Что такое григорианский хорал

Григорианский хорал

Опубликовано Роман в 28.10.2019 28.10.2019

Григорианский хорал или григорианское песнопение зародилось в эпоху средневековья и связано с именем папы Римского Григория I Великого (ок. 540 —604 гг), который систематизировал основные песнопения западной церкви и составил антифонарий (книга с песнопениями и текстами для служб богослужения).

Григорианское песнопение — одноголосное. При этом пение исполнялось не только одним певчим, но и хором. По типу исполнения пение делилось на:

антифонное, при котором чередуются две группы певчих (так исполняются абсолютно все псалмы);

респонсорное, когда сольное пение чередуется с хоровым.

Основа григорианского песнопения — молитва, месса. Григорианский хорал по типу взаимодействия слова и музыки можно разделить на:

силлабический (это когда один слог текста соответствует одному музыкальному тону напева, восприятие текста – чёткое);

невматический (в них появляются небольшие распевы – по два-три тона на слог текста, восприятие текста лёгкое); мелизматический (большие распевы – неограниченное количество тонов на слог, текст воспринимать сложно).

Изначально песнопения записывались без нот в тонариях (памятки для певчих) и градуалах (певческих книгах), что не позволяло исполнять песнопения дословно точно. Начиная с X века, песнопения записываются с помощью невменной нотации (знаки, условные обозначения, которые проставлялись над текстом, по этим значкам музыканты ориентировались в мелодических ходах песнопения). Невменная нотация, также не позволяла исполнять песнопения из раза в раз одинаково.

К XII веку распространение получила квадратно-линейная нотация, логически завершившая невменную систему. Как главное её достижение можно назвать ритмическую систему – теперь певчие могли не только предугадать направление мелодического движения, но и совершенно точно знали, сколько времени следует выдерживать ту или иную ноту.

В основе любого григорианского песнопения лежать 8 модальных ладов (церковные лады): миксолидийский, лидийский, фригийский, дорийский, гиполидийский, гипофригийский, гиподорийский и гипомиксолидийский. На тот период времени в музыке ещё не существовало понятия натурального мажора и минора.

Григорианский хорал повлиял на становление и развитие музыкальной историй в целом. Песнопения вышли из стен церкви и соединились с народной культурой, а литургическая драма зародила основы театрального действа (оперы).

Григорианское песнопение легло в основу многоголосной церковной музыки,в дальнейшем полифонической, а также послужило плодородной почвой для музыки эпохи барокко.

И до сих пор он завораживает нас застывшей гармонией мироздания и мировоззрения, отлитых в хорале.

Использованные источники:

сайт Музыкальный класс (музыкальная школа онлайн)

Источник

Григорианский хорал: становление канона церковной музыки

Папа Григорий I, живший в 6-м веке н. э., в делах католической церкви проявлял большую энергию и инициативу. Создание антифонария приписывается ему.

Антифонарий — свод песнопений Григория Великого

В 6-м веке н. э. Европа вступила в эпоху Средневековья. Культура и искусство этого периода напрямую связаны с религией. Соборы в готическом стиле своей силой, строгостью и красотой оказывали на прихожан сильнейшее эмоциональное воздействие. Способствовала этому и музыка.

Духовные песнопения появились еще в 4-м веке, а к 7-му веку уже существовал ряд гимнов и церковных хоровых произведений. Тогда, согласно легенде, оспариваемой исследователями, глава Римской католической церкви папа Григорий I Великий пришёл к выводу, что все эти музыкальные напевы необходимо систематизировать. Так появился сборник песнопений, названный григорианским антифонарием. По преданию, подлинник книги с канонизированными мелодиями григорианских хоралов был прикован золотой цепью к алтарю Собора святого Петра в Риме.

Что такое григорианский хорал. Смотреть фото Что такое григорианский хорал. Смотреть картинку Что такое григорианский хорал. Картинка про Что такое григорианский хорал. Фото Что такое григорианский хорал

Термин «антифонарий» впервые возник в конце 8-го века. Поначалу книга была ненотированной, её мелодии передавались изустно. Во второй половине 9-го века появилась невменная нотация. Антифонарии отражали региональные особенности богослужения.

