Что такое наклонение глагола 6 класс

Наклонение глаголов в русском языке. Конспект урока для 6 класса

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Они могут быть трех видов:

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс Наклонение глаголов. Таблица

Конспект урока для 6 класса

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – изъявительное наклонение. Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

изучение нового материала;

развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

Коммуникативные: умение выразить мысль;

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Актуализация опорных знаний:

А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа»; объяснительный диктант.

Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

Изучение нового материала.

А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 классБ) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

Например: ловил, ловит, будет ловить.

Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

Например: ловил бы, лови.

Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 классБросил – прошедшее, совершенный;

прячутся – настоящее, несовершенный;

добрались – прошедшее, совершенный;

полетела – прошедшее, совершенный;

отдохну – будущее, совершенный;

кончится – будущее, совершенный;

буду оплакивать – будущее, несовершенный.

отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

Д) Объясним смысл фразы:

«Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

Как вы думаете, с чем это связано?

Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

(Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

Проверка, подведение итогов, оценивание.

Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Источник

Наклонение глаголов

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Виды наклонений глаголов

Наклонение глаголов в русском языке — это грамматический признак спрягаемых глаголов.

Формы наклонений глаголов выражают, как ситуация относится к действительности: воспринимается ли действие как реальное, которое происходит в конкретный момент времени, или нереальное, то есть желаемое, возможное при определенных условиях.

Различают два типа наклонений:

Прямое наклонение — изъявительное наклонение (индикатив), которое служит для объективной передачи факта действия по отношению к действительности.

Вчера я выполнила контрольную работу.

Косвенные наклонения — повелительное (императив) и сослагательное (конъюнктив). Они служат для выражения ирреального действия, которое может не совпадать с действительностью.

Поздравь маму с праздником!

Я прочитала бы эту статью сегодня, но иду на свидание.

Приведем примеры, чтобы увидеть разницу в контексте времени:

Ходила. — Действие происходило в прошлом (что делала?).

Хожу. — Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим (что делаешь?).

Буду ходить. — Действие будет происходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова (что будешь делать?).

Ходил бы. — Действие не совершается, есть желание его когда-нибудь реализовать. Невозможно определить время (что бы ты сделал?). В предложении это может звучать так: Ходил бы ты к нам почаще.

Ходи! — Действие не соответствует ни одному из времен. Звучит как просьба или приказ. Неизвестно, совершится оно или нет.

Глаголы можно использовать в формах трех наклонений: изъявительное, сослагательное и повелительное. Рассмотрим каждое подробнее.

Изъявительное наклонение

Глаголы в форме изъявительного наклонения используют, когда действие совершается, уже совершилось или будет происходить. Это значит, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

настоящее время (что делаю? что сделаешь? что делаем?) — я читаю, ты прыгнешь, мы пишем;

прошедшее время (что делал? что сделал?) она читала, он прыгнул;

будущее время (что сделаю? что буду делать?) прочту, прыгну, буду писать.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам и числам, это и называется спряжением:

1-е лицо: я гуляю — мы гуляем;

2-е лицо: ты гуляешь — вы гуляете;

3-е лицо: он гуляет — они гуляют.

(что сделать?) создать:

1-е лицо: я создаю — мы создадим;

2-е лицо: ты создашь — вы создадите;

3-е лицо: он создаст — они создадут.

В формах прошедшего времени глаголы изменяются только по родам и числам:

спать — ребенок спал (м.р.), мама спала (ж.р.), озеро спало (ср.р.), люди спали (мн. ч.);

смеяться — малыш смеялся, девочка смеялась, солнце смеялось, ребята смеялись.

нулевое окончание у глагола в форме мужского рода;

окончание в форме женского рода;

окончание в форме среднего рода;

окончание -и/-ы в форме множественного числа.

Условное наклонение

Глагол в форме условного (сослагательного) наклонения обозначает действие, которое возможно при определенных условиях.

Условное наклонение можно образовать через присоединение частицы «бы» к форме глагола прошедшего времени:

решиться — решился бы.

Оттенки значений условного наклонения:

Условие, возможное действие:

Если бы ты позвонила раньше, мы бы все успели.

Я бы сейчас с радостью поехала в отпуск.

Как бы дождь не пошел…

Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам точно так же, как и глаголы прошедшего времени. Вот так:

похвалить — отец похвалил бы, мать похвалила бы, сообщество похвалило бы, родители похвалили бы;

улыбаться — мальчик улыбался бы, девочка улыбалась бы, лицо улыбалось бы, дети улыбались бы.

Без гор я совсем бы загрустила.

Привела бы ты малыша ко мне на денек.

Девушка прочитала и объяснила мне бы это сообщение, если бы не твое вмешательство в спор.

Важный факт: у глаголов в форме условного наклонения нет грамматической категории времени и лица.

Повелительное наклонение

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают просьбу, приказ, пожелание, побуждение к действию.

(что делай?) гуляй, пой, рисуй, сядь, отрежь;

(что сделай?) открой, поешь, создай, уйди.

Значение форм повелительного наклонения:

Расскажи подробнее, время у нас есть.

Кричи шибче, чтобы соседи услыхали, коли стыда в тебе нет. (А. Островский)

Делай, как знаешь. Иди!

Не заходите, она занята. Не беспокойте.

Ты только попробуй это сделать.

Ну, ладно, сходи погуляй.

Будь здоров! Расти большой!

Разворачивайся! Мы не туда повернули.

Нам критика из года в год нужна, запомните, как человеку — кислород, как чистый воздух — комнате. (Маяковский)

Старайтесь спать не меньше восьми часов. Ужинайте не позже 8 вечера.

Предостережение, напутствие и напоминание:

Осторожно, не упади.

Успокойся, я с тобой.

В повелительном наклонении глаголы второго лица могут изменяться по числам:

ты читай — вы читайте;

ты запиши — вы запишите;

ты поставь — вы поставьте.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении оканчиваются на -ся (-сь):

Побуждение к действию, пожелание, призыв можно выразить в форме третьего лица настоящего или будущего времени с частицами «пусть», «да». Например:

Пусть она выскажется!

Да здравствует союз рабочих и крестьян!

Образование форм повелительного наклонения:

Суффикс и + те: приходи, приходите, учись, учитесь.

Слова «пусть», «пускай», «да», «давайте» + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Важный факт: мягкий знак перед -те сохраняется: прячьтесь, прячьте, отрежьте, ешьте.

Как определить наклонение глагола

Теперь мы знаем все про наклонения глагола в русском языке. Чтобы быстрее запомнить и научиться определять наклонение глагола по его форме и контексту, используйте табличку-подсказку.

Таблица для запоминания наклонений глаголов в четвертом классе

Примеры наклонения глаголов

Я бегал, она бегала, оно бегало, они бегали.

Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют.

Я буду читать/прочитаю, ты будешь читать/прочитаешь, он будет читать/прочитает, мы будем читать/прочитаем, вы будете читать/прочитаете, они будут читать/прочитают.

1-е лицо мн. числа: Давайте мы сделаем, пойдемте.

2-е лицо ед. и мн. числа: Ты собери, вы соберите.

3-е лицо ед. и мн. числа: Пусть он прочитает, пусть они пишут.

Единственное число: Он сделал бы, она убрала бы, оно делалось бы.

Источник

Наклонение глагола

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Всего получено оценок: 2387.

Всего получено оценок: 2387.

Как известно, в русском языке существует три формы наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и сослагательное (условное). В этой статье даны описания каждого наклонения с указанием их особенностей и примеров, представлена таблица с наклонениями глаголов.

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Что такое категория наклонения глаголов?

Наклонение глаголов в русском языке – это словоизменительный грамматический признак глаголов. Категория наклонения обозначает, как ситуация относится к действительности: мыслится ли действие как реальное (происходящее в какой-то момент времени) или нереальное (желаемое, требуемое, возможное при определённых условиях). По тому, как формы наклонений глаголов выражают определенное отношение называемого процесса к действительности, различают три формы наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.

Особенности наклонений глаголов

Итак, в русском языке существует три наклонения, которые различаются по нюансам лексического значения и особенностям изменения.

Как определить наклонение глагола?

Каждое наклонение представлено определенным набором глагольных форм. Чтобы было наглядно понятно, как определить наклонение глагола по его форме и контексту, воспользуйтесь данной таблицей.

Источник

Изъявительное наклонение глагола

Изъявительное накло­не­ние гла­го­ла — это систе­ма форм гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в момент речи, совер­ше­ния дей­ствия после него или до сооб­ще­ния о нем.

Узнаем, что такое изъ­яви­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла в рус­ском язы­ке, чем оно отли­ча­ет­ся от пове­ли­тель­но­го и услов­но­го наклонения.

Изъявительное наклонение и время глагола

Бабочка (что дела­ет?) лета­ет над цве­ту­щи­ми ромашками.

Пчелы (что сде­ла­ют?) собе­рут нек­тар с луго­вых цветов.

Дождь (что сде­лал?) закон­чил­ся, и (что сде­ла­ло?) выгля­ну­ло умы­тое солнце.

Как видим, это накло­не­ние гла­го­ла тес­но свя­за­но с кате­го­ри­ей времени.

В свя­зи с этим у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния раз­ли­ча­ют три фор­мы времени:

Наличие вре­ме­ни явля­ет­ся глав­ным отли­чи­тель­ным свой­ством гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Ни пове­ли­тель­ное, ни услов­ное накло­не­ние не обла­да­ют этой грам­ма­ти­че­ской категорией.

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Настоящее и будущее время глагола изъявительного наклонения

В насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­гол изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ет­ся по лицам и числам.

Формы насто­я­ще­го вре­ме­ни име­ют толь­ко гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи о нем, сей­час или посто­ян­но повто­ря­ет­ся. Глаголы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и т. д.

Заданный вопрос и лич­ные окон­ча­ния ука­жут на фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го наклонения.

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «ехать» в фор­мах насто­я­ще­го времени:

Окончания слов этой части речи в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни зави­сят от при­над­леж­но­сти гла­го­ла к I или II спря­же­нию.

Различают про­стую и слож­ную фор­му буду­ще­го времени.

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся фор­ма про­сто­го буду­ще­го времени:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рая скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го глагола.

Посмотрим, как изме­нить гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «ска­кать» в фор­мах буду­ще­го времени:

Прошедшее время глагола

Прошедшее вре­мя гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния ука­зы­ва­ет, что дей­ствие совер­ши­лось до того, как мы гово­рим о нем. Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что делал? что сделал?

Слова этой части речи в про­шед­шем вре­ме­ни изме­ня­ют­ся толь­ко по родам и числам:

Характерным при­зна­ком гла­го­ла в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни явля­ет­ся суф­фикс -л-, кото­рый обра­зу­ет эту фор­му от осно­вы инфинитива:

Как определить изъявительное наклонение глагола?

Изъявительное накло­не­ние гла­го­ла опре­де­лим пошагово:

Примеры

В реч­ке плес­ну­ла хво­стом круп­ная рыба.

Плеснула — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­я­лось. Он име­ет фор­му жен­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни, на что ука­зы­ва­ет суф­фикс -л- и окон­ча­ние (плес­ну л а ). Значит, это гла­гол изъ­яви­тель­но­го наклонения.

Алеет — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в момент речи о нём. Это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни име­ет окон­ча­ние -ет (але ет ) 3 лица един­ствен­но­го чис­ла. Значит, сло­во «але­ет» — это гла­гол изъ­яви­тель­но­го наклонения.

Слово «позво­нишь» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое пред­по­ла­га­ет­ся в буду­щем (зав­тра). Это гла­гол совер­шен­но­го вида име­ет фор­му про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни с окон­ча­ни­ем -ишь 2 лица един­ствен­но­го чис­ла. Это гла­гол изъ­яви­тель­но­го наклонения.

Видеоурок «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (6 класс)»

Источник

Наклонение глагола

Наклонение – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности. Оно иногда сложно определяется. Чтобы разобраться, что же это такое и как правильно его определить, надо знать правила.

Наклонение глагола считается нестабильным показателем данной части речи. В зависимости от возможности меняться по разным признакам (время, пол, род, лицо) классифицируют типы наклонений. В русском языке классифицируют три главных разряда этой части речи:

Изъявительная категория повествует о процессе, который протекает в этот период времени, со слов рассказчика. Также даёт понять, что действие уже свершилось, рассказывает об итоге произошедшего или о том, что действие свершится в недалёком будущем. Глагольные наклонения других разновидностей не меняются в зависимости от временных показателей.

Наклонение глаголов, таблица

Глагольная разновидностьХарактеристика
ИзъявительноеЧёткое, конкретное описание происшествия, которое происходит сейчас, свершится потом или уже свершилось с точки зрения рассказчика.
УсловноеОписание действия, которое свершится при выполнении указанного требования.
ПовелительноеПрименяется для выражения мотивации, рекомендации, совета, призыва к выполнению указанных действий.

Что такое глагольное наклонение

Характеристика глагола может легко определить, о каком событии идёт речь. Глагольное наклонение определяет, насколько реалистичным выглядит то или иное событие. С его помощью вы поймёте, о свершившемся происшествии идёт речь, или ему только предстоит произойти. Также выражает требование, пожелание или рекомендации говорящего проделать что-либо.

Таблица глагольных наклонений

НаклонениеЗначение
ИзъявительноеДействие, которое уже происходило, происходит в настоящем или произойдёт в будущем.

Пример: убирала, убираю, уберу.

Я сделаю это задание завтра.

Виталина убирала в квартире до наступления темноты.

Я убираю комнату сейчас.

Я уберу сразу же, как только освобожусь.

УсловноеСвершение только при выполнении установленных требований или условий.

Пример: помыла бы, пришел бы.

Она помыла бы пол потом.

Он пришел бы домой после обеда.

ИмперативПовеление, требование, мотивация проделать что – либо.

Пример: подайте, выучите, брось.

Подайте дедушке вон ту чашку.

Выучите стихотворение к завтрашнему дню.

Брось эту глупую затею с шариками.

Вариации глагола

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Разновидность глагола – это грамматическая вариация данной части речи, которая обозначает временные очертания какого-либо процесса.

Выделяется две разновидности:

Показывает, что процесс завершился, описывает результат. Особенностью разновидности считается то, что реального времени не существует. Глагол используется в прошлом времени либо в будущем. Изменяется по числам: может быть в единственном либо множественном числе. Изменяется по роду – женский, мужской, или средний.

В безличном значении описывает действие, которое является ответом на вопрос: что сделать?

Пример обезличенной формы: припарковаться, выехать, выбежать.

В прошлом времени является ответом на вопрос: что сделала? Что сделал? Что сделали? Пример: нагрела, выдвинул, повесили.

Трактует процесс, который длится продолжительный период, либо возобновляется. Не указывает на завершённость процесса, не подводит его итог.

В обезличенной форме является ответом на вопрос «что делать?». Пример: кидать, жить, подписывать, греть.

Характеризует действия, которые происходили ранее, осуществляются в данный момент и произойдут в будущем. Склоняется по числам и по роду: бывает единственного и множественного числа, а также женского, среднего и мужского рода.

Прошедшее время – слово отвечает на вопросы: что делали? Что делал? Что делала?

Будущее время – слово отвечает на вопросы: что они станут делать? Что мы станем делать? Что я стану делать? Что она станет делать? Что он станет делать?

Настоящее время – часть речи отвечает на вопросы: что делают? Что делает?

Чтобы выявить категорию глагола, требуется сформулировать вопрос, на который он отвечает.

Как определить глагольное наклонение

Простой метод определить наклонение глагола – это сформулировать к этому слову вопрос. Если в составе отсутствует просьба, приказ или пожелание – это не императив. Следующий шаг – убедитесь в наличии или отсутствии частички «бы, б». Если ее нет – это не условная категория наклонения. Остаётся только изъявительная разновидность. Используется в русском языке чаще остальных.

Обозначить безошибочно разряд части речи, которая описывает процесс, можно, посмотрев таблицу.

ЗначениеХарактеризует ситуацию, которая случилась ранее, протекает сейчас или точно случится позднее.

Действие, которое могло бы случиться.

Мотивация, просьба, пожелание, проделать какое-либо действие.В какой форме бываетИспользуется в любом роде, числе, времени.Любой род и число. Время исключительно прошлое.Времени и рода не имеется.Наклонение глагола — примерыМелания прочла статью.

Мелания прочтёт статью.

Мелания читает статью.Мелания бы прочла статью.Мелания, прочти статью!

Изъявительное наклонение глагола

Изъявительное наклонение — характеризует ситуацию, которая уже случилась, осуществляется в данный период времени или случится в ближайшем будущем.

Для данной разновидности приемлемо использование в любом варианте. Глагол может быть любого рода, числа, лица и времени. Изменение его по этим характеристикам в грамматике трактуется как спряжение глаголов.

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Прошлое время образуется при помощи суффикса «л» и окончаний:

Условное наклонение глагола

Глагол в условном наклонении характеризует ситуацию, которая возможна только при определённых обстоятельствах. Формирование такой разновидности осуществляется прибавлением к глаголу прошедшего времени частички «бы», или «б».

Слова меняются по числу и роду, они обезличены. Время в условном наклонении глагола исключительно прошлое.

Дополнительная частица не используется слитно с глаголом. В предложении она не обязательно пишется после него, может располагаться перед ним, или отделяться другими словами.

Примеры условного наклонения:

Повелительное наклонение глагола

Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть фото Что такое наклонение глагола 6 класс. Смотреть картинку Что такое наклонение глагола 6 класс. Картинка про Что такое наклонение глагола 6 класс. Фото Что такое наклонение глагола 6 класс

Повелительное наклонение – это высказывание о мотивации, прошении, приказании.

В данном варианте глагол только в форме второго лица, которая либо единственного, либо множественного вида.

Части речи в этой форме не меняются в зависимости от времени. Они образуются от основы слова, которое обозначает ситуацию, которая происходит в данный момент либо произойдёт в ближайшем будущем. Помимо основания формирование слова происходит с помощью суффикса «и».

Слова данной части речи третьего лица множественного вида имеют окончания «ся», «сь».

Пожелание, просьба или мотивация могут выражаться глаголом третьего лица в прошлом или настоящем времени с частицами «пускай», «да».

Можно сделать вывод, что наклонение не всегда можно легко и сразу определить. Для этого нужно научиться формулировать и задавать нужные вопросы. Помимо этого необходимо владеть понятиями о спряжении, знать, что такое время, род, число, лицо. Однако если детально изучить правила и во всём разобраться, проанализировать примеры и попробовать составить свои, можно легко справиться с поставленной задачей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *