Что такое главные и второстепенные чл предложения 3 класс
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.
Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.
Главные и второстепенные члены предложения
Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.
Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.
Подлежащее — самый главный член предложения
Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.
Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».
На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам
Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.
Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.
Когда слово одно, то оно может быть следующим:
Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:
Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.
Сказуемое — второй главный член предложения
Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.
Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.
Все сказуемые можно поделить на три части:
Определение — второстепенный член
Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.
Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».
Все определения делятся на категории:
К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».
Обстоятельство
Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.
Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».
Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).
Дополнение
Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».
Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).
Разбор предложения по членам
В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:
Приведем пример. Нужно разобрать предложение:
Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.
В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).
И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.
Заключение
В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.
Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.
Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хотя, в русском языке члены предложения могут располагаться в любом порядке, это часто затрудняет понимание сказанного, особенно для иностранцев.
Основные правила по русскому языку за 3 класс: члены предложения
Статья поможет быстро вспомнить разбор предложений по составу за 3 класс, в том числе все члены предложения, после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:
Предложения (повторение)
Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):
— Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
— Вопросительные – содержат вопрос. В конце ставится вопросительный знак (?).
— Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).
Предложения по интонации:
— Восклицательные – произносятся с особым чувством
— Невосклицательные – произносятся спокойно
Части речи (повторение)
Главные члены предложения
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. Оно подчёркивай одной чертой.
Примеры: Черемуха цветет в мае. Лодка плыла по озеру.
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.
Второстепенные члены предложения за 3 класс
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют, уточняют, дополняют предложение (подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член). Это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Чаще всего определение выражено именем прилагательным. Определение подчёркивай волнистой линией.
Пример: Маше купили красный шарф.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр. Обстоятельство подчёркивай пунктиром с точкой.
Считалочка: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Распространенные и распространенные предложения
Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Пример: Дети играют в мяч.
Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным. Пример: Дети играют.
Однородные члены предложения
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.
Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Они являются одним и тем же членом предложения, могут быть главными и второстепенными. Примеры: Черемуха (что?) и сирень (что?) цветут в мае. Холодный (какой?) и резкий (какой?) ветер дул с моря.
Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая.
Союзы и однородные члены предложения
Союзы: А, НО, ДА И, ИЛИ. Они соединяют члены предложения.
Запятая не ставится:
Запятая ставится:
Словосочетание в предложении
Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. В любом словосочетании одно слово (зависимое) зависит от другого (главного). Например, кораблик (какой?) бумажный, плывёт (где? по чему?) по реке, плывёт (как?) быстро.
Не являются словосочетанием:
Значение слов
Однозначными называются слова, имеющие только одно значение: чемодан, ангина.
Многозначными называются слова, у которых есть два или несколько значений. Разные значения слова, как правило, связаны между собой:
1. груша — фруктовое дерево (цветущая груша),
2. груша — плод этого дерева <сладкая груша),
3. груша — изделие, по форме напоминающее этот плод <боксёрская груша).
Различать многозначные слова и омонимы. В толковом словаре значения многозначных слов разделяются отдельными цифрами, а омонимы даются как отдельные слова с цифровыми показателями сверху справа.
Синонимы — слова, близкие по смыслу: друг — товарищ — приятель.
Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением: друг — враг.
Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумывали сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Устойчивые сочетания слов называют фразеологизмами. Таким сочетанием слов можно назвать предмет, явление, ситуацию, действие: взять себя в руки, капля в море.
Текст
Текст — это нескольких предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически. Текст должен обладать смысловой цельностью и быть связным и законченным.
К тексту можно подобрать заголовок.
Тема текста — это то, о чём автор пишет.
Основная мысль — это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет текст.
Типы текстов
Стили текстов
Заключение
Памятка включает в себя разбор предложений за 3 класс, в том числе главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, словосочетания и слова. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.
Разбор по членам предложения
Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.
Главные члены предложения
Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.
Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.
Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.
О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.
Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:
Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.
«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
От подлежащего нельзя задать вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
Примеры письменного разбора по членам предложения
Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»
Конспект урока «Главные и второстепенные члены предложения» (3 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Цель: Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены, уметь распространять предложения второстепенными членами предложения.
Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).
Предметные: получат возможность научиться: понимать, что язык представляет явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные: владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Ребята, а хотели бы вы найти клад?
А что такое клад? (золото, деньги)
Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя с потратить, с годами их становится всё больше. Именно за таким кладом мы сегодня и отправляемся. Кто догадывается о чём я говорю? (О знаниях)
2.Постановка целей урока.
Игра «Найдите лишнее слово» поможет нам определить тему урока.
Докажите, что именно это слово лишнее. (Слайд 1)
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.
Лишнее слово – «подлежащее».
Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.
На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.
Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения. (Слайд 2)
3.Чистописание (Слайд 3)
Пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной буквой и слоги: жи, же.
На другой строчке запишите слова «жёлтый, ежи, предложение.
Запомните написание словарного слова : пред-ло-же-ни-е.
Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.
Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой. (Слайд 4)
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
О твечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать?
Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. (Слайд 5)
Рассмотрим предложение: (Слайд 6)
В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.
О ком говорится в предложении?
В этом предложении говорится о ежах. Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.
Что говорится о ежах?
Ежи что делали? шуршали – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.
Определите вид предложения по цели высказывания
Запишите предложение. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое – двумя чертами.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.
Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.
Рассуждайте так : (Слайд 7)
Ставим вопрос от подлежащего:
ежи (какие?) весёлые. Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
Слова в лесу и листьями – это второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое.
Ставим вопрос от второстепенного члена предложения : листьями (какими?) сухими.
Слово – сухими – второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения.
Это образец разбора предложения по членам предложения.
Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами, отметьте главное слово.
6.Физ.минуткаКак солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Посмотрите все на нас.
Мы руками хлоп-хлоп!
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Заниматься нам пора!
Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, –
это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, –
это распространённые предложения.
Составьте из слов распространённое предложение. (Слайд 8)
Запишите и разберите составленное предложение по членам.
Покажите стрелками связь главных членов предложения со второстепенными.
Проверьте себя! (Слайд 9)
Слова в предложении связаны по смыслу. Для того, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставьте вопрос от одного слова к другому.
Составьте из слов каждой строчки предложения. (Слайд 10)
Озаглавьте текст и запишите его. В каждом предложении подчеркните главные члены.
на, сидел, котёнок, полу
столе, на, шляпа, лежала
шляпа, со, упала, стола
она, шалуна, накрыла
шляпа, прямо, на, ребят, поползла
Проверьте себя! (Слайд 11)
Котёнок сидел на полу. На столе лежала шляпа. Шляпа упала со стола. Она накрыла шалуна. Шляпа поползла прямо на ребят.
Главные члены — это подлежащее и сказуемое?
Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и члены?
Предложение может быть без второстепенных членов?
Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
Подлежащее всегда выражено существительным?
Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется нераспространённым предложением?
Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Такое предложение называется распространённым?
Молодцы! Отличная работа! (Слайд 12)
Домашняя работа : Написать в тетради любое четверостишие, разобрать 1-2 предложения по членам предложения.
Главные и второстепенные члены предложения
Всего получено оценок: 715.
Всего получено оценок: 715.
Основа любого предложения – это его главные члены, то есть подлежащее и сказуемое. Нераспространенные предложения ею и ограничиваются, а в распространенных есть еще и второстепенные члены. Тема эта, которая изучается в 3 классе, очень важная.
Грамматическая основа предложения
Главные и второстепенные члены предложения неравноправны: первые являются основой, вторые – нет. Итак, что такое подлежащее и сказуемое? Подлежащее – это главный член предложения, обозначающий предмет или лицо, о котором говорится в предложении. Выражается чаще всего именем существительным.
А вот сказуемое – это тоже главный член предложения, но оно обозначает действие, которое происходит с подлежащим и выражается глаголом (чаще всего).
Часто бывает так, что между подлежащим и сказуемым пропущен еще один глагол – связка. В таком случае между ними нужно поставить тире: Цель жизни – приносить пользу.
При разборе подлежащее подчеркивается одной длинной чертой, а сказуемое – двумя параллельными.
Второстепенные члены предложения и их особенности
Второстепенные члены предложения – это все слова, кроме подлежащего и сказуемого, которые в него входят. К каждому из них можно задать вопрос либо от подлежащего, либо от сказуемого. Чтобы было проще понять, что за второстепенный член предложения и какой вопрос к нему задается, можно рисовать стрелочки от главных членов к другим словам в предложении.
Слова, у которых нет собственного значения, то есть предлоги, союзы и частицы, не могут являться ни главными, ни второстепенными членами предложения и при разборе никак не подчеркиваются. Но они могут входить в состав членов предложения (предлоги, частицы).
Таблица второстепенных членов предложения поможет в них разобраться.
Название второстепенного члена
Функция второстепенного члена
Вопросы, которые к нему задаются
Чем он выражается
Все вопросы косвенных падежей
В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже
Обозначает признак этого предмета
Какой? Чей? – в разных падежах и лицах
Прилагательным, реже – существительным с предлогом
Обозначает время, место или способ действия
Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему?
Наречиями, а также существительными в косвенном падеже
Второстепенные члены предложения также имеют свои типы подчеркивания при разборе. Так, для выделения дополнения используется пунктир, определение нужно подчеркивать волнистой линией, а обстоятельство – чередованием точки и тире.
Что мы узнали?
В предложении есть основа, куда входят два главных члена: подлежащее, которое чаще всего выражается существительным, и сказуемое, которое чаще всего выражается глаголом. Если в предложении, кроме основы, есть другие слова, оно называется распространенным. Всего есть три второстепенных члена предложения: определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются от подлежащего или сказуемого. Для наглядности при разборе все члены предложения подчеркиваются по-разному.