Что такое государственный интерес в 18 веке
Государственный интерес
Этимология
История
Учение об интересах отдельных государств было обосновано Макиавелли, обстоятельно развито в XVI-XVII вв. Джованни Ботеро и Жаном Боденом и к XVIII в. хорошо знакомо каждому действующему политику. Квинтэссенцией этого учения была найденная герцогом де Роганом формула «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы». На протяжении столетий это чисто практическое учение вело духовно изолированное существование, не будучи связанным с господствующим в философии и историографии естественно-правовым учением. Пуфендорф в конце XVII века смог с помощью жесткого и одностороннего величия превратить учение о государственных интересах в принцип понимания политических действий в своих великих трудах по истории современности, материал для которых черпался из актов действующих лиц. Лучшим в несколько поверхностных «Письмах об изучении и пользе истории» (1735) Болингброка были обзоры новой политической истории, выдержанные в духе учения об интересах. Последней большой обобщающей работой, посвященной учению об интересах, стал справочник Руссе «Насущные интересы и притязания властителей Европы» (Les intérêts présents et les prétentions des puissances de l’Europe, первое издание — 1733, 3-е — 1741). В середине XVIII века оно было механически встроено в философию Просвещения: «Государственный интерес — вот суверенная мудрость королей» (Вольтер).
Категорию национального интереса в ее историческом аспекте глубоко и основательно исследовал Фридрих Мейнеке.
Понятие государственного интереса
Содержание статьи
Что такое государственный интерес
Вся деятельность по управлению любой страной направляется государственными интересами. Именно они приводят в действие мощные механизмы государственной машины. Политики всеми силами стремятся воплотить интересы различных групп, стоящих у власти, в нормы права и легализовать их. По этой причине государственные интересы находят свое отражение в международных правовых нормах.
В научных изданиях и практике политической деятельности используются и другие термины для обозначения государственных интересов: их именуют также национальными или национально-государственными интересами.
Государственный интерес является выражением каких-либо потребностей, а также путей и способов их удовлетворения. Иначе говоря, государственный интерес – это своего рода отношение к потребностям, которые испытывает государство.
Потребности нынешнего государства никак не получится удовлетворить без взаимодействия между разными странами. Поэтому основополагающий интерес государства состоит в том, чтобы принимать участие в межгосударственном общении, устанавливать и поддерживать разносторонние международные экономические связи.
Главной ценностью, которая ставится в центр сплетения государственных интересов, по-прежнему остаются разного рода ресурсы: они дают любому государству возможность обеспечить слаженную работу экономики, поддерживать национальное хозяйство. Именно вокруг ресурсов в последнее время разворачивается так называемая «борьба интересов», в том числе и государственных.
В условиях ужесточения борьбы за ресурсы один из центральных государственных интересов России состоит в том, чтобы направлять в свою сторону финансовые потоки и обеспечить стране постоянное присутствие в основных международных экономических системах: торговой, финансовой, инвестиционной. Объективно государство должно поддерживать стремление частных компаний осваивать мировое экономическое пространство.
Государственный интерес: история развития понятия
Категория «государственный интерес» давно стала частью общественного и политического лексикона. Однако она до сих пор остается предметом оживленных научных дискуссий.
Сложность научного анализа этого понятия связана с тем, что трактовка его во многом отражает взгляды исследователей, его классовую позицию, представления о политическом устройстве в конкретной стране и в мире в целом.
Проблема национально-государственного интереса привлекала еще Н. Макиавелли и Д. Юма, она нашла отражение в трактатах средневековых мыслителей и общественных деятелей. Однако на подобающую высоту эти вопросы были подняты сравнительно недавно – в первой трети XX века.
Само понятие «государственный интерес» появилось в Оксфордской энциклопедии социальных наук лишь в 1935 году. Первыми к разработке этой проблематики приступили американские исследователи Ч. Бирд и Р. Нибур. Вспыхнувшая вскоре Вторая мировая война заставила ученых обратить более пристальное внимание на проблемы государственных интересов. В развитие разного рода концепций внесли свой вклад У. Липпман, Дж. Розенау, Р. Арон, Р. Дебре и другие ученые.
В лекциях зарубежных социологов и политологов, выпущенных ими монографиях и пособиях понятие национально-государственного интереса прочно увязывалось с концепцией государственности. Государство объявлялось высшим гарантом основополагающих ценностей общества. Приоритетной целью становилось выживание самого государства, которое наделялось правом самостоятельно выбирать средства для достижения такой цели. Крайней формой подобных взглядов стал так называемый национальный эгоизм, когда во главу угла ставится лишь собственный интерес, а другие не принимаются во внимание.
Ученые попытались выяснить содержательную сторону понятия «государственный интерес». Основой такого интереса названы объективно существующие потребности общества и их последующая трансформация в интересы государственной машины.
Постепенно в научной среде возобладала точка зрения, согласно которой под государственным интересом понимается комплекс взаимосвязанных мер, направленных на выживание самого государства как системы, управляющей всеми общественными институтами.
Со времен Макиавелли в понимании приоритетов деятельности государства многое изменилось. Теперь политики и государственные деятели все чаще приходят к выводу, что при формулировании национально-государственных интересов необходимо исходить из потребностей составляющих общество множественных социальных групп и их политических интересов.
Какими бывают государственные интересы
С позиции носителя интересов их подразделяют на:
Интересы государственные могут быть направлены на внутреннее развитие и на решение вопросов в области международных отношений.
Если рассматривать государственные интересы с точки зрения их предметной области, то их можно разделить на:
Если включить в рассмотрение временной фактор, то получится, что каждое государство имеет свои долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы. По этому же критерию государственные интересы могут быть стратегическими либо тактическими.
Составляющие государственного интереса
С точки зрения развития социума в целом государственными интересами следует считать интересы всего общества, его отдельных институтов, классов и социальных групп. Такие интересы обладают высокой значимостью и необходимы для устойчивого развития. Общество делегирует государственным структурам права на осуществление национально-государственных интересов.
Лежащие в основе государственных интересов потребности национального сообщества касаются всех без исключения граждан страны, а также включают в себя интересы частных социальных групп и многочисленных социальных образований.
Общие государственные интересы определяются основными функциями государства. К ним относятся: обеспечение целостности государства и стабильности в обществе; сохранение в неприкосновенности территории страны; поддержание работы правовой системы; создание условий для функционирования всех основных сфер жизни гражданского общества; охрана законности и правопорядка; согласование потребностей и интересов разных социальных групп; определение направлений развития общества; обеспечение интересов страны на мировой арене; содействие научно-техническому прогрессу.
Определив основополагающие государственные интересы и их состав, можно задать область наиболее значимых групповых интересов. Ими будут интересы тех социальных групп, классов и слоев общества, которые в максимальной степени способствуют осуществлению общенациональных интересов.
Самые значимые социальные институты в любом классовом обществе: органы государственной власти; вооруженные силы; органы образования и здравоохранения. Из этого положения вытекает задача: необходимо всемерно обеспечить интересы тех граждан, которые включены в данные социальные структуры. Государственная служба, служба в армии, работа на ниве образования и в сфере здравоохранения должна быть престижной и высокооплачиваемой, а не бесплатной.
Область особого государственного интереса – армия. Поддержание на высоком уровне обороноспособности страны невозможно без повышения престижа военной службы и статуса военнослужащих. В противном случае власть рискует оказаться один на один с внешними или внутренними угрозами своему существованию.
Объективно высокую значимость в государстве имеет также сфера науки и образования. Эти социальные институты ответственны за поддержание высокого интеллектуального потенциала общества и за его способность к инновационной деятельности. К сожалению, в последние годы эта важная область государственного интереса остается вне поля зрения тех, кто отвечает за внутреннюю политику России.
Формирование государственных интересов идет в соответствии с параметрами геополитики и возможностями государства с точки зрения его ресурсной базы. Проблемы здесь могут накапливаться в узлах, где так или иначе пересекаются интересы разных государств, социальных групп или конкурирующих между собой общественных институтов.
История термина «интерес» в отечественной правовой лексике первой половины XVIII века
Юридические науки
Похожие материалы
Одним из результатов падения Римской империи в V в. явилось ускорение образования и формирования романских языков, окончательное обособление которых произошло примерно к IX в. Тем не менее, и литературный латинский язык прочно сохранял свои позиции. В Средние века латынь функционировала на территории практически всей Западной Европы в качестве письменного языка юриспруденции, торговли, администрации, науки и школы [См., например: 11, с. 253]. Думали и говорили на народном языке, а все деловые документы и переписка велись на латыни. Научные трактаты и практически все другие издания научной мысли излагались только на латыни. Можно сказать, что писали в то время почти исключительно на латинском языке. Для сообщества просвещенных людей того времени «владение правильной латынью было делом не только профессиональной чести, но прямо-таки моральным долгом, притом правильным считался только язык Цицерона, а все позднейшие изменения рассматривались как искажения» [23, с. 499]. Известный французский историк Марк Блок (1886-1944) придумал даже специальное наименование для этой языковой ситуации, назвав ее «иерархическим билингвизмом» [2, с. 93].
Язык Цицерона — это язык классической или «золотой» латыни, язык Вергилия, Горация, Овидия, Саллюстия, Цезаря. Смысл словоформы interest «золотого» периода наглядно проявляется в максиме Цицерона: «Interest omnium recte facere» (следование нормам суть общего блага — дословно «важно всем поступать правильно») [Цит. по: 8, с. 125].
Статьи об «интересе» практически во всех словарях и энциклопедиях обычно указывают на латинское происхождение этого слова: «interesse», либо «interest». Латинское слово «interesse» (быть среди кого—то, принимать участие) — это производный глагол, образованный от глагола «esse» (быть) с помощью предлога «inter» (между, среди, в числе). В свою очередь предлог «inter» происходит от наречия «intra» (внутри), которое употреблялось как с глаголами, так и с существительными для уточнения.
Современные исследователи нередко обращаются к античным источникам для обоснования различных представлений об интересе. Иногда это излагается настолько прямолинейно, что у читателя возникает ощущение, что тот или иной античный автор действительно рассуждает именно об интересах. Что просто невозможно, поскольку в терминологическом аппарате античности понятие «интерес» отсутствовало. Приведем другой пример, так в одном из исследований утверждается, что «Фразимах доказывал, что законы создаются сильными в их интересах…» (курсив мой. — А.М.) [38, с. 23; См., также: 39, с. 26; 40, с. 23]. В подтверждение этого утверждения далее следует цитата из Фразимаха, в которой, обратим внимание, слово «интерес» отсутствует. Представляется, что возможно любое интерпретирование римско-правовых представлений (которые были «важны» для государства или частных лиц, содействовали их «пользе») с позиций современных представлений о публичных, общественных, государственных или частных интересах. Не надо только вкладывать эти представления в уста древнеримских юристов [См.: 15, с. 322].
Прошел длительный период, прежде чем образовавшиеся в латинском языке и использовавшиеся в римском праве безличные формы инфинитива (interesse) или третьего лица (interest), стали вербальной основой для укоренения слова «интерес» в других языках [См.: 8, с. 86]. Понятие «интерес» пережило сложнейшую эволюцию: от средневековой предубежденности против частного интереса — до культивирования последнего в либеральном обществе.
Можно предполагать, что латинские словоформы (interesse, interest и intersum) до конца средних веков существовали в письменной латыни в своих исходных значениях [Более подробно см.: 15]. Но с большей уверенностью можно сказать, что на основе этих словоформ параллельно шел не очень заметный многовековый процесс формирования нового слова. Авторитетные источники подтверждают, что наряду с развитием романских языков, продолжала лексически развиваться и письменная латынь. Скорее всего, уже к XV в. (а, возможно, и ранее) как в письменной латыни, так и в ряде западноевропейских народных языков сформировалось новое слово — «интерес». Для интересов как явления, как феномена, существующего, на наш взгляд, с момента возникновения человечества — это стало знаменательной вехой.
Нужно заметить, что и в русский язык слово «интерес» вошло не непосредственно из латинского языка и не как римский юридический термин, а из других европейских языков, испытав их воздействие и, приобретя добавочные оттенки значения. Этим обстоятельством и отличается это слово от многих других слов, которые тоже начинаются на «inter». Больше сотни таких слов из других языков вошло в состав русского языка. Например, из французского языка вошло в русский слово «интерпретация» (веком позже, чем слово «интерес»). Но современные значения этого слова и во французском, и в русском языках нельзя сказать, что значительно отличаются от первоначального значения латинского слова «interpretatio» [См., например: 17, с. 8-14; См., также: 18, с. 153: 19, с. 119-121; 20; 37, с. 111-112; 38; 39; 40; 41; 42; 43].
Появление в романских языках слова «интерес» свидетельствовало о том, что многовековый период осознания феномена «интересы» вступил в решающую фазу. Фазу развития его понятийных смыслов. Во Франции термин «интерес» в различных значениях встречается в ряде в юридических документов начиная с XV в. Например, в ордонансе Людовика XII «О суде и охране порядка в королевстве» (1498 г.) упомянуты интересы правосудия [См.: 28, с. 780], а в ордонансе о торговле (1673 г.) — общие интересы [См.: 28, с. 793]. В ХVII в. это новое слово начинает активно использоваться, прежде всего, в научном общении.
А в начале XVIII века итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) уже сформулировал такую аксиому: «Так из свирепости, скупости и честолюбия (эти три порока пронизывают насквозь весь род человеческий) оно создает войско, торговлю и двор, т.е. силу, богатство и мудрость Государств. И из трех великих пороков, которые, несомненно, уничтожили бы поколение людей на земле, оно создает Гражданское Благополучие. Эта Аксиома доказывает, что здесь присутствует Божественное Провидение; другими словами — Божественный Ум-Законодатель: из страстей людей, всецело преданных своим личным интересам, из-за которых они принуждены были бы жить, как дикие звери, в одиночестве, он создает гражданские установления, и благодаря им люди живут в Человеческом Обществе» [6, с. 75].
Нужно заметить, что для автора настоящей работы эта аксиома Вико имеет особенное значение, поскольку является наиболее ранним научным источником, подтверждающим правильность акцентирования определений «интереса» и «законного интереса» именно на «благополучии». Дело в том, что пятнадцать лет назад автором сформулирована точка зрения, согласно которой, законные интересы — «это недиспозитивные условия благополучия субъектов, зависящие от реализации данной нормы и зафиксированные в нормах-принципах, а также в официально принятых гуманитарных стандартах достойного существования» [16, с. 65; См., также: 20, с. 13-111; 30, с. 248-257; 31, с. 78-81]. Именно использование термина «благополучие» в этом определении вызвало тогда несколько критических замечаний. Поэтому возникла необходимость в ряде работ подкрепить высказанную точку зрения новыми аргументами [См.: 15, 32, с. 97-103; 33, с. 49-52; 34, с. 106-110; 35, с. 134-135; 36, с. 362].
Если брать историю этого понятия, — отмечается в литературе, — «…то экономический смысл закрепился за ним достаточно поздно. Когда в конце XVI века в Западной Европе понятие «интерес» стало использоваться для обозначения забот, чаяний и преимуществ, его содержание никоим образом не ограничивалась исключительно материальными аспектами личного благополучия…» (курсив мой. — А.М.) [25, с. 64].
Но вряд ли кто предполагал, что «в конце концов интерес стали видеть за всем, что делают или хотят делать люди, и объяснение человеческих действий интересами превратилось в пустую тавтологию…» [24, с. 221].
Нас интересует еще один вопрос. А не было ли в европейских языках своих слов, обозначавших, что то подобное латинскому «интересу»? Одно из таких слов отмечает Э. Фромм (1900-1980), который в своих работах неоднократно обращался к истории «интереса». Э. Фромм считает, что «…следует хотя бы кратко остановиться на слове «интерес», которое в наши дни стало таким бесцветным и избитым. Основное значение этого слова заключено в его корне: латинское «inter-esse» означает «быть в (или) среди» чего-то. Такой живой, деятельный интерес к чему-либо в среднеанглийском языке обозначался с помощью слова «to list» (прилагательное «listy»; наречие «listily»). (…) Тот факт, что в языке это слово сохранилось только в своем отрицательном значении, говорит об изменении духовной жизни общества, которое произошло за период с XIII по XX век» [22, с. 37].
История французского понятия intèrêt похожа на историю своего английского аналога. «Идея интереса в том ее виде, как она получила развитие в политической литературе, начиная с Макиавелли, то есть идея дисциплинированного понимания того, что значит увеличивать собственную власть, влияние и богатство, вошла во всеобщее употребление в начале XVII века» [25, с. 71]. Она быстро вошла в терминологический арсенал практически всех значимых просветителей. Напомним, что концепция интересов Макиавелли подразумевала ограничения действий государя.
В отечественной юридической литературе высказано мнение, что понятие «интерес» вошло в европейский научный оборот с попыток чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) объяснить стимулы учебной и познавательной деятельности [См.: 26, с. 9]. Это мнение разделяют и некоторые другие отечественные специалисты.
Однако есть все основания полагать, что понятие «интерес» вошло в европейский научный обиход несколько ранее (и не без активного участия юристов). Одним из первых, использовавших это понятие, был английский государственный деятель, философ и историк Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Термин «интерес» встречается в его работах на английском и латинском языках, опубликованных на несколько десятилетий ранее, чем труды Коменского. Причем отнюдь не только в значениях учебного или познавательного стимула, но и в более прагматичных смыслах, например: государственные интересы [См.: 3, с. 374], общественные интересы [См.: 3, с. 380], общие интересы [См.: 4, с. 469], семейные интересы [См.: 3, с. 374], интересы закона [См.: 4, с. 379], интересы партии [См.: 4, с. 422], интересы родины [См.: 3, с. 468]. Не удивительно, что в этом перечне есть интересы и с юридическими значениями, поскольку Бэкон имел юридическое образование. Однажды он подчеркнул, что «…из всех наук я уделил больше всего внимания и времени изучению истории и права» [См.: 3, с. 494]. До своего назначения лорд-канцлером Бэкон занимал высокие юридические должности: генерал-солиситора (главного адвоката короны) и генерал-атторнея (высшего юрисконсульта короны) [См.: 1, с. 213]. Заметим, что Коменский не только хорошо знал труды Бэкона, но и, сравнивая их автора с Геркулесом [См.: 10, с. 424], считал его одним из светочей эпохи [См.: 10, с. 425]. «Веруламий, — подчеркивает Коменский в работе «Предвестник всеобщей мудрости», — в своем поразительном «Органоне» открыл безошибочный способ исследования подлинной природы вещей» [См.: 10, с. 151]. Веруламием Коменский называет Бэкона, получившего при короле Якове I титул барона Веруламского и виконта Сент-Албан [См., например: 21, с. 770]. В завершение разговора о вкладе Бэкона в рассматриваемые вопросы приведем одну из его, как он сам их называет, антитез: «Семейные интересы часто заставляют пренебрегать государственными» [См.: 3, с. 374].
Заметим, что при жизни Коменского уже выходят работы, в которых термин «интерес» присутствует даже в их названиях. Самая известная из таких работ — эссе герцога Анри де Рогана (1579-1638) «Об интересах монархов и государств христианского мира» («De l’Interest des Princes et Estats de la Christiente»), вышедшее в 1639 г. Это эссе органично продолжило создание основополагающих положений макиавеллевской доктрины об ограничении интересов государя. Первое предложение этого эссе поистине стало знаменитым: «Государи командуют народами, а интересы командуют государями» [Цит. по: 25, с. 66]. Считается, что именно эта работа Рогана, переведенная на несколько языков, сыграла ключевую роль в переходе «…от интереса правителя к интересам различных групп управляемого населения…» [25, с. 69], который вскоре случился в ряде европейских стран.
Из других работ с такими названиями можно назвать анонимный памфлет: «Никакого Интереса кроме Верховенства, или Двор, востребованный к ответу» («No Interest Beyond the Principal, or the Court Comissado»), опубликованный в 1648 г. Чуть позже появился труд Г. Масия «Коренной интерес в связи с евангелической религией» (1687) [См.: 8, с. 122-125].
Видный представитель германской школы естественного права Христиан Томазий (1655-1728) в своем обзоре современной литературы, критикуя взгляды Масия, впервые обозначил интерес как науку. По его мнению, «наука интереса (Wissenschaft des Interesses) является по природе политической, а само обоснование интересов и государственного расчета требует дискретности, а не открытости» [См.: 8, с. 125]. Следует заметить, что Томазий — автор многих работ, написанных не на традиционной латыни, а на немецком языке. Это было своеобразным протестом автора на засилие латыни в германском правоведении [См.: 14, с. 728].
Уже к середине XVII в. в Англии, как отмечают специалисты, «укореняется идея общественного интереса (public interest) как совокупности интересов образующих гражданское общество индивидов, а также как обобщенного блага (common good) гражданского общества» [См.: 8, с. 123]. Особенно наглядно такое понимание проявилось в одном из юридических документов, а именно в обвинении Карлу I (1600-1649) — английскому королю, казненному по приговору верховного трибунала, созданного парламентом. Ему ставилось в вину «проведение и утверждение личного интереса своеволия (personal interest of will), власти и мнимой прерогативы (pretendet prerogative) для себя и своей семьи в ущерб (against) общественному интересу (the public interest), всеобщему праву (common right), свободе и миру людей нашей нации» [8, с. 124]. (Отметим, что этот фрагмент текста обвинения переведен М.В. Ильиным из следующего источника: Gardiner S.D. The Constitutional Documents of the Puritan Revolution. Oxf., 1906. Р. 373).
Дальнейшее развитие подлинно научных разработок проблем интереса в этот период не могло не зависеть от господства средневековой системы теологического мировоззрения. В это время, замечает Ф. Энгельс, «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви» [27, с. 495]. Это было серьезным препятствием. Поэтому, настоящий прорыв произошел позднее, когда философские и юридические концепции Возрождения и, в частности, работы Монтеня, Бейля, Декарта, Спинозы, Гроция, Лейбница и др. обозначив в общем виде антропо-социальную проблематику и, в том числе, проблематику интересов, подвели мыслителей Просвещения к разработке этих проблем. Разумеется, это не означает, что только в эпоху Просвещения началось осознание интереса как явления. Мыслители прошлого, начиная с времен античности, достаточно глубоко анализировали сущность этого явления, используя при этом самые разные дефиниции. Можно считать, что они подготовили теоретическую базу для исследований интереса, которая затем была развита Просвещением. И основная заслуга в этом принадлежит таким видным представителям французского, английского, шотландского и немецкого материализма ХVIII века как: Ламетри, Морелли, Гельвеций, Руссо, Дидро, Юм, Смит, Бентам, Кант и Гегель. Именно в период Просвещения термин «интерес» был активно введен в научный оборот. Верно отмечено в литературе, что «в Новое время это было сопряжено с разрешением главной проблемы буржуазного общества: каким образом частные эгоистические интересы индивидов гарантируют обществу прогресс и солидарность» [5, с. 217], и именно в этот период произошло становление интереса как научной категории, имеющей большое значение в праве.
Закончим эту небольшую работу словами известного французского историка. «Проследить историю какого-нибудь слова, — говорит Люсьен Февр, — такой труд никогда не бывает напрасным. Кратким ли будет это путешествие или долгим, однообразным, полным приключений — оно в любом случае поучительно» [22, с. 239].