Что такое государственная казна
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — см. Казна … Юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — КАЗНА … Юридическая энциклопедия
Государственная казна рф — см. Государственная собственность … Энциклопедия права
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — денежные средства государственного бюджета. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — денежные средства государственного бюджета. См. т.ж. КАЗНА … Энциклопедический словарь экономики и права
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — см. Казна … Энциклопедия юриста
государственная казна — см. казна … Большой юридический словарь
Государственная казна рф — см. Государственная собственность … Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — (state treasury) по законодательству Российской Федерации средства госбюджета и иное госимущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: Г.к. РФ; Г.к. республики в составе РФ, казну… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
государственная казна — денежные средства государственного бюджета … Словарь экономических терминов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — по законодательству РФ средства государствен ного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют собственно: ГОСУ ДАРСТВЕННАЯ КАЗНА РФ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА республики в… … Финансовый словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — см. Казна … Юридический словарь
Государственная казна рф — см. Государственная собственность … Энциклопедия права
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — денежные средства государственного бюджета. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — денежные средства государственного бюджета. См. т.ж. КАЗНА … Энциклопедический словарь экономики и права
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — см. Казна … Энциклопедия юриста
государственная казна — см. казна … Большой юридический словарь
Государственная казна рф — см. Государственная собственность … Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА — (state treasury) по законодательству Российской Федерации средства госбюджета и иное госимущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: Г.к. РФ; Г.к. республики в составе РФ, казну… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
государственная казна — денежные средства государственного бюджета … Словарь экономических терминов
Что такое казна? Государственная казна: структура и источники пополнения
Учитывая, насколько быстро идет развитие финансов и экономики нашей страны, государственная казна и денежный фонд становятся основными рычагами, которые используются для управления различными сферами общественной жизни. Отдельное внимание уделим истории формирования основного бюджета в нашей стране, способам его пополнения в различные исторические периоды.
Теоретические аспекты
Отношениям финансового и имущественного характера играют основную роль во всех процессах, которые связаны не только с политической, общественной жизнью, но и в экономического и социального плана.
Это приводит к тому, что понятие «государственная казна» приобретает новое содержание. Приводит к подобным результатам трансформация социально-экономических отношений, становление национального бюджета, разделение собственности, которая ранее была в собственности государства. Также на данный процесс влияет отдельный субъект РФ.
Общие сведения
Что такое казна? Анализ принципов ее формирования является важным моментом для всех экономистов. На что следует обращать особое внимание? Российская казна является сложной экономической и правовой системой, включающей существенное количество разных ресурсов. Она предполагает систематическую модернизацию законодательной базы, которая позволяет урегулировать финансовые вопросы.
Если внимательно изучить Бюджетный кодекс, а также ГК РФ, можно понять, что представляет собой структура бюджета в Российской Федерации.
На данном этапе развития страны, когда более ограниченными являются возможности законодателя в сфере контроля экономики, важно начать серьезные исследования правовых взаимоотношений между разными отраслями особого объекта — казны.
В финансовом праве основная роль отводится рассмотрению государственного бюджета, его ресурсов, принципов, природы, благодаря которых происходит его формирование с учетом территориальной специфики страны. Также изучению подлежат различные меры принуждения, материальные взыскания, которые направлены на пользу государства.
Значение казначейства для исполнения бюджета
Говоря о том, что такое казна, необходимо остановиться на специальном органе — федеральном казначействе, а также на механизмах, благодаря которым функционирует финансовая система.
Под казначейским исполнением бюджета подразумевают комплекс мер, направленных на управление основными денежными потоками. Федеральное казначейство является государственным органом, который наделен определенными полномочиями для реализации им общенародного статуса. Данный орган является основным «рычагом», благодаря которому государство имеет возможность контролировать федеральный бюджет.
Доходы и расходы бюджета
Какова основная структура бюджета? В казне нашей страны есть не только доходы и поступления, в ней заложен механизм перераспределения и последующего применения бюджетных средств, которые оказались в государстве.
Рассуждая о том, что такое казна, необходимо упомянуть и о расходном институте. В центре его внимания находятся взаимоотношения имущественного вида.
Процедура траты денежных ресурсов именуется «расходами бюджета». При этом имущество казны распределяется в базы разного уровня. Материальные поступления зависят от функций государства, финансовых нагрузок, а также от деятельности стран по наращиванию их, включая и переход к инновационной экономике от ее ресурсного варианта.
Страницы истории Российского бюджета
На протяжении всего периода существования государства, вопросы, касающиеся материальной стабильности, являются первоочередными. К сожалению, казна муниципального образования весьма ограничена по своим размерам.
Обычные люди все чаще следят за ценами на нефть, не понимая, как они влияют на благосостояние обычных граждан.
Должность казначея впервые была введена в Древней Руси. В его обязанности входило хранение княжеских ценностей. Уже тогда люди знали, что такое казна. Ее состояние было предметом повышенной заботы. В средние века расходы и доходы государства были связаны с тратами великого князя, затем царя. Все доходы поступали в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме.
После образования централизованного Русского государства посошную подать собирали московскому князю. Также казна пополнялась благодаря кабацкому, соляному, таможенному сборам. В XV веке в России появилась бюджетная двухуровневая система унитарного государства, которая состояла их бюджета государства и местных бюджетов. Она базировалась на местных сборах и княжеских налогах.
В XV веке появились и местные налоги, которые предназначались для содержания властителей и царских наместников, исполнения ими хозяйственных задач.
В XVI веке введена таможенная пошлина на торговлю за границей, существенно уменьшилась доля платежей в натуральной величине, выросла в денежном эквиваленте. В XVII веке основными источниками формирования казны стали налоги, доходы от торговли и казенной промышленности, а также прибыль от перечеканки монет. Именно в это время предпринимаются первые попытки составления государственной сметы, учитываются казенные расходы и доходы.
Интересные факты
При Петре 1 был введен налог на ношение бороды. Купеческие бороды были оценены в 100 рублей, дворянские — в 60 рублей.
Во второй половине девятнадцатого века появились первые рекомендации по составлению сметы, усилен контроль за расходованием финансов. Ежегодно отчеты о доходах и расходах стали составляться министерством финансов.
Современные реалии
В гражданском русском дореволюционном праве стали употреблять понятие государственной казны. К ней причисляли денежные государственные средства, валюту, золотой запас, природные ресурсы, казенные земли. В гражданском советском праве не существовало понятия государственной казны. Собственность государства была провозглашена главной формой социалистической собственности, которая является достоянием каждого советского гражданина.
Государство при этом исходило из позиции выделения большей доли общественной собственности крупным предприятиям. Именно поэтому управление ею стало сводиться к регулированию хозяйственной работы крупных предприятий. Оно основывалось на долгосрочном планировании. Только природные ресурсы оставались в управлении федеральных и муниципальных органов, а потому, их можно было причислять к современному термину «государственная казна».
Функции казны в РФ
Государство принимает участие в публичных и правовых, а также в частных отношениях. Федеральная власть гарантирует подчинение интересов отдельных людей общим целям и задачам, в результате чего такие отношения приобретают публично-правовой характер.
В России в качестве субъекта права (частно-правовой стороны) отсутствует понятие «казна». И это, несмотря на то, что подобный термин в больших объемах применяется в отечественном законодательстве.
Казна рассматривалась в качестве системы государственных органов, которые осуществляли сбор и перераспределение бюджетных средств, уделяя отдельное внимание не имущественному и организационному механизму, а контролю и надзору.
К примеру, должностные лица казначейства, вероятнее всего, интересуются административными рычагами, а не типичным изъятием из банковских рук бюджетных операций.
Данное ведомство не является универсальным объектом права, которое представляет в имущественных взаимоотношениях государство. В сферу казначейства входят только безналичные денежные ресурсы, причем лишь в некоторой степени.
В вещевой и наличной формах имущество находится в ведении иных государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом. Казначейство занимается контролем только некоторых направлений, его функционирование четко ограничивается правовыми нормами действующего Российской Федерации.
Государственная казна
Государственная казна пополняется за счет организаций и частных налогоплательщиков на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Государственная казна используется в качестве основного рычага, с помощью которого регулируются основные сферы жизнедеятельности страны и ее населения. Положительные или отрицательные изменения казны могут привести к соответствующим переменам в жизни общества.
Государственная казна представляет собой не просто хранилище, в котором находятся денежные ценности, а сложную систему с большим количеством правил и ограничений. Комплекс правовых и экономических мероприятий направлен на регулирование большого объема ресурсов, принадлежащих государству. Постоянно меняющаяся законодательная база призвана регулировать использование ресурсов в казне с целью их поддержания на необходимом для экономики страны уровне.
Казна формируется за счет налоговых отчислений с различных уровней, природных ресурсов, имущества, находящегося в собственности государства. Действующее законодательство подробно описывает принципы и технологию наполнения государственной казны, а также механизмы взыскания средств и ценностей по решениям суда.
Управление государственной казной выполняется министерством финансов и правительством страны. Механизмы, с помощью которых осуществляется распределение средств, также определены на законодательном уровне и должны исполняться соответствующими органами. За формированием и распределением государственной казны ведется постоянный контроль, к которому привлекаются соответствующие структуры.
Функции
Наполнение государственной казны материальными ценностями происходит постоянно, равно как и отчисления на экономическую деятельность. Рост объемов запасов свидетельствует о хорошем положении дел в стране и позволяет выделять часть ресурсов на реализацию различных проектов. В противном случае правительству приходится регулировать расходную часть, урезать финансирование отдельных отраслей.
Поэтому своевременное пополнение и рост объемов казны позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.
Государственная казна — хранилище в виде банковских счетов, имущества, материальных ценностей, недвижимости. С ее помощью осуществляется движение финансовых потоков в государстве, регулирование экономической деятельности, реализация социальных гарантий и поддержка приемлемого уровня жизни в сложные периоды.
Понятие государственной казны
(на примере Орловской области)
О.И. КОРОТКОВА,
заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета
Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.
Под основными целями, задачами и принципами государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики понимаются совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также государственной казны и имущественных прав государства. Реализация права государственной собственности определена в статьях 113, 124, 125 и 214 ГК РФ.
В число объектов государственной собственности входит государственная казна Российской Федерации и ее субъектов. Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, казна — это совокупность имущества.
Статья 214 ГК РФ устанавливает, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.
Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов[1]. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.
Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 15.07.1998) в казну России входят золотой запас, алмазный и валютный фонды.
Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, государство и муниципальные образования осуществляют непосредственно (например, правомочия владения, пользования и распоряжения). Непосредственное осуществление государством правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов[2].
Пунктами 1 и 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В сложившейся практике представителями государства и муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, наделенные от имени общественно-территориальных образований правом распоряжения.
Статья 153 Бюджетного кодекса РФ закрепляет право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты.
Действующее законодательство, определяющее компетенцию органов власти и местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, на уровне субъекта Федерации — Орловской области организация бюджетного процесса осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
В компетенцию высшего органа исполнительной власти Орловской области входит утверждение положения о казне Орловской области, определение порядка ее формирования и распоряжения ее объектами, распоряжение средствами областного бюджета в соответствии с законом о бюджете области.
К полномочиям исполнительного органа государственной власти специальной компетенции по управлению имуществом относится контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав казны Орловской области, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов. Кроме того, указанный орган разрабатывает распорядительные акты по распоряжению объектами казны.
Такой исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, как Управление финансов и налоговой политики, является органом, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим общее руководство организацией финансов на территории области.
На территории Орловской области нормативно-правовое определение понятия «казна Орловской области» было установлено Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 17.03.2003 № 43 «О создании казны Орловской области». Данным постановлением были определены цели, порядок формирования, структура и режим использования объектов казны Орловской области.
Казну Орловской области составляют средства областного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, не закрепленные по договору аренды, постоянного бессрочного пользования, которые принадлежат Орловской области на праве собственности.
Объектами казны Орловской области являются:
· средства областного бюджета;
· ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов;
· архивные фонды и архивные документы;
· здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;
· материальные и нематериальные активы;
· иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными предприятиями и учреждениями;
· незакрепленные земельные участки.
Объекты казны Орловской области могут находиться как на территории Орловской области, так и за ее пределами.
Основаниями отнесения объектов к казне Орловской области являются:
· отсутствие аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки, закрепленные за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
· отказ областного предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на областное имущество, отказ от аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки;
· изъятие излишнего и неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и за предприятием на праве хозяйственного ведения;
· остаток имущества после ликвидации областных предприятий и учреждений и иных юридических лиц с участием области;
· отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право областной собственности;
· принятие и приобретение в областную собственность имущества юридических или физических лиц;
· иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
Управление и распоряжение имуществом, входящим в состав казны Орловской области, осуществляет высший орган исполнительной государственной власти Орловской области — Коллегия администрации Орловской области.
В реестре государственного имущества Орловской области существует раздел «Казна Орловской области», в котором ведется учет данного имущества.
Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости — другие сведения).
Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.
Основные учетные данные о составе казны Орловской области содержат описание объектов имущества казны, их количества и стоимости. Так, в группу «имущество казны» выделены автодороги, газопроводы, прочее имущество (здания, объекты незавершенного строительства и т. д.).
1 См., например: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001. С. 103; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.В. Карасева. — М., 2002. С. 104.
2 См.: Беспалова А.И. К вопросу о непосредственном осуществлении государством правомочий собственника // Учен. зап. Казах. гос. ун-та. — Алма-Ата, 1970. Т. 10. Сер. «Юриспруденция». Вып. 10. Ч. 1. С. 370. См. также: Химиче-ва Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. — Саратов, 1979. С. 66.