Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Урок музыки в 1-м классе «В мире загадочных звуков»

Разделы: Музыка

Цель урока: сохранение и развитие высокой чувствительности ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.

Образовательная задача – формировать навыки внимательного восприятия окружающего мира.

Воспитательная задача – способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.

Развивающие задачи: закрепить умение различать разные по силе звуки, динамические оттенки музыкальной речи; развить тембровый слух, чувство ритма; способствовать развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения; развитие певческой и слушательской культуры детей, развитие музыкальных способностей, способности к импровизационному творчеству.

Оформление доски: тема урока, ритмический рисунок песни «Небо синее».

Содержание урока

I. Организационное начало

Вход детей в класс под песню Г.А.Струве «Музыка».

1. Музыкальное приветствие.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте.

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит.

Много разных звуков окружает нас,

Даже если тихо, кажется сейчас.

Ранним, ранним утром всюду тишина,

Но её послушай, звуками полна.

Песенка «Много разных звуков». Русский вариант текста Т.Боровик

II. Основная часть

Учитель. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? И ещё о том, что у каждого звука есть своё «лицо»: и мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вместе вспомним, какие звуки нам знакомы и о чём они могут нам рассказать.

Дети называют звуки (шорох, шуршание, треск, шелест, скрип и т. д.).

2. Прослушивание записи.

Учитель. Какие по качеству звуки издают предметы.

Дети. Кастрюля – звонкие, шумные, аппетитные звуки. Шум воды из-под крана – журчащие, капающие, приглушённые, льющиеся. Скрип двери похож на хриплый голос старика.

3. Звуки «живые» и «неживые»

Учитель. Мы довольно легко различаем звуки «живые» и «неживые». Разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка).

Сравните, например, монотонный шум дождя с жужжанием шмеля, который то стремительно приближается к цветку, то, замедляя полёт, зависает над яркими лепестками и осторожно погружается в ароматную пыльцу… Ответы детей.

Учитель. Вы, конечно, догадались, что звуки неживой природы однообразны и не так выразительны. Зато голос «живого» звука всё время меняется. Птичье пение, жужжание всяких насекомых, волчий вой – всё это самые настоящие музыкальные звуки. Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия.

4. Шумовые и музыкальные звуки

Учитель. Чем отличается шум от звуков или музыки? Ответы детей.

Учитель. Рассмотрите рисунки и назовите, когда вы слышите шумовые звуки, а когда – музыкальные.

На экране слайд № 1 «Шумовые и музыкальные звуки» (см. Приложение)

Учитель. Музыка состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)

5. Беседа о силе звука

Учитель. Звуки по своей силе бывают неодинаковыми. Мы никогда не спутаем тихий и громкий звук. Одно и тоже слово можно сказать очень громко, тихо и шёпотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотели сообщить. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками («динамика» означает «силовой, относящийся к силе»). Динамические оттенки в музыкальной речи – это музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её более выразительно. В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Попытайтесь запомнить обозначения динамических оттенков.

Объяснение обозначений динамических оттенков.

Учитель. Звуки различаются между собой не только динамикой. Чтобы узнать ещё об одной тайне звука, поиграем в игру-диалог.

Учитель. Представьте, что встретились два человека: один большой – большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько, нежно.

— Где ты живёшь? – прогремел великан.

— С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.

Задание: Дети придумывают дальнейший диалог и исполняют его. От имени спрашиваемого пропевают вопросы, низким голосом помогая себе рукой, согнутой в локте и опущенной на уровень груди. От имени отвечающего пропевают вопросы высоким голосом. Руку, согнутую в локте, подними на уровень глаз.

Учитель. Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального.

7. Игровое задание «Подумай и отгадай»

Детям раздают карточки, на которых изображены медведь, зайчик, птичка. На фортепиано звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушка» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. В процессе игры развивается умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.

8. Беседа о длительности звука и чувстве ритма

Учитель. Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки. Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей длительности. Звуки по своей продолжительности бывают очень разными. Есть очень длинные звуки, а есть средние и совсем короткие.

Для обозначения коротких и длинных звуков мы будем использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук q обозначим слогом «та», а более короткий e – слогом «ти».

9. Исполнение песенки «Небо синее»

Учитель. Споём песенку «Небо синее» на одном звуке.

На доске запись ритмического рисунка № 1 (см. Приложение)

Исполнение песенки с детьми без слов, называя долгие звуки слогом «та», а короткие – «ти». Затем пение со словами.

Учитель. А теперь прохлопайте ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

10. Беседа о тембровой окраске и звуках города. Сказка Н.В. Багдасарян «Звуки моего города»

На экране термин «Тембр». Хоровое проговаривание.

Учитель. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Это загадка ещё одного свойства звука – тембра. Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.

Учитель. Ребята, вы обращали внимание на звуки города? Ответы детей. Мы стараемся не замечать звуки города, они мешают, утомляют. Тем не менее, звуки города – это тоже музыка, сотканная из шумов, гудков, стуков, сигналов. Эти звуки говорят нам о напряжённой, активной жизни, которой живёт современный человек и окружающий его мир. Я прочитаю вам сказку Н.В. Багдасаряна «Звуки моего города», а вы воспроизведёте звуки, о которых идёт речь голосом или хлопками.

Хорошо отдохнуть после тяжелого трудового дня, — размышлял старенький красный Жигуленок, — сейчас мой хозяин хлопнет дверью (хлоп) и включил сигнализацию (би-бип). А я буду спать. Пока не вернулись мои друзья с работы, вздремну немного. Только в нашем дворе спокойные ночи — редкость. Вот во двор влетела машина Скорой помощи! (сирена: у-у-у-у).

Во двор влетела новенькая Ауди (вз-з-з-з-з). Лихо развернулась и встала рядом с жигуленком.

— Эй, привет? — сказал Жигуленок.

Но Ауди даже не посмотрела в его сторону, а только гордо просигналила (гу-гу) в ответ своей хозяйке. С другой стороны двора въехал Трактор.

— Привет! (бу-бу-бу-бу-бу-у-у-у), — поздоровался он с жигуленком, — мой рабочий день только начинается… Приехал снег расчищать.

С остановки идут люди, и снег под ногами у них хрустит (хруп-хруп-хруп). Вот мальчик вывел большую собаку Рэкса на прогулку. И Рэкс от радости гром залаял (гав-гав-гав). Наконец, и «соперница» появилась — маленькая белая собачка Гита. Она, конечно, звонко и задиристо ответила ему (тяв-тяв-тяв). Мальчишка бросил снежок в стекло Жигуленка, и он от обиды и боли простонал (ой-й-й-й-й). Собаки ушли домой. Кажется, все стихло во дворе.

Но неожиданно раздался треск Мотоциклов (тр-р-р-р, тр-р-р-р, тр-р-р-р)

Это рокеры въехали во двор и с оглушительным визгом (аз-з-з-з) пронеслись мимо Жигуленка.

— Ни зимой, ни летом нет от них покоя, — рассердился Жигуленок и проворчал в ответ (р-р-р-р).

Во двор въехала Грузовая машина и тяжело, будто переваливаясь с бока на бок, прокряхтела (уф-ф-ф-ф-ф).

Наконец наступила тишина. И Жигуленок заснул.

Только сон его был недолгим. Проснулся он от звуков Лопаты и Метлы, которые расчищали дорогу (ш-ш-ш-ш-ш.)

— Здравствуй, новый день! — сказал Жигуленок, — пора на работу.

11. Игра «Линия-волшебница». Слушание музыки.

Чтобы определить объём звуковой информации детей, учитель предлагает детям игру «Линия-волшебница».

Учитель. Строгая прямая линия, если изменит «своё» настроение, может превратиться, например, в злую линию или гордую и принять невероятные формы.

На экране слайд № 2 «Волшебные линии» (см. Приложение)

Учитель. Прослушайте несколько музыкальных фрагментов композитора Д. Кабалевского, определите настроение музыки и в своих тетрадях изобразите характер произведения линией. Ребята слушают музыкальные фрагменты Д. Кабалевского «Злюка», «Резвушка», «Плакса» (одна – две фразы).

Учитель. Расслабьтесь, «растворитесь» в музыке и рисуйте, не думая, свободно водя рукой по бумаге. Вы можете выполнить рисунок одним цветом или подобрать различные цвета, в зависимости от характера музыки. Дети выполняют задание. Затем показывают свои рисунки.

III. Заключительная часть

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Что нового и интересного вы узнали?

Дети. Мы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные, познакомились с загадочными свойствами звуков.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы узнали, как удивителен мир звуков, окружающих нас. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина и торжественно «звучат» звёзды Вселенной. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.

2. Домашнее задание

Учитель. Когда вы останетесь, дома одни, послушайте в течение нескольких минут шумы и звуки в комнате, в коридоре, на улице. Мир наполнен звуками, и они живут самостоятельной жизнью. Прислушайтесь к их настроению, характеру.

На следующих уроках мы продолжим наше знакомство с загадочными звуками. До новых встреч!

Выход детей из класса под песню Г.А.Струве «Музыка».

Источник

Теория музыки

Лекция 1. Музыкальный звук

1. ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗВУКА

2. СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА

3. ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ. НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

4. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ

5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ. ПОЛУТОН И ЦЕЛЫЙ ТОН. ПРОИЗВОДНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ

6. ЭНГАРМОНИЗМ ЗВУКОВ

7. ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ

8. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ

1. ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗВУКА

1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.

Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).

2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.

2. СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА

Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки одинаково используются в музыке. В музыкальной теории принято различать звуки музыкальные и звуки шумовые.

Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты, например треск, скрип, стук, гром, шорох и т. п. Шумовые инструменты применяются лишь в качестве украшения или придания музыке эмоциональной насыщенности. К таким инструментам относятся почти все ударные: треугольник, малый барабан, разнообразные виды тарелок, большой барабан и др. В этом присутствует некоторая доля условности, о которой не следует забывать. Например, такой ударный инструмент как «деревянная коробочка» имеет звучание с достаточно ясно выраженной высотностью, однако этот инструмент все равно причисляется к шумовым. Поэтому отличать шумовые инструменты надежнее по тому критерию, возможно ли на данном инструменте исполнить мелодию, или нет.

Физический характер музыкального звука определяется несколькими свойствами; в их число входят: ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ и ТЕМБР.

Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука. От того, что звук будет продолжительнее или короче, не меняется его физический характер, однако с точки зрения музыки длительность звука имеет столь же важное значение, как и остальные его свойства, поскольку от длительности зависит художественное содержание звука, или другими словами, его «настроение».

Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.

Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

ТЕМБРОМ называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра в музыкальной среде применяются слова из области ощущений, термины-метафоры, например, говорят: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т. п. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром, и даже один инструмент способен издавать звук различной окраски.

Различие тембров зависит от состава частичных тонов (натуральных призвуков или обертонов), которые присущи каждому источнику звука.

3. ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ. НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

Звуковая волна на практике всегда имеет довольно сложную форму, часто далеко не походящую на математическую синусоиду. Происходит это вследствие того, что колеблющееся тело (струна), вибрируя, преломляется в равных частях. Эти части производят самостоятельные колебания в общем процессе вибрации тела и образуют дополнительные волны, соответствующие их длине. Дополнительные (простые) колебания и вызывают образование частичных тонов. Высота частичных тонов различна, так как скорость колебания волн, от которых они образуются, не одинакова.

Например, если бы струна воспроизводила только основной тон, то форма ее волны соответствовала бы следующему графическому изображению:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Длина волны второго частичного тона, образующейся от половины струны, в два раза короче волны основного тона, а частота колебаний ее в два раза скорее и т. д.:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Если принять за единицу число колебаний первого звука (основного тона) струны, то числа колебаний частичных тонов выразятся рядом простых чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и т. д.

Такой ряд звуков называется натуральным звукорядом.

Приняв за основной тон звук до большой октавы, мы можем построить ряд звуков с частотами, соответствующими этой закономерности:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Столь сложная структура звучания простой одиночной струны не воспринимается нами сознательно, потому что подобное строение имеют, в принципе, все звуки, с которыми мы имеем дело в своей жизни; а также потому, что громкости, амплитуды этих призвуков чаще всего на несколько порядков меньше, чем амплитуда главной, основной частоты струны.

4. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ

Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.

Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш), образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук «до». Весь звукоряд состоит из семи полных октав и нескольких звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда (на концах фортепианной клавиатуры). Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА и ПЯТАЯ ОКТАВА. Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.

Ниже приводится схема звукоряда музыкальной системы, изображенного в виде клавиатуры с делением на октавы:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ. ПОЛУТОН И ЦЕЛЫЙ ТОН. ПРОИЗВОДНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ

Соотношение высот звуков музыкальной системы называется музыкальным строем.

Благодаря тому, что октава разделена на 12 равных полутонов, полутон является самым узким расстоянием между звуками музыкальной системы. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Целые тоны, образующиеся между основными ступенями, разделены на полутоны. Звуки, которые делят их на полутоны, извлекаются на фортепиано на черных клавишах. Таким образом, октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, но из них только семь звуков являются основными для звукоряда.

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.

Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией (что означает, в данном контексте, изменение высоты).

6. ЭНГАРМОНИЗМ ЗВУКОВ

Высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков.

Производная ступень может оказаться также и на одной высоте с основной ступенью, например си-диез и до или фа-бемоль и ми. При двойном повышении или двойном понижении наблюдается такое же явление, например фа-дубль-диез и соль; ми-дубль-диез и фа-диез;ми-дубль-бемоль и ре; до-дубль-бемоль и си-бемоль и т. д.

7. ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ

Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.

Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной.

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

8. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.

Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

С, D, Е, F, G, А, Н ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется «нелогичное» присутствие в обозначениях буквы «Н».

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b.

При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, aas.

Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

1.Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986

Источник

Какими бывают звуки?

Какими бывают звуки?

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детейИгра «Узнай по голосу»

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности:
Длинные и короткие
По тембру:
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детейЧеловеческий голос – это волшебный инструмент

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детейМетроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр, лад, динамика, темп и размер.
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Провести игру «Узнай по голосу»

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть фото Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Смотреть картинку Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Картинка про Что такое музыкальный звук в музыке для детей. Фото Что такое музыкальный звук в музыке для детейЛад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» ( раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *