Что такое музыкальная поэма

Поэма (музыка)

Поэма (фр. Poéme ) — инструментальная пьеса лирико-драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано, иногда для смычковых инструментов с сопровождением фортепиано или оркестра. Примерами таких поэм являются поэма для скрипки и фортепиано Зденека Фибиха и поэма для скрипки и оркестра Эрнеста Шоссона.

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Прообразом поэмы стала симфоническая поэма, впервые написанная Ференцом Листом в 1848 году. Поэмы часто имеют программные заглавия и определения. Наиболее популярны поэмы Александра Скрябина: «К пламени», «Прометей», «Сатаническая поэма», Поэма экстаза и т. д.

Поэмой также принято называть крупные одночастные оркестровые программные произведения. Поэма в этом определении использовалась некоторыми композиторами взамен симфонической поэмы. Примером такого произведения являются поэмы (нем. Tondichtungen ) Рихарда Штрауса. В XX веке поэмой стали называть некоторые вокальные сочинения, например, «10 поэм для хора» (1951) Дмитрия Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) Георгия Свиридова и т. д.

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Поэма (музыка)» в других словарях:

Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

Музыка Бурятии — музыка (народная и профессиональная) народов, населяющих Бурятию. Содержание 1 Народная музыка 1.1 Бурятская народная музыка … Википедия

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Музыка — МУ́ЗЫКА. Борьба сов. народа против нем. фаш. завоевателей в годы войны с первых же её дней отразилась в творчестве композиторов, быстрее всех – в песне. Она была неотъемлемой частью жизни фронта и тыла, её муз. летописью. Муз. символом… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Музыка Башкортостана — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

МУЗЫКА РУССКАЯ — (см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные… … Русская история

поэма — ы; ж. [греч. poiēma] 1. Большое лирико эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. Мёртвые души Гоголя поэма в прозе … Энциклопедический словарь

Музыка нью-эйдж — Это статья о музыкальном стиле. О группе философских воззрений см. статью Нью эйдж См. также категорию: Музыка нью эйдж Нью эйдж (new age) Направление: Электронная музыка Истоки: джаз, этника, минимализм, классическая музыка, конкретная музыка … Википедия

Источник

Музыкальная поэма

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная поэма»

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Поэма — жанр традиционно литературный, нашедший в эпоху романтизма, как и баллада, свое музыкальное воплощение. Его создателем по праву считается Ф. Лист, обозначивший термином «симфоническая поэма» целый ряд крупных инструментальных сочинений. Различные по характеру и тематике, поэмы Листа имеют общие для данного жанра черты: все они произведения программные, написанные в свободной одночастной форме с четкой сквозной логикой развития единой музыкально-поэтической идеи.

Симфонические поэмы Листа — одна из ярчайших страниц европейской романтической музыки.

В симфонической поэме №4 «Орфей» , Орфей для Листа становится собирательным символом искусства. Это одно из самых лапидарных, емких произведений Листа.Поэма многотемна, но все темы интонационно взаимосвязаны, перетекают одна в другую. Долго длящийся звук «соль» у валторн сменяется переборами арф—это, очевидно,образ кифареда Орфея, который вслушивается в окружающий мир. Нисходящей никнущей мелодической фигурой Лист изображает образ музыки-Эвридики, которую ищет Орфей. Стремясь придать этой теме особую тембральную теплоту и просветленность,Лист поручает тему скрипке соло,а затем — виолончели соло. Программный замысел композитора здесь прозрачен и ясен: идеал недостижим,Эвридика—только мираж, удержать который невозможно. Искусство обречено на вечные поиски без свершений.

Симфоническая поэма №5 «Прометей» посвящена легендарному страдальцу и гуманисту, который веками волновал воображение творческой элиты человечества. Поэма возникла как увертюра к драме известного немецкого поэта Готфрида Гердера. «Страдание (несчастье) и слава (блаженство)! Так можно выразить в сжатой форме основную идею этого слишком правдивого сказания, и в этом виде оно становится подобным буре, подобным сверкающей молнии. Горе, побеждаемое упорством несокрушимой энергии,— вот что составляет в данном случае сущность музыкального содержания».

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Симфоническая поэма №6 «Мазепа», посвящена исторической личности в судьбе, которого ярко выявилась излюбленная романтиками антитеза страдания и триумфа. В качестве программы в партитуре полностью опубликовано стихотворение Гюго. Листа вдохновила прежде всего основная, первая часть стихотворения, полная красочных картин, жутких подробностей, ощущения ужаса смерти — в сопоставлении с торжеством несломленного героя, приветствуемого целым народом: «Он несется, он летит, он падает, И подымается царем!»

Программная концепция симфонической поэмы № 7 «Праздничные звучания» не связана с историческими событиями или литературными сюжетами. Известно, что композитор воспел здесь свой союз (т е свадьбу) с княгиней Каролиной Витгенштейн и не смог обойтись без портретных характеристик самого себя и своей подруги.

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Симфоническая поэма №8 «Плач о героях» создана на основе, не оконченной юным Листом «Революционной симфонии» (1830), посвящённой французской революции. Горькие жалобы и прославление революционной борьбы, мировая скорбь и социальный протест звучат в этой необычной по форме драматичной поэме, где жуткая барабанная дробь и сцены казни в середине сменяются одной из лучших лирических тем в творчестве композитора. Прослеживается общехудожественная связь этого произведения с одной из самых популярных фортепианных пьес Листа – «Погребальным шествием», созданным как музыкальный памятник трагически погибшим героям революции, произошедшей в его родной Венгрии. На облике этого произведения стоит печать трагического разочарования художника-романтика, и связана она в первую очередь с поражением революции, прокатившейся по странам центральной Европы в 1848-49 годах.

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Симфоническую поэму № 9 «Венгрия» нередко называют оркестровой `Венгерской рапсодией`. Она возникла в ответ на посвященное Листу стихотворение венгерского поэта Верешмарти. Гастроли Листа приобрели тогда характер всенародного торжества. Он был удостоен звания почетного гражданина города Пешта; после концерта в Национальном театре, где Лист выступал в венгерском национальном костюме, ему от имени нации была вручена «сабля чести. Много лет спустя Лист заимствовал оттуда три темы для симфонической поэмы «Венгрия»: две героические, маршевые и одну в духе зажигательного народного танца чардаша.

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Симфоническая поэма №12 «Идеалы»

В течение лета 1881 года, композитор обуреваемый мыслями о грядущей смерти, пишет свою последнюю симфоническую поэму №13 «От колыбели до могилы», вдохновленную рисунками пером «От колыбели до гроба», подаренными ему знаменитым венгерским художником Михаем Зичи. По желанию княгини Витгенштейн слово «гроб» было заменено «могилой», и окончательно поэма была названа «От колыбели до могилы».

Музыка последней листовской поэмы печальна и светла..

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Традиция Листа была продолжена западноевропейскими композиторами. Так, симфонические поэмы классиков чешской музыки Б. Сметаны и А. Дворжака стали первыми образцами чешского национального симфонизма. Программность этих поэм иная, чем у Листа: в них широко воплотились сюжеты народных сказаний и баллад, героические эпизоды прошлого, величественные образы родной природы. Особенностям содержания поэм отвечает и своеобразие их музыкального языка: эпичность, обилие народно-песенных мелодий и изобразительных эффектов.

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

при крещении получил имя Фри́дрих

Одна из симфонических поэм цикла «Моя Родина» — «Влтава» (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном.

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

«Моя родина» ( чеш . Má vlast ) ― цикл из шести симфонических поэм , написанный Бедржихом Сметаной в 1874―1879 годах. В цикл входят поэмы «Вышеград» ( чеш. Vyšehrad ), «Влтава» ( Vltava , также известная под немецким названием Moldau ), «Шарка» ( Šárka ), «В чешских лугах и лесах» ( Z českých luhů a hájů ), «Табор» ( Tábor ) и «Бланик» ( Blaník ).

В «Моей Родине» Сметана объединяет форму симфонической поэмы, разработанную Ференцем Листом , с чешскими национальными мотивами. Каждая из поэм посвящена какой-либо легенде, историческому эпизоду или природе Чехии.

Подробная информация о поэмах:

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Большой любовью пользовалась симфоническая поэма у русских композиторов.

К ней обращаются в своем творчестве

(«Поэма экстаза», «Прометей» или «Поэма огня»)

Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэма

Поэмой также принято называть крупные одночастные оркестровые программные произведения. Поэма в этом определении использовалась некоторыми композиторами взамен симфонической поэмы. Примером такого произведения являются поэмы ( нем. Tondichtungen ) Рихарда Штрауса .

В XX веке поэмой стали называть некоторые вокальные сочинения, например, «10 поэм для хора» ( 1951 ) Дмитрия Шостаковича , «Поэма памяти Сергея Есенина» ( 1956 ) Георгия Свиридова и т. д.

Источник

Поэма

Что такое музыкальная поэма. Смотреть фото Что такое музыкальная поэма. Смотреть картинку Что такое музыкальная поэма. Картинка про Что такое музыкальная поэма. Фото Что такое музыкальная поэмаРазличные виды искусства не существуют в абсолютной изоляции – они заимствуют друг у друга не только темы и сюжеты, но и понятия. В музыке прижился термин, пришедший из литературы – поэма. Что же представляют собой музыкальные поэмы, и когда возник этот жанр?

Поэмы в музыке бывают разные – и первой по времени возникновения является симфоническая поэма. Ее «отцом» считается венгерский композитор-романтик Ференц Лист, но, разумеется, он создал новый жанр не «с нуля». Непосредственной предшественницей симфонической поэмы можно считать увертюру, которая в XIX столетии сделал важный шаг в своем развитии, отделившись от спектаклей. Конечно, увертюры к оперным и драматическим спектаклям по-прежнему создавались, но наряду с ними – с легкой руки Феликса Мендельсона-Бартольди – появились концертные увертюры, от которых поистине был один шаг до симфонической поэмы, и этот шаг сделал Ференц Лист… Как это произошло? Очень просто – написанную в 1849 г. увертюру «Тассо» он назвал симфонической поэмой и впоследствии именовал так все свои одночастные симфонические сочинения, которых создал немало – всего тринадцать произведений.

Симфонические поэмы Ференца Листа помогут нам понять, чем все-таки поэма отличается от увертюры – и что мешало Листу продолжать называть свои сочинения увертюрами. И то, и другое относится к области программной музыки – то есть такой музыки, содержание которой конкретизировано в словесной форме. Но в самом понятии увертюры отражается ее «прошлое» – связь со сценическим произведением, которое она может (или в принципе могла бы) открывать – ведь даже «Тассо» Лист изначально создавал в качестве оркестрового вступления к постановке трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Торквато Тассо». Но присмотримся к другим листовским поэмам: «Прелюды» по стихотворению французского поэта Альфонса де Ламартина, «Мазепа» по стихотворению Виктора Гюго – эти литературные произведения не ставят на сцене, их только читают, и их уж никак нельзя «открывать» оркестровым вступлением! Тем более это невозможно для фрески, вдохновившей Листа на создание «Битвы гуннов». Таким образом, симфоническая поэма, имея литературную программу, с самого начала своего существования предполагала только концертное исполнение. Вместе с тем, наличие программы было обязательным – не случайно Лист позаимствовал термин из арсенала литературы.

Итак, характерные черты симфонической поэмы – программность, одночастность и концертное исполнение (вне связи с театром). Но она – начиная с поэм Ференца Листа – приобрела еще и специфические черты формы. Можно сказать, что в форме ее слились воедино черты сонатности и цикличности – словно сонатная форма «разрослась» и «поглотила» другие части сонатно-симфонического цикла (медленную часть, скерцо, финал). Соотношение разделов симфонической поэмы напоминает сопоставление тем и разделов сонатной формы – но каждый из них более завершен и самодостаточен, что сближает разделы с частями симфонии. Если в сонатной форме всегда выделяются три раздела – экспозиция, разработка и реприза – то в симфонической поэме может быть больше разделов, и в этом плане композитор более свободен, и для воплощения какого-либо конкретного сюжета такая форма гораздо удобнее.

Лист положил начало жанру симфонической поэмы, инициативу подхватили другие композиторы-романтики. Бедржих Сметана создал поэмы «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», но в особенности прославил его цикл поэм «Моя родина». Симфонические поэмы создавал Камиль Сен-Санс: «Прялка Омалы», «Фаэтон», «Юность Геракла» и самая знаменитая – «Пляска смерти». Важное место занимает жанр симфонической поэмы в творчестве Рихарда Штрауса: «Дон-Жуан», «Так говорил Заратустра», «Тиль Уленшпигель» – это лишь некоторые из его поэм. Примечательно, что у Штрауса мы уже не найдем тех признаков формы, которые связывались с поэмой со времен Листа – композитор выбирает ту форму, которая наиболее пригодна для соответствующего сюжета: сонатное allegro в «Дон-Жуане», вариации в «Дон-Кихоте», сочетание рондо и вариаций в «Тиле Уленшпигеле».

Создавали симфонические поэмы и русские композиторы, и в первую очередь вспоминается Александр Николаевич Скрябин с его «Поэмой экстаза» и «Прометеем» («Поэмой огня»). Впрочем, у Скрябина есть и другие поэмы – фортепианные («Сатаническая поэма», поэма «К пламени»). Поэму для солирующего инструмента можно считать прямым потомком поэмы симфонической.

Наконец, определение «поэма» в ХХ столетии начали применять к некоторым хоровым произведениям – таковы, например, «Десять хоровых поэм» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича или хоровая поэма «Ладога» Георгия Васильевича Свиридова. Примечательно, что одной из своих кантат Свиридов дал заглавие «Поэма памяти Сергея Есенина».

Источник

Симфоническая поэма

Возникновение симфонической поэмы как жанра связывают с Ференцом Листом, в веймарские годы (1848-58) написавшим 12 произведений этого жанра. Первой по времени была его симфоническая поэма «Прелюды», оконченная в 1848 г. В качестве непосредственного предшественника Листа называют Феликса Мендельсона, прежде всего его увертюру «Гебриды» (1830—1832). В жанре симфонической поэмы также написаны оркестровые пьесы «Воспоминания о норвежских Альпах» и «Игра эльфов» Ф. Бервальда (1841-42).

После Листа в этом жанре работали многие другие композиторы — М. А. Балакирев, Х. фон Бюлов, Дж. Гершвин, А. К. Глазунов, А. Дворжак, В. С. Калинников, М. Карлович, С. М. Ляпунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, К. Сен-Санс, Я. Сибелиус, А. Н. Скрябин, Б. Сметана, Й. Сук, З. Фибих, С. Франк, П. И. Чайковский, М. К. Чюрлёнис, А. Шёнберг, Э. Шоссон, Д. Д. Шостакович, Р. Штраус, Дж. Энеску и другие.

«Поэма» для скрипки с оркестром Э. Шоссона также написана под влиянием жанра симфонической поэмы.

«Хореографическая поэма» «Вальс» М. Равеля представляет собой симфоническую поэму, предполагающую возможность сценического воплощения.

Наиболее радикальное переосмысление жанра симфонической поэмы предложил Д. Лигети в Симфонической поэме для 100 метрономов.

Влиянию симфонической поэмы подверглись в своем развитии и другие жанры — симфония, концерт, поэма, соната.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Симфония «Ма́нфред» си минор, соч. 58 — программная симфония Петра Ильича Чайковского, написана в мае—августе 1885 года на сюжет одноимённой поэмы Байрона. Хронологически эта симфония занимает место между 4-й и 5-й симфониями композитора. Впервые была исполнена 11 марта 1886 года в Москве под руководством М. Эрдмансдерфера. 22 ноября того же года симфония впервые прозвучала в США и была издана Юргенсоном.

Источник

Симфоническая поэма

Литература : Попова Т., Симфоническая поэма, М.-Л., 1952, М., 1963; Wagner R., Ober Fr. Liszt’s Symphonische Dichtungen, Brief an M. Wittgenstein vom 17. Februar 1837, в кн.: Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 5, Lpz., 1898; Raabe P., Entstehungsgeschichte der ersten Orchesterwerke Fr. Liszts, Jena, 1916 (Diss.); Hcinrichs J., Ьber den Sinn der Lisztschen Programmusik, Bonn, 1929 (Diss.); Bergfeld J., Die formale Struktur der symphonischen Dichtungen Fr. Liszts, Eisenach, 1931; Mendl R., Art of symphonic poem, «MQ», 1932, v. 18, No 3; Wachten E., Das Formproblem in der sinfonischen Dichtungen von R. Strauss, В., 1933 (Diss.); Chantavoine J., Le poиme symphonique, P.. 1950; см. также лит. при статьях Программная музыка, Лист Ф., Штраус Г.

Полезное

Смотреть что такое «Симфоническая поэма» в других словарях:

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА — жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра Ф … Большой Энциклопедический словарь

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА — Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел… … Музыкальный словарь

Симфоническая поэма — (нем. symphonische Dichtung) жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература… … Википедия

симфоническая поэма — жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра … … Энциклопедический словарь

Симфоническая поэма — оркестровое сочинение, в котором составные части находятся в тесной неразрывной связи. С. поэма пишется на программу, для которой выбирается какое нибудь поэтическое произведение. Программа влияет и на форму подобного рода С. произведения, не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Симфоническая поэма для 100 метрономов — Симфоническая поэма для 100 метрономов произведение Дьёрдя Лигети (1962). Пьеса «исполняется» сотней метрономов, заранее запрограммированных на воспроизведение заданного темпа и музыкального размера. Все метрономы начинают играть… … Википедия

Так говорил Заратустра (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Так говорил Заратустра (значения). Так говорил Заратустра (нем. Also sprach Zarathustra) симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением … Википедия

Остров мёртвых (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Остров мёртвых … Википедия

Финляндия (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Финляндия (значения). Финляндия … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *