Что такое гос учреждение пример
Учреждение
Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично [1]
Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.
Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:
1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам теми средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.
2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.
Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».
Содержание
В зависимости от собственника выделяют:
Государственное или муниципальное учреждение бывают
Особенности функционирования
Автономное учреждение
8 ноября 2006 года был опубликован в Российской Газете ФЗ Российской Федерации № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В п. 2 ст. 2 данного закона было дано определение автономному учреждению:
«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.»
Особенность автономного учреждения:
Создание автономного учреждения
Создается автономное учреждение на основании распоряжения Правительства Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.
Учредитель автономного учреждения
Учредителями автономного учреждения могут быть, согласно п. 1 ст. 6 Закона:
1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; 3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Типы государственных учреждений.
Давайте посмотрим какие бывают типы гос. учреждений и чем они отличаются. В первую очередь, учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием считаются государственными, муниципальными учреждениями. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в статье 33 поделил государственные (муниципальные учреждения) на три типа:
Правовое регулирование полномочий учреждений :
казенные | Бюджетный кодекс, в части статьи 161 БК РФ. Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» |
бюджетные | Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» |
автономные | Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» |
В соответствии с №7-ФЗ и № 174-ФЗ учредителями могут являться либо Российская Федерация, либо Субъект Российской Федерации, либо Муниципальное образование. С 01.01.2011 года изменение типа учреждения на казенное или бюджетное осуществляется внесением соответствующих изменений в его учредительные документы. Учредительным документом казенного и бюджетного учреждения является устав.
Приказы Министерства финансов РФ регулирующие деятельность учреждений:
Порядок финансирования:
казенные | бюджетные | автономные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий сравнения | Типы учреждений | ||
казенное | бюджетное | автономное | |
1. Основные направления деятельности | Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции | Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления | |
2. Сферы, в которых может быть создано | В любых | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами |
3. Способ финансирования | За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы | На основе финансирования государственного или муниципального задания | |
4. Способ доведения денежных средств | По бюджетной смете | Через субсидии | |
5. Право на ведение приносящей доход деятельности | Должно быть предусмотрено учредительными документами | ||
6. Распределение доходов от приносящей доход деятельности | Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ | Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения | |
7. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности | Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности | Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности | |
8. Ответственность учреждения перед кредиторами | Отвечает денежными средствами | Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств | |
9. Субсидиарная ответственность учредителя | Есть | Нет | |
10. Заключение контрактов | От имени учредителя | От собственного имени | |
11. Открытие счетов | Открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства | Открываются счета в кредитных учреждениях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований | |
12. Возможность получать займы, кредиты | Не могут | Могут с учетом установленных законом ограничений | Могут |
13. Возможность создания иных юридических лиц | Отсутствует | Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника |
С точки зрения решаемых задач государственные (муниципальные) учреждения дифференцированы по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и соответственно отличаются подходы к финансовому контролю их деятельности.
Казенные учреждения в основном призваны решать задачи обороноспособности и безопасности страны, поэтому они должны функционировать в условиях наибольшего контроля со стороны государства.
Проверка Казначейством РФ наличия денежных обязательств казенного учреждения, включает в себя предварительный контроль по всем расходам, а также текущий и последующий контроль (п.5.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.
1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Бюджетные учреждения должны решать задачи в рамках приоритетных национальных проектов и развития регионов.
Поэтому государственный контроль в основном — последующий по результатам выполнения государственного задания.
Предварительный контроль будет осуществляться только на стадии санкционирования бюджетных расходов по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям (п.5.1 ст.32 Федерального закона№7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Наибольшей имущественной и финансовой самостоятельностью, очевидно, обладают автономные бюджетные учреждения, которые должны решать задачи в сфере социального развития. Прежде всего, это образование, культура и спорт.
Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контрольно-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осуществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением (ст. 10 Федерального закона от 03.11.
2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Разумеется, остается последующий контроль по результатам деятельности автономного учреждения в целом.
Государственное казенное учреждение — что это такое
Здравствуйте, как хорошо вы понимаете отличие казенного учреждения от бюджетного?
А ведь мы постоянно работаем с двумя организациями, поэтому сегодня в статье, когда размещала информацию про казенные предприятия, также рассмотрела и вопрос отличий.
Вы знаете, что казенное предприятие может быть частными? Например я об этом не задумывалась.
Также, казенное учреждение может получать доход от своих услуг или существовать на добровольной основе.
Для меня эта информация была достаточно неожиданной, так как я считала, что такие предприятия должны существовать только на бюджетной основе. Подробнее о казенных учреждениях — читайте в статье.
В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:
В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.
Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.
Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.
В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.
Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений
С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных.
Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:
В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:
В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:
Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка N 539).
Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:
Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).
Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:
Теоретические основы государственных (муниципальных) услуг
Теоретические основы государственных (муниципальных) услуг
Основы организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений
Понятие и типы государственных (муниципальных) учреждений
Государственные (муниципальные) учреждения – это организации, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.
Госучреждения создаются в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг или работ.
Как уже было сказано, в результате реформирования учреждений бюджетной сферы было сформировано три типа государственных (муниципальных) учреждений:
Основные отличия в правовом статусе автономных, казенных и бюджетных учреждений приведены в таблице 1.
Отличия в статусе различных типов государственных (муниципальных) учреждений
Признак | Характеристика признака | Применение признака для каждого типа учреждения | ||
КУ | БУ | АУ | ||
Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) | Обязательность формирования для данного типа учреждений | — | + | + |
Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно | + | — | — | |
Финансовое обеспечение | Бюджетная смета | + | — | — |
Субсидия | — | + | + | |
Открытие и ведение счетов (лицевых счетов) | Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе(ФК), финансовом органе соответствующего ППО(далее — ФО) | + | + | — |
Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК ФО) | — | — | + | |
Субсидиарная ответственность учредителя | Наличие зависимости от типа учреждения | + | — | — |
Принципы ведения бухгалтерского учета | Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений | + | + | + |
Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности | Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами | + | + | + |
Наличие ограничений по сферам деятельности | — | — | + | |
Требование о размещении информации в открытом доступе | Обязательно с 1 января 2012 г. | + | + | + |
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя | Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств | — | — | — |
Недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности | — | — | + | |
Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств | — | — | — | |
Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности | — | + | + | |
Иным имуществом | — | + | + | |
Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам) | С зачислением доходов в соответствующий бюджет | + | — | — |
С правом распоряжения полученными доходами | — | + | + | |
Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду | В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания | + | — | — |
Распространение действия положений закона о закупках | При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников | + | + | — |
Органы управления государственным (муниципальным) учреждением | Руководитель, назначенный учредителем | + | + | + |
Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом | — | — | + |
Примечание: КУ – казенное учреждение, БУ – бюджетное учреждение, АУ – автономное учреждение
Первоначально при создании различных типов учреждений предполагалось, что основную часть автономных учреждений составят учреждения дошкольного образования и медицинские организации. В качестве бюджетных организаций главным образом выступят учреждения культуры и общего среднего образования.
Одним из результатов реформы стало повышение открытости и прозрачности информации о деятельности различных типов государственных (муниципальных) учреждений путем создания официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), благодаря чему становится возможным осуществление мониторинга в этой сфере.
Основную часть учреждений составляют бюджетные, в то время как на автономные учреждения приходится наименьшая доля.
Не все однозначно оказалось и с расширением самостоятельности учреждений, поскольку доля платных услуг в структуре услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, постепенно снижается.
В республике Татарстан так же как и в России в целом, преобладающим является бюджетный тип учреждений, причем основную их долю составляют учреждения, созданные муниципальными образованиями.
В настоящее время в РТ функционирует почти 5 тысяч государственных (муниципальных) учреждений.
При этом основная часть государственных учреждений в форме автономных организована в сфере дошкольного образования – 33%, а также в медицинской сфере – 14%.
Бюджетные учреждения представлены практически полностью сферой образования – 96%. Казенные учреждения в основном представлены сферой правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, содержание тюрем, колоний), а также учреждениями социального обслуживания населения.
Финансовый механизм ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ
Планирование доходов и расходов казенного учреждения
Ст.161 БК РФ устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы. В отличие от других типов государственных (муниципальных) учреждений предоставление субсидий казенным учреждениям запрещено.
Вместе с тем, по решению учредителя, казенным учреждениям может также формироваться государственное (муниципальное) задание, однако при этом сохраняется сметный порядок финансирования.
Составление, утверждение и ведение сметы осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 №112н (далее — Приказ Минфина РФ №112).
Форма бюджетной сметы утверждена тем же Приказом №112, которым определено право главного распорядителя бюджетных средств при формировании порядка составления и ведения бюджетной сметы установить дополнительные разделы, реквизиты, а также определить правила ее заполнения.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения предполагает:
— составление бюджетной сметы;
— утверждение бюджетной сметы;
— ведение бюджетной сметы.
В соответствии с Приказом Минфина №112н:
Составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.
Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).
Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных распорядителем средств бюджета расчетных показателей на соответствующий финансовый год, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
В обязательном порядке к проекту сметы прилагаются обоснования плановых сметных показателей, которые использовались при формировании сметы. Распорядители средств бюджета самостоятельно определяют порядок расчета плановых показателей по кодам классификации КОСГУ. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава России от 18.03.2013 г.
№141 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации», который устанавливает требования к бюджетной смете, а также порядку расчета плановых показателей.
Аналогичные нормативные акты принимаются и другими распорядителями (главными распорядителями) бюджетных средств.
Форма проекта сметы устанавливается Приказом Минфина №112н и представлена в Приложении 4. Нормативными актами предусмотрено право главного распорядителя, распорядителя средств бюджета, а также самого казенного учреждения дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.
Проект сметы утверждается:
— для казенных учреждений, являющихся органом государственной (муниципальной) власти, а также органом управления государственного внебюджетного фонда и при этом являющегося главным распорядителем бюджетных средств – руководителем этого органа;
— для казенных учреждений, не являющихся главным распорядителем бюджетных средств – руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Однако руководитель главного распорядителя имеет право передать функции по утверждению бюджетной сметы руководителю самого казенного учреждения.
Смета утверждается руководителем казенного учреждения также в том случае, если учреждение работает на основе государственного (муниципального) задания;
— для обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета — руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Смета составляется учреждением по образцу, представленному в Приложении 5.
В течение финансового года на основе утвержденных плановых значений осуществляется ведение сметы.
Ведение сметы – внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Изменения показателей сметы составляются учреждением по образцу, представленному в Приложении 6.
Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс,» и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус».
Изменение сметы производится в случае:
— изменения объемов лимитов бюджетных обязательств;
— изменения распределения сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;
— изменения распределения сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
— изменения распределения сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.
Изменения в смете утверждаются аналогично порядку, предусмотренному для утверждения сметы.
3.2. Сущность и порядок формирования государственного задания государственных (муниципальных) учреждений
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственного (муниципального) задания.
Государственное задание (муниципальное задание) – документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Формирование задания устанавливается для автономных учреждений с момента их создания в 2007 году, в то время как бюджетные учреждения перешли на данный вид финансирования с момента реформы 2011 года.
Для казенных учреждений формирование государственного задания не является обязательным и осуществляется в том случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Появление государственного задания, как уже отмечалось ранее, стало одним из этапов бюджетной реформы, направленной на повышение качества бюджетных расходов путем расширения программно-целевого финансирования. Принципиальным отличием государственного задания от сметного порядка финансирования является наличие зависимости объемов финансирования учреждения от показателей эффективности его деятельности.
Следовательно, задание представляет собой ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и является основой для финансового обеспечения деятельности учреждений.
Исходя из этого, основными отличиями государственного задания от традиционной системы финансирования, являются:
• Объем задания является переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.
• Финансируется не учреждение, а оказываемые им услуги, а значит следует уделить особое внимание формированию содержания каждой конкретной услуги (работы).
Порядок формирования и финансирования государственного задания регламентируется:
— ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ;
— Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;
- Что такое демотивация в работе
- Что такое блины как объяснить итальянцу