Что такое госдума в истории

История Государственной Думы

Государственная Дума в Российской империи

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию, однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».

Таким образом, полномочия Думы существенно расширились, она стала законодательным органом. Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.

Первая Государственная Дума Российской Империи

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Срок полномочий: 27 апреля – 8 июля 1906 года

Председатель: Муромцев С. А., Конституционно-демократическая партия

Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.

Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), не равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч) и не прямым.

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно Своду в перерывах между сессиями Думы император мог издавать новые законы от своего имени.

Главным в работе первой Государственной Думы Российской Империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.

Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума Российской Империи

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Срок полномочий: 20 февраля – 3 июня 1907 года

Председатель: Головин Ф. А., Конституционно-демократическая партия

Одним из основных направлений работы Второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.

Основное внимание депутаты Второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.

Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

Третья Государственная Дума Российской Империи

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Срок полномочий: 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года

Председатели: Хомяков Н. А. (1907—1910, «Союз 17 октября»), Гучков А. И. (1910—1911, «Союз 17 октября»), Родзянко М. В. (1911—1912, «Союз 17 октября»)

Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской Империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет.

Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от национальных окраин.

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к национальным окраинам и другие. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях.

Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий, некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из Председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.

Четвертая Государственная Дума Российской Империи

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года

Председатель: Родзянко М. В., «Союз 17 октября»

Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы Четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.

После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.

6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.

Законодательный процесс в 1917–1991 гг.

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.

Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. В последствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.

Что такое госдума в истории. Смотреть фото Что такое госдума в истории. Смотреть картинку Что такое госдума в истории. Картинка про Что такое госдума в истории. Фото Что такое госдума в истории

В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.

Государственная Дума в современной России

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва

Срок полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года

Председатель: И.П. Рыбкин, Аграрная партия России

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти одномандатных избирательных округах выборы не состоялись, в Чеченской республике выборы не проводились. Восемь из 13 избирательных объединений преодолели пятипроцентный барьер, общее число депутатских мандатов, полученное избирательными объединениями и избирательным блоком4), : «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (42), Политическое движение «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (37), «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).

За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. К наиболее социально значимым актам относят такие, как объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября – 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии и другие.

Они были направлены на снижение уровня общественной напряженности и противоречий после событий 1993 года.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва

Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года

Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации

Выборы прошли 17 декабря 1995 года. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.

Принятые депутатами решения были направлены на увеличение размеров пенсий, пособий, расширение категорий населения, получающих льготы. Принятые законы в сфере экономики были нацелены на усиление роли государства в экономике (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

По причине ряда правительственных кризисов депутаты второго созыва по кандидатуре главы правительства голосовали 10 раз: летом 1996 г., три раза в апреле 1998 г., три раза в сентябре-августе 1998 г., в мае 1999 г. и в августе 1999 г.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года

Председатель: Селезнев Г. Н., Ком­му­нис­ти­чес­кая партия Российской Федерации

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в ГД состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года. Шесть избирательных блоков и объединений преодолели пятипроцентный барьер: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)» (73), «Отечество — вся Россия» (68), «Союз правых сил» (29), «Объединение „Яблоко“ (20) и «Блок Жириновского» (17).

В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, Государственная Дума одобрила закон о страховании вкладов, который закрепил возмещение по банковским вложениям при возникновении страхового случая.

Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи Михалкова С. В. на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года

Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»

Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).

Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.

Помимо этого, депутаты занимались законодательным закреплением развития институтов гражданского общества. На это были нацелены решения о создании Общественной палаты, обновление правовой базы о некоммерческих и саморегулируемых организациях.

На совершенствование процесса государственного строительства были направлены законы об отмене выборов глав регионов и переходе на смешанную систему региональных выборов в России. Решения о введении полностью пропорциональной системы выборов Государственной Думы, установлении семипроцентного барьера (вместо ранее определенного пятипроцентного) для прохождения партий в нижнюю палату были нацелены на повышение эффективности парламента как представительного органа.

В соответствии с принятыми Государственной Думой четвертого созыва изменениями в законодательство размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий были увеличены.

Особое внимание уделялось формированию рынка доступного жилья, для чего был принят пакет документов, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. Для оздоровления населения страны и снижения уровня потребления алкоголя был принят новый закон об ограничении рекламы пива.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года

Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»

По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38.

Одним из основных направлений деятельности Государственной Думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законов, направленных на поддержку финансовой системы страны.

В течение пятого созыва были приняты законы об увеличении сроков полномочий Президента Российской Федерации и депутатов ГД до шести и пяти лет соответственно. Изменения коснулись и самой системы выборов: в частности, избирательный залог для политических партий был отменен.

Особое внимание также уделялось социальной сфере. Законы «О полиции» и о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов были направлены на повышение служебных окладов. Помимо этого 170 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны было выделено жилье. Был повышен минимальный размер оплаты труда.

Депутатами пятого созыва также был принят пакет антикоррупционных законов и изменены размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва

Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года

Председатель: Нарышкин С. Е., «Единая Россия»

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва состоялись 4 декабря 2011года. Впервые Государственная Дума избиралась сроком на пять лет. Согласно итогам выборов в Думу прошли представители от четырех политических партий – «Единой России» (238), Коммунистической партии Российской Федерации (92), «Справедливой России» (64), ЛДПР – Либерально-демократической партии России (56).

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

К результатам правового регулирования в сфере экономики относится поддержка антикризисных мер Правительства Российской Федерации – Государственная Дума направила 1 триллион рублей на поддержку банков, также было увеличено страховое покрытие вкладов в 2 раза – до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Единовременная выплата из материнского капитала была увеличена до 25 тысяч рублей.

Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система выборов также и по одномандатным округам, а дата проведения выборов в Государственную Думу перенесена на сентябрь.

Вследствие усиления напряженности в отношениях с западными странами особое внимание уделялось укреплению межпарламентских связей в рамках Евразийского экономического союза и объединения БРИКС.

В годы работы Государственной Думы шестого созыва была заложена традиция проведения ежегодного Международного парламентского форума.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Период работы: 5 октября 2016 года — 12 октября 2021 года

Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва состоялись 18 сентября 2016 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли четыре политические партии: «Единая Россия» (343), Коммунистическая партия Российской Федерации (42), ЛДПР – Либерально-демократическая партия России (39), «Справедливая Россия» (23).

Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали четыре фракции. В Государственной Думе седьмого созыва также работали два депутата, не входящие во фракции.

На пленарном заседании 5 октября 2016 года Председателем Государственной Думы седьмого созыва был избран Вячеслав Володин.

Одним из важнейших этапов в работе депутатов седьмого созыва стало внесение поправок в Конституцию. В окончательном чтении они были приняты 11 марта 2020 года, после чего были вынесены на общероссийское голосование и поддержаны гражданами нашей страны. В последующем Государственной Думой было принято 27 законов в развитие новых норм Конституции.

За период работы созыва увеличилось количество социально значимых законов, которые решают повседневные проблемы людей, касаются вопросов образования, здравоохранения, ЖКХ, взаимодействия граждан с государственными структурами. В среднем количество таких законов составило 21,5 %, в завершающую сессию — 33 %.

Депутаты последовательно занимались поддержкой семьи, материнства и детства. Важным направлением стало решение проблем обманутых дольщиков. Принятые законы позволили исключить финансовые риски для граждан при покупке жилья в строящемся доме. Парламентарии уделяли особое внимание совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения, особенно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Важной задачей седьмого созывы ГД было повышение качества принимаемых инициатив, организовывались широкие парламентские слушания по проблемам обманутых дольщиков, реновации в Москве и др.

Кроме того, были разобраны законодательные завалы, накопившиеся с 1994 года. К концу работы седьмого созыва из них осталось 26 законопроектов — 1,3 % от копившихся более 20 лет законопроектов.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

Период работы: 12 октября 2021 года — н/в

Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва состоялись 17–19 сентября 2021 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли пять политических партий: «Единая Россия» (324), КПРФ (57), «Справедливая Россия — За правду» (27), ЛДПР (21), «Новые люди» (13). По одному мандату получили «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста». Самовыдвиженцы получили 5 мандатов.

Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали пять фракций.

«В основе нашей работы должна быть повестка развития страны, достижение национальных целей, реализация Посланий Президента Федеральному Собранию», — отметил Вячеслав Володин.

«Необходимо организовать работу, обеспечив возможности для всех пяти фракций участвовать в обсуждении и принятии законов. Об этом неоднократно говорил наш Президент», — также сказал Председатель ГД.

Другой важной задачей он назвал увеличение количества законов прямого действия — это повысит качество законотворчества.

Также Вячеслав Володин заявил, что депутаты должны развивать диалог по всем вопросам повестки с гражданским обществом, регионами, экспертами, профессиональными союзами, деловым сообществом. Кроме того, по его словам, необходимо выработать предложения с целью повышения ответственности депутатов за взятые обязательства, а также ввести отчеты о работе.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Законодательный орган в России в 1906-1917 годах и с 1993 года по настоящее время.

С т. зр. теории конституционного права, отождествляющего самодержавие с абсолютизмом, предполагающим нераздельную полноту обладания законодательной властью, «Основные. законы» в их новой редакции содержали внутреннее противоречие. Наделение палат законодательными полномочиями сообщало гос. строю России черты конституционной монархии, но сохранение самодержавного правления не соответствовало их основным принципам. Теоретики гос. права признавали, что с изданием манифеста от 17 окт. 1905 г. Россия фактически стала конституционной монархией, и с этого времени самодержавие, упоминаемое в «Основных. законах», приобрело значение суверенитета, а не абсолютной власти.

I Г. д.

Выборы были проведены в февр.-марте 1906 г. Крайние левые партии, в т. ч. большевики, бойкотировали их. Правые партии в условиях революции не смогли провести своих кандидатов в Думу. Победили на выборах умеренно левые партии, прежде всего Конституционно-демократическая (кадеты). В церковной печати обсуждался вопрос об участии священнослужителей в выборах. В большинстве статей, затрагивающих эту тему, подчеркивалась недопустимость вступления клириков в политические партии, опасность разобщения в среде духовенства. Тем не менее 6 священников стали депутатами. В Думу также был избран католич. Виленский еп. Эдуард Ропп. Депутатами разных созывов Г. д. становились ксендзы, муллы, раввины.

9 июля был опубликован манифест о роспуске I Г. д. и об избрании новой Думы, эта Дума обвинялась в попытках подорвать устои гос. строя и в действиях, направленных на углубление смуты. Большая группа депутатов не подчинилась воле императора, собралась нелегально в Выборге и 10 июля выпустила воззвание с призывом к мирному неповиновению. За это выступление депутаты были подвергнуты 3-месячному аресту и лишению политических прав, включая право быть избранными в новую Думу. Среди них были священники Клавдий Афанасьев и Николай Огнев, с к-рых сняли сан.

II Г. д.

Новые выборы состоялись в янв. 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. Большую активность проявили и правые политики. II Г. д., как и I, по составу оказалась резко оппозиционной правительству. Кадеты вновь составляли в ней относительное большинство, но не столь убедительное, их потеснили и слева, и справа. Со стороны Святейшего Синода не было возражений против участия в избирательной кампании священнослужителей. Депутатами стали Чигиринский еп. Платон (Рождественский) и Холмский еп. Евлогий (Георгиевский), а также 11 священников. Епископы Платон и Евлогий стали членами правой фракции, а большинство священников примкнули к левым депутатам. Так, свящ. Григорий Петров вошел во фракцию кадетов, священники Константин Колокольников, Александр Архипов, Феодор Тихвинский присоединились к революционным группам. Все четверо за свою политическую деятельность и неподчинение Священноначалию были лишены священного сана. В Думе возникла также крупная мусульм. фракция, в к-рую вошли 30 депутатов.

Правительство представило II Г. д. неск. сот законопроектов, в т. ч. 7, имевших отношение к правовому статусу религ. общин: «Об инославных и иноверных обществах», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и сооружения и устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «Об изменениях в области семейственных прав, вызываемых свободой совести», «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое», «О римско-католических монастырях», «О вызываемых провозглашением Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года изменениях в области семейных прав» и «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц». Все эти законопроекты рассматривались в Святейшем Синоде, к-рым были предложены поправки, сохранявшие за правосл. Церковью ее господствующий, привилегированный статус. Бо́льшая часть этих поправок была проигнорирована правительством.

Еп. Евлогий участвовал в деятельности 3 думских комиссий: по церковному законодательству, народному образованию и аграрной. В аграрной комиссии он защищал интересы правосл. крестьян Холмщины, притесняемых польск. помещиками-католиками, что вызвало неодобрение мн. правых депутатов, отстаивавших неприкосновенность дворянского землевладения. Еп. Евлогий поднял вопрос о выделении из Привислинского края (Польша) Холмской губ., т. к. большинство населения территории составляли русские, украинцы и белорусы правосл. или униатского вероисповедания. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны депутатов от Польского кола и от всех левых.

1 июня 1907 г. Столыпин выступил перед Г. д. с требованием лишить депутатской неприкосновенности 55 членов Думы, принадлежавших к социал-демократической фракции. Они обвинялись в заговоре, направленном на свержение правительства. Г. д. не дала согласия на это, передав требование правительства в специальную комиссию. 3 июня Николай II издал манифест «О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу». В новом «Положении о выборах в Государственную думу», также подписанном 3 июня, по сравнению с прежним порядком увеличивалось представительство депутатов от курий землевладельцев и крупных городских собственников, сокращалось количество мест для депутатов от крестьян и рабочих, а также от национальных окраин. Подписание этих документов и роспуск II Г. д. получили название «государственного переворота», т. к. император, согласно «Основным. законам», принятым 23 апр. 1906 г., не имел права вносить изменения в постановления о выборах в Г. д. во время прекращения сессий. Временем этих событий принято датировать окончание революции 1905-1907 гг.

III Г. д.

Выборы в новую Думу проходили в сент.-окт. 1907 г. Реформа избирательного законодательства, а также перемены в настроениях общества привели к значительному изменению депутатского состава. Победу одержал «Союз 17 октября» (октябристы), занявший в Думе ключевое центристское положение: блокируясь либо с правыми, либо с кадетами, октябристы могли обеспечить принятие любого законопроекта. В III Г. д. (на момент начала ее работы) было 45 священнослужителей. В число депутатов вновь был избран еп. Евлогий, а также Могилёвский еп. сщмч. Митрофан (Краснопольский). Значительное большинство священнослужителей вошли в правую и умеренно правую фракции. Мусульм. группу составили 8 депутатов.

Отношения между Г. д. и Святейшим Синодом постепенно становились конфликтными, большинство депутатов критически относились к Синоду, что отражалось на обсуждении его финансовой сметы. В частности, депутаты отказывались повышать ассигнования на церковноприходские школы. В результате долгих обсуждений законопроекта «О введении всеобщего начального обучения» Дума в 1911 г. приняла его в редакции, утверждавшей передачу церковноприходских школ в ведение Мин-ва народного просвещения.

Все 7 законопроектов, связанных с правовым статусом правосл. Церкви и др. религ. общин, вынесенных на рассмотрение II Г. д., перешли 5 нояб. 1907 г. в III Думу. Позже правительство представило новые законопроекты, в частности «Об издании правил относительно секты мариавитов». Особая важность придавалась проекту закона «О старообрядческих и сектантских общинах». Работа над законопроектами по религ. тематике предварительно велась в соответствующих думских комиссиях. Первым на пленарное заседание Думы был вынесен проект закона «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Доклад по нему был сделан Львовым 5 мая 1909 г. и вызвал возражения со стороны правых депутатов, к-рые находили, что законопроект в редакции комиссии решительно разошелся с его первоначальной правительственной формулировкой. Но большинством голосов он был принят Г. д. в редакции комиссии.

В мае 1909 г. на пленарном заседании Думы началось обсуждение законопроекта «О старообрядческих и сектантских общинах», разделенного на 2 части: «О старообрядческих общинах» и «Об упорядочении правового положения старообрядцев». 12 мая с докладом выступил Караулов. Он обозначил те нововведения, к-рые были внесены в законопроект Комиссией по старообрядческим вопросам: признание за старообрядцами права не только на исповедание, но и на проповедь веры; уменьшение числа лиц, имеющих право ходатайствовать о создании общины, с 50 до 12; замена разрешительного порядка регистрации старообрядческих общин явочным; замена утверждения избранных старообрядческих духовных лиц и старост их регистрацией в губ. правлениях; введение офиц. обозначения старообрядческих духовных лиц «священнослужителями по старообрядчеству»; предоставление беспоповским общинам, к-рые не желают вести метрические записи, права передавать их ведение городовым управам и волостным правлениям. Особенно резкую полемику вызвали положения о предоставлении старообрядцам права проповеди, а также об офиц. формулировке «священнослужитель по старообрядчеству». Против законопроекта в редакции комиссии возражали правые и националисты, а также часть октябристов, в т. ч. Львов. От лица большинства правосл. священнослужителей была составлена декларация, в к-рой формулировку о свободной проповеди веры старообрядцами предлагалось исключить или изменить ее в смысле предоставления старообрядцам права проповедовать в своей среде. В поддержку права проповеди выступили свящ. Петр Исполатов от либерально настроенного правосл. духовенства, большинство октябристов (нек-рые из них сами были старообрядцами), а также левые депутаты, в частности кадет П. Н. Милюков. 21 мая 1909 г. проект был принят большинством голосов в редакции комиссии. Разногласия по вопросу о статусе старообрядческих общин послужили одной из главных причин разрыва союза между националистами и октябристами в Г. д. и выделения из октябристской фракции правого крыла, сохранившего тесные отношения с националистами. Это привело к распаду блока умеренно правых и центристов, на к-рый опирался Столыпин.

13 мая 1911 г. на пленарном заседании Думы был рассмотрен законопроект «Об издании правил относительно секты мариавитов», предварительно изученный в Комиссии по вероисповедным вопросам. Проект не вызвал глубоких разногласий и был принят в тот же день. Мариавиты, отделившиеся от католич. Церкви, признавались законно существующей сектой с правом беспрепятственного исповедания своего учения и совершения богослужений.

После принятия в Думе проекты законов поступали на обсуждение в Гос. совет. В этой палате позиции правых были сильнее, чем в Г. д. Гос. совет не утвердил, но и не отклонил законопроекты по религ. вопросам в думской редакции, передав их в согласительные комиссии, состоявшие, как правило, из 7 представителей от каждой из 2 законодательных палат. Эти комиссии внесли в думские законопроекты поправки, направленные на то, чтобы сделать их более приемлемыми для Синода. В такой редакции они поступили на повторное рассмотрение в III Г. д. Новое обсуждение состоялось по законопроектам «Об издании правил относительно секты мариавитов» и «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Несмотря на возражения крайних правых, второй был принят в редакции согласительной комиссии, но был отклонен императором, к-рый увидел в нем посягательство на права и преимущества правосл. Церкви. Законом стал лишь проект «Об издании правил относительно секты мариавитов», подписанный Николаем II 11 марта 1912 г.

Депутаты от духовенства активно участвовали также в обсуждении др. законопроектов. Еп. Митрофан (Краснопольский) возглавил Комиссию о мерах борьбы с пьянством. Среди вопросов, связанных с национальной политикой правительства, особенно важным оказался проект о создании Холмской губ., инициированный еп. Евлогием (Георгиевским). По этому вопросу было принято положительное решение: в 1912 г. из частей Люблинской и Седлецкой губерний была выделена новая губерния. Это вызвало негодование депутатов от Польского кола, назвавших данное событие «четвертым разделом Польши».

IV Г. д.

Выборы в Думу состоялись в сент.-окт. 1912 г. Среди 442 избранных депутатов относительное большинство осталось за октябристами (98 мест), хотя состав Г. д. был неск. левее предыдущего. Перед выборами в правой печати раздавались призывы к увеличению представителей от духовенства среди депутатов, к созданию «фиолетовой» Думы. Обер-прокурор Синода В. К. Саблер предложил еп. Евлогию (Георгиевскому) организовать отдельную фракцию от духовенства, но владыка отказался и не принимал участия в выборах. В результате членами Думы (на момент начала ее работы) стали 46 правосл. священнослужителей, включая Кременецкого еп. Никона (Бессонова; впосл. снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского еп. Анатолия (Каменского). В числе депутатов были сщмч. прот. Алексий Будрин и сщмч. В. П. Шеин (впосл. архим. Сергий). Подавляющее большинство депутатов от духовенства вошли в правую фракцию и фракцию националистов. Вновь была создана мусульм. группа, к-рую составили 6 депутатов.

Открытие IV Г. д. состоялось 15 нояб. 1912 г. Председателем был избран Родзянко, с программной речью выступил Коковцов. Он, в частности, призвал депутатов направить усилия к «неуклонной охране издревле положенных в основу русской государственной жизни… единства и нераздельности империи, первенства в ней русской народности и веры православной».

В этот момент в Петрограде началась Февральская революция 1917 г. 27 февр. Совет старейшин Думы образовал Временный комитет Г. д. (во главе с Родзянко), к-рый по согласованию с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов сформировал 2 марта Временное правительство (см. Временное правительство и его вероисповедная политика), взявшее власть в свои руки. Оно отвергло требование Родзянко действовать под контролем Г. д. Фактически на этом Дума прекратила свою деятельность, формальный роспуск ее Временным правительством последовал 6 окт. 1917 г. В состав Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. был включен Родзянко как представитель правосл. депутатов Г. д. Он был избран товарищем председателя Собора, но не явился на заседания.

В соответствии с Конституцией Г. д. принимает федеральные конституционные законы и постановления. Нек-рые из них подлежат затем обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Все законы вступают в силу после их подписания Президентом РФ. Депутаты Думы создавали различные комитеты. Вопросы правового статуса религ. общин, а также взаимоотношений между гос-вом и конфессиями, в т. ч. РПЦ, были отнесены к ведению Комитета по делам общественных и религ. орг-ций.

В окт. 1993 г., накануне выборов в Г. д., Свящ. Синод РПЦ запретил священнослужителям баллотироваться в депутаты Г. д. и Совета Федерации. Не подчинившийся этому решению и проявивший явное неповиновение Священноначалию свящ. Глеб Якунин был лишен сана. В отличие от дореволюционной Г. д. и съездов народных депутатов СССР и РСФСР в Г. д. РФ не было и нет клириков РПЦ. Среди депутатов кроме православных были мусульмане, иудеи, буддисты. В РФ в отличие от Российской империи религ. объединения отделены от гос-ва, поэтому законодательство несравненно в меньшей мере затрагивает конфессиональную тематику.

Важнейшим актом стал принятый 26 сент. 1997 г. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», вызвавший острую дискуссию на стадии его разработки и после принятия. В 1994 г. для подготовки этого Закона в Г. д. был создан экспертный совет по взаимодействию с религ. орг-циями, в к-рый вошли представители основных религий РФ, ученые-религиеведы и богословы, депутаты Думы и Совета Федерации. Совет под рук. проф. В. А. Алексеева существовал до 1997 г.

Статус РПЦ затрагивал и ряд др. Законов РФ, принятие к-рых проходило через Г. д. В 1995 г. в Г. д. пересматривался Закон СССР «Об образовании» от 10 июля 1992 г. В него были внесены изменения, утвержденные Советом Федерации и подписанные Президентом Б. Н. Ельциным. В редакции от 12 июля 1995 г. Федеральный закон «Об образовании» предусматривал возможность получения религ. образования в следующих формах: обучения в образовательной, в т. ч. православной, орг-ции, семейного образования, самообразования и экстерната. Правосл. образовательные учреждения в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» могли быть неск. типов: дошкольные (правосл. ясли и детские сады), общеобразовательные (церковноприходские школы, правосл. гимназии, лицеи и т. п.), дополнительного образования (воскресные школы, правосл. учебные центры, правосл. центры по внешкольной работе с детьми и подростками и специальные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Гражданский кодекс, принятый 26 янв. 1996 г., рассматривает религ. орг-ции наравне с общественными как некоммерческие структуры, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради к-рых они созданы. При этом члены общественных и религ. орг-ций не сохраняют прав на переданное ими этим орг-циям имущество и не отвечают по их обязательствам, в свою очередь и эти орг-ции не отвечают по обязательствам своих членов (Гражданский кодекс РФ. М., 1996. С. 486-487). Отдельные положения, затрагивавшие правовой статус религ. объединений и личные права верующих, содержались в прошедших через Г. д. Федеральных законах «О некоммерческих организациях» от 12 янв. 1996 г., «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г., в Уголовном кодексе от 13 июня 1996 г. и др. В Законе РФ от 15 июня 2002 г. «О противодействии террористической деятельности» содержатся статьи о пресечении деятельности экстремистских религ. групп и орг-ций.

В 1994 г. делегация Г. д. вошла в состав Межпарламентской ассамблеи Православия, объединяющей представителей из 29 стран мира. Президентами ассамблеи с 1994 г. были депутаты из России: до 2003 г.- Зоркальцев, с 2004 г.- Попов.

Иллюстрации:

Здание Государственной думы. Москва. Фотография. 2006 г.

Таврический дворец. С.-Петербург. Фототипия. 1906 г. (ГИМ)

С. А. Муромцев. Фототипия. 1906 г. (ГИМ)

Еп. Платон (Рождественский). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА)

П. А. Столыпин. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ)

М. В. Родзянко. Фототипия. 1906 г. (ГИМ)

Архив:

Исторические источники:

Гос. Дума: Стеногр. отчеты: Созыв 1-4. СПб., 1906-1914. Пг., 1915-1917;

Обзор деятельности комиссий и отделов Гос. думы. СПб., 1907-1914. Пг., 1915-1916;

Полное собр. речей депутатов Гос. думы 1-го и 2-го созыва. СПб., 1908. 5 кн.;

Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Гос. Думы в 1905-1906 гг. Пг., 1919. 2 вып.;

Родзянко М. В. Крушение империи и Гос. Дума и Февральская 1917 г. революция. Н.-Й., 1986;

Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920: Мемуары. М., 1990;

Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия: Полн. собр. речей в Гос. думе и Гос. совете, 1906-1911. М., 1991;

Рос. законодательство X-XX вв. М., 1994. Т. 9; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994;

Россия, 1913 г.: Стат.-док. справ. СПб., 1995;

Гос. дума, 1906-1917: Стеногр. отчеты: В сокр. М., 1995. 4 т.;

Мусульм. депутаты Гос. Думы России, 1906-1917 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Уфа, 1998;

Глинка Я. В. 11 лет в Гос. Думе: 1906-1917: Дневник и восп. М., 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *