Что такое музейная экспозиция экспонат

«Основы формирования музейной экспозиции»

ГБУ «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова»

Лекция: «Основы формирования музейной экспозиции»

Дата проведения: «26» октября 2020 г.

Место проведения: ГБУ «Мемориальный комплекс Славы имени А.А. Кадырова

Время проведения: 11:00

Подготовил: Начальник отдела экспозиций и выставок Джабраилов А.Д.

«Основы формирования музейной экспозиции»

Формы музейной коммуникации.

Экспозиция и выставка – это публикация музейных предметов, которые можно рассматривать как:

· временная демонстрация экспонатов – тематические, фондовые, отчетные выставки.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений В музейной энциклопедии дается следующее определении музейной экспозиции – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Музейная экспозиция органично связана с социальными функциями музея, используется в просветительных целях через эмоциональное воздействие на посетителя.

Музейная экспозиция рассматривается как информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковой сущности музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.

Основные понятия экспозиционной деятельности: экспозиция; выставка, реэкспозиция, монтаж, демонтаж, наблюдение за состоянием экспозиции после ее открытия, музейные экспонаты, тексты и этикетаж и др.

Сущность. Особенности музейной экспозиции состоит в представлении разнообразной информации, предоставлении модели реального мира для посетителя, на основе научности, предметности (музейные экспонаты), коммуникативности.

Коммуникативная функция (коммуникативность экспозиции) раскрывается через ее доходчивость, универсальность, способность передавать информацию. Коммуникативная функция открывается через язык музейной экспозиции, который основывается на музейных предметах и специфических правилах семантического прочтения, которые не просто документируют, но и раскрывают содержание музейного предмета. Подлинные музейные предметы являются основой формирования музейной коммуникации. Вещественные памятники дополняются изобразительными памятниками, письменными, фото- и фономатериалами, создавая модель реального мира. Музейный предмет по своей природе информативный, экспрессивный способен привлекать внимание. Музейный предмет играет решающую роль при экспонировании.

Музейная экспозиция формируется на основе научной концепции, определяющей содержании, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение. Экспозиционеры должны обладать профильными музею знаниями, иметь понятия об основных принципах музееведения, педагогики и психологии, современного дизайна. Это позволяет создавать экспозиции, отвечающие требованиям научности, познавательности, эмоциональности.

Основой экспозиции является музейный предмет-экспонат, создавая особую знаковую систему экспозиции. В. П. Арзамасцев (1989) определяет роль музейного предмета в экспозиции как: Музейная экспозиция – особая информационная система, отражающая явления исторического процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты в расчете на определенное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экспозиции как информационной системы заключается в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления. Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, как отраженная картина действительности. Из музейных предметов – главных экспонатов – формируются музейные комплексы, связанные по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство (тематические, мемориальные, коллекционные).

Экспозиция как текст и как вид искусства.

Проектирование экспозиции включает разработку основных идей и содержания, архитектурно-художественных принципов построения и решения. Проектирование экспозиции начинается с определения темы экспозиции, выявления обеспеченности выбранной темы фондовыми материалами, экспозиционными помещениями, материально-технической базы. Эта работа проводится в содружестве научных сотрудников музея (экспозиционеров), хранителей и музейных художников / дизайнеров. Главной целью художника-дизайнера является перевод научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный, что решается через конкретизацию следующих задач:

· обеспечение единства формы и содержания экспозиции, образного выражения концептуального замысла; создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобству эксплуатации экспозиции, обеспечению ее высоких утилитарных качеств;

· формирование высокого уровня коммуникации «экспозиция-зритель».

Экспозиционный материал. В основе экспозиций и выставок находятся экспозиционные материалы. К ним относятся:

· музейные предметы – подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;

· воспроизведения музейных предметов, копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы, реконструкции, новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;

· научно-вспомогательные материалы, карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной экспозиции;

· тексты и аннотации, составляемые для конкретной экспозиции.

Подходы построения экспозиций.

· систематическая экспозиция (академический ряд) строится в соответствии с классификацией конкретной научной дисциплины или отрасли производства. В ее основе – системный, типологический ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности;

· ансамблевая экспозиция реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни. В ее основе – жизненный, бытовой комплекс, в котором экспонаты находятся в среде максимально приближенной к подлинной среде бытования;

· ландшафтная экспозиция использует взаимосочетание натуральных природных компонентов и бытовых комплексов. В природно-ландшафтной композиции, располагаемой в экспозиционном помещении обязательно наличие панорам, диорам, биогрупп, интерактивных зон;

· тематическая экспозиция строится по определенному сюжету, проблеме через тематические комплексы, т. е. группу связанных по содержанию или иным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство;

· тематико-хронолическая экспозиция раскрывает хронологию событий через включение в непрерывный ход исторического развития тематических комплексов;

· комплексная экспозиция использует вариативные методы и принципы построения экспозиционных комплексов.

Выбор методов экспозиционного показа зависит от типа музея, профиля музея, целевых установок экспозиции, специфики коллекции, размеров экспозиционных площадей.

Воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов.

Основой экспозиции являются подлинные музейные предметы. Но они поддерживаются дополнительными средствами показа. Воспроизведение музейных предметов необходимо для замены в экспозиции подлинных материалов, которые по разным причинам невозможно использовать в экспозиции. Новоделы, реплики используются в экспозиции осторожно, так, чтобы не подменить или затемнить подлинные экспонаты. В качестве замены подлинного предмета используют слепки, голограммы, наиболее приближенные к оригиналу воспроизведения подлинника. Использование голограмм или иных воспроизведений предметов требует особого технического оборудования.

Научно-вспомогательные материалы в экспозиции несут дополнительную информацию. Как правило, они обобщают данные, которые не могут быть представлены другими материалами: карты, схемы, цифровые таблицы. Но научно-вспомогательные материалы не должны перегружать экспозицию, превращать экспозицию в сплошной текст, книгу, плакат.

Тексты и фонокомментарии в музее.

Тексты и этикетаж в музее способствуют раскрытию содержания экспонатов. Тексты могут быть ведущими, определяющими содержание всей экспозиции, ее отдельных частей. Тексты могут быть оглавительными (оглавляющими разделы экспозиции), объяснительными (объясняющими содержание экспозиции в целом и отдельных экспонатов). Особое значение имеют указатели, облегчающие ориентацию в экспозиции (планы залов, названия и нумерация экспозиционных комплексов, стрелки маршрута на стенах и на полу). Экспонаты сопровождаются этикетажем (этикетками): название предмета, материал, авторство, место изготовления, дата изготовления, происхождение, способ изготовления и среда бытования, значение предмета. Современные музеи дополнительно к текстам и этикеткам используются фоно и фотокомментарии, электронные каталоги музейных коллекции с подробными информативными данными.

Источник

Что такое музейная экспозиция экспонат

Музейная экспозиция

Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения.

Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция – это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки: тематические, фондовые, отчетные.

Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспроизводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением предметов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однородных пред-метов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.
В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспони-рования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответст-вуют систематическая, ансамблевая, ландшафтная и тематическая экспозиции.

Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – из одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, – делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. – Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея.
В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы; в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц».

К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования.

Композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не всегда может наблюдать.

Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему; создает музейный образ отражаемых событий или явлений.

Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегри-руются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспози-цией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.

Основу экспозиции составляют музейные предметы, а также предметы, созданные для экспонирования, – копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы.

Некоторые виды воспроизведений очень точно соответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям и слепкам. Реплика – в изобразительном искусстве – авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

Точно передают облик подлинника слепки с произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжи. При утрате памятника материальной культуры создается так называемый новодел – точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

Макет представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Модель – воспроизведение предмета, сохраняющее конструктивные принципы и фактуру оригинала, создается в тех случаях, когда требуется изменить масштаб предмета.

Голограмма – это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их неправильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нарушать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.

Особое место в экспозиции принадлежит текстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.

В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкальных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писателей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.

Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производст-венно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

Второй этап проектирования экспозиции – разработка расширенной тематической структуры – деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы.
В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции – документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план. Суть тематико-экспозиционного плана как документа состоит в том, что в нем находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана при проектировании экспозиции нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Современные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка тематико-экспозиционного плана в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился сценарий. В сценарии объединяются документы научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия литературной форме. Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посетителей.

Задача музейного художника заключается в переводе научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный. Его работа стала сродни творчеству театрального режиссера.

В музейный обиход вошло понятие «зрелищность». Музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа.

Художественное проектирование учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.

В их числе такие данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса; угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов; количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека; объем информации, которую способен усвоить человек за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое.

На современном этапе развития искусства музейной экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события.

Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды, различные по конструкции и принципам установки в интерьере. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты – подобие книги с твердыми перекидными листами, укреплен-ными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы – документы, плакаты, фотографии.

Для пространственного экспонирования используются: витрины разных конструкций и форм – горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы – каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.

Воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Оборудование может быть стилизованным, повторяя своими формами художественные приемы эпохи создания памятника, но может быть и контрастным, и в этом случае оно призвано отделить современную экспозицию от исторического интерьера.

Специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений.

Последние десятилетия XX в. стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций и в российских музеях. Ярким примером тому может служить экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), открывшаяся в 1989 г. Созданная на основе сценарной концепции Т.П. Полякова и архитектурно-художественного проекта Е.А. Амаспюра, она вызвала и продолжает вызывать противоречивые суждения специалистов. Ее авторы поста-вили перед собой задачу: «заменить традиционную для интерпретаторов Маяковского полити-ческую мифологию мифологией поэтической – то есть не навязывать посетителям наукообразную концепцию поэта Октября и социалистического строительства» в качестве аксиомы, а создать эспозиционно-художественную, откровенно субъективную модель поэта-максималиста, судьба которого была богата не только творческими победами, но и трагическими ошибками.

Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник использует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результате компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально создаваемых произведениях искусства, в третьих – на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами.

Экспозиции создаются в творческом содружестве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слаженным и результативным, необходимо четко определить последовательность работ, характер деятельности на каждом этапе, состав проектной документации, при этом основные этапы художественного проектирования должны быть соотнесены с этапами научного проектирования.

Исходным документом для начала работ является генеральное решение экспозиции, то есть первоначальный художественный проект, в котором раскрываются творческий замысел автора и общий подход ко всем архитектурно-художественным проблемам относительно облика будущей экспозиции, которые на последующих этапах проектирования будут развертываться и детализироваться.

Современная методика проектирования экспозиции предполагает разработку генерального решения в форме художественной концепции экспозиции, которая выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов.

На втором этапе художественного проектирования, после составления и утверждения тематико-экспозиционного плана и сценария, разрабатывается эскизный проект. Он представляет собой детализацию художественной концепции (генерального решения). В эскизном проекте прорабатываются следующие вопросы: окончательное распределение экспозиционной площади разделов, тем и подтем; размещение всех экспозиционных материалов; окончательное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции; освещение залов, экспозиции и отдельных экспонатов; принципиальное решение конструкции оборудования и объемных декоративных элементов; расстановка экспозиционного оборудования; размещение аудиовизуальных и технических средств.

Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке технического и рабочего проекта, который, как правило, включает в себя: монтажные листы, авторские разработки художественно-конструкторских решений оборудования, прокладки коммуникацион-ных линий для освещения и крепления экспонатов, авторские предложения к инженерным решениям отопления, вентиляции и пожарно-охранной сигнализации.

Одновременно с руководством монтажными работами художник принимает участие в подготовке необходимых материалов для рекламы экспозиции, и ее торжественного открытия, которое обычно называют вернисажем.

За последние десятилетия искусство музейной экспозиции окончательно утвердилось в качестве самостоятельного вида творчества. Современная музейная экспозиция – это результат созидательного союза научного сотрудника и художника-экспозиционера, в котором иногда принимает участие и сценарист. В искусстве музейной экспозиции еще очень много нерешенных и даже спорных проблем. Недостаточно разработаны в теоретическом отношении средства создания музейного образа, специфика музейной зрелищности, жанровые особенности экспозиций, или то, что в искусстве принято называть законами жанра. Методика художественного проектирования требует осмысления и обобщения по широчайшему спектру вопросов. Поэтому искусство музейной экспозиции, как и музейное дело в целом, нуждается в творческом эксперименте, благодаря которому оно может быть защищено от шаблонов и стереотипов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *