Что такое мягкий фарфор
Что такое мягкий фарфор
Название этот вид керамики получил за то, что при обжиге образуется больше жидкой фазы, что повышает риск деформации заготовки. Уже в процессе плавки к стекловидной массе добавляется гипс и глина. Глазурь тоже состоит преимущественно из стекла. После ее нанесения изделия обжигают повторно, и глазурь сплавляется с черепком. Температура обжига ниже, чем у твердых масс. Обычно достаточно +1300-1350 °C.
Мягкий фарфор получается прозрачнее твердого. Он отличается красивым белым или сливочным оттенком. Звон от удара деревянной палочкой более мелодичный. Но ударопрочность и термостойкость снижены примерно вдвое. Вот несколько признаков, по которым отличают мягкий фарфор:
Мягкий фарфор: история происхождения
Мягкий фарфор появился в Европе на полтора столетия раньше твердого фарфора. Впервые он был открыт во Флоренции на мануфактуре семейства Медичи, это произошло в 1575-1587 годах. Но этот вид керамики был несовершенным, а его производство — экономически невыгодным.
Более удачные рецепты были найдены во Франции в попытке заменить дорогой китайский фарфор. В 1673 году маленькая Руанская мануфактура в Нормандии нашла формулу, которую впоследствии переняли другие фабрики. Владельцем и главным мастером производства был Луи Потер. Его изделия славились белизной и кобальтовой росписью. Помимо синей краски, использовались красная и зеленая. Посуду окрашивали поверх глазури и обжигали, клейма не ставили. Заслуга Луи Потера еще и в том, что он первым перестал подражать восточным мастерам придумывал роспись в оригинальном французском стиле.
Вскоре мягкий фарфор стали производить и в других местах Франции: в Пасси под Парижем, Шантийи и Сен-Клу. В основном, фабрики занимались имитацией китайских и японских образцов. Оригинальные французские мотивы появились в изделиях Венсенской фарфоровой мануфактуры (Vincennes) в поздний ее период.
После 1756 года Венсенский завод переехал в новые здания в Севре. Так началась история прекрасных и высоко ценимых изделий Севрской мануфактуры. Долгое время ей покровительствовала маркиза де Помпадур, в честь которой назвали применяемый в окрашивании редкий розовый цвет. Мягкий фарфор продолжали выпускать и после открытия твердого, потому что он обходился дешевле и отлично подходил для художественных изделий.
В Англии производство мягкого фарфора началось чуть позже. Технология изготовления мягкой фарфоровой массы попала на остров вместе с бежавшими из Франции гугенотами. В 1749 году Томас Бриан представил Лондонскому королевскому обществу первые образцы, похожие на продукцию мануфактуры Сен-Клу. Затем с такой керамикой работал завод Royal Worcester и другие представители фарфоровой промышленности в Англии.
Применение мягкого фарфора
Несмотря на невысокую прочность, мягкий фарфор востребован и в наши дни. Он обжигается при меньших температурах, что оставляет больше возможностей для окрашивания. При обжиге твердого фарфора для подглазурной росписи можно использовать красители на основе кобальта, хрома и железа, а другие составы обесцвечиваются. Мягкая масса с более низкой температурой плавления позволяет использовать нежные и разнообразные тона.
Также мягкой массе легче придать сложную форму. Из нее делают статуэтки, предметы интерьера с изящно изогнутыми формами и более тонкую посуду. Этот материал идеален для художественных изделий или посуды для особых случаев.
Все о фарфоре: виды, классификация, роспись
Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.
Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.
В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.
Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.
История происхождения
Родиной происхождения фарфора является Китай.
В период правления династии Тан VI-VII веках до нашей эры изготавливалась посуда в основном из нефрита, который считался довольно редким и дорогим камнем, а дешёвая глина и дерево — недолговечными.
Потребовалось несколько десятилетий, пока не была найдена в провинции Цзянси горная порода, образованная из кварца и слюды, получившая название фарфорового камня.
Первые изделия представляли из себя вытянутые кувшины с рельефным декором в голубых и зеленоватых тонах.
В IX веке до нашей эры Китай становится неофициально «фарфоровой столицей».
Начинается массовое производство посуды и экспорт в страны Европы и Восточной Азии.
Секрет производства многие столетия держался в строжайшей тайне, раскрыть которую удалось немецкому химику Бёттгеру.
Благодаря залежам белой глины в окрестностях Саксонии, он изготовил чашу и преподнёс её королю Августу Сильному.
С этого момента зазвучал и «саксонский фарфор». Тайна была раскрыта.
Классификация
Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.
Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.
Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.
Твердый фарфор
Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.
Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.
При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.
Данный вид фарфора имеет несколько назначений:
Костяной фарфор
Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.
Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.
Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.
Мягкий фарфор
В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.
Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.
Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.
Используется в производстве художественных изделий.
Этот фарфор имеет несколько видов.
Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.
Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.
Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.
Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.
Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.
Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.
Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.
Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.
Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.
Широко используется в лепке скульптурных композиций.
Бисквитный фарфор
Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.
Роспись изделий
На протяжении не одного столетия посуда и предметы интерьера из фарфора имеют отличительные черты в технике росписи.
Подглазурная – довольно сложная и трудоёмкая в выполнении роспись и дорогостоящая.
Характерна в основном для китайского антикварного фарфора. Рисунок наносится пером или кистью до обжига, поэтому мастеру необходимо точно рассчитать пропорции красителей и красок, для исключения растворения рисунка в глазури. Обязательно добавляют окись алюминия или каолина.
В этой технике также используют пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши.
Надглазурная – самая простая роспись в изделии, делающая его доступным в цене.
Краски должны иметь термическую и химическую устойчивость, так как подвергаются после нанесения на глазурованную поверхность обжигу в муфельной печи.
Данная роспись чаще применяется всего в оформлении сервизов.
Декор
Особый интерес в украшении фарфора вызывает декор.
Это могут быть мини-фигуры людей и животных, цветы, завитки, элементы церковной символики и многое другое.
Отдельные элементы, изготавливаются также из фарфора, фиксируют с помощью клеевых составов.
Благодаря таким дополнениям изделия приобретают изысканный вид.
Посуда становится более изящной и хрупкой.
Заключение
Фарфор навсегда останется, связанным с историей, традициями и искусством.
Неслучайно его называют «белым золотом».
Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями.
В наше время существует много заводов по производству фарфора не только в России, но и за рубежом.
Фарфоровые изделия способны создать тепло и уют в каждом доме.
ТВЁРДЫЙ и БИСКВИТНЫЙ, МЯГКИЙ и КОСТЯНОЙ ФАРФОР
Фарфор является благороднейшим и наиболее совершенным видом керамики. Как правило, в фарфоре выделяют несколько основных типов: твердый и бисквитный, мягкий, костяной.
ТВЁРДЫЙ и БИСКВИТНЫЙ
Немецкая мануфактура Meissen в Саксонии стала открывателем нового на то время «твёрдого» фарфора. Твёрдый фарфор иногда называют «настоящим» фарфором. Он содержит в своём составе намного больше каолина и кварца. Твёрдый фарфор обладает большей механической прочностью, плотностью, сопротивляемостью к жару, непроницаемостью и химической стойкостью. В связи с большим наличием в составе фарфоровой массы каолиновых глин, их плавление требует более высокой температуры обжига. Она составляет 1350-1500°C. Соответственно изделие получается твёрже. Глазурь у такого фарфора получается тонкой и блестящей. Она состоит из тех же субстанций, что и фарфоровая масса, только в других пропорциях, благодаря чему может плотно и однородно соединяться с черепком. Её невозможно ни отбить ни отслоить.
Твёрдый фарфор, который обжигают без покрытия глазурью, называют «бисквитным». Примечательно, что в эпоху европейского Классицизма «бисквит» употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.
У твёрдого фарфора осколок белоснежный, гладкий, ровный, блестящий и с острым краем. На ощупь такой фарфор холоднее, чем мягкий. Фарфор Meissen — это классический твёрдый фарфор.
Родиной костяного фарфора является Англия. Формула костяного фарфора как разновидности мягкого была открыта керамиком-англичанином Джози Споудом в середине 18 века. В основном он используется для создания чайных сервизов и посуды. Состав фарфоровой массы костяного фарфора на 60% состоит из фосфата извести — золы пережжённых костей крупного скота, что позволяет сделать возможной более лёгкую плавку фарфорового материала. Кости лошадей в данном случае исключаются, поскольку они придают посуде желтоватый оттенок. Самыми подходящими оказались тазобедренные кости коровы. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°C. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит помимо окиси свинца ещё и некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. Глазурь на костяном и мягком фарфоре мягкая и ломкая. Преимуществом костяного фарфора является его необыкновенная тонкостенность и прозрачность. Костяной фарфор выносливее и твёрже мягкого фарфора, однако сильно уступает в своих характеристиках твёрдому саксонскому фарфору.
Из чего делают фарфоровую посуду, виды, состав, различия материала, лучшие бренды
Изобретенный в Поднебесной еще в VII веке, фарфор и поныне считается одним из самых лучших материалов для изготовления посуды. Чашки, блюдца, тарелки, чайники, вазы из него отличаются особым изяществом, красотой, элегантностью. Для того, чтобы выбрать качественные изделия, необходимо знать особенности, существующие виды, а также основные характеристики подобной керамики.
Характеристика фарфоровой посуды
Времена, когда этот состав для посуды из Китая, был тайной, давно прошли. В начале XVIII века специалисты в Саксонии нашли свой рецепт изготовления, не отставали русские мастера, самостоятельно открывшие секрет производства уникальной керамики. В наш дни фарфоровая посуда представлена в магазинах во всем великолепии, и при желании легко купить чайный или столовый сервиз как для повседневного употребления, так и приобрести в специализированных лавках антикварные вещи.
В качестве сырья используются различные виды глины особых сортов (каолин, глина с включениями хромофоров), а также минералы (кварц, полевой шпат). В зависимости от процентного соотношения компонентов, вида последующего обжига различают степени пластичности фарфоровой массы, и, соответственно, тип готовых изделий.
Классический материал характеризуется следующими признаками:
Фарфор – разновидность керамики, отличающаяся не только составом компонентов, но и особой технологией изготовления. Важны показатели температуры, при которых происходит обжиг изделий, благодаря чему посуда становится как бы прозрачной.
Сервизы отличаются идеально гладкой поверхностью, полной безопасностью с точки зрения экологичности (натуральные материалы), отсутствием эффекта «старения» (в отличие от фаянсовых чашек и блюдец). Посуда без напыления, не особо «старая» подходит для мытья в посудомоечной машине.
Разновидности фарфора
В состав массы, из которой его делают, входят несколько компонентов, при этом процентное содержание их различается. Исходя из этого, выделяют две основных разновидности благородной керамики:
В таблице представлены основные характеристики каждой группы.
Компоненты | Твердый | Мягкий |
Каолин | 46-66% | 24-40% |
Полевой шпат | 25% | 30% |
Кварц | 25% | 45% |
Температура плавления (º C) | 1400-1450 | 1300-1350 |
Большое содержание белой глины (коалина) дает изделиям необходимую прочность, увеличение плавней (добавок шпата) повышает пластичность.
Это интересно! Твердый и мягкий фарфор различаются не по степени плотности, а по содержанию жидкой фазы при обжиге. У мягкого она больше, поэтому велик риск деформации заготовок.
Также различают следующие подвиды материала:
Для многих потребителей такие тонкости в производстве посуды неизвестны, но разобравшись с тем что это такое, в нюансах производства, гораздо проще выбирать качественные изделия.
Например, в Китае, стране, которая считается родиной фарфора, мастера изготавливали сервизы из мягкого материала, тогда как европейские специалисты предпочитали творить шедевры из твердой, требующей высокотемпературного обжига массы с большим количеством белой глины.
Различается и оформление готовых изделий:
На фабриках поточного производства для оформления утвари применяют технику деколи (с использованием специальной бумаги и обжига).
Коллекционная и функциональная посуда
Ранее фарфор считался предметом роскоши и по стоимости был доступен только обеспеченным людям. В наши дни коллекционеры «гоняются» за уникальными, выполненными вручную в особых техниках старинными изделиями, при этом в магазинах представлен огромный выбор функциональной кухонной утвари из фарфора на каждый день.
Благодаря массовому производству, каждый покупатель может приобрести продукцию отечественных фабрик, купить сервизы именитых зарубежных производителей. Ценившийся в прежние времена фарфор из Поднебесной перешел в разряд коллекционной утвари, а современные китайские производители предлагают недорогие наборы не всегда высокого качества.
Это не касается элитных марок типа Corone, в производстве которой используется отборное сырье и оригинальный, разработанный в Венеции дизайн.
Среди коллекционных предметов не только посуда из фарфора, но и декоративная скульптура, фигурки, предметы интерьера.
Большой популярностью и спросом пользуются изделия фабрик эпохи СССР, отличающиеся оригинальным дизайном и безупречным качеством.
Особо ценится продукция следующих производителей:
В Европе и в России делают фарфоровую посуду по заказам фешн-марок.
La Maison & Valentin Yudashkin
К таким относится бренд La Maison (Валентин Юдашкин), Россия, фирма «Гермес» (Франция).
Lefard
Villeroy & Boch
Фарфоровые изделия для массового потребления производят в самых разных уголках мира: немецкие компании Dibbern, Villeroy & Boch, английская Dudson, российские «Кубаньфарфор», «Скудельник», Lefard («Лефард»), китайские Rollin Porcelain, Naomi, Midori.
Производители
Среди отечественных производителей фарфоровой посуды имеются как предприятия с давней историей, так и новые компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции.
В списке известных производителей:
Популярны изделия таких знаменитых российских производителей как Гжельский завод (посуда с ручной росписью из кобальта), завод в Дулево, фабрика «Фарфор Сысерти».
Ряд производств, хотя и продолжают выпуск эксклюзивных коллекционных серий, также имеют линии по изготовлению недорогого массового фарфора.
Rosenthal
Kahla
Lladro
Это такие фабрики как российская мануфактура Гарднеръ, немецкие «Розенталь» (Rosenthal), «Кахла» (Kahla), испанская «Льядро» (Lladro).
Особенности ухода в зависимости от вида фарфора
Посуда из благородной керамики отличается прочностью, великолепным внешним видом, долговечностью. Но белоснежные или расписные сервизы будут радовать глаз долгие годы только при условии правильного ухода.
Для удаления стойких пятен допускается добавить в воду пару капель нашатыря, после чего тщательно сполоснуть утварь и насухо протереть мягкой салфеткой.
Тарелки, чашки, блюда моют сразу же после трапезы, вытирают насухо, иначе на поверхности появятся пятна, разводы, потеки.
Хранят тарелки в вертикальном положении (складывание «горкой» не допускается), в хорошо просушенном состоянии. Нельзя ставить тарелки и чашки после мытья в сушилку, только вытирать досуха и убирать в шкафы. Если нет возможности при хранении раскладывать посуду по отдельности, то покрывают каждый предмет мягкой салфеткой.
В посудомоечной посуде разрешено мыть только некоторые виды фарфоровой посуды. Производители указывают при помощи маркировки такую возможность. При этом выбирают короткие циклы мойки, невысокий температурный режим, применяют для процедуры щадящие составы с натуральными компонентами. С расписными сервизами лучше не рисковать и вымыть чашки с блюдцами вручную, иначе ценная утварь потеряет привлекательность, на посуде появятся сколы, царапины, разводы.
Декорированные позолотой, серебром изделия отмывают очень бережно, так как велик риск стирания слоев. Коллекционный фарфор «преклонного возраста» рекомендуется только протирать от пыли, обходясь без мытья. Аккуратно моют изделия, имеющие выступающие детали (ручки, носики), держа предметы за корпус.
Фарфоровая посуда красива и практична. Зная особенности такой керамики и правила ухода, можно использовать функциональную утварь для повседневности, а роскошные, доставшиеся в наследство от бабушек и родителей сервизы – для особо торжественных случаев.