Что такое наблюдение что такое опыт
Опыты, эксперименты и наблюдения в физике: в чем между ними разница
Содержание:
Эксперимент, опыт, наблюдение – основополагающие методы изучения окружающего мира, постижения закономерностей природы. Люди испокон веков следят за протекающими вокруг них явлениями, часть из увиденного пытаются повторять в определённых условиях, имитировать протекающие в природе процессы. Рассмотрим, что такое в физике опыт, наблюдение, эксперимент, чем отличаются. Приведём примеры трёх методов познания законов творца.
Чем отличается опыт от эксперимента
Эксперимент – метод исследования, направленный на:
Из латинского «слово» переводится как «опыт», то есть понятия аналогичные. В русском языке они имеют слегка отличающуюся окраску.
Экспериментальное исследование – опыт, проводимый в строго заданных рамках, часто реализуется в лабораторных или иных специальных условиях, нацелен преимущественно на точный результат, его повторяемость. Обычно требует специального материально-технического обеспечения.
В чем разница между опытом и экспериментом?
При проведении опытов человек не ограничивается ничем: используемой материальной базой, внешними условиями, однако работает в ограниченном опытном пространстве. Эксперимент – разновидность опыта, проводимого в заданных условиях при регулярном контроле изучаемых и зависящих от них параметров.
Алгоритм проведения эксперимента включает:
Исследования, проводимые для удовлетворения любопытства, относят к экспериментам.
Эксперимент – научно проведённый опыт.
Чем эксперимент отличается от наблюдения
Опыт: бросаем камни в озеро и измеряем время, за которое волны дойдут до берега.
Эксперимент: опускаем камни весом около 30 г с высоты 1 м в воду с температурой
18 °C под прямым углом в безветренную погоду. Измеряем, за сколько образовавшаяся волна дойдёт до забитого возле берега кола.
Наблюдение: смотрим, как прогуливающийся мальчик с отцом бросают камни, замечаем, что волны, поднятые разными по весу камнями, доходят до берега со слегка отличающейся скоростью. Наблюдаем, что ветер влияет на скорость распространения волн.
Чем опыт отличается от наблюдения?
Я на собственном примере убедился, что такое наблюдение, а что такое опыт. Это весьма разные понятия, которые могут тесно между собой переплетаться. Например, в школе на уроках труда сначала мы все наблюдали, а потом пытались повторить и сделать то, что от нас требовалось. Я хочу сказать, что опыт можно получить с помощью практики, но без наблюдения и изучения к практике лучше не приступать, хотя неудачный опыт — тоже опыт.
Опыт и наблюдение в науках
Опыт и наблюдение очень ярко выражены в географии, химии, астрономии и физике. Есть некоторые явления в природе, которые мы не можем потрогать, а можем только за ними наблюдать и записывать увиденное.
Для астрономии наблюдение занимает почти все время. Люди создали специальное оборудование, чтобы хотя бы просто наблюдать за другими планетами, звездами, галактиками или явлениями. Наблюдение в астрономии подарило человечеству немало открытий в физике, математике, химии, географии и так далее. Это помогло лучше понять наше происхождение во Вселенной. Наблюдение в данном контексте помогает человеку получать опыт.
В физике и химии дела обстоят несколько иначе. Чтобы лучше понять некоторые физические или химические явления, необходимо их испытать и опробовать. В данных науках опытами называют различные эксперименты, за процессами и результатами которых наблюдают ученые или школьники на уроках, так как элементарные явления необходимо изучать по школьной программе.
Опыт и наблюдение в географии
География отличается от остальных наук, так как она изучает все о природе и Земле. Конечно, существует химическая и физическая география, но сейчас идет речь об общем изучении планеты.
Наблюдение в данной науке является восприятием некоторых объектов и явлений в природе. Это помогает сформировать некоторые географические представления и понятия, чтобы применять их на практике. Оно вырабатывает у учащихся:
Благодаря этому, каждый учащийся накапливает опыт, который будет выражаться в виде умений и знаний.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Почему-то мне сразу вспомнилось одно из заданий по природоведению в младшей школе. Тогда нашему классу задали с помощью опыта определить наличие в почве воздуха, и это был, пожалуй, первый раз, когда я изучала природу путём эксперимента. Раньше были только наблюдения.
В чём разница между опытом и наблюдением
Наблюдение — древнейший способ изучения чего-либо, суть которого заключается в осознанном восприятии объектов, процессов или явлений, а позже — создании описаний увиденного. Пожалуй, этот способ самый простой, ведь вести непосредственное наблюдение можно и без дорогой техники или специального оборудования. Опосредственное же наблюдение ведётся через специальные приборы (обычно используется в опасных, труднодоступных местах или для длительного исследования).
Опыт (он же эксперимент) подразумевает, что уже существует какая-то гипотеза, которую нужно проверить, создавая в процессе исследования специальные условия и отмечая результаты эксперимента. Существует понятие безупречного опыта — существующей только в теории, но невозможной на практике модели эксперимента, при которой:
Что лучше — наблюдать или экспериментировать
Ни то, ни другое, ведь точную характеристику могут дать только эти и другие методы научного исследования в совокупности. В науке чаще всего встречается такой порядок применения разных способов изучения.
Конечно, далеко не все предположения можно проверить опытным путём, поэтому и существует много открытых вопросов, дать ответы на которые учёные до сих пор не могут.
Остается только надеяться, что в будущем все или хотя бы многие существующие предположения либо подтвердят, либо окончательно и бесповоротно опровергнут.
Конспект урока по физике на тему «Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1: Что изучает физика? Некоторые физические термины.
Наблюдения и опыты.
Цель урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, методы изучения физики.
Оборудование: две ложки разного размера, скрепки, стальной шарик, линейка из дерева и др.
1. Что изучает физика?
Сегодня состоится ваше первое знакомство с удивительно интересной наукой – физикой.
Впервые слово «физика» появилось в сочинениях Аристотеля в 4 веке до нашей эры. В переводе с греческого языка слово «фюзис» означает «природа». В русский язык этот термин ввел в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов. Физика – это одна из основных наук о природе. Таким образом, можно сделать вывод: физика изучает различные явления природы.
В жизни мы постоянно сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире.
Явления – это изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем нас мире.
Например: зимой вода отвердевает и превращается в лед, а весной наоборот, снег и лед таят (плавятся) и превращаются в воду, вода кипит и превращается в пар, дует ветер, гремит гром, сверкает молния, падают листья с деревьев и др.
Но не все явления являются физическими.
Физические явления – это любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества.
Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать различные закономерности (законы), которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Какие же бывают виды физических явлений?
1) физические явления могут быть механическими. Например, скатывание шарика по наклонной плоскости.
Пример механического явления
2) существуют электрические явления. Например, при замыкании электрической цепи загорается лампочка.
Пример электрического явления
3) явления могут быть магнитными. Возможно, вы знаете, что магниты, поднесенные друг к другу одноименными полюсами, отталкиваются, а поднесенные разноименными полюсами – притягиваются. Также известно, что магниты притягивают предметы, сделанные из одного материала (например, железа), но заметно не действуют на предметы из других материалов (стекла, дерева, пластмассы).
Пример магнитного явления
4) даже самый обычный мыльный пузырь может стать объектом изучения физики. Радужное переливание красок его стенок – это световые (оптические) явления.
Пример светового явления
Пример теплового явления
6) колебания струн скрипки или гитары, колебания воздуха в духовых музыкальных инструментах порождают звук. Совсем другой звук возникает от волн морского прибоя. Звуковые явления также изучает физика.
Примеры звуковых явлений
Важно понимать, что явления природы и физические явления – не совсем одно и то же. Как правило, явление природы – это несколько физических явлений, происходящих одновременно.
Каждый из вас видел такое природное явление как молния, ударяющая в землю, – это одновременно:
— электрическое явление (между тучей и землей протекает электрический ток),
— магнитное явление (они всегда сопровождают протекание электрического тока),
— тепловое (воздух в канале молнии разогревается до температуры в несколько тысяч градусов),
— световое (вспышка молнии видна за несколько километров),
— звуковое (мощные раскаты грома).
Для описания физических явлений используются специальные термины. Мы будем знакомиться с ними постепенно, и очень скоро из этих терминов сложится язык физической науки. С некоторыми из них мы познакомимся прямо сейчас.
Вы видите различные предметы. Каждый из них мы будем называть физическим телом или просто телом. Тела можно охарактеризовать по их внешнему виду. Они могут иметь форму и объем. Некоторые тела могут быть одной формы, но разного объема. Другие же, наоборот, одного объема, но разной формы.
Правда, существуют тела, у которых нет формы, – это жидкости. А есть и тела, у которых нет ни формы, ни объема, – это газы. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Тела могут состоять из различных веществ. Например, шарик стальной, основу термометра составляет стекло, а на катушку намотана медная проволока.
Тела могут состоять из различных веществ.
Обратите внимание на термины, которыми мы пользуемся. Шарик – это физическое тело, сталь, из которой он сделан, – вещество, а скатывание шарика по наклонной плоскости – это физическое явление.
Стальной (вещество) шарик (тело) скатывается (явление) с наклонной плоскости.
Вещество – это все то из чего состоят физические тела. Вещество – это один из видов материи. Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
То есть, любые физические тела материальны.
5. Наблюдения и опыты.
Вам хотелось узнать, «а что будет, если. », именно это непреодолимое желание узнать «а что будет, если. » постоянно испытывают ученые-физики во время любого исследования. Сейчас мы поговорим об основных этапах научного исследования, о том, что такое наблюдения, опыты (эксперименты), что такое гипотеза, что такое теория, и что является целью любого физического исследования.
Человек начал задумываться о физических явлениях очень давно. Наверное, когда в первый раз посмотрел на звездное небо; наверное, когда в первый раз увидел падение камня; наверное, когда в его ладони растаяла снежинка; а может быть, когда ему удалось разжечь первый в мире костер. Эти явления на первых порах представлялись чудесными и необъяснимыми, казались проявлениями сверхъестественных сил. Но постепенно человек стал проникать в тайны явлений природы. Как же это происходило?
Самым первым способом изучать природу было наблюдение, когда человек наблюдал за физическими явлениями, происходящими в природе. Что же такое наблюдение?
Наблюдение – это изучение явлений природы без вмешательства в их ход.
Изучать – это не просто смотреть, как происходит явление, но и задумываться, почему оно происходит так, а не иначе.
Например, из наблюдений, вы знаете, что листок бумаги падает медленнее, чем книга. И вы задумываетесь: почему так происходит? Давайте вместе подумаем.
У вас возникают различные догадки о причине того, что мы наблюдаем. Такие догадки, недоказанные предположения, в науке называются гипотезами.
Гипотеза – недоказанное предположение (предварительная догадка), о том, как протекает явление.
Гипотез может быть несколько. Например, в случае с листком бумаги и книгой, гипотез может быть две.
Гипотеза № 1. Листок бумаги падает медленнее, так как он легче, чем книга.
Гипотеза № 2. Падению листка бумаги мешает сопротивление воздуха.
Обе гипотезы не могут быть справедливыми. По крайней мере, одна из них ошибочна. Чтобы подтвердить справедливость одной гипотезы и опровергнуть другую, необходимо изучить наблюдаемое явление в специально созданных условиях, провести эксперимент (опыт).
Опыт – это изучение явлений природы в специально созданных условиях.
Проведем такой эксперимент. Возьмем два одинаковых листка бумаги и разместим один листок вертикально, а другой на той же высоте, но горизонтально. Если теперь одновременно отпустить оба листка, то вертикально расположенный лист будет падать намного быстрее горизонтального. Оба листка одинаково притягиваются к земле, но вертикальный листок не испытывает такого сопротивления воздуха, как горизонтальный.
Еще один эксперимент. Положим листок бумаги на книгу, расположим книгу горизонтально и отпустим. Мы увидим, что легкий листок и тяжелая книга будут падать вместе, так как книга заслоняет листок от встречного потока воздуха.
Теперь на основании проведенных опытов мы можем сделать выводы. Оба опыта подтверждают справедливость гипотезы № 2 и опровергают гипотезу № 1.
И так, когда все вопросы становятся ответами, когда все опыты поставлены и выводы сделаны, то об этом физическом явлении можно было бы выводить закономерности его происхождения как, по каким законам происходит то или иное физическое явление.
Гипотеза, справедливость которой подтверждена опытным путем, превращается в теорию, в которой описываются закономерности изучаемого явления.
Главная задача теории – предсказывать результаты еще не проведенных экспериментов.
Физическая теория всегда сопровождается математическими расчетами. Она позволяет предсказать результаты измерений различных физических величин, которые описывают изучаемое явление. Что такое физическая величина и что такое измерение, вы узнаете на следующем уроке.
1. Язык из которого к нам пришло слово физика?
1. Латинский. 2. Немецкий. 3. Греческий. 4. Английский.
2. Какой ученый вел слово физика в России?
1. Аристотель. 2. Ломоносов. 3. Менделеев. 4 Эйнштейн.
3. Какое из перечисленных явлений не является механическим?
1. Движение самолета. 2. Течение воды по трубам. 3. Вращение земли вокруг своей оси. 4. Кипение воды.
4. К тепловым явлениям относится?
1. Свечение солнца. 2. Отражение света от зеркал. 3. Таяние льда. 4. Влияние Земли на стрелку компаса.
5. К электромагнитным явлениям не относится?
1. Образование снега. 2. Электрический ток. 3. Образование молнии во время грозы. 4. Влияние земли на стрелку компаса.
Параграф учебника § 1-3, задачи № 4,5 из Сборника вопросов и задач А.Е. Марон
Провести домашний эксперимент и подготовить отчет
1. Возьмите два одинаковых листка из школьной тетради. Скомкайте один из листков. Второй расположите горизонтально на одной высоте со скомканным листком. Проведите эксперимент. Отпустите оба листка одновременно. Какой из листков первым достигнет пола?. Сделайте выводы.
2. Возьмите два одинаковых стакана. Один наполните холодной водой, второй – горячей. Всыпьте в каждый стакан по чайной ложке поваренной соли и в течение некоторого времени размешивайте воду в стаканах с одинаковой интенсивностью. Сформулируйте гипотезу о зависимости скорости растворения вещества в воде от температуры. Проверьте справедливость гипотезы, взяв вместо соли сахар. Сделайте выводы.
Что такое наблюдение что такое опыт
Давайте вспомним, что физика изучает всевозможные физические явления.
Рис. 1 Явления природы
А с помощью чего происходит это изучение. С древних времен люди интересовались природой тех или иных явлений. Многие года они за ними наблюдали, копили информацию, искали закономерности, делали предположения. В последствие эти предположения формировались в теории и законы.
Рис. 2 Опыты древних ученых
Для изучения какого-либо явления, за ним прежде всего нужно наблюдать и не один раз.
Чтобы изучить такое явление, как падение тела на Землю, недостаточно один раз увидеть как то или иное тело падает. Нужно понять, будет ли разница в падении тел разной массы, разного размера, с разной высоты. Чтобы получить такую информацию, нужно много раз наблюдать за падающими телами.
Рис. 3 Падение тел
Но, конечно, если просто ждать, когда упадет тело нужной массы и размера, то выводы по данному наблюдению мы сделаем не скоро. Для этого тела нужной массы и объема заставляют падать с нужной высоты согласно заранее составленному плану. Иными словами проводят опыт. И во время опытов проводят необходимые измерения, на основании которых в будущем делаются выводы в отношении данного явления. Это хорошо проилюстрирует
Видео №1 «Свободное падение тел»
В процессе изучения физики мы будем делать достаточно большое количество опытов на лабораторных работах. Например, один из опытов нам проилюстрирует
Опыты от наблюдения отличаются тем, что их проводят с определенной целью по заранее обдуманному плану. Чтобы выстроить такой план, нужно иметь предположения в отношении исследуемого явления, т.е. гипотезу. И в процессе опытов гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Чтобы получить научные знания о том или ином явлении, необходимо обдумать, объяснить результаты проведенных опытов, найти причины наблюдаемых явлений и сделать выводы.
Теперь давайте попробуем сделать наболюдение и опыт на практике.
Возьмем маленький кусочек льда, положим его в стаканчик и понаблюдаем. Что происходит со льдом? Он тает, то есть постепенно превращается в воду, а через несколько минут в стаканчике находится только вода.
Рис. 4 Стакан со льдом
А теперь, положив в стаканчик такой же кусочек льда, мы начнем его подогревать на огне. Что происходит со льдом? Он также тает, только значительно быстрее. Таким образом, в первом случае мы проводили наблюдение, то есть следили за процессом в естественных условиях. А во втором случае мы сознательно нагревали стаканчик со льдоми, следили за изменениями, то есть проводили опыт. Наш опыт хорошо проилюстрирует
Видео №3 «Плавление льда»
А какой вывод мы можем сделать из проведенного опыта? Чем выше температура, тем быстрее тает лед и переходит в жидкое состояние.
Проведем еще один опыт. Как вы думаете, какой кусочек льда растает быстрее, тот, который больше или меньше. Значит, мы предполагаем, что тот, который меньше. Сейчас мы с вами выдвинули гипотезу, а с помощью опыта будем искать ее подтверждение или опровержение.
Как и в первом опыте, положим кусочки льда в стаканчики и посмотрим, что будет через некоторое время. В стаканчике, в который мы положили меньший кусочек льда, только вода – лед растаял поностью. Во втром стаканчике с большим кусочком, лед раастал не полностью. Таким образом, мы с вами подтвердили гипотезу, что меньший кусочек растает быстрее. А какой вывод можно сделать из этого опыта? При равной температуре, чем меньше масса льда, тем быстрее он переходит в жидкое состояние.
Мы можем сделать вывод, что источником физических знаний являются наболюдение и опыт.
Контролирующий блок
Домашнее задание
Интересно занть
Список литературы
Отредактировано и оправлено Борисенко И.Н.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.
НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
Полезное
Смотреть что такое «НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ» в других словарях:
Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
Наблюдение — – 1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчётливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… … Философская энциклопедия
эксперимент — Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия
НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия
ЭКСПЕРИМЕНТ — (лат.). первый опыт; все то, что употребляет естествоиспытатель, чтобы заставить действовать при известных условиях, силы природы, как бы искусственно вызывая явления, встречающиеся в ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
Наблюдение — Наблюдение ♦ Observation Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… … Философский словарь Спонвиля
Наблюдение в психологии — Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 … Википедия
эксперимент — См. опыт. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эксперимент испытание, опыт, проба; исследование, проверка, попытка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Эксперимент — Эксперимент ♦ Expérimentation Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие… … Философский словарь Спонвиля