Что такое грифоны и гаргульи
Кто такие гаргульи или горгульи и почему ими украшают храмы?
Почему во многих соборах Франции мы можем видеть страшных и ужасных горгулий. Или гаргулий? Сюрприз, номер раз! Это слово можно писать через «а» и через «о» – ибо оно не фиксируется нормативными словарями, и оба варианта считаются в равной степени приемлемыми для написания.
Тем не менее, к французскому gargouille (гаргуйль), как ни крути, но более близко написание через «а», так что в сегодняшнем рассказе я буду использовать именно его.
Русская википедия о происхождении гаргулий ничего внятного сказать не может. Там лишь сообщается, что персонаж стал популярен во времена Средневековья, а на карнизы домов и храмов пугающие скульптуры чаще всего помещали для отпугивания злых духов – они играли роль своеобразных мифических стражников.
Кроме того, говорят российские источники, гаргулии могли быть одним из художественных элементов собора, относящихся к иллюстрации наступления Апокалипсиса, ведь, как мы знаем, в Средние века церкви были современным аналогом комикса: фрески и скульптурные группы иллюстрировали сцены из Священного Писания, так что люди могли изучать Библию по картинкам, – читать-то все равно большинство не умело.
Конечно, все перечисленные причины верны. Однако есть одно но. С грагульями во Франции связана совершенно конкретная сказочная легенда, о которой в российском интернете нет ни слова. Её-то я сегодня и расскажу, а заодно попытаюсь объяснить, откуда она появилась.
Итак, согласно французскому фольклору, году примерно в 600 после рождества Христова в Нормандии, а точнее в болотах близ современного города Руана завелось чудовище. Выглядело оно один в один, как дракон, вот только огнем не дышало. Вместо этого страшный зверь умел извергать потоки воды. Чудовище прозвали Ля Гаргуй, и долгое время оно доставляло немало неприятностей жителям Нормандии. Водяной дракон заплывал в Сену, где топил корабли и пожирал их экипаж. Еще он любил наведываться в прибрежные деревни с целью отлова и поедания овец, коз и коров.
Подобное не могло продолжаться вечно, и жители Нормандии разумно посчитали, что с Ля Гаргуйем нужно договариваться. Дань, которую чудовище запросило во время переговоров, была предсказуемой: прекратить безобразия оно пообещало в обмен на молодых и нежных девственниц, которых надлежало ежегодно доставлять на берег болота на съеденье. Впрочем, жители Нормандии тоже были не лыком шиты! В условленный день они привели к дракону не юных девиц, а приговоренных к казни преступников, переодетых в женские платья. Трюк, надо сказать, сработал. Ля Гаргуй был настолько голоден, что придирчиво осматривать дары не стал и за минуту съел преступников, не разобрав подмены.
Тем не менее, жителей Руана соседство с монстром не радовало. Многие даже боялись покидать городские стены. Так и продолжалось до тех пор, пока в город не пришел молодой священник по имени Ромен, пообещавший, как герой всем нам известной пьесы Шварца, избавить город от дракона. Как раз приближался день очередного жертвоприношения, и священник отправился к болоту, волоча за собой приговоренного к смерти преступника, к слову, тому было обещано помилование в случае, если хитрый план отца Ромена сработает.
Итак, пленник со священником подошли к болоту, Ля Гаргуй выполз к ним на встречу и уже приготовился вкусно пообедать, но тут отец Ромен выхватил золотой крест, который прятал за спиной, и направил его на страшного зверя. От полированной поверхности реликвии отразился солнечный свет, он ударил в глаза монстра, и чудовище ослепло. Мало того, оно еще и, как слон при звуках флейты, лишилось воли. Дальше все было просто: священник сделал из своего пояса поводок и привел Ля Гаргуйя в город.
Нет бы, бедную зверюшку в клетке просто выставить! Но священник Ромен повелел горожанам сжечь дракона во дворе перед церковью, что радостные жители Руана, ничего не слышавшие о зоозащите, немедленно и реализовали. Правда, целиком водный дракон не сгорел. От его тела ничего не осталось, зато голова и шея даже не обгорели. Прах чудовища был брошен в реку, а голову и шею было решено прикрепить на стену новой церкви, как напоминание о могуществе Бога. Когда же пошел дождь, горожане заметили, что теперь вода больше не стекает по стенам храма, портя кладку, а вся выливается через пасть дракона. «Отличное решение!» – посчитали они, немедленно вырезали похожие каменные морды и закрепили их по всему периметру собора. Так во Франции и появилась мода на гаргулий, названных в честь дракона Ля Гаргуй.
Фасад собора в городе Руане
Как говорится, сказка ложь, но в ней намек. По факту, страшные гаргулии чаще всего, действительно, не более, чем элемент декоративного оформления водосточных желобов храмов, и подобное мы можем увидеть в Труа, Каркассоне и других городах Франции. Истоки же легенды о драконе, жаждущим поедать девственниц, происходят из кельтских мифов, ведь именно этот народ основал поселение Ротомагус, на месте которого впоследствии и возник город Руан.
Кельты, в отличие от других народов, считали драконов – водными животными. Согласно их мифологии, злобные ящеры обитали в озерах, болотах, реках и иногда в пещерах. Причем, кельты довольно четко указывали места обитания сказочных чудовищ в привязке к местности. Так, некий Красный дракон проживал в окрестностях Уэльса, другой – в лесу Святого Леонарда, третий – в реке Арун в Англии.
Мотив того, что после смерти голова дракона каменеет и ее можно использовать в хозяйственных целях, например, для оформления водостока также часто встречается в кельтской мифологии. Вот и выходит, что жители Нормандии просто восприняли древние кельтские легенды, адаптировали их под христианство, а после мода на гаргулий разошлась по территории современной Франции и соседних европейских стран. Вуаля!
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Что такое грифоны и гаргульи
Идея принудительной терапии ЛГБТ стала общим местом современных подростковых фильмов и сериалов («Стертая личность», «Неправильное воспитание Кэмерон Пост») — «Ривердейл» не исключение. Подобными коррекционными клиниками зачастую заправляют фанатики, но «Ривердейл» в этом плане пошел еще дальше: сделал свою версию лечебницы «Аркхэм» во главе с монашками, называющих себя Сестрами тихого милосердия.
И все вроде держится в пределах разумного, но в 3 сезоне Сестры оказываются прародительницами Короля Горгулий и местным притоном, от которого пошел культ игры «Грифоны и Горгульи». Подростков монашки лечат кислотой и принудительными физическими работами, но некоторым все же удается сбежать из лечебницы через канализацию. С ней, кстати, связан еще один странный момент сериала — погоня старушек в робах по водосточным тоннелям в серии о вызволении Шерилл.
«Темная Бетти»
Темный парик, БДСМ-замашки и режим «злой» Бетти вызывает не то кринж, не то смех. Пастельно-розовый свитер обращается в эротическое нуарное белье, а пафосная девочка становится еще более пафосной нимфоманкой.
Причем если изначально переходы на «темную» сторону были способом заигрывания с фан-базой (правильная и наивная Бэтти вдруг становится персонажем ролевых игр), то в последних двух сезонах из этого раздули большое дело. После выявления личности Черного Капюшона Бэтти начинает основательно копаться в собственных генах, а «темная» сторона стала своего рода маячком, постоянно напоминающем об убийствах отца. И черный парик в тумбочке Бэтти теперь несет совсем иной смысл.
Больше о «Ривердейле»:
Подпольный бар Вероники Лодж
И все это прямо под бургерной «У Попа», из которой через потаенную дверь можно спуститься прямиком в клуб La Bonne Nuit (да, название клуба — Спокойной Ночи).
Школа ФБР
Спонтанно объявившийся брат-ФБРщик Бэтти Чарльз не брезгует использовать сестру и ее друзей как помощников в поимке убийц и выслеживания лидеров фанатичных культов с мафией, отчего идея с созданием локальной школы ФБР не кажется такой уж и абсурдной.Конечно, в рамках своеобразной логики «Ривердейла».
17-летние подростки сидят в каком-то подвале-штабе спецслужбы, слушают лекции Чарльза и изучают дела психопатов с серийными убийцами, пока другие ученики школы «Ривердейл» ходят на танцевальные кружки и посещает внеклассные занятия по актерскому мастерству. Альтернатива как минимум заманчивая.
Больше о «Ривердэйле»:
Ракета Эдгара Неверевера
Большая половина 3 сезона была завязана вокруг культа «Фермы» — местной секты с лидером Эдгаром, копирующим сценический образ Чарльза Мэнсона. В 4 сезоне «Ферма», кажется, надоела уже как зрителям, так и самим шоураннерам. От нее решили избавиться как можно быстрее, чтобы лишний раз не засорять сериал.
И это «как можно быстрее» оказалось буквальным: с «Фермой» расправились за одну серию, придумав развязку даже не на ходу, а будто взяв первый попавшийся на реддите комментарий от фаната. Эдгар с остатками «Фермы» уехал за город, нанял личного доставщика пиццы, потребовал у ФБР деньги и автобус, а сам… построил себе ракету.
Зачем, куда и как он вообще собирался на ней улететь — ответов так и не дали. Хотя, не то, чтобы после увиденного хотелось задавать еще какие-то вопросы.
Вебкам
Продолжение истории с «темной Бэтти», которая настолько хотела сблизиться со своим братом-наркоманом-вебкамером Чиком, что сама решила попробовать провести эротический стрим.
Чик, в конце концов, оказался притворщиком и вовсе никак не был связан с семьей Купер, но свою долю в формирование «темной» личности Бэтти он внес. Впрочем, школьница из состоятельной семьи сама захотела подражать незнакомцу-вебкамеру, найденного в грязном мотеле — без каких-либо мотивов.
Нацистский клуб Арчи
Речь идет о «Красном круге» — кружке школьников-линчевателей во главе с Арчи. Изначально порыв Эндрюса заключался в защите города от Черного Капюшона. Участники «Красного круга» даже записали видеообращение с угрозами, сидя перед камерой с голыми торсами и в красных балаклавав. Но со временем эта идея превратилась в навязчивый порыв защитить город от всех недугов, установить мнимую стабильность и контроль над каждой улицей и домом.
С подачи Хайрама Арчи загорелся и идеей посадить часть города за решетку. Лодж уже давно вел войну с местными жителями за право построить тюрьму на территории Ривердейла, а тут под руку попался местный фанатичный школьник, который вот-вот начнет ходить по городу в бейсболке с надписью Make Riderdale Great Again.
В 4 сезоне Арчи снова взялся за старое: разве что красная балаклава сменилась на черную, жирно намекая на возрождение «Красного круга», который, вспоминая оригинальные комиксы, превратится в «Черный».
Чаепития с трупом
За 4 сезона Шерилл уже успела сформировать собственную банду феминисток, поджечь семейный особняк (при этом полностью облившись кровью) и стать лучницей-мстительницей.
После всех этих выходок чаепития с трупом брата-близнеца уже даже не кажутся чем-то особо трэшевым. Вместо того, чтобы покоиться с миром, тело Джейсона Блоссома находится в мини-церкви особняка Шерилл, из его трупа уже вылезают крысы, но никого это особо не смущает.
В последней хэллоуинской серии девушка Шерилл все же убедила подругу похоронить труп, но вскоре его снова пришлось выкапывать. Как-никак серия хэллоуинская, и шоураннеры решили поиграть с мистикой и духами мертвых обиженных братьев.
Больше о «Ривердэйле»:
Похоронная форма «Лисичек»
С черлидингом в «Ривердейле» связано много кринжевых моментов: от первых проб в команду, куда Вероника и Бэтти попали поцеловав друг друга, до танца в поддержку заключенных прямо перед тюремным ограждением.
И все же самым странным моментом была сцена похорон Мидж, куда «Лисички» пришли в собственной форме: разве что не в привычных сине-желтых цветах, а полностью в черном. Опять же, задавать вопросы «зачем?» и «почему?» уже банально нет сил, а наличие похоронной формы у школьной группы поддержки будет легче воспринимать как должное.
«Грифоны и Горгульи»
Самая идея одержимости населения целого города настольной игрой довольно абсурдна. «Грифоны и горгульи» зародились еще в школьные времена родителей главных героев (им даже посвящена отдельная серия), когда игра была обычным костюмированным квестом кучки гиков.
Десятки лет спустя о ней вспомнили, привязали наркотики, и теперь каждый второй ребенок Ривердейла судорожно перетасовывает карты настолки и буквально воспринимает каждый мифический квест. Эталонный материал для репортажа «Первого» об игромании.
Гаргульи в архитектуре: от древнего Египта до наших дней, примеры, особенности
Гаргульи в архитектуре известны со времён Древнего Египта. Это слово, которое может сразу вызвать возмущение читателя: “ГОРГУЛЬИ. Как читать, если вся статья начинается с ошибки и на ней же и строится?”
Поэтому для начала скажем, что пока написание данного слова в русском языке не нормируется словарями. Значит, кто скажет, как правильно писать гАргулья или гОргулья? Может намекнёт французское “gАrgouille”, которое сегодня на русском означает “водосточная труба”? Но когда-то давно это слово значило “горло” с корнем “гОр». А встречаются и другие варианты написания, например, гаргуйль (гаргуйли).
Поэтому спорить не будем, да и речь в статье идёт не о том, как правильно, гАргулья или гОргулья, а о роли и значении этих гротескных фигур в архитектуре человечества.
Горгульи — это декор или функционал?
В архитектуре горгулья предназначена для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. Этот элемент выполняет важную функцию: предохраняет каменную кладку от разрушения дождевыми потоками.
Термин употребляют чаще всего в связи со средневековыми готическими зданиями. Но история сохранила примеры использования этих элементов ещё в архитектуре древних египтян, греков, римлян, этрусков… Мировосприятие людей наделяет этот элемент в архитектуре магическими свойствами и, одновременно, декоративной нагрузкой.
История применения гаргулий в архитектуре
Гаргульи в архитектуре Древнего Египта
Архитектура Древнего Египта имеет примеры использовали горгулий на храмовых зданиях. Большинство крыш египетских зданий были плоскими и использовались в качестве дополнительного пространства. В храмах крыша была покрыта плотно прилегающими каменными плитами. Углубления для сбора воды проходили по всей длине крыши и заканчивались водостоками.
Гаргулья в архитектуре Древнего Египта. Храм богини Хатхор в Дендерах.
Со времен Ниусерра (2453-2422 гг до н.э.) они часто принимали форму передней части лежащих львов. Но в отличие от средневековых горгулий вода выходила не изо рта, а текла между их передними лапами. Древние египтяне наделяли изображения магической силой, защищающей здания от бога Сета и его штормов.
Как решали эту проблему до нашей эры обычные египтяне в своих домах, неизвестно.
Гаргульи в архитектуре Древней Греции
Гибридные существа, такие как гарпии, кентавры, грифоны и химеры, были частью мировосприятия древних греков. Статуи грифонов размещали на каждом углу крыш их храмов и сокровищниц, как стражей.
Мифы рассказывают, как грифоны охраняли золото Скифии от аримаспийцев (племя всадников нормального человеческого роста с одним глазом посреди лба), постоянно пытавшихся выкрасть сокровища.
Водосточные желоба в древнегреческой архитектуре были сделаны из керамической черепицы и заканчивались резными львиными головами из мрамора. Дождевая вода текла по желобу и выходила из открытой пасти льва. Эти звери были символом силы. Их магическая функция — защищать здание и его жителей от врагов и отгонять злых духов.
Мраморные гаргульи с храма Зевса в Греции
Например, сохранились 39 из 102 таких горгулий с храма Зевса, самого большого на Пелопоннесе. Многие искусствоведы называют эту постройку идеальным образцом дорической архитектуры (470 г. — 456 г. до н.э.). (источник)
Гаргульи в средневековой архитектуре
Возведение великих церквей и соборов средневековья заняло несколько столетий. Из-за того, что их делали из более дешёвого материала, гаргульи быстро изнашивались и их меняли на новые. Этот факт не даёт возможности установить время появления первых горгулий.
Гаргулья в виде крылатого бегемота на храме Нотр Дам города Лан во Франции
Идеолог неоготики 19 века, основоположник архитектурной реставрации, французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк говорит, что самые первые средневековые горгульи появляются на соборе города Лан (Laon, France) около 1200–1220 гг.. (источник)
Формы средневековых горгулий с годами менялись. Увеличиваясь в длину, некоторые из более поздних примеров достигают одного метра. В конце 13 века фигуры усложнились. С 14 века они стали очень детальными и, часто, карикатурными. Век 15 породил ещё более забавные и менее демонические изображения.
Химера Виверн на здании собора Парижской богоматери. Фото Flickr
Но самые известные примеры — горгульи собора Парижской Богоматери. Этим термином называют все гротескные изображения здания, в том числе химер, которые не выполняют функцию водослива. Но надо заметить, что этот декор появился значительно позже. О загадке химер и гаргулий этого собора, о самых известных из них, можно узнать в статье Гаргульи Нотр Дама на Дзен канале Архитектура.
Зачем христианские соборы украшали горгульями?
Во времена расцвета готики влияние католической церкви в Европе росло за счёт невежества и суеверия народа. Большинство людей были неграмотны. Церковь использовала удивительные визуальные образы, такие как гаргульи, витражи и скульптуры, для иллюстрации Священных Писаний.
Есть мнение, что они напоминают: “даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет” или о необходимости защищать свою церковь.
Гаргульи на соборе Парижской Богоматери
Некоторые считают, что образ горгулий пришёл непосредственно из Библии (Св. Георгий и дракон). Кто-то отмечает адаптацию языческих образов к христианской вере для обращения в католицизм.
Другие придерживаются мнения, что горгульи и гротески вдохновлены скелетными останками доисторических животных, таких как динозавры и гигантские рептилии. Психологи будут утверждать, что ужасные формы — это выражение подсознательных страхов человека.
В то время, как большинство священников принимали гаргулий, как украшения религиозных зданий, находились противники такого декора. Например, Бернард Клервоский (1090-1153), аббат монастыря цистерцианского ордена, писал:
«Что эти фантастические монстры делают в монастырях на глазах у читающей братии? В чем смысл этих нечистых обезьян, странных диких львов и чудовищ? Для какой цели здесь находятся эти существа, полузвери, полулюди? Я вижу несколько тел с одной головой и несколько голов с одним телом. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза … Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».
Гаргуйль в составе системы водоотвода большого собора. Из книги Э.-Э. Виолле-ле-Дюка «Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI вв.», сер. XIX в. Общественное достояние, Ссылка
Использовались гаргульи до начала 18-го века. С того времени все больше и больше зданий стали делать с водосточными трубами. В 1724 году лондонский Закон о строительстве, принятый парламентом Великобритании, сделал использование водосточных труб обязательным для всех новых сооружений страны.
Дома с горгульями сегодня
Горгульи устанавливают и сегодня, но в наши дни они служат не сакральным, а чисто декоративным целям и встречаются на университетских и светских зданиях.
Хотя гротески на современных сооружениях не предназначены для отвода воды и, следовательно, технически не являются горгульями, большинство людей называют их именно так.
Декоративные гаргуйли Крайслер-билдинг, Нью-Йорк
Гротески использовались в качестве украшения на зданиях 19-го и начала 20-го века в таких городах, как Нью-Йорк (например, горгульи из нержавеющей стали Chrysler Building), Миннеаполис и Чикаго. Горгулий можно найти на многих современных церквях и других зданиях стиля модерн, неоготики или эклектики.
В российских городах тоже есть гротескные украшения на домах, напоминающие горгулий.
Московский дом с гротеском (горгульями) в стиле модерн.
Например, дом с горгульями в Москве на Сретенском бульваре архитектора Николая Проскурнина (1899 — 1902).
Или образец Северного модерна — дом с горгульей в Санкт-Петербурге на перекрёстке улиц Восстания и Жуковского (архитекторы братья Василий и Георгий Косяковы).
Гротеск (горгулья) в виде совы на доходном доме Бадаева в Питере
Сейчас задача горгулий — развлекать. И тема эта широко эксплуатируется создателями компьютерных игр, мультфильмов и фильмов ужасов.
Всё-таки, что же такое горгулья?
Горгулья — это гротескно вырезанное лицо или фигура человека или животного, выступающая из водосточного желоба здания для отвода дождевых вод. В наши дни используют в качестве украшения. По сути это — НЕ горгуйли.
Если установленная скульптура не выполняет функции водослива, а установлена как художественный декор, то её правильное название химера или гротеск. Есть также региональные вариации, например панк.
Кстати, горгульи часто используют для оформления фонтанов.
Гаргульи в архитектуре фонтанов
Гаргульи: мифология Франции
Французкая легенда о Гаргуйе, огнедышащем драконе с крыльями, как у летучих мышей, и длинной шеей, объясняет факт появления гаргулий на христианских храмах.
Святой Роман (фр. Romain), бывший канцлер короля Меровингов Клотера II (Chlothar) (631 — 641 гг. н.э.), спасает жителей Руаны от монстра с именем Гаргуй или Годжи.
Рассказывают, что чудовище жило недалеко в пещере и терроризировало местных жителей: то проглотит корабли, проплывавшие по Сене, то устроит потоп или пожар. Каждый год ему должны были приводить человеческие жертвы, девиц или осуждённых. Святой Роман распятием и молитвой укротил это существо, лишил его воли, когда выманил из пещеры на наживку — добровольца, приговорённого к смерти. Тело дракона сожгли на костре, но голова и горло не сгорели: ведь дракон был огнедышащим. Их-то и пригвоздили к стене недавно построенной церкви в назидание остальным драконам. А Романа сделали епископом. С тех пор у каждого архиепископа этой земли есть право освобождать одного заключённого в день святого. А драконы на этих землях не селятся.
Это было время, когда королевская власть искала поддержку духовенства, чтобы удовлетворять свои политические амбиции, завоёвывать новые земли.
Теперь Вы знаете, как горгульи в архитектуре отражали мировосприятие народов, их особенности и назначение в разные временные промежутки.
Видео горгульи и химеры собора Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари
Заберите статью к себе на стену с социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки.
Если остались вопросы, задавайте в комментариях.
Оценивайте статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях