Что такое григорианский хорал
Григорианский хорал
Опубликовано Роман в 28.10.2019 28.10.2019
Григорианский хорал или григорианское песнопение зародилось в эпоху средневековья и связано с именем папы Римского Григория I Великого (ок. 540 —604 гг), который систематизировал основные песнопения западной церкви и составил антифонарий (книга с песнопениями и текстами для служб богослужения).
Григорианское песнопение — одноголосное. При этом пение исполнялось не только одним певчим, но и хором. По типу исполнения пение делилось на:
антифонное, при котором чередуются две группы певчих (так исполняются абсолютно все псалмы);
респонсорное, когда сольное пение чередуется с хоровым.
Основа григорианского песнопения — молитва, месса. Григорианский хорал по типу взаимодействия слова и музыки можно разделить на:
силлабический (это когда один слог текста соответствует одному музыкальному тону напева, восприятие текста – чёткое);
невматический (в них появляются небольшие распевы – по два-три тона на слог текста, восприятие текста лёгкое); мелизматический (большие распевы – неограниченное количество тонов на слог, текст воспринимать сложно).
Изначально песнопения записывались без нот в тонариях (памятки для певчих) и градуалах (певческих книгах), что не позволяло исполнять песнопения дословно точно. Начиная с X века, песнопения записываются с помощью невменной нотации (знаки, условные обозначения, которые проставлялись над текстом, по этим значкам музыканты ориентировались в мелодических ходах песнопения). Невменная нотация, также не позволяла исполнять песнопения из раза в раз одинаково.
К XII веку распространение получила квадратно-линейная нотация, логически завершившая невменную систему. Как главное её достижение можно назвать ритмическую систему – теперь певчие могли не только предугадать направление мелодического движения, но и совершенно точно знали, сколько времени следует выдерживать ту или иную ноту.
В основе любого григорианского песнопения лежать 8 модальных ладов (церковные лады): миксолидийский, лидийский, фригийский, дорийский, гиполидийский, гипофригийский, гиподорийский и гипомиксолидийский. На тот период времени в музыке ещё не существовало понятия натурального мажора и минора.
Григорианский хорал повлиял на становление и развитие музыкальной историй в целом. Песнопения вышли из стен церкви и соединились с народной культурой, а литургическая драма зародила основы театрального действа (оперы).
Григорианское песнопение легло в основу многоголосной церковной музыки,в дальнейшем полифонической, а также послужило плодородной почвой для музыки эпохи барокко.
И до сих пор он завораживает нас застывшей гармонией мироздания и мировоззрения, отлитых в хорале.
Использованные источники:
сайт Музыкальный класс (музыкальная школа онлайн)
Григорианский хорал: становление канона церковной музыки
Папа Григорий I, живший в 6-м веке н. э., в делах католической церкви проявлял большую энергию и инициативу. Создание антифонария приписывается ему.
Антифонарий — свод песнопений Григория Великого
В 6-м веке н. э. Европа вступила в эпоху Средневековья. Культура и искусство этого периода напрямую связаны с религией. Соборы в готическом стиле своей силой, строгостью и красотой оказывали на прихожан сильнейшее эмоциональное воздействие. Способствовала этому и музыка.
Духовные песнопения появились еще в 4-м веке, а к 7-му веку уже существовал ряд гимнов и церковных хоровых произведений. Тогда, согласно легенде, оспариваемой исследователями, глава Римской католической церкви папа Григорий I Великий пришёл к выводу, что все эти музыкальные напевы необходимо систематизировать. Так появился сборник песнопений, названный григорианским антифонарием. По преданию, подлинник книги с канонизированными мелодиями григорианских хоралов был прикован золотой цепью к алтарю Собора святого Петра в Риме.
Термин «антифонарий» впервые возник в конце 8-го века. Поначалу книга была ненотированной, её мелодии передавались изустно. Во второй половине 9-го века появилась невменная нотация. Антифонарии отражали региональные особенности богослужения.
Начиная с эпохи Средневековья и вплоть до 20-го века свод песнопений претерпел большие изменения, как музыкальные, так и литургические. Важной вехой для этой книги стал Тридентский собор, унифицировавший тексты антифонария и бревиария.
Невмы — ноты для духовной музыки
Первоначально в западноевропейской церковной музыке, так же, как и в византийской, и в древнерусской, использовались только невмы, без линеек. В первой трети 11-го века монах Гвидо из Ареццо усовершенствовал нотную запись, совместив невмы-«крюки» с линейным станом. Линии помечались ключами C (до) и F (фа), под которыми располагались полутоны в звукоряде. Количество линий колебалось от двух до четырёх, дополнительные линейки в Средние века не применялись. Кроме ключей, использовалось цветовое обозначение высоты: линия «фа» чертилась красной, а «до» — жёлтой. Затем к ним добавилась зелёная линия, соответствующая ноте «соль».
Расположение невм на линиях с определённой высотой стало одним из важных актов утверждения рационального западного мышления, позволившим легко спеть мелодию. Однако ритм в григорианском хорале не фиксировался, опытные певцы «считывали» его, исходя из особенностей произнесения текста. Из-за неопределённости ритма григорианские песнопения также получили название cantus planus — плавное пение, то есть ровное, где все ноты как бы одинаковой длительности.
Квадратная линейная нотация, возникнув в Западной Европе в 11-м веке, получила вторую жизнь в русской церковной музыке, став в синодальный период фактически официальной нотацией Русской православной церкви. Киевской квадратной нотацией (музыканты называют её нотами «на топориках») изложены песнопения в изданиях Синодальной типографии начиная с 1772 года (Обиход, Октоих, Ирмологий и Праздники) и вплоть до революции (последним вышло 3-е издание «Спутника псаломщика» в 1916 году).
Киевская нотация распространилась в Московской Руси в последней четверти 17-го века. Её появление связано с приездом киевских певцов, приглашённых ко двору Алексеем Михайловичем в 1652 году, исполнявших новомодные партесные концерты. За пару десятилетий нотация укоренилась на отечественной почве, кроме партесного многоголосия ей были перезаписаны и знаменные, и строчные певческие книги, а также светские жанры (канты, псальмы и др.).
Антифон «Сауле, Сауле»
В коллекции музея им. Андрея Рублёва находится лист из средневековой рукописной латинской певческой книги — антифонария, созданного в 14-м столетии в Италии. Это произведение было подарено музею коллекционером Андреем Кусакиным.
Большой двухсторонний лист пергамента с латинскими песнопениями на квадратных нотах являлся частью певческой книги католического обихода. Он содержит григорианские хоралы из службы апостолу Павлу. Антифон «Сауле, Сауле» передаёт разговор будущего апостола с богом на пути в Дамаск, когда господь остановил преследователя христиан одним своим словом:
— Савл, Савл, что ты гонишь меня?
— Я Иисус, которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна.
Этот текст из Деяний Апостолов (9, 4−6) не распевается в православной традиции. На выставке можно будет услышать его звучание и увидеть запись старинной хоральной нотации.
ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ (нем. Gregorianischer Choral)
Григорианское пение (лат. cantus Gregorianus).
В широком смысле – одноголосное богослужебное пение в Рим.-католич. церкви на лат. языке (то же, что cantus planus – лат. «плавный распев»; термин указывает на то, что муз. ритм распева не нотируется). В узком смысле – круг одноголосных песнопений рим. традиции, утвердившейся у католиков в качестве богослужебного канона. Ср.-век. хронисты писали, что Святой Дух, явившийся в виде голубя, внушил новые распевы папе Григорию I Великому. Согласно совр. точке зрения (Б. Штебляйн и др.), реформа пения в зап.-христианской традиции произошла позднее, при Виталиане (понтификат 657–672), мечтавшем выстроить пышный церемониал по визант. образцу.
Многообразный и пёстрый репертуар Г. х. в осн. сложился в эпоху Каролингов (первые нотированные рукописи датируются 9 в.). Некоторые авторитетные учёные полагают, что он сформировался в империи франков (Х. Хукке называет его «франкским хоралом»), а затем был перенесён в Рим. При том что традиция Г. х. чрезвычайно консервативна, круг песнопений на протяжении веков (особенно до 13 в.) постоянно расширялся. Церковь неоднократно предпринимала попытки его унификации, важнейшие вехи: Тридентский собор (1545–63), реформа папы Пия X (1903–04; канон нынешних обиходных книг следует в осн. принципам этой реформы), II Ватиканский собор (1962–65; разрешение службы на разных совр. языках повлекло за собой попытки перевода текстов Г. х.).
Большинство текстов Г. х. взято из Священного Писания (гл. обр. из Псалтири и Нового Завета; особенно значительны новозаветные песни библейские) или представляет собой его парафразы. Муз. ритм и форма Г. х. продиктованы закономерностями молитвословной прозы, и для правильного восприятия Г. х. необходимо понимание текста молитв.
Г. х. классифицируются по литургич. функции [внутри оффиция (т. е. службы часов) и внутри мессы]; по приуроченности к календарному празднику; по принадлежности к определённому церковному тону или ладу (напр., «антифон восьмого тона», «респонсорий второго лада»); по степени мелодического распева [силлабические (на один слог одна нота), невменные и мелизматические (на один слог много нот)]; по типу исполнения (антифонные и респонсорные; см. Антифонное пение, Респонсорное пение). В силлабической манере распеваются псалмы и молитвы (напр., «Pater noster»), невменный стиль характерен для большинства антифонов; образец мелизматического стиля – аллилуйя. В храме Г. х. исполняется мужским хором, чаще небольшим ансамблем певчих (cantores), иногда поддерживаемым органом, под руководством поющего наставника (magister); исполнение некоторых мелодий, в особенности мелизматических, требует высокого проф. мастерства. Община в пении Г. х. не участвует.
Простейшими (и, по-видимому, наиболее древними) формами Г. х. являются т. н. речитационные тоны (на которые читаются любые богослужебные тексты) и псалмовые тоны (см. в ст. Псалмодия); то и другое имеет формульный, строго кодифицированный характер (см. также в ст. Тон). Распев псалмов составляет основу службы часов. После псалма исполняется короткий антифон. По тому же принципу чередования строится большой респонсорий оффиция (responsorium prolixum), в котором псалмовый стих («верс») распевается на особый, мелодически развитый (т. н. респонсорный) тон, а на месте антифона находится ответ (responsum) хора. Те же формальные признаки лежат в основе распевов мессы: респонсорных оффертория, градуала и аллилуйи, антифонных интроита (входной антифон) и коммунио (причастный антифон). Особую группу образуют строфические формы: песнопения ординария мессы (Gloria, Credo и др.), тракт, секвенция и гимн. В трёх последних распевается свободносочинённый (т. е. небиблейский) текст. Употребление свободносочинённых текстов в богослужении строго регламентировано. Неформульные распевы гимнов и секвенций выделяются особой выразительностью и рельефностью (напр., секвенция «Dies irae», гимн «Ave maris stella»).
Интервальную основу Г. х. составляет диатоника (точнее, семиквинтовая миксодиатоника), ладогармонический принцип – модальная система на основе 8 церковных тонов (см. в статьях Модальность, Церковные лады). В совр. науке распространён тезис Э. Яммерса о преемственности Г. х. с визант. церковной музыкой (формульный характер мелодии, принципы ладовой организации), однако на имеющихся (поздних) образцах визант. музыки зависимость зап. монодии от восточной неочевидна.
Более древними, чем Г. х., традициями «плавного распева» считаются амвросианский (миланский) и староримский распевы, зародившиеся на территории совр. Италии, а также расцветший во времена араб. завоеваний Пиренейского п-ова мозарабский («неарабский») распев. От строгого и возвышенного Г. х. местные распевы отличаются более значительными размерами и мелизматической пышностью (в чём многие усматривают влияние визант. и др. вост. традиций); текст и напев не столь чётко скоординированы. При этом сохранившиеся нотные рукописи локальных традиций имеют более позднее происхождение (12–16 вв.), чем древнейшие рукописи Г. х., что оставляет простор для научных спекуляций о генезисе Г. х. и для смелых реконструкций практиками аутентичного исполнительства (напр., М. Перес и его ансамбль «Органум», Франция).
В эпохи Средневековья и Возрождения Г. х. выполнял роль мелодии-модели для полифонической разработки в жанрах органума, мотета, мессы. Техника композиции на основе «предустановленного распева» (cantus prius factus) допускала разнообразные приёмы канонич. имитации, ритмической (аугментация, диминуция) и метрической модификации первоисточника, изменявшие его до неузнаваемости.
В Новое время особенно популярные распевы используются вне богослужебной практики («Salve Regina» – «Спаси, Царица», «Te Deum laudamus» – «Тебя, Бога, хвалим»). Некоторые из них приобрели символич. значение («Dies irae» – «День гнева», «Stabat Mater dolorosa» – «Стояла Мать скорбящая»).
Иллюстрации:
«Григорий I Великий, которому Святой Дух в виде голубя внушает богослужебный певческий канон». Фрагмент страницы бенедиктинского антифонария 12–14 вв. Библиотека земли Баден (Карлсруэ). Архив БРЭ.
Исторические издания:
Paléographie musicale. Solesmes, 1889–1983–. [Vol. 1–20–];
Corpus Antiphonalium Officii. Roma, 1963. Vol. 1: Manuscripti «Cursus Romanus» / Ed. R.-J. Hesbert;
Monumenta monodica Medii Aevi. Kassel u. a., 1970. Bd 2: Die Gesänge des altrömischen Graduale / Hrsg. von B. Stäblein.
Дополнительная литература:
Stäblein B. Schriftbild der einstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 4);
Apel W. Gregorian chant. Bloomington, 1990;
Hiley D. Western plainchant: a handbook. Oxf., 1995;
Григорианский хорал / Cост. Т. Кюрегян, Ю. В. Москва. М., 1997;
Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII–X столетий. М., 2004.
ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ
Смотреть что такое «ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ» в других словарях:
Григорианский хорал — (от латинского cantus gregorianus григорианское пение), традиционное литургическое монодийное песнопение римско католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа латынь. Отбор и канонизация текстов и напевов начаты в конце… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Григорианский хорал — религиозные песнопения, составляющие основу католической музыки. Назван именем папы римского Григория I, который канонизировал в VI – VII вв. свод песнопений «Антифонарий». Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Григорианский хорал — канонизированные песнопения католич. церкви. В конце VI в., при папе Григории I (отсюда название), были отобраны 200 напевов, которые папа признал богодухновенными, и собраны в т.наз. «григорианский антифонарий» (хоровые песнопения назывались… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Григорианский хорал — Имя папы Григория I Великого (590 604) закрепилось за сложившимися в средние века на территории Каролингской империи формами богослужебного пения. Мо нодические, т. е. одноголосые, без участия музыкальных инструментов песнопения исполнялись на … Эстетика. Энциклопедический словарь
Григорианский хорал — общее наименование песнопений церковной католической музыки. Г. х. сложился в результате отбора и переработки католической церковью местных христианской песнопений. Упорядочение молитв, текстов было начато при папе Григории I, прозванном… … Большая советская энциклопедия
Григорианский хорал — см. Григорианское пение … Музыкальная энциклопедия
ХОРАЛ — (ср. век. лат. cantus choralis хоровое песнопение) религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский хорал в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах… … Большой Энциклопедический словарь
хорал — а; м. [от лат. cantus choralis хоровое пение] 1. Религиозное многоголосное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков. Слушать, исполнять х. 2. Музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха. ◁ Хоральный, ая, ое. Х ые… … Энциклопедический словарь
хорал — а, м. Религиозное многоголосное торжественное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков, а также музыкальное произведение такого характера. Хоралы Баха. 40 лет он прожил органистом одной и той же церкви; 40 лет… … Популярный словарь русского языка
Что такое григорианский хорал
С XIII в. Г.х. в связи с бурным развитием многоголосия (первые образцы которого относятся к IX в.) стал в некоторой степени утрачивать свое значение как самостоятельное явление, однако еще в течение многих веков оставался основой, на которой это многоголосие развивалось.
Литург. реформа Тридентского собора, запретившая рифмованные оффиции, секвенции (кроме четырех) и богородичные антифоны (кроме четырех), коснулась и необходимости совершения поправок в хоральных мелодиях. Редакция новых хоральных изданий была поручена Папой Григорием XIII композиторам Дж. да Палестрине ( proprium de tempore ) и А. Хоило ( proprium de sanctis ); эта работа была прервана со смертью обоих редакторов. Новая хоральная редакция, инициированная Папой Павлом V, осуществленная Ф. Анерио и Ф. Сориано и изданная в 1614 и 1615 в типографии кард. Ф. Медичи (поэтому само издание называлось Editio Medicaea ), была бессистемной и, т.к. ее не утвердил Папа, приравнивалась к частным публикациям.
В мелодике Г.х. преобладает поступенное движение; встречающиеся скачки чаще всего заполняются противоположным мелодическим движением. Тесная связь мелодики Г.х. со словом проявляется в корреляции важнейших словесных и смысловых акцентов с более высокими звуками мелодий. Однако в песнопениях менее индивидуализированных, допускающих в большей мере центонацию (центон) или адаптированных к разным текстам, подобное соответствие почти не выявляется.
Самые ранние из сохранившихся певческих рукописей Г.х. относятся к концу VIII в. и еще не содержат муз. записей. Невменаая нотация (невмы), применяемая в певческих книгах, появилась только в IX в. и видоизменялась с течением времени. В муз. трактатах использовались также буквенный, дасийный и др. виды нотации.