Что такое горизонтальный сдвиг ветра
СДВИГ ВЕТРА
Вертикальный С. в. — это изменение скорости и направления ветра с высотой, отнесенное к единице толщины слоя. Горизонтальный С. в.— это изменение ветра по горизонтали, также отнесенное к единице расстояния, когда параллельные воздушные потоки имеют различную скорость. Горизонтальный С. в. может быть антициклоническим и циклоническим. Антициклонический С. в. возникает в случаях, когда скорость ветра уменьшается (по потоку) в северном полушарии слева направо, в южном — справа налево. Циклонический С. в. возникает при уменьшении скорости ветра в северном полушарии справа налево, в южном — слева направо.
С. в. существенно влияет на условия полета самолетов и интенсивность турбулентности. Нередко он является причиной возникновения шквалов и ночных гроз.
Различают слабый, умеренный и сильный вертикальный С. в. при изменении скорости ветра соответственно на 0 — 2,. 2 — 4 и 4 — 6 м/с на 100 м высоты. Наиболее значительные С. в. наблюдаются в нижнем 30-метровом слое атмосферы над неровностями рельефа (например, в горах), а также при неустойчивой стратификации атмосферы, больших барических градиентах и на атмосферных фронтах.
Смотреть что такое «СДВИГ ВЕТРА» в других словарях:
Сдвиг ветра — атмосферное возмущение, при котором скорость ветра резко меняется по значению или (и) направлению вдоль траектории полёта летательного аппарата. С. в. численно определяют как отношение разности ( )Wg составляющих скорости ветра в земной системе… … Энциклопедия техники
Сдвиг ветра — изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный 6 м/с и… … Официальная терминология
сдвиг ветра — Изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный 6 м/с и… … Справочник технического переводчика
Сдвиг ветра — изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный 6 м/с и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
сдвиг ветра — Рис. 1. Схема воздушных потоков при прохождении грозового облака. сдвиг ветра атмосферное возмущение, при котором скорость ветра резко меняется по значению или (и) направлению вдоль траектории полёта летательного аппарата (рис. 1). С. в.… … Энциклопедия «Авиация»
сдвиг ветра — Рис. 1. Схема воздушных потоков при прохождении грозового облака. сдвиг ветра атмосферное возмущение, при котором скорость ветра резко меняется по значению или (и) направлению вдоль траектории полёта летательного аппарата (рис. 1). С. в.… … Энциклопедия «Авиация»
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СДВИГ ВЕТРА — изменение вектора ветра с высотой. См. Вертикальный градиент скорости ветра … Словарь ветров
ЗОНЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО СДВИГА ВЕТРА — участки крупномасштабной шероховатости пересеченного рельефа, горных гряд, цепей и т. п., над которыми вследствие трения возникают сильные завихрения и скорость ветра в приземном слое существенно меньше скорости на некоторой высоте. 3. в. с. в.… … Словарь ветров
струйное течение — в северном полушарии. Январь. струйное течение (СТ) в атмосфере сильный узкий поток с почти горизонтальной осью в верхней тропосфере или в стратосфере, характеризующийся большими вертикальными и горизонтальными сдвигами ветра и одним или… … Энциклопедия «Авиация»
струйное течение — в северном полушарии. Январь. струйное течение (СТ) в атмосфере сильный узкий поток с почти горизонтальной осью в верхней тропосфере или в стратосфере, характеризующийся большими вертикальными и горизонтальными сдвигами ветра и одним или… … Энциклопедия «Авиация»
Горизонтальный сдвиг ветра
Сдвиг ветра (wind shear, или windshear) — микрометеорологическое явление, повышенный градиент скорости и/или направления ветра на небольшом участке атмосферы. Сдвиг раскладывают на горизонтальную и вертикальную составляющие.
Горизонтальный сдвиг ветра для авиации
Рассмотрим самолёт, летящий по инструментальной системе посадки (Instrument Landing System, ILS) с углом наклона глиссады 3 градуса на приборной скорости 140 узлов (260 км/ч) со встречным ветром в 20 узлов (10,3 м/с).
Допустим, самолёт внезапно попадает в сдвиг ветра, где встречный ветер скоростью 20 узлов исчезает.
То есть, у самолёта в итоге будет как дефицит скорости, так и дефицит высоты (slow and low), сопровождаемые недостаточной тягой.
Варианты развития событий
Пилот, пытаясь снова войти в глиссаду, может в такой ситуации взять штурвал на себя (на кабрирование), причём интенсивнее, чем он это делал до попадания в сдвиг ветра. Это
только осложнит ситуацию со скоростью до тех пор, пока пилот не увеличит тягу двигателей; причём пройдёт определённое время, прежде чем двигатели компенсируют исходный недостаток мощности.
Если самолёт окажется на земле раньше, чем недостаток мощности будет компенсирован, произойдёт грубая посадка до полосы на малой скорости.
Если имеется достаточный запас времени для восстановления приборной скорости и выхода на глиссаду, то возникает проблема «двойного (повторного) реверса». Она связана
с тем, что для фактических штилевых условий имеющаяся тяга избыточна. Таким образом, как только дефицит тяги скорректирован, следует уменьшить режим работы двигателей,
причём до величины меньшей, чем была установлена до попадания в сдвиг ветра (потому что мощность, необходимая для снижения по ILS по глиссаде с углом наклона 3 градуса в условиях отсутствия ветра, меньше, чем при встречном ветре скоростью 20 узлов).
Пилот должен быстро переместить РУДы назад, иначе самолёт вскоре будет иметь избыточную мощность, т. е., появится и избыток скорости, и избыток высоты (fast and high), что может не позволить остановиться в пределах располагаемой длины ВПП.
Как самолёт перебегает полосу
При штатном выполнении посадки, пилоты, выполняющие посадку на скорости, большей, чем скорость захода, стремятся погасить скорость, выдерживая ВС над полосой. Такого выдерживания перед касанием следует избегать, т. к. это «съедает» значительную часть из располагаемой дистанции для пробега.
В случае выполнения посадки при попутном ветре связанное с этим увеличение путевой скорости приведёт к увеличению посадочной дистанции. При снижении самолёта и его приближении к ВПП попутный ветер, как правило, уменьшается. Возникает эффект кратковременного возрастания подъёмной силы из-за увеличения истинной воздушной скорости, что затрудняет выполнение посадки и увеличивает продолжительность выдерживания.
Что такое горизонтальный сдвиг ветра
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
начальника УЛС
МГА
И.Д. Волков
«04» февраля
1979г.
ВЛИЯНИЕ СДВИГА ВЕТРА
НА ВЗЛЕТ И ПОСАДКУ
САМОЛЕТОВ
(Методические рекомендации для
летного и диспетчерского состава
гражданской авиации)
Методические рекомендации разработали:
А.И. Журавлев, канд. географ. наук
О.К. Трунов, канд. техн. наук
1. Что такое сдвиг ветра?
По статистическим данным ВМО, попадание ВС на посадке в сдвиг
ветра превышающий 4 м/с на 30м, возможно не менее одного раза в
течение всего его среднего ресурса.
Естественно, может возникнуть вопрос, почему эта проблема
внезапно приобрела столь актуальное значение? Ведь вряд ли кто-либо
усомниться в том, что сегодня ветер дует так же, как 30-40 лет тому
назад. Изменился не ветер. Изменились летательные аппараты, условия
и интенсивность их эксплуатации. С другой стороны, рассматривая с
современных позиций старые летные происшествия и предпосылки к ним,
можно найти немало примеров опасного влияния того, что теперь мы
называем сдвигом ветра и что раньше приписывалось иным причинам.
2. Влияние сдвига ветра на полет самолета
— линия раздела (перехода
ветра к штилю)
Увеличение встречной составляющей скорости ветра при снижении
самолета по глиссаде вызывает временное увеличение приборной
скорости и (или) отклонение самолета вверх от глиссады. Пилот
уменьшает тягу двигателей, но увеличение приборной скорости,
соответствующее увеличению скорости ветра, приводит к скоростной
посадке с перелетом.
Взлет в условиях сдвига ветра, не связанного с грозовой
деятельностью, представляет гораздо меньшие затруднения, чем
посадка, так как по мере разгона самолета его аэродинамические
характеристики улучшаются. Схематическое изображение поведения
самолета на взлете при положительном и отрицательном сдвигах ветра
дано на рис. 7 и 8.
Рис. 8. Взлет и набор высоты при
отрицательном сдвиге ветра.
Увеличение встречной (или уменьшение попутной) составляющей
скорости ветра в процессе набора высоты вызывает увеличение
приборной скорости и угла набора высоты.
Увеличение попутной (уменьшение встречной) составляющей
скорости ветра при наборе высоты временно уменьшает приборную
скорость, а следовательно, и угол набора высоты, что может
представлять опасность, особенно при продолженном взлете.
3. Сдвиг ветра при приближении грозы
Подавляющее большинство летных пришествий, связанных со сдвигом
ветра, обусловлено фронтальной или внутримассовой грозовой
деятельностью. При взлете и посадке гроза представляет для пилота
особую опасность. Изменение погоды происходит так быстро, что экипаж
воздушного судна может не получить достаточно точной информации о
скорости и направлении ветра на каком либо участке траектории взлета
или захода на посадку. Кроме этого, при полете около грозовых
облаков, как правило, на самолет будет действовать не только
вертикальный сдвиг ветра, но и вертикальные потоки воздуха, а также
турбулентность. Траектории взлета и посадки в условиях сдвига ветра,
связанного с грозовой деятельностью, схематически показаны на рис. 9
и 10.
Увеличение попутной составляющей скорости ветра при подходе к
ВПП (зона 2) и действия нисходящего потока воздуха вызывает
отклонение самолета от глиссады и (или) уменьшение приборной
скорости. Возможно приземление до ВПП, а в некоторых случаях даже
сваливание самолета.
Увеличение попутной (уменьшение встречной) составляющей
скорости ветра и действия нисходящего потока воздуха могут вызвать
искривление траектории набора вниз и резкое уменьшение приборной
скорости. В некоторых случаях возможно сваливание самолета. Расчеты
показывают, что нисходящий поток воздуха 5-6 м/с в сочетании с
значительным сдвигом ветра может оказаться предельным для самолетов
местных воздушных линий типа Як-40 даже при мгновенной приемистости
двигателей.
Насколько серьезна проблема сдвига ветра с точки зрения
обеспечения безопасности полетов, показывают следующие примеры.
4. Влияние значительных сдвигов
ветра на посадку самолета
Приведенные примеры достаточно ярко иллюстрируют, какую
опасность представляет неучет сдвига ветра вблизи земли и насколько
важно пилоту уметь правильно и своевременно оценить обстановку и
принять необходимые меры для борьбы с влиянием этого явления.
Рис. 13. Заход на посадку самолета Ту-134А
в аэропорту Тбилиси (14.04.76г.)
5. Распознавание сдвига ветра
1. Перед заходом на посадку командир воздушного судна должен
сравнить полученную информацию о ветре у земли с информацией о ветре
на высоте 100м и оценить величину и характер сдвига ветра, чтобы
установить, следует ли ему учитывать сдвиг ветра при заходе на
посадку.
2. Сдвиг ветра менее 6 м/с на 100м высоты при заходе на посадку
учитывать не следует. Заход выполнять на режимах, рекомендованных
Руководством по летной эксплуатации самолета.
3. При сдвиге ветра 6 м/с и более на 100м высоты, если
продольная составляющая скорости ветра у земли меньше, чем на высоте
100м (положительный сдвиг), необходимо соответствующим увеличением
режима работы двигателей повысить приборную скорость на 10-20 км/ч
по сравнению с рекомендованной Руководством по летной эксплуатации и
выдерживать увеличенную скорость в процессе последующего захода.
Этот запас скорости необходим для компенсации ее уменьшения после
входа самолета в зону сдвига ветра. Если к моменту снижения на
высоту принятия решения созданный запас скорости окажется
исчерпанным, несмотря на увеличенный вплоть до номинала режим работы
двигателей, необходимо уйти на второй круг.
4. При отсутствии информации о ветре на высоте 100м необходимо
после пролета ДПРМ тщательно наблюдать за характером возможного
изменения приборной скорости.
Если при сохранении правильно подобранного режима двигателей
появиться стремление к непрерывному уменьшению скорости по прибору,
несмотря на выдерживание глиссады, это свидетельствует о входе
самолета в зону положительного сдвига ветра.
В этом случае действия экипажа должны быть такими же, как и при
положительном сдвиге ветра 6 м/с и более на 100м высоты.
Админ/ скобарь спасибо за ссылки.
Админ/ скобарь спасибо за ссылки.
К примеру, ознакомьтесь:
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ Руководителям
ОКРУЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ авиапредприятий, авиакомпаний,
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ аэропортов и предприятий
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА по ИВП и ОВД, ФЛА РФ,
МИНИСТЕРСТВА ОФ СЛА, ФВР, РОСТО
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13.09.2004г. № 5/11-112
НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ КОМИССИЕЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АП С ЧЖ:
В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Довести данное заключение до авиационного персонала ФЛА РФ,
ОФ СЛА, ФВР, РОСТО.
2. Авиационному-техническому обществу (КРОО АТСО) «Добролет»
пройти сертификацию и регистрацию в качестве эксплуатанта АОН, с
целью получения права на осуществление деятельности по использованию
воздушного пространства, в соответствии с частью 2 ст. 11 Воздушного
кодекса РФ.
3. АТСО «Добролет» заявки на использование воздушного
пространства представлять в соответствии с «Инструкцией по
составлению формализованных заявок на ИВП».
4. Эксплуатантам АОН, базирующимся на аэродроме «Пески» г.
Петрозаводска, сведения о дельтадроме внести в «Инструкцию по ИВП
Санкт-Петербургской воздушной зоны ЕС ОрВД».
5. Медицинское освидетельствование пилотам ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР,
РОСТО проходить во ВЛЭК ГА. Предполетный медицинский контроль
пилотов ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР, РОСТО организовывать, не ранее чем за 2
часа до начала полетов медицинским работником, прошедшим подготовку
по авиационной медицине.
6. Уставные задачи организации АТСО «Добролет» привести в
соответствие с фактически выполняемыми видами авиационной
деятельности, введя внесение дополнений в раздел устава «Задачи
общества».
7. Индивидуальным членам ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР, РОСТО,
базирующимся на аэродроме «Пески» г. Петрозаводска, при АТБ ФГУ «С-3
авиационная база», для обеспечения лучшей организации технического
обслуживания ЛА, ведения и хранения необходимой технической
документации, создать инженерно-технические группы.
8. Летному составу ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР, РОСТО повторно изучить
действия в особых случаях полета согласно НПП ГА-85.
9. Летно-техническому составу ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР, РОСТО
проходить межсезонную подготовку к ОЗП и ВЛП.
10. Лиц летного состава ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР, РОСТО не имеющих
сертификата на право выполнять техническое обслуживание, к
самостоятельному техническому обслуживанию ЛА не допускать.
11. При выдаче сертификата летной годности самодельных ЛА,
рекомендовать руководству ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР, РОСТО проводить
испытание ЛА только пилотами-испытателями.
12. Руководству и должностным лицам ФЛА РФ, ОФ СЛА, ФВР и РОСТО
выполнять требования Федеральных авиационных правил «Положение о
порядке допуска к эксплуатации ЕЭВС АОН», утвержденных Приказом МТ
РФ от 17.04.03 г. № 118 и «Технические требования к ЕЭВС АОН»,
утвержденных Распоряжением 1-го заместителя МТ РФ от 15.05.03 г. №
НА-119-р.
Сдвиг ветра
Это скрытое и труднопредсказуемое явление. Несмотря на его давнюю очевидность («воздушные ямы»), официальной авиационной метеорологией оно отрицалось (не без влияния аэродинамиков) вплоть до 70-х годов, когда заметно изменились ЛА (в основном увеличение массы и инертности), условия и интенсивность их эксплуатации. Увеличение частоты лётных происшествий при взлете и посадке по, казалось бы, необъяснимым причинам, заставило обратить внимание на это явление.
Элементарная сущность сдвига ветра в том, что если одна из составляющих турбулентного местного вихревого возмущения воздуха совпадает с направлением полета ЛА и его скорость сравнима с местной скоростью потока, обтекающего крыло, то происходит как бы его торможение(вплоть до нуля) или ускорение. Подъемная сила резко меняется, и ЛА, имеющий на посадке малые скорость и высоту, может заметно изменить траекторию движения, вплоть до падения.
Горизонтальные составляющие являются продолжением кольцевых струй горизонтально расположенных вихрей, имеющих и вертикальные составляющие. Поэтому можно, с достаточной точностью, оценивать сдвиг по изменению скорости ветра по высоте над небольшой площадью (зона взлета и посадки), неадекватному общему правилу равномерного изменения ветра с высотой. Одним из следствий зарождения или наличия сдвига является порывистость ветра. Сдвиг ветра как правило возникает вблизи или под кучево-дождевыми облаками, в зоне атмосферных фронтов, при наличии инверсии у поверхности земли, а также в горной местности и прибрежных районах.
Изменения направления и (или) скорости ветра в определенном слое атмосферы могут сочетаться с турбулентностью и(или) сильными вертикальными потоками воздуха, поэтому значительные сдвиги ветра относятся к категории опасных внешних воздействий среды (ОВВС).
ИКАО рекомендует следующую градацию сдвига ветра по признакам вертикального потока, то есть:
Согласно правилам полетов над территорией стран СНГ сильный сдвиг ветра, при котором запрещаются взлет и посадка, это 5 м/с на 30 м высоты.
СДВИГИ ВЕТРА В ПРИЗЕМНОМ СЛ ОЕ, ИХ ВЛ ИЯНИЕ НА ВЫПОЛНЕ НИЕ ПОЛЕТОВ
Распределение вет ра в приземном слое атмосферы (д о высоты 100 м) оказывает большое влияние на выполнение взлета и посадки ВС. Особенно опасным является резкое изменение ветрового режима вдоль траектории движения ВС, которое может оказаться соверш енно неожиданным для экипажа.
ВС пересекает самый нижний слой ат мосферы в столь корот кое время, что ограниченный запас высоты, скорост и, приемистость двигателей не позволяют пилоту своевременно парировать влияние резкого изменения ветра. Изменение взлетно-посад очных характеристик под воздействием резкого ослабления или усиления ветра явилось, в ряде сл учаев, одной из главных причин лет ных происшествий.
Характеристикой пространственной изменчивости вет ра является сдвиг ветра –
разность вект оров ветра в д вух точках пространст ва, от несенная к расстоянию межд у эт ими точками. Сдвиг ветра представляет собой векторную величину и от ражает изменение скорости и направление ветра между рассматриваемыми точками. В зависимост и от ориент ации в пространстве двух точек, межд у кот орыми определяется сдвиг вет ра, различают верт икальный и горизонтальный сдвиги вет ра. Кроме того, выделяются вертикальные восх одящие и нисходящие пот оки, представляющие соб ой движение воздуха в вертикальном направлении в небольших зонах с сечением порядка сотен метров.
Для оценки сдвига ветра пользуются терминами и численными критериями, которые рекомендованы ICАО ( табл. 9.1).
Таб лица 9.1. Характеристики сдвигов вет ра
Сдвиг ветра | Влияние на управление самолетом | Вертик. сдвиг ветра м/с на каждые 30 м в ысоты | Горизонт. сдвиг ветра м/с на каждые 600 м расстояния | Скорость в осходящ. или нисходящ. потока м/ с |
Слабый | Незначительное | 0…2,0 | 0…2,0 | 0…2,0 |
Умеренный | Значительное | 2,1…4,0 | 2,1…4,0 | 2,1…4,0 |
Сильный | Существенные затруднения | 4,1…6,0 | 4,1…6,0 | 4,1…6,0 |
Очень сильный | Опасное | > 6 | > 6 | > 6 |
По статистическим данным WМO попадание ВС на посадке в сдвиг вет ра, превышающ ий
4 м/с на 30 м высоты, возможно не менее одного раза в т ечение всего его среднего ресурса.
Проб лема сдвига ветра в авиации приобрела особенно актуальное значение в последние
т раектории полета. Вект ор путевой скорости
W является суммой вект ора воздушной
Сох ранение, вследст вие инерции, путевой скорости при пересечении ВС уровней с различны м ветром привод ит к изменению возд уш ной скорости. Если бы ВС под действием изменений вет ра могло мгновенно ускорять или замедлять свое движение, проблемы сдвига вет ра не существовало бы.
Влияние сдвига ветра на полет самолета можно оценит ь, рассмотрев формулу подъемной силы крыла У при установившемся движении:
Под ъемная сила крыла У прямо пропорциональна квадрату воздуш ной скорост и полета. З начит ельное изменение характера движений во зд уха вдоль траекто рии полета вызы вает р езкое изменение воздушной скорости и, соответст венно, подъемной сил ы. В результате э того возникают эволюции ВС в вертикальной плоскости: при увеличении воздушной скорости произойдет подъем, а пр и уменьш ении – опускание ВС по отношению к р асчетной т раектории полета. При наличии дост аточ ных запасов по высо те и скорости полета со временные ВС, даже без вмешательст ва пилота, могут восстанавливать р ежим полета, нарушенный изменением парамет ров вет ра. На малых вы сот ах при выполнении захода на посадк у ил и при взлете сущ ест венные от клонения ВС от предполагаемой т раектории полет а пр едст авляют больш ую опасность в связи с б лизостью земли. Характер о тклонений от заданной траектории движения зависит о т вида сдвига ветра, наб людаю щегося в д анной зоне.
1. Скорость ветра с высотой резко увеличивается (рис. 9.10)
При посадке ВС, движущ ееся прот ив вет ра, попадает в нижележащий слой с более слабым встречным ветром. При эт ом по инерции оно сохраняет свою путевую скорост ь, воздушная же скорость уменьшает ся, следовательно, уменьшается и подъемная сила. В результат е фактическая траектория движения проходит ниже заданной глиссады, ВС “проваливает ся” и, несмотря на увеличение пилотом силы тяги двигателей, посадка может быт ь совершена с недолет ом. Аналогичная ситуация наблюдается при посадке с попутным ветром, который с вы сотой ослабевает.
Рис. 9.10. Схема посадки ВС при ослабевающем встречном в етре
2. Скорость ветра с высотой резко уменьшается (рис. 9.11)
При посадке ВС, движущ ееся прот ив вет ра, попадает в нижележащий слой с более
сильным встречным ветром. Воздушная скоро сть и подъемная сила увеличиваются. Посадка в таких условиях сопровожд ается “подбрасыванием”, перелет ом заданной т очки касания ВПП и выкатыванием за пределы дальней концевой полосы безопасност и или за дальний конец ВПП.
Рис. 9.11. Схема посадки ВС при усилив аю щемся встречном ветре
Осложнения при взлете в случае ослабления встречного ветра с высотой возникают из-за падения подъемной силы и “проваливания” ВС, вслед ствие ч его оно может выйт и за нижний предел сектора безопасного набора высот ы. Так как при взлете практически нет возможности д ополнительного резкого увеличения силы тяги, то возникает опасность столкновения ВС с окружающими аэродром препятствиями (высокие искусственные сооружения, возвышенности).
Горизонтальный сдвиг ветра
Влияние горизонтального сдвига ветра зависит от характера изменения ветра по горизонт али. Например, при резком увеличении скорости встречного потока в направлении полета (или при ослаблении попутного ветра) наблюдается “подбрасывание”; при значит ельном уменьшении ветра (при усилении попутного вет ра) ВС “проваливается”.
4. Боковые сдвиги ветра (рис. 9.12)
Рис. 9.12. Схема посадки ВС при боковом ветре а) правый поворот ветра с высотой;
б) левый поворот ветра с высотой;
Для определения величины сдвига ветра, в первом приб лижении, на всех аэрод ромах проводятся шаропилотные измерения скорости и направления ветра на высоте 100 м и высот е круга. Зная ветер у земли и на высоте 100 м, можно определить среднюю величину и характер сдвига ветра (попутный, вст речный или боковой) и принять необ ходимое реш ение.
Особое значение придается сообщениям экипажей ВС, выполняющ их полет ы на малых высот ах или на уровне круга в районе аэрод рома, а т акже производящих взлет и посадку. В сведениях, полученных от экипажей ВС, сообщается мест оположение зоны сдвигов вет ра (по местным ориентирам), граница слоя (слоев), скорость и направление ветра на различных высот ах.
Необ ходимо помнить, что вертикальный сдвиг ветра нелинейно зависит от толщины слоя, д ля кот орого проводится его оценка. Поэт ому перех од от значений сдвига ветра, определенных для слоев одной толщ ины к слоям другой толщины, должен осущ ест вляться с учет ом статистических закономерностей распределения сдвига ветра при помощ и специальных графиков.
Опасные сдвиги ветра в нижних слоях атмосферы могут соч етаться с сильными вертикальными движениями воздуха и т урбулентными порывами, которые также способ ны вызвать перемещение или броски ВС в вертикальной плоскости. При взлет е или посадке в связи с близостью земли и ограниченными возможностями маневра ВС эти броски предст авляют значительную опасност ь. Совмест ное влияние на ВС всех перечисленных факторов может резко осложнит ь пилот ирование в особенности в тех сл учаях, когда в некоторые интервалы времени воздействие различных факт оров б уд ет направлено в одну ст орону.
Анализ летных происшествий, обусловленных сдвигами ветра, показывает, что сложност ь
и опасност ь ситуации опред еляется ее полной неожиданностью для экипажа.
Характерными условиями, при кот орых могут наблюдат ься сильные сдвиги ветра,
— развитие мощных кучево-дождевых облаков (особенно грозо-градовых);
— прохождение атмосферных фронтов;
— образование задерживающих слоев;
— особенност и орографии или застройки района аэродрома.
Мощные грозовые очаги вызывают значительные возмущ ения воздушных потоков и создают в нижних слоях атмосферы чрезвычайно сложную ст рукт уру ветра:
— сильные восход ящие пот оки возд уха (30…40 м/с);
— инт енсивные нисх одящие пот оки в зоне выпадения ливневых осадков (10…15 м/с и более);
— фронт порывистост и перед облаками (рис. 9.13).
Рис. 9.13. Структура фронта порывистости
Пересечение фронта порывист ости ВС в пол ет е представл яет больш ую опасност ь.
Пр и пер есечении эт ого фронт а могут происходить резкие изменения встречного ветра. Бы ли о тмечены сл учаи, когд а возд уш ная скор ост ь ВС изменялась на 25 км/ч за 2,5 сек, на
77 км/ч за 8 сек и даже на 10 9 км/ч за несколько секунд – при изменении вет ра от
снижение по глиссад е будет осущ ест вл ят ься навстречу грозово му очагу, даже если о чаг уд ал ен на 10 км и более. В э тих усл овиях кр оме данных инст румент альных измерений б ольшо е значение приобр ет ает о пыт пилота по визуал ьной оценке склад ываю щейся ситуации при вы пол нении по садки, а также его умение оцениват ь изменение вет ра вперед и ВС по ко свенным признакам (характ ер вол нения на водных об ъектах вблизи аэр одро ма, “волны”, перек ат ывающ иеся по посевам, травяному покр ову и дер евьям, пол осы пы ли и т.п.). Косвенны м признако м наличия фр онт а пор ывисто сти т акже явл яется “ вирга” – вид имые на фо не грозо вого об лака полосы выпадающ их в передней част и о блака о садков, не достигающих повер хно ст и земли.