Что такое государственная бюрократия
Бюрократия в государстве
Вы будете перенаправлены на Автор24
Бюрократия и государство
Бюрократия – это система управления, осуществляемого с помощью аппарата профессиональных чиновников, которые несут ответственность за эффективность реализации управленческих задач перед руководством государства и получают плату за свою работу из средств бюджета государства.
Для того чтобы определить роль бюрократии в управлении государством необходимо проследить эволюцию этого социального явления в историческом развитии государства.
Исследование категории бюрократии характеризуется значительным историческим периодом. До сегодняшнего момента единого подхода к рассматриваемому понятию выработано не было.
Бюрократический аппарат управления исторически впервые возник в первых государствах и был довольно развитым. Это в полной мере относится к Древнему Вавилону, Древнему Египту. В средние века разветвленный бюрократический аппарат имел Арабский халифат и позже Российская империя.
При этом названный термин стал впервые использоваться в XVIII веке французским экономистом В. Де Гурнеем. Исследователь употреблял рассматриваемый термин в негативном значении, при этом выделяя такую социальную характеристику рассматриваемого явления как реализация публичной власти посредством аппарата гражданских чиновников, труд которых оплачивался из казны. Негативной характеристикой бюрократии в предложенном определении была ее трактовка как реализации публичной власти посредством преимущественно назначенных чиновников.
В отечественной истории становления бюрократического аппарата его развитие и усиление его роли в системе публичного управления происходило вместе с централизацией публичного управления в государстве. Бюрократия решала задачи вытеснение феодальной аристократии, прежнего общинного руководства из всех управляемых областей. Фактически усилия центральной власти были направлены на формирование специального класса должностных лиц, которые подчинялись бы только центру. В тех государствах, где усматривается жесткая централизация публичного управления, бюрократия превращается в одну из важнейших общественных сил. Такие характеристики бюрократии как значительный рост численности чиновников, возможность влияния на основные сферы публичного управления позволяет выделять бюрократию как особый социальный слой.
Готовые работы на аналогичную тему
Возникновение бюрократии обусловлено и объективными причинами. В капиталистически организованном государстве постоянно расширяется сфера влияния публичного управления, отсюда необходимо отметить, что бюрократию нельзя рассматривать как исключительно негативное явление. Негативную окраску бюрократический аппарат получает в тех политических режимах, где минуя интересы большинства, посредством недемократических инструментов решает задачи центральная власть в государстве.
При демократическом политическом устройстве бюрократия как профессиональный административный аппарат решает в рамках установленных нормативно-правовыми актами управленческие задачи. Иначе говоря, государство без формирования аппарата государственных служащих не способно будет реализовывать основные задачи управления. Фактически государство решает свои задачи через формируемые органы и учреждения, которые образуют звенья государственного механизма, находящиеся между собой в системе иерархического подчинения и отвечает за связь общества и государства. Здесь бюрократия как демократический административный аппарат решает задачи управления в интересах большинства.
В недемократических государствах с жесткой централизацией власти бюрократия реализует, прежде всего, интересы центральной власти, то есть непосредственно тех лиц, которые назначают чиновников.
Таким образом, бюрократию можно трактовать в позитивном смысле как образованный на основе нормативно-правовых актов рационально организованный механизм управления, работу которого обеспечивают профессиональные служащие.
Бюрократия в государствах советского образца
Советское государство, объединявшее множество территорий и народов, не могло существовать без мощного разветвленного бюрократического механизма. С одной стороны, такой механизм был необходим для реализации управленческих функций на обширной территории страны, с другой, при существовавшем политическом режиме он не мог не превратиться в обособленную никому не подчиняющуюся коррумпированную корпоративную силу.
Фактически советское государство может характеризоваться как государство бюрократическое, поскольку власть чиновников в важнейших сферах государственного управления (политической, экономической, социальной) в советском государстве превалировала над волей народа. Нормативно-правовая основа управления формировалась самой бюрократией и выражала ее интересы.
Здесь имел место так называемый бюрократический абсолютизм, то есть такая система публичного управления, складывающаяся в государстве, которая предполагает, что публичное управление осуществляется назначаемыми чиновниками в интересах центрального руководства или самого чиновничества.
При этом бюрократия – это не застывшая социальная структура, это развивающееся вместе с государством социальное явление.
Так, например, бюрократический механизм советского государства прошел в своем развитии такие стадии:
Иначе говоря, бюрократия менялась вместе с изменениями центральной модели публичного управления и задачами публичного управления. Смена лидера публичного управления всегда влечет за собой изменение и обновление бюрократического механизма. При этом в значительных по территории государствах на этот процесс могут влиять такие обстоятельства, как удаленность от центра, состояние противоборствующих сил на местах и пр.
О бюрократии и бюрократизме простыми словами
Термины «бюрократия» и «бюрократический аппарат» довольно часто присутствуют в современной жизни. Как правило, они носят негативный оттенок. Бюрократизм как система возник ещё в древности, но он не теряет своей актуальности и по сей день. Его называют гидрой, у которой отрубают одну голову, а вместо неё появляется три. Но во всех ли случаях вредна бюрократия?
Что такое бюрократия — определение
Бюрократию википедия рассматривает в трёх значениях:
Слово бюрократия появилось от соединения двух слов – французского бюро, обозначающего канцелярию и греческого кратос, обозначающего власть.
Это интересно: Росреестр и кадастр это что такое, понятие кадастровая палата.
Бюрократия простыми словами
Говоря простыми словами, бюрократия – это такое управление государством, при котором бюрократический аппарат сосредоточил всю власть в своих руках и ведёт дела настолько формальным образом, что это мешает его развитию и нормальной жизни людей.
Бюрократическая структура отличается строгой иерархией, то есть подчинённостью одних чиновников другим, а все вместе они претендуют на свою исключительную значимость для общества, противопоставляют себя ему и при этом реализовывают свои личные и корпоративные интересы.
Бюрократия в Древнем Китае
Одна из древнейших и наиболее развитых бюрократий – Китайская. Она имела очень сложную организацию и отличалась крайним рационализмом. Её очень разветвлённый, многочисленный и тщательно отрегулированный административный аппарат сформировался в конце III века до нашей эры.
Характерными чертами китайской бюрократии были следующие:
Направленность древнекитайского хозяйства была аграрной, поэтому централизованный бюрократический аппарат был призван решать сложные задачи технического характера. В первую очередь – это вопросы, связанные с водными ресурсами.
Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов
В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.
За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.
Занять пост можно было тремя путями:
Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.
Это интересно: политические предпочтения — что это такое и какими они бывают?
Торжество административной системы Китая
Специальное обучение и сдача экзаменов имели своей целью идеологическую «обработку» чиновников в соответствии с преданностью:
В итоге в Китае были созданы все предпосылки для обеспечения консервативной стабильности общественного строя на основе хорошо просчитанной и налаженной системы администрирования. Такой порядок привёл к тому, что больше, чем 2 тыс. лет, до начала ХХ века, в Китае были неизменными социальный строй и его порядки. Этому не помешали ни кризисы, ни восстания крестьян, ни вторжения иноземцев.
Отношение народа к бюрократии никогда не было положительным, как не является оно таковым и сегодня. Так, поэт VIII века Бо Цзюи аллегорически описал невозможность преодолеть бюрократическую систему. Садовник посадил цветок, возле которого выросло сорное растение. Оно обвило цветок и срослось с ним корнями. Как быть садовнику? Если поливать цветок, значит, питать и сорняк, а если вырвать сорняк, с ним будет убита и красота.
Из истории термина «бюрократия»
Первоначально термин «бюрократия» не имел негативного оттенка. Он был введён в XVIII веке французским экономистом Гурнэ, который использовал его для обозначения исполнительной власти. В науку он вошёл в XIX веке благодаря немецкому историку, социологу и экономисту Веберу.
Под этим термином Вебер подразумевал:
Бюрократия как идеал и как негативное явление
Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал, приближение к которому даст возможность:
Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.
Современные теории бюрократии
Сегодня социологи высказывают мнение о том, что основным минусом бюрократии является факт превращения средств в цель деятельности. В результате, жёсткая иерархия, строгая дисциплина и исполнение инструкций без осмысливания конкретной ситуации становятся тормозом на пути рациональной деятельности. Значение норм и стандартов сильно преувеличивается. Они точно определяют, как нужно решать поставленные задачи, как взаимодействовать с клиентами и представителями общественности.
Последствия бюрократии
Это приводит к тому, что управленцы в итоге теряют способность к принятию самостоятельных решений и гибкость. Они перестают мыслить творчески и даже отказываются от компетенции. Их основной задачей становится выполнение инструкций.
В результате наблюдается следующая картина:
Негативные и позитивные черты бюрократии
Бюрократической форме управления государством присущи следующие негативные характеристики:
В современном обществе социологи выделяют две модели бюрократии:
Представительная бюрократия
Бюрократии представительного толка присущи такие черты, как:
Социологи придерживаются мнения, что без такого типа бюрократии общество не сможет развиваться, так как только эта модель является работоспособной. Отсюда следует, что одной из главных задач современных управленцев является задача организовать работу в соответствии с указанными принципами. Решить её можно только в том случае, если представители бюрократической машины изменят свои установки, поменяв стремление к личному благополучию на готовность к решению насущных проблем общества.
Зарождение бюрократии в России
Родоначальником бюрократического правления в России стал Пётр Великий. А продолжателем и окончательным организатором – граф М.М. Сперанский. Бюрократия возникла как побочный продукт необходимости централизованного управления государством. В Российской империи она приняла гипертрофированные формы. Как писал В.И. Ленин, в царской России народ являлся рабом чиновников, как и крестьяне раньше рабами помещиков при крепостном праве. В определённой степени бюрократизм проявлялся и в советский период, однако, во главу угла тогда всё же ставились интересы народа.
Бюрократизм в современной России
В современной России негативные стороны бюрократизма проявляются достаточно ярко. Одной из его важных характеристик является его паразитический характер. Труд чиновника, если он в результате не даёт продукта в виде эффективного управления, является бессмысленным.
В итоге, это и не труд вовсе, а его имитация. Идеалом высокопоставленных представителей бюрократического аппарата предстаёт издание нормативных актов, принуждение к их исполнению без допуска какого-либо контроля. То есть, политический интерес бюрократии – в осуществлении и защите своего монопольного правления.
Меры борьбы
В качестве способов борьбы с бюрократизмом рассматриваются такие, как:
Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
Сущность бюрократии и бюрократизма
Бюрократия – сложное социальное явление. Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур.
Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.
Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение.
Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:
Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.
Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.
Из массы противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное:
Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.
Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах.
Производными обозначенных выше противоречий являются такие характеризующие бюрократизм черты, как некомпетентность и бумажный фетишизм.
Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.
Не секрет, что решения различных звеньев управления отражаются в первую очередь на положении членов общества, которые их реализуют. Негативные социальные последствия неэффективных управленческих решений компенсируются также за счет масс, что встречает их естественное противодействие. Отсюда исконное стремление чиновничества не допустить реальных социальных оценок управления и вмешательства в эту сферу широких масс, так как это может привести к разрушению самой системы.
Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации.
Анализ труда чиновника-управленца
Результатом труда конкретного субъекта управления выступает управленческое решение, которое и является произведенным товаром (причем, одним из самых ценных). Поскольку бюрократизм отрицательно влияет на отношения общества и институтов социального управления, естественной тенденцией общественной жизни становится невостребованность обществом бюрократического управления, которое может быть ему только навязано.
Бюрократическое управление представляет собой труд, не производящий товара в случае, если:
Но если управление неэффективно, то оно и не целесообразно, ибо не может удовлетворить ни личных, ни общественных потребностей. Так вырисовывается одна из важнейших характеристик бюрократизма как общественного отношения – его паразитическая сущность.
Условия, предпосылки, возможности такого паразитирования с точки зрения управления как процесса труда кроются в его двойственном характере.
Паразитический характер бюрократических отношений не оставляет сомнений в том, что интересы бюрократии удовлетворяются прежде всего в форме принудительного перераспределения материальных благ. Здесь можно выделить два направления:
Любая система управления в той или иной степени несет в себе элементы бюрократических отношений. Общие интересы бюрократов толкают их друг к другу, понуждая к сотрудничеству. В результате возникает бюрократическая система управления. В условиях, когда бюрократическим отношениям угрожает опасность, осознанный корпоративный интерес бюрократии принимает форму защиты бюрократической системы управления.
Длительный опыт борьбы с бюрократизмом, накопленный в нашей стране, показывает, что имели место многочисленные попытки улучшить бюрократизированное управление вместо того, чтобы его дебюрократизировать. Это самый простой, но малопродуктивный путь, ибо объявив несколько миллионов чиновников бюрократами и, воздействуя на них различными средствами, общество вряд ли покончит с бюрократизмом. Гораздо сложнее выработать политику, направленную на формирование новых отношений между сферой управления и широкими массами трудящихся.
В самом обобщенном виде система мер дебюрократизации включает восстановление и развитие основных функций саморегулирования общества. Это:
Таким образом, бюрократизм можно определить его как антидемократическое (паразитическое по сути) общественное отношение, воспроизводящееся в сфере управления на основе монополии на осуществление отчужденных от масс властных функций.
Таким образом, бюрократизм включает в себя следующие компоненты:
Бюрократизм имманентен сложившейся у нас административно-командной системе, которая зиждется на презумции всесилия государственной власти, способной якобы решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, если решение будет своевременно принято и должным образом исполнено. Отсюда гиперболизация роли управленческих структур, исключающая возможность контроля за ними со стороны гражданского общества и неизбежно превращающая бюрократизм по сути в тотальное явление.
Бюрократия как социальная группа
Пожалуй, наиболее сложной проблемой практической борьбы с бюрократизмом является выделение собственно бюрократа из массы чиновников-управленцев.
Отрывая функции распоряжения собственностью от реальностей ее существования, от экономической жизни, бюрократия делает хозяйственный процесс практически неуправляемым. Это провоцирует появление и развитие параллельных, компенсирующих механизмов хозяйственного управления, чаще всего неподконтрольных бюрократии, постепенно занимающих ее политическую нишу в обществе. Обычно это удается сделать теневой экономике, наибольшая активность которой в борьбе за средства производства сопутствует, как правило, кризису бюрократической системы
Как правило, развитые бюрократические институты управления формируют изощренные механизмы безответственности:
В этих условиях интересы чиновника все меньше и меньше зависят от общественной оценки и ответственности, а в обществе широкое распространение получают безответственность, формализм, администрирование, “непогрешимость” бюрократа. Потенции такого управления ориентируются прежде всего на внутренние закономерности функционирования аппарата, далекие от реальной жизни. Бюрократия считает самое себя конечной целью.
Как результат внутренней замкнутости процессов управления, обособленности бюрократа и структур управления, в общественной жизни утверждается ведомственность, местничество, личный протекционизм, взятка.
Конкретизируя сказанное выше, по-видимому, можно выделить:
Вырисовывается следующий обобщенный социально-политический портрет бюрократа, который:
Таким образом, бюрократия – это особый замкнутый слой лиц, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий с целью реализации своих корпоративных интересов властные функции в обществе.
Отрицательные стороны бюрократии устраняются законодательным путем. При любой государственной службе могут быть злоупотребления, деградация ее положительной сути. Поэтому законодательство должно предусмотреть гарантии от злоупотреблений. К ним относятся:
Государственная служба в цивилизованных странах строится и функционирует с учетом этих гарантий от злоупотреблений.
Что такое бюрократия, в чем ее плюсы и минусы для народа и государства
Дословно – «власть письменного стола».
Уважаемые читатели, приветствую вас на блоге iklife.ru. Сегодня поговорим о том, что такое бюрократия и всегда ли это плохо. Бюрократия происходит от французского слова «бюро» – офис, канцелярский стол – и греческого «кратос» – власть. Дословно получается – власть письменного стола.
Бюрократией называют систему управления, которая основывается на документированности: каждое действие должно быть задокументировано, официально оформлено, чтобы можно было разобраться через суд, кто прав, а кто виноват.
Бюрократия появилась тогда, когда зародилась письменность. Это слово не всегда надо использовать в отрицательном значении.
Зачем нужен бюрократический аппарат
Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.
Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.
Без бюрократии нельзя
Как доказать, что офицер отдал приказ? Никак, документов никаких нет.
Офицер на свободе, солдат в тюрьме.
Три вида бюрократии
Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.
Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».
Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.
Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.
Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.
Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.
Недостатки бюрократии
Бумаг бывает слишком много. Уходит много времени на то, чтобы их собрать, простоять в очередях, получить нужные подписи. Проблемы, которые надо решать срочно, решаются долго.
Иногда бумажная волокита создается для того, чтобы имитировать бурную деятельность. «Верхи» таким образом отчитываются еще более крупным «верхам» о том, как они хорошо работают: вот, смотрите, мы делаем это, это, это, а еще вот это, и все отчеты у нас есть.
В реальности же все эти отчеты ложатся на плечи рядовых сотрудников. В первую очередь, страдают от этого бюджетные организации: школы, больницы. Учителя, преподаватели вузов, врачи вместо своей работы заполняют бумажки.
Еще один недостаток – бывает сложно решать вопросы из-за строгой иерархичности. Низы не могут решить какой-то вопрос, потому что он «не в их компетенции», а до верхов не достучаться.
Третья проблема – коррупция. «Заплатите мне денежку», а то будете сто лет в очередях стоять.
Если смотреть в глобальном плане, то бюрократия ведет к расслоению общества, нарастанию недовольства, а потом – к митингам, революциям и кровопролитию.
Это все, что я хотел вам рассказать про бюрократию. Часто это слово используется в негативном значении, бюрократами называют чиновников, которые занимаются только бумажками и не решают проблемы народа.