Что такое накрутка поведенческих факторов
Как определить негативную накрутку ПФ от конкурентов
Один из важных факторов ранжирования в поисковых системах Google и Яндекс — поведение пользователей на вашем сайте, поэтому:
Основные поведенческие показатели
Основным поведенческим показателем является процент отказов (bounce rate), который основывается на:
Скриншот наглядно показывает различия между тем, как считает отказы Я.Метрика и Google Analytics:
Для более-менее одинаковых результатов можно самостоятельно настроить показатель отказов, установив отправку события по таймеру таким образом, чтобы отказом считался визит, длительность которого была менее 15-ти секунд. Для этого необходимо в код скрипта Google Analytics добавить команду:
Высокий показатель отказов указывает на то, что страница не удовлетворяет запрос пользователя. Соответственно, необходимо доработать содержание и контент страницы.
Также процент отказов поможет выявить негативную накрутку, которую используют недобросовестные конкуренты.
Выявляем негативную накрутку своего сайта
Существует несколько типов накрутки поведенческих:
В этой статье рассмотрим на реальном примере наиболее популярный метод накрутки — напрямую.
Началось всё со скачков позиций, а потом и вовсе начали отлетать на 3-4 страницу выдачи. Такая динамика должна сразу насторожить и заставить искать причину резкой просадки.
Как проявляется прямая накрутка
1. Резкий рост прямых заходов на сайт
Я.Метрика — Источник, сводка — Прямые заходы
Обращаем внимание на рост прямых заходов, дата которых совпадает с датой начала просадки позиций: 11 марта был пик прямых заходов и 12 марта позиции отлетели.
В GA также виден рост прямых заходов:
Google Analytics — Источник/канал — Direct
Это первый и самый явный признак прямой накрутки.
2. Скачок отказов (bounce rate)
Я.Метрика — Отчёт по отказам
Google Analytics — Показатель отказов
Видим корреляцию между прямыми заходами и отказами. Это демонстрирует факт того, что сайт негативно накручивают.
3. Увеличение роботности
Дополнительно проверьте роботность в Я.Метрике, так как обычно накрутка сопровождается её скачком:
Я.Метрика — Мониторинг — Роботы
Какие последствия?
Согласно нашему опыту, накрутка ПФ никак не влияет на видимость сайта в Google. Что касается Яндекса, тут все намного сложнее.
Официально Яндекс придерживается позиции, что поисковик умеет распознавать накрутку и нивелировать ее на алгоритмическом уровне. Как это часто случается, официальная позиция отличается от реальности.
Если вовремя заметить такую накрутку и закрыться от неё — ситуацию можно исправить:
Но если конкуренты валят сайт уже на протяжении месяца, велика вероятность наложения фильтра Яндекса за накрутку ПФ. Этот фильтр сопровождается сообщением в Я.Вебмастере и действует на протяжении 8-12 месяцев:
Как выйти из-под фильтра за накрутку ПФ?
К сожалению, на быстрое возвращение надеяться не стоит. Если сайт попал под санкции за накрутку ПФ, техподдержка Яндекса примет ваше заявление на пересмотр сайта не ранее, чем через 6 месяцев.
Как снять фильтр раньше и вернуть сайту позиции и трафик:
Как выявить ботов и найти, откуда они идут?
Самый простой способ определить бота — это посмотреть на записи Вебвизора, предварительно отфильтровав по времени на сайте — от 0 до 15 секунд:
Обычно бота выдают его действия:
Чтобы найти, откуда конкретно заходит бот, можно воспользоваться:
Как защититься от негативной накрутки ПФ?
Заранее защититься практически невозможно, так как есть способы, которые тяжело вычислить:
Основной метод борьбы — блокировка IP-адресов вручную.
Это основной и действенный метод, который подразумевает определение паттерна за счёт ежедневного мониторинга / оценки новых адресов и их закрытия. И так можно делать, пока у наших недоброжелателей не закончатся все возможные VPN/прокси.
Самый простой способ заблокировать спамящие IP — это модули CMS. Например, в Bitrix есть модуль «Проактивная защита», который позволяет создавать стоп-листы:
Дополнительные методы защиты
Выводы
Сейчас тема накрутки поведенческих факторов очень популярна, так как появляется всё больше новых способов манипуляции, вычислить которые становится всё тяжелее.
Заранее защититься от накрутки практически невозможно. Поэтому обязательно мониторьте прямой трафик и запросы, по которым идут клики в Я.Вебмастере / Search Console, особенно это важно для сайтов лидеров своей ниши.
В случае спонтанного роста прямого трафика, сопровождающегося ростом Bounce Rate — не медлите, так как чем раньше вы начнёте закрываться, тем выше вероятность того, что всё обойдётся без значительных потерь.
Если у Вас возникли проблемы с трафиком, обращайтесь к нам!
Накрутка поведенческих факторов
Поведенческие факторы — основной критерий ранжирования в Яндексе, но и Google в 2019 году заявил, что его алгоритм тоже учитывает «пользовательский фидбэк». Постепенно классические приемы SEO уходят на второй план и становятся вспомогательными инструментами при продвижении web-проектов. Теперь, чтобы попасть в топ, нужно продумывать сценарий взаимодействия пользователей с сайтом: как задержать их на странице, соблазнить на внутренние переходы, спровоцировать на активные действия.
На первый взгляд, накрутка поведенческих факторов кажется отличной идеей, чтобы быстро и без лишних заморочек прорваться в топ поисковиков. В этой статье мы расскажем, почему от этого замысла лучше отказаться.
Содержание
Что такое поведенческие факторы
Поведенческие факторы — это статистические данные о качестве и количестве контактов пользователей с вашим сайтом. Они учитываются поисковыми системами при ранжировании web-ресурсов. Логика здесь такая: на некачественном сайте человек не станет задерживаться и активничать — скроллить, переходить по внутренним ссылкам, читать и комментировать статьи, делать заказы — значит, чем активнее ведет себя пользователь, чем дольше остается на сайте, тем качественнее ресурс и выше его место в рейтинге.
Яндекс рассчитывает ИКС (индекс качества сайтов), опираясь на метрики поведенческих факторов.
ПФ оцениваются на основе множества метрик, например:
Более подробно о метриках ПФ читайте в нашей статье Поведенческие факторы ранжирования сайта.
Поведенческие факторы или SEO?
Все чаще можно услышать, что SEO умерло, ведь теперь достаточно накрутить поведенческие факторы и не заморачиваться с ключами, метатегами и прочими классическими методами продвижения. Действительно, благодаря отличным ПФ, в топ может резко взлететь даже новый сайт. Вся разница в дальнейшей перспективе: качественный, оптимизированный ресурс сумеет укрепиться на первых страницах выдачи, а накрученный так же резко рухнет или даже утонет, попав под жесткие санкции Яндекса.
Поведенческие факторы — это, скорее, часть SEO, без которой классические методы уже не работают. На практике все взаимосвязано: каждая ключевая фраза из семантического ядра должна быть упакована в полезный, интересный вашей аудитории контент. Напичканные ключами пустышки, написанные ради попадания в индекс, уже никому не нужны: поисковики хотят, чтобы в их топе находились только качественные сайты, которые высоко оценили живые люди.
Идеальные ПФ, как их видит Яндекс
Нарисуем пасторальную картинку. Человек заходит на поиск, вводит запрос, выбирает зацепивший его сниппет и переходит по ссылке на сайт. На посадочной странице полезный контент, релевантный запросу, поэтому пользователь долго и с интересом изучает материалы:
Довольный посетитель добавляет сайт в закладки браузера и покидает его, не возвращаясь на поиск, т.к. его запрос полностью удовлетворен. В следующий раз он будет заходить сюда через свои закладки, минуя поиск.
Такая картина становится сигналом для поисковика, что сайт хорош и надо бы его двинуть повыше. Но если пользователь быстро ушел обратно на поиск, дело верное, что с ресурсом какие-то проблемы, поэтому и в топе ему делать нечего.
Способы накрутки ПФ
Что такое накрутка поведенческих факторов? Это искусственно созданная иллюзия движухи на сайте, имитация действий заинтересованных пользователей. Когда владелец сайта или нечистый на руку web-мастер хочет быстро вырваться в топ, но не желает возиться с качественными улучшениями своего проекта и SEO, на помощь приходит накручивание поведенческих факторов. Разными способами накручиваются нужные метрики: кликабельность, время на сайте, глубина и т. д. Все это рассчитано на обман поисковика, который должен принять имитацию за реальный интерес к площадке и поднять ее в рейтинге.
Распространены несколько способов накрутить поведенческие факторы, но, как ни крути, сайт не станет от этого лучше, а вот риск вылететь из поиска становится слишком большим.
Самый рискованный способ накрутки — автоматические программы, имитирующие поведение пользователя на сайте. Для бота прописывается алгоритм, программа заходит с поиска на ваш сайт под разными IP и изображает бурную деятельность: «читает» тексты, жмет кнопки, ходит по страницам, может даже оформлять заявки. Слабое место такой имитации — поисковые боты быстро выявляют работу робота.
Есть и более продвинутый софт, сканирующий HTML-код и определяющий наиболее кликабельные места. Тонкая настройка такого бота под конкретный проект может какое-то время оставаться незамеченной поисковиками. Главное не запускать накрутку со страниц, до которых ни один пользователь не дойдет в реальной жизни. Поисковики сильно удивятся, когда ни с того ни с сего на страницу, мертво висящую за пределами видимой зоны поисковой выдачи, вдруг, как из рога изобилия, польется органический трафик.
Автоматическую накрутку поведенческих факторов сайта можно настроить даже бесплатно, например, используя программу Browser Automation Studio (BAS). ПО записывает ваши действия на сайте, а потом воспроизводит их. Но любую хитрую программу поисковики, скорее всего, выявят. А за этим последует возмездие: в лучшем случае — пессимизация ресурса, в худшем — бан и исключение из выдачи.
Ботами любят пользоваться мошенники, которые перед продажей сайта топорно накручивают трафик, демонстрируют покупателю красивые цифры в метриках, тот заглатывает приманку, покупает сайт с хорошим трафиком и в итоге остается у разбитого корыта, забаненного поисковиками за накрутку.
Буксы
Буксы — это сервисы для быстрого заработка в интернете на простых заданиях типа просмотра рекламы или манипуляций на сайтах. Исполнителям выдается техническое задание, в соответствии с которым они переходят на нужный ресурс и имитируют пользовательскую заинтересованность. Живой человек, в отличие от бота, не так предсказуем, поэтому поисковики не могут вычислить алгоритм накрутки.
Слабое место здесь в самих буксах: их адреса хорошо известны поисковикам и давно занесены в черные списки. Массовая активность на сайте сама по себе подозрительна и может спровоцировать проверку, которая обязательно выявит кликеров, обитающих на одном буксе. В итоге санкции неизбежны.
Конкуренты
Накрутка поведенческих конкурентами — частое явление. Нечистые на руку соседи по топу используют уязвимость искусственной накрутки и топят соперников, заказывая имитацию взрывного роста активности на их сайте. Расчет прост: сделать все так, чтобы поисковики обнаружили запрещенные методы и пессимизировали чужой ресурс. Этот способ не слишком распространен, обычно пытаются топорно подставить соперника, накрутив негативные ПФ, например, количество отказов.
Обычно такие подставы не приносят результата, т. к. вебмастера быстро обнаруживают нездоровую активность у себя на сайте и принимают меры. Если вы увидели, что вам накручивают ПФ, сразу пишите в поддержку Яндекса и Google, прикладывайте скрины метрик — этого достаточно для решения проблемы, если до этого ваш сайт не был замечен в махинациях с поведенческими факторами.
Не рекомендуем и совсем уж хитрый ход конем: взвинтить самому себе поведенческие, а потом пожаловаться в поддержку, мол, вас жестоко накручивают нечестные мошенники. Схему быстро просчитают и без лишних разговоров забанят сайт хитроумного экспериментатора.
Накрутка по параметрам
Существуют способы поднять позиции сайта в Яндексе или Google методом накрутки конкретных параметров, влияющих на поведенческие факторы. Это тоже чревато санкциями.
Каждый клик по сниппету на странице поисковой выдачи добавляет очки в карму вашего сайта. Но высокая кликабельность только у первой пятерки в топе, чем дальше от нее ваш сниппет, тем хуже обстоят дела с CTR.
Есть сервисы типа SerpClick или Seosprint, искусственно накручивающие кликабельность. Принцип метода: вы создаете задание, указав запросы, по которым уже продвинулись в топ-50, а сервис просчитывает, сколько нужно кликов для попадания в десятку, раздает ТЗ сети исполнителей или крутит заходы на сайт программой.
С такими сервисами вы играете в лотерею: кому-то везет, а кто-то быстро привлекает внимание поисковиков и влетает под фильтр.
Поисковые подсказки
Поисковые подсказки — это список фраз, которые предлагает поисковик в момент ввода запроса. Они помогают пользователю сформулировать вопрос, подставляя различные варианты хвостов ключевых фраз. Список подсказок формируется на основе множества параметров: частотности, региональности, персональных предпочтений пользователя, актуальной повестки дня.
Смысл накрутки поисковых подсказок в том, чтобы при вводе запроса в выпадающем списке оказались ключевые фразы, под которые оптимизированы страницы вашего сайта. Человек выбирает нужную вам подсказку, на первой странице выдачи видит ваш сайт и, с большой вероятностью, на него заходит. Так вы получаете дополнительный трафик.
Подсказки крутят сервисы типа VPodskazke. Вы указываете ключи для накрутки, сервис рассылает задание исполнителям, которые с разных IP вводят нужный запрос в поисковую строку. Таким образом растет популярность ключевой фразы, и она попадает в список подсказок поисковой системы.
Поисковики не одобряют такие манипуляции со своей выдачей, поэтому способ очень рискованный.
Внешняя ссылочная масса
С целью влияния на ПФ можно накрутить трафик по ссылкам и переходам на сайт не с поиска, а с каких-то других источников: соцсетей и сторонних ресурсов. Поведенческие факторы и внешняя ссылочная масса взаимосвязаны: у живых ссылок, с которых регулярно фиксируются переходы на сайт, больший вес, а чем больше ссылочная масса, тем выше ранжируется ресурс.
Накрутить ссылки можно на сервисах типа PFLink, которые организуют переходы живых пользователей на сайт с указанных заказчиком площадок. Вы предоставляете список ссылок, сервис рассылает задание исполнителям, те переходят на ваш сайт с внешних web-ресурсов, трафик с ссылок растет, ссылочная масса увеличивается.
Накрутка ПФ — зло
Любая накрутка — это мошенничество, черный метод продвижения, который жестко наказывается поисковиками.
Накрутка поведенческих факторов, может дать кратковременный эффект и поднять ресурс в топ-10 Яндекса или Google, но тогда вы оказываетесь между Сциллой и Харибдой: чтобы оставаться в топе, придется продолжать крутить, тем самым увеличивая риски засветиться на манипуляциях.
Даже если поисковики проморгали накрутку и не забанили сайт, ему не удержаться в топе: перестанешь крутить, и страница быстро сползет на свою обычную позицию, ведь вместо реального развития сайта была всего лишь игра в имитацию.
Сложные алгоритмы поисковых систем анализируют множество параметров, и любые неестественные события или совпадения поведенческих паттернов вызывают у них повышенное внимание. У Яндекса есть черный список сервисов накрутки, и он легко вычисляет, откуда растут ноги у неестественного всплеска ПФ. Если на региональный сайт полился трафик со всех городов страны, это тоже явный знак запрещенных манипуляций для поисковика.
Накрутка — это лотерея, в которой проигравших существенно больше счастливчиков. При этом расплата за нечестную игру может быть губительной для сайта. Яндекс пессимизирует ресурсы, замеченные в накрутке поведенческих, на 8 месяцев. Страницы или удаляются из выдачи, или серьезно проседают в позициях. Но еще хуже, что домен, побывавший под фильтром, теряет доверие у поисковика и дальнейшее его развитие будет осложнено.
Как обнаружить накрутку ПФ и выявить нечистоплотных специалистов
Проверить, не накручивают ли поведенческие факторы конкуренты или недобросовестные web-мастера, можно проанализировав статистику своего сайта.
Накрутка ПФ — черный метод продвижения, поэтому специалисты, использующие его в своей работе, обычно не афишируют этот факт. Проблема в том, что вы можете обратиться за услугой продвижения, а на выходе лишиться денег и получить сайт, мертво лежащий под санкциями. Как выявить сомнительных специалистов?
Серьезные web-студии не используют накрутку и без проблем прописывают это в договоре. Любое обещание быстрого вывода сайта в топ должно вас насторожить.
Как улучшить поведенческие факторы без накрутки
Накрутка — это всего лишь имитация пользовательского интереса к сайту. Но по-настоящему эффективно улучшить поведенческие факторы можно только планомерным развитием и улучшением своего ресурса. Белые способы продвижения рассчитаны на долгосрочную перспективу и качественные перемены. Удобный сайт с полезным контентом привлекает живых людей, которые читают статьи, комментируют, оформляют покупки или заказы. Так формируется авторитетность и лояльность аудитории.
Чтобы улучшить поведенческие, нужно изучить конкурентов в топе и ориентироваться на их показатели кликов. Главные критерии, влияющие на ПФ:
Вывод
Накрутка поведенческих факторов — серьезное нарушение с точки зрения поисковых систем, т. к. это манипулирование результатами выдачи. Вы быстро взлетаете в топ, накручивая клики и имитируя действия пользователей, но сам сайт при этом не развивается, и стоит приостановить накрутку, как все возвращается на круги своя. Но это не самое плохое, что может случиться. При выявлении факта накрутки любой сайт попадает под суровые санкции и вылетает из видимой зоны выдачи на долгих 8 месяцев. Однажды попавшись на накрутках, сайт теряет доверие поисковой системы и попадает под пристальное и предвзятое внимание.
Белое SEO-продвижение — дело долгое, зато со стабильным результатом. Вы улучшаете сайт, он начинает нравится пользователям, поисковики это видят и подтягивают качественный ресурс в топ. От такой стратегии выигрывают все.
Чем опасна накрутка поведенческих в SEO и как её вычислить, если вы не сеошник
Накрутка позиций до сих пор существует. Николай Замятин из «Умного Маркетинга» принёс статью о том, по каким признакам такую накрутку вычислить и чем она опасна.
История заказчика
Не будем раскрывать сайт заказчика, пусть для вас это будет вымышленный адрес «лестничные-лестницы.рф».
Компания делает лестницы на металлическом каркасе в Москве и области. К нам клиент пришёл за улучшением результатов SEO в Гугле. На проекте уже работал подрядчик, который специализируется только на Яндексе и добился крутых результатов.
Нормально, что результаты в Гугле и Яндексе отличаются даже в 2 раза, ненормально, когда в одной поисковой системе результат отличный, а в другой его просто нет. Мы не нашли на сайте санкций и грубых ошибок, поэтому заподозрили накрутку, пошли проверять.
Рассказываем, по какому алгоритму проверяем сайты на предмет накрутки поведенческих. Если наша SEO-терминология вам незнакома, ниже расшифровали ключевые определения из статьи.
Что такое поведенческие факторы
Поведенческие факторы — это совокупность метрик, которые характеризуют поведение пользователя на сайте и помогают поисковым системам делать выводы о качестве сайта.
Основные типы поведенческих факторов ранжирования:
Оценивается время на сайте и на отдельных страницах, последовательность действий, возвраты к результатам поиска, разнообразие запросов и многое-многое другое.
Что такое накрутка поведенческих факторов
Накрутка — это имитация действий реальных пользователей: искусственно создаём массу визитов → все ведут себя на сайте хорошо → обманываем поисковую систему → получаем высокие позиции.
Как повысить эффективность диджитала для недвижимости?
Признак 1: результаты в Яндексе и Гугле очень отличаются
Органический трафик из Яндекса
0. В Гугле сайт не ранжируется.
Данные о позициях тоже показывают разницу между поисковыми системами, которая несопоставима с результатами конкурентов.
Процент запросов, по которым сайт попадает в топ-10 поисковой выдачи по Москве по данным сервиса Топвизор
У большинства конкурентов позиции в Гугле несколько хуже. Но есть пример — Конкурент 1 — у которого всё наоборот. Только у заказчика разница между поисковиками составляет 93 пункта, что очень много.
Но это само по себе ещё не грех, вдруг сайт круто проработан с точки зрения факторов, важных для Яндекса?
Признак 2: состояние сайта не соответствует результатам
Один из маркеров накрутки — качество оптимизации. Когда позиции сайта значительно лучше, чем у конкурентов, а качество оптимизации объективно ниже — есть вероятность, что применялись серые методы продвижения.
Покажем пару примеров недоработок в базовой оптимизации на сайте заказчика.
Не прописаны метатеги на продвигаемых страницах. Это классика SEO — то, что нужно делать всем и всегда независимо от задач и особенностей тематики клиента. Так поисковые системы понимают, о чём на страницах сайта пойдёт речь.
Страница «Виды лестниц»:
Title — Виды лестниц;
Description — Виды лестниц на металлическом каркасе.
У Конкурента 2 с хорошими позициями в Яндексе на странице с модульными лестницами:
Title: модульные лестницы в Москве, купить готовые наборные лестницы;
Description — интернет-магазин «Конкурент 2» предлагает широкий выбор модульных лестниц по выгодным ценам в городе Москва. Купить наборную лестницу с замером помещения, доставкой и монтажом в «Конкурент 2» легко и просто.
Но, справедливости ради, на странице про металлические лестницы у Конкурента 2 тоже беда:
Title — лестницы на металлокаркасе;
Description — отсутствует.
Может быть, это такая норма отрасли — не прописывать метаданные для страниц по металлическим лестницам? Может быть, там низкая конкуренция? Смотрим дальше.
Отсутствуют необходимые посадочные страницы. Структура сайта должна соответствовать структуре спроса. У нашего клиента были страницы по типам, материалам и назначению лестниц — всё на одном уровне вложенности.
Если брать только металлические лестницы, то есть запросы:
по расположению — межэтажные, с первого на второй этаж, уличные, для крыльца, в частный дом;
по виду конструкции — прямые, Г/П-образные, винтовые, поворотные;
по типу — открытого и закрытого типа.
Под все эти типы запросов страниц на сайте нет или почти нет, а позиции есть — это подтверждает предположение о накрутке.
Признак 3: популярные запросы слишком необычны
Взрывной рост трафика начался в мае 2020 года:
Почти все поисковые запросы за этот период с хвостом, состоящим из адреса сайта компании, который написан точно вплоть до точек и тире:
Люди так не ищут — если вы сами искали конкретный сайт, то понимаете, что запрос будет скорее похож на транскрипцию. Вот вам пример поисковой подсказки, которую видит человек, который ищет сайт сети кофеен One&Double:
Не очень-то близко к тексту, но живые люди гуглят именно так.
Такое однообразие запросов — 100% признак накрутки поведенческих факторов. Плохо только то, что накручивать можно и по запросам без указания названия сайта или компании — такую накрутку будет сложнее вычислить.
Так накрутку видит Яндекс.Вордстат: в мае 2020 произошёл гигантский скачок показов по фразе «лестничные лестницы рф»:
Какую медийную кампанию нужно запустить, чтобы добиться такого роста узнаваемости бренда?
Как Яндекс наказывает за накрутку поведенческих
Все попытки манипулирования выдачей сопряжены с риском. В моменте можно получить хорошие результаты, но никто не знает, когда это закончится.