Что такое муниципальная служба своими словами

Муниципальная служба

Полезное

Смотреть что такое «Муниципальная служба» в других словарях:

Муниципальная служба — в РФ профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. См. также: Органы местного самоуправления Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА — по законодательству РФ профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Регулирование основ М.с. относится к ведению РФ; субъекты РФ вправе издавать законодательные акты о М.с.… … Юридический словарь

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА — МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА, профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления (см. САМОУПРАВЛЕНИЕ). В России регулирование основ муниципальной службы относится к ведению Российской Федерации; субъекты Российской… … Энциклопедический словарь

Муниципальная служба — в Российской Федерации согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25 ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы,… … Википедия

Муниципальная служба — (англ municipal service) в РФ профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Граждане РФ имеют равный доступ к М.с. независимо от пола, расы, национальности, языка,… … Энциклопедия права

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА — в РФ профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Граждане РФ имеют равный доступ к М.с. Регулирование основ М.с. относится к ведению РФ. Субъекты РФ вправе издавать… … Юридическая энциклопедия

Муниципальная служба — профессиональная деятельность служащих на постоянной оплачиваемой основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Муниципальная служба, как один из видов публичной службы, имеет те же признаки и основывается на тех же… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Муниципальная служба — 1. Муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Источник: Федеральный закон от 02.03.2007 … Официальная терминология

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА — в РФ профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Граждане РФ имеют равный доступ к Мс. Регулирование основ М.с. относится к ведению РФ. Субъекты РФ вправе издавать… … Энциклопедический словарь экономики и права

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА — профессиональная деятельность муниципальных служащих на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления по обеспечению исполнения их полномочий. Часть 2 ст. 130 Конституции РФ предусматривает возможность осуществления гражданами … Энциклопедия юриста

Источник

Кто такие муниципальные служащие?

Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).

Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

Важно! Не все сотрудники органов местного самоуправления имеют статус муниципальных служащих. Помимо самих чиновников, в таких структурах работают обеспечивающие специалисты — сотрудники, на которых не распространяются нормы ФЗ № 25.

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Важно! С запретами служащие сталкиваются не только во время нахождения на муниципальной службе, но и после увольнения. Так, в течение двух лет после увольнения без согласия специальной комиссии бывшим служащим запрещено устраиваться на работу в те организации, с которыми они были связаны по службе.

Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?

Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.

В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.

Еще одна возможность трудоустроиться — это включение в кадровый резерв. Периодически органы власти объявляют конкурсы на формирование такого резерва, и если вы соответствуете предъявляемым требованиям, то с большой долей вероятности вас в него включат. При освобождении должности, на которую вы стоите в резерве, вы можете быть приняты на нее без конкурса.

Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.

Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Муниципальная и государственная служба — что это такое и отличия

Что такое муниципальная служба своими словами. Смотреть фото Что такое муниципальная служба своими словами. Смотреть картинку Что такое муниципальная служба своими словами. Картинка про Что такое муниципальная служба своими словами. Фото Что такое муниципальная служба своими словами

Муниципальные и городские службы работают в большинстве крупных населенных пунктов. Важным составляющим их деятельности является обеспечение порядка и комфорта, безопасности и гармонии для всех, кто является жителями этих территорий и образований. Важно понимать, что между этими понятиями существует разница. Для того чтобы определить эти точки, следует провести сравнение. Перед этим нужно дать определение каждому из рассматриваемых видов служб.

Определение понятий

Муниципальная служба – организация, которая представляет собой трудовую деятельность граждан в местных органах власти. В них, в свою очередь, принято включать администрации и советы от городских, до сельских и поселковых. Муниципальная власть отделена от государственной (в соответствие с действующим законодательством). Если рассматривать вопрос в этом свете, то становится понятно, почему действуют разграничения по разным видам служб в населенных пунктах. Существуют ограничения, по которым муниципальными служащими не могут стать некоторые лица. К ним относятся те, кто получил занимаемую на данный момент должность в порядке избрания. Должности в рамках муниципальной службы классифицируются. Они могут быть высшими, главными, ведущими, а также старшими и младшими. Имеются определенные их перечни, в них указаны закрепляющие в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах страны сведения.

Присвоение чинов зависит от уровня занимаемой должности. Дополнительно учитывается стаж работы определенного сотрудника в местном властном органе. На перспективы получения чинов может оказать влияние уровень профессиональной подготовки, а также опыт и знания в определенной теме.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе — основное условие получение чина. Необходимость проведения подобного испытания, а также факт того, что оно состоялось, фиксируется в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Государственная служба – здесь принято понимать определенную трудовую деятельность граждан на различных должностях, связанных с органами власти. В 90% случаев представлены должности исполнительной властью – различные министерства и подчиненные им менее крупные ведомства. Функции могут производиться на двух уровнях – федерального и регионального масштабов.

Сравнение

В случае с государственной службой занимать должности не могут те лица, которые получили свои должности по итогам выборов (любые уровни). В системе государственной службы имеются 4 типа должностей, которые принято считать главными. К ним относятся руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на особые группы. В них включаются: высшая, главная, ведущая. В случае необходимости начинают действовать дополнительные группы – старшая и младшая.

Если определенное лицо работает на государственной службе, то оно имеет возможность получить чин. Для этого также потребуется соответствовать требованиям и критериям, а также успешно сдать экзаменационное испытание, которое и покажет, соответствуют ли знания и опыт претендента той должности (чину), которую он собирается получить.

Главное отличие муниципальной службы от государственной — первая является трудовой деятельностью лиц, вторая действует на уровне региональных или федеральных структур. Муниципальные служащие не должны отчитываться перед государственными, но у рассматриваемых видов службы присутствуют общие черты: повышенные требования к навыкам и опыту. Высокий стаж работы, принципы оплаты труда, социальные гарантии.

Выводы

У каждой из рассмотренных видов службы присутствует классификация должностей по схожим требованиям и категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Источник

Муниципальная служба в Российской Федерации

Общая характеристика муниципальной службы

Понятие и природа муниципальной службы

Муниципальная служба – одна из основ местного самоуправления, представляющая собой совокупность отношений, складывающихся по поводу: поступления граждан на должности в органах местного самоуправления; осуществления деятельности по реализации функций в системе местной публичной власти, взаимодействия государственных и общественных организаций с жителями муниципального образования; использования рабочего времени и времени отдыха; определения оплаты труда, трудового стажа и гарантий муниципального служащего; поощрения и ответственности муниципального служащего; кадровой работы в муниципальном образовании.

Как совокупность общественных отношений муниципальная служба имеет естественное происхождение. Она появляется там и тогда, где местное самоуправление зарождается и постепенно формируется наряду с совершенствованием системы местного управления. Накопленный опыт местного управления обобщается и преобразуется поэтапно в определенные правила поведения людей, осуществляющих руководство общинами, союзами общин. Изначально выборные и назначаемые старосты и их помощники наделялись определенным объемом компетенции по осуществлению функций местного самоуправления.

Со временем фактический опыт позволяет формировать нормативную основу, упорядочивающую группы отношений управленческого характера, в которые включаются нормы о должностных лицах в системе местного самоуправления. Таким образом, отношения управленческого характера порождают правила поведения для должностных лиц, осуществляющих местное самоуправление, которые закрепляются в различных нормативных актах.

В Российской Федерации нормативную основу в последние годы составляют федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные акты, издаваемые в системе местного самоуправления.

Общие положения о муниципальной службе были приведены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.).

Названный Закон определял муниципальную службу как «профессиональную деятельность граждан РФ на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий».

Однако данное понятие со временем было изменено, уже в Законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», принятом в 1997 году.

В соответствии со ст. 2 этого Закона под муниципальной службой понималась профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) имеет только отсылочную норму (ст. 42). Новый Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) в ст. 2 определяет муниципальную службу как «профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)». В этом определении понятия муниципальной службы избран более точный признак (критерий), который поясняет, что муниципальная служба осуществляется только на основе трудового договора (контракта). Такой подход исключает из перечня муниципальных служащих выборных должностных лиц. Это означает, например, что глава муниципального образования и депутаты не являются муниципальными служащими.

Принципы муниципальной службы

Под принципами муниципальной службы следует понимать основополагающие начала, идеи, на которых строится, осуществляется и прекращается деятельность муниципальных служащих по реализации функций местной публичной власти. Они являются фундаментом общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления по поводу организации управления.

Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) в ст. 4 устанавливает широкий перечень принципов муниципальной службы.

При этом Закон определяет основные принципы. Подразумевается, что могут быть и другие принципы в системе муниципальной службы.

К основным принципам отнесены следующие:

Следует заметить, что в перечне принципов не закреплены следующие принципы: законности при осуществлении муниципальной службы, который дан в ст. 12 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»; взаимодействия с государственной гражданской службой, который дан в ст. 5 этого же Закона; добросовестности и добропорядочности при осуществлении муниципальной службы.

1. Первый принцип вытекает из Конституции РФ, определившей человека, его права и обязанности высшей ценностью. Задача муниципальных служащих состоит в том, чтобы граждане могли реализовать свои конституционные права и свободы. Местное самоуправление как раз и является тем институтом общества, с помощью которого в значительной степени можно обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

2. Второй принцип также вытекает из Конституции РФ. Он обеспечивает возможность любому гражданину независимо от пола, расы, национальности и т. д. поступить на муниципальную службу. При этом гражданин должен владеть государственным языком Российской Федерации.

Данный принцип раскрывается в статьях Закона, устанавливающих требования, необходимые для поступления на муниципальную службу, а также ограничения поступления на муниципальные должности (ст. 9, 13, 16).

3. Третий принцип – один из основополагающих в системе местного управления. Муниципальный служащий обязан владеть искусством организации управления на вверенном ему направлении. Известно, что в большей мере организация работы, подготовка проектов нормативных актов (управленческих решений) осуществляются муниципальными служащими. Поэтому они должны быть хорошо подготовлены профессионально: знать законы и подзаконные акты по своему направлению, а также общего характера, касающиеся местного самоуправления.

Важно также фундаментально изучить свои права и обязанности, изложенные в решениях о распределении обязанностей муниципальных служащих. При подготовке вопросов к обсуждению целесообразно использовать знания специалистов и научный потенциал. А это требует наличия организационных способностей должностного лица и его компетентности. Например, при подготовке проектов плана социально-экономического развития и бюджета необходимо обладать знаниями по организации этой работы. Для этого важно своевременно подготавливать проекты решений о начале и завершении обсуждения данных документов, о доведении их до исполнителей, об осуществлении контроля за их исполнением и т. д.

Профессионализм и компетентность муниципальных служащих определяют результат направлений их деятельности. В настоящий момент не все муниципальные служащие имеют достаточную подготовку в организации управления, вернее – подготовлена лишь незначительная часть.

Связано это с тем, что в учебных заведениях наука организации управления, особенно практическая ее часть, почти отсутствует. Подчас студенты 4-го и 5-го курсов, занимающиеся на факультетах и в институтах или университетах государственного и муниципального управления, либо не владеют, либо плохо владеют знаниями по организации территориального управления, не имеют представления о том, как формируются планы социально-экономического развития и бюджеты, из каких разделов и статей они состоят.

Отсутствие специалистов по этим направлениям приводит к малоуправляемости на территориях, а подчас и к кризисной ситуации. Во избежание таких явлений представляется целесообразным в вузах организовать практические занятия по планированию и бюджетированию в виде деловых игр, на основе сформированных самими студентами проектов планов и бюджетов, решений по управлению муниципальной собственностью и т. д.

Людей нужно учить управленческому делу. В противном случае, не имея профессионально подготовленных кадров, муниципальный сектор не поднять. А это означает, что и страну в целом невозможно вывести на европейский уровень развития. Известное высказывание о том, что «кадры решают все», по-прежнему остается актуальным.

4. Четвертый принцип – принцип стабильности муниципальной службы – впервые появился в законодательстве Российской Федерации. В проект закона его включили в целях обеспечения стабильности для муниципальных служащих.

Изучение опыта в органах местного самоуправления в области кадровых перемещений свидетельствует о частой замене муниципальных служащих с приходом новых руководителей в исполнительно-распорядительных органах и с изменением состава представительных органов. Частые замены аппарата как раз и приводят малопрофессиональных людей в систему муниципальной службы.

В результате за время созыва представительного органа и полномочий должностного лица муниципальные служащие успевают освоить лишь некоторые стороны своей деятельности. На смену им приходят новички, которых нужно обучать. Но проблема состоит в том, что и обучать их некому.

Новый Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) стабильность муниципальной службы закрепляет в правах, обязанностях, гарантиях муниципального служащего, его аттестации в порядке поступления и прохождения муниципальной службы и т. д.

Такой подход позволяет обеспечить преемственность в муниципальной службе, которая, безусловно, является одним из важнейших компонентов науки организации управленческих кадров.

5. Пятый принцип – доступность информации о деятельности муниципальных служащих – означает, что граждане имеют право обратиться в орган местного самоуправления с целью ознакомления с деятельностью муниципального служащего. Орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны предоставить информацию о деятельности муниципального служащего, за исключением сведений конфиденциального характера и служебной тайны.

Данный принцип обеспечивает возможность и гарантии жителей муниципального образования оказывать влияние на процессы управления территорией. Жители узнают, кого и с какими способностями приглашают органы местного самоуправления на муниципальную службу и делают соответствующие выводы при избрании нового состава представительного органа и главы муниципального образования.

6. Шестой принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами определяет сущность муниципальной службы, способствует обеспечению тесной связи местной публичной власти с населением, тем самым сокращая степень разрыва общества с системой публичной власти на всех уровнях. Муниципальный служащий обеспечивает связь выборных должностных лиц и органов местного самоуправления с населением в ходе проведения выборов, референдумов, сходов (собраний) граждан, конференций, при формировании планов и программ социально-экономического развития территории, проведения митингов, демонстраций, осуществления гражданской правотворческой инициативы и т. д. Такой подход дает точное представление о тенденциях развития общественного настроения и способствует правильному формированию планов и бюджета местного самоуправления на перспективу. Например, предварительное обсуждение проектов плана и бюджета на собраниях граждан, в органах общественных объединений, трудовых коллективах позволяет выявить необходимость решения наиболее острых проблем на территории муниципального образования.

Учет мнения населения по таким вопросам обусловлен сущностью самого местного самоуправления, ибо план и бюджет составляют его материальную базу, которая является основой местной публичной власти. Все это нужно уметь организовать и провести. Муниципальный служащий обязан иметь индивидуальный план, разработанный на основе общего плана муниципального представительного и исполнительного органов. Целесообразно использовать системный метод научной организации управленческого труда. План необходимо согласовывать с представителями общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления по своим направлениям.

Так, проведение встреч с населением требует построения определенного графика, в котором должны быть обозначены повестка дня, место, день и время проведения собрания.

Реализация данного принципа в практической деятельности будет способствовать постепенному формированию гражданского общества в Российской Федерации.

В практической деятельности муниципальными служащими не везде или не в полной мере реализуется данный принцип. Связано это в основном с отсутствием способности к организации работы, с недостаточным знанием законодательства и недооценкой потенциала жителей и общественных объединений, а также боязнью служащих перед аудиторией граждан. Этот барьер в состоянии преодолеть только хорошо подготовленные специалисты в области управления территорией. К людям нужно идти с подготовленными документами, с которыми они должны быть заранее ознакомлены, чтобы было что обсуждать.

7. Седьмой принцип – единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы – получает развитие почти в каждой статье Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) Федеральный закон устанавливает основные положения о муниципальной службе, которые должны соблюдаться на всех уровнях при формировании нормативных актов в данном направлении и иметь прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Предназначение этого принципа состоит в создании единого подхода к формированию кадровой политики в системе местного самоуправления.

Сущность его заключается помимо прочего в сочетании общих (основных) положений с особенностями муниципальных образований. Особенности эти, как правило, закрепляются в законах субъектов РФ и нормативных актах, принимаемых на уровне муниципальных образований. Обусловлен такой подход многонациональным составом Российской Федерации. Статья 3 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) предусматривает право субъектов РФ и муниципальных образований на принятие нормативных актов, в том числе с учетом особенностей территориальных образований.

8. Восьмой принцип – принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих – тесно связан с принципом стабильности муниципальной службы. Он развивает положения о стабильности службы в статьях о статусе муниципального служащего. Закон устанавливает права, обязанности и ограничения для муниципального служащего, предусматривая негативную и позитивную его ответственность за порученное дело, а также социальную защиту, защиту от политической конъюнктуры, от произвола руководителей и т. д.

9. Девятый принцип – принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей – раскрывается в ст. 27 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.). Закон определяет только виды дисциплинарной ответственности по основаниям неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. По указанным основаниям работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: объявить замечание; выговор; уволить с муниципальной службы.

Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом. В Законе при этом не указывается, актом какого органа или должностного лица оформляется решение о дисциплинарном взыскании. В пункте 3 ст. 27 имеется отсылочная норма к трудовому законодательству, значит, вопрос о применении и снятии дисциплинарных взысканий решается в соответствии с трудовым законодательством.

Указанный принцип призван обеспечить дисциплину в организации работы и повысить ответственность за порученное дело.

Безусловным достоинством нового Закона является то, что он уравнивает муниципальных служащих со всеми гражданами по применению мер ответственности, устраняется возможность произвола руководителей относительно муниципальных служащих. Решение о дисциплинарном взыскании может быть обжаловано муниципальным служащим в суде.

10. Десятый принцип – принцип внепартийности муниципальной службы – предполагает недопустимость создания партий в системе муниципальной службы и их влияние на деятельность муниципальных служащих. Муниципальные служащие должны осуществлять свою деятельность не испытывая партийного давления и не используя свои возможности для создания приоритетов каким-либо партиям или иным общественным объединениям. Они должны взаимодействовать в равной степени со всеми общественными структурами для улучшения жизнедеятельности людей и формирования гражданского общества. При этом цель должна оправдывать средства ее достижения.

Должности муниципальной службы

Понятие должности муниципальной службы сформулировано в Законе «О муниципальной службе РФ» (2007 г.). Согласно ст. 6 названного Закона под муниципальной должностью понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Данное определение не в полной мере отвечает элементам статуса муниципального служащего. Например, муниципальный служащий кроме обязанностей по закону имеет права (ст. 11), обязанности (ст. 12) и несет ответственность за порученное дело (ст. 27). Поэтому набор элементов понятия муниципальной должности должен совпадать с набором элементов понятия статуса муниципального служащего, так как и то и другое понятия формируются на единых принципах муниципальной службы, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.). Следует заметить, что на основе деятельности должностного лица формируются признаки должности, особенно это характерно для местного самоуправления изначально, когда законов еще не было, а были обычаи и традиции, т. е. для периода, когда государства не существовало, в то же время общины действовали и избирали своих старост, которые являлись должностными лицами. Следовательно, признаки этих двух понятий целесообразно закреплять таким образом, чтобы они совпадали. Данную проблему можно решить в законодательстве субъектов РФ, а также в нормативных актах муниципальных образований.

Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) приводит классификацию должностей муниципальной службы. Они подразделяются на следующие группы:

Закон не определяет, какие должности относятся к той или иной группе. В процессе формирования проекта данного закона (2007 г.) на определенной стадии его подготовки такая раскладка предлагалась. К высшим должностям предлагалось отнести главу администрации, нанимаемого по контракту, и его заместителей. Главные должности могли бы занимать руководители избирательных комиссий, отделов, управлений, департаментов органов местного самоуправления. К ведущим должностям можно было бы отнести заместителей руководителей отделов, управлений департаментов и т. д.

В итоге законодатель решил делегировать эти полномочия субъектам Российской Федерации и муниципальным органам власти.

Так, ч. 2 ст. 6 определяет, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) в ст. 7 дает определение понятия реестра должностей муниципальной службы, который представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Очевиден системный подход к разработке реестра и его признаков, обязательных при разработке законов о реестре должностей муниципальной службы.

В статье 9 законодатель устанавливает основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. Они нацелены на формирование компетентного состава аппарата работников муниципальных органов. Должны учитываться: уровень профессионального образования; стаж муниципальной службы (государственной службы) или стаж работы по специальности; профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей. По сути это классический подход к организации работы, связанной с приемом на работу в систему муниципальных органов.

Следует заметить, что в советский период подготовке кадров уделялось значительно большее внимание. Существовали специальные учебные заведения при Совете Министров СССР, в частности Академия народного хозяйства.

В юридических вузах и на юридических факультетах имелись кафедры советского строительства или дисциплины по советскому строительству. Все это было нацелено на подготовку кадров для аппаратов Советов всех уровней. При этом подготовка специалистов осуществлялась не только преподавательским составом, но и с участием практических работников, прошедших школу управления на местах и в центральном аппарате исполнительной и представительной власти. Возможно, и в настоящее время было бы целесообразно использовать такой опыт подготовки кадров для муниципальных органов. Это очень важно. Недостаточно лишь понятия закона о муниципальной службе. Его нужно запустить в действие. Для этого следует создать кадровую основу для муниципальных органов.

На современном этапе предметы по муниципальному праву и управлению даже на специальных факультетах и кафедрах преподаются по сокращенной программе, что не дает желаемого результата. Что касается коммерческих вузов, то в них, как правило, такие дисциплины составляют 18–20 часов аудиторных занятий. Конечно, при таких условиях специалиста подготовить нельзя. Однако именно эти люди пополняют аппараты местных и государственных органов. Отсюда, как следствие, не совсем удовлетворительные результаты в управлении в масштабе всей страны.

Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) устанавливает, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, разрабатываются и утверждаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с квалификацией должностей, предусмотренной ст. 8 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». В данном случае действует вертикаль законодательства. Классификацию установил федеральный закон. Законы субъектов РФ устанавливают типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

Представительный орган местного самоуправления может определить в уставе более детально квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Однако федеральный закон не определяет, какой именно орган местного самоуправления должен принимать такой нормативный акт. Но логически можно представить, что такие нормы должны быть закреплены в уставе муниципального образования. Принятие устава отнесено ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) к исключительной компетенции представительного органа.

Но могут быть и другие варианты. Например, для аппарата представительного органа такой отдельный нормативный акт может принять либо представительный орган, либо глава муниципального образования, в зависимости от того, кто наделен такой компетенцией согласно уставу муниципального образования.

Вариант возможен такой.

Если глава муниципального образования одновременно является главой администрации, то он может принять такой нормативный акт при условии, что такие полномочия закреплены за ним в уставе муниципального образования.

Возможна совместная работа исполнительно-распорядительного и представительного органов местного самоуправления, когда глава администрации разрабатывает проект нормативного акта и вносит его на рассмотрение и утверждение представительного органа. Это, пожалуй, самый оптимальный вариант, который исключает конфликтные ситуации.

Правовое положение (статус) муниципального служащего

Новый Закон в ст. 10 дает определение понятия и признаки муниципального служащего. Это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Закон выделяет муниципального служащего из всех остальных сотрудников, работающих в органах местного самоуправления путем исключения лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и избирательных комиссий. Например, лица, работающие на компьютерах, обслуживающие их, уборщицы, секретари-машинистки, протокольная часть, общий отдел и т. д. Они не выполняют функций местного самоуправления, а являются вспомогательным звеном, обслуживающим деятельность муниципальных служащих.

Правовой статус муниципального служащего содержит права, обязанности, ограничения и запреты, закрепленные в главе 3 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) и представляющие собой то самое понятие, которое в науке называют компетенцией. При этом все элементы правового статуса взаимосвязаны и важны.

а) Права муниципального служащего. Муниципальный служащий, как и другие граждане, обладает такой конституционно-правовой категорией, как права. Они необходимы для надлежащего осуществления функций, заложенных в распределении управленческого труда. Без прав невозможно выполнять свои обязанности полноценно и качественно. Права дают возможность служащему требовать создания надлежащих условий для осуществления должностных обязанностей, обеспечивают тесную связь с другими подразделениями, защищают от произвола руководителей, гарантируют своевременное представление информации и документов от других подразделений и сотрудников, позволяют повышать квалификацию, гарантируют социальное обеспечение и защищенность и т. д.

б) Обязанности муниципального служащего тесно связаны с его правами. При реализации своих прав он обязан соблюдать законодательство, должностные инструкции, не нарушать при этом прав и законных интересов других граждан. Иными словами, права должны осуществляться во благо граждан и конкретно порученного дела.

В каждом аппарате служащих должна соблюдаться трудовая дисциплина, т. е. внутренний распорядок. Отсутствие дисциплины в органе власти и управления непременно отражается на процессах организации управления. Например, отсутствие муниципального служащего, обеспечивающего организацию работы по водоснабжению или электроснабжению населенного пункта, может привести к серьезным негативным последствиям. Несвоевременная подготовка проекта решения по предотвращению предполагаемых стихийных бедствий (наводнение в весенний период) также может вызвать тяжелые последствия для жителей муниципального образования.

Поэтому трудовая и исполнительская дисциплина являются одним из главных условий успешной деятельности всей системы муниципального управления. Анализ деятельности, проведенный в свое время автором, работавшим в системе власти и управления на различных уровнях, свидетельствует о следующем.

Сотрудники, которые приходят на работу с опозданием, уходят с работы раньше установленного времени, часто отлучаются с работы в течение рабочего дня, как правило, некачественно выполняют свою работу. В результате эта работа по вынужденным обстоятельствам перекладывается на других специалистов, у которых есть свои обязанности.

Из этого следует вывод о том, что при приеме на муниципальную службу важно учитывать такое качество человека, как трудовая и исполнительская дисциплина. Для этого можно запрашивать характеристики с предыдущего места работы или учебы.

Муниципальный служащий должен постоянно поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих обязанностей. Повышение квалификации может быть самостоятельным и за счет местного бюджета. Работая в органах власти, нужно знать законодательство о них, что не всегда является очевидным. Многие сотрудники аппаратов муниципальных и государственных органов, повышающие квалификацию, обучающиеся в коммерческих вузах, не знают или плохо знают законодательство о местном самоуправлении, о налогах, о бюджете, о земле и т. д.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.) муниципальный служащий не имеет права исполнять заведомо неправомерное поручение. В данном случае он обязан подготовить письменное обоснование самостоятельно либо с привлечением юриста с указанием положений законов и иных нормативных актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. Если руководитель, давший такое поручение, подтверждает его письменно, муниципальный служащий обязан отказаться от этого поручения. Если же такое поручение будет исполнено, то ответственность несут и руководитель, и исполнитель. Названная норма обеспечивает защиту муниципальному служащему: во-первых, от принудительного указания нарушить закон; во-вторых, от наказания; в-третьих, от перспективы быть уволенным. В такой ситуации важно иметь в качестве доказательства письменный документ, содержащий текст указания руководителя с его подписью, который можно копировать и направить в прокуратуру вместе с письменным обоснованием муниципального служащего. Но для того, чтобы осуществить такие действия, нужны хорошие знания по законодательству в данной сфере и в части своих прав и обязанностей, предусмотренных Законом о муниципальной службе. В противном случае исполнение поручения вопреки закону может привести к уголовному преследованию, так как незнание закона не освобождает от ответственности.

Закон содержит и иные обязанности, касающиеся индивидуальности служащего, запретов, конфликта интересов, сохранности государственного и муниципального имущества, и т. д.

в) Ограничения для муниципальной службы названы в ст. 13 Закона.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу и исполнять ее в следующих случаях: недееспособность и ограниченная дееспособность; осуждение к наказанию по приговору суда; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям содержащим государственную или иную тайну, охраняемую законом, если такие сведения необходимы по службе; наличие заболевания, препятствующего прохождению службы (перечень устанавливается Правительством РФ); близкое родство с муниципальным служащим, в подчинении которого должен работать поступающий на муниципальную службу (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), До принятия закона такое практиковалось даже на уровне государственных органов. Например, губернатор одной из областей назначил начальником общего отдела свою супругу, мэр одного из городов назначил свою супругу с измененной фамилией своим заместителем, формально оформив развод, и т. д. Закон запрещает это, потому что власть не является родовой общиной.

Ограничения связаны также с прекращением гражданства РФ или иностранного государства-участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе; с получением иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве. Причиной непринятия на службу или прекращения службы является предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу. В современных условиях это одна из проблем в кадровой политике.

В государстве распространены изготовление и приобретение за деньги дипломов о высшем и среднем специальном образовании, кандидатских и докторских дипломов, которые используются при поступлении на работу. Поэтому при приеме на муниципальную службу важно произвести проверку на предмет получения образования в учебном заведении путем письменного запроса.

Гражданин и муниципальный служащий обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Это очень важная норма.

Бывают случаи, когда все имущество переводят на своих супругов, детей, родственников и не желают его показывать в необходимых сведениях при принятии на службу либо при ее прохождении. При выявлении таких фактов безусловно возникает сомнение в добропорядочности и честности лица, поступающего на муниципальную службу или проходящего ее.

В любом случае здесь усматривается корыстный интерес, который будет реализован с использованием служебного положения. Об этом свидетельствуют дискуссии в прессе по поводу имущества, оформленного на близких родственников служащих на государственном и муниципальном уровнях. Это один из так называемых элементов сокрытия информации о дополнительно полученных неучтенных доходах.

Для муниципальных служащих установлен возрастной ценз. Не могут быть приняты на муниципальную службу граждане, достигшие возраста 65 лет.

Закон содержит запрещающие нормы, которые осуществляют профилактическую и охранительную функции.

Профилактическая функция состоит в следующем. С одной стороны, если гражданина не устраивают запретные положения, он может не поступать на муниципальную службу. С другой – граждане и организации осведомлены о том, какие действия недопустимы в деятельности муниципального служащего. В случае нарушения этих норм граждане или организации вправе сообщать, например, в прокуратуру, в органы местного самоуправления о наличии таких фактов. Кроме того, муниципальный служащий знает, какие действия для него недопустимы и какие последствия за их совершение могут наступить. Закон содержит указания на этот счет.

Охранительная функция запретных норм состоит в том, что при их невыполнении наступает негативное последствие для муниципального служащего.

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения

Статья 16 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» раскрывает и уточняет принцип равного доступа всех граждан к муниципальной службе. Например, на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет. При этом не допускается дискриминация по полу, расе, национальности, происхождению, месту жительства, принадлежности к общественным объединениям и т. д. Главное, чтобы человек был профессионально подготовлен к службе.

Законодатель предъявляет определенные требования к набору документов, которые гражданин обязан представить при поступлении на муниципальную службу. Это следующие документы:

Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации. Такие формы уже разработаны в отдельных субъектах РФ.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Законодатель вводит такое понятие, как конкурс на замещение должности муниципальной службы.

При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Такой порядок способствует более качественному выбору специалистов в органы местного самоуправления.

Важное значение в формировании профессиональных знаний и управленческих навыков имеет аттестация кадров муниципальной службы.

Зная о предстоящей аттестации, специалисты самостоятельно поддерживают свой профессиональный уровень и стараются не допускать нарушений, так как в ходе аттестации все недостатки сообщаются аттестационной комиссии.

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости – рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или (в срок не более одного месяца со дня аттестации) о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.

В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточности квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Законодатель вводит следующие дополнительные основания расторжения договора с муниципальным служащим помимо установленных Трудовым кодексом РФ:

а) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
б) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
в) несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Гарантии, общие принципы оплаты труда и стаж муниципальной службы

Гарантии, предоставляемые Законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», имеют комплексный характер и направлены на создание условий, необходимых для осуществления муниципальной службы, а также на обеспечение нормальной жизнедеятельности. Согласно ст. 23 названного Закона муниципальному служащему гарантируются:

При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии, т. е. законодатель, устанавливая гарантии, не закрывает их перечень, что позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям проявить собственную инициативу в дополнении перечня гарантий в соответствующих нормативных актах.

Согласно ст. 22 названного Федерального закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В муниципальных образованиях, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, установленных федеральными законами, размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливается в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъекта Российской Федерации.

Исчисление стажа муниципального служащего осуществляется в соответствии со ст. 25 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

Как видим, существует преемственность муниципальной и государственной службы.

Кадровая работа в муниципальном образовании

Работа с кадрами имеет важное значение для пополнения органов местного самоуправления профессиональными специалистами.

Кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя:

На муниципального служащего заводится личное дело, к которому приобщаются документы, связанные с его поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и увольнением с муниципальной службы.

Личное дело муниципального служащего хранится в течение 10 лет. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования по последнему месту муниципальной службы.

При ликвидации органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, его личное дело передается на хранение в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, которым переданы функции ликвидированных органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, или их правопреемникам.

Ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего.

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются:

Все эти направления использовались в советские времена при подборе и расстановке кадров в системе исполнительных органов местных Советов. Они имели безусловный успех, но с ликвидацией советских органов были утрачены.

В муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служащих.

Муниципальный служащий, уволенный с муниципальной службы, исключается из реестра муниципальных служащих в день увольнения.

В случае смерти (гибели) муниципального служащего либо признания муниципального служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, муниципальный служащий исключается из реестра муниципальных служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) или днем вступления в законную силу решения суда.

Порядок ведения реестра муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом.

Такой акт может принимать орган местного самоуправления или должностное лицо, за которым устав муниципального образования или иной нормативный акт закрепляет данное полномочие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *