Что такое мраморный дворец
Что такое мраморный дворец
Русский музей впервые покажет 60 замечательных рисунков молодого графа Павла Строганова, который, путешествуя в сопровождении своей семьи по Ита.
Уважаемые посетители! в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года №595 «Об установлении на территории.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского представляет выставку к 200-летнему юбилею Федора Михайловича Достоевского. В ст.
«Вне истеблишмента» — это инклюзивный проект Русского музея и первая масштабная попытка представить работы непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности и (.
В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художни.
Летом 2017 года в коллекцию Русского музея поступило в дар обширное собрание произведений разных художников, получившее в историографии назва.
1 декабря 2021—10 января 2022
«Вне истеблишмента» — это инклюзивный проект Русского музея и первая масштабная попытка представить работы непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности и (или) психиатрический опыт, именно с художественных позиций. При всей социальной значимости выставки на первом плане все же эстетическая ценность произведений. Прежде всего этих художников отличает невовлеченность в процессы бытования арт-сообщества, арт-истеблишмента с его рыночными стратегиями, актуальным дискурсом и т.д.
Классические произведения интернационального современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия из коллекции известных немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг
Роскошь Мраморного дворца в Санкт-Петербурге – обзор и знакомство с историей
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге
Мраморный дворец – один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга. Этот архитектурный ансамбль целиком создан из натурального камня. Фасады и интерьеры оформлены и облицованы различными сортами мрамора. Отсюда и произошло название.
История Мраморного дворца
Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной
Подарок фавориту
Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.
Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, ценность которого почти равнялась стоимости дворца.
Автор проекта – итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью претворил в жизнь все пожелания императрицы, которая, приказав не жалеть средств на строительство, лично наблюдала за ходом работ.
По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.
Владельцы дворца
В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.
Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.
В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.
Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.
Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.
Архитектурные особенности
Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.
Внешнее строение дворца
Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».
Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.
По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.
В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.
Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.
На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».
Наружные фасады
Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.
Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.
В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.
Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.
Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.
Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.
Интерьеры Мраморного дворца
Интерьеры дворца отличаются богатой внутренней отделкой с использованием редкого и дорогого камня – агата. Вся эта роскошь призвана подчеркнуть силу и мужественность его владельца, графа Орлова.
По замыслу Ринальди, художественная отделка внутренних помещений должна была стать достойным продолжением каменной отделки фасадов. Свою идею зодчий претворил при отделке парадной лестницы и залов дворца.
Парадная лестница
На второй этаж в анфилады парадных залов ведет величественная лестница, отделанная различными сортами цветного мрамора. Удивительно живописны ее монолитные колонны.
Парадная лестница выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков.
Перекрытие лестницы венчает плафон «Суд Париса». Многочисленные скульптуры, украшающие лестницу, созданы из итальянского мрамора архитектором Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца.
Напротив входа на стене – мраморный рельеф с портретом Антонио Ринальди. Он появился здесь по желанию графа Григория Орлова в знак признания заслуг архитектора. Незадолго до завершения работ зодчий получил тяжелую травму, упав со строительных лесов. Не дождавшись конца строительства, по этой причине он уехал из России в Италию.
Основой художественного убранства парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в специальных нишах. Рельефная композиция на стенах третьего этажа и декоративное перекрытие дополняют необычное убранство парадного входа.
Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца представляют аллегорический ансамбль. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток и символизирующие жизненные этапы человека.
В прямоугольных нишах между вторым и третьим этажами две статуи:
На стенах третьего этажа – рельефные изображения четырех главных Добродетелей:
На западной стене – композиция «Игра Амуров», которую венчает богатый циферблат часов.
На всем протяжении лестницы располагаются скульптуры нимф. Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.
Мраморный зал дворца
Мраморный зал дворца уникален. Украшая зал, архитектор использовал различные сорта русских и итальянских мраморов, разнообразно сочетая их между собой.
Стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором. В убранстве главного помещения дворца архитектор использовал редкий поделочный камень – лазурит.
Потолок поддерживают опоры в виде тонких колонн, переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей.
На восточной стороне зала скульптор изобразил двуглавых орлов. По периметру стен – 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношение».
Оконные рамы и балконные двери выполнены из золоченой бронзы. Дверные полотна и потрясающая облицовка пола из наборного паркета со сложным рисунком создают неповторимую атмосферу, характеризуя тонкий вкус архитекторов и скульпторов.
Зал украшают люстры из золоченой бронзы с хрустальным убором. Два мраморных камина с зеркалами в золотых резных рамах подчеркивают щедрость императрицы, по чьему повелению был построен дворец.
Зимний сад
Рядом – зимний сад, устроенный на террасе второго и третьего этажей. Его декоративные арки опираются на чугунные колонны и полуколонны.
Металлический потолок украшен кессонами, изящными геометрическими углублениями по всей его поверхности.
На восточной стороне – балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами.
Большая трехстворчатая стеклянная дверь открывает вход в Цветник, в котором мраморный камин с зеркалом гармонично вписывается в цветочное море.
Залы Мраморного дворца
Мрамор использовали и при оформлении других залов дворца.
Современное состояние
С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:
Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.
В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.
Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.
Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге — фото, история, описание
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – архитектурный ансамбль, целиком созданный из натурального камня. Богатство и разнообразие мрамора демонстрирует тонкий вкус архитекторов, скульпторов и других мастеров, трудившихся над возведением этого здания. Подчеркивает щедрость и великодушие Екатерины II, по чьему велению он был построен в презент графу Орлову.
Благодаря по желанию императрицы, мы до сих пор имеем удовольствие любоваться мраморными сводами чудесного дворца. Теперь здание включает экспозицию Русского музея, сохраняя исторический внешний облик и богатство внутренней отделки.
Краткая история Мраморного дворца
Сыновья В еликого князя Константина Константиновича, из-за недостатка средств были вынуждены отдать его в национальную собственность. Это произошло в 1917 году, когда у власти стояло Временное правительство, а во дворце располагалось Министерство труда.
С 1919 года по 1936 здесь была организована Российская Академия истории материальной культуры – в это время велась глобальная реставрация фасадов.
После 1936 г было решено разместить филиал Центрального музея В. И. Ленина. Он был открыт через год: редкий случай, когда переосмысление памятника архитектуры в его новом качестве произошло так быстро и организованно.
Очередная эра в истории началась в 1991 году, когда после всех государственных перемен мэрия Санкт-Петербурга распорядилась передать дворец под начало Русского музея. На месте броневика Ленина был установлен памятник Александру III.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете прочитать в этой статье.
Архитектура здания
Мраморный дворец в Питер стал первым в городе с фасадом из натурального камня. Архитектор Антонио Ринальди применил разные породы мрамора.
Здание отстроено в стиле раннего классицизма и отличается богатой внутренней отделкой, которая призвана подчеркивать тонкий вкус владельца. Автор использовал при постройке целых 32 сорта мрамора со всего света, а также гранит и агат.
Главный фасад обращён в сад – прежде там протекал Красный канал, соединявший Неву с Мойкой. Над входом виднеется следующая надпись: «Здание благодарности». Сверху постройку венчает часовая башенка.
Внутреннее убранство
Один из наиболее красивых интерьеров – Мраморный зал – поражает разнообразием отделки из всевозможных видов мрамора: греческий, карельский, итальянский, уральский, а также прибайкальский лазурит.
Парадная лестница – ещё одна яркая достопримечательность этого места. Декорирована статуями авторства Федота Шубина: в нишах прячутся скульптуры «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер», а также Осеннее и Весеннее равноденствия. Барельефы выполнены из белого греческого мрамора: они изображают трофеи и величественных орлов с фестонами в мощных клювах. Также в здании есть барельеф с портретом главного архитектора – Антонио Ринальди.
Над оформлением интерьеров трудилось множество мастеров. Живописец Стефано Торелли расписал плафон в Мраморном зале, подарив дворцу «Свадьбу Купидона и Психеи». Ф. И. Шубин и М. И. Козловский создали скульптурные портреты и множество барельефов для Орловского и Мраморного залов.
Плитка Kerama Marazzi
Керамический гранит с глянцевой лаппатированной поверхностью имитирует натуральный камень, сохраняя роскошный вид. Производители отмечают превосходные эксплуатационные качества керамогранита.
Залы Мраморного дворца
Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.
«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Территория рядом
Окрестности не отличаются ярким и пышным оформлением: декор сдержанный и не отвлекающий от главного «героя» композиции. Парадный двор ограничивается кованной решёткой на гранитных столбах. Ограда объединяет постройку с флигелем, который был построен П. Е. Егоровым к 1787 году – позднее перестроен А. П. Брюлловым. Декорирован фризом авторства П. К. Клодта – «Служение лошади человеку». Во дворе находится памятник Александру III.
Скульптуры мраморного дворца
Архитектурное строение включает в себя множество композиций. В основном скульптурные работы выполнял мастер Ф. И. Шубин. Всего здесь находиться около 40 его произведений, включая знаменитые Верность и Щедрость по разным сторонам от часовой башни. Он украсил парадную лестницу статуями, посвященными четырем временам суток и весеннему и осеннему равноденствиям.
[info]Не менее знамениты барельефы «Жертвоприношение», которые А. Ринальди изначально создал для Исаакиевского собора.[/info]
Также особенно примечательна мраморная фонтанная группа, которую назвали « Путто с веткой» — к сожалению, автор остался неизвестным.
Картины мраморного дворца
После событий октября 1917 года большая часть произведений искусства была передана в Эрмитаж.
Интересные факты
Санкт-Петербург – город, богатый легендами и мифами, не обошли они и Мраморный дворец.
Мраморный дворец в наши дни
В настоящее момент существует постоянная экспозиция. Здесь регулярно проводятся временные выставки современного искусства.
В 2002 г. журналистам был представлен Белый зал, открывшийся после ремонта. В том же году тут состоялась встреча представителей Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и России: была подписана хартия Шанхайской региональной организации сотрудничества.
Нередко открывает свои двери для венчающихся: свадьба здесь станет одним из самых ярких и запоминающихся событий.
Праздник, а также церемонию регистрации брака, можно организовать в Белом зале – его вместимость насчитывает до 250 гостей. Либо провести торжество в Мраморном зале, который вмещает намного меньше – до 80 человек.
Адрес
Находится в Санкт-Петербурге, на ул. Миллионной, 5/1 – вход со стороны улицы. Он располагается в 15 минутах ходьбы от ст. м. «Невский проспект».
Билетные кассы прекращают работу за полчаса до закрытия музея.
Достопримечательности рядом
Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:
Мраморный дворец пережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.
Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
История
Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768 — 1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II и предназначался для генерал-фильдцейхмейстера графа Г.Г. Орлова
Г. Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников — братьев Орловых, и подарила своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу к его бракосочетанию, которое состоялось в 1796 г. После его смерти император Николай I назначает дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу
В 1844 — 1849 гг. Мраморный дворец и принадлежавший ему Служебный дом реконструировался по проекту архитектора Александра Брюллова к бракосочетанию нового владельца дворца. Основные изменения коснулись второго этажа, где была создана новая планировочная структура, а парадные и жилые интерьеры получили новую художественную отделку. На месте существовавшего в XVIII в. висячего сада был создан зимний сад.
В 1892 г. Мраморный дворец наследует сын великого князя Константина Николаевича — великий князь Константин Константинович Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней. В настоящее время здесь развернута мемориальная экспозиция, посвящённая великому князю Константину Константиновичу — поэту серебряного века, писавшему под криптонимом «КР».
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность. Эти события произошли осенью 1917 г., когда у власти в России уже было Временное правительство и во дворце размещалось Министерство труда.
С 1919 по 1936 гг. во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. Этот период в истории дворца характеризуется стихийным приспособлением парадных и жилых интерьеров здания для нужд большого научного учреждения. В этот период начинается планомерная реставрация фасадов и решетки дворца.
В 1936 г. Ленсовет принимает решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Работы по проектированию реконструкции дворца и созданию музейного оборудования возглавил Н.Е. Лансере Новый музей в стенах дворца был открыт 7 ноября 1937 г. Созданный в предельно короткий срок музей являлся одним из первых для того времени примеров по-настоящему профессионального переосмысления памятника архитектуры в его новом качестве, отвечающем требованиям времени.
Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 г., когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея. Была разработана новая концепция использования Мраморного дворца — «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.
В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.
Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового. Осмысление этой роли позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.
Архитектура и интерьеры
Мраморный дворец уникальный памятник русской архитектуры второй половины XVIII в. Наряду с Зимним дворцом Мраморный дворец является основной достопримечательностью в панораме Дворцовой набережной Невы. Он один из немногих примеров архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге. В истории русской архитектуры дворец является уникальным примером использования природного камня в отделки здания, его наружные фасады представляют главную художественную ценность, они дошли до нас за малым исключением в первозданном виде.
Общая композиция фасадов заключается в решении первого этажа облицованного темно-красным гранитом как основания для большого ордера второго и третьего этажей здания, облицованных светло-серым гранитом.
Коринфский ордер, объединивший второй и третий этажи с помощью пилястр и трехчетвертных колонн, выполненных из розового тивдийского мрамора, с беломраморными базами и капителями, ритмично чередуются с оконными проёмами. Наличники, окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей размещены рельефные беломраморные гирлянды.
Северный и южный фасады дворца обращены соответственно на набережную Невы и Марсово поле и рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Они имеют четко выраженные центральные оси симметрии с дверями балконов заключённых в нишах с полуциркульными завершениями и увенчаны картушем на аттике. Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочёнными бронзовыми балясинами. На аттике здания по всему периметру наружных фасадов установлены вазы серого доломита.
Между дворцом и служебным домом на гранитном цоколе красного гранита установлена кованая решетка с золочёными декоративными элементам. Гранитные столбы ограды завершают мраморные вазы, а по сторонам въездных ворот находятся мраморная военная арматура.
Главный восточный фасад дворца, обращённый в парадный двор — курданёр имеет насыщенный скульптурный декор. Его венчает часовой павильон, декорированный мраморными вазами, в котором находятся дворцовые куранты, воссозданные Русским музеем в 1999 г. По сторонам павильона установлены две мраморные аллегорические статуи: «Щедрость» и «Верность» работы Ф. И. Шубина.
С 1994 г. перед главным входом в Мраморный дворец экспонируется конная статуя Императора Александра III работы П.Трубецкого. Она хранилась в собрании Русского музея с 1939 г., а ранее в 1909 — 1937 г. находилась на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) перед Московским вокзалом. Это произведение является выдающимся памятником русской монументальной скульптуры начала XX в.
При входе в Мраморный дворец мы попадаем в пространство Парадной лестницы — уникального в истории русской архитектуры XVIII в. интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Авторство этого портрета до настоящего времени не установлено.
Основной в художественном убранстве парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.
Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца — единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге аллегорический ансамбль XVIII в. В нишах, украшенных мраморными раковинами, между первым и вторым этажами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь — женская фигура с традиционными атрибутами: сова; работы неизвестного мастера; Утро — женская фигура в виде богини утренней зари Авроры; атрибуты: солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках богини; Полдень — женская фигура с присущими ей атрибутами: стрела — символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, и знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года; Вечер — женская фигура в образе богини охоты Дианы, в сумерках выходящей на охоту. Её атрибуты — лук и колчан со стрелами. Автором этих трех статуй является скульптор Федор Шубин.
А в прямоугольных нишах, между вторым и третьем этажами две статуи, которые символизируют Весеннее равноденствие — женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у её ног голова барана — зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после наступления дня весеннего равноденствия. И Осеннее равноденствие — мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.
На внутренних стенах площадки третьего этажа размещены рельефные изображения четырех главнейших добродетелей: Умеренность, Сила духа, Благоразумие и Справедливость. В центре западной стены помещена композиция: «Игры амуров». Завершал всю композицию пространства лестницы циферблат часов. Башенные куранты дворца в XVIII в. имели два циферблата: один — на фасаде, а второй расположенный горизонтально в перекрытии. В настоящее время здесь находится плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи, перенесенный сюда из зала дворца в середине XIX в.
Мраморный зал — уникальный в истории русской архитектуры XVIII в. интерьер, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, ныне после реконструкции А. Брюллова он двухъярусный. Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей. В отделке стен использован коринфский ордер. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.
Скульптурное убранство Мраморного зала было создано выдающимися русскими скульпторами. По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений» выполнил скульптор Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли, два десюдепорта над дверьми также исполнены Ф. Шубиным. На западной стене установлены два барельефа работы М.Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов». Перекрытие украшает живописный плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». В убранстве зала также использован редкий поделочный камень- лазурит. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы. Дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, были выполнены из различных сортов цветного дерева.
В 1844 — 1849 гг. в Мраморном дворце осуществили реконструкцию, автором которой был архитектор А.Брюллов. По его проектам создали новую отделку жилых и парадных интерьеров второго этажа. Их убранство отличались как разнообразием исторических стилей, так и используемых материалов отделки.
А.Брюллов был представителем архитектурного направления «эклектика», получившего широкое развитие в середине XIX века. Это нашло отражение в его работе по созданию убранства интерьеров дворца. При реконструкции Мраморного зала архитектор сохранил первоначальную отделку первого яруса, и, разобрав перекрытие между вторым и третьим этажами, переместил живописный плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психей» в новое перекрытие и создал иной рисунок лепного золоченого декора. Тогда же появились люстры из золочёной бронзы с хрустальным убором. Наборные полотна дверей и паркет архитектор оставил первоначальными.
Русский музей осуществил в 2001 — 2010 гг. реставрационные и ремонтно — восстановительные работы по воссозданию художественное убранство Мраморного зала, на состояние которое он имел в середине XIX в. Дополняет великолепие интерьера реконструированный по сохранившимся чертежам многоцветный наборный паркет XVIII в. с редким и сложным орнаментом. Также на основании исторических фотографий воссозданы два мраморных камина с зеркалами в золоченых резных рамах.
Парадная приёмная — центральное помещение Невской анфилады является ещё одним залом дворца, сохранившим подлинные элементы исторической отделки. Здесь находятся восемь монолитных колонн полированного сердобольского гранита, лепное убранство сводчатого перекрытия и фрагменты наборного паркета. В 2015 г. заканчиваются реставрационные работы по реконструкции декоративного убранства этого интерьера. Там воссозданы мраморные камины, наборный паркет из ценных парод дерева, расчищена и заново позолочена лепнина перекрытия, отреставрированы дверные полотна, воссоздана бронзовая золоченая люстра. Раскрыты дверные проемы в смежные помещения.
В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце — двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получи новое художественное убранство, и стал именоваться Белым или Готическим, из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. Брюллов разделил пространство зала на три части, установив опоры поддерживающих своды перекрытия, декорированные пучками тонких «готических» колонн переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема южной стены зала установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме находится по центральной оси северной стены. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.
В 2002 г. была завершена комплексная реставрация и реконструкция Белого зала: воссозданы фигуры русских витязей по периметру зала и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия, раскрыты оконные проёмы второго света на восточной стене. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Осуществлена реконструкция наборного паркета.
К Белому залу с севера примыкает Греческая галерея, в которой также воссоздано художественное убранство: восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, и осуществлена реконструкция наборного паркета. Отреставрирован лепной декор перекрытия с расколеровкой, и воссозданы бронзовые золочёные люстры.
Из Греческой галереи двери ведут в Зимний сад, А. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада, он занимает пространство второго и третьего этажей. Декоративные арки свода опираются на чугунные колонны и полуколонны, металлический потолок над третьим этажом, убран кессонами. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В помещении сада воссоздали фонтан, большую трехстворчатую остекленную дверь, три арочных проёма соединяющих помещение сада с Цветником и балкон на уровне третьего этажа с декоративной решеткой. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.
На первом этаже дворца окнами на Миллионную улица сохранились интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича, они создавались в конце XIX —начале XX в. в них зримо отразились эстетические пристрастия их владельца. Кабинет Великого князя, отделанный панелями красного дерева, выполнен в стиле жакоб. Музыкальная (Готическая) комната, полностью выполненная из дуба. Её убранство стилизовано по мотивам заимствованным из образцов характерных для готической архитектуры. Здесь же находится гостиная с пятичастным живописным плафоном на сводчатом перекрытии. Сюжетную программу плафона «Служение искусству», написанного Э. К. Лигартом составили при непосредственном участии самого заказчика — Великого князя Константина Константиновича. К этому помещению примыкает так называемая Мраморная гостиная, стены которой облицованы искусственным мрамором. Сохранились, и были отреставрированы также интерьеры библиотеки и приемной Великого князя. В этих залах развернута мемориальная экспозиция, посвященная поэту Серебряного века, писавшему под криптонимом «К.Р.» — великому князю Константину Константиновичу Романову.
В 1994 г. подписано соглашение об образовании «Музея Людвига» в Русском музее. Владельцы коллекции — супруги Питер и Ирэне Людвиг — передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX в. из своего собрания. Этим актом положено начало развития главной концепции Мраморного дворца: «Русское искусство в контексте искусства мирового». В настоящее время во дворце открыта постоянная экспозиция «Музея Людвига», в которой, представлены произведения художников, чьё творчество отражает тенденции развития изобразительного искусства второй половины XX в. как у нас в стране, так и за рубежом.
В 1998 г. в дар Государственному Русскому музею передали свое собрание петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские. Большая часть коллекции — произведения станковой живописи XVIII — ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно редкой частью собрания являются часы — каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII — первой половины XIX в. Часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, и интересны также декоративным оформлением циферблата и корпуса. В этой частной коллекции представлены так же графика, скульптура, мебель, осветительные приборы, и художественная бронза.
Мраморный дворец — неотъемлемая часть Государственного Русского музея и шедевр русской архитектуры XVIII — XIX вв. Его культурно — историческое значение сопоставимо с коллекциями, которые хранит Государственный Русский музей.
Владельцы
Григорий Григорьевич Орлов (1734 — 1783) граф, князь с 1772 г. Участник переворота 1762 г., приведшего к власти Екатерину II, с 1765 г. — генерал-фельдцейхмейстер, генерал-директор кавалергардского корпуса, Ее Императорского Величества генерал-адъютант и действительный камергер, шеф лейб-гвардии конного полка, президент канцелярии опекунств иностранных и кавалер разных орденов. Ему подчинялась обер-егермейстерская канцелярия, ведавшая императорской охотой и устройством фейерверков. Оставался на службе до своей кончины. Умер в Москве.
Участие Г.Орлова в исторических событиях и его заслуги перед Отечеством Императрица отметила выпуском памятной медали: «За избавление Москвы от язвы», созданием Триумфальных ворот в Царском Селе, и строительством Мраморного дворца, над входом которого существовала надпись: «Здание благодарности».
После кончины графа Екатерина II выкупила Мраморный дворец у его братьев за двести тысяч рублей, и отдельно приобрела в императорское собрание коллекцию живописи и миниатюр, находившиеся во дворце.
В 1796 г. Екатерина II подарила Мраморный дворец второму внуку Великому князю Константину Павловичу. С 1797 — 1798 гг. дворец служил резиденцией последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского.
Станислав Август Понятовский (1732 — 1798). Король 1764 — 1795 гг. В Петербург С.А.Понятовский был приглашен для участия в работе «Долговой комиссии», занимавшейся распределением долгов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией за аннексированные земли и в счет ликвидации займа 1777 г., полученного под гарантии России. Король прибыл в Петербург с малым двором, при котором служили 160 человек.
Личные апартаменты короля находились на втором этаже северо-восточной части здания, включая Мраморный зал. В феврале 1798 г. С.А.Понятовский скоропостижно скончался от апоплексического удара. Специально учрежденная «Печальная комиссия» подготовила погребение монарха Траурные торжества проходили в Большом зале, оформленном по проекту В.Бренны.
Великий князь Константин Павлович (1779 — 1831) воспитывался вместе со старшим братом будущим императором Александром I, увлекался военными науками. Полковник, шеф Санкт-Петербургского гренадерского полка, шеф лейб-гвардии Измайловского полка, начальник кадетских корпусов, генерал-инспектор кавалерии. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова. Командующий гвардией во время войн 1805 — 1807 г. Был в военных походах 1809 — 1812 г. В битве под Аустерлицем командовал гвардейским корпусом. С 1814 г. ему подчинялись войска в Царстве Польском. С 1816 г. главнокомандующий Польской армии, постоянно находился в Варшаве. С 1818 г. депутат польского сейма (от пригорода Варшавы — Праги). С 1826 г., после смерти наместника Польши фактически исполнял его обязанности. В 1831 г. спасаясь от восстания в Варшаве, выехал в Санкт-Петербург, скончался от холеры в Витебске, погребен в Петропавловской крепости. Мраморный дворец в течение десятилетий занимали служащие двора великого князя с семьями. При многочисленном населении помещения дворца нуждались в реконструкции и ремонтах. Этими работами руководил А.Н. Воронихин, состоявший в должности придворного архитектора великого князя в 1803 — 1810 гг.
В 1832 г. после кончины владельца Константина Павловича Император Николай I именным указом пожаловал Мраморный дворец во владение своему второму сыну Константину Николаевичу. Малолетний Великий князь воспитывался в семье, но дворец оставался жилым домом для придворных.
Великий князь Константин Николаевич (1827 — 1892), генерал-адмирал, управляющий Морским министерством, провел ряд реформ российского флота, участвовал в подготовке знаменитого «Манифеста», освобождавшего крестьян от крепостного права.
В 1848 г. состоялось бракосочетание Константина Николаевича великой княгиней Александрой Иосифовной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской. Великокняжеская семья переехала во дворец после реконструкции, проведенной по проекту А.П.Брюллова, в декабре 1849 г.
20 декабря 1849 г. Высочайший Указ от сообщал: «перестроенный Мраморный дворец со всеми убранствами и принадлежащим к оному служебным домом Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил в дар Его Императорскому Высочеству великому князю Константину Николаевичу в вечное и потомственное Его Высочество владение и повелел дворец сей именовать Константиновским».
Великий князь проявлял большой интерес к музыке, сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Зная и любя литературу, он способствовал изданию первого посмертного собрания сочинений Н.В.Гоголя. В ведомственном журнале «Морской сборник» впервые были опубликованы произведения И.А.Гончарова, В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, А.И.Островского, Д.В.Григоровича.
Многие писатели и музыканты посещали великого князя в Мраморном дворце. В Белом зале дворца проводились концерты с участием Э.Балакирева, А.Рубинштейна, Н.Римского-Корсакова. Здесь 2 мая 1856 г. состоялось первое в Петербурге выступление И.Штрауса.
Великая княгиня Александра Иосифовна урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская, супруга Константина Николаевича. В браке родилось 6 детей.
Александра Иосифовна среди выдающихся женщин своего времени была яркой личностью. Она стояла у истоков появления в России Красного Креста, службы медицинских сестер в госпиталях, строительстве больниц. На ее средства в Русско-турецкую войну 1877 — 1878 гг. организовывались санитарные склады, закупались медикаменты и оборудование для госпиталей, был создан специальный санитарный поезд. Великая княгиня в течение 25 лет руководила Санкт-Петербургским Советом детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии, собрания которого часто проходили в гостиной дворца.
Великая княгиня принимала активное участие в деятельности Императорского Русского музыкального общества и создании Консерватории. По ее ходатайству в 1889 г. Петербургской консерватории передали здание Императорского Большого театра. Средства на перестройку здания выделялись из конторы Ее Императорского Высочества.
В 1892 г., после смерти великого князя Константина Николаевича Мраморный дворец наследует его сын великий князь Константин Константинович.
Великий князь Константин Константинович (1858 — 1915) известный как поэт и переводчик, подписывавшийся криптонимом «К.Р.», с 1889 г. был президентом Академии наук. Его стараниями при Академии учредили «Разряд изящной словесности». Военную службу начал во флоте, позднее был переведен в армию. В1882 г. командир роты лейб-гвардии Измайловского полка, где он организовал «Измайловские досуги», своего рода театральное, музыкально — литературное объединение офицеров. На собрания офицеров читались стихи в т.ч. известными поэтами А.Н.Майковым и Я.П.Полонским.
Там исполняли музыкальные произведения, ставили спектакли. Лучшая постановка «Трагедия о принце Гамлете» в переводе великого князя Константина Константиновича прошла и в Мраморном дворце, в Большом зале, где была построена сцена. Главную роль исполнил сам великий князь. На представлении присутствовали члены Императорской фамилии.
Великий князь был Главным начальником, а позднее генерал — инспектором Военно-учебных заведений России. Под его руководством проводилась большая работа по развитию обучения в военно-учебных заведениях, так же улучшению образования в целом.
В 1889 г. великий князь Константин Константинович, став попечителем Двухлетних женских педагогических курсов, способствовал переустройству их в высшее учебное заведение — Женский Педагогический институт.
Так же под покровительством великого князя находились Сельскохозяйственные курсы, организованные в 1899 г. учащиеся которых размещались в Служебном доме Мраморного дворца. Курсы были открыты для всех желающих разных сословий в возрасте от 10 до 18 лет. На них занималось 5 тысяч детей, но интерес к ним был столь большой, что число желавших их посещать доходило до 14 тысяч.
Великий князь Константин Константинович с 1884 г. состоял в браке с великой княгиней Елизаветой Маврикиевной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской, в семье родилось девять детей.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна (1865 — 1927), урожденная принцесса Елизавета Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна свои силы направила на создание большой семьи и благотворительность. Великая княгиня взяла под свою опеку множество учреждений Императрицы Марии в Павловске. Была Покровительницей Общества попечения о бедных и больных детях. Благодаря ее стараниям в начале гг. Общество ввело в обращение во всех крупных городах России Потребительские книжки. В книжках перечислялись фирмы, обязавшиеся делать скидки при продаже товаров за наличный расчет.
В 1906 г., сменив на посту Александру Иосифовну, она возглавила Совет детских приютов, став попечительницей Александровского детского приюта, Общества для оказания помощи бедным женщинам города. Под ее покровительством в Петербурге был принят первый ночлежный работный дом для бесприютных детей и подростков с оказанием им помощи в приобретении специальности и в трудоустройстве.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна проживала во дворце до 1918 г., и вместе с малолетними детьми и внуками покинула Россию. Три ее сына — Иоанн, Константин и Игорь была казнены в 1918 г. в Алапаевске.