Что такое музыкальные образы в музыке

Статья» Разнообразие музыкальных образов в произведениях»

другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества. и т.д.)

Музыкальные образы бывают:

Слово лирика происходит от слова «лира» – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке.

Вот главные свойства лирики:
-чувство
-настроение
-отсутствие действия.
Произведения, в которых отражён лирический образ:

1. Бетховен «Соната №14» («Лунная»)
2. Шуберт «Серенада»
3. Шопен «Прелюдия»
4. Рахманинов «Вокализ»
5. Чайковский «Мелодия»

Главные свойства драмы:

-Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

-Он ищет выход из этой ситуации

-Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией

Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки.

И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: «Тройка, семёрка, туз».

Герман в опере Чайковского совсем не такой, как у Пушкина.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза для него только средство на пути к обогащению —такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.

Герман у Чайковского — пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.

2.Бетховен «Симфония №5»
Всё творчество Бетховена можно охарактеризовать как драматическое. Его личная жизнь становится подтверждением этих слов. Борьба- смысл всей его жизни. Борьба с нищетой, борьба с общественными устоями, борьба с болезнью. О произведении «Симфония №5» сам автор сказал : «Так судьба стучится в дверь!»

Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

в этом произведении переплелись образы фантастический и драматический. От драматического образа мы наблюдаем борьбу яростную непримиримую, от фантастического- мистический взгляд.

Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Эпические образы
ЭПОС, [греч. epos — слово]
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

^ Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса:

-Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

-Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

-Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

-Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
Произведения эпического характера:
1. Бородин «Богатырская симфония»
2. Бородин «Князь Игорь»

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов «Могучей кучки». Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и «Богатырская симфония», запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера «Князь Игорь», созданная по мотивам русского эпоса «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова— самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

3. Мусоргский «Богатырские ворота»

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.

фантастическая музыка
некоторые размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет «фантастической музыки» (или, если угодно, «музыкальной фантастики»)?

Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».

Итак, комическое — смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие — значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор — это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.

Сатира — это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех — смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают.

Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится — настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) — осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

Архитектура — единственный вид искусства, лишенный чувства юмора. Комическое в архитектуре было бы бедой и для зрителя, и для жителя, и для посетителя здания или сооружения. Удивительный парадокс: архитектура обладает огромными возможностями воплощения прекрасного, возвышенного, трагического для выражения и утверждения эстетических идеалов общества — и принципиально лишена возможности создать комический образ.

В музыке комизм как противоречие раскрывается через художественные, специально организованные алгоритмы и несоответствия, которые всегда содержат в себе элемент неожиданности. Например, соединение разнохарактерных мелодий является музыкально-комедийным средством. На этом принципе построена ария Додона в опере «Золотой петушок” Н. А. Римского-Корсакова, где сочетание примитива и изысканности создает гротесковый эффект ( в устах Додона слышны интонации песенки «Чижик-Пыжик»).
В музыкальных жанрах, связанных со сценическим действием или имеющих литературную программу, противоречие комизма схватывается и является наглядным. Однако инструментальная музыка может выражать комическое и не прибегая к «внемузыкальным” средствам. Р. Шуман, впервые сыграв Рондо соль мажор Бетховена, по его собственным словам, начал хохотать, так как это произведение показалось ему самой забавной на свете шуткой. Каково же было его изумление, когда он впоследствии обнаружил в бумагах Бетховена запись, что это рондо озаглавлено «Ярость по поводу потерянного гроша, излитая в форме рондо”. О финале Второй симфонии Бетховена тот же Шуман писал, что это величайший образец юмора в инструментальной музыке. А в музыкальных моментах Ф. Шуберта ему слышались неоплаченные счета портного – такая очевидная житейская досада звучала в них.

В эстетическом фундаменте всех этих музыкально-комедийных средств лежит эффект неожиданности.

Комические марши — это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Это и нужно искать в музыке комических маршей. Комические элементы были и в Марше Черномора. Торжественность аккордов в первом разделе (с пятого такта) не соответствовала мелким, «мельтешащим» длительностям этих аккордов. Получалась смешная музыкальная нелепость, очень образно рисовавшая «портрет» злого карлика. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Вообще, говоря о комическом образе в музыке, сразу всплывают в памяти следующие музыкальные произведения:

Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро», где уже в увертюре (вступление к опере), слышны нотки смеха и юмора. Да и сам сюжет оперы повествует о глупом и смешном хозяине графе и весёлом и умном слуге Фигаро, который сумел перехитрить графа и поставить его в глупое положение. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Недаром в фильме «Поменяться местами» с Эдди Мерфи была использована музыка Моцарта. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Вообще, в творчестве Моцарта много примеров комического, да и самого Моцарта называли «солнечным»: столько солнца, лёгкости и смеха слышно в его музыке.

Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Ещё хотела бы обратить ваше внимание на оперу Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». Два образа Фарлаф и Черномор написаны композитором не без юмора. Толстый неуклюжий Фарлаф, мечтающий о лёгкой победе (встреча с колдуньей Наиной, которая обещает ему :

Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесем тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе ее в супруги.) Фарлаф так счастлив, что это чувство переполняет его. Глинка же для музыкальной характеристики Фарлафа выбирает форму рондо, построенную на многократном возвращении к одной и той же мысли (одна мысль владеет им), да ещё бас (низкий мужской голос) заставляет петь в очень быстром темпе, почти скороговоркой, что даёт комический эффект (он будто запыхался).

Источник

Что такое музыкальные образы в музыке

другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества. и т.д.)

Лирические образы
Слово лирика происходит от слова «лира» – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Вот главные свойства лирики:
-чувство
-настроение
-отсутствие действия.
Произведения, в которых отражён лирический образ:
1. Бетховен «Соната №14» («Лунная»)
2. Шуберт «Серенада»
3. Шопен «Прелюдия»
4. Рахманинов «Вокализ»
5. Чайковский «Мелодия»

Главные свойства драмы:

-Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

-Он ищет выход из этой ситуации

-Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией

Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки.

И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: «Тройка, семёрка, туз».

Герман в опере Чайковского совсем не такой, как у Пушкина.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза для него только средство на пути к обогащению —такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.

в этом произведении переплелись образы фантастический и драматический. От драматического образа мы наблюдаем борьбу яростную непримиримую, от фантастического- мистический взгляд.
Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Эпические образы
ЭПОС, [греч. epos — слово]
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

^ Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса:

-Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

-Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

-Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

-Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
Произведения эпического характера:
1. Бородин «Богатырская симфония»
2. Бородин «Князь Игорь»
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов «Могучей кучки». Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и «Богатырская симфония», запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера «Князь Игорь», созданная по мотивам русского эпоса «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова— самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

3. Мусоргский «Богатырские ворота»

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.

фантастическая музыка
некоторые размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет «фантастической музыки» (или, если угодно, «музыкальной фантастики»)?

Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».

Итак, комическое — смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие — значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор — это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.

Сатира — это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех — смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают.

Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится — настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) — осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

Архитектура — единственный вид искусства, лишенный чувства юмора. Комическое в архитектуре было бы бедой и для зрителя, и для жителя, и для посетителя здания или сооружения. Удивительный парадокс: архитектура обладает огромными возможностями воплощения прекрасного, возвышенного, трагического для выражения и утверждения эстетических идеалов общества — и принципиально лишена возможности создать комический образ.

В музыке комизм как противоречие раскрывается через художественные, специально организованные алгоритмы и несоответствия, которые всегда содержат в себе элемент неожиданности. Например, соединение разнохарактерных мелодий является музыкально-комедийным средством. На этом принципе построена ария Додона в опере «Золотой петушок” Н. А. Римского-Корсакова, где сочетание примитива и изысканности создает гротесковый эффект ( в устах Додона слышны интонации песенки «Чижик-Пыжик»).
В музыкальных жанрах, связанных со сценическим действием или имеющих литературную программу, противоречие комизма схватывается и является наглядным. Однако инструментальная музыка может выражать комическое и не прибегая к «внемузыкальным” средствам. Р. Шуман, впервые сыграв Рондо соль мажор Бетховена, по его собственным словам, начал хохотать, так как это произведение показалось ему самой забавной на свете шуткой. Каково же было его изумление, когда он впоследствии обнаружил в бумагах Бетховена запись, что это рондо озаглавлено «Ярость по поводу потерянного гроша, излитая в форме рондо”. О финале Второй симфонии Бетховена тот же Шуман писал, что это величайший образец юмора в инструментальной музыке. А в музыкальных моментах Ф. Шуберта ему слышались неоплаченные счета портного – такая очевидная житейская досада звучала в них.

В эстетическом фундаменте всех этих музыкально-комедийных средств лежит эффект неожиданности.

Комические марши — это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Это и нужно искать в музыке комических маршей. Комические элементы были и в Марше Черномора. Торжественность аккордов в первом разделе (с пятого такта) не соответствовала мелким, «мельтешащим» длительностям этих аккордов. Получалась смешная музыкальная нелепость, очень образно рисовавшая «портрет» злого карлика. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Вообще, говоря о комическом образе в музыке, сразу всплывают в памяти следующие музыкальные произведения:

Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро», где уже в увертюре (вступление к опере), слышны нотки смеха и юмора.Да и сам сюжет оперы повествует о глупом и смешном хозяине графе и весёлом и умном слуге Фигаро, который сумел перехитрить графа и поставить его в глупое положение. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке Недаром в фильме «Поменяться местами» с Эдди Мерфи была использована музыка Моцарта. Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Вообще, в творчестве Моцарта много примеров комического, да и самого Моцарта называли «солнечным»: столько солнца, лёгкости и смеха слышно в его музыке.

Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть фото Что такое музыкальные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое музыкальные образы в музыке. Картинка про Что такое музыкальные образы в музыке. Фото Что такое музыкальные образы в музыке

Ещё хотела бы обратить ваше внимание на оперу Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». Два образа Фарлаф и Черномор написаны композитором не без юмора. Толстый неуклюжий Фарлаф, мечтающий о лёгкой победе (встреча с колдуньей Наиной, которая обещает ему :

Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесем тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе ее в супруги.) Фарлаф так счастлив, что это чувство переполняет его. Глинка же для музыкальной характеристики Фарлафа выбирает форму рондо, построенную на многократном возвращении к одной и той же мысли (одна мысль владеет им), да ещё бас (низкий мужской голос) заставляет петь в очень быстром темпе, почти скороговоркой, что даёт комический эффект (он будто запыхался).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *