Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Конспект занятия «Государство, в котором я живу»

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса Любовь Ткачева
Конспект занятия «Государство, в котором я живу»

Конспект занятия на тему: «Государство, в котором я живу».

— способствовать развитию познавательных интересов. Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут, закрепить и обобщить знания детей о символах России;

— развивать навык вести свободный диалог, ведение беседы и самостоятельно высказывать свои мысли;

— воспитывать уважительное отношение к социальным нормам и ценностям, к законам и государственным символам Российской Федерации, любовь к своей Родине.

Оборудование: мультимедийный аппарат (ноутбук, карта России, портрет Президента, герб, гимн, конституция Российской Федерации, презентация по теме.

Возрастная категория: (8-12 лет).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие и все мы сейчас представим себе, что вы корреспонденты. (воспитатель прикладывает руку к уху и изображает… приём, приём связи).

-Аппараты у всех включены?

-Как ты меня слышишь….? (воспитатель обращается к любому из детей). Потом просит, чтобы каждый из детей повернулся к своему соседу, со словами…

— …. спроси у … как слышишь приём? (дети отвечают, звук в порядке).

Далее воспитатель предлагает детям обсуждение плана занятия:

-Прочитайте план занятия.

— Будем отвечать на вопросы.

-Потом будем работать на две группы:

2. Просмотр презентации.

— Ребята, давайте вместе со мной прочитаем тему нашего занятия.

— И наша тема на сегодня: «Государство, в котором я живу».

— Сейчас мы с вами просмотрим презентацию, я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

-Да, ребята, наша страна называется Россия.

Посмотрите, какая она большая.

— Верно, наше государство называется Российская Федерация. Давайте все вместе прочитаем и повторим.

Воспитатель показывает карту России (слайд №4).

-Что такое государство?

-Люди, которые живут в государстве, называются гражданами.

-Ребята подумайте и скажите, как называются граждане России?

— Граждане России называются Россияне, например

— В России живут люди разных национальностей. (обсуждение с детьми какие национальности знают они).

-Наша страна очень большая и красивая. (слайд №9)

— Ребята, а вы знаете столицу нашего государства? (слайд №10 ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает)

— Ребята, а теперь давайте ознакомимся с главным законом, определяющим жизнь государства, права и обязанности граждан России? (слайд №11)

-Ребята скажите, кто управляет нашим государством и как зовут нашего президента?

— Давайте все вместе прочитаем…

— Нашим государством управляет президент.

3. Динамическая пауза.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

-Как и все государства в мире Россия имеет свои государственные символы.

— Ребята, а какие государственные символы вы знаете? (слайд №13 и обсуждение с детьми).

Флаг Р. Ф-символ Родины

— Ребята наш просмотр подошёл к концу (слайд №15).

— Но мы с вами ещё немного потрудимся и вспомним всё, что вы узнали сегодня.И для начала разделимся на две группы:

— одни будут отвечать на вопросы теста (приложение №1).

-другая группа отгадывать кроссворд (приложение №2).

-Только не забудьте, что работать нужно дружно, вместе, не ссорится. А я буду смотреть кто из вас самые дружные, самые внимательные.

5. Подведение итогов.

— Итак, ребята время вышло. Сдавайте работы. Давайте проверим ваши ответы.

Итог занятия:

— Как называется наша тема занятия?

— Что мы делали сегодня на занятии?

— С чем вы познакомились впервые?

— С чем уже были знакомы?

— Что понравилось больше всего? (Подведение итогов занятия и обсуждение с детьми).

-Все ребята молодцы, работали дружно, активно. Большое спасибо за работу.

Прикреплённые файлы:

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса«Город, в котором я живу». ООД по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание Учить детей называть город, в котором они живут. Дать первоначальные знания об истории города Краснодара. Подвести.

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 классаКонспект НОД по аппликации «Дом в котором я живу» во второй младшей группе Тема: Дом в котором я живу. Цель: Создать условия для формирования умений располагать части предмета в определённой последовательности.

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 классаОбразовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Проект в подготовительной группе «Город, в котором я живу» Проект «Город, в котором я живу!»По доминирующей деятельности: познавательно-творческий По количеству участников: групповой Характер контактов:.

Проектная деятельность в средней группе «Дом, в котором я живу. Дом моей мечты» Тема: «Дом, в котором я живу. Дом моей мечты» Продолжительность проекта: 13.11 – 17.11.2017 г. Возраст детей: 4- 5 лет Участники проекта:.

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 классаФотоотчет «Реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Село, в котором я живу» Экскурсия-поход на «Масненькин бугор». Доброго времени суток уважаемые коллеги! Вчера мы с детьми старшей и подготовительной группами, ходили.

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 классаСоставление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу» старшая группа У каждого человека есть своя родина. Родина бывает только одна. Но есть понятие «малой родины». Это прежде всего мой родной и любимый.

Источник

Конспект урока по окуружающему миру на тему «Что такое государство»

Тема: Что такое государство.

Цель: Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России.

Ознакомление с основным законом государства – Конституцией. Ознакомление с правами детей.

Характеристика деятельности учащихся:

Познавательные. Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации

Личностные. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны.

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Регулятивные. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Слайд 1
«История – это фонарь, который зажжён в прошлом, горит в настоящем и освещает дорогу в будущее»
В. Ключевский

— Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с историей нашего народа.

Моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.

Работа с пословицами и поговорками

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.

2. Всякая птица своё гнездо любит.

3. Всякому мила своя сторона.

4. Где кто родился, там и пригодился.

5. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

6. Дома и стены помогают.

7. Родина краше солнца, дороже золота.

8. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

9. Человек без Родины – что соловей без песни.

10. Родина – мать, умей за неё постоять.

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

— Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей.

Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.

Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:

Вижу чудное приволье,

Это русское раздолье,

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

— Как называется наша Родина? (Россия)

— Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)

Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.

— Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется

Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

— Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.

3. Выбери изображения символов России: флага, герба.

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза)

1. Знакомство со статьей в учебнике «Что такое государство».

Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция )

3. Уточнение и дополнение детей знаний о своих правах.

— Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте. Россия – это правовое государство.

— Кто объяснит, что это значит?

— Наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.

Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?

Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.

— Кто знает, какие права есть у детей?

Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве: Слайды 4 – 8

2. Право на имя, отчество и фамилию.

3. Право жить и воспитываться в семье.

4. Право на образование.

5. Право на медицинское обслуживание.

6. Право на защиту своих прав.

7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.

8. Право на отдых и досуг.

— Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.

Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?

Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.

Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральным законом «Об образовании».

V. Закрепление.

Оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и пленники, жившие в государствах древней Европы, чернокожие рабы Америки, крепостные крестьяне старой России.

Как это было нам рассказывает писатель Сергей Алексеев в повести «История крепостного мальчика» (можно взять рассказ А.П.Чехова «Ванька»).

— Расскажите о ваших впечатлениях.

— Почему вам стало жалко Митьку?

— Какие права ребёнка были нарушены и кем?

— Возможна ли такая ситуация в наше время, почему?

VI. Игра-заключение

У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети.

Мама приходит с работы,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

— Был на квартиру налёт?

— К нам заходил бегемот?

— Может быть, дом не наш?

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

— Значит это не обвал?

— Значит, слон не танцевал?

— Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

2. Лидия Огурцова «Драка»

Я без шишек и царапин

Не могу прожить и дня.

У меня характер папин –

Лезет драка из меня.

Пять минут сидел я тихо,

Рисовал людей, дома…

Только драка, свистнув лихо,

Снова вылезла сама!

3. Елена Стеквашова «Врунишка»

Все свалил на брата Сашку.

Только мама как-то сразу

Не поверила рассказу.

За обиженного Сашку.

4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: «Очень плохо».

Узнав, что сын такой лентяй,

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Тема: Что такое государство.

Цель: Знакомство с понятием «государство». Ознаком­ление с современным государственным устрой­ством России.

Ознакомление с основ­ным законом государства – Конституцией. Ознакомление с правами детей.

Характеристика деятельности учащихся:

Познавательные. Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации

Личностные. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны.

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Регулятивные. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Номер материала: 319083

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Основные признаки государства

Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Смотреть картинку Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Картинка про Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса. Фото Что такое государство простыми словами для ребенка 3 класса

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему слову «господарство». Последнее происходит от «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

К внешним функциям государства относятся:

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *