Что такое наблюдение и опыты в физике
Опыты, эксперименты и наблюдения в физике: в чем между ними разница
Содержание:
Эксперимент, опыт, наблюдение – основополагающие методы изучения окружающего мира, постижения закономерностей природы. Люди испокон веков следят за протекающими вокруг них явлениями, часть из увиденного пытаются повторять в определённых условиях, имитировать протекающие в природе процессы. Рассмотрим, что такое в физике опыт, наблюдение, эксперимент, чем отличаются. Приведём примеры трёх методов познания законов творца.
Чем отличается опыт от эксперимента
Эксперимент – метод исследования, направленный на:
Из латинского «слово» переводится как «опыт», то есть понятия аналогичные. В русском языке они имеют слегка отличающуюся окраску.
Экспериментальное исследование – опыт, проводимый в строго заданных рамках, часто реализуется в лабораторных или иных специальных условиях, нацелен преимущественно на точный результат, его повторяемость. Обычно требует специального материально-технического обеспечения.
В чем разница между опытом и экспериментом?
При проведении опытов человек не ограничивается ничем: используемой материальной базой, внешними условиями, однако работает в ограниченном опытном пространстве. Эксперимент – разновидность опыта, проводимого в заданных условиях при регулярном контроле изучаемых и зависящих от них параметров.
Алгоритм проведения эксперимента включает:
Исследования, проводимые для удовлетворения любопытства, относят к экспериментам.
Эксперимент – научно проведённый опыт.
Чем эксперимент отличается от наблюдения
Опыт: бросаем камни в озеро и измеряем время, за которое волны дойдут до берега.
Эксперимент: опускаем камни весом около 30 г с высоты 1 м в воду с температурой
18 °C под прямым углом в безветренную погоду. Измеряем, за сколько образовавшаяся волна дойдёт до забитого возле берега кола.
Наблюдение: смотрим, как прогуливающийся мальчик с отцом бросают камни, замечаем, что волны, поднятые разными по весу камнями, доходят до берега со слегка отличающейся скоростью. Наблюдаем, что ветер влияет на скорость распространения волн.
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют в природе. Наблюдаемой называют любую физическую величину, значение которой можно найти экспериментально (измерить).
Гипотеза – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии науки не может быть проверена и доказана.
Эксперимент – изучение того или иного явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на неё.
Опыт – совокупность накопленных знаний.
Механика – наука, изучающая механические движения, т.е. перемещения тел друг относительно друга или изменение форм тела.
Материальная точка – физическое тело, размерами и формой которого можно пренебречь.
Поступательное движение – движение, при котором любая прямая, жёстко связанная с телом, перемещается параллельно самой себе.
Мгновенная скорость (скорость) – характеризует быстроту изменения радиус-вектора перемещения r в момент времени t.
Ускорение – характеризует быстроту изменения скорости в момент времени t.
Тангенциальное ускорение характеризует изменение скорости по модулю.
Нормальное ускорение – по направлению.
Угловая скорость – векторная величина производной от элементарного углового перемещения по времени.
Угловое ускорение – векторная величина, равная первой производной от угловой скорости по времени.
Импульс – векторная мера кол-ва механического движения, которое может быть передано от одного тела к другому при условии, что движение не меняет своей формы.
Механическая система – совокупность тел, выделенных для рассмотрения.
Внутренние силы – силы, с которыми взаимодействуют между собой тела, входящие в рассматриваемую систему.
Внешние силы – действуют со стороны тел, не принадлежащих системе.
Система называется замкнутой или изолированной, если отсутствуют внешние силы
Прямая задача механики – зная силы, найти движение (функции r(t), V(t)).
Обратная задача механики – зная движение тела, найти силы, действующие на него.
Масса (аддитивная величина):
1. Мера инертности при поступательном движении тела (инертная масса)
2. Мера кол-ва вещества в объёме тела
3. Мера гравитационных свойств тел, участвующих в гравитационных взаимодействиях (гравитационная масса)
1. В способности тела сохранять состояние движения
2. В способности тела под действием других тел изменять состояние не скачками, а непрерывно.
3. Сопротивляться изменению состояния своего движения.
Системы отсчёта, по отношению к которым свободная м.т. находится в состоянии относительного покоя или равномерного прямолинейного движения, называются инерциальными (в них выполняется I закон Ньютона).
I закон Ньютона: Если система отсчёта движется относительно инерциальной с ускорением, то она называется неинерциальной.
II закон Ньютона: В инерциальной системе скорость изменения импульса м.т. равна результирующей силе, действующей на неё и совпадает с ней по направлению.
III закон Ньютона: Силы, с которыми действуют друг на друга взаимодействующие тела, равны по величине и противоположны по направлению.
Абсолютная скорость – скорость м.т. относительно неподвижной системы отсчёта.
Относительная скорость – скорость м.т. относительно подвижной системы отсчёта.
Переносная скорость – скорость подвижной системы отсчёта относительно
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.
Физика – это наука, изучающая общие свойства тел и явлений неживой природы.
Физическое тело (тело) – любой из окружающих нас объектов
Физические явления – любые превращения вещества или проявления его свойств без изменения состава вещества.
Вещество – все то, из чего состоят физические тела Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
Виды физических явлений Механические Магнитные Тепловые Электрические Звуковые Световые
Система изучения физических явлений Гипотеза наблюдения опыты эксперимент Физические законы Физическая теория
Гипотеза – предварительные догадки о том, как протекает явление Наблюдения – метод исследования предметов и явлений в том виде, в каком они существуют в природе Опыт – проверка законов, теорий и гипотез на практике Эксперимент – наблюдение процессов и явлений в определенных условиях Физические законы – устойчивые, повторяющиеся закономерности, существующие в природе Физическая теория – это система знаний, объясняющая физические явления их взаимосвязь
Домашнее задание Параграфы 1-3, учить понятия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-663849
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что изучает физика? Наблюдения и опыты
Итак, физика. Новый и немного загадочный предмет для юного, любопытного мозга, впервые начинающего изучать ее в седьмом классе.
Наверняка, все школьники слышали об ученых-физиках, о лабораториях, опытах, законах и открытиях, и все это вполне могло создать впечатление, что физика – это нечто сложное, страшное и непостижимое. Однако, по ходу изучения этой занимательной науки, станет все понятнее, что физика – это интересно и совсем не сложно, часто весело и увлекательно, разнообразно и полезно, и уж точно, не скучно. Итак, что же изучает физика? Что будут изучать на уроках физики в 7 классе? И, наконец, зачем вообще изучать физику? Может, это удел сумасшедших ученых с безумным взглядом и лохматой шевелюрой?
Какие явления изучает физика?
Да, если бы не ученые-физики с их маниакальным стремлением познать мир вокруг, не было бы у нас ни телевизоров, ни телефонов, ни автомобилей, ни элементарных лампочек, без которых уже почти невозможно представить повседневную жизнь. Но, и обычному человеку знание физики помогает в самых простых и повседневных делах. Отчего вода в кастрюле закипает быстрее под крышкой, почему мороженное не тает в жару, если его тепло укутать, как «потеют» занесенные в комнату коньки и многие другие, совершенно бытовые вопросы легко решит тот, кто знаком с физикой.
Физика – это наука о природе. О происходящих вокруг нас изменениях или, как их называют в физике, явлениях. Падает снег, греет огонь, топают каблучки, светит лампочка – все это механические, тепловые, звуковые, световые и электрические явления, изучаемые физикой. Возникает вопрос – как одна наука может справляться и изучать такое большое количество явлений, что их и сосчитать-то проблема, не то, что изучать. А вот для этого у физики есть замечательная особенность. Заключается эта особенность в том, что в результате наблюдений и опытов над рядом простых явлений выводятся общие законы. А знание этих законов и позволяет человеку управлять природой и создавать новые уникальные механизмы и приспособления, чтобы облегчить нашу жизнь и сделать ее приятнее.
Наблюдения и опыты в физике
Мы упомянули наблюдения и опыты в физике. Чем же отличаются наблюдения от опытов? Наблюдая, мы можем узнать или предположить нечто новое, но для того, чтобы качественно изучить какое-то явление, нам нужно наблюдать его несколько раз и в разных условиях. Или наоборот, нам необходимо повторить несколько раз одни и те же условия. Для этого ставят опыт, который и отличается от наблюдения тем, что проводится по запланированному плану, с определенной целью и в это время обычно проводят специальные измерения. Например, наблюдая, как падает на землю брошенный мяч, мы можем предположить, что его что-то тянет вниз, но нужно много раз бросить шарики разного веса и размера с разной высоты, чтобы установить закон падения тел, как в свое время это сделал Галилей, бросая шарики со знаменитой наклонной башни. А применив полученные им знания, другие люди смогли достичь значительного прогресса в промышленности и производстве на благо всех людей.
Урок «Что изучает физика? Наблюдения и опыты»
Разработка первого урока по физике в 7 классе
Содержимое разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Что изучает физика?
Наблюдения и опыты»
Учитель физики высшей категории:
Что изучает физика? Физические явления.
2. Формирование представлений о физике как науки о природе.
4.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
1. Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру,
2. Показать роль человека в познании мира, в преобразовании природы.
Р. Формирование экспериментальных умений, навыков.
Оборудование: 1. Д./ф. «Что такое физика».
2. Шарик, желоб, маятник.
3. Электрофорная машина, султаны.
4. Компас, магниты (каждому).
5. Плитка (электрическая).
6. Спектроскоп прямого зрения (каждому).
Литература: 1. Физика – 7кл. Перышкин А.В.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Задачник по физике 7-9.
3. Книга для чтения по физике 7.
I. Организационный момент.
1. Разъяснить правила поведения в кабинете физики.
2. Рассказать, что нужно для работы на уроке.
3. Познакомить с содержанием и оформлением учебника, задачника.
II. Объяснение учебного материала (УМ).
1. Сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок» (локатор).
«Огонёк горит светлее… Эко чудо огонёк».
3. Гусли – самогуды – магнитофон…
5. Топоры – саморубы – пилы.
Для того, чтобы эти сказки стали былью, есть такая наука физика.
Рассказываем притчу о красавице физике. Приложение 1.
Таким образом, мы сегодня вступаем в царство, где королевой является Физика.
Основной задачей, которой – открыть, изучить происходящее в природе и применить их на службу человеку.
воздух, вода, Земля, всегда есть и будет,
люди, растения, непрерывно
Солнце, звёзды, планеты изменяется
Аристотель 384 – 322 г.г. до н.э.
Ломоносов М.В. первый академик.
Галилей, Ньютон, Циолковский,
Понимать неизвестное.
Изучает
II. Ввести понятие явления:
Показываю опыты, ребята записывают напротив названия, определяя к какому явлению соответствует опыт.
III. Все изменения, происходящие в природе, происходят с кем- то и с чем- то.
Вводим понятия тело, вещество.
IV. Рассказать о методах исследования явлений. – Опыт. – Наблюдение.
Итог. Домашнее задание §1-3.
1. Обязательно ответить на вопросы после параграфа
2. По желанию составить перечень основных понятий темы по тексту учебника.
1) Задачник Лукашик В. И.- №1,2,3,5.
Выборочно проверить тетради (по желанию учащихся) на оценку.
.Что нового интересного вы узнали на уроке?
. Какие понятия должны запомнить?
. Что понравилось на уроке? Почему?
. Что не понравилось?
В процессе урока решались цели познавательной деятельности учащихся:
Знать, что изучает физика, виды физических явлений, главную задачу физики. Различать понятия «тело», «вещество» и «материя».
Составить перечень названий явлений, которые продемонстрировал учитель.
Выразить своими словами, что такое природа.
Притча о красавице Физике.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя этому царству – Природа, а королевой в этом царстве была гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетие она училась хорошо разбираться в своём хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нём. Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх никогда ещё не был ни хорошим советчиком, ни хорошим другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали, почему это происходит, и гибли. И это очень огорчало королеву. Тогда она стала собирать своё войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и сказала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, чтобы не бояться молний, бурь, а пробовать применить их на пользу себе. Армия королевы – физики увеличилась, в ней появились свои командиры и сержанты, а среди них великие люди, идеи которых послужили надёжной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы. Число их равнялось легиону среди них: Архимед, Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, максвелл, Циолковский и Эйнштейн, который считал, что быстрее света ничего не двигается; если лучик света пройдёт рядом с планетой – гигантом, то он искривится, как бы притягиваясь к ней. Легенда о Ньютоне повествует нам о том, как, сидя в саду под деревом и наблюдая за падением яблок, открыл один из самых красивых и удивительных законов – закон притяжения тел друг к другу. По этому закону планеты как будто на «веревочке» удерживаются вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли.
Таким образом, мы сегодня вступаем в царство, где королевой является Физика.