Что такое начало в философии
“НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
Полезное
Смотреть что такое «“НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”» в других словарях:
«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ» — («Principle philosophiae»), одна из осн. работ Декарта, дающая полное и строгое изложение системы его филос. и науч. взглядов. Написана на лат. яз. Впервые издана в Амстердаме в 1644. Сочинение было задумано как «законченный свод… … Философская энциклопедия
«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ» — (1644) одно из осн. соч. Декарта, в к ром изложено учение о познании и начале материальных вещей. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия
“НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ” — “НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”, “Первоосновы теологии” (Σιοιχείωσις θεολογική) сочинение Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. Вероятно, одно из … Философская энциклопедия
«НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» — (»), «Первоосновы теологии», соч. Прокла (5в.), представляющее собой руководство по теоретич. философии; единственный в своём роде свод осн. понятий и методов неоплатонизма. Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них посвящены… … Философская энциклопедия
НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ — «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» (Στοιχείωσις θεολογική), «Первоосновы теологии», сочинение Прокла (5 в. н. э.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. «Н. Т.»,… … Античная философия
Начала Ньютона — Математические начала натуральной философии (лат. Philosophiae Naturalis Principia Mathematica) фундаментальный труд Ньютона, в котором он сформулировал закон всемирного тяготения и три закона Ньютона, заложившие основы классической механики.… … Википедия
«Начала» Евклида — Евклид Ευκλείδης Дата рождения: III век до н. э. Научная сфера: древнегреческий математик Евклид или Эвклид, (др. греч … Википедия
Начала — Эту страницу предлагается переименовать в Начала (значения). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/29 августа 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… … Википедия
ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ЭСТЕТИКА — эстетические взгляды представителей одноименного буржуазного философского течения конца XIX начала XX в. (Ницше. В. Дильтей, Г. Зим мель, Бергсон. Шпенглер и др.). Ф. ж. э. исходила из понимания действительности как «потока жизни», а всех явлений … Эстетика: Словарь
«ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ» — (Р.Декарт) – см. «Начала философии» (Р.Декарт). Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия
«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ» (Principia philosophiae) – итоговая работа Декарта [ДЕКАРТ](1641–44), задуманная им как всеобъемлющий свод нового строгого знания в противовес схоластическим суммам. Написана на латинском языке и издана в Амстердаме в 1644; французский перевод издан в 1647. Несомненное постижение ближайшей очевидности призвано пробудить спящих к радостной полноте философского созерцания. Надежная наука, отбросив удушающий искаженный аристотелизм старой школы, погружается в бездну сомнения и через понимание несомненности этой бездны возрождается в мыслящей вещи (res cogitans), очищенном человеке. Читателя просят проглотить книгу как роман, не утомляя своего внимания и не задерживаясь на трудностях. Как в «Метафизических размышлениях», первая забота Декарта – о правильной жизни, так что этика – высшая дисциплина, но она должна стоять на основе всех прочих наук. Поле полезных и здравых наук открыто в разных трудах Декарта, однако необходимые для них эксперименты требуют затрат, непосильных для частного лица, и потому завещаются потомкам. «Может пройти много веков, прежде чем из этих Начал будут выведены все истины, какие из них можно извлечь» (Соч. в 2 т., т. 1. М., 1989, с. 312). С другой стороны, все достигнутое легко может быть извращено посредственностями, не способными к высокой мудрости, совершенству жизни и блаженству.
1-я часть, гносеология, в смягченной учебной форме кратких тезисов, развертываемых пояснениями, повторяет путь «Метафизических размышлений», идя от допущения ложности всех показаний чувств и даже всех математических истин. «Нам неведомо, не пожелал ли Бог сотворить нас такими, чтобы мы всегда заблуждались» (там же, с. 315). Декарт находит предельную опору в нигилистическом озарении, «что никакого Бога нет и нет ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, ни какого бы то ни было тела» (с. 316). Осознание такого опыта, однако, не может быть ложным. На нем основан поступок принятия этой мысли, удостоверяющий существование «мыслящей вещи» в отличие от тела. Шаг выхода из бездны сомнения повторяется в постоянной воле к отвержению лжи, к ясности и отчетливости. Заново восстанавливаемый на ее основе мир с творящим Богом во главе прочно гарантирован существованием мыслящей вещи. Из нее, как из крепости, начинается постепенное обратное завоевание всего потерянного в момент радикального сомнения. Мысль определяется как «сопряжение» (с. 317) или соединение чего бы то ни было, включая ощущение и поступок, с его сознанием. Она не поддается строгой дефиниции. Самоочевидное сопряжение-осознание всего касается нас больше и ближе нам, чем наше и любое тело: «Может статься, что я решу, будто касаюсь земли, хотя никакой земли не существует; однако я никоим образом не могу решить, что моя мысль, которая это решает,– ничто» (с. 318). Наивный реализм отвергается; вместо постулата о телесной способности ощущения предлагается изучение ближайшей природы, мысли. Первое, что она встречает в себе,– это присущее ей рассмотрение всего, что попадает в поле ее зрения, в свете предельного совершенства (архетипа, с. 321). В нем она видит родное, манящее, но вместе с тем недостижимо отделенное от нее не-переходимой границей. Так мыслящая вещь может понять и принять свою жизнь лишь как бесконечную, однако возможности обеспечить себе таковую в себе не знает. Собрание всех совершенств есть Бог. Сущностной чертой Его ближайшего к мыслящей вещи присутствия признается существование. Его творческой беспредельностью обеспечены оба модуса мысли, вбирание (осмысление) бесконечно многого и воля как безграничное стремление. От первичной самодостаточной субстанции Бога исходят зависимые вторичные с их акциденциями и модусами. Познавая их, мыслящая вещь должна сторониться областей, где она увязнет в неопределенности. Так, неведомой причине ощущения цвета надо предпочесть наблюдение величин и фигур. Правда, трудность строгого геометризма порождает лень, отчего «большинство людей всю свою жизнь воспринимают все вещи лишь смутно» (с. 346). Признавая авторитет библейского Откровения, философ обязан там, где вера ничему не учит, следовать этим новым началам разума. 2-я часть, натурфилософия, вводит понятие материального тела. Отняв от него частные свойства, могущие быть и другими, как, напр., вес, теплота и т.д., получаем в остатке невидимую, неосязаемую субстанцию, которая тем не менее есть тело, сохранившее от всех своих свойств лишь неотъемлемую протяженность (extensio). Наше мышление вводит понятие пространства, но оно по сути не отлично от протяжения, составляя его «внутреннее место». Осязаемые тела относятся к первичному протяженному телу (протяженной вещи, res ехtensa), как индивиды к роду: «Одно и то же протяжение составляет природу как тела, так и пространства. тело и пространство друг от друга разнятся не больше, чем природа вида или рода разнится от природы индивида» (с. 353). В отличие от «внутреннего места», тождественного протяжению, «внешнее место» вещи определяется ее дистанцией от других вещей, т.е. является относительным, обусловлено нашим мышлением. Пустого пространства без субстанции протяжения, т.е. голого ничто, не существует. Мир не имеет краев, он «неопределенно протяженное тело» (с. 359). Материя-протяжение заполняет космос подобно тому, как балласт заложен для устойчивости в трюм корабля и может быть заменен полезным грузом. Полученная на последнем пределе редукции, материя-протяжение не может быть помыслена более простым образом, поэтому никакой другой материи и соответственно других миров тоже нет. «Во всем универсуме существует одна и та же материя, и мы познаем ее единственно лишь в силу ее протяженности» (с. 359). Движение есть перемещение части материи из соседства одних тел в соседство других и потому так же относительно, как и «место», хотя общее количество движения, созданного Богом при сотворении материи, Он сохраняет неизменно. «Первый закон природы: всякая вещь пребывает в том состоянии, в каком она находится, пока ее что-либо не изменит» (с. 368), и только уникальный опыт Земли, вблизи которой любые движения по неизвестным нам причинам затухают, склоняет ошибочно думать, будто все движения тяготеют к покою. «Второй закон природы: всякое движущееся тело стремится продолжать свое движение по прямой» (с. 369). Тела, однако, входят одновременно в несколько систем движения, отсюда криволинейность. С учетом множества движущихся систем в универсуме мы не можем знать всего разнообразия движений, в какие включено тело. Материя (протяжение) бесконечно делима, поэтому атомов нет. Бог вопреки этой бесконечной делимости мог Своим волевым актом создать что-то неделимое, но аналогичным актом Он способен его снова поделить. При сплошном характере протяженного тела эта делимость обеспечивает любое вхождение одного тела в поры другого. Частицы материи сохраняются неизменными по тем же законам, по каким были созданы. Декарт строит на этих основаниях чистую механику твердых и жидких тел, сведенных к массам и геометрическим точкам.
3-я часть, «о видимом мире», начинается с предупреждения, что мир превосходит наш кругозор и безграничным совершенством творений, и размерами, и своими целями, поскольку он создан не ради нас. Солнце лишь одна из бесконечных звезд, остальные бесконечно удалены от Земли. Планеты светят отраженным светом. Солнце горит не подобно костру и не нуждается в питании. Кометы движутся между Землей и неподвижными звездами. Первоначально звездно-планетная материя была распределена во вселенной равномерно и сгустилась вихреобразно, отсюда шаровидность небесных тел. Происхождение пятен на светилах тоже вихреобразное. Движение светил, планет и комет взаимосвязано.
Глава 1. Истоки философии (философские начала)
Действительно, только разум может исследовать сам себя и критично оценивать собственные потенциальные возможности в познании и преобразовании окружающего человека мира: природы и общества. Поэтому метафилософия преследует цель критически осмыслить функции самой дисциплины философии как орудия развития разума, как уникального способа рационального (теоретического) познания и преобразования мира вообще и человеческой жизни в частности. Речь идет о становлении особого мировоззрения, философской методологии и аксиологии. В данном случае философия является всеобщим методом познания, критического осмысления имеющегося знания, а значит, следует говорить об определении ее особого статуса в культуре, науке, искусстве, медицине и т.д. Метафилософия — это средство смысловой нацеленности человеческого разума на самого себя, развивающее уникальную способность постигать и творчески преобразовывать естественный и общественный мир и созидать мир новый, то есть культуру.
Итак, что же представляет собой метафилософия в системе общественного сознания в связи с ее критическим настроем на осмысление роли и значения философии и какова ее практическая ценность? Эти вопросы, безусловно, являются сложнейшими в осознании специфической роли и всеобщего значения рациональной жизнедеятельности. На протяжении многих столетий ими были озабочены наиболее светлые умы человечества. Нельзя сказать, что за все это время многое прояснилось. Несомненным является, пожалуй, только тот факт, что с «изобретением» философии около 2,5 тыс. лет назад начала развиваться культура истинно человеческого духа. Смысловое назначение философии состояло в том, чтобы учить людей мудрости в жизни и деятельности, иначе говоря, пробуждать в них стремление брать на себя всю полноту исторической ответственности за свое пребывание в этом мире. Она призвана развивать чисто человеческое мышление, дающее систему знаний о единстве мира, об отношении человека к нему, то есть о ценностном мировоззрении, разумном познании, нравственном творчестве и созидании, о морально-этическом поведении и т.д.
Философия всегда нацеливала людей на интеллектуальное и нравственное возвышение, формирование критического подхода к имеющимся знаниям, наконец, на укрепление духовного и физического здоровья. Именно поэтому И. Кант справедливо называл философию высшей максимой применения человеческого разума в познании мира, в осмыслении знаний о нем, в выработке принципов разумного (нравственного) поведения. Для многих людей первое знакомство с философией нередко оказывается неожиданной встречей с весьма необычными мыслями, идеями и идеалами, теориями и учениями, которые «бросают вызов» привычным житейским убеждениям и предрассудкам. Однако последующее углубление философских знаний предполагает более критическую оценку смысла и целей своей жизни и деятельности, способствует определению более достойных средств и методов их достижения. Философская мысль, критически оценивая и сильные, и слабые стороны бытия людей, имеет чрезвычайно важное значение. Она учит искусству нетривиально мыслить, логично рассуждать и решительно действовать. Иначе говоря, философия делает жизнь и деятельность человека интересной для него самого и полезной для общества.
Вечная задача философского познания — емко и глубоко осмысливать все добытые наукой, другими формами познания истины и возвышенно оценивать их смысл при объяснении бытия, определении их полезности для каждого человека и всего человечества. Но, пожалуй, самое важное для философии — это целенаправленно ориентировать мысль исследователя на фундаментальные задачи, которые в истории постижения тайн мира всегда были определяющими, например на осознание сущности жизни или обоснование прогресса в живой природе. При этом инициирующая роль философского «ориентирования» исследователей в познании мира диктуется интересами и потребностями человеческого сообщества. Философские идеи и системы, без сомнения, разрабатывались и разрабатываются неординарными личностями, никогда не бывая при этом их интеллектуальным капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — рассуждал Г. Гегель, — каждый из них сын своего времени; а философия есть также время, постигнутое в мысли» [3]. Весьма интересно определил философию современный немецкий философ К. Ясперс, размышляя о своем пути в науке: «Философия — не как знание о чем-то, не как творение некоего произведения, созданного искусством мысли, а как нечто, существующее раньше этого, еще в самом мышлении, — это созидание сущности мыслящего человека, который творит себя сам благодаря соприкосновению «с иным», с трансценденцией» [4].
Философские мысли и идеи о познаваемости мира живой природы представляют собой наисложнейшую научную парадигму поиска и объяснения истоков бытия. За многие тысячелетия эти философские проблемы многократно усложнились. А объективно-критическая оценка мира насытила человеческое сознание рациональной проницательностью, вызывая у философски подготовленных специалистов (ученых, особенно медиков) потребность в научно-критической переоценке естественнонаучных знаний о началах бытия, о сущности и источниках истинно человеческой жизни. Философия пробуждает в их сознании профессиональный апофеоз собственной причастности и личной ответственности за формирование мировоззренческой и методологической парадигмы постигнутого ими знания о начале и смысловой сущности бытия. Это философское осмысление науки о бытии получило название онтологии (греч. ontos — сущее, бытие и logos — учение). В настоящее время онтологией изучается множество различных видов бытия — природы, жизни, общества, медицины, религии, разума и т.д. Все это приводит, соответственно, к формированию философии природы, философии жизни, философии общества, философии медицины, философии религии и философии философии.
Итак, основное назначение метафилософии состоит в привлечении внимания специалистов к уникальным свойствам и параметрам философии как особой духовной возможности человека в интеллектуальной систематизации всех знаний естественных, общественных и гуманитарных наук. Задача ее состоит в том, чтобы помочь людям осознать свое место в жизни и свою роль во всеобщем развитии, понять смысл любви, наконец, научиться быть самими собой. Философия в своей основе есть нечто духовно целостное, но при этом обладающее разветвленной структурой. Главное в философии — это становление острокритического состояния ума, возникшего в результате углубленного переосмысления огромного познавательного материала — знаний, жизненного опыта. Каждый человек по сути своей является философом уже потому, что способен мыслить (Homo sapiens). И не имеет значения, хороший или плохой он еще философ. Важно, что он уже самостоятельно и самобытно философствует, а значит, понятийно и критично осмысливает и переосмысливает весь накопленный им багаж знаний, оценивает окружающий его природный мир и общество. Следовательно, он уже живет своим собственным умом. Он свободен, ибо имеет свою позицию и не является рабом чужого мнения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Онтология в философии: понятие и основные идеи
Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.
Что такое онтология?
Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии». Это определение следует из её названия, поскольку термин образован от греческих слов ὄντος (сущее, бытие) и λόγος (учение).
Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.
Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.
Что изучает онтология?
Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.
У слова «онтология» есть ещё одно значение, связанное с систематизацией и каталогизацией информации. В этом смысле онтология – это попытка полной и подробной формализации определенной области знаний или научной дисциплины. Она занимается изучением предметной области с целью определения структуры и составления концептуальной схемы, описывающей данную область.
Формирование онтологической мысли
В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.
К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.
Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.
В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.
Онтология у Платона
Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:
Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.
Онтология у Аристотеля
Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.
Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.
Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.
История развития онтологии
В истории онтологии выделяют четыре периода:
Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы
Приветствую Вас, друзья!
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Что такое философия?
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).
Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».
Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.
Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.
Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.
Объект и предмет философии
Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.
Материализм, идеализм и дуализм
Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:
В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.
Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.
Материализм
В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.
Идеализм
В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.
Дуализм
С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.
Структура философии
Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:
Функции философии
Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
Философия в системе наук
Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
Заключение
Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.
А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.