Что такое музыкальная информатика
Музыкальная информатика
Музыкальная информатика – раздел информатики, изучающий применение информационных технологий в музыке и обработке звука. Слово информация (от латинского informatio), означает «сведения, изложение, разъяснение». Не каждые созданные кем-либо и чем-либо звуковые данные являются звуковой информацией. Любые данные, созданные каким либо источником, становятся информацией (в том числе музыкальной) в результате их восприятия человеком или обработки по заданному человеком алгоритму. Музыкальная и прочая звуковая информация существует исключительно в системе: источник (производящий данные) – приемник (человек или устройство обрабатывающее звуковые данные с какой-то заданной человеком целью). Информация существует ради информационных процессов.
Информационный процесс — это процесс сбора (приема), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.
Таким образом, только определенный интерес человека превращает звуковые данные в информацию. Соответственно, имеются определенные свойства информации, определяющие эффективность функционирования информационных процессов:
Приемники информации могут воспринимать одну и ту же информацию по-разному. Одна и та же информация может быть актуальна, доступна для одних и не актуальна и (или) недоступна для других, Быть избыточной для людей с одной целью и недостаточной для людей с другой. Соответствовать реальности, в которой живут одни люди, и быть неадекватной для других. Позволять выполнить обобщения для одних параметров и быть нерепрезентативной по другим параметрам.
Совокупность всей существующей информации и информационных процессов представляют собой информационный мир.
Информационная модель — это совокупность логически связанной информации, отражающая существенные свойства реального объекта исследования, которые отобраны в соответствии с заданной целью моделирования. Музыкальный образ является информационной моделью не материального объекта, а существующего в музыкальном мышлении. Своеобразной моделью модели.
Информационный объект — это совокупность логически связанной информации (информационный объект получается из информационной модели путем «отчуждения» информации от объекта-оригинала).
Информационный мир – множество разнообразных информационных объектов.
Источники и приемники звуковой информации совсем не обязательно являются людьми.
Основные виды музыкальной информации:
Презентация по Музыкальной информатике на тему «Музыкальная информатика как учебный предмет. Музыкальная информация.»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыкальная информатика Выполнила преподаватель кафедры ИИАР ГБОУ ВО БГИИК Артемова Ю.Э.
Музыкально-компьютерные технологии стали неотъемлемым элементом музыкальной культуры и одним из факторов ее развития.
На повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг к другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового «полотна», а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна дать ключ к грамотному пониманию законов музыкального творчества.
Музыкальная информатика (МИ) МИ — есть комплекс сохраняемых и извлекаемых по необходимым условиям специфических данных, характеризующих практические художественные, технические процессы музыкального творчества, их теоретическое осмысление, различные методики преподавания, а именно: исполнение, дирижирование, сочинение, анализ, визуальное выражение исполнительства, научные материалы исследований, отражающие теорию и практику всего вышепере-численного. Физическими характеристиками и вещественным компонентом музыкальной информации является любой вид цифровых данных записанных в двоичных машинных словах, (то есть на машинном языке), в результате открытия которых можно получать всю максимально возможную полноту композиторских, исполнительских, дирижерских, педагогических, музыкально-теоретических, методологических, и иных характеристик разных предметов практики музыкального искусства.
Цели и задачи учебного курса значительно шире и не сводятся к освоению компьютерного оборудования и музыкально-ориентированного программного обеспечения Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки в качестве технического средства, помогающего музыкантам в процессе обучения, профессио-нальной деятельности, особенно связанной с такими практическими занятиями, как сольфеджио, гармония, инструментовка, полифония, импровизация, народное творчество.
Нотно-издательская деятельность; Подготовка цифровых фонограмм; Реставрация старых аудиозаписей; Звукорежиссерская работа; Создание аранжировок и оригинальных композиций; Синтез звука и электронная музыка; Создание музыковедческих баз данных. деятельности музыкантов с использованием компьютерных технологий
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры)..
Электромузыкальные инструменты и музыкальные компьютеры (история создания и развития); Основы акустики и теории тембра, цифровой звук; Звукотехническое оборудование, теоретические и практические аспекты цифровой записи; Компьютерный набор нотного текста; Обработка и реставрация звука; MIDI; Создание мультимедийной презентации.
Первые электромузыкальные инструменты В 1919 г. Инженер-связист Лев Сергеевич Термен изобретатель, физик, музыкант. Создает первый в мире электронный музыкальный инструмент терменвокс (1919-20); одну из первых телевизионных систем дальновидения (1925-26); первую в мире ритм-машины ритмикон (1932); систему охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п. В 1761 г. Француз Жан-Шарль шевалье де Борда (14 мая 1733 год — 19 февраля 1799 год) — французский математик, физик, геодезист, инженер, политолог, скрипач, композитор и историк музыки, морской офицер. Автор доказательства теоремы в гидравлике об ударе струи жидкости или газа, носящей его имя — Теорема Борда. Ученик А. Доверня и Ж. Ф. Рамо. Был камергером Людовика XV. Получает патент на электрический клавесин. Для того времени — фантастика.
Первые электромузыкальные инструменты Самым важным было то, что управление органом Хаммонда осуществлялось с помощью привычной органной клавиатуры. Начало относительно широкого использования возможностей электротехники в музыке относится к середине 1930-х годов. В этот период Лоуренс Хаммонд запатентовал электрический орган.
Cинтезаторами Муга использовали ведущие рок-группы того времени – такие как «Битлз», «Роллинг стоунз» и «Дорз». Первый коммерческий синтезатор. Его создателем был Роберт Муг (Robert Moog). Первые инструменты Муга имели очень большие размеры и годились только для студии, а не для сцены.
В конце 70-х годов компьютеры позволяли автоматизировать многие процессы. Cоздатели музыкальных инструментов осознавали творческий потенциал такого мощного управляющего средства, и многие пытались сделать гибрид, позволяющий компьютеру управлять синтезатором. Представленный в 1978 году «Синклавир» («Synclavier») — музыкальная рабочая станция на базе компьютера Apple Macintosh II. Это была первая в мире клавишная рабочая станция, которая стала известна благодаря насыщенному звуку, гибкости звучания, а также производительности и скорости. Его использовали самые знаменитые музыканты того времени: Genesis, Duran Duran, Херби Хенкок, Depeche Mode, Стинг, Фрэнк Заппа и многие другие.
Первые программы для компьютерного нотного набора возникли в конце 80-х годов ХХ века. Самые известные программы-нотаторы — Finale, Score и Sibelius. Им всем присущи четыре основные рабочие функции: обработка текста для песен и комментариев; нотный набор с большим запасом нотных знаков; модуль приближения или подтягивания (drawing) для адаптации дуг легато под длину нот и иных доработок; разработка спуска. Графическая доработка необходима, чтобы максимально приблизиться к эстетике ручного гравирования нотного листа.
Нотные редакторы предоставляют возможность набора, печати и воспроизведения набранной мелодии и записи ее в компьютерный файл. Обращение к компьютерным технологиям облегчает процесс нотного набора и вёрстки партитур для любого творческого коллектива, создания различных нотных хрестоматий.
Обработка и реставрация звука Обработка звука на компьютере имеет огромные преимущества перед традиционной, использующей аналоговые магнитофоны, микшеры, блоки эффектов и прочую дорогую и громоздкую аппаратуру, которую дома разместить невозможно. Подобное оборудование обходится в десятки раз дороже музыкальной студии на базе компьютера и для непрофессионала является лишь препятствием, а не помощником.
Обработка и реставрация звука Особые проблемы возникают у музыкантов при расшифровке народных мелодий. В работе над записями фольклорной музыки особое значение приобретают вопросы оцифровки звука, удаления ненужных шумов, повторов и других ошибок исполнителей.
Обработка и реставрация звука Компьютер помогает создать оркестровку и аранжировку произведения какого-либо автора, а также своего собственного, проверить и скорректировать его звучание. Причем, оркестровку можно выполнить в любом тембровом составе и записать произведение на CD, т.к. не всегда удается найти необходимый состав музыкантов-исполнителей, тем более, если задействованы нетрадиционные инструменты или предполагается электронная обработка звука, необычные эффекты звучания,
К наиболее популярным сегодня компьютерным музыкальным программам следует отнести компьютерную гармонизацию мелодий и цифровой музыкальный синтезатор (MIDI sequencer). Компьютер может предложить свои варианты решения таких задач в качестве сравнения или образца подобной работы. При этом можно воспользоваться музыкальными трекерами для создания простых, облегченных обработок или переложений популярных мелодий. Компьютерная гармонизация мелодии привлекает внимание и интерес музыкантов, которым постоянно приходиться выполнять гармонизацию определенной мелодии или баса, создавать фактурное оформление мелодии с уже заданной схемой аккордов.
В 1988 г. по предложению фирмы Оpcode приняли формат Standard MIDI File. Этот открытый формат файла стали поддерживать все производители программ, использующих MIDI наряду со своими собственными. Запись музыкального произведения в формате MIDI — последовательность закодированных сообщений синтезатору, разделённых закодированными паузами. Сообщение может быть командой синтезатору (нажать или отпустить определённую клавишу, изменить высоту или тембр звучания и т. д.); описанием параметров воспроизведения (например, значение силы давления на клавишу); управляющим сообщением (например, команда включения полифонического р режима, синхронизирующее сообщение и т. д.).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-000245
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку
В последние годы в российской системе образования в целом наметился новый подход к изучению информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины. Данная дисциплина содействует формированию у учащихся целостной информационной картины мира, пониманию ими общности информационных основ процессов управления в природе, обществе и технике.
В XX веке началось активное освоение компьютерных технологий многими прикладными специалистами. Особенно большое развитие получили информационные технологии в различных научных дисциплинах, таких, как математика, физика, теория космических полетов, оперативная косметическая медицина, компьютерная хирургия) и многие другие.
Адаптация возможностей вычислительной техники к задачам музыкального учебного заведения, по мнению Н.С. Сушкевич, началась в конце 1980-х гг. Инженеры и программисты были подготовлены к разработке инструментальных средств, к разрешению технических и организационных проблем компьютеризации музыкальной деятельности, но в преподавательской практике перед ними возникли сложности методологического и психологического плана; музыковедами же эти вопросы долгое время широко не обсуждались. Поскольку потребность в освоении новых знаний и технических средств была велика, в факультативных курсах отдельных консерваторий, институтов искусств и культуры начал появляться новый предмет, который назвали «Музыкальная информатика».
Музыкально-компьютерные технологии – это быстро развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, предоставляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.
Специфика использования музыкально-компьютерных технологий в образовании заключается в непрерывном обновлении достижений научно-технического прогресса в этой области.
В музыкальной информатике как учебной дисциплине можно выделить следующие компоненты: 1) классическая теория музыки и 2) экспериментальный раздел информатики, связанный с электронными или компьютерными технологиями синтеза, обработки, записи, передачи, тиражирования, исполнения, использования, изучения звука как такового, а также музыкальных произведений созданных посредством этих технологий.
Как отмечает М.С. Заливадный, «широкое применение компьютерной техники в музыкальной сфере составляет одну из примечательных особенностей современного этапа музыкально-исторического развития. Охватывая различные стороны музыкального мышления и практической музыкальной деятельности, этот процесс заключает в себе не только технические, но и собственно музыкальные аспекты, изучение и систематическое обобщение которых закономерно принадлежит области теоретического музыкознания».
Музыкальная информация – это не только звучащая музыка, это целый комплекс всего, что составляет и сопутствует ей. Основой организации музыкальной информации являются:
1) ускоренная во много раз возможность получения, ввода, сохранения, систематизации и оперативного нахождения кратчайшим путем необходимых и достаточных данных по избранной тематике;
2) сохранение в определенном порядке и классификация того материала, который подлежит выборке;
3) определение приоритетов по важности, ценности, может быть, уникальности получаемой информации.
Проблема практической реализации музыкальной информатики в отечественной педагогике появилась относительно недавно. За рубежом работы в этом направлении ведутся вот уже свыше 50 лет. В мире существует большое количество самых разнообразных центров, студий музыкальной информатики. Этой теме посвящены международные конференции, фестивали, конкурсы. В США с 1977 года выходит популярный ежеквартальный журнал «Computer Music Journal». Специальная библиография насчитывает около 1200 наименований по самым разным проблемам музыкальной информатики.
В нашей стране в начале XX века были созданы все предпосылки для развития музыкальной информатики. Именно в России в 1920 году Львом Терменом был изобретен первый в мире электронный инструмент, управляемый с помощью движений рук в пространстве и названный в честь создателя «Терменвоксом». В 1929 году Е. Шолпо создает первый в мире синтезатор «Вариофон», на котором графическое изображение переводилось в звук. В 50-е годы инженером Е. Мурзиным был создан синтезатор АНС, названный в честь композитора А.Н. Скрябина. В 60-х годах при консерватории в Москве открывается Экспериментальная студия электронной музыки, в которой работают такие музыканты и композиторы, как Э. Артемьев, А. Волконский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Немтин, А. Шнитке. Однако в силу некоторых причин к 1980 году студия была расформирована и закрыта. К сожалению, многие идеи по музыкальной информатике, родившиеся у нас, не нашли должного развития в СССР, в то же время они были подхвачены на Западе и реализованы в современнейшей компьютерной технике.
В профессиональном музыкальном образовании проблема введения музыкальной информатики в учебные планы становится вновь актуальной во второй половине восьмидесятых годов XX века. Так, с 1988 года в Российской академии музыки им. Гнесиных начались работы по музыкальной информатике под руководством профессора Ю.Н. Рагса. Они затрагивали широкий круг проблем – это и разработка учебных пособий, и работы с базами данных, и создание компьютерных музыкальных пособий, и упорядочивание информационных процессов в музыкальном образовании. В 1992 году при Московской консерватории открылся «Термен-центр» – экспериментальная студия электронной музыки, возглавляемая А.Смирновым, в которой продолжаются эксперименты в области музыкальной информатики на самой современной аппаратуре. В июне 1993 года был создан и до сих пор функционирует Вычислительный центр Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, научным руководителем которого является Ю.Н. Pагс.
Д.Л. Скрипкин считает, что «музыкальная информатика, как новая научная дисциплина, уже появилась, но ещё не состоялась в виде законченной и стройной научной теории. При любых условиях она (музыкальная информатика) принадлежит, и всегда будет принадлежать фундаментальной классической музыкальной науке, в качестве нового инструмента познания и исследования искусства в XXI веке» [16].
Современная социокультурная ситуация требует нового подхода к обучению музыкантов-профессионалов. Стремительно развивающиеся технологии все активнее проникают в жизнь и творчество человека. Умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности является составной частью общей компетенции выпускника профессионального учебного заведения среднего звена. В профессиональную компетенцию также входит способность и готовность применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. Овладение этими компетенциями для выпускника музыкального учебного заведения невозможно без внедрения в учебно-образовательный процесс дисциплин, связанных с использованием музыкально-компьютерных технологий.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях разного уровня реализуются различные программы с использованием музыкально-компьютерных технологий.
В профессиональных учебных заведениях среднего звена музыкального образования их изучение объединено в дисциплину, называемую «Музыкальная информатика». Как справедливо отмечает Т.В. Свитова: «Информаципонные технологии в музыкальном искусстве и педагогике – требование нового времени. Интеграция содержания музыкального образования с ресурсами новых информационных технологий является одним из механизмов его модернизации» [15].
Но если вопросам интеграции таких дисциплин как музыка и информатика в средней школе уделяется достаточное внимание [3], то вопросы преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» в профессиональном учебном заведении среднего звена разработаны, на наш взгляд, недостаточно полно.
Основная задача дисциплины «Музыкальная информатика» в училище или колледже – сформировать у учащихся первоначальные представления о возможностях современных компьютерных технологий в работе с музыкальным звуком и мультимедиа. Эта учебная дисциплина включает в себя как ряд теоретических знаний и навыков: базовые составляющие мультимедийного компьютера и их классификация, MIDI-технологии, нотография, музыкальное программное обеспечение, физика звука и акустика музыкальных инструментов, а также основы звукорежиссуры; так и достаточное количество практических навыков. Поэтому изучение этой дисциплины невозможно без знаний базового курса информатики и навыков работы с персональным компьютером.
Подобно тому, как меняются компьютерные технологии, откладывая неизгладимый отпечаток на содержание базового курса информатики, так и «Музыкальная информатика» содержит в себе как неизменные, так и динамично изменяющиеся элементы. С этим связана сложность в разработке рабочей программы дисциплины, рассчитанной на определенное количество учебных часов.
На сегодняшний день существует два подхода, реализуемых в учебных программах.
С одной стороны, учебный процесс целиком сосредоточен на изучении и овладении технологиями, наиболее востребованными в музыкальной практике. В этом случае обучаемый запоминает ряд действий для получения конкретных результатов по работе с определенным программным обеспечением, которые в скором времени становятся неудовлетворительными, так как технологии и программное обеспечение устаревают очень быстро. Другой подход заключается в изобилии технической информации, которая не сопровождается практической реализацией, выработкой конкретных навыков, из-за чего она остается оторванной от общего целого в системе знаний студента. Эта техническая информация остается невостребованной, не находя применения в его профессиональной деятельности.
Для того чтобы не изменять постоянно учебные программы и содержание предмета, вследствие регулярного обновления музыкально-компьютерных технологий, необходимо при разработке программы опираться на относительно устойчивые, базовые компоненты дисциплины – цифровую обработку звуковых сигналов, акустику, нотографию, аранжировку. Именно этот принцип опоры на неизменные компоненты музыкально-компьютерных технологий положен в основу ряда программ преподавателей российских ССУЗов (Волгин Д.В., Ворожеев А.М., Скворцов С.И., Рахимов Р.Г.).
В Рязанском музыкальном колледже им. Г.и А. Пироговых дисциплина «Музыкальная информатика» несколько лет преподается по новой авторской программе. Данная рабочая программа представляет собой результат творческого поиска нового подхода к проблеме преподавания данной дисциплины. За время ее практического освоения она была подвергнута необходимым качественным изменениям и нововведениям. Это связано с постоянным совершенствованием компьютерных технологий, расширением теоретических сведений в данной области и выходом новых источников компьютерной музыкальной литературы.
Основной целью курса «Музыкальная информатика» является обучение практическому владению компьютером, овладение возможностями нотного набора, цифровой звукозаписи и электронно-музыкальных инструментов для активного применения их как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Практическое владение компьютером предполагает умение самостоятельно работать как с простейшим звукозаписывающим и звуковоспроизводящим оборудованием, так и со специальными программами, предназначенными для нотной верстки, программами обработки и записи звука, MIDI-редакторами.
Программа дисциплины «Музыкальная информатика» состоит из семи разделов:
1) электромузыкальные инструменты и музыкальные компьютеры, сферы их применения;
2) основы акустики и теории тембра;
3) звукотехническое оборудование, теоретические и практические аспекты цифровой записи;
4) компьютерный набор нотного текста;
5) запись, редактирование, обработка и реставрация звука;
6) MIDI;
7) создание мультимедийной презентации.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Дисциплина «Музыкальная информатика» изучается студентами в объёме 72 аудиторных часов.
Формы учета и контроля знаний
По окончанию курса проводится дифференцированный зачет, включающий в себя две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть представляет собой тестовые задания по всем темам курса. В качестве практической части студент предоставляет одну из следующих работ:
1) реставрацию аудиозаписей из фондов фонотеки или личных фондов учащихся;
2) подготовленные к печати в одной из программ-нотаторов нотные издания;
3) мультимедийную презентацию, посвященную вопросам профессиональной деятельности учащихся;
4) аранжировку какого-либо музыкального произведения или фонограмму-минус.
Тематический план и содержание курса (см. Приложение 1).