Начиная с эпохи Средневековья и вплоть до 20-го века свод песнопений претерпел большие изменения, как музыкальные, так и литургические. Важной вехой для этой книги стал Тридентский собор, унифицировавший тексты антифонария и бревиария.

Невмы — ноты для духовной музыки

Первоначально в западноевропейской церковной музыке, так же, как и в византийской, и в древнерусской, использовались только невмы, без линеек. В первой трети 11-го века монах Гвидо из Ареццо усовершенствовал нотную запись, совместив невмы-«крюки» с линейным станом. Линии помечались ключами C (до) и F (фа), под которыми располагались полутоны в звукоряде. Количество линий колебалось от двух до четырёх, дополнительные линейки в Средние века не применялись. Кроме ключей, использовалось цветовое обозначение высоты: линия «фа» чертилась красной, а «до» — жёлтой. Затем к ним добавилась зелёная линия, соответствующая ноте «соль».

Расположение невм на линиях с определённой высотой стало одним из важных актов утверждения рационального западного мышления, позволившим легко спеть мелодию. Однако ритм в григорианском хорале не фиксировался, опытные певцы «считывали» его, исходя из особенностей произнесения текста. Из-за неопределённости ритма григорианские песнопения также получили название cantus planus — плавное пение, то есть ровное, где все ноты как бы одинаковой длительности.

Что такое григорианский хорал. Смотреть фото Что такое григорианский хорал. Смотреть картинку Что такое григорианский хорал. Картинка про Что такое григорианский хорал. Фото Что такое григорианский хорал

Квадратная линейная нотация, возникнув в Западной Европе в 11-м веке, получила вторую жизнь в русской церковной музыке, став в синодальный период фактически официальной нотацией Русской православной церкви. Киевской квадратной нотацией (музыканты называют её нотами «на топориках») изложены песнопения в изданиях Синодальной типографии начиная с 1772 года (Обиход, Октоих, Ирмологий и Праздники) и вплоть до революции (последним вышло 3-е издание «Спутника псаломщика» в 1916 году).

Киевская нотация распространилась в Московской Руси в последней четверти 17-го века. Её появление связано с приездом киевских певцов, приглашённых ко двору Алексеем Михайловичем в 1652 году, исполнявших новомодные партесные концерты. За пару десятилетий нотация укоренилась на отечественной почве, кроме партесного многоголосия ей были перезаписаны и знаменные, и строчные певческие книги, а также светские жанры (канты, псальмы и др.).

Антифон «Сауле, Сауле»

В коллекции музея им. Андрея Рублёва находится лист из средневековой рукописной латинской певческой книги — антифонария, созданного в 14-м столетии в Италии. Это произведение было подарено музею коллекционером Андреем Кусакиным.

Что такое григорианский хорал. Смотреть фото Что такое григорианский хорал. Смотреть картинку Что такое григорианский хорал. Картинка про Что такое григорианский хорал. Фото Что такое григорианский хорал

Большой двухсторонний лист пергамента с латинскими песнопениями на квадратных нотах являлся частью певческой книги католического обихода. Он содержит григорианские хоралы из службы апостолу Павлу. Антифон «Сауле, Сауле» передаёт разговор будущего апостола с богом на пути в Дамаск, когда господь остановил преследователя христиан одним своим словом:

— Савл, Савл, что ты гонишь меня?

— Я Иисус, которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна.

Этот текст из Деяний Апостолов (9, 4−6) не распевается в православной традиции. На выставке можно будет услышать его звучание и увидеть запись старинной хоральной нотации.

Источник

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ (нем. Gregorianischer Choral)

Гри­го­ри­ан­ское пе­ние (лат. cantus Gregorianus).

В ши­ро­ком смыс­ле – од­но­го­лос­ное бо­го­слу­жеб­ное пе­ние в Рим.-ка­то­лич. церк­ви на лат. язы­ке (то же, что cantus planus – лат. «плав­ный рас­пев»; тер­мин ука­зы­ва­ет на то, что муз. ритм рас­пе­ва не но­ти­ру­ет­ся). В уз­ком смыс­ле – круг од­но­го­лос­ных пес­но­пе­ний рим. тра­ди­ции, ут­вер­див­шей­ся у ка­то­ли­ков в ка­че­ст­ве бо­го­слу­жеб­но­го ка­но­на. Ср.-век. хро­ни­сты пи­са­ли, что Свя­той Дух, явив­ший­ся в ви­де го­лу­бя, вну­шил но­вые рас­пе­вы па­пе Гри­го­рию I Ве­ли­ко­му. Со­глас­но совр. точ­ке зре­ния (Б. Штеб­ляйн и др.), ре­фор­ма пе­ния в зап.-хри­сти­ан­ской тра­ди­ции про­изош­ла позд­нее, при Ви­та­лиа­не (пон­ти­фи­кат 657–672), меч­тав­шем вы­стро­ить пыш­ный це­ре­мо­ни­ал по ви­зант. об­раз­цу.

Мно­го­об­раз­ный и пё­ст­рый ре­пер­ту­ар Г. х. в осн. сло­жил­ся в эпо­ху Ка­ро­лин­гов (пер­вые но­ти­ро­ван­ные ру­ко­пи­си да­ти­ру­ют­ся 9 в.). Не­ко­то­рые ав­то­ри­тет­ные учё­ные по­ла­га­ют, что он сфор­ми­ровал­ся в им­пе­рии фран­ков (Х. Хук­ке на­зы­ва­ет его «франк­ским хо­ра­лом»), а за­тем был пе­ре­не­сён в Рим. При том что тра­ди­ция Г. х. чрез­вы­чай­но кон­сер­ва­тив­на, круг пес­но­пе­ний на про­тя­же­нии ве­ков (осо­бен­но до 13 в.) по­сто­ян­но рас­ши­рял­ся. Цер­ковь не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ла по­пыт­ки его уни­фи­ка­ции, важ­ней­шие ве­хи: Три­дент­ский со­бор (1545–63), ре­фор­ма па­пы Пия X (1903–04; ка­нон ны­неш­них оби­ход­ных книг сле­ду­ет в осн. прин­ци­пам этой ре­фор­мы), II Ва­ти­кан­ский со­бор (1962–65; раз­ре­ше­ние служ­бы на раз­ных совр. язы­ках по­влек­ло за со­бой по­пыт­ки пе­ре­во­да тек­стов Г. х.).

Боль­шин­ст­во тек­стов Г. х. взя­то из Свя­щен­но­го Пи­са­ния (гл. обр. из Псал­ти­ри и Но­во­го За­ве­та; осо­бен­но зна­чи­тель­ны но­во­за­вет­ные пес­ни биб­лей­ские) или пред­став­ля­ет со­бой его па­ра­фра­зы. Муз. ритм и фор­ма Г. х. про­дик­то­ва­ны за­ко­но­мер­но­стя­ми мо­лит­во­слов­ной про­зы, и для пра­виль­но­го вос­при­ятия Г. х. не­об­хо­ди­мо по­ни­ма­ние тек­ста мо­литв.

Г. х. клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по ли­тур­гич. функ­ции [внут­ри оф­фи­ция (т. е. служ­бы ча­сов) и внут­ри мес­сы]; по при­уро­чен­но­сти к ка­лен­дар­но­му празд­ни­ку; по при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лён­но­му цер­ков­но­му то­ну или ла­ду (напр., «ан­ти­фон вось­мо­го то­на», «рес­пон­со­рий вто­ро­го ла­да»); по сте­пе­ни ме­ло­ди­че­ско­го рас­пе­ва [сил­ла­би­че­ские (на один слог од­на но­та), не­вмен­ные и ме­лиз­ма­ти­че­ские (на один слог мно­го нот)]; по ти­пу ис­пол­не­ния (ан­ти­фон­ные и рес­пон­сор­ные; см. Ан­ти­фон­ное пе­ние, Рес­пон­сор­ное пе­ние). В сил­ла­би­че­ской ма­не­ре рас­пе­ва­ют­ся псал­мы и мо­лит­вы (напр., «Pater noster»), не­вмен­ный стиль ха­рак­те­рен для боль­шин­ст­ва ан­ти­фо­нов; об­ра­зец ме­лиз­ма­ти­че­ско­го сти­ля – ал­ли­луйя. В хра­ме Г. х. ис­пол­ня­ет­ся муж­ским хо­ром, ча­ще не­боль­шим ан­самб­лем пев­чих (cantores), ино­гда под­дер­жи­вае­мым ор­га­ном, под ру­ко­во­д­ст­вом по­юще­го на­став­ни­ка (magister); ис­пол­не­ние не­ко­то­рых ме­ло­дий, в осо­бен­но­сти ме­лиз­ма­ти­че­ских, тре­бу­ет вы­со­ко­го проф. мас­тер­ст­ва. Об­щи­на в пе­нии Г. х. не уча­ст­ву­ет.

Про­стей­ши­ми (и, по-ви­ди­мо­му, наи­бо­лее древ­ни­ми) фор­ма­ми Г. х. яв­ля­ют­ся т. н. ре­чи­та­ци­он­ные то­ны (на ко­то­рые чи­та­ют­ся лю­бые бо­го­слу­жеб­ные текс­ты) и псал­мо­вые то­ны (см. в ст. Псал­мо­дия); то и дру­гое име­ет фор­муль­ный, стро­го ко­ди­фи­ци­ро­ван­ный ха­рак­тер (см. так­же в ст. Тон). Рас­пев псал­мов со­став­ля­ет ос­но­ву служ­бы ча­сов. По­сле псал­ма ис­пол­ня­ет­ся ко­рот­кий ан­ти­фон. По то­му же прин­ци­пу че­ре­до­ва­ния стро­ит­ся боль­шой рес­пон­со­рий оф­фи­ция (respon­so­rium prolixum), в ко­то­ром псал­мо­вый стих («верс») рас­пе­ва­ет­ся на осо­бый, ме­ло­ди­че­ски раз­ви­тый (т. н. рес­пон­сор­ный) тон, а на мес­те ан­ти­фо­на на­хо­дит­ся от­вет (responsum) хо­ра. Те же фор­маль­ные при­зна­ки ле­жат в ос­но­ве рас­пе­вов мес­сы: рес­пон­сор­ных оф­фер­то­рия, гра­дуа­ла и ал­ли­луйи, ан­ти­фон­ных ин­трои­та (вход­ной ан­ти­фон) и ком­му­нио (при­ча­ст­ный ан­ти­фон). Осо­бую груп­пу об­ра­зу­ют стро­фи­че­ские фор­мы: пес­но­пе­ния ор­ди­на­рия мес­сы (Gloria, Credo и др.), тракт, се­к­вен­ция и гимн. В трёх по­след­них рас­пе­ва­ет­ся сво­бод­но­со­чи­нён­ный (т. е. не­биб­лей­ский) текст. Упот­реб­ле­ние сво­бод­но­со­чи­нён­ных тек­стов в бо­го­слу­же­нии стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­но. Не­фор­муль­ные рас­пе­вы гим­нов и се­к­вен­ций вы­де­ля­ют­ся осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью и рель­еф­но­стью (напр., се­к­вен­ция «Dies irae», гимн «Ave maris stella»).

Ин­тер­валь­ную ос­но­ву Г. х. со­став­ля­ет диа­то­ни­ка (точ­нее, семи­квин­то­вая мик­со­диа­то­ни­ка), ла­до­гар­мо­ни­че­ский прин­цип – мо­даль­ная сис­те­ма на ос­но­ве 8 цер­ков­ных то­нов (см. в стать­ях Мо­даль­ность, Цер­ков­ные ла­ды). В совр. нау­ке рас­про­стра­нён те­зис Э. Ям­мер­са о пре­ем­ст­вен­но­сти Г. х. с ви­зант. цер­ков­ной му­зы­кой (фор­муль­ный ха­рак­тер ме­ло­дии, прин­ци­пы ла­до­вой ор­га­ни­за­ции), од­на­ко на имею­щих­ся (позд­них) об­раз­цах ви­зант. му­зы­ки за­ви­си­мость зап. мо­но­дии от вос­точ­ной не­оче­вид­на.

Бо­лее древ­ни­ми, чем Г. х., тра­ди­ция­ми «плав­но­го рас­пе­ва» счи­та­ют­ся ам­вро­си­ан­ский (ми­лан­ский) и ста­ро­рим­ский рас­пе­вы, за­ро­див­шие­ся на тер­ри­то­рии совр. Ита­лии, а так­же рас­цвет­ший во вре­ме­на араб. за­вое­ва­ний Пи­ре­ней­ско­го п-ова мо­за­раб­ский («не­араб­ский») рас­пев. От стро­го­го и воз­вы­шен­но­го Г. х. ме­ст­ные рас­пе­вы от­ли­ча­ют­ся бо­лее зна­чи­тель­ны­ми раз­ме­ра­ми и ме­лиз­ма­ти­че­ской пыш­но­стью (в чём мно­гие ус­мат­ри­ва­ют влия­ние ви­зант. и др. вост. тра­ди­ций); текст и на­пев не столь чёт­ко ско­ор­ди­ни­ро­ва­ны. При этом со­хра­нив­шие­ся нот­ные ру­ко­пи­си ло­каль­ных тра­ди­ций име­ют бо­лее позд­нее про­ис­хо­ж­де­ние (12–16 вв.), чем древ­ней­шие ру­ко­пи­си Г. х., что ос­тав­ля­ет про­стор для на­учных спе­ку­ля­ций о ге­не­зи­се Г. х. и для сме­лых ре­кон­ст­рук­ций прак­ти­ка­ми аутен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва (напр., М. Пе­рес и его ан­самбль «Ор­га­нум», Фран­ция).

В эпо­хи Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния Г. х. вы­пол­нял роль ме­ло­дии-мо­де­ли для по­ли­фо­ни­че­ской раз­ра­бот­ки в жан­рах ор­га­ну­ма, мо­те­та, мес­сы. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции на ос­но­ве «пре­дус­та­нов­лен­но­го рас­пе­ва» (cantus prius fac­tus) до­пус­ка­ла раз­но­об­раз­ные приё­мы ка­но­нич. ими­та­ции, рит­ми­че­ской (ауг­мен­та­ция, ди­ми­ну­ция) и мет­ри­че­ской мо­ди­фи­ка­ции пер­во­ис­точ­ни­ка, из­ме­няв­шие его до не­уз­на­вае­мо­сти.

В Но­вое вре­мя осо­бен­но по­пу­ляр­ные рас­пе­вы ис­поль­зу­ют­ся вне бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки («Salve Regina» – «Спа­си, Ца­ри­ца», «Te Deum laudamus» – «Те­бя, Бо­га, хва­лим»). Не­ко­то­рые из них при­об­ре­ли сим­во­лич. зна­че­ние («Dies irae» – «День гне­ва», «Stabat Mater dolorosa» – «Стоя­ла Мать скор­бя­щая»).

Иллюстрации:

«Гри­го­рий I Ве­ли­кий, ко­то­ро­му Свя­той Дух в ви­де го­лу­бя вну­ша­ет бо­го­слу­жеб­ный пев­че­ский ка­нон». Фраг­мент стра­ни­цы бе­не­дик­тин­ско­го ан­ти­фо­на­рия 12–14 вв. Биб­лио­те­ка зем­ли Ба­ден (Кар­лс­руэ). Архив БРЭ.

Исторические издания:

Paléographie musicale. Solesmes, 1889–1983–. [Vol. 1–20–];

Corpus Antiphonalium Officii. Roma, 1963. Vol. 1: Manuscripti «Cur­sus Romanus» / Ed. R.-J. Hesbert;

Monu­men­ta monodica Medii Aevi. Kassel u. a., 1970. Bd 2: Die Gesänge des al­trömischen Graduale / Hrsg. von B. Stäblein.

Дополнительная литература:

Stäblein B. Schriftbild der einstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 4);

Apel W. Gregorian chant. Bloomington, 1990;

Hiley D. Western plainchant: a handbook. Oxf., 1995;

Гри­го­ри­ан­ский хо­рал / Cост. Т. Кю­ре­гян, Ю. В. Мо­ск­ва. М., 1997;

Ефи­мо­ва Н.И. Ран­не­хри­сти­ан­ское пе­ние в За­пад­ной Ев­ро­пе VIII–X сто­ле­тий. М., 2004.

Источник

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ

Смотреть что такое «ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ» в других словарях:

Григорианский хорал — (от латинского cantus gregorianus григорианское пение), традиционное литургическое монодийное песнопение римско католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа латынь. Отбор и канонизация текстов и напевов начаты в конце… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Григорианский хорал — религиозные песнопения, составляющие основу католической музыки. Назван именем папы римского Григория I, который канонизировал в VI – VII вв. свод песнопений «Антифонарий». Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Григорианский хорал — канонизированные песнопения католич. церкви. В конце VI в., при папе Григории I (отсюда название), были отобраны 200 напевов, которые папа признал богодухновенными, и собраны в т.наз. «григорианский антифонарий» (хоровые песнопения назывались… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Григорианский хорал — Имя папы Григория I Великого (590 604) закрепилось за сложившимися в средние века на территории Каролингской империи формами богослужебного пения. Мо нодические, т. е. одноголосые, без участия музыкальных инструментов песнопения исполнялись на … Эстетика. Энциклопедический словарь

Григорианский хорал — общее наименование песнопений церковной католической музыки. Г. х. сложился в результате отбора и переработки католической церковью местных христианской песнопений. Упорядочение молитв, текстов было начато при папе Григории I, прозванном… … Большая советская энциклопедия

Григорианский хорал — см. Григорианское пение … Музыкальная энциклопедия

ХОРАЛ — (ср. век. лат. cantus choralis хоровое песнопение) религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский хорал в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах… … Большой Энциклопедический словарь

хорал — а; м. [от лат. cantus choralis хоровое пение] 1. Религиозное многоголосное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков. Слушать, исполнять х. 2. Музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха. ◁ Хоральный, ая, ое. Х ые… … Энциклопедический словарь

хорал — а, м. Религиозное многоголосное торжественное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков, а также музыкальное произведение такого характера. Хоралы Баха. 40 лет он прожил органистом одной и той же церкви; 40 лет… … Популярный словарь русского языка

Источник

Что такое григорианский хорал

С XIII в. Г.х. в связи с бурным развитием многоголосия (первые образцы которого относятся к IX в.) стал в некоторой степени утрачивать свое значение как самостоятельное явление, однако еще в течение многих веков оставался основой, на которой это многоголосие развивалось.

Литург. реформа Тридентского собора, запретившая рифмованные оффиции, секвенции (кроме четырех) и богородичные антифоны (кроме четырех), коснулась и необходимости совершения поправок в хоральных мелодиях. Редакция новых хоральных изданий была поручена Папой Григорием XIII композиторам Дж. да Палестрине ( proprium de tempore ) и А. Хоило ( proprium de sanctis ); эта работа была прервана со смертью обоих редакторов. Новая хоральная редакция, инициированная Папой Павлом V, осуществленная Ф. Анерио и Ф. Сориано и изданная в 1614 и 1615 в типографии кард. Ф. Медичи (поэтому само издание называлось Editio Medicaea ), была бессистемной и, т.к. ее не утвердил Папа, приравнивалась к частным публикациям.

В мелодике Г.х. преобладает поступенное движение; встречающиеся скачки чаще всего заполняются противоположным мелодическим движением. Тесная связь мелодики Г.х. со словом проявляется в корреляции важнейших словесных и смысловых акцентов с более высокими звуками мелодий. Однако в песнопениях менее индивидуализированных, допускающих в большей мере центонацию (центон) или адаптированных к разным текстам, подобное соответствие почти не выявляется.

Самые ранние из сохранившихся певческих рукописей Г.х. относятся к концу VIII в. и еще не содержат муз. записей. Невменаая нотация (невмы), применяемая в певческих книгах, появилась только в IX в. и видоизменялась с течением времени. В муз. трактатах использовались также буквенный, дасийный и др. виды нотации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *