Что такое государственные институты

Институты государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и отличительные свойства института государства

Государство представляет собой в известном смысле абстракцию, поскольку не имеет материального, предметного воплощения. Говоря о действиях, функциях, политике государства, обычно имеют в виду конкретные его институты или совокупность таких институтов.

Под социальным институтом принято понимать форму организации совместной деятельности людей, с помощью которой реализуется какая-либо общественная функция.

В более узком значении институтом обозначают общественные учреждения либо организации. Так, социальными институтами являются семья, школа, трудовой коллектив, церковь, средства массовой информации и т. п. институциональную составляющую можно выделить и применительно к феномену государства.

Институт государства (или государственный институт) – форма организации государственно-властной деятельности, посредством которой достигаются поставленные перед государством цели и задачи.

Можно назвать следующие свойства институтов государства:

Классификация институтов государства

Институты государства классифицируются в основном по сфере их деятельности (выполняемой функции государства).

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо данных традиционных институтов, нередко выделяются также армия (институт, обеспечивающий территориальную целостность и неприкосновенность государства) и церковь (в теократических и клерикальных государствах).

Роль институтов в механизме государства

Как известно, механизм государства включает в себя систему органов государства и их деятельность (в том числе принципы этой деятельности и обеспечивающие ее ресурсы).

Государственные институты, как правило, представляют собой крупные группы органов государственной власти. В отличие от последних, институты – более стабильная категория, в то время как конкретные образующие институт органы власти могут возникать и ликвидироваться.

Следовательно, институт государства соответствует значимым направлениям государственной деятельности безотносительно сферы такой деятельности. В рамках механизма государства категория института позволяет более абстрактно представить функционирование государственной власти.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 07 11 2017

Источник

Вузы России, какого статуса они бывают

Категории (статусы) вузов в России и их разновидности. Национальные университеты (МГУ и СПбГУ), федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, глобальные университеты (университеты проекта 5-100), опорные университеты, прочие университеты, академии и институты. Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Категории (статусы) вузов в России и их разновидности

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет

Федеральные университеты

Национальные исследовательские университеты

Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)

Опорные университеты

Прочие университеты, академии и институты

Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Категории вузов в России и их разновидности

Прежде чем начать говорить о разнообразии российских вузов, скажем, о чем мы не будем говорить. Из нашего обзора полностью исключены все «квазивузы» (не совсем вузы).

Во-первых, это вузы, лишенные государственной аккредитации, т.к. выданный там диплом в нашей стране не влечет никаких юридически значимых последствий для его обладателя.

Во-вторых, филиалы вузов, так как многие из них реализуют программы высшего образования с переводом студентов выпускного курса в головной вуз, или полностью свернули программы высшего образования, сосредоточившись на программах среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

По последним данным мы насчитали на территории Российской Федерации около 700 настоящих вузов (точную цифру назвать сложно из-за теологических вузов, инвентаризация которых пока затруднена), имеющих не только образовательную лицензию, но и государственную аккредитацию как минимум части реализуемых образовательных программ.

В названии вуза встречаются различные слова, часть из которых понятны и не нуждаются в комментариях (определение, указывающее на место его расположения, и определение «государственный»), а часть могут быть не очень понятны. Например, федеральный или национальный исследовательский университет, академия, институт и т.д. Постараемся в этом разобраться в данном посте, а об основных типах вузов поговорим в следующем.

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет – это два крупнейших в нашей стране вуза (МГУ почти 17 тыс. научно-педагогических работников, а СПбГУ – более 5 тыс. чел.), каждый из которых представляет собой некое академическое государство. Для сравнения численность научно-педагогических работников ни одного из оставшихся университетов в России не превышает 5 тыс. человек.

Помимо размеров – это старейшие и одновременно ведущие классические университеты нашей страны, особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом, а ректора назначаются указом президента.

Оба эти университета наделены целым рядом особых прав, например, они вправе проводить дополнительные (к ЕГЭ) вступительные испытания профильной направленности для поступающих на программы бакалавриата и специалитета, могут реализовывать образовательные программы всех уровней высшего образования по всем уровням высшего образования, вправе выдавать выпускникам документы собственного образца, могут присуждать собственные ученые степени и др.

Если говорить образно, то и Московский и Санкт-Петербургский университеты – это с одной стороны «витрина российского высшего образования» (много образовательных свобод и новаций), а с другой стороны – «музей российского высшего образования» (анахронизмов там тоже немало).

Оба рассмотренных университета реализуют программы развития с достаточно серьезными бюджетами, которые ориентированы на модернизацию научно-исследовательской, образовательной и обеспечивающих направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Правительством.

К слову, МГУ – единственный в нашей стране вуз, входящий в сотню ведущих вузов мира по международно признаваемым рейтингам (QS-2019), СПбГУ – входит в 250. Все остальные наши вузы находятся в диапазоне 250+ (только Новосибирский госуниверситет по QS-2019 также попадает в 250 – находится на позиции 244). Вообще, эти вузы заслуживают отдельного подробного разговора, что мы обязательно сделаем в как-нибудь дальнейшем.

Поскольку каждый из этих вузов совершенно самодостаточен, плюс неформальное соперничество «северной» (культурной) столицы и Москвы не способствует заметной кооперации двух этих университетов.

Федеральные университеты

Это также вузы с особым статусом, который в некоторых отношениях приближен к МГУ и СПбГУ. По задумке Правительства РФ федеральные университеты создаются в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития отдельных регионов нашей страны.

В настоящий момент такая категория бессрочно установлена (читай, статус присвоен) 10 вузам:

У федеральных университетов есть целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе их в качестве места учебы.

Во-первых, это достаточно крупные университеты (численность научно-педагогических сотрудников 9 из 10 больше 1 тыс. чел., а КФУ и ЮФУ – более 4 тыс. чел.), которые организовывались путем присоединения менее сильных вузов к более сильным.

Во-вторых, это обычно вузы полипрофильные, работающие в большинстве областей знания: естественных, точных, социально-гуманитарных науках, а иногда еще в искусстве и спорте. А отсутствие специализации делает их плохо позиционируемыми на рынке образования.

В-третьих, поскольку федеральный статус не выигрывался в условиях конкурса, на который бы вуз заходит по своей воле, а придавался решением учредителя, коллективы имеют на этот счет «свое мнение», что не способствует управляемости.

Во-четвертых, по причине эклектичности при формировании во многих (но не во всех федеральных университетах) слаба общеуниверситетская идентичность, т.е. отдельные структурные подразделения живут своей жизнью, и вы, что называется, куда попадете при поступлении. Может повезти, а может и нет, тогда уровень вашей подготовки окажется на уровне среднего регионального вуза со всеми его минусами.

В-пятых, поскольку ректор в этих вузах лицо назначаемое, а не избираемое коллективом, есть риск «нарваться» на ситуацию неприятия руководства и связанного с этим противостояния, что не способствует академическим успехам обучающихся. Обратите внимание на публикации в СМИ о смене руководства, в ряде федеральных вузов могло пройти 2-3 таких волны, каждая из которых сильно лихорадит вуз.

Как МГУ и СПбГУ федеральные университеты ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления. Некоторые (например, КФУ) получили право самим присваивать ученые степени кандидата и доктора наук.

Ровно половина федеральных университетов (5 из 10) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке, т.е. обозначили претензию на членство в «лиге» глобальных университетов, но об этом ниже поговорим отдельно.

Большинство федеральных университетов через год завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад, а три – получили статус позднее остальных), нацеленных на комплексную модернизацию университета, и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Ввиду территориальной удаленности друг от друга федеральные университеты активно взаимодействуют и сформировали в 2013 году ассоциацию федеральных университетов, которую сначала по числу членов назвали «Клуб девяти», или «G-9» После создания Крымского федерального университета и его присоединения к этой Ассоциации ее переименовали в «Клуб десяти», или «G-10».

Как-нибудь потом разберем ситуацию с федеральными университетами более предметно, так как вопрос того стоит – более 25 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся этим.

Национальные исследовательские университеты

Хотя эти вузы также как и федеральные вузы наделены рядом особых прав, например разрабатывать собственные образовательные стандарты, а некоторые даже имеют право сами (без ВАК) присуждать ученые степени, национальные исследовательские университеты (сокращенно НИУ) сильно отличаются от федеральных университетов.

В настоящий момент такая категория на 10 лет установлена (статус присвоен) 29 вузам:

При этом почти у половины вузов из списка срок «ношения» статуса НИУ истекает в 2019 году, а у остальных – в 2020 году, после чего он может быть отозван.

Национальные исследовательские университеты, в отличие от федеральных университетов:

Почти половина национальных исследовательских университетов (12 из 29) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке (глобальные университеты), поговорим об этом отдельно ниже.

Национальные исследовательские университеты в следующем году (первая волна) и через год (вторая волна) завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад), и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Хотя закрытой общей «тусовки» национальных исследовательских университетов, подобно клубу «G-10», Ассоциации глобальных университетов и опорных вузов не сложилось, именно НИУ (вместе с СПбГУ) стали инициаторами и ядром Ассоциации ведущих университетов.

Потом обязательно более подробно разберем ситуацию с национальными исследовательскими университетами, так как этот вопрос того стоит – более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, более полумиллиона студентов и сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся на этом.

Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)

Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 определена цель по выводу российского высшего образования на уровень международной конкурентоспособности – не менее 5 российских университетов к 2020 году должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов.

В 2013 году во исполнение указа Президента РФ был запущен Проект по реализации программы повышения конкурентоспособности, т.е. обеспечивающий вхождение не менее 5 российских университетов к 2020 году в топ-100 мировых рейтингов университетов (Проект 5-100).

Конкурс с учетом очень высоких входных требований («на входе» необходимо было присутствие вуза в одном из глобальных рейтингов), что сильно ограничило «пыл» потенциальных интересантов, составил почти 4 заявки на одно место.

В результате конкурсного отбора в этот проект включились 15 российских университетов, к которым в 2015 году добавились еще 6 университетов. В настоящий момент в проекте 5-100 участвует 21 вузов, 5 из которых одновременно имеют статус федеральных университетов, а 13 являются национальными исследовательскими университетами. Международным экспертным советом проекта 5-100 участники проекта каждый год в зависимости от глобальной узнаваемости и динамики изменений разделяются на три равные по числу вузов группы:

Первая группа («Лидеры проекта 5-100»), все они из «первой волны»:

Вторая группа («Середнячки проекта 5-100»), часть из «первой волны», а часть из «второй волны»:

Третья группа («Аутсайдеры проекта 5-100»):

В целях координация деятельности и консолидации усилий в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и инновационной деятельности университетов, участвующих в проекте 5-100, по инициативе Высшей школы экономики в 2014 году была создана Ассоциация «Глобальные университеты», в состав которой сегодня входят все университеты проекта. На сайте Ассоциации размещен довольно удобный навигатор по образовательным программам, научным проектам и программам академической мобильности университетов, участников проекта.

Здесь нужно заметить, что есть три признанных международных рейтинга университетов:

На сегодняшний день в топ-500 наиболее этих мировых рейтингов представлено 28 российских университетов, включая институциональные (общие) и предметные (отраслевые) рейтинги. При этом в топ-500 глобальных общих рейтингов Россию представляют 15 университетов, в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов – 19 университетов, а в топ-100 – 11 университетов.

Большинство вузов, участников проекта 5-100, ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления, облегчающие их конкурентную борьбу среди международных научно-образовательных центров.

Вузы проекта 5-100 не реже одного раза в два года (а реально ежегодно) защищают на международном экспертном совете при Министерстве свои дорожные карты по реализации программы повышения конкурентоспособности вуза. Внутри программ лежат масштабные трансформационные проекты, в рамках которых ведется системная модернизация научной, образовательной и других видов деятельности, и проекты по становлению в университете т.н. стратегических академических единиц (ключевых научно-образовательных подразделений с высокой автономией).

Как-нибудь потом разберем ситуацию с глобальными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около полутриллиона рублей в год консолидированного бюджета).

Опорные университеты

Опорный университет (опорный вуз, в официальных документах Минобрнауки) – как и «глобальный университет», «подзаконная» категория университетов, отсутствующая в федеральном законе об образовании. Эта категория должна дополнить ранее веденные категории национальных исследовательских, федеральных и глобальных университетов на региональном уровне (перекрытие с перечисленными категориями исключалось).

Опорный университет (опорный вуз) в России – это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Изначально обозначались разные цифры целевого количества опорных университетов (от 50 до 150), которое предполагалось сформировать в несколько волн.

На сегодняшний день прошло две таких волны, которые принципиально отличались друг от друга, и Минобрнауки анонсирует еще одну такую волну.

Первая волна (еще в начале 2016 года в бытность министром Д. Ливанова) была ориентирована на создание достаточно крупного опорного университета за счет реорганизации нескольких имеющихся вузов путем присоединения (так было создано 11 вузов, отсеяна была только одна заявка).

Вторая волна проводилась О. Васильевой в начале 2017 года, при этом требования по объединению вузов уже не было (так было отобрано 22 победителя из 86 заявок). Правда только 8 победителей были отнесены в первую группу, которая будет финансово поддержана на федеральном уровне.

Таким образом, в настоящий момент в проекте опорных университетов участвует 33 вуза.

Первая волна (создавались на основе объединения существующих вузов, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

Вторая волна, первая группа (статус придан существующему вузу, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

Вторая волна, вторая группа (статус придан существующему вузу, без финансовой поддержкой на федеральном уровне):

В целях координации при реализации проекта опорных вузов Минобрнауки создана единая площадка для этих вузов, на которой отражаются наиболее значимые события проекта и ведется коммуникация между участниками.

Как университеты перечисленных выше категорий, опорные вузы защитили свои программы развития, обеспечивающие модернизацию всех основных направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Министерством.

Потом обязательно разберем ситуацию с опорными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (немногим менее 40 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов, десятки миллиардов рублей в год консолидированного бюджета и более 30 субъектов Российской Федерации во всех концах страны).

Прочие университеты, академии и институты

Все ранее разобранные категории университетов составляют в сумме 78 единиц из 695 действующих вузов с государственной аккредитацией (для которых это удалось установить однозначно), т.е. немногим более 11%. Остальные 616 вузов, т.е. почти почти 90% от общего числа, во всем их разнообразии пока остались за пределами рассмотрения.

Ранее федеральным законом о высшем и послевузовском образовании, ныне отмененном в связи с введением единого ФЗ об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ, были введены три категории вузов:

Сейчас эти названия уже не несут глубокого смысла, так как различия между перечисленными категориями просто «теряются» относительно различий внутри только одной категории – университет.

Помимо рассмотренных нами ранее университетов, вписанных в действующие федеральные программы и проекты Минобрнауки, есть еще 3 военных и других силовых университета, десятки отраслевых университетов в подчинении федеральных министерств, сотни различных типов государственных региональных университетов в подчинении Минобрнауки и десятки негосударственных (частных) университетов. Среди последних немало образовательных учреждений, в которых трудится два-три десятка преподавателей и учатся всего несколько сотен студентов по нескольким образовательным программам.

По этой причине не следует уделять слишком много внимания этим категориям: университет автоматически не значит «хорошо», а, например, институт – не значит «плохо». Тем более, что к этим трем универсальным категориям добавляются еще ряд более специальных, отражающих отраслевую специфику: консерватория, высшее училище, школа, семинария и учебный центр и пр.

Разобраться в том, что на самом деле из них хорошо, а что плохо, можно только, если заглянуть внутрь вузовского «черного ящика», но это очень непросто.

Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Теперь пришла пора вернуться к главному вопросу, заданному в самом начале обзора. Универсального ответа здесь, конечно же, нет.

С одной стороны, лучше выбрать вуз с репутацией и, как следствие, с высоким проходным баллом ЕГЭ (можно посмотреть в этих двух обзорах: часть 1, часть 2) и высокой стоимостью обучение. Это минимизирует риски понять курсе на четвертом, что вы «клево провели время», но как это поможет вам найти нормальную работу не очень понятно.

С другой стороны, можно поискать хороший вуз в вашем городе или вашем регионе, проходной балл там, вероятно, ниже столичного, да и стоимость обучения на внебюджете не 200-300 тыс. руб. в год, как во многих вузах и нашего обзора. Но выбор этого хорошего вуза «шаговой доступности» нужно делать очень и очень ответственно, поскольку плохих (точнее «пустых») среди них гораздо больше, чем хороших, способных сделать вас конкурентными на рынке труда или рынке образования (магистратура).

Поэтому, если не хотите, чтобы по окончанию вуза вашим единственным «прибытком» стал «диплом социальной нормальности», или, проще говоря, «справка, что не дурак» (либо «справка, что не дура»), разберись внимательно с нашим рейтингом вузов «Национальное признание». Это уникальный продукт, и он вам на самом деле поможет заглянуть внутрь этого «черного ящика», «прощупать» тех, кто будет вас учить после поступления, понять, можно ли им верить.

Источник

Основные отличия государственных вузов от негосударственных

Что такое государственные институты. Смотреть фото Что такое государственные институты. Смотреть картинку Что такое государственные институты. Картинка про Что такое государственные институты. Фото Что такое государственные институты

Абитуриенты и без того озадачены выбором будущего места обучения. А тут задача усложняется еще и выбором типа вуза – государственный или частный. И на нашем телеграм-канале вы можете почитать обзоры некоторых заведений.

Одни считают, что государственные вузы давно устарели, и будущее – за частными, которым проще подхватить мировые тенденции. Другие выступают против частных, считая их нестабильными и непрестижными в отличие от государственных. Третьи убеждены в превосходстве федеральных вузов над всеми остальными.

За кем правда? Сегодня наша задача – узнать, чем отличается государственный вуз (университет) от негосударственного (частного), что же такое, в конце концов, федеральный вуз и чем он отличается от государственного и частного. А еще развеем с вами несколько мифов и стереотипов о частных вузах.

Государственный, частный и федеральный вузы: определения

Негосударственный вуз – вуз, который финансируется частными организациями без участия государства или с частичным участием (с аккредитацией или без). Частный (негосударственный) вуз создает физическое/юридическое лицо или их объединение в соответствии с законами РФ.

Государственный вуз – это университет с госфинансированием. Его учредителем всегда будет РФ или субъект Федерации.

Что такое государственные институты. Смотреть фото Что такое государственные институты. Смотреть картинку Что такое государственные институты. Картинка про Что такое государственные институты. Фото Что такое государственные институты

Основное отличие коммерческого вуза от государственного в том, что у них разная форма собственности и состав учредителей

Федеральный вуз – это вуз-гигант федерального округа, нередко состоящий из нескольких менее крупных государственных университетов.

Самое главное, чем федеральный университет отличается от государственного – все федеральные являются государственными, но не все государственные – федеральные.

Теперь давайте рассмотрим, так ли на самом деле существенна разница между государственным и негосударственным вузом.

Государственный и негосударственный вуз: разница и особенности

Специальность

У государственного и частного вуза чаще всего подготовка ведется по разным специальностям.

«Частники» уделяют больше внимания следующим специальностям:

Государственные университеты готовят специалистов более широкого профиля: инженеров, педагогов, творческих и т.д.

Поступление

Поступить в государственный вуз сложнее не только благодаря наличию бюджетных мест, стипендии и мест в общежитии, но и благодаря богатому выбору специальностей. В частных вузах нет стипендии, бюджетных мест (редко) и мест в общежитии, поэтому студенты не так рьяно рвутся поступить в частный. Следовательно и конкурс ниже.

Поступить в государственный вуз сложно еще и потому, что только тут существуют определенные льготы для некоторых категорий абитуриентов. Частные вузы не смогут предложить места в общежитиях, места для «целевиков» и т.д.

Стипендии

Бюджетники из государственных вузов могут претендовать на стипендию – денежные выплаты за хорошую успеваемость (с оценками 4 и 5 в зачетной книжке). Такая помощь незаменима для студентов из малообеспеченных семей и тех, кто вынужден жить на свои деньги без дополнительной поддержки и помощи.

Частные вузы не получают государственного финансирования. Учеба в частном вузе платная – и это одна из основных особенностей, которая отличает частный университет от государственного.

По «Правилам формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 года N 1390), стипендиальный фонд частных организаций формируется Министерством образования и науки РФ при установлении таким организациям контрольных цифр приёма. То есть если в вузе есть бюджетные места, то и стипендии будут.

Качество образования

Раньше у преподавателей считалось более престижным работать в государственных университетах. Сегодня эта тенденция быстро меняется, так как в частных вузах значительно улучшились условия.

Работники обоих типов институтов проходят обязательную проверку и переквалификацию, получают сертификаты. Получается, что уровень предподавателей в частных и государственных вузах приблизительно одинаковый. Следовательно и студенты получают приблизительно одинаковый уровень образования.

Стоимость обучения

Всё зависит от престижа учебного заведения. В среднем же стоимость обучения в коммерческом вузе будет примерно такой же, как и при обучении на коммерческой основе на той же специальности в государственном вузе.

Особо одаренным студентам и в платном, и в государственном вузах могут сделать значительную скидку. Для этого студент должен иметь хорошую успеваемость и принимать активное участие в жизни вуза, представлять его на конференциях, участвовать в инновационных разработках и т.д.

Впрочем, в частных вузах встречаются и бесплатные места. В каких и сколько – будет зависеть от результатов открытого конкурса Министерства образования и науки РФ. Принимать участие в таком мероприятии могут только те вузы, которые получили лицензию на ведение образовательной деятельности.

Распределение

Еще одно ключевое отличие частного вуза от государственного состоит в том, что тут студентам не придется проходить обязательную стажировку на государственном предприятии.

В государственных институтах предусмотрена система обязательной отработки (для студентов бесплатных дневных отделений). И распределение очень редко бывает удачным. Впрочем, в некоторых случаях студентам разрешают находить места для отработки самостоятельно.

Техническое оснащение

Во многих государственных вузах с современными технологиями не всё радужно.

Более того, из-за государственного финансирования вузам вовсе не так просто выбить разрешение на приобретение той или иной технической новинки.

Частным вузам с этим намного проще: у них и средства на это есть, и мотивы. Чем лучше вуз оснащен технически, тем больше студентов он будет привлекать. Так что это в интересах учреждения образования.

Формы обучения

В государственном вузе преобладают классические формы обучения:

В коммерческих вузах можно отступить от стандартных форм и поэкспериментировать, применить инновационные методы и тем самым повысить мотивацию учащихся, их вовлеченность в общий образовательный процесс.

Электронные тесты, мультимедийные презентации, голограммы, 3D-технологии, круглосуточная связь с преподавателями в мессенджерах – можно использовать совершенно любые современные средства, которые вуз в состоянии себе позволить.

Сюда же можно отнести вопрос материально-технической базы. Если у бюджетного вуза есть в распоряжении только собственные ресурсы, частный вуз может позволить себе аренду высокотехнологичной лаборатории.

Сотрудничество

Хорошо, когда у университета есть связи с иностранными вузами. В этом случае студенты могут участвовать в разных программах обмена и конкурсах, стажировках, ездить на конференции.

Чаще всего такое сотрудничество ведут государственные вузы. Но и среди «частников» встречаются те, кто активно пробивает для своих студентов дорожку в других странах.

Признание диплома в других странах

Не все дипломы будут признаны за границей как действующие на территории страны, где находится студент. Каждый вуз нужно «пробивать» отдельно.

Однако с уверенностью можно сказать, что за рубежом котируются документы об образовании только государственного образца. Выбирайте вуз в аккредитацией – будет меньше проблем за границей.

Впрочем, не лишним будет изучить и требования страны к документам об образовании. Например, в некоторых странах принимают только легализованные документы (например, бумаги с апостилем или нострификацией).

Общежитие

Многие государственные вузы предоставляют своим учащимся общежития. Это удобно и выгодно для иногородних студентов, даже если обеспечить местами для проживания удается далеко не всех желающих.

Что касается частных вузов, то тут крайне редко встречаются те, у которых есть специальные жилые комплексы для учащихся.

Если такие и есть, то стоимость проживания будет выше. Правда, тут можно рассчитывать на условия получше, чем в бюджетной общаге.

Разрушаем стереотипы про частные вузы

Коммерческие высшие учебные заведения уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но у некоторых все еще остались предрассудки, которые давно пора разрушить.

Миф 1: в частном вузе учатся те, кто не смог поступить в государственный

Есть те, кто свято верит, что поступить в частный вуз проще. Следовательно, туда идут более глупые студенты.

Абсурд! Единственная правда в том, что конкурс здесь меньше за счет меньшего числа «плюшек» для студентов (стипендии, общежития и т.д.). Сложность экзамена, профессионализм преподавателей и уровень программ обучения ничуть не хуже (а в некоторых случаях – намного лучше), чем в государственных вузах.

Да, есть среди частных УО такие, куда могут поступить абитуриенты со слабой успеваемостью. Но такие же есть и среди государственных заведений, поэтому не стоит обобщать.

Миф 2: в коммерческом вузе дают знания низкого качества

Этот стереотип вытекает из предыдущего и довольно опасен. Дело в том, что такого мнения могут придерживаться будущие работодатели. Так, изучив диплом потенциального кандидата, они могут не принять его только из-за неверно сложившегося стереотипа.

На самом деле все индивидуально. Есть УО (не только коммерческие, но и государственные), дающие слабый уровень знаний. А есть те, кто быстро реагирует на изменение рынка, адаптируется под мировые и технологические нужды, использует новейшее оборудование и учит на нем своих студентов.

Более того, некоторые частные вузы выдают своим выпускникам двойные дипломы – отечественного и зарубежного образца, с которыми можно сразу выходить на работу без дополнительных легализаций и подтверждений.

Миф 3: в коммерческом вузе не бывает бесплатных мест

Хоть основную поддержку частные вузы получают от частных организаций-спонсоров, государство тоже может принимать в этом участие, выделяя бесплатные места для обучения особо одаренным или нуждающимся. В этом случае место для студента все равно является платным, только оплачивает его не сам учащийся, а его спонсор (организация, государство или частное лицо).

Например, в СПбГУП и РосНОУ есть бесплатные места, что говорит о высокой степени доверия к этим вузам со стороны Министерства высшего образования и науки.

Миф 4: работодатели не воспринимают дипломы частных вузов

На самом деле все зависит от того, какого вида диплом выдает определенный университет. Вот 2 момента, на которые стоит обращать внимание:

Если у коммерческого вуза нет аккредитации, то выпускник получает свидетельство не государственного образца, а собственного образца вуза.

Что это значит: это не обязательно свидетельствует о плохом уровне образования. Просто государство считает, что образование в этом УО не соответствует государственным стандартам.

Если же у частного вуза есть аккредитация, его диплом автоматически приравнивается по значимости к дипломам государственных по этой же специальности.

Аккредитация выдается не на вуз, а на программы конкретных специальностей. Аккредитации может не быть и в коммерческом, и в государственном вузе по некоторым программам специальностей. Так что перед поступлением внимательно изучите определенную специальность в выбранном вузе на наличие аккредитации.

Что такое государственные институты. Смотреть фото Что такое государственные институты. Смотреть картинку Что такое государственные институты. Картинка про Что такое государственные институты. Фото Что такое государственные институты

В последнее время работодатели все меньше внимания уделяют наличию диплома или его аккредитации. Для них важна способность мыслить определенным образом, наличие «софт скиллз», потому что в подавляющем большинстве случаев организация переучивает любого специалиста под себя

Миф 5: коммерческий вуз сам определяет стоимость обучения

В федеральных государственных образовательных стандартах четко сказано, что ни один вуз не имеет право устанавливать стоимость обучения ниже нормативных затрат, которые рассчитаны Министерством образования и науки РФ.

Но в пункте 5 статьи 54 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко сказано, что вуз может и снизить стоимость обучения. Правда, эту разницу университет должен взять на себя.

Миф 6: на обучение в коммерческих вузах не распространяется действие льгот

Согласно статьям 34, 40 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» любые студенты имеют право на социальную поддержку при проезде на общественном транспорте, материальную помощь и прочие предусмотренные государством денежные выплаты независимо от типа вуза, в котором они обучаются.

Миф 7: студенты частного вуза не получают отсрочку от армии

По закону отсрочку от армии получают все студенты очной формы обучения по аккредитованной программе бакалавриата/специалитета/магистратуры, если это первое высшее образование.

Выходит, что главное не форма финансирования вуза, а есть ли у вашей программы аккредитация.

Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам

Чтобы в будущем не страдать от негативных последствий, лучше сейчас серьезно подойти к выбору частного вуза. Вот несколько советов будущим студентам:

Давайте еще раз взглянем на основные отличия государственных вузов от коммерческих в табличке:

Государственный вуз (имеющий аккредитацию)Негосударственный вуз (имеющий аккредитацию)
Государственная аккредитация
Государственный диплом (диплом установленного образца)
Бюджетные места (по итогам конкурса Минобрнауки РФ)
Отсрочка от армии
Стипендии (при наличии бюджетных мест)
Оплата обучения материнским капиталом
Студенческие льготы
Учреждён физическими и/или юридическими лицами
Учреждён РФ или субъектом РФ

Как видите, огромную роль форма собственности вуза имела в далеком прошлом. Сегодня эти границы сильно размыты благодаря открытому рынку и здоровой конкуренции. Самое главное – обращайте внимание на те моменты, которые важны для вас: договор, возможности проживания, стипендии и т.д.

Ну а поступив, не переживайте, что не хватает времени на все. Ведь рядом всегда есть сервис студенческой помощи, который поддержит в нужную минуту.

Что такое государственные институты. Смотреть фото Что такое государственные институты. Смотреть картинку Что такое государственные институты. Картинка про Что такое государственные институты. Фото Что такое государственные институты

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *