Что такое направление исследований

Направление дипломной работы

Определение направления исследования — ключевой этап подготовки к написанию дипломной работы.

Гореть от вдохновения, а не от дедлайнов

«Я хочу что-то про медиа/Ленина/интернет вещей» — направление. Источник поиска направления исследования — мировоззрение и интересы. Не начинай большую исследовательскую работу, если чувствуешь, что это не твоё. Личный интерес — первый критерий выбора направления исследования и главный фактор достижения успеха.

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Сквозь призму рациональности

Личный интерес — не столько о хобби и увлечениях, как о перспективах профессионального развития. Нужно ответить на два главных вопроса:

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Найти точки соприкосновения между тем, требованиями вуза, реалиями рынка и собственными интересами — искусство. Но именно в этом случае работа над дипломом не будет вызывать вопроса: «А зачем это всё?».

Разведка перед боем

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Как конкретизировать тему

Формула темы ВКР: проблема + способ решения

Чтобы окончательно сформулировать тему дипломной работы, нужно определить проблему и найти пути её решения. Всё это невозможно без глубокой проработки научной литературы — этап выбора темы сложнее и глубже, чем кажется на первый взгляд.

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Направление исследования: Управление человеческими ресурсами малых предприятий

— организация эффективной работы малой группы

— построение эффективной системы коммуникаций между сотрудниками

— поиск нематериальных методов увеличения продуктивности работы

— влияние конфликтов на социально-психологический климат в малой группе

Возможная тема ВКР: Построение модели управления конфликтами в командах

На данном этапе стоит разработать дерево проблем и путей их решения (вспоминаем, как построить mind map). Это поможет структурировать мысли. Формулируя тему нужно учитывать :

Источник

Выбор направления научного исследования

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или идеальная система. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т. д.

Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования.

По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т. п.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности.

Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, нахождение путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т. п.

Целью опытно-конструкторских работ является подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции. В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленны процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называются разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.

В зависимости от источника финансирования научные исследования делятся на госбюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Госбюджетные научные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками на основе хозяйственных договоров. Такие организации могут быть как производственные, так и научно-исследовательские. Нефинансируемые исследования выполняются по договорам о сотрудничестве.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают: техническое, биологическое, социальное и т. п. направления с возможной последующей детализацией. Таким образом, основой научного направления является специальная наука или ряд специальных наук, входящих в ту или иную научную отрасль, а также специальные методы исследования и технические устройства.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы; проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединенных единой целью; проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе. С социально-психологических позиций проблема – это отражение противоречия между общественной потребностью в знании и известными путями его получения, противоречия между знанием и незнанием.

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» в достижении цели. Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач. Так, например, проблема охраны природы является глобальной, поскольку ее решение направлено на удовлетворение общечеловеческих потребностей. Кроме перечисленных различают проблемы общие и специфические, К общим относят проблемы общенаучные, общенародные и т. п. Специфические проблемы характерны для определенных производств той или иной промышленности.

Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы.

Под научными вопросами обычно понимаются мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Направление исследования часто предопределяется спецификой научного учреждения, в котором работает исследователь. Поэтому выбор научного направления для каждого исследователя часто сводится к выбору отрасли науки, в которой он желает работать. Конкретизация же направления исследования является результатом изучения состояния производственных запросов, общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени.

В процессе изучения состояния и результатов уже проведенных исследований могут сформулироваться идеи комплексного использования нескольких научных направлений для решения производственных задач. Следует при этом отметить, что наиболее благоприятные условия для выполнения комплексных исследований имеются в высшей школе, в ее университетах и политехнических институтах, в связи с наличием в них учебных научных школ, сложившихся в различных областях науки и техники. Выбранное направление исследования часто в дальнейшем становится стратегией научного работника или научного коллектива, иногда на длительный период.

При выборе проблемы и тем научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуальность. При этом важно уметь отличать псевдопроблемы (ложные, мнимые) от научных проблем. Наибольшее количество псевдопроблем связано с недостаточной информированностью научных работников, поэтому иногда возникают проблемы, целью которых оказываются ранее полученные результаты. Это приводит к напрасным затратам труда ученых и средств. Вместе с тем следует отметить, что иногда при разработке особо актуальной проблемы приходится идти на ее дублирование с целью привлечения к ее решению различных научных коллективов в порядке конкурса.

После обоснования проблемы и установления ее структуры определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (важной, требующей скорейшего разрешения) иметь научную новизну, т. е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной для народного хозяйства. Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете. При разработке теоретических исследований требование экономичности иногда заменяется требованием значимости, определяющим престиж отечественной науки.

Каждый научный коллектив (вуз, НИИ, отдел, кафедра) по сложившейся традиции имеет свой научный профиль, квалификацию, компетентность, что способствует накоплению опыта исследований, повышению теоретического уровня разработок, качества и экономической эффективности, сокращению срока выполнения исследования. Вместе с тем нельзя допускать монополию в науке, т. к. это исключает соревнование идей и может снизить эффективность научных исследований. Важной характеристикой темы является возможность быстрого внедрения полученных результатов в производство. Особо важно обеспечить широкое внедрение результатов в масштабах отрасли, а не только на предприятии заказчика.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежных специальностей. Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему. При коллективной разработке научных исследований большую роль приобретают критика, дискуссии, обсуждение проблем и тем. В процессе дискуссии выявляются новые еще не решенные актуальные задачи разной степени важности и объема. Это создает благоприятные условия для участия в научно-исследовательской работе вуза студентов различных курсов.

Источник

Классификация научных исследований. Направления научных исследований в РФ. Основные направления фундаментальных исследований. Научные программы..

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

в Российской Федерации

• Научные исследования классифицируются:

связи с общественным производством ;

направлены на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности, организации производства и т.д;

по степени важности для народного хозяйства ;

по заданиям министерств и ведомств;

исследования, выполняемые по плану (инициативе) научно-исследовательских организаций.

2. по целевому назначению :

фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы. Их цель – расширение научного знания, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.

прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель – установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

Прикладные (п. 2.2.) исследования в свою очередь подразделяются на:

— направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных фундаментальными исследованиями;

— создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п;

— подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

— в результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, называемой разработкой.

Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.

3. в зависимости от источника финансирования :

— из средств государственного бюджета;

— финансовые источники организаций – заказчиков (производственные и научно-исследовательские)

4. по длительности ведения исследования:

4.2. долгосрочные (1,5,10, 25 и т.д.).

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению: техническому, биологическому, историческому, науке о Земле и т.д. Структурными направлениями научных исследований являются комплексные проблемы, темы. Комплексная проблема – совокупность проблем, объединенных единой целью. Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» в достижении. Проблемы могут быть общие и специфические. К общим можно отнести проблемы общенаучные, общенародные. К общенародным проблемам относятся: внедрение малоотходных и безотходных, энерго-, материалосберегающих технологических процессов и т.д.

Направления научных исследований ведутся и реализуются согласно плану по «Приоритетным направления развития науки, технологий и техники РФ», который структурирован и утвержден Президентом РФ.

Группировка тематик этого плана производится в рамках двух блоков:

Ориентированные фундаментальные исследования ( прикладные ),

с указанием области знаний, целей, имеющегося научно-технического задела, основных полученных и ожидаемых результатов, а также имеющихся источников финансирования.

Выделение ориентированных фундаментальных исследований (ОФИ) обусловлено необходимостью отражения в этой части плана конкретных ожидаемых в ближайшей перспективе научных и научно-технических результатов, дальнейшее развитие которых может стать основой прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИОКР.

По этому плану, все исследования подразделяются по приоритетным направлениям с четко установленным финансированием:

направления и темы с госбюджетным финансированием,

с частичным госбюджетным финансированием с привлечением финансовых внебюджетных средств или же средств региональных бюджетов,

без привлечения бюджетных средств, это так называемые инициативные темы, направления.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ состоят из восьми позиций (коды):

Безопасность и противодействие терроризму

Индустрия наносистем и материалов

Перспективные вооружения, военная и специальная техника

Транспортные, авиационные и космические системы

Энергетика и энергосбережение

В плане по «Приоритетным направления развития науки, технологий и техники в РФ» дан перечень критических технологий, всего их насчитывается 34.

Интересы специальности 280201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов задействованы в следующих критических технологиях разделов (коды):

12. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы.

16. Технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы.

17. Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов.

33. Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки с.-х. сырья и продуктов питания.

34. Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых.

Основные направления фундаментальных исследований представлены в 8 позициях конкретных наук:

2.1.6. Энергоресурсосбережение и энергоэффективные технологии. Повышение эффективности комплексного использования природных топлив.

4. Химические науки и науки о материалах.

5. Биологические науки.

6.23. Изменение природно-территориальных комплексов России в зонах интенсивного техногенного воздействия, основы рационального природопользования.

7. Общественные науки.

8. Историко-филологические науки.

Реализация плана по приоритетным направлениям развития науки осуществляются, прежде всего академическими учреждениями РАН и отраслевыми институтами, научными коллективами различного ведомственного подчинения.

По линии РАН реализуются следующие программы:

Российский Фонд Фундаментальных исследований (РФФИ),

подпрограммы «Урал», «Сибирь», «Агидель» и т.д.

В РБ подпрограмма «Агидель» финансировалась – 50% от РФФИ и 50% от АН РБ. В настоящее время эта программа финансируется только от РФФИ.

Программы, курирующие экологические проблемы:

1. Возрождение Волги,

2. Радиационная безопасность,

3. Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов.

В РБ принята республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы РБ на 2004–2010 годы», со следующими подпрограммами:

1. Леса, материальное сырье.

2. Водные ресурсы и водные объекты.

3. Водно-биологические ресурсы и аквакультуры.

4. Регулирование качества окружающей среды.

6. Поддержка особо-охраняемых территорий.

7. Сохранение редких видов животных и растений.

Источник

Направления научных исследований

Теоретические основы науки.

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о чем-либо. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Науку принято рассматривать:

· как особую систему знаний о природе, обществе и человеке;

· как особый вид деятельности человека, систему научных исследований, направленных на получение новых знаний;

· как систему специфических организаций и учреждений.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

§ разделение и кооперацию научного труда;

§ научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

§ методы научно-исследовательской работы;

§ понятийный и категориальный аппарат;

§ систему научной информации;

§ а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира.

В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят:

1. Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции.

2. Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.

3. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий.

4. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.

5. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера — критического эксперимента).

Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы.

Представления о науке и научном методе — методология науки, со временем менялись.

Направления научных исследований

Можно выделить три основных направления в научных исследованиях:

§ Фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.

§ Прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

§ Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки — здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.

Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура.

Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика).

Современная классификация

Естествознание (учение о природе, естественные науки)

Технознание (учение о технике, технические науки)

Обществознание (учение об обществе, общественные науки)

Человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки)

Главными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, то есть в широком смысле ее теоретическое отображение.

Матузов, Малько

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.

Источник

Направление и актуальность исследования

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Направление и актуальность исследования

Исследовательская работа начинается с определения направления исследований. Оно может быть предложено преподавателем или сформироваться у учащегося самостоятельно в ходе знакомства с теорией какой-либо науки или в результате практических занятий. Общее направление исследований очерчивает область, в которой будет вестись работа, ограничивает, в определенной мере, объем материала. Иными словами, это

Однако, внутри этого общего направления необходимо выбрать конкретный вопрос исследования. Этот выбор определяется, прежде всего, интересом учащегося и его актуальностью.

Актуальность показывает не только, насколько изучение данного вопроса важно для науки и практики, но почему это изучение важно именно сейчас. Степень или острота актуальности может быть различной. Можно выделить различные уровни актуальности:

· для отдельного предмета;

· для данного региона;

· для конкретного учебного заведения;

· для отдельного учащегося.

Актуальность необходимо обосновывать. Иными словами, нужно показать, что данный вопрос (на каком-то уровне) недостаточно раскрыт в теории науки и нет его решения в практике (или это решение не известно в данном сообществе).

Тема и проблема исследования

Для решения некоторых проблем достаточно поиска в научной литературе, для других необходимо проведение опытно-поисковой работы, для третьих – проведение эксперимента или исследовательской работы.

Определив научную проблему, можно перейти непосредственно к формулировке темы исследования. Основное требование здесь заключается в том, что в названии темы должна быть выражена проблема исследования. Кроме того, в ней обозначается общее содержание и примерный аспект изучаемых процессов. В то же время тема должна однозначно интерпретироваться.

Гипотеза, цель и задачи исследования

Исследование всегда направлено на выявление каких-то закономерностей, взаимосвязей и взаимозависимостей между параметрами изучаемого процесса или явления. Но выявляя эти закономерности, уже каким-то образом предполагаем, что они есть. Гипотеза – это и есть предположение (основание); предварительное суждение о закономерной связи явлений. Следовательно гипотеза строится по внутренней логике: «Если…, то…».

Гипотезы могут состоять из одного предложения (линейные) или из нескольких (разветвленная). Она может быть зафиксирована или содержаться в тексте имплицитно (внутренне). Например, в исследованиях по истории педагогики не принято формулировать гипотезу, но тема должна быть проблемной и как бы предполагать в себе гипотезу.

При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. Формулировка гипотезы может сложиться как положительный ответ на вопрос, содержащийся в проблеме, и как перестановка формулировки проблемы (на первое место выдвигается условие, а затем идет результат).

Дальнейшая работа исследователя направляется на то, чтобы подтвердить (или опровергнуть) гипотезу. Фактически, это и является содержанием стратегической цели исследования. Формулировка цели делается на основе гипотезы, чтобы определить главное направление доказательства. Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они как бы определяют алгоритм поэтапных действий для достижения стратегической цели.

Последовательность выполнения исследовательской работы

После выбора темы и предварительного определения исследовательского аппарата необходимо составить план исследования, то есть обозначить основные направления предстоящей деятельности и его этапы. Этапы исследования – это составные части деятельности, выстроенные в определенной последовательности. Между ними обязательно должна быть преемственность. Для этапов сугубо экспериментальной работы необходима фиксация промежуточных результатов.

Исходя из того, что самое важное на этапе, их примерное содержание и последовательность может быть следующим:

· изучение теории и истории рассматриваемой проблемы по литературным источникам;

· осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы;

· отбор методов для проведения опытно-экспериментальной работы;

· опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы (со своими внутренними этапами);

· аналитическая обработка полученных экспериментально результатов;

· текстовое оформление работы;

· выступление с результатами исследования или защита работы.

Виды исследовательских работ

Реферат – латин. (доказывать, сообщать, излагать сущность какого-либо вопроса), краткое изложение в письменном виде содержания рекомендуемых книг, монографий, научных статей и других источников с выводами по определенной теме.

Работая над рефератом, учащийся должен продемонстрировать следующие умения:

· основательное знание материала;

· вдумчиво читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему, проблематику, основную мысль;

· выделять в них главную и второстепенную информацию;

· оценивать информацию исходных текстов с точки зрения ее важности для составления реферата;

· сопоставлять разные подходы к теме и оценивать их с точки зрения значимости, перспективности;

· отбирать и систематизировать нужный материал;

· предоставлять информацию исходных текстов в сжатом виде;

· создавать на базе первичного вторичный связный текст;

· делать выводы из прочитанного, обобщать факты.

Изложение материала должно носить проблемно-политический характер, показывать различные точки зрения на избранную проблему, отражать собственные взгляды и комментарии автора реферата.

2. Научно-исследовательская работа.

Научно-исследовательская работа обязательно должна носить проблемный характер. Она строится на материале литературных источников и собственных исследований автора.

Основная часть научно-исследовательской работы обычно содержит две главы: теоретическую и практическую (изложение опытной работы). При этом результаты исследования должны содержать субъективно новое знание.

Практическая часть научно-исследовательской работы должна включать в себя:

· ·Обоснование необходимости проведения эксперимента;

· ·Описание хода эксперимента и полученных результатов;

· ·Описание методов, которые использовались при выполнении опытной работы;

· ·Критерии, на основании которых оценивались результаты эксперимента;

· ·Сопоставление полученных результатов с аналогичными результатами других исследований.

· Доклад или защита исследовательской работы

Доклад в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской работы. Он включает в себя наиболее важные сведения о работе (цель, способы и методы, наблюдения и заключения).

Защита исследовательской работы проводится, как правило, на научно-практической конференции. В течение 7-10 минут автор излагает основные положения своей работы, а затем отвечает на вопросы членов комиссии и присутствующих.

Структуру научной работы целесообразно приблизить к структуре отчета о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32-81). Работу рекомендуется составлять в виде набора обязательных и факультативных структурных частей. Как обязательные структурные части в записку включаются:

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийСодержание (оглавление)

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийВведение

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийОсновная часть (решение проблемы (задачи), расчетно-теоретический раздел, экспериментальный и другие)

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийЗаключение

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийСписок использованной литературы

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийАннотация

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийПеречень терминов

· Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследованийПриложения

Титульный лист является первым листом научной работы и выполняется по установленным формам. Примеры:

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Содержание включает в себя перечень номеров и наименований разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых помещается начало материала (раздела, подраздела, пункта).

Содержание включает в себя общее количество страниц научно-исследовательской работы. Пример оформления:

Что такое направление исследований. Смотреть фото Что такое направление исследований. Смотреть картинку Что такое направление исследований. Картинка про Что такое направление исследований. Фото Что такое направление исследований

Назначение введения – оценка современного состояния решаемой проблемы (задачи) и обоснование необходимости проведения работы.

При необходимости в введении следует привести дополнительные исходные данные для разработки темы. В введении желательно привести данные анализа (обзор) передовых достижений отечественной и зарубежной науки, техники и производства по разрабатываемой теме.

Основная часть (решение проблемы (задачи), расчетно-теоретический раздел, экспериментальный и другие)

В этой части научно-исследовательской работы должны помещаться сведения, отражающие существо и основные результаты проделанной работы с необходимыми иллюстрациями и таблицами. Здесь следует отразить следующие моменты:

· Обоснование выбора принятого направления исследования или разработки;

· Методы решения проблемы (задачи), их сравнительную оценку, которая является основой выбора одного из них;

· Характер и содержание выполненных теоретических исследований и расчетов;

· Методы исследований и методики расчетов;

· Принцип действия и характеристики разработанных устройств;

· Обоснование необходимости проведения экспериментальных исследований (для подтверждения отдельных теоретических положений или для получения конкретных значений параметров);

· Оценку достоверности полученных результатов, характеристик, параметров, их сравнение с результатами аналогичных отечественных и зарубежных работ;

· Обобщение результатов проделанной работы

В заключении подводятся итоги работы. В нем следует привести:

· Краткое перечисление результатов работы;

· Предложения по практическому использованию результатов работы;

· В заключении необходимо указать, чем закончилась работа: получены новые данные об объекте исследования, процессе, закономерности, изготовлением лабораторной установки, опытного образца изделия, разработкой макета устройства.

Список использованной литературы

При написании научно-исследовательской работы автор использует различные методики расчетов, описания различных устройств, данные о материалах и веществах и иную информацию, являющуюся результатом труда других людей. В работе автор обязан указать источники информации (книги, статьи, стандарты и т. д.), которыми он пользовался при выполнении данной работы. Источники рекомендуется включать в нумерованный список литературы, составленный в алфавитном порядке.

Библиографическое описание книг и статей выполняется по ГОСТу 7.

Примеры описания библиографического аппарата литературы и источников. (составлены на основе ГОСТа 7.I.-84).

Если источник имеет автора, то пишется его фамилия, а потом инициалы.

русский поэтический фольклор. – М., 1992.

Если авторов два или три, то указываются все фамилии с инициалами в той же последовательности, как в источнике. Если авторов более трех, то указывается только фамилия первого автора с добавлением слов: и др.

Если название источника содержит дополнительные сведения (пособия, учебник, обзор и т. д.), то после основного названия ставится двоеточие, а затем дополнительные сведения с прописной буквы.

В случае выхода источника под общей редакцией после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется:

При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется – Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. порядковый номер издания пишется так: 5-е изд.; 2-е изд., доп.; 3-е изд., испр.;

Соч.: В 2 т. –М., 1987.- Т. I

Собр. соч.: В 10 т. –М., 1990.

Место издания приводится в именительном падеже.

Нижний Новгород – Н. Новгород.

Год издания указывается без буквы «г». при отсутствии года пишутся прописные буквы «Б. Г.» (без года) или «S. A» (Sine anno) для иностр. яз.

Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов:

Дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем две косые линии (//), название журнала или газеты, точка тире, год, точка, тире, номер журнала или даже выпуска газеты, точка.

Флоренский //Лит. учеба. –1988.-№6.

Горбачев мышление.//Правда. –1985.-13 апр.

Аннотация – сокращенное изложение содержания документа (книги, статьи, отчета о научно-исследовательской работе и т. п.) с основным фактическими данными и выводами. Она включает в себя максимум сведений о работе, акцентирует внимание на ее особенностях и новых сведениях. Аннотация служит для того, чтобы читатель смог определить – целесообразно ли читать данную работу, а также для облегчения деятельности информационных служб.

Аннотация, как правило, составляется по следующему плану: предмет (объект) исследования, цель и характер работы, метод проведения работы, основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, выводы по работе (оценки, предложения) по работе, область применения и основные технические характеристики.

Изложение материала в аннотации необходимо вести в связанной повествовательной форме, кратко и точно.

Допускается схематичное составление аннотации. Формулы, иллюстрации, как правило, в аннотацию не включаются. В аннотации, как и в научно-исследовательской работе, должны применяться единицы измерения Международной системы (СИ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *