Глитч (англ. Glitch) — жанр экспериментальной электронной музыки, возникший в середине 1990-х в Германии. Эстетические начала глитча можно обнаружить у футуриста Луиджи Руссоло в манифесте «Искусство Шумов» (англ. «The Art of Noises») — идеологической основе «музыки шумов» (music concrete и, позднее, эмбиента и нойза).
Рождение: 1993 Расцвет: 2000
Становление и популяризация жанра в 1990-е годы в первую очередь связаны с деятельностью франкфуртского лэйбла Mille Plateaux (сборники Clicks & Cuts) и проекта Oval.
В одном из номеров журнала «Компьютерная музыка» (en:Computer Music Journal) 2000 года, композитор Ким Каскон использовал термин «пост-цифровой» (англ. post-digital) для описания экспериментов, связанных с эстетикой глитча.
В глитче доминируют акустические эффекты, обусловленные артефактами цифровых записей — программными ошибками, сбоями цифро-аналоговых конвертёров, аппаратными шумами, сбоями в чтении CD; эксперименты с чтением сухих цифровых данных, и прочие исследования цифрового аудиотракта. Каскон рассматривает глитч, как поджанр электронной музыки.
Глитч стал способом творческой самореализации для многих весьма уважаемых музыкантов: Alva Noto, Autechre, Fennesz,Prefuse 73, Ryoji Ikeda, edIT. В России активно использует глитч Mujuice, но еще более показателен пример молодого японского продюсера Ametsub. Он довел музыку в этом экспериментальном стиле до уровня высокого искусства, совместив шероховатость звучания с поэтическим мелодизмом и красотой.
Глитч (с англ. Glitch ) — жанр экспериментальной электронной музыки, возникший в середине 1990-х в Германии.
Содержание
История
Эстетические начала глитча можно обнаружить у футуриста Луиджи Руссоло в манифесте «Искусство Шумов» (англ. «The Art of Noises» ) — идеологической основе «музыки шумов» (конкретной музыки и, позднее, эмбиента и нойза).
Становление и популяризация жанра в 1990-е годы в первую очередь связаны с деятельностью франкфуртского лейбла Mille Plateaux (сборники Clicks & Cuts) и проекта Oval.
В одном из номеров журнала «Компьютерная музыка» (en:Computer Music Journal) 2000 года, композитор Ким Каскон использовал термин «пост-цифровой» (англ. post-digital ) для описания экспериментов, связанных с эстетикой глитча.
Особенности
В глитче доминируют акустические эффекты, обусловленные ошибками и сбоями в цифровых записях — баги (программные ошибки), системные сбои, аппаратный шум, сбои и перемотка (Skip) CD и цифровые искажения. Каскон рассматривает глитч как поджанр электронной музыки.
Музыка в стиле глитч обычно пишется на компьютере, с использованием современного цифрового программного обеспечения, при помощи которого музыкант нарезает и соединяет в единый трек короткие семплы композиций других авторов. Вместо битовой составляющей в музыке глитч звучат короткие щелчки и шумы.
Исполнители
См. также
Это заготовка статьи о музыкальном жанре. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
: неверное или отсутствующее изображение
Напишите отзыв о статье «Глитч (музыка)»
Отрывок, характеризующий Глитч (музыка)
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.
Зачастую приводят такой пример: гитарист играя на гитаре не может извлечь 2е одинаковые ноты, каждый щипок по струне будет уникален. А если заставить синтезатор сыграть несколько одинаковых нот подряд, то звук будет один в один. То же самое и с ритмом.
Однако! С тех пор технологии значительно ушли вперед, каждое новое поколение электронных музыкантов разрабатывает приемы и техники которые позволяют заставить каждый звук, каждую ноту звучать по разному.
Во-первых это применение длинных цепочек эффектов на каждый синтезатор/луп, которые добавляют произвольные малозаметные модуляции, обогащая звук и делая его более живым. Т.е. обычный слушатель может и не отдавать себе отчет, в том, что же там происходит, но мозг его вполне четко улавливает изменения и дает ощущения целостного и интересного звука.
Начинающие музыканты зачастую встают в тупик, как. Как делают такие звуки? На самом деле техник получения глитчей очень много, как правило музыкант использует несколько методов для сэмплирования, затем режет то что получилось на отдельные сэмплы, которые затем можно использовать в треках. Плюс своя коллекция сэмплов помогает сделать саунд более уникальным и узнаваемым. Можно естественно использовать готовые коллекции сэмплов, но если делать самому то есть вероятность сделать гораздо более интересные и близкие для себя звуки.
Не буду зацикливаться на конкретных плагинах, информации по ним в интернете полно, просто расскажу суть некоторых известных мне методов. Хотя если быть откровенным то все они сводяться к тому, чтобы наложить на звук как можно больше эффектов которые этот звук просто уничтожат, и затем посидеть с аудиоредактором, повырезать интересные кусочки.
Зачастую приводят такой пример: гитарист играя на гитаре не может извлечь 2е одинаковые ноты, каждый щипок по струне будет уникален. А если заставить синтезатор сыграть несколько одинаковых нот подряд, то звук будет один в один. То же самое и с ритмом.
Однако! С тех пор технологии значительно ушли вперед, каждое новое поколение электронных музыкантов разрабатывает приемы и техники которые позволяют заставить каждый звук, каждую ноту звучать по разному.
Во-первых это применение длинных цепочек эффектов на каждый синтезатор/луп, которые добавляют произвольные малозаметные модуляции, обогащая звук и делая его более живым. Т.е. обычный слушатель может и не отдавать себе отчет, в том, что же там происходит, но мозг его вполне четко улавливает изменения и дает ощущения целостного и интересного звука.
Начинающие музыканты зачастую встают в тупик, как. Как делают такие звуки? На самом деле техник получения глитчей очень много, как правило музыкант использует несколько методов для сэмплирования, затем режет то что получилось на отдельные сэмплы, которые затем можно использовать в треках. Плюс своя коллекция сэмплов помогает сделать саунд более уникальным и узнаваемым. Можно естественно использовать готовые коллекции сэмплов, но если делать самому то есть вероятность сделать гораздо более интересные и близкие для себя звуки.
Не буду зацикливаться на конкретных плагинах, информации по ним в интернете полно, просто расскажу суть некоторых известных мне методов. Хотя если быть откровенным то все они сводяться к тому, чтобы наложить на звук как можно больше эффектов которые этот звук просто уничтожат, и затем посидеть с аудиоредактором, повырезать интересные кусочки.
Как Вы уже знаете, Дискета обожает современное искусство и с радостью размещает работы разных авторов внутри заведения. В этой статье мы решили рассказать Вам о том, что такое «Glitch Art».
Т ермин
Глитч-арт (Glitch art — искусство ошибки, цифровых помех) — изобразительное искусство, выразительными средствами которого являются различные цифровые и аналоговые ошибки, например, такие как артефакты сжатия, баги, разрушение цифрового кода или физическое манипулирование электронными устройствами (например, с помощью circuit bending). Произведения «глитч-арта» демонстрируются на выставках, посвящённых цифровому искусству.
И скусство ошибки
И стория
Впервые термин употребил в контексте поломки аппаратуры астронавт США Джон Гленн в 1962 году. Однако к тому времени художники уже не раз использовали прием цифрового бага. Первым известным проектом стал фильм «A Colour Box»Лена Лая1935 года. Затем внимание привлекла видео скульптура «TV Magnet» художника Нам Джун Пайка. Он, к слову, считается основателем видеоарта. В 1978 году вышел экспериментальный фильм «Digital TV Dinner», созданный Джейми Фентоном и Райлем Саритским. В нем использовались аудио ошибки, а само видео было сделано за счет манипуляций с игровой консолью Bally.
Вскоре термин «глитч» стал употребляться для описания ошибок в программном обеспечении, видео играх, аудио и видеоматериалах, изображениях и иных форматах отображения данных. В середине 1990-ых термин «глитч» вошел в сферу искусства как наименование жанра экспериментальной электронной музыки. Музыкальные композиции такого жанра создавались на аппаратных шумах и акустических эффектах, вызванных различными сбоями в системе. Изначально считалось, что «глитч»может применяться лишь тогда, когда ошибка является случайной из-за неверной работы оборудования или программного обеспечения. Но со временем появились способы преднамеренного побуждения некоторых из этих сбоев. Процесс берет свое название от практики, когда детские игрушки, дешевые клавиатуры и педали (блоки) эффектов специально “закорочены”, чтобы создавать спонтанные и непредсказуемые звуки.
В визуальное искусство «глитч» пришел в конце XX века и в новом тысячелетии стал активно развиваться. Термин «глитч-арт» ввёл художник Энт Скотт в 2001 году для описания своих произведений. Со временем все больше художников в разных областях стали приходить к тому, чтобы вставить сбои в свою работу, используя технику под названием «databending».
Т ворения Glitch art
Деятели искусства изучают различные технологии и создают собственные способы, чтобы придать изображению особый пиксельный вид. Британский дизайнер Люк Джеррам создал скульптуру школьницы на железнодорожной станции в Бристоле. Она состоит из блоков и разных слоев, в отдалении превращаясь в сбитое изображение. Канадский художник Матье Сен-Пьер использует компьютерные программы и аналоговые видеосигналы для создания своих изображений с электронными сбоями.
П оследствия
Благодаря распространению компьютеризации данное направление в искусстве начало широко распространяться и получило много последователей в разных странах. Мир помех и ошибок изображают в своих работах такие художники, как Роза Менкман из Нидерландов, Рейчел Уайт из Великобритании, Даниел Войку из Румынии. Глитч-арт также стал объектом исследования ученых и теоретиков. Аймонд Моради, первый предложивший классификацию «глитча», разделил его на два типа: «Чистый глитч» и «Глитч-подобия». Первый тип характеризуется как непреднамеренный, случайный, найденный, присвоенный, реальный; соответственно, второй тип — запланированный, преднамеренный, предумышленный, искусственный.
Исследователи феномена «глитч-арт» сходятся во мнении, что основной задачей данного направления в искусстве является «создание, выявление, захватывание ошибок, сбоев, помех, получившихся в результате случайности, неправильного использования, намеренного злоупотребления и/или экспериментирования с аппаратным или программным обеспечением».
Как и поп-арт, «глитч» в итоге превратился в стиль жизни, и применяется также в одежде, обуви и аксессуарах. Самовыражение и покорение новых просторов стритвира привело московский бренд Submariner к «глитч-арту». Это возможно связано с волной популярности стиля 90-ых. Одновременно марка постоянно открывает для себя новые технологии нанесения принтов и окрашивания изделий. Символ Submariner – водолаз в шлеме, появился и в последней коллекции SMR«с ошибкой». Шумное смещенное изображение разбавляется яркими красками и приобретает совершенно уникальный вид.
А ниме Глитч-арт
Японская анимация – отдельный мир мультфильмов скорее для подростков и взрослых, чем для детей. Высокотехнологичная страна, пожалуй, лидеры по части экспериментов. Их персонажи с большими глазами и невыразительным ртом и носом передают эмоции чересчур нереалистично, чем и привлекают внимание. Конечно, «глитч-арт» проник и в их жизнь. Тамблер бои, сидящие в одноименной социальной сети, больше других увлечены этим искусством. Именно там можно встретить множество изображений и анимаций с полосками, сдвигами и раздвоением.
Одним из самых известных художников японского «глитча» и цифрового искусства является музыкант Yoshi Sodeoka. Он создает уникальные проекты с 1990-ых годов. Его цифровое искусство было представлено на многочисленных DVD-дисках, кинофестивалях, художественных галереях и выставках. И хотя в работах Йоши не используется аниме, говорить о «глитче» без упоминания этого художника было бы неправильно.
К ритика и влияние
Дискуссия вокруг «глитч-арта» связана в первую очередь с трудностью определения его рамок как одного из вида веб-арта. Сербский цифровой художник Андрей Тишма пишет:
«…Это делает web.art невероятно разнообразным и динамичным, а следовательно, проблематичным для определения. Тем не менее, существуют параметры распространенные для всех форм этого искусства, известные знаменатели, с помощью которых мы все еще можем определить природу веб.арта, особенно в связи с так далеко идущими формами художественного выражения»
«Глитч-арт» распространяется на разные виды искусства. Так, под его влиянием австралийский скульптор Пол Каптейн создаёт деревянные скульптуры, в которых сочетаеются традиционная работа с деревом и цифровой стиль «глитч-арта». В стиле «компьютерных ошибок» создаются различные предметы. К примеру, американец Филипп Стирнс делает пледы и ковры с глитч-текстурой. Отдельные мебельные дизайнеры начали разработку глитч-мебели.