Что такое мышление обществознание 6 класс кратко

Что такое мышление обществознание 6 класс кратко

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть картинку Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Картинка про Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко

Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть картинку Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Картинка про Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть картинку Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Картинка про Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Смотреть картинку Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Картинка про Что такое мышление обществознание 6 класс кратко. Фото Что такое мышление обществознание 6 класс кратко

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

Источник

Лекция по обществознанию «Мышление и деятельность»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕМА Мышление и деятельность

Мышлением называется высшая форма активного отражения объективной реальности, которая состоит в целенаправленном, обобщённом, абстрактном познании окружающего мира. Мышление – это процесс, при котором ум анализирует, сопоставляет, обобщает, создаёт ассоциации и извлекает знания из глубин нашей памяти. Мышление – это работа ума. Эта работа осуществляется с помощью мыслительных операций.

Виды мыслительных операций:

а) сравнение – процесс сопоставления разных свойств объектов;

б) анализ – разложение целого на части;

в) синтез – воссоединение целого из частей;

г) абстракция – выделение существенных, закономерных признаков объектов;

д) конкретизация – уточнение, наполнение деталями;

е) индукция – способ логического рассуждения от частного к общему;

ж) дедукция – способ логического рассуждения от общего к частному;

з) классификация – систематизация по общим признакам;

и) обобщение – переход от отдельных фактов к общему выводу.

Развитие мышления проходило сложный и длительный путь развития. Первобытный человек мыслил конкретно. Он не был способен к обобщению. Античный человек все уподобляет вещам, даже сам человек является вещью, только особенной. Но уже античный человек перешёл к абстракции. И вместо конкретного понятия появляется обобщение. Не просто конкретная точка на прямой, а точка как таковая, как понятие.

Образное мышление – исторически первый тип мышления. Этому типу соответствовало мифологическое сознание. Человек начинает мыслить образами, что даёт ему возможность создавать мифы с элементами правды и вымысла. Религия также появилась благодаря образному мышлению – ведь для того, чтобы верить в богов, надо их представить.

Сознание, бессознательное и сверхсознание.

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку. Это понимание своего прошлого, настоящего, будущего. Это только человеческая способность сопоставлять, анализировать, проектировать. Сознание – это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление.

Сознание человека прошло длительный путь развития. В период античности люди стремились, прежде всего, познать окружающий мир. Они, как дети, изучали окружающие их вещи, предметы. Они ещё не умели познавать себя, изучать свой внутренний мир.

В средние века, когда религиозная идеология была господствующей, человек был лишён возможности изучать внешний мир. Религия прививала человеку мысль, что познание ему недоступно, оно даётся только Богом. Единственное, что может и должен изучать человек, это свою душу, свой внутренний мир. Человек научился познавать себя.

И только в Новое время, человек соединяет своё умение понимать и изучать внешний мир, и своё знание о внутреннем мире. Так появилась современная структура сознания.

Современные учёные выделяют ещё один феномен – сверхсознание – это то, что даётся человеку обществом: правила поведения, мораль.

Деятельность – это сознательная внутренняя и внешняя активность человека, направленная на достижение поставленных целей. Деятельность присуща только человеку. Действия животных называются активностью, они не регулируются сознанием, поскольку сознание присуще только человеку. Животные не ставят цели, они действуют в пределах потребностей своего биологического вида и никогда за эти пределы не выходят.

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность. Т.е. субъектом может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы или сферы жизни людей. Мотив – причина, побуждение.

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенной деятельности. Целью может стать не любой объект реальности, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям субъекта.

Средства должны соответствовать цели. Средства могут быть разные. Например, для строительства дома нужны деньги и стройматериалы.

Существует несколько классификаций видов деятельности.

Главное деление: практическая и духовная. Практическая деятельность направлена на преобразование объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Деятельность также бывает созидательная и разрушительная.

Основные виды деятельности:

Среди многих других видов можно выделить творческую деятельность, т.е. деятельность, направленную на создание чего-то нового. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства.

Особенностью игровой деятельности является то, что она ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Для человека игра – это возможность испытать новые социальные роли, моделировать ситуации, способы разрешения конфликтов и др.

а ) сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

б) продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
в) преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
г) общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *