской поэзии. Выражает в нарочито усложненной форме… … Современная энциклопедия
ГЕРМЕТИЗМ — (итал. poesia ermetica герметическая поэзия) направление в итальянской поэзии 20 40 х гг. 20 в. (Э. Монтале, Дж. Унгаретти). Главная установка максимальное выявление символических возможностей поэтического слова, в т. ч. посредством усложненных… … Большой Энциклопедический словарь
ГЕРМЕТИЗМ — религиозно философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т. н … Большой Энциклопедический словарь
герметизм — I религиозно философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (так … Энциклопедический словарь
герметизм — ГЕРМЕТИЗМ религиозно философское направление в поздней античности, возникшее в Египте (Александрия) на основе слияния нескольких традиций гностицизма, популярной греческой философии, библейской религиозности, а также мифологем и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ГЕРМЕТИЗМ — религиозно философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего). Основные источники для изучения античного философского Г. это тексты Герметического корпуса, «Посвятительное слово Гермеса… … Православная энциклопедия
ГЕРМЕТИЗМ — качество того, что с трудом поддается пониманию. Первоначально герметизм означал тайную доктрину средневековых алхимиков: его объектом являлась трансмутация металлов и универсальная медицина. Сегодня термин синонимичен «оккультному знанию» и… … Философский словарь
Герметизм
Гермети́зм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Первоисточниками герметизма являются псевдоэпиграфические произведения, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.
Содержание
История
« Герметический корпус »
Средневековое изображение Гермеса Трисмегиста
В 1614 г. швейцарский филолог Исаак де Казобон, проанализировав герметические тексты с точки зрения содержания, текстологической связи с другими текстами и языка, пришёл к выводу, что герметические труды, приписываемые Гермесу Трисмегисту, не были работами древнеегипетского жреца, а фактически были написаны уже во времена христианской эпохи.
Герметизм как религия
Далеко не все герметисты имели отношение к религии, некоторые из них рассматривали только философскую систему герметизма.
В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется Богом, Единым, или Всем. Многие герметисты также ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам и основная линия язычества, поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма.
Религиозные и философские тексты
На сегодняшний день широко известными являются три основных текста, освещающих веру герметистов:
Кибалион : — книга, посвящённая герметической философии. Она была издана в 1912 г. тремя анонимными авторами, назвавшимися «тремя посвящёнными». В этой книге приведены и прокомментированы семь принципов герметизма:
Трёхчастная мудрость
Одно из объяснений того, как Гермес получил своё имя «Трисмегист», то есть Трижды величайший, даётся в самой Изумрудной Скрижали, согласно которому это имя он получил за своё знание трёх частей вселенской философии.
Алхимия или Операция Солнца, посвящена тайне трансмутации «свинца» в «золото». Это исследование спиритуальной составляющей природы (натуры), жизни материи и её существования через призму мистерий рождения, смерти и воскресения. Различные стадии химического превращения, такие как дистилляция и брожение представляют в алхимии различные аспекты этих мистерий, и посредством которых возможно привести тело природы к совершенству. Достижение этого совершенства и есть Magnum Opus (лат.), то есть Большое Делание в алхимии. Следует заметить, что в отличие от профанной алхимии, алхимия истинная никогда не впадала в заблуждение по поводу природы своего свинца и золота. Эти металлы в алхимии суть аллегории, означающие разные степени просветлённости человеческой души (то есть его натуры, его природы).
Верования герметистов
Влияние герметизма на учения нового времени
Представители герметизма
Герметизм — путь к пониманию Вселенной, основные герметические принципы
Герметизм, как религиозно-философское учение о высших законах природы пришёл в оккультные традиции многих народов Древнего Египта, а также в алхимию, философию Древней Греции, персидскую магию, халдейскую астрономию.
Одно из объяснений того, как Гермес получил имя «Трисмегист», т. е. «Трижды величайший», даётся в самой Изумрудной Скрижали, согласно которой это имя он получил за своё знание трёх частей вселенской философии.
Великому «Мастеру Мастеров» приписали 42 трактата, которые содержали всю мудрость мира, но к несчастью, осталось в целости всего два: «Изумрудная скрижаль» и «Асклепий», остальные были сожжены в Александрийской библиотеке.
Философия Гермеса освещена в четырёх текстах:
Кибалион – это совокупность главных принципов философии Гермеса, которые передаются от Учителя к своему ученику.
Несмотря на распространённое мнение, что Герметическая Алхимия присутствует в материальной сфере, на самом деле она существует в сфере духовной. Из этого следует, что она не взаимопревращение материальных вещей, а превращение духовных вибраций в совершенно другие, иначе говоря – трансмутация Духа. Этому подвластны все объекты в мире, согласно принципам герметизма.
7 принципов герметизма:
В основе учения лежат два основных принципа: «Универсальный закон кармы» и «Закон аналогии» – принципы причинности и подобия. А более века назад, анонимные просвещённые издали книгу «Кибалион». В ней было описано целых 7 принципов:
1) Принцип ментальности
Всё, что создано вокруг нас (даже то, что мы не видим и не знаем) – разумно, и является продуктом Единого Разума, чего-то вечного и неизменного. Весь мир всего лишь мысленной образ этой сущности, он существует в каждом элементе Вселенной. Таким же образом человек может создать свой мир, заполнить его своим присутствием, но не являться им. Человек может быть и творцом, жить в своих мыслях, также как и Единый Разум. Возможно это парадокс, но только для человека. Единый разум может создать не один мир, а несколько. Все они могут существовать и развивать по его законам.
2) Принцип соответствия
Этот принцип герметизма говорит об аналогии всех планов бытия, соответствии высшего и низшего. Все плоскости Вселенной условны и проникают друг в друга, не имея полной обособленности. Из этого следует, что можно отметить семь начал человека и семь космических сфер. Но сам человек функционирует только на пяти планах. А также, эти начала можно собрать в трёх «мирах»: духовном, физическом и, конечно же, ментальном. Эти «миры» делятся ещё на семь планов, а те, ещё на семь. Выходит очень сложная структура, но их объединяет тот фактор, что во всех планах нашей Вселенной одинаково работают все герметические принципы.
3) Принцип вибрации
На условной линии от Единого Разума до самой нижней точки осознания стоит множество глобальных явлений, плоскостей и разных сущностей, которые отличаются только разной частотой вибраций.
Вибрации, которые генерируются в разуме определённой сущности, могут спровоцировать похожие вибрации в разуме другой сущности. Именно это объясняет парапсихологические способности, к примеру, телепатия.
4) Принцип полярности
Всё что существует во Вселенной, имеет два противоположных полюса: добро-зло, холод-жара, любовь-ненависть и многое другое. Между полюсами находится очень много градаций природы, что говорит о разнообразии всего существующего.
Герметисты считают нормальным свободное перемещение по полюсам, переход из одного состояния в другое.
5) Принцип ритма
Примеров принципа ритма очень много: смена дня и ночи, жизни и смерти, настроения.
Герметизм говорит нам, что невозможно прервать движение маятника, но его воздействие можно держать под контролем. Люди концентрируют себя в желаемой точке покоя, например, на фоне стресса. Этот принцип даёт возможность уравновесить не только себя, но и других людей.
6) Принцип причинности
Ничего не может произойти само собой. Герметисты утверждают, что можно научиться овладеть этим принципом, научившись управлять причинами, и собственно их следствиями. Это можно сделать, если попробовать причинить причинности наиболее высших плоскостей, для того чтобы повлиять на следствия на личном плане.
7) Принцип пола
Всё, что существует на планете, содержит два начала – активное и пассивное (мужское и женское). Этот принцип направлен на структурирование всего существующего и происходящего, а также процесс воссоздания и творчества.
Все герметические принципы между собой взаимосвязаны, происходят один из другого и используются только в своей совокупности.
Древние источники говорят, что герметизм берет своё начало еще в далёкие времена Атлантиды. Гермес Трисмегист – прародитель герметизма – был реаинкарнацией Атланта Тота, который после гибели своего континента привез в Египет Знание, за что почитался египтянами как бог мудрости и письма.
Тот многочисленно перерождался: то в облике древнегреческого Гермеса, то в лице древнеримского бога Меркурия. Но из воплощения в воплощение, он неустанно передавал человечеству знания, из которых впоследствии сформировался герметизм – древнее оккультное учение, которое сочетало в себе философию, религию и науку.
По легенде, перед тем, как окончательно покинуть земной мир, Гермес возвел пирамиды Гизы и поместил в их храмы свое наследие. Так Египет стал центром духовного и мистического посвящения на многие века вперед.
В храмы Египта стекались искатели и посвященные с разных частей света. Мудрость, спрятанная в стенах египетских пирамид, стала источником для учений Пифагора, Орфея и Моисея. Из герметизма черпали свои знания суфии, и на его же основе была создана одна из мировых религий – христианство.
Герметическое учение основывается на трех фундаментальных системах знаний триединого мира. Каждая система соответствует одному из трех уровней мироздания и одному из трех планов человеческой сущности: духу, душе и телу.
Герметизм основывался на вере в Единый запредельный Разум, который стал началом всего сущего, и частью которого является все во Вселенной. Отождествляя Бога и Вселенную, герметическое учение раскрывает единство в множестве и множество в единстве.
Все действует по закону аналогии, потому как все есть единое Высшее Сознание. Но любое движение жизни – есть взаимодействие дуальностей. Две дуальности, суть две стороны Единого, в творческом процессе рождают бесконечное число пропорций и вероятностей. И это делает возможным выбор. Делая выбор, душа плетет свою судьбу, выбирает свой путь. Путь каждого неповторим. Но все пути ведут к Единому божественному источнику, ставшему началом создания.
После столетий забвения, герметизм возродился на Западе в 1460 г., когда монах по имени Леонардо, бывший одним из многочисленных агентов, посланных Козимо Медичи на поиски затерянных в европейских монастырях древних рукописей, принёс в Пистойю копии герметических трактатов на греческом языке, вывезенные из Константинополя. Впоследствии эти трактаты, переведённые на латинский язык в 1461 г. Марсилио Фичино, способствовавшие вспышке интереса к герметизму в эпоху Возрождения, и сложили «Герметический корпус».
В 1614 г. швейцарский филолог Исаак де Казобон, проанализировав герметические тексты с точки зрения содержания, текстологической связи с другими текстами и языка, пришёл к выводу, что герметические труды, приписываемые Гермесу Трисмегисту, не были работами древнеегипетского жреца, а фактически были написаны уже во времена христианской эпохи.
В 1945 г. писания герметического толка, написанные на коптском языке, были найдены возле Наг-Хаммади (см. Библиотека Наг-Хаммади). Они были оформлены в виде посвятительной речи между Гермесом и Асклепием из «Герметического корпуса» и текста, описывающего мистическую школу герметизма, «Трактат Восьмой и Девятый».
Далеко не все герметисты имели отношение к религии, некоторые из них рассматривали только философскую систему герметизма.
В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется Богом, Единым, или Всем. Многие герметисты также ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам и основная линия язычества, поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма.
Философ П. П. Гайденко пишет, что
Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии. — убежденность в божественной — нетварной — сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая. [1]
Аврора
Laura
Елена Светлая
И воцарилась тишина,
Какой душа ещё не знала,
Как будто полная луна
Внезапно озарила скалы..
Как будто бы из глубины
Взошло всё то, что в ней сокрыто –
Что много более луны
И звёзд толпы многоочитой..
Объяв собою высь и дол,
Связав узлом все жизни нити,
Над царством плоти Дух взошёл
Её всевластный повелитель.
И вся враждующая тварь
Затихла у Творца в объятье..
И стало ясно вдруг, кто царь,
Кто наш владыка и создатель.
Огнь разрушительный потух..
Одно осталось в мире пламя –
Творящий Дух, тишайший Дух,
Повелевающий громами.