Что такое наблюдение география 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наблюдение – метод географической науки Учитель географии МОУ «Средняя школа №29» Андреева Ю.Ю.
Проверка д/з Что такое география? Что изучает наука география? Что такое географические объекты? Приведите примеры Кого называют «отцом» географии?
Какие способы изучения местности вам известны?
Какого человека называют наблюдательным? Какие профессии требуют навыка наблюдательности? Подумайте, как человеку наблюдательность помогает в жизни?
Метод – это путь, способ познания, исследования – способ практического и теоретического действия, направленного изучение объекта
Гномон Древнейший астрономический инструмент, позволяющий определить высоту Солнца над горизонтом (солнечные часы)
Изменение длины тени гномона в зависимости от положения Солнца над горизонтом
Домашнее задание: Параграф 2, вопросы на странице 13 № 2 и 3 Страница 12 «наблюдение»
Итоги урока Я сегодня узнал….. Я смог….. Меня заинтересовало… Я захотел……
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-135630
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по географии в 5 классе «Наблюдение как метод географической науки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник, рабочая терадь географа- следопыта, атлас, презентация.
Учитель: Васильева Надежда Константиновна, учитель 1 категории МБОО «Заводская СОШ»
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
Определение темы урока
-На прошлом уроке вы познакомились с одним из способов изучения Земли – ее измерение.
Сегодня нам предстоит освоить один из самых доступных способов изучения Земли – наблюдение.
Какие наблюдения вам приходилось делать?
Высказывают предположение о наблюдениях за растениями, животными
Формулирование задач урока
-Сегодня нам предстоит научиться правильно организовывать и проводить наблюдения, и на их основе делать выводы.
— Что значить организовать наблюдение?
-Выделяют в ней составные части:
Подготовка к наблюдению
Обобщение полученных данных (Стрекаловский Р
Шилова В, Казанцев Д)
Создание мотивационной установки
Можно ли без подготовки провести наблюдение?
Алексеева Д, Кольцов И.
Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы
Актуализация полученных знаний
Какие знания о методах изучения местности вы получили на уроках естествознания и окружающего мира?
— Вспоминают и дают ответы на вопросы с.10 учебника. Родионов Н, Емельянова НКольцов И
Изучение нового материала
1.Наблюдение – как самый доступный способ познания мира
Найти в тексте учебника с.10-11 аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений.
— Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные (факты):
2. распознание увиденного.
3.сравнение с другими
Цыренов Ц, Минеев Д, Стрекаловский Р, Емельянова Н, Кольцов И
2. Метеорологические наблюдения
Чем научные метеорологические наблюдения отличаются от бытового восприятия атмосферы? Перечислите их.
Находят в тексте 4 позиции отличия и дают формулировку в обобщенном виде:
1.Активность наблюдателя и фиксация наблюдаемого
Родионов Н, Алексеева Д, Нечаева А, Казанцев Д, Емельянова Н
1.Вопросы для беседы:
— Почему метод наблюдения самый древний?
— Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?
— Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?
— При каком положении Солнца (высоком или низком) тени от объектов будут длиннее?
Отвечают на вопросы.
Кольцов И, Алексеева Д, Родионов Н, Казанцев Д, Ванхенова М, Семёнов М,
— Описывают способ Эратосфена. Емельянова Н,
1.Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?
А) метеорологический инструмент
Б) астрономический инструмент
В) картографический инструмент
3. Чем выше Солнце над горизонтом тем:
А) короче тень от предметов
Б) длиннее тем от предметов
В) шире тень от предметов
2-б и 3-а и объясняют причину выбора
Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)
Все учащиеся класса
Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить?
Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами
4.Рефлексивный этап урока
— Прием «Закончи фразу»
«Работа на уроке позволила мне ……»
— Заполняют предложенные листочки с началом предложения
выполняют все учащиеся
— Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме
5. Объяснение домашнего задания
— Найти в тексте (параграф 2 с.10-11) ответ на вопрос: Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?
— Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –
4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений
. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом
Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника.
— Изготавливают модель гномона
— Проводят необходимые действия и измерения.
— На основании проведенных несколько раз изменений в течение дня и делают выводы.
Оценка «4»-ВанхеноваМ,Кольцов, Родионов, Минеев, Тимухин А Шилова В,
Оценка «3»-Цыренов, Семёнов,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-470031
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Наблюдение — метод географической науки. 5 класс. План-конспект урока
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Оборудование: учебник
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока
– На прошлом уроке вы познакомились с одним из способов изучения Земли – ее измерение.
Сегодня нам предстоит освоить один из самых доступных способов изучения Земли – наблюдение.
Какие наблюдения вам приходилось делать?
Высказывают предположение о наблюдениях за растениями, животными
Формулирование задач урока
– Сегодня нам предстоит научиться правильно организовывать и проводить наблюдения, и на их основе делать выводы.
– Что значить организовать наблюдение?
– Выделяют в ней составные части:
Создание мотивационной установки
Можно ли без подготовки провести наблюдение?
Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы
2. Процессуально-содержательный этап урока
Актуализация полученных знаний
Какие знания о методах изучения местности вы получили на уроках естествознания и окружающего мира?
– Вспоминают и дают ответы на вопросы с.10 учебника
Изучение нового материала
1. Наблюдение – как самый доступный способ познания мира
Найти в тексте учебника с.10–11 аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений.
– Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные (факты):
2. Метеорологические наблюдения
Чем научные метеорологические наблюдения отличаются от бытового восприятия атмосферы? Перечислите их.
Находят в тексте 4 позиции отличия и дают формулировку в обобщенном виде:
3. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом
Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12–13 учебника
– Изготавливают модель гномона.
– Проводят необходимые действия и измерения.
– На основании проведенных несколько раз изменений в течение дня и делают выводы.
3. Этап закрепления
1.Вопросы для беседы:
– Почему метод наблюдения самый древний?
– Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?
– Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?
– При каком положении Солнца (высоком или низком) тени от объектов будут длиннее?
Отвечают на вопросы.
Формулируют заслуги Эратосфена.
Описывают способ Эратосфена.
Выбирают 1-в
2-б и 3-а и объясняют причину выбора.
Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)
Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить?
– Высказывают свое пожелание об изучении картографического и космического методов
Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами
4. Рефлексивный этап урока
– Прием «Закончи фразу»
«Работа на уроке позволила мне…»
– Заполняют предложенные листочки с началом предложения
– Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме
5. Объяснение домашнего задания
– Найти в тексте (параграф 2 с. 10–11) ответ на вопрос: Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?
метода, например.
– Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Составь в тетради описание метода наблюдений (или любого другого), используя прием сравнения с другими методами (исторический, картографический, сравнительно-описательный, математический, космический, моделирования)
– Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы.
– Выбирают необходимый материал и составляют сообщение
Подготовка и презентация сообщения на тему «Особенности …. метода географической науки»
Разработка урока географии по ФГОС » Наблюдение». 5 класс. К учебнику А.А. Летягина
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум
Предметные результаты урока.
Представления о методах географической науки. Метод наблюдений. Умение проводить наблюдения и измерения, фиксировать результаты наблюдения в дневнике наблюдений, делать выводы по результатам наблюдений. Умение объяснять географические термины с помощью различных источников информации.
Развитие умения фиксировать результаты проводимых наблюдений в письменном виде. Формирование качеств наблюдателя.
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
Определение темы урока
-Какие способы изучения местности вам известны?
-Послушайте произведение И. А. Бунина и подумайте, какой способ изучения природы помог ему в написании этого стихотворения?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…( И.А. Бунин)
— Можно ли сказать об авторе, что он наблюдательный человек? Почему?
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Верно. Тема нашего урока « Наблюдение- метод географической науки»
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопросы
Высказывают своё предположение: Наблюдение
Знакомство с литературным произведением
Создание мотивационной установки
Можно ли без подготовки провести наблюдение?
Определение задач урока
— Чему вы сегодня будете учиться?
Для чего мы будем учиться наблюдать?
— Будем учиться наблюдать.
-Нам предстоит выяснить, что значит наблюдать.
-Как проводятся научные наблюдения
— Чтобы лучше понимать окружающий мир.
1.Метод научных наблюдений
— Что значит наблюдать?
ЭФУ с.10 – посмотрите схему и дайте ответ на вопрос.
Наблюдение- это один из методов географии.
Пройдите по гиперссылке на слове метод (в ЭФУ)
И прочтите определение.
Работа с текстом учебника с.10-11.
Найти в тексте ответ на вопрос:
-Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?
Найти в тексте учебника отличие метода научных наблюдений от бытового восприятия и выпишите главные черты научных наблюдений в РТ с.5
Проверяем выполнение задания «цепочкой» (1парта, 2я ит.д.)
-сравнивать его с другими объектами
-распознавать отличительные особенности
-следить за изменениями объекта
По гиперссылке открывают словарь, читают определение
Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –
4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений
Самопроверка выполнения задания:
Активность-целенаправленность- планомерность- систематичность
выделяют составные части наблюдения
Работа со словарём в ЭФУ
Фотоэкскурсия на метеостанцию.
-Посмотрите фотографии и подумайте:
Все ли процессы и объекты можно наблюдать?
Нет, только те, которые человек видит или может увидеть
На основе увиденного делают вывод
3. Школа географа- следопыта « Почувствуйте себя древними географами»
Можно ли наблюдать за изменением высоты Солнца над горизонтом?
Что такое горизонт?
Пройдите по гиперссылке на слове горизонт (в ЭФУ) с.12 и прочтите определение.
Изучите памятку организации наблюдения за географическим объектом.
Как вы думаете, что будет объектом наблюдения?
-Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника.
Отвечают на вопрос
По гиперссылке открывают словарь, читают определение
Знакомятся с памяткой
Мы будем наблюдать за изменением направления и длины тени гномона, чтобы выявить зависимость направления и длины тени гномона от положения Солнца.
— Изготавливают модель гномона
— ориентируют основание гномона по сторонам горизонта
-определяют направления и измерение длины тени гномона,
-записывают время и результаты первого измерения.
-организуют дальнейшие наблюдения в течение дня (домашнее задание).
Работа со словарём в ЭФУ
3.Этап закрепления и первичной проверки знаний
— Почему метод наблюдения самый древний?
— Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?
— Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?
— Выдвинете гипотезу о том, как будут изменяться направление и длина тени гномона от начала наблюдений до окончания школьных занятий( в течение дня)?
Отвечают на вопросы.
-Формулируют заслуги Эратосфена
Высказывают свои предположения.
2. Интерактивный тест.
Проверочная работа в ЭФУ с.14
4.Рефлексивный этап урока
— Прием «Закончи фразу»
— Что география – одна из древних наук о Земле, «отец географии»- Эратосфен; о методах изучения географических объектов и процессов- наблюдении и моделировании
Вести дневник географа- следопыта, проводить наблюдения, создавать географические модели, использовать источники географической информации: словари, ЭФУ, фильмы, энциклопедии, ресурсы Интернета.
Что все процессы на Земле взаимосвязаны
— Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме
5. Объяснение домашнего задания
— Завершить наблюдение по определению направления тени гномона и измерению её длины ( Школа географа- следопыта,с.12-13 учебника, РТ-с.5-6
— Выполнить интерактивное задание в ЭФУ с. 14
-записывают домашнее задание
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Составьте презентацию о древних астрономических инструментах, используемых в географии. Для работы используйте дополнительную литературу и Интернет ресурсы.
Подготовка и презентация сообщения на тему «Древние астрономические инструменты, используемые в географии»
При разработке урока использованы ресурсы:
1.География. Начальный курс. Технологические карты: 5 класс: методическое пособие/ Г.Н. Паневина.- М.: Вентана-Граф,2014.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-311384
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.