Что такое мюзикл что такое опера
Разница между мюзиклом и оперой
Традиции классической оперы свято почитаемы в театральном мире. Но оперное искусство продолжает развиваться и рождает новые жанры, созвучные своему времени и отражающие его эстетику. На современной сцене с успехом идет мюзикл — и зрительный зал взрывается аплодисментами. Не потому ли, что в молодом пока еще жанре продолжаются традиции высокого искусства?
Определение
Опера – театральный жанр, в котором драматическое действие сочетается с вокальным исполнением и инструментальной музыкой. Его разновидностями являются большая опера, романтическая и комическая опера, опера-балет. Каждая из этих оперных форм имеет свои особенности, но принцип сценической драматургии для всех остается общим: действие на сцене выстраивается на основе написанного для оперы либретто, драматическое исполнение сопровождается вокалом, спектакль начинается с увертюры – короткого музыкального вступления.
Мюзикл – музыкальное сценическое произведение, в котором композиционно соединены диалоги, песни, симфонические музыкальные фрагменты и хореография. Основу спектакля составляет драматическое или комедийное произведение, поэтому мюзикл имеет и другое название – музыкальная комедия.
Сравнение
В европейской культуре жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей – публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera – сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.
«Эвридика» считается первым оперным произведением, с которого началось утверждение нового театрального жанра, объединившего поэзию, драматическое искусство и вокальную музыку. Несколько веков опера совершенствовалась и постепенно стала классикой театральной сцены.
В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.
Опера «Кармен»
Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.
Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.
Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.
Эту особенность можно считать жанровым признаком современного мюзикла. Сложное либретто, драматизм, художественная интерпретация тем, касающихся общечеловеческих ценностей, давно вывели его из ряда развлекательных шоу.
Мюзикл «Кошки»
Мюзиклы Бродвейского цикла, знаменитые постановки «Notre-Dame de Paris» Риккардо Коччанте и Люпа Пламондона, «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса признаны классикой современного музыкального искусства.
Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений – с популярными мелодиями и джазовыми темами.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Я очень далек от всей этой «высокомузыкальной» темы, хотя любое исполнение живой музыки или живого голоса мне очень нравится и я с удовольствием слушаю. Но вот всякие подробности, тонкости и нюансы совершенно не знаю. Вот, казалось бы такой банальный вопрос как в теме поста ставит уже меня в тупик.
Лично у меня слово «мюзикл» ассоциируется со стилизованными бродвейскими представлениями, насыщенными энергичными песнями, которые чередуются с диалогами. Опера же многим кажется более мелодраматичной и утончённой.
Тем не менее, Anthony Tommasini, главный критик классической музыки The New York Times,утверждает, что эти виды искусства отличаются по-другому.
Например, мюзикл «Отверженные» — это мрачное, исключительно музыкальное шоу, заставляющее людей больше плакать, чем смеяться. В то же время, опера может включать танцы и/или разговоры.
По словам Tommasini, различительная черта между мюзиклом и оперой заключается в том, что «в опере главная ведущая сила – музыка, тогда как в мюзикле – слова». Когда вы слушаете оперу, то неважно, на каком она языке (если вам известен основной сюжет). Что касается мюзикла – вся тонкость заключается в поэзии.
Когда всё сводится к этому, слова Tommasini объясняют, почему звёзды оперы часто поют в другом стиле, чем артисты Бродвея, почему оперы и мюзиклы обычно имеют товарные знаки и почему музыкальное сопровождение и оркестровка у них различаются.
С другой стороны, мы живём в мире сумасшедших гибридов, где можно заказывать китайско-индийскую еду, покупать джинсы-леггинсы и да, смотреть бродвейский мюзикл, названный рок-оперой. В конце концов, отсутствие жёстких различий между оперным и музыкальным театрами может привести к тому, что композиторы из обоих лагерей будут заимствовать друг у друга идеи, тем самым ещё больше стирая грань между оперой и мюзиклом.
В классическом же понимании жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей – публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera – сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.
«Эвридика» считается первым оперным произведением, с которого началось утверждение нового театрального жанра, объединившего поэзию, драматическое искусство и вокальную музыку. Несколько веков опера совершенствовалась и постепенно стала классикой театральной сцены.
В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.
Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.
Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.
Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.
Эту особенность можно считать жанровым признаком современного мюзикла. Сложное либретто, драматизм, художественная интерпретация тем, касающихся общечеловеческих ценностей, давно вывели его из ряда развлекательных шоу.
Мюзиклы Бродвейского цикла, знаменитые постановки «Notre-Dame de Paris» Риккардо Коччанте и Люпа Пламондона, «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса признаны классикой современного музыкального искусства.
Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений – с популярными мелодиями и джазовыми темами.
Отличие мюзикла от оперы:
1. Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором вокальное исполнение является главным жанровым признаком. Мюзикл – сценическая постановка, сочетающая вокал, диалоги, хореографию и зрелищные эффекты.
2. Оперная музыка звучит в исполнении симфонических оркестров. В мюзикле преобладают эстрадные жанры музыкальных произведений.
3. Оперное либретто создается преимущественно на основе литературной трагедии, драмы или комедии. Либретто для мюзикла – чаще всего самостоятельная авторская разработка, хотя может быть написано и по мотивам литературных произведений любого жанра.
4. Оперное действие всецело подчинено вокалу. В мюзикле, как правило, используется не оперный, а эстрадный вокал, который связан только с частью сценического действия.
5. В опере не используются сложные зрелищные эффекты. В мюзикле они составляют важную композиционную часть.
Мюзикл
Мю́зикл (англ. Musical ) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Оливер!» и «Ночь открытых дверей» по Диккенсу). Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.
Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла — «Юнона и Авось».
Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.
По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.
В России достижения мюзиклов оценивает Национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра».
Содержание
Зарождение мюзикла
Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.
Развитие в Америке
В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931).
При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», 1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.
После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.
Дальнейшее развитие
В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.
Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Наиболее известные мюзиклы
Бродвейские мюзиклы
Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.
Французские мюзиклы
Поначалу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минимумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Notre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция представила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.
Австрийские мюзиклы
Российские мюзиклы
Азербайджанские мюзиклы
Известный польский драматург С.Поволоцкий вспоминает:
Я первый раз услышал арию Аскера в исполнении великолепного певца Рашида Бейбутова. Потом я посмотрел фильм «Аршин мал алан», в котором Рашид Бейбутов сыграл главную роль. Я был потрясен и влюблен в эту картину. Спустя некоторое время любимый всеми певец в очередной раз приезжает в Польшу на гастроли. Я еще раз услышал в его исполнении арию Аскера из «Аршин мал алана» на польском языке, который он исполнял на каждом концерте. После очередного концерта подошел к Рашиду Бейбутову и поделился с ним желанием перевести «Аршин мал алан» на польский язык. Певец мое предложение одобрил… [2]
В 1954 году в Белостокском государственном Театре им. А.Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е.Пореда и С.Волошина… Театральные постановки «Аршин мал алан» пользуются успехом и в XXI веке. В 2004 году премьера новой постановки всемирно известной музыкальной комедии классика азербайджанского музыкального искусства Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» с большим успехом состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина при Государственном театре имени Е.Вахтангова. Показанный с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища — спектакль был с большим восторгом воспринят зрителями. Антон Макарский и Виктория Морозова пишут об этом:
У спектакля есть своя история: мы играли спектакль «Аршин мал алан» 7 лет назад, когда выпускались из Щукинского училища, потом играли в Театре им. Евг. Вахтангова (в течение года комедия с ошеломляющим успехом шла на сцене театра). И так получилось, что нам удалось собраться старой «щукинской» командой и сделать этот прекрасный спектакль, сохранив атмосферу студенческого праздника-капустника. И при этом получить огромное удовольствие от работы. В спектакле играет интернациональная команда. Сулеймана играет эстонец, Султан-бека играет молдаванин, Аскера — играет … Антон Макарский. Спектакль мы играем в театрально-концертном зале ЦДКЖ, в одном из красивейших залов Москвы. С удовольствием ездим и на гастроли. [3]
В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведен более чем на 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16-и городах Грузии, в 17-и городах Болгарии, 13 штатах США, 17-и городах Польши (1500 раз), в 28-и городах России, в 8-и городах Китая и т.д [2] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Чем отличается мюзикл от оперы
Что такое мюзикл и опера
Опера – театральный жанр, в котором драматическое действие сочетается с вокальным исполнением и инструментальной музыкой. Его разновидностями являются большая опера, романтическая и комическая опера, опера-балет. Каждая из этих оперных форм имеет свои особенности, но принцип сценической драматургии для всех остается общим: действие на сцене выстраивается на основе написанного для оперы либретто, драматическое исполнение сопровождается вокалом, спектакль начинается с увертюры – короткого музыкального вступления.
Мюзикл – музыкальное сценическое произведение, в котором композиционно соединены диалоги, песни, симфонические музыкальные фрагменты и хореография. Основу спектакля составляет драматическое или комедийное произведение, поэтому мюзикл имеет и другое название – музыкальная комедия.
Сравнение мюзикла и оперы
В чем же разница между мюзиклом и оперой?
В европейской культуре жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей – публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera – сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.
«Эвридика» считается первым оперным произведением, с которого началось утверждение нового театрального жанра, объединившего поэзию, драматическое искусство и вокальную музыку. Несколько веков опера совершенствовалась и постепенно стала классикой театральной сцены.
В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.
Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.
Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.
Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.
Эту особенность можно считать жанровым признаком современного мюзикла. Сложное либретто, драматизм, художественная интерпретация тем, касающихся общечеловеческих ценностей, давно вывели его из ряда развлекательных шоу.
Мюзиклы Бродвейского цикла, знаменитые постановки «Notre-Dame de Paris» Риккардо Коччанте и Люпа Пламондона, «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса признаны классикой современного музыкального искусства.
Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений – с популярными мелодиями и джазовыми темами.
TheDifference.ru определил, что отличие мюзикла от оперы заключается в следующем:
Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором вокальное исполнение является главным жанровым признаком. Мюзикл – сценическая постановка, сочетающая вокал, диалоги, хореографию и зрелищные эффекты.
Оперная музыка звучит в исполнении симфонических оркестров. В мюзикле преобладают эстрадные жанры музыкальных произведений.
Оперное либретто создается преимущественно на основе литературной трагедии, драмы или комедии. Либретто для мюзикла – чаще всего самостоятельная авторская разработка, хотя может быть написано и по мотивам литературных произведений любого жанра.
Оперное действие всецело подчинено вокалу. В мюзикле, как правило, используется не оперный, а эстрадный вокал, который связан только с частью сценического действия.
В опере не используются сложные зрелищные эффекты. В мюзикле они составляют важную композиционную часть.
На самом деле, далеко не всегда человеку хватает тех эмоций, которые он получает от посещения подобных мероприятий. Посещая казино Франк вы сможете получить те виды эмоций, которые вам в других делах недоступны. Заходите на сайт и наслаждайтесь досугом.
Что такое мюзикл и в чем его уникальность
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Найти универсальный жанр, который бы пришелся по нраву каждому, – задача нереальная.
Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.
Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.
Уникальное произведение
Термин заимствован из английского языка в советскую эпоху, при этом оригинальное «musical» – результат сокращения от «musical comedy», что буквально переводится как «музыкальная комедия».
Отбрасывание слова «комедия» из названия жанра оказалось пророческим, поскольку сегодня эта составляющая стала необязательной, а само понятие обрело достаточно узкое значение:
Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).
И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.
Римляне же, переняв практически все формы и каноны греческого театра, добавили в такие постановки и немного своего. Так, в частности, обувь актеров стали подбивать металлическими пластинами, что давало возможность зрителю слышать каждое движение танцоров, а самих постановщиков эта «инновация» заставила задуматься о важности спецэффектов.
Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:
Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.
Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.
Стремительное развитие жанра
Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.
Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:
Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.
Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.
Первой вехой в истории зарождения жанра большинство искусствоведов называет постановку «Black Crook», которую зрители увидели на нью-йоркской сцене в сентябре 1866-го.
И хотя этот мелодраматический музыкальный спектакль был отлично принят аудиторией, до конца 19 столетия моду задавали английские представления в духе «Хористки» Джорджа Эдвардса.
Яркими чертами таких постановок стали:
Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.
Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.
Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.
Незабытое старое
В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:
Последующий этап развития мюзикла характеризуется возникновением более мрачных, философских настроений и усилением значения хореографии, как это произошло с «Вестсайдской историей» (1957), где драматичный сюжет сочетается с танцевальной экспрессией. Завораживающий контраст оценили даже самые суровые критики.
Настоящим расцветом мюзикла в качестве самодостаточного жанра можно назвать эпоху 1960 –1980-хх. Влияние рока впервые обозначил спектакль «Волосы» (1967), а затем продолжил британец Эндрю Ллойд Уэббер, ставший основным «поставщиком» мюзиклов для постановки в театрах на Бродвее.
Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:
И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.
К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.
Современный взгляд
Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.
Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:
Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.
Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!