Что такое музыкальный этикет

Музыкальный этикет

Шесть негласных правил поведения на концерте классической музыки

В преддверии фестиваля Vivarte мы решили «подучить матчасть» и попросили музыкального критика и телеведущего Артёма Варгафтика составить свод правил, которые необходимо знать каждому, кто собрался посетить музыкальный вечер. Текст получился не только полезный с практической точки зрения, но и увлекательный

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикетДорогие друзья, прежде всего я должен заранее извиниться перед теми, кому подобные напоминания не нужны, смешны и — о ужас! — даже, возможно, обидны. Спасибо вам за соблюдение условностей, негласных правил и неписаных законов нашего с вами общего дела. Спасибо и тем, кто пришёл или ещё придёт на классический концерт, не зная всех условностей, законов и правил, но хотя бы ими поинтересуется.

1. Временны́е трудности

Для начала хорошо бы прийти вовремя.

То есть немного заранее. Если у нас концерты обычно начинаются в 19:00, то 18:40–18:45 — вполне подходящее время. Но не для того, кто переступает порог концертного зала, а кто уже отдал в гардероб пальто, зонтик или даже ничего не отдал, но хотя бы бросил беглый взгляд на собственное отражение в зеркале и готов к первому звонку. Как правило, именно минут за 15 до начала его и дают. Двери зала открываются для публики, и у будущих слушателей появляется немного времени, чтобы сориентироваться в пространстве, освоиться в нём, осмотреться, найти своё место. И вовсе не обязательно его сразу занимать, поскольку это не трамвай.

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

Как же неловко со сцены выглядят опоздавшие, когда они пробираются в середину ряда «согласно купленным билетам» при уже погашенном свете, задевая чужие колени и туфли. Особенно если на их местах уже сидит (сочтя эти места свободными). Тогда это может оказаться не одним маленьким эксцессом, а цепью событий, порой полностью отвлекающих внимание и тех, кто в зале, и тех, кто уже вышел на сцену.

Стоит ли так злоупотреблять вниманием немалого числа людей, с которыми пришли разделить впечатления от живого исполнения музыки? Поэтому, друзья, не зря говорят: «Точность — вежливость королей». Лучше несколько минут в тишине поскучать (более позитивный вариант — спокойно подождать), чем не успеть и поставить в неловкое положение не только себя, но и многих других.

Если же решите пересесть на свободные места поближе, где послышнее, повиднее, не стану вас в принципе отговаривать от этой затеи, но напомню, что здесь успешнее всего действует другое правило. Им руководствуются струнники в хороших мировых оркестрах, когда надо всем вместе сыграть щипком pizzicato. Это обратное правило: чем позже — тем лучше. Когда уже кажется, что опоздал, вот тогда пора щипать. Именно тогда, как ни странно, точнее совпадёт аккорд у десятков людей. И практика это подтверждает.

Ещё лучше, конечно, просто с самого начала правильно выбирать своё место, чтобы потом не пересаживаться. И это следующая история.

2. Своё место

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

Залы разные — от очень камерных до огромных, как стадионы. Понятно, что обычно места чем удобнее, тем дороже. Однако при выборе не сочтите за труд глянуть, какие дешевле всех и где именно они расположены. Скорее всего, неудобство, которое сделало эти кресла «крайними» в смысле цены, вы потом непременно почувствуете. Скажем, бывают «мёртвые зоны» (где хорошо слышно, но не видно сцены), угловые узкие и много чего ещё. Не советую брать самые дешёвые билеты, даже если весь диапазон их цен весьма дорог. Лучше сэкономить на шампанском, чем на такого рода неудобствах. И, пожалуйста, не садитесь в первый ряд партера! Когда с близкого, очень близкого расстояния слышишь и видишь происходящее, то и акустика зала (даже хорошего), и оптика сцены начинают работать против тебя. По принципу «Под свечой всегда темно». Остальное — дело вкуса и опыта, которые приходят к вам вместе с каждым следующим концертом.

3. Слова, слова..

Великий виолончелист ХХ века Даниил Шафран любил рассказывать одну историю из своего детства. Рассказывал с милой улыбкой, нужна большая внутренняя сила, чтобы о себе такое рассказать.

Лет в 10–11, когда Даня учился в особой детской группе при Ленинградской консерватории у профессора Александра Яковлевича Штримера, ему надо было выучить концерт Он пришёл на урок к профессору, где должен был играть в сопровождении фортепиано.

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

И при всём «штримеровском» классе (так тогда проходили вполне обычные уроки), дойдя почти до середины концерта и слушая большой фортепианный отыгрыш, ведущий к новой виолончельной теме, мальчик вдруг поднимает глаза на профессора и говорит: «Александр Яковлевич, а у вас новые ботинки». Как вспоминал Даниил Шафран, он даже сам от себя не ожидал такой фразы. И понял, что сейчас, возможно, последует весьма эмоциональная реакция педагога — рафинированного петербургского интеллигента старой школы, чрезвычайно чувствительного к нарушению приличий.

Как вы понимаете, друзья, к нашим с вами разговорам в концертном зале во время исполнения музыки всё это тоже относится самым непосредственным образом. Даже если кажется, что мы лишь одними губами шепчем рядом на ухо. Ведь, «плотность населения» в концертном зале очень высока. акустика. Она специально создавалась для того, чтобы слышно было причём естественным образом, без микрофонного усиления и в наилучшем качестве. Вы правда хотите, чтобы ваши слова были слышны во всех концах зала?

4. Авиарежим и память

Музыка — это звук, поэтому всё, что ей мешает и вредит, — одной с нею природы. Например, те удивительно многообразные звуки, которые издают самые безобидные в обычной жизни упаковочные материалы: полиэтиленовые пакеты и пакетики, в которых мы иногда носим с собой житейские мелочи, бумажные обёртки конфет. Особенно же впечатляюще — и именно в концертных и театральных залах — звучат… шоколадки, завёрнутые в фольгу. Спросите любого дирижёра. Хоть раз он спиной ощущал этот знакомый холодок, когда ты не можешь повернуться и попросить человека в зале прекратить шуршать («Уже наконец, чёрт возьми, доколе можно возиться с этой несчастной шоколадкой?!») и не можешь остановить исполнение музыки. Да ещё по закону подлости всё это обычно случается в самый неподходящий момент — то есть в самый тихий, нежный и лирический во всём произведении.

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

То же самое, но в гораздо бóльших масштабах происходит с телефонными звонками, сигналами различных чатов, мессенджеров, и телеграмм. Как только вы занимаете своё место в концертном зале и настраиваетесь на приятный вечер. К этому надо быть морально и технически готовыми, если уж вы не готовы совсем избавить себя от работающего мобильного телефона на пару часов вечернего концерта. Друзья, никто не знает почему, но закон подлости поистине неумолим: сообщение, звонок или неправильно набранный номер, скорее всего, достанет нас именно тогда, когда это окажется слышнее всего и создаст максимум неловкости в публичном собрании, каковым был и остаётся концерт.

Нет, на вас не накричат и не вызовут полицию — в зале вокруг вас в большинстве своём интеллигентные люди. Если вы никогда раньше не попадали в ситуацию, когда на вас смотрят с искренним презрением (не ненавистью, не злостью, а именно презрением), то теперь, вполне возможно, попадёте. Поверьте, это не только неприятно. Это унизительно. Притом проблема эта решается элементарно — авиарежим и память. Именно режим полёта, а не простое отключение звука, поскольку в «режиме без звука» остаётся ещё вибрация самого телефона в кармане или сумочке — тоже очень заметный звуковой эффект.

Да, и не стоит пытаться во время концерта писать записки по WhatsApp даже на обеззвученном телефоне. Его экран в зале становится светлячком, который привлекает к вам не самое благожелательное внимание, а кнопки и буквы всё равно пищат. Зачем вам это? Ну а «память» подразумевает, что потом звук надо не забыть вовремя включить.

5. А что такого?!

скажет, что иногда и в самолётах пассажиры общаются с помощью мобильных устройств, и в библиотеках. Или «Я не могу пропустить этот звонок», «Мне очень важно получить это сообщение». Ну и так далее.

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

музыка не так давно стала тем искусством, которому необходима абсолютная и полная тишина, как человеку — воздух, а рыбе — вода. Ещё 250–300 лет тому назад оперные спектакли и концертные исполнения (даже самых знаменитых сегодня произведений) вполне мирно уживались со стуком вилок и ножей, звоном бокалов, застольными разговорами и прочим «интершумом», коим сопровождались почти любые праздники, собрания, встречи и любое человеческое общение. Так звучала жизнь, частью которой эта музыка была. Без электричества, водопровода, антибиотиков и антисептиков, но тоже вполне интересная и насыщенная жизнь. Особенно если по старинной музыке о ней судить.

Нынешнему общественному договору о музыке, который хоть и не писан, но признан всеми цивилизованными людьми, меньше двух веков. И он означал в своё время, что музыка вышла из пределов частного, домашнего пространства и стала явлением общественным. Значит, и внимания она уже требует другого, и защиты тоже иной, поскольку звучит в концертах для всех, кто готов её слушать. Слушать, уважая право окружающих на то же самое: на абсолютную тишину, столь необходимую музыке, чтобы жить и звучать для всех. Поэтому, если вы видите вокруг себя на концерте не толпу, не сборище незнакомых и не интересных вам людей, а сообщество, частью которого и сами становитесь, придя сюда, действует правило: уважая интересы других, можете рассчитывать на взаимное уважение. Тем более что не издавать никаких звуков, когда звучит музыка, совсем не трудно. Пастилки от кашля и прочие средства от простуды нам в помощь.

6. Ладушки, ладушки, жили мы у бабушки

сюиты, концерты для инструментов с оркестром и симфонии исполняли вовсе не так, как теперь. Между их частями люди успевали не только аплодировать, (хоть и не чувствовали себя обязанными это делать, как многие наши современники), но и выпить, закусить и пообщаться. Классические многочастные вещи звучали «в рассрочку» — с большими паузами, и порядок, а также количество частей соответствовали предлагаемому гостям плану вечера: когда потанцевать, когда воздухом подышать, когда вернуться к столу, а когда — «пора и честь знать».

Кроме того, в старинной жизни был изъян, с нашей нынешней точки зрения: те люди, для которых работали Телеман и Бах, Вивальди и Моцарт, особо не хранили музыку и даже редко слушали её повторно, предпочитая всё новое, как мы не храним и не перечитываем без особой на то причины прошлогодние газеты. Но теперь тогдашние газеты во всём мире принято считать бесценными шедеврами. мы отдельно обсудим почему.

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

В противоположность той славной эпохе один из пунктов ныне действующего общественного договора: классический музыкальный шедевр нельзя резать на части, словно пирог или торт. Его подают целиком со всей присущей ему целостностью. Вот почему теперь принято воздерживаться от аплодисментов между частями произведения, сколько бы их ни было — 2 или 11.

В филармонических залах сразу видно людей, привыкших посещать эстрадные концерты. Прежде всего по настойчивой манере хлопать каждой песне. не песни, вот в чём дело, а части некого целого — сложного целого. И впечатления от отдельной песни, пусть даже очень красивой, здесь недостаточно. А чтобы это впечатление стало вашим и чтобы оно вас не разочаровало и не обмануло ваших ожиданий, лучше заранее знать, чтó исполняется в программе концерта, на который вы идёте.

Открою небольшой секрет, который на самом деле давно перестал быть тайной. Как ведущий некоторых концертов и как работник радио я хорошо знаю, что человек чувствует себя комфортно, когда его время под контролем. Речь идёт не только об опозданиях, но и о банальном вопросе «А сколько это продлится?» Его задавать совсем не стыдно — для современного человека совершенно естественен контроль над своим временем, которого нам на всё не хватает.

Так вот, кроме имён композиторов и исполнителей, кроме правильных названий сонат и прелюдий, есть ещё хронометраж. И вы будете чувствовать себя лучше, даже слушая совершенно незнакомую музыку, если заранее уточните время, которое она требует. Хотя бы приблизительно. Ведь это время вашей жизни, уважаемый слушатель. И вы могли бы потратить его совсем на другое, но по тем или иным причинам решили провести в обществе живой настоящей музыки — в гостях у той традиции, которая уже много поколений объединяет лучших представителей человечества. За это вам искренние слова благодарности. А мы все уж постараемся в меру своих скромных сил, чтобы вы об этом не пожалели.

Источник

Правила этикета для музыкантов

Всех нас в детстве учили здороваться, говорить «до свидания» и «пожалуйста». Мы растем, а правил все прибавляется и прибавляется. А от некоторых правил этикета можно и вовсе только удивиться или даже вопросительно покрутить пальцем у виска.

Например, до сих пор принято, что мужчина должен всегда идти слева от женщины, чтобы суметь отдать честь или поздороваться со встречными, сняв шляпу. Или же в лифт сначала следует пропустить женщину, а выходить первым должен мужчина. Если же люди не знакомы, то первый зашедший в лифт называет нужный ему этаж. Второй зашедший человек должен отправить лифт на нужный первому человеку этаж.

Так, стоп! Мы же музыканты! У нас тоже есть много правил, и их желательно соблюдать!

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

Правила поведения для музыкантов

Не играй на инструменте, когда кто-то разговаривает

Вы замечали, как может мешать барабанщик/гитарист/пианист другим музыкантам в группе при обсуждении новой песни? Мы думаем, что да.

Никогда не играйте на инструменте, если при этом вы будете мешать другим членам группы обсуждать рабочие вопросы. Во-первых, это раздражает. Во-вторых, затягивает и отвлекает от рабочего процесса. Конечно, можно играть на выключенной гитаре или просто бить барабанными палками о воздух. Только если вы находитесь на сцене и вдруг решили поиграть на выключенной гитаре – лучше сразу покиньте сцену. Это очень невежливо. Тем более, если с вами ведет диалог жюри на каком-нибудь конкурсе.

Помните, что вы не один в группе

Если вы сольный исполнитель, то этот пункт не для вас. Но если играете в группе, то наверняка узнаете себя или своих знакомых.

Скажите, бывало ли, что на репетиции гитарист заглушает все остальные инструменты? И тут дело не в проблемной аппаратуре, а в ручке громкости, выкрученной на максимум.

Помните, что вы не один. Вы должны слышать себя, но не должны заглушать другие инструменты. Вы должны слышать партии своих коллег и анализировать их. Не будете слышать вы – не будут слышать другие. В конечном итоге ваша музыка превратится в кашу, где каждый будет играть свое. На репетиции и выступлении главная цель – получить гармоничное звучание именно группы в целом.

Не учи, если не умеешь

Одно дело, когда вы предлагаете сыграть с акцентами в припеве или сделать пару пауз в куплете.

Другое дело, если бас-гитарист учит барабанщика правильно бить по тарелкам или гитариста правильно держать медиатор. Давайте советы по технике игры на инструментах только если вы действительно играете на них круче своих коллег по группе.

Пунктуальность всегда ценилась в обществе. Еще больше она ценится в сообществе музыкантов.

Стремитесь начинать выступление вовремя (конечно, задержаться можно, но не на 30 минут и только по веским причинами). Старайтесь приходить на репетиции хотя бы за 5 минут до начала – за репетицию-то нужно платить, а вам еще нужно будет потратить минут 10-15 на подключение и разминку.

То же самое касается и сбора своего оборудования после репетиции. Помните – после вас придут еще музыканты. Не отнимайте у них время и начинайте сворачиваться заранее.

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

Не оскорбляйте коллег по цеху

В музыкальном сообществе все друг друга знают. Заочно, понаслышке, но знают. Старайтесь не говорить плохое за спиной, ведь вам наверняка еще предстоит делить одну сцену на фестивале или даже придется играть в одной группе.

Будете плохо отзываться о своих коллегах – не приобретете необходимые связи, которые очень важны в музыкальной индустрии, а также уничтожите свое «лицо», и с вами банально никто не захочет сотрудничать.

В качестве вывода: ведите себя адекватно, поддерживайте рабочую и дружескую атмосферу. Если вам что-то не нравится – скажите, но будьте вежливы и учтивы. Не будьте эгоистами.

Только тогда вас начнут уважать, а ваше мнение будет иметь вес!

Источник

КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА КОНЦЕРТЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ?

Что такое музыкальный этикет. Смотреть фото Что такое музыкальный этикет. Смотреть картинку Что такое музыкальный этикет. Картинка про Что такое музыкальный этикет. Фото Что такое музыкальный этикет

Собираясь на концерт, нужно в первую очередь задуматься о внешнем виде. Особых правил, дресс-кода, не существует, но, как и в повседневной жизни, вы должны быть одеты в соответствии с традициями концертной площадки. Например, если концерт проводится в современном лофте, то джинсы и свитер вполне допустимы. Но если кто-то придет в Большой зал Консерватории в растянутых трениках и домашних тапочках или усядется в кресло в уличной одежде, то это будет свидетельствовать о неуважении к происходящему.

Концерт — это не телевизор, который можно включить или выключить в любой момент, поэтому опоздать к началу — просто неприлично. Правда, сами музыканты, особенно в России, иногда задерживают начало концерта минут на пятнадцать, но, например, в Германии надо быть готовым к тому, что концерт начнется минута в минуту. А во время исполнения заходить в зал строго запрещено — придется ждать окончания первого произведения и первых аплодисментов.

Звук мобильных телефонов, в том числе всевозможные вибрации, нужно, безусловно, выключить до начала концерта. Особенно на это правило стоит обратить внимание чересчур занятому бизнесмену, который должен быть «все время на связи», и даме в возрасте, телефон которой, подаренный внуком и по умолчанию установленный на самый громкий режим звонка, находится всегда на дне безразмерного ридикюля.

Теперь об аплодисментах. Ими принято приветствовать артистов, выходящих на сцену и кланяющихся перед тем, как занять места для выступления. После каждого произведения необходимо также выразить свой восторг от исполнения аплодисментами, даже если вам не очень понравилось. Освистывать публично сейчас не принято, даже очень подозрительных музыкантов. Другое дело, если вам настолько понравилось исполнение, что одних аплодисментов кажется мало, тогда можно крикнуть «Браво!». Но при этом надо иметь в виду, что «Браво!», произнесенное вслух после заключительного номера концерта, для исполнителя означает «Бис!». То есть вы должны приготовиться выслушать еще несколько небольших пьес (как правило, не больше трех). Очень важно помнить, что между частями крупного многочастного произведения (сонаты, симфонии, сюиты или цикла пьес) аплодировать не принято. Соответственно, для того, чтобы вовремя отслеживать, где закончилось все произведение, а где — только его часть, необходимо либо знать его на слух, либо приобрести программку, где все музыкальные фрагменты будут указаны.

Если вас связывают с исполнителями какие-то отношения — личные, деловые, родственные — или просто кто-то из них является объектом вашего поклонения, то неплохо бы прийти на концерт с букетом. Цветы лучше дарить в конце, между заключительными номером и «бисами», иначе музыкантам будет их некуда положить. И ни в коем случае не дарите розы с шипами, иначе музыканты останутся без пальцев, а вы — без музыки! После концерта не возбраняется подойти к музыкантам в артистическую за автографом или просто с поздравлениями. Музыканты это любят и, конечно, оценят. Но не стоит читать им свои стихи или просить тут же, на месте, послушать ваши записи. Поверьте — им сейчас не до этого!

И наконец, постарайтесь не заснуть во время концерта! Лучшее средство от этого — вовсе не игра в смартфоне и не переписка в социальных сетях, а хорошее знание музыки и понимание того, что происходит на сцене. Это не только сделает посещение концерта более осмысленным занятием, но и доставит вам особое удовольствие.

Собираясь на концерт, нужно в первую очередь задуматься о внешнем виде. Особых правил, дресс-кода, не существует, но, как и в повседневной жизни, вы должны быть одеты в соответствии с традициями концертной площадки. Например, если концерт проводится в современном лофте, то джинсы и свитер вполне допустимы. Но если кто-то придет в Большой зал Консерватории в растянутых трениках и домашних тапочках или усядется в кресло в уличной одежде, то это будет свидетельствовать о неуважении к происходящему.

Концерт — это не телевизор, который можно включить или выключить в любой момент, поэтому опоздать к началу — просто неприлично. Правда, сами музыканты, особенно в России, иногда задерживают начало концерта минут на пятнадцать, но, например, в Германии надо быть готовым к тому, что концерт начнется минута в минуту. А во время исполнения заходить в зал строго запрещено — придется ждать окончания первого произведения и первых аплодисментов.

Звук мобильных телефонов, в том числе всевозможные вибрации, нужно, безусловно, выключить до начала концерта. Особенно на это правило стоит обратить внимание чересчур занятому бизнесмену, который должен быть «все время на связи», и даме в возрасте, телефон которой, подаренный внуком и по умолчанию установленный на самый громкий режим звонка, находится всегда на дне безразмерного ридикюля.

Теперь об аплодисментах. Ими принято приветствовать артистов, выходящих на сцену и кланяющихся перед тем, как занять места для выступления. После каждого произведения необходимо также выразить свой восторг от исполнения аплодисментами, даже если вам не очень понравилось. Освистывать публично сейчас не принято, даже очень подозрительных музыкантов. Другое дело, если вам настолько понравилось исполнение, что одних аплодисментов кажется мало, тогда можно крикнуть «Браво!». Но при этом надо иметь в виду, что «Браво!», произнесенное вслух после заключительного номера концерта, для исполнителя означает «Бис!». То есть вы должны приготовиться выслушать еще несколько небольших пьес (как правило, не больше трех). Очень важно помнить, что между частями крупного многочастного произведения (сонаты, симфонии, сюиты или цикла пьес) аплодировать не принято. Соответственно, для того, чтобы вовремя отслеживать, где закончилось все произведение, а где — только его часть, необходимо либо знать его на слух, либо приобрести программку, где все музыкальные фрагменты будут указаны.

Если вас связывают с исполнителями какие-то отношения — личные, деловые, родственные — или просто кто-то из них является объектом вашего поклонения, то неплохо бы прийти на концерт с букетом. Цветы лучше дарить в конце, между заключительными номером и «бисами», иначе музыкантам будет их некуда положить. И ни в коем случае не дарите розы с шипами, иначе музыканты останутся без пальцев, а вы — без музыки! После концерта не возбраняется подойти к музыкантам в артистическую за автографом или просто с поздравлениями. Музыканты это любят и, конечно, оценят. Но не стоит читать им свои стихи или просить тут же, на месте, послушать ваши записи. Поверьте — им сейчас не до этого!

И наконец, постарайтесь не заснуть во время концерта! Лучшее средство от этого — вовсе не игра в смартфоне и не переписка в социальных сетях, а хорошее знание музыки и понимание того, что происходит на сцене. Это не только сделает посещение концерта более осмысленным занятием, но и доставит вам особое удовольствие.

Источник

Что такое музыкальный этикет

Автор: Ахметова Гульнара Мубараковна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория,

МАДОУ «Детский сад № 75 комбинированного вида» Кировского района г. Казани

В жизни можно встретить людей, с которыми приятно общаться. Они привлекают нас своей раскованностью и естественностью, манерами, умением хорошо выглядеть. В чём же кроется их секрет? Что делать, чтобы завоевать расположение окружающих? Ответы на эти вопросы можно получить, изучив правила этикета.

Знание и соблюдение правил хорошего тона помогают человеку чувствовать себя уверенно и комфортно в любых ситуациях. Человеку тактичному и вежливому намного легче установить контакты, достичь взаимопонимания, создать хорошие устойчивые взаимоотношения.

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребёнка с правилами поведения, формируются представления о нравственных нормах отношений с окружающими.

Вежливые, воспитанные, тактичные дети всегда выделяются из толпы сверстников. Согласно исследованиям психологов, они оптимистично смотрят на жизнь, пользуются популярностью и умеют с лёгкостью заводить друзей, поскольку каждому приятно общаться с воспитанным и понимающим человеком.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет ведется углубленная работа по этическому воспитанию дошкольников. Результатом этой работы явилось создание комплексно-целевой программы «Уроки хороших манер». Мне было интересно, каким образом я могу внести свою лепту в дело воспитания культуры поведения у дошкольников. Как организовать свою деятельность в этом направлении, чтобы получить хорошие результаты, сделать свою работу более эффективной, оптимизированной, интересной, эмоционально насыщенной?

Так возникла идея создания методического пособия «Этикет и музыка», которое является дополнением к выше названной программе.

Методическое пособие включает в себя занятия, развлечения, игры, инсценировки, помогающие педагогам в ненавязчивой форме не только научить детей основам этикета, но и воспитывать в них отзывчивость, общительность, внимание к окружающим.

Оно предусматривает обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста в следующих направлениях:

— столовый и гостевой этикет (знания о назначении посуды, приборов, умение сервировать стол, навыки культуры еды, поведения за столом; умение пригласить в гости, принимать гостей);

— речевой этикет (телефонный этикет, этикет в общественных местах, транспорте, общение со сверстниками, взрослыми);

— танцевальный этикет (умение пригласить на танец, благодарить за танец проявлять внимание к партнёру).

Для того чтобы более эффективно организовать работу в данном направлении, мною разработаны вопросы для определения знаний детей по речевому и танцевальному этикету.

Перспективные планы разработаны с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с принципом постепенного усложнения материала.

Работа по этим направлениям рассчитана на 2 года. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в месяц.

Обучение этике проходит на занятиях, развлечениях, а также на музыкальных вечерах с участием родителей, через игровую, театрализованную деятельность, решение проблемных ситуаций. Широко используется художественное слово, инсценировки, песни и танцевальные композиции, проводятся беседы, викторины.

Немаловажное значение имеет использование игровой мотивации, ввод сказочных персонажей (Незнайка, Карлсон, Буратино, старуха Шапокляк, Фея Вежливости и др.)

Большое значение, имеет и подбор музыкального репертуара для занятий. Музыкальные произведения должны быть яркими, интересными детям, доступными для восприятия.

При умелой организации процесса обучения этике: применении гибкой технологии обучения и воспитания, базирующейся на игровых методах обучения и воспитания, на интеграции музыкальной деятельности с театрализованной, художественно – речевой деятельностью и другими видами, возможно, достичь положительных результатов.

Успех в этой работе может быть, достигнут при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться. Поэтому важно заинтересовать родителей, сделать их союзниками в работе по обучению детей этике.

Форма работы с родителями по обучению детей правилам хорошего тона могут быть разнообразными: беседы, консультации, сообщения на родительских собраниях семинары-практикумы и др. Участие родителей в занятиях и развлечениях помогает снизить нагрузку на детей, позволяет повысить качество обучения, сближает детей, родителей и педагогов.

Благодаря целенаправленной работе всего педагогического коллектива и родителей, дети смогут научиться основам этикета, приобретут необходимые навыки общения, преодолеют застенчивость, станут более уверенными в себе.

Непосредственно образовательная деятельность

Задачи: развивать игровую деятельность дошкольников; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать свободу общения с взрослыми и детьми; развивать навыки коммуникативного общения (вербального и невербального); закреплять умение выразительно и ритмично двигаться под музыку; продолжать обучать детей танцевальному этикету (приветствовать друг друга поклоном или реверансом, благодарить друг друга за танец); формировать правильную осанку; закреплять певческие навыки.

Словарная работа: благодарю, реверанс, комплимент.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы на тему: «Этикет», дидактические игры.

Материалы, оборудование: ширма для кукольного театра, кукла Ворона, цветы, вырезанные из картона (в центре – фотография девочки), зонт Феи Вежливости, иллюстрации, мольберт.

Дети вбегают в зал под весёлую музыку, останавливаются в шахматном порядке.

М.р: Доброе утро, дети!

М.р: Солнышко ясное встало,

— Доброе утро! – сказало.

Доброе утро! – кричу я прохожим,

Но если проснёшься,

И без солнца темно?

Доброе утро, друзья, всё равно

От этих слов становится радостно и легко на сердце, и хочется петь!

М. р. исполняет песню «Музыка, здравствуй!» музыка М.Л.Лазарева

Музыка, здравствуй, музыка здравствуй,

Девочки (поют): Здравствуйте!

Все: Здравствуйте, здравствуйте, все!

М.р: Замечательное слово «Здравствуйте!» А вы знаете что оно означает? (ответы детей) Верно, оно означает пожелание здоровья. Об этом и наша знакомая песенка.

Исполняют песню «Что такое здравствуй?» муз. С.Семёновой, сл.Р.Алдониной – С.Семёновой

Воспитатель переодевается в костюм Художника. Дети садятся на стулья.

М.р: Мне очень приятно сообщить вам о том, что сегодня мы приглашены на выставку картин. Художница сейчас придёт, ведь она очень вежливый человек и никогда не опаздывает.

Художница: Здравствуйте! Сегодня, дети, я для вас открыла новый вернисаж. Пожалуйста, проходите. Все картины внимательно рассмотрите.

А чтобы вы тоже почувствовали себя настоящими художниками, возьмите эти карандаши (дети берут карандаши и садятся рядом на кубы)

Художница исполняет «Песню о картинах» муз. Г.Гладкова.

Во время исполнения песни дети ритмично стучат карандашами перед собой, по полу и над головой. Художница обращает внимание детей на мольберт, накрытый тканью.

Художница: А это – моя новая картина, на ней я изобразила волшебный зонт моей знакомой Феи Вежливости. Он получился таким ярким, красивым. Хотите посмотреть? (открывает картину – на ней изображён зонт в чёрно – белом цвете) Но что это? Краски исчезли! Наверное, с Феей Вежливости что-то случилось! (Неожиданно на ширме появляется кукла Ворона)

Ворона: Кар-кар! Случилось, случилось! Её захватила королева Грубости!

Художница: Но что же нам делать? Как её спасти?

Ворона: Только добрыми делами и вежливостью вы сможете победить грубость. Сначала вы должны пойти на поляну комплиментов и сказать друг другу как можно больше добрых вежливых слов.

Девочки бегут по кругу, а мальчики внутри круга врассыпную, по окончании музыки дарят цветок девочке в соответствии с фотографией.

Художница: (обращаясь к мальчикам) Какой комплимент ты скажешь девочке? Наверное, и ты подготовил вежливые и приятные слова? Остальные девочки тоже ждут от мальчиков комплиментов. Как приятно услышать комплимент! Сколько радости он приносит!

Художница: (обращает внимание детей на мольберт). Посмотрите! Зонт становится цветным! Значит, мы смогли помочь Фее.

М.р: Я думаю, сейчас самое время спеть «Вежливую песенку»

Исполняют «Песню о вежливости» муз. С.Семёновой.

Художница: (обращает внимание на мольберт) Появился цвет!

Ворона: Прекрасно! Я уверена, вы и в танце сможете проявить свою галантность.

М.р: Да, наши мальчики научились правильно приглашать на танец девочек.

Я напомню вам, друзья,

У хорошего танцора

Всё обращено к партнёру:

И вниманье, и уменье,

Вежливость и уваженье!

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев не бывало,

А лучше вальса танца нет!

И сейчас будет звучать великолепная музыка! «Вальс – шутка» Д.Шостаковича. Мальчики приглашают девочек на танец!

Ворона: Кар – кар! Прелестно! Чудесно! Полетела, всем расскажу, какие вы воспитанные и вежливые дети! До новых встреч!

Художница: Посмотрите, зонт опять стал цветным! Значит у Феи Вежливости всё хорошо!

Звучит музыка, входит Фея Вежливости

Фея: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Наверное, вы догадались, что я и есть Фея Вежливости. Благодарю вас за то, что спасли меня. Только воспитанные дети могли победить грубость. (художнице) Спасибо за картину! Вы замечательно нарисовали мой зонт. Он не простой, а волшебный. Он может исполнить любое желание. Хотите послушать интересную историю?

Фея: Зонтик свой волшебный быстро закручу.

Всё, на что способна, детям покажу.

Расскажу историю вам про те слова,

Что нужны как воздух, каждому всегда.

Обратите внимание на знак вопроса (изображение из оракала на зонтике). Слушайте внимательно, нужно будет ответить на вопросы (садится на стул, рассказывает)

Сценка «День рождения»

Пригласил щенок Мишутку,

Гости все давно сидят,

Ждут лишь Поросёнка.

Наконец он появился.

Сел за стол, облокотился,

Суп пролил, толкнул соседа,

На пол фантики бросал,

А потом, друзья, наш Хрюша

Хвостик львёночку прижал.

И промолвил очень грустно:

— А салат у вас невкусный.

Что-то в нём совсем не то,

Я и сам не знаю что. (зверюшки окружают Поросёнка)

Исполняют песню «Это не годится, надо извиниться»

Поросёнок Хрюша, поросёнок Хрюша

Львёнку хвост прижал.

Львёнок плакал, тот не слушал

Ну и Хрюша, ну и Хрюша,

Львёнок плакал, львёнок плакал,

Хрюша: Извини меня, львёнок! Тебе очень больно?

Львёнок: Спасибо, Хрюша! Всё прошло! (под весёлую музыку двигаются поскоками по кругу, убегают, садятся на стулья)

Фея: Что ж, друзья, ответьте мне

Все без промедления

Вы заметили ошибки

У Хрюши в поведении? (дети отвечают)

Фея:1.Если в гости звали вас

Вам в определённый час

Дружно всем собраться.

2.Чтоб никого не обижать

Себя не заставляйте ждать.

3.За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя.

4.Чтоб со всеми жить в ладу

Не ругай в гостях еду.

А за всё благодари

5.И нельзя с друзьями драться.

Лучше надо постараться

Стать приветливей, добрей

Вместе с другом веселей!

Фея: (вращает зонт, обращает внимание на знак «Скрипичный ключ») Посмотрите, что это за знак? (дети отвечают)

М.р: Верно. Это скрипичный ключ. Он открывает нам дверь в волшебный мир музыки. Мы любим слушать музыкальные произведения с ребятами. А ещё мы очень любим петь и танцевать! Уважаемая Фея Вежливости, вы сейчас в этом сможете убедиться.

Исполняют танец «Кнопочка» (аудиозапись).

Фея: Молодцы! Мне очень понравился ваш танец! Он получился таким весёлым! Благодарю вас, дорогие ребята.

Чем больше добрых слов

Мы дарим в жизни людям,

Тем лучше и добрей

Друзья, мы с вами будем! (вращает зонт)

Зонтик мой волшебный

Детям подарю (раздаёт)

А вы вместе с мамой и папой будете записывать в них вежливые слова. До новых встреч! (уходит)

Художница: Будьте же друзья, добры

И внимательны друг к другу,

Торопитесь оказать, если нужно,

Не скупитесь на слова,

Если ждут поддержки вашей.

Будьте вежливы и жизнь

Станет лучше, станет краше!

М.р: Мы расстаёмся с вами, до свиданья

Грустны, увы, минуты расставанья.

Но расставание, друзья, не вечно,

А значит, можем мы сказать:

Дети под музыку уходят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *