Что такое нанотехнологии простыми словами для детей
Беседы с детьми о нанотехнологиях
Гузель Аллабердина
Беседы с детьми о нанотехнологиях
БЕСЕДА 1.
Тема: Нанотехнологии. Что это?
Цель: Познакомить детей со словом «нанотехнологии» и историей появления нанотехнологий.
Содержание беседы:
Воспитатель. Когда-то, давным-давно, люди начали сочинять и передавать из уст в уста вымышленные, придуманные, небывалые истории – сказки. Упоминались в них удивительные волшебные предметы. Это и сапоги-скороходы, и скатерть-самобранка… А какие еще волшебные предметы вы знаете? (О. д.)
Воспитатель. А как вы думаете, почему люди придумывали эти удивительные вещи? (О. д.)
Воспитатель. Да, действительно, человек воплотил в них свою мечту – быстро передвигаться, высоко летать, передавать информацию на большие расстояния.
Воспитатель. Догадайтесь, во что превратился сегодня сказочный ковер-самолет? (О. д.)
Воспитатель. А печка, на которой Емеля к царю отправился? (О. д.)
— А волшебное блюдце, по которому «катилося наливное яблочко»? (О. д.)
— А ступа Бабы-Яги? (О. д.)
— А волшебный клубочек, который в сказке указывал путь? (О. д.)
Воспитатель. Удивительно, но научные изобретения превзошли все самые смелые человеческие мечты. Сегодня не только летают самолеты, но и ракеты поднимаются в космос, есть не только телевидение, радио, телефон, но и «умная» машина – компьютер. Все эти открытия были совершены в макромире, в мире больших вещей. Что же, больше нечего открывать, всё известно и изобретено? Нет! Человек решил отправиться в микромир. Так появились нанотехнологии.Произнесем вместе это слово: нано-технологии.
Воспитатель. Представьте себе монитор компьютера толщиной с бумажный лист! Бумагу, которая не горит и не промокает! Или одежду, которая не пачкается! Это не фантастика – все это можно сделать с помощью нанотехнологий. Совсем скоро мы узнаем, что же такое эти загадочные нанотехнологии.
БЕСЕДА 2.
Тема: Что такое нанотехнологии?
Цель: Познакомить детей с этимологией и значением слова «нанотехнологии».
Содержание беседы:
Воспитатель. Мальчики и девочки! Совсем недавно вам уже приходилось слышать новое слово «нанотехнологии». Как вы думаете, они появились давно или совсем недавно?
Воспитатель.Произнесем: «Нанотехнологии». Из каких двух частей состоит это слово? (О. д. Слово «нанотехнологии» состоит из двух частей — «нано» и «технологии».)
Воспитатель. А знаете ли вы, что «нано» это греческое слово, означающее одну миллиардную часть чего-нибудь, например, метра.
Вот метр (воспитатель показывает мерку – метр – деревянную линейку). А нанометр во столько раз меньше метра, во сколько раз обыкновенная горошина (показ) меньше земного шара.
Представьте себе: если бы рост человека был один нанометр, то толщина листа бумаги показалась бы человеку равной расстоянию между городами Москвой и Тулой, а это целых 170 километров!
Воспитатель. Слово «технологии» означает создание материалов и предметов, необходимых человеку.
А нанотехнологии — это создание материалов и предметов с заранее заданными свойствами из наночастиц при помощи специальных приборов.
Воспитатель. Из каких слов состоит слово «нанотехнологии»? (О. д.)
Воспитатель. Что означает слово «нано»? (О. д. Одна миллиардная часть.)
Воспитатель. Что означает слово «технология»? (О. д. Создание предметов и материалов.)
Воспитатель. Получение вещей из наночастиц напоминает работу с конструктором. Только в качестве деталей используются маленькие частички, из которых учёные создают удивительные наноматериалы и наноустройства. Об этих необыкновенных изобретениях мы узнаем с вами совсем скоро.
БЕСЕДА 3.
Тема: Удивительные наноматериалы и наноустройства.
Цель: Дать детям первоначальные представления о многообразии и удивительных свойствах наноматериалов и их использовании для создания различных вещей.
Содержание беседы:
Воспитатель. Друзья мои, мы продолжаем увлекательный разговор о нанотехнологиях! Расскажите, пожалуйста, что такое нанотехнологии. (О. д.)
Воспитатель. Мальчики и девочки, из каких двух частей состоит это слово? (О. д. Слово «нанотехнологии» состоит из двух частей — «нано» и «технологии».)
Воспитатель. Посмотрите, у меня в руках кусочек глины. Как вы думаете, какие предметы можно из него вылепить? (О. д. Игрушки, посуду.)
Воспитатель (показывает кусок глины и предметы, изготовленные из него). Глина – это вещество. Из него можно сделать множество самых разных предметов. А что это? (Воспитатель последовательно показывает тетрадь, книгу, салфетку, бумажный стаканчик, дети называют предметы).
— А что у них общего? Из чего они изготовлены? (О. д. Из бумаги.)
пупс – из резины; ваза – из стекла; конструктор – из пластмассы; кувшин – из глины, гвоздь – из железа, раскраска – из бумаги, кубик – из дерева.
Воспитатель (показывает два стакана – бумажный и стеклянный).
— Мальчики и девочки, а это что? (О. д. Стаканы.)
Вот поэтому ученые сначала придумывают самые разные наноматериалы с заранее заданными свойствами, а потом планируют использовать их для изготовления уникальных вещей и устройств.
(Презентация: принцип наношерстинок позволит изготовить обувь, которая не скользит на льду и даже позволит человеку ходить по стенам, что важно для альпинистов; самые обычные носки с серебряными наночастицами будут устранять возможное размножение бактерий и запах пота, можно будет получить мыльный пузырь размером с грузовой автомобиль).
Воспитатель. В следующий раз мы узнаем, почему так нужны и важны нанотехнологии.
БЕСЕДА 4.
Тема: Для чего нужны нанотехнологии?
Цель: Подготовить детей к восприятию научной информации о нанотехнологиях и познакомить с причинами возникновения и областями применения нанотехнологий.
Содержание беседы:
Воспитатель. Мальчики и девочки, расскажите, пожалуйста, какие удивительные наноматериалы вы запомнили. (О. д.)
Воспитатель. Если спросить учёного, для чего нужны нанотехнологии,он с гордостью ответит:
Ребенок в роли ученого (заранее подготовленный). Нанотехнологии изменяют привычные свойства вещества. Они преображают мир и делают его лучше.
Воспитатель. Где же применяются нанотехнологии сегодня?
Ребенок в роли врача (заранее подготовленный). В медицине. Например, крохотные нанороботы, способные проникнуть в любую клетку человеческого организма, смогут быстро лечить те или иные болезни и производить такие операции, которые не под силу даже самому опытному хирургу.
Ребенок в роли инженера-строителя (заранее подготовленный). Благодаря нанотехнологиям появятся «умные дома». В них человеку практически не надо будет заниматься уборкой. Это будут делать «умные вещи» и «умная пыль». Люди станут носить одежду, которая не пачкается, более того, сообщает владельцу, что, например, пора обедать или принимать душ.
Ребенок в роли ученого (заранее подготовленный). Нанотехнологии позволят изобрести компьютерную технику и мобильные телефоны, которые можно будет складывать, как носовой платок, и носить в кармане.
Воспитатель. Так где же применяются нанотехнологии? (О. д.)
— А зачем они нужны? (Они нужны, чтобы сделать мир лучше.)
Если вам было интересно, попросите родителей вместе с вами поискать сведения, где же еще могут применяться нанотехнологии.
А в следующий раз мы отправимся в удивительное путешествие!
БЕСЕДА 5.
Тема: Путешествие в наномир.
Цель: Углубить представления детей о наноматериалах, наноустройствах, значении нанотехнологий для человека.
Содержание беседы:
Воспитатель. Путешествия любят все! Путешествовать можно где угодно и куда угодно – по лесам и горам, по морям и океанам, на другие планеты или даже в сказочные миры! Можно отправиться в путешествие на машине времени – заглянуть в прошлое или пофантазировать о будущем. А сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в наномир. Как вы думаете, какого размера мы должны быть, чтобы побывать там? (О. д. Мы должны быть очень маленькими).
Закройте, пожалуйста,глаза и повторяйте за мной:
Один, два, три – вот уменьшаемся мы.
А теперь: четыре, пять – в наномир хотим попасть!
Воспитатель. Откройте глаза. Вот мы и в наномире! (Презентация)
Как много удивительного кругом! А кто это нас встречает? О, да это один из самых умных обитателей наномира – наноробот Нанос! (Презентация)
Нанос. Молодцы! Вижу, вы хорошо подготовились к путешествию! Действительно, почти все названия в моем мире начинаются с «нано«. А само слово «нано» означает одну миллиардную часть чего-либо. Представьте, человеческий волос приблизительно в шестьдесят тысяч раз толще одного нанообъекта! Теперь вы понимаете, друзья мои, почему люди так долго ничего не знали о наномире? (О. д.)
Да, это так. Если уж трудно разглядеть волосок на одежде, то до изобретения сверхмощного микроскопа жителей наномира просто невозможно было увидеть! Итак, в путь!
(Презентация-показ наночастиц, наноматериалов, устройств из них)
Воспитатель. Спасибо, Нанос, за удивительное путешествие! Мы поняли, что нанотехнологии помогут человеку сказку сделать былью! А наши мальчики и девочки совсем скоро вырастут, и, возможно, кто-то из них совершит величайшие открытия в наномире! Возможно, избавит мир от болезней, а может быть, подарит человеку вечную молодость или создаст уникальные полезные вещи!
Беседы с детьми о музее Беседы с детьми о музее. Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея Задачи: 1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре.
Конспект беседы с детьми второй младшей группы «Что такое театр?» Конспект беседы с детьми 2 младшей группы на тему «Что такое театр?» Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное.
Конспект беседы с детьми 4–5 лет «Осторожно: дорога!» Конспект беседы с детьми 4-5 лет по теме «Осторожно: дорога!» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально.
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «Право ребенка жить и воспитываться в семье» Цели и задачи: формировать представление детей о правах ребенка; помочь понять родственные отношения в семье; воспитывать любовь и уважение.
Конспект беседы с детьми старшей группы по теме «Мы, жители Пышминского района» Визитная карточка занятия. Дата проведения: 16.12.2015 Тема: «Мы жители Пышминского района» Данный конспект беседы позволяет закрепить.
Конспект тематической беседы с детьми: «Не попади в беду на дороге» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им; различать и называть.
Конспект занятия-беседы по духовно-нравственному воспитанию «Чему учат сказки?» с детьми подготовительной группы Конспект занятия-беседы по духовно-нравственному воспитанию «Чему учат сказки?» Цель: Раскрыть сущность полярных понятий «добро и зло» и.
Организация беседы с детьми по ознакомлению с художественной картиной Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром, поэтому является для нас важнейшим средством познания общечеловеческих,.
План-конспект беседы «Полезные и вредные привычки» с детьми подготовительной к школе группы Цель: Формирование представлений о полезных и вредных привычках и их влиянии на здоровье человека. Ход беседы: Воспитатель: Здравствуйте,.
Детям о нанотехнологиях
Дата публикации: 17.03.2021 2021-03-17
Статья просмотрена: 167 раз
Библиографическое описание:
Феоктистова, О. И. Детям о нанотехнологиях / О. И. Феоктистова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79295/ (дата обращения: 09.12.2021).
Чтобы завтра российская наука была на высоком уровне, необходимо сегодня детям привить к ней интерес. А начинать надо с дошкольного образования.
Потребность познания у дошкольников возникает через любознательность и любопытство. Получая новую информацию, малыши стремятся узнать «отчего» и «почему». Вот эти «почему» и будут являться первыми шагами к нанотехнологиям.
«В неведомом таится великая сила» — говорит латинская пословица. Так раскройте это неведомое малышам.
Перед знакомством с нанотехнологиями можно провести необычную наноэкспедицию, которая позволит воспитанникам раскрыть удивительный микромир. В этом поможет детский микроскоп — старший брат наномира. В ходе проводимых исследований с помощью микроскопа дошкольники убедятся, что все, что нас окружает состоит из мельчайших частиц — атомов. Атомы совершают движения и объединяются в молекулы. Ученые при помощи тоннельных микроскопов научились перемещать атомы. Для чего? Возьмем карандаш, стержень карандаша графит — материал очень мягкий, но если у графита атомы расположить в виде нанотрубок, то он станет прочнее стали. Всем этим занимается наука, которую стали называть нанотехнологией. Она изучает свойства различных веществ, создает новые материалы, инструменты сверхмалых размеров.
Понятие «нано» произошло от греческого слова «нанос» — что означает карлик. «Нанометр» — это единица измерения длины равная одной миллиардной части метра. Это примерно в 100 тысяч раз тоньше человеческого волоса.
Нанотехнологии изменяют свойства материалов, превращая их в роботов, послушно и невидимо работающих по заданной программе.
Например, в медицине ожидается создание микророботов врачей, которые могут жить внутри человеческого организма и лечить разные заболевания.
Ученые обнаружили, что новые биоматериалы в виде геля, который наносится на больной зуб, исцеляет его. Не надо будет сверлить и пломбировать зуб.
По всему миру ученые разрабатывают новые нанотехнологии. Так американские ученые работают над пластырем, который может заменить уколы. А израильские ученые разработали нанопленку, которая предназначена для восстановления зрения. В будущем, наверняка, многие незрячие люди смогут снова видеть.
Использование нанотехнологий в строительстве, позволит создать долговечный и высокопрочный бетон, который может просуществовать 500 лет. Благодаря высокопрочному бетону будут строиться небоскребы, огромные мосты.
Нанотехнологии позволили создать сверхпрочную сталь. В океане очень часто случаются разливы нефти. Чтобы избежать этой катастрофы, ученые изобрели специальное нанопокрытие, которое не дает нефти растекаться.
Уже есть новинка — самоочищающее нанопокрытие. Достаточно опрыскать стекло автомобиля специальным раствором с наночастицами, и к нему не будет приставать грязь и вода.
С применением нанотехнологий любой материал проявляет уникальные свойства. Известно, что серебро очищает и убивает микробы. Ученые разработали технологию наночастиц серебра. Если обработать этим раствором бинт и приложить к гнойной ране, то воспаление пройдет быстрее. Наночастицы серебра могут быть использованы в качестве защиты от микробов на транспорте, в столовых, детских садах, спортивных и медицинских учреждениях.
Роботы из жидкого металла из фильма «Терминатор» не такая уж фантастика. Ученые из китайского университета создали жидкий металлический сплав, который может двигаться.
Нанотехнологии могут создать для художников такие наночернила, которые не будут выцветать, а при специальном освещении будут изменять картину.
Учеными была создана «умная пыль». Это маленькие компьютеры размером с рисинку, которые сканируют пространство и передают сигналы.
Если эту «умную пыль» заложить в нору дикого животного, мы будем знать о нем все — его повадки, когда оно спит, сколько у него детенышей.
«Умную пыль» можно рассыпать по дому, где живет пожилой больной человек. «Пыль» будет следить за ним и если человеку плохо, и он упал, то она подает сигналы, что нужно вызвать скорую помощь.
В военном деле тоже используется «умная пыль». Облако микророботов окутывают бронированную машину, и она взрывается. Военную технику предполагают красить электромеханической нанокраской, которая меняет цвет и будет сама восстанавливать повреждения.
Детям необходимо рассказать, что «умная пыль» может использована и для уничтожения людей. Нанотехнологии — это волшебная палочка в руках ученых. Она может быть полезной, облегчающей жизнь или вредной, и погубить все человечество. Все зависит от людей, и они не должны забывать об этом.
Благодаря нанотехнологиям, появляются «умные дома». В них человеку практически не надо будет заниматься скучными бытовыми хлопотами. На себя эти обязанности возьмут «умные вещи». Люди станут носить одежду, которая не пачкается; более того, сообщает хозяину, что, например, пора обедать или принять душ.
Уже сейчас пылесос не обязательно брать в руки — можно оставить перед уходом на работу робот-пылесос, который все сделает за вас. А чтобы наслаждаться свежими, вкусными бутербродами, достаточно включить тостер, пойти почистить зубы (кстати зубная паста — это тоже нанотехнологии), а поджаристые тосты уже будут ждать вас.
Нанотехнологии обещают нам такой мир, о котором раньше мы не могли даже представить.
Кондиционеры, кофемашины, колонки, смартфоны, умные часы, видеокамеры — без них мы уже не можем представить свою жизнь.
Ещё пример — гибкое умное стекло. Благодаря нанотехнологиям, оно становится прочным и небьющимся, может вести себя как сенсорная панель. Превращаясь в экран телевизора просто по движению вашей руки.
А самое главное, что дальше будет еще интереснее.
Одежда, которая не впитывает воду, пластырь, который позволит залезть на стеклянную стену — два этих примера нанотехнологий уже существуют в природе. На протяжении многих лет текстильная промышленность пыталась разработать водонепроницаемые ткани. Но получилось это тогда, когда стал использоваться «эффект лотоса». Лист лотоса покрыт нановолосками, которые поддерживают капли воды, не позволяя им впитываться или смачивать поверхность листка. Добавив нанотрубки в волокна одежды, люди смогут создавать шерсть, хлопок или синтетическую ткань, которая не впитывает влагу.
Сейчас альпинисты могут лазать по зданиям как человек- паук. А это все благодаря разработкам, которые были сделаны благодаря гекконам. Изучая пальцы гекконов, исследователи выяснили, что они покрыты нановолосками, которые позволяют ящерицам бегать по потолку. Инженеры создали обувь в виде лапок геккона, благодаря чему альпинистам можно лазать по зданиям, не уступая человеку-пауку.
Важным уроком выступает то, что в живой природе давно используются нанотехнологии, а мы, люди, только приступили к их изучению. Человеку нужно научиться делать продукты, которые дополняют живой мир, а не повреждают его.
Изучение нанотехнологий на первой ступеньке научных знаний — это уникальная возможность вырастить не только творческую личность, но и может быть ученого или изобретателя, или просто успешного ученика, который сможет находить нестандартные решения при решении задач, умеющих делать выводы и находить выходы из любых сложных ситуаций.
Проведите опыты с гидрофобным песком, когда, побывав в воде, он остается сухим. Будущие маленькие исследователи и фантазеры — это будущее нашей науки.
Необходимо давать возможность малышам удивляться каким-то изменениям. Психологи называют удивление — стимулом к познанию.
Нанотехнологии для маленьких гениев. Часть I
«Если бы меня спросили, какая область науки может обеспечить нам прорыв в будущее, я бы назвал нанотехнологии». Р. Фейнман
Всё быстрее и стремительнее в нашу жизнь входят такие понятия, как нанодостижения, нанотехнологии, нанонаука, наноиндустрия. По телевидению и радио выступают учёные, политики, педагоги, которые говорят о том, что сегодня нанотехнологиям уделяется огромное внимание, потому что нанотехнологии – это будущее всего мира, это научно-техническая революция, способная произвести переворот всей жизни, и которая, возможно, через некоторый период времени прочно войдёт в обиход каждого человека. Уже сейчас нанотехнологии внедряются в медицину, в робототехнику, в промышленность и сельское хозяйство.
Само понятие «нанотехнология» ввёл в 1974 году японский учёный Норё Танигути, описывая построение вещей из отдельных атомов. Кто-то говорит о происхождении приставки «нано» от латинского «nanus» — карлик, говоря о маленьком размере частиц; кто-то указывает на то, что «нано» от греческого слова – «nanos», означающего одну миллиардную часть чего-либо.
Вообще, четкого определения нанотехнологий не существует. И чтобы разобраться в том, что такое «нанотехнологии», я стала интересоваться всем, где можно почерпнуть знания о нано. Как сказал Козьма Прутков: «Многие вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». И прочтя много разных определений «нанотехнологии», я поняла, что
нанотехнологии — это технологии, дающие возможность работать с маленькими объектами, измеряемых в нанометрах, а «нанонаука» — это область изучения маленьких частиц, называемых «наночастицами» и свойств этих частиц («нановеществ» и «наноматериалов»).
Нанотехнологии состоят из достижений в области химии, физики, биологии и других наук.
В общем-то, нанотехнологии – это достижения будущего! Говоря об истории возникновения нанотехнологий, можно отметить, что Левшу, подковавшего блоху, из известного произведения Н. Лескова, можно назвать первым в истории нанопроизводителем. «Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, — говорит, — увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал». Сегодня же, увеличением в 5 000 000 раз обладают электронные микроскопы.
Ещё в ноябре 2004 года правительством Российской Федерации был взят курс на развитие нанотехнологий.
Нанотехнологии стали стремительно развиваться. Например, сейчас много говорят о нановеществе, которое называется графен. Если представить самую тонкую-претонкую, тонюсенькую-притонюсенькую ниточку, очень прочную — это и есть графен. Ученые говорят, что он прочнее стали в 200 раз, гнётся, но не рвётся. Нобелевскую премию за графен получили в 2000 году российские учёные – Гейман А. и Новосёлов К. И сейчас графен с успехом используется во всём мире. Учёные рассказывают, что «не за горами» создание «невидимки». Уже получены «наноматериалы», излучающие и поглощающие свет. Уже сейчас нономир незаметно входит нашу жизнь: в медицину, в военную промышленность, в пищевую промышленность, в сельское хозяйство, в наш быт.
Будущее НАНОМИРА
В быту:
В промышленности:
Военная индустрия:
Сельское хозяйство:
Медицина:
Фантастика, скажете вы! Конечно, сегодня нам всё это кажется невероятным, как когда-то компьютеры, мобильные телефоны и навигаторы…. Поэтому, учёные, политики, педагоги, говорят, что будущее за наномиром, о котором сегодня мы знаем ещё очень, очень мало! И в нашей стране сегодня всё больше открывается «Станций Юных техников», создано Молодежное научное общество по нанотехнологиям, создаются нанолагеря для детей, передвижные лаборатории, проводятся ежегодные Олимпиады для школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее», нанотехнические выставки для детей «Дети, техника, творчество», выставки рисунков «Будущее науки».
«Детей заинтересовать нанотехнологиями очень легко!» — говорит Константин Юрьевич Богданов — доктор биологических наук, преподаватель лицея, в котором он ведёт кружок по нанотехнологиям. Вместе с коллективом «Смешарики» Богданов К. снял мультфильм о нанотехнологиях для детей, который называется «Спасение улетающих».
6 марта 2011 года в Москве был открыт музей экспериментальных наук «Экспериментариум».
Это научно-развлекательный центр для детей и взрослых, «созданный для изучения законной науки и явлений окружающего мира». Из рекламного проспекта о музее: «этот научный аттракцион дает интересную и доступную возможность непосредственного участия в экспериментах, опытах и других познавательных действиях. Это занимательный и увлекательный досуг для всей семьи!»
Ещё в 2007 году в Москве была создана Корпорация «РОСНАНО». В 2010 году «РОСНАНО» начали реализацию образовательного проекта по работе с нанотехнологиями. Елена Николаевна Соболева, директор Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ, отметила, что «основная идея проекта – способствовать популяризации нанотехнологий через работу со школьниками, а в более длительной перспективе – подготовке кадров для наноиндустрии».
Цель программ по нанотехнологии – привить детям интерес к российской науке. А начинать можно с дошкольного образования.
Потребность к познанию у дошкольников возникают через любознательность и любопытство. Получая новую информацию, малыши стремятся узнать как можно больше, задавая много вопросов. И совсем не обязательно малышам давать решать сложные головоломки и задачи, говорить о научных теориях, гипотезах и экспериментах ученых. Окружающий мир так интересен, что малышам хочется знать «отчего и почему».
Вот эти «почему и зачем» будут являться первыми шагами к нанотехнологиям.
Есть такая латинская пословица Omne ignotum pro magnifico est. «В неведомом таится великая сила». Так вот это неведомое нужно раскрыть малышам ещё в дошкольный период, включить в дошкольное образование. Не нужно бояться экспериментировать, чтобы подтолкнуть детскую любознательность. Показывайте опыты с водой, с песком, с воздухом, не уставайте отвечать на все «почему», «как», «зачем». Но не отвечайте сразу на все вопросы сами, дайте возможность ребёнку разобраться, помогите ему познать окружающий мир.
Всегда помните китайскую мудрость:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Дайте возможность малышу самому провести опыт, объясните причину того или иного явления, «подогрейте» интерес малыша в познании явлений окружающего мира.
Наградой вам будет развитие наблюдательности, стремление к познанию, развитие воображения и познавательных способностей. Направляйте «маленьких Кулибиных», приходите на кружки и секции в детские центры, посещайте с ними технические выставки и музеи, ходите на экскурсии, играйте вместе с детьми с конструкторами и головоломками, стройте, фантазируйте, изобретайте, помогайте узнавать законы природы благодаря увлекательным опытам. Разрешите детям мечтать, фантазировать и воображать.
Алферов Ж. И., российский и советский ученый, сказал: «Фантастика очень часто предсказывает будущее науки гораздо лучше, чем ученые, потому что ученые обременены грузом знаний, и иногда не могут выйти за пределы этого груза».
Дайте возможность малышу в очередной раз удивиться каким-то изменениям. Психологи называют удивление – стимулом к познанию. Но любой научный эксперимент или опыт, подготовленный для малышей, должен быть связан с игровой деятельностью и занимательными фактами.
Изучение нанотехнологий на первой ступеньке научных знаний – это уникальная возможность вырастить не только творческую личность, но и, может быть, ученого или изобретателя, или просто успешного ученика, обладающего умением находить нестандартные решения при решении задач, умеющего делать выводы и находить выходы из любых сложных ситуаций.
Будущие маленькие исследователи и фантазёры – это будущее нашей науки! И быть может, когда-то наши маленькие гении смогут сказать словами Гаргуца Игоря М.:
«Мы жили, ветер свистел в ушах,
Земля светилась в восторге.
Мы жили, мы делали первый шаг,
Завидуйте нам, потомки!»
Автор — методист Наталья А. Модель.