Что такое наработка пожарного автомобиля
3.28. Нормы наработки (сроки службы) техники и средств до капитального ремонта и списания в специальных подразделениях ФПС МЧС России
3.28. Нормы наработки (сроки службы) техники и средств до капитального ремонта и списания в специальных подразделениях ФПС МЧС России
Наименование материально-технических средств
Ресурс до капитального ремонта, тыс. км
Срок службы до списания, лет
Ресурс до списания, тыс. км
Пожарная техника и имущество
Легкого типа неполноприводные
Среднего типа неполноприводные
Тяжелого типа неполноприводные
Легкого типа полноприводные
Среднего типа полноприводные
Тяжелого типа полноприводные
Наземные робототехнические средства
Пожарно-техническое вооружение и имущество
Дыхательные аппараты со сжатым воздухом
Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования
Дыхательные аппараты со сжатым кислородом с замкнутым циклом дыхания
Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования
Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом
Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования
Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым кислородом с замкнутым циклом дыхания
Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования
Приборы для проверки дыхательных аппаратов на сжатом воздухе с открытым циклом дыхания
Приборы для проверки дыхательных аппаратов на сжатом кислороде с замкнутым циклом дыхания
Приказ МЧС России от 25.11.2016 N 624 «Об утверждении Положения об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
Демонстрационный фрагмент текста:
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Об утверждении Положения об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам граищанской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
В целях повышения эффективности технического обеспечения территориальных органов, учреждений и организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 05.04.96 г. № 226 «О введении в действие Положения об организации войскового ремонта вооружения и техники в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Приложение к приказу МЧС России от 6%4
об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
1.2. Настоящее Положение определяет:
нормы наработки (сроки службы) до плановых видов ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов и специального оборудования, находящихся в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России;
сроки службы до планового регламентированного технического обслуживания (капитального ремонта) и списания экипировки, находящейся в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России.
1.3. Основные термины и определения:
Под техникой понимаются образцы материально-технических средств, состоящие на вооружении (снабжении) в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России в соответствии с табелями к штатам, табелями оснащенности и нормами обеспечения (снабжения), использование которых требует закрепления за ними подготовленного личного состава (экипажей, расчетов) и для которых установлены плановые виды ремонта, а также сроки службы, нормы расхода ресурсов, исчисляемые в моточасах (часах) работы или в километрах пробега.
Под образцом понимается финальное изделие определенной типовой конструкции, имеющее присвоенное ему в установленном порядке обозначение, предназначенное для применения самостоятельно или в составе комплекса в соответствии с назначением этого изделия.
К современной технике следует относить серийно (не серийно) производимый (закупаемый) образец техники или вооружения (аварийно-спасательного средства), либо образец техники или вооружения (аварийно-спасательного средства), серийный выпуск которого прекращен не более 5 лет назад, технический уровень которого позволяет в полном объеме эффективно решать задачи в соответствии с предназначением, в том числе в соответствии с тактико-техническими требованиями к данному образцу:
Распределение техники, специального оборудования и имущества МЧС России по интенсивности использования приведено в приложении № 1 к настоящему Положению.
Под надстройкой понимается совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов, комплектующих и коммуникаций для выполнения задач, определяющих его функционально-целевое назначение.
Под пожарной надстройкой понимается совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций, предназначенных для использования при тушении пожара, в том числе для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, механизмов выдвижения (раскладывания) и поворота лестниц, колен, стрел, отсеков кузова для размещения ПТВ и т.п.
Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в образцах различного назначения.
Под специальным 1 оборудованием понимается техника, аппаратура, приборы, снаряжение и другие средства для оснащения реагирующих подразделений, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций при тушении пожаров, ликвидации разливов аварийно-химически опасных веществ, разминировании и др.
Под аварийно-спасательными средствами понимается технические средства для проведения аварийно-спасательных работ.
Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправного (работоспособного) состояния техники, вооружения, агрегатов или оборудования и восстановлению их и/или их составных частей ресурса, то есть обеспечению их нормативных наработок (сроков службы) до очередного ремонта или списания.
Под ресурсом понимается суммарная наработка образца от начала ввода его в установленном порядке в строй или возобновления эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
Под сроком службы понимается календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации образца или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
Под гарантийным сроком хранения понимается календарная продолжительность хранения и транспортирования изделия в состоянии поставки, а также монтажа до ввода в эксплуатацию с соблюдением мер, обеспечивающих сохраняемость образца, в течение которой действуют гарантийные обязательства.
Под гарантийным сроком эксплуатации понимается календарная продолжительность эксплуатации образца балансодержателем, в течение которой действуют гарантийные обязательства.
Под гарантийной наработкой понимается наработка (объем работы) образца в пределах действия гарантийных обязательств.
Под ремонтным органом понимается подразделение, учреждение и организация МЧС России, укомплектованные личным составом соответствующих специальностей, ремонтными средствами и необходимыми имуществом и материалами для технического обслуживания и ремонта техники, вооружения, агрегатов и специального оборудования. Различают ремонтные органы стационарные, то есть размещаемые в специализированных зданиях и сооружениях, и подвижные, то есть организуемые на базе унифицированных, специальных подвижных (плавучих) мастерских и развертываемые в полевых
Под балансодержателем понимается территориальный орган, учреждение и организация МЧС России, эксплуатирующие объекты, на балансе которых на праве оперативного управления они находятся.
Под исполнителем работ понимается ремонтный орган, предприятие-изготовитель или сторонняя специализированная организация, которые выполняют работы по ремонту образца балансодержателя.
Под имуществом в рамках настоящего Положения понимается материальные средства, предназначенные для оснащения (поставки) и обеспечения выполнения задач реагирующими подразделениями в мирное и военное время в соответствии с их предназначением.
Под экипировкой понимается совокупность индивидуальных предметов (снаряжение, обмундирование, одежда, средства индивидуальной защиты и др.), используемые личным составом реагирующих подразделений с целью обеспечения выполнения задач в мирное и военное время в соответствии с их предназначением.
2. Организация ремонта
2.1. Эффективность образца по качественному выполнению функциональной задачи базируется на его надежности, которая в процессе его производства, эксплуатации и ремонта обеспечивается:
совершенством конструкции и качеством изготовления;
своевременным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры;
2.2. В зависимости от использования техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества устанавливаются следующие виды технического состояния образца:
Виды ТО пожарных автомобилей
Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.
Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:
ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Виды ремонта
Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.
Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.
Использование пожарной техники
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
«Техника пожарная для предприятий. Порядок содержания и эксплуатации пожарных автомобилей предприятий. Общие требования. Методические рекомендации» (вместе с «Требованиями к техническому состоянию ПА при ежедневной проверке. Методы его определения») (утв. МЧС РФ 17.12.2002)
Начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России
генерал-майор внутренней службы
17 декабря 2002 года
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Рассмотрен порядок содержания и эксплуатации пожарных автомобилей предприятий. Приведены нормативы периодичности технического обслуживания пожарных автомобилей подразделений ГПС, обеспечивающих пожарную безопасность предприятий. Отражены особенности технического обслуживания и ремонта, передачи и списания пожарных автомобилей предприятий. Указаны средние сроки службы деталей, узлов и агрегатов пожарных автомобилей для планирования расхода запасных частей.
Методические рекомендации предназначены для специалистов, осуществляющих контроль эксплуатации пожарных автомобилей в подразделениях ГПС, обеспечивающих пожарную безопасность предприятий.
Согласованы с отделом пожарной охраны объектов ГУГПС МЧС России 19 декабря 2002 года.
Пожарные автомобили, находящиеся на вооружении объектовых подразделений ГПС МЧС России, эксплуатируются во всех климатических зонах страны, на предприятиях и объектах нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей, химической и нефтехимической, электроэнергетической, машиностроительной промышленности, предприятиях транспорта и связи.
Выезд объектовых автоцистерн непосредственно на пожар составляет около 30% от общего количества выездов. Остальные выезды производятся на учения, тренировки, проведение дозоров, техническое обслуживание и т.д.
Годовая наработка специальных агрегатов пожарных автомобилей составляет в среднем около 30 ч, т.е. на 40% меньше, чем в городских условиях. Основную часть времени пожарные автомобили находятся в режиме ожидания.
Данные анкетного опроса указывают на несоответствие фактических наработок пожарных автомобилей между обслуживаниями ТО-1 и ТО-2 технически и экономически обоснованным нормативам. Это свидетельствует о несовершенстве системы планирования технических обслуживаний (ТО). Так, проведение ТО-1 один раз в месяц часто приводит к тому, что пожарный автомобиль, не имея достаточной наработки, без необходимости подвергается техническому обслуживанию.
По результатам статистических исследований наработки пожарных автомобилей и определения фактического ресурса агрегатов пожарных автомобилей в условиях эксплуатации их в объектовых подразделениях ГПС МЧС России сделан вывод, что для оптимизации периодичности ТО следует провести коррекцию сроков проведения ТО по отношению к указанным в Наставлении по технической службе ГПС МВД России.
Периодичность технического обслуживания является одним из важнейших нормативов технической эксплуатации пожарных автомобилей. Качество и своевременность выполнения технического обслуживания существенно влияют на надежность, топливную экономичность, безопасность и другие эксплуатационные качества пожарных автомобилей.
Одним из основополагающих документов по организации технической эксплуатации ПА является Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России (1996 г.). Оно определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе ГПС МЧС России. Настоящие Методические рекомендации дополняют данное Наставление и рассматривают вопросы технической эксплуатации пожарных автомобилей в объектовых подразделениях.
Действующие НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования» устанавливают общие принципы организации работы подразделений пожарной охраны предприятий. Настоящие Методические рекомендации учитывают специфические взаимоотношения между собственниками пожарной техники, сооружений и оборудования, предназначенных для хранения, технического обслуживания, и подразделениями ГПС МВД России, использующими их на основе заключенных договоров.
На основе информации о фактических наработках ПА и их основных элементах при эксплуатации введены коррективы в существующие нормативы, с учетом условий и режимов эксплуатации ПА в объектовых подразделениях ГПС МЧС России.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие требования к содержанию и эксплуатации пожарных автомобилей предприятий, определяют требования и нормативы по использованию, хранению, техническому обслуживанию и ремонту ПА, находящихся на вооружении подразделений ГПС МЧС России, обеспечивающих пожарную безопасность.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЧАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПА
3.2. Количество и типы основных ПА предприятий устанавливаются исходя из требований п. 5 НПБ 201-96.
3.3. Количество, типы и тактико-технические данные ПА, не указанные в НПБ 201-96, определяются межведомственной комиссией в составе представителей ГПС и администрации предприятия. Перечень необходимой техники и ее виды определяются договором между ГПС и предприятием.
3.4. Численность личного состава, необходимая для работы на ПА, определяется исходя из их тактико-технических данных.
3.5. При передаче ПА в пользование объектовому подразделению составляется соответствующий акт.
3.6. Смета расходов на содержание парка ПА объектового подразделения ГПС представляется по требованию охраняемого предприятия, как часть обоснования договорной цены согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений ГПС.
3.7. ПА, переданные в пользование подразделению ГПС, являются собственностью охраняемого предприятия и числятся на его балансе.
3.8. Ответственность за правильный учет работы, сохранность и эксплуатацию ПА возлагается на руководителя подразделения ГПС согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений ГПС.
3.9. Подразделение ГПС, в эксплуатации которого находится транспортное средство, несет ответственность за его техническое состояние в объеме требований ГОСТ 25478.
3.10. Руководство охраняемого предприятия обеспечивает указанные в договоре расходы: по содержанию, ремонту, эксплуатации, обеспечению расходными материалами ПА по установленным в ГПС нормам.
4. ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ
ПА В ПОЖАРНЫХ ДЕПО
При определении порядка содержания и условий размещения ПА в депо пожарной охраны предприятий следует руководствоваться действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке: ГОСТ 12.4.009; НПБ 101-95; Наставлением по технической службе ГПС.
4.1. Производительность (суммарная мощность) теплонагревательных приборов в помещении депо устанавливается на основе расчетной температуры воздуха плюс 12 °C.
4.2. Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям СНиП 11-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий».
4.3. Помещения для ПА оборудуются аварийным освещением от двух независимых стационарных источников питания.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПА
5.1. Общие положения
5.1.1. ПА должны применяться:
для тушения пожаров;
проведения аварийно-спасательных работ;
осуществления постовой, дежурной службы при выполнении пожароопасных работ;
проведения профилактических работ при проверке противопожарного состояния предприятия.
5.1.2. Вспомогательные ПА используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности подразделений ГПС.
5.1.3. Потребность в эксплуатационных и горюче-смазочных материалах для ПА определяется согласно Наставлению по технической службе ГПС и действующим в ГПС нормативно-правовым актам, определяющим нормы расхода автомобильного топлива для ПА.
Техническая готовность ПА определяется:
исправным техническим состоянием;
заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;
укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правилам по охране труда;
соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ Р 50574.
5.1.5. Техническое обслуживание и ремонт ПА организуется по планово-предупредительной системе. Основные принципы системы изложены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
5.2. Прием, постановка ПА на учет в ГИБДД, передача его в подразделение ГПС, охраняющее предприятие, постановка на боевое дежурство
5.2.2. Комиссия обязана проверить:
наличие положенной документации (инструкций по эксплуатации шасси и специальных агрегатов, формуляра ПА, паспорта транспортного средства, справки-счета, сертификата «Одобрение типа транспортного средства» на ПА);
укомплектованность ПА оборудованием, принадлежностями и инструментами согласно описи;
техническое состояние ПА.
5.2.3. Учетными документами ПА являются:
5.2.4. В процессе эксплуатации ПА в подразделении ГПС, обеспечивающем пожарную безопасность предприятия, используются следующие документы:
журнал учета наличия, работы и движения ПА (ведение и заполнение журнала осуществляется в отделе пожарной техники УГПС, ОГПС);
путевка основного (специального, вспомогательного) ПА;
карточка учета работы автомобильной шины;
карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;
журнал учета технического обслуживания;
путевой лист основного (специального, вспомогательного) ПА;
журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы основного (специального, вспомогательного) ПА;
свидетельство о регистрации;
паспорт транспортного средства.
5.2.6. Поступивший в подразделение новый ПА перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку. Она осуществляется в соответствии с требованиями заводов-изготовителей, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации.
5.2.7. Обкатка производится согласно Наставлению по технической службе ГПС старшим водителем (водителем) охраняющего предприятие подразделения ГПС под руководством назначенного начальника караула.
5.2.9. Постановка ПА на боевое дежурство и закрепление его за водителями производятся приказом руководителя подразделения ГПС, охраняющего предприятие. Боевое дежурство на ПА, не поставленных на учет в ГИБДД, не прошедших государственный технический осмотр и обкатку, запрещается.
5.3. Техническое обслуживание. Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания ПА
5.3.1. Техническое обслуживание ПА по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ включает в себя:
ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;
техническое обслуживание на пожаре (учении), дежурстве на предприятии;
техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения), дежурства на предприятии;
техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Нормативы периодичности ТО ПА предприятий изложены в таблице.
НОРМАТИВЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС, ОХРАНЯЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯ
5.3.2. Проводится следующее техническое обслуживание ПА:
При отсутствии возможности проведения ТО на предприятии, обслуживание ПА проводится: в ПТЦ, на станциях технического обслуживания, в автохозяйствах и автотранспортных предприятиях других министерств и ведомств, а также на предприятиях иных форм собственности при наличии у них лицензии на право проведения данного вида работ, на основании заключенных в установленном порядке договоров.
5.3.3. Периодичность технического обслуживания указывается в километрах общего пробега, который складывается из пробега шасси (по одометру) и приведенного пробега. Последний учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчета: 1 ч работы двигателя соответствует 50 км пробега ПА.
Указанная в таблице нормативная периодичность технического обслуживания распространяется на ПА, работающие в умеренном климатическом районе в условиях III категории эксплуатации.
5.3.4. Нормативы периодичности технического обслуживания корректируются в зависимости от условий эксплуатации согласно Наставлению по технической службе ГПС.
5.3.5. ПА, постоянно эксплуатирующиеся на химических предприятиях и используемые для тушения пожаров в условиях опасных факторов воздействия химических веществ, приравниваются к ПА, эксплуатирующимся в районах с высокой агрессивностью среды.
5.3.6. При установлении периодичности ТО для ПА, имеющих наработку значительно меньше нормативной, необходимо учитывать следующее:
сроки службы масел и других эксплуатационных материалов, их ресурс, зависящий от пробега (наработки) ПА в определенных условиях и режимах эксплуатации;
в течение года проводятся два СО (одно весной, другое осенью) при подготовке к летнему и, соответственно, зимнему периодам эксплуатации. При этом регламент СО обязывает провести смену масел с учетом сезонности их применения. При использовании всесезонных сортов масел их смену рекомендуется производить не реже 1 раза в год при очередном плановом ТО.
ТО-2 для новых ПА выполняется после пробега 4000 км по одометру. Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется в указанных интервалах независимо от категории условий эксплуатации. В дальнейшем производятся плановые ТО-1 и ТО-2 с установленной периодичностью.
5.4. Пост технического обслуживания ПА
5.4.1. На предприятии для технического обслуживания основных, специальных и вспомогательных ПА, в соответствии с НПБ 101-95, может быть создан отдельный пост ТО. Он должен включать в себя: мастерскую, кабинет безопасности движения, осмотровую канаву, кладовую, заправочный пункт и склад горюче-смазочных материалов.
5.4.2. Работы на посту технического обслуживания должны организовываться в соответствии с графиком ТО, распорядком дня и планами работы подразделения.
Поддержание порядка на посту технического обслуживания и организация его работы возлагаются на лицо, назначенное руководителем автохозяйства и (или) старшего водителя.
5.4.3. Для ПА должен оборудоваться пост мойки и уборки, который может размещаться в помещении гаража или отдельно на территории пожарного депо.
Пост мойки и уборки обеспечивается моечной установкой и другим необходимым оборудованием и инвентарем.
5.5. Порядок планирования технических обслуживаний
5.5.1. Объектовое подразделение ГПС, обеспечивающее пожарную безопасность предприятия, разрабатывает годовой план технических обслуживаний ПА. Сведения о плановых сроках проведения ТО по всем ПА предприятия на последующий год представляются начальнику нештатной технической службы гарнизона пожарной охраны за 15 дней до начала планируемого года.
5.5.2. После того, как начальник нештатной технической службы гарнизона пожарной охраны подтверждает, что указанные сведения приняты, начальник подразделения ГПС предприятия согласует годовой план проведения ТО с руководителем автохозяйства предприятия и представляет его начальнику гарнизона ГПС на утверждение.
5.6. Порядок представления ПА на техническое обслуживание
5.6.1. Для проведения ТО-1 и ТО-2 ПА выводится из боевого расчета и заменяется резервным. Порядок вывода ПА из боевого расчета на ТО и замены его резервным устанавливается по согласованию с начальником гарнизона.
5.6.2. ПА представляется на ТО-2 согласно годовому плану-графику. Порядок представления ПА на ТО-2 указан в Наставлении по технической службе ГПС.
5.6.3. Время пребывания ПА на техническом обслуживании не должно превышать:
Для ПА, изготовленных на шасси грузоподъемностью свыше 15 т, пожарных автолестниц и пожарных автоподъемников с высотой подъема более 30 м, ПА, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, допускается увеличение времени ТО-2 до 5 дней.
5.7. Трудоемкость работ, выполняемых при техническом обслуживании ПА
5.7.1. Перечень основных работ, выполняемых при техническом обслуживании ПА, приведен в приложении 10 Наставления по технической службе ГПС.
5.7.2. Трудоемкость технического обслуживания ПА определяется нормами, установленными для ПА ГПС. Корректировка нормативов трудоемкости ТО производится в зависимости от условий эксплуатации.
5.7.3. Корректировка нормативов трудоемкости обслуживания и ремонта осуществляется согласно Наставлению по технической службе, отделом (отделением) пожарной техники и утверждается руководством УГПС, ОГПС.
5.7.4. Нормативы трудоемкости ТО новых типов ПА устанавливаются временно отделами (отделениями) пожарной техники УГПС, ОГПС на основании хронометража и принятых объемов работ для ПА данных типов, опыта эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей.
Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания для различных климатических районов по ГОСТ 15150 составляют от трудоемкости ТО-2:
для прочих климатических районов 20%.
5.7.5. При техническом обслуживании ПА могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий текущий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО.
Если трудоемкость работ превышает указанную величину, то перед проведением ТО ПА подвергается текущему ремонту.
5.7.6. ПА, прошедший ТО-2 (ремонт), получает руководитель и старший водитель (водитель) подразделения по акту сдачи (выдачи).
5.7.7. ПА, прошедший ТО, должен быть исправным, заправленным эксплуатационными материалами и отвечать требованиям эксплуатационной документации.
5.7.8. Боевое дежурство ПА, не прошедших очередное обслуживание, запрещено.
5.7.9. Пожарные автолестницы и автоподъемники с высотой подъема более 30 м проходят ТО в два этапа: техническое обслуживание шасси ПА и отдельно техническое обслуживание узлов и агрегатов подъемной надстройки.
5.8.1. Ремонт ПА выполняется после определенного пробега, а также в случае необходимости.
Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться по результатам предварительно проведенного диагностирования.
Техническое обслуживание и ремонт ПА осуществляется по планово-предупредительному принципу в соответствии с Наставлением по технической службе ГПС.
5.8.2. В соответствии с Наставлением по технической службе ГПС ремонт ПА подразделяется на следующие виды:
5.8.3. Необходимость в капитальном или среднем ремонте определяется комиссией, состоящей из представителей отдела (отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС, представителей автотранспортного цеха предприятия, руководителя подразделения, из которого представляется автомобиль, старшего водителя (водителя).
5.8.4. Постановка ПА в ремонт оформляется актом сдачи (выдачи).
5.8.5. Планирование ремонтов ПА осуществляет отдел (отделение) пожарной техники УГПС, ОГПС, по согласованию с администрацией охраняемого предприятия. При этом планируется количество ремонтов и затраты труда.
5.8.6. План-график ремонтов транспортных средств и агрегатов составляется за один месяц до начала планируемого года, подписывается администрацией охраняемого предприятия, начальником отдела (отделения) пожарной техники и утверждается начальником УГПС, ОГПС.
Допускается составление единого плана-графика технического обслуживания и ремонта.
Перед разработкой плана-графика ремонтов необходимо подготовить сведения о пробеге, времени проведения последнего ремонта или ТО, техническом состоянии ПА.
5.8.7. Нормы пробега ПА и моторесурс их основных агрегатов до капитального ремонта приведены в Наставлении по технической службе ГПС (приложение 21).
Средний срок службы деталей, узлов и агрегатов АЦ объектовых подразделений ГПС (для планирования расхода запасных частей) указан в Приложении 1 настоящих Методических рекомендаций.
Корректировка норм пробега до капитального ремонта ПА осуществляется в зависимости от условий эксплуатации.
5.8.8. Автомобили (агрегаты), сдаваемые в ремонт, по своей комплектности должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на данный вид продукции.
Разукомплектовывать ПА (агрегаты) или заменять их составные части и детали негодными запрещается.
5.8.9. Ремонт ПА осуществляется за счет собственных средств охраняемого предприятия.
5.8.10. Для проведения оперативного внепланового ремонта ПА, по согласованию с охраняемыми предприятиями, необходимо создавать резерв запасных частей и специальных агрегатов на складах ремонтных подразделений.
5.9. Выдача ПА из ремонта
5.9.1. Выдача ПА после проведенного ремонта проводится после оценки качества ремонтных работ, правильности сборки, соответствия параметров сборочных единиц требованиям НТД.
5.9.2. Оценку качества ремонтных работ, правильность сборки, соответствие параметров сборочных единиц следует проводить в соответствии с нормативной и технической документацией на капитальный ремонт, общими техническими условиями на капитальный ремонт и «Типовой технологией ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля», руководствами и инструкциями по ремонту агрегатов шасси.
5.9.3. Выдача АЦ после проведенного ремонта производится согласно НПБ 181-99 «Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний».
5.9.4. Отремонтированный ПА согласно Наставлению по технической службе ГПС подвергается диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям:
5.9.5. ПА после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель (водитель).
5.9.6. Выдача автомобиля (агрегата) из ремонта осуществляется по акту сдачи (выдачи) ПА (агрегата). При замене в процессе ремонта номерных агрегатов их номера указываются в акте сдачи (выдачи) автомобилей, на основании которого ГИБДД вносит изменения в регистрационные документы.
5.9.7. О проведенном техническом обслуживании и ремонте в формуляр ПА вносится соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя подразделения, в котором проводились работы, и печатью.
5.9.8. Выдаваемый из ремонта автомобиль должен быть заправлен смазочными материалами и специальными жидкостями по установленным нормам.
5.9.9. Перед постановкой на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:
5.10. Правила эксплуатации автомобильных шин, аккумуляторных батарей и спидометрового оборудования
5.10.1. При организации эксплуатации шин, аккумуляторных батарей и спидометрового оборудования в подразделениях пожарной охраны предприятий необходимо руководствоваться требованиями Правил дорожного движения РФ, Наставлением по технической службе ГПС и соответствующими нормативными актами.
5.10.2. Мелкий ремонт автомобильных шин производится в автохозяйстве предприятия на специальном посту, оснащенном необходимым инструментом и починочным материалом.
5.10.3. Списание автомобильных шин, аккумуляторных батарей и их сдача (передача) производится предприятием в установленном порядке с учетом норм эксплуатационных пробегов и срока службы по предоставлению подразделением карточек эксплуатации. Форма ведения карточек эксплуатации приведена в приложении к Наставлению по технической службе ГПС.
5.10.4. Все ПА, имеющиеся на вооружении в подразделении, должны быть оснащены исправным и опломбированным спидометровым оборудованием.
Согласно Правилам дорожного движения, эксплуатация ПА с неисправным спидометровым оборудованием, нарушенной или неправильной пломбировкой запрещается.
5.10.5. Руководителем предприятия должны быть определены ответственные лица за пломбирование спидометров автомобилей.
Ответственные лица в своей работе руководствуются Инструкцией о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования.
5.11. Диагностирование технического состояния ПА и оборудования
5.11.1. Диагностирование проводится с целью проверки ПА на соответствие:
требованиям к техническому состоянию ПА при ежедневной проверке;
требованиям безопасности к техническому состоянию и методам проверки согласно ГОСТ Р 51709;
требованиям к техническому состоянию по условиям безопасности движения и методам его проверки согласно ГОСТ 25478;
требованиям к техническому состоянию специальных агрегатов и оборудования ПА, согласно инструкциям заводов-изготовителей. Требования к техническому состоянию пеносмесителей и методы их проверки содержатся в НПБ 181-99.
5.11.2. Водитель ПА несет ответственность за техническое состояние в объеме требований, приведенных в Приложении 2 настоящих Методических рекомендаций.
5.11.3. Для определения потребности ПА, агрегата, механизма или прибора в обслуживании или ремонте используют нормативные значения диагностических параметров.
5.11.4. При диагностировании измеряют фактические значения параметров технического состояния ПА или его агрегатов, сравнивают с допускаемыми или предельными значениями параметров и выносят решение о необходимости регулировки или ремонта механизмов. Регулировочные работы, не требующие значительных трудовых затрат, выполняются при диагностировании.
5.12. Передача и списание ПА
5.12.1. Передача и списание пожарной техники, собственником которой, согласно заключенному договору, является предприятие, производится по представлению органов управления ГПС администрацией предприятия.
5.12.2. Для списания техники создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей администрации предприятия и подразделения ГПС в следующем составе:
председатель комиссии (руководитель предприятия, его заместитель или главный инженер);
руководитель подразделения ГПС, охраняющего предприятие;
главный бухгалтер предприятия или его заместитель;
лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств.
5.12.3. Списание пожарной техники производится в соответствии с типовой инструкцией о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам), а также в соответствии с действующими в ГПС нормативными актами.
5.12.4. ПА, отработавшие установленный срок службы (ресурс), техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям, по согласованию с руководством ГПС могут быть реализованы собственником (предприятием) в установленном порядке для использования на объектах промышленности.
6. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие нормативные документы.
1. О пожарной безопасности. Федеральный закон РФ. Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г.
2. Постановление Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
4. Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам) (ред. от 28.05.90). Утверждена Минфином СССР и Госпланом СССР 1 июля 1985 г. N 100.
5. Положение о порядке начислений амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденное Госпланом, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР, Минфином СССР, Госбанком, Госкомцен СССР 29 декабря 1990 г. N ВГ-9-Д, и Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 (письмо ФЭУ МВД СССР от 08.03.91 N 17/8-493 для руководства).
6. Положение о ГПС МВД России, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 849.
8. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.84.
9. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
10. ГОСТ 12.4.009-83. ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.
11. ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
12. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-технические требования к воздуху рабочей зоны.
13. ГОСТ 12.1.033-81. ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.
14. ГОСТ 12.2.037-78. ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности.
15. ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.
16. ГОСТ 12.4.021-75. ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования.
17. ГОСТ Р 41.83-1999. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих выхлопных газов в зависимости от топлива, необходимого для двигателей.
18. ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
19. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
20. ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.
21. ГОСТ 25478-91. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки,
22. ГОСТ Р 50574-93. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие технические требования.
23. НПБ 101-95. Нормы проектирования объектов пожарной охраны.
24. НПБ 179-99. Пожарная техника. Устройства защитного отключения для пожарных машин. Общие технические требования.
25. НПБ 181-99. Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.
26. НПБ 191-2000. Техника пожарная. Автолестницы и автоподъемники пожарные. Термины и определения.
27. НПБ 201-96. Пожарная охрана предприятий. Общие требования.
28. Устав службы пожарной охраны: Приказ МВД России от 05.07.95 N 257
30. Наставление по технической службе ГПС МВД России: Приказ МВД России от 24.01.96 N 34.
31. Наставление по организации деятельности объектовых подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ ГУГПС МВД России от 30.10.1995 N 37.
32. Об утверждении Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности: Приказ МВД России от 23.11.98 N 769.
33. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России. ПОТ РО-78-001-96.
34. Правила устройства электроустановок (ПЭУ).
35. Правила эксплуатации электроустановок потребителей.
36. Правила безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов: Приказ МВД СССР и от 04.02.80.
37. Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования: Приказ МВД СССР от 14.12.87 N 257.
40. Рекомендации по применению передвижных авторемонтных мастерских. Утв. ГУГПС МВД России 8 августа 1994 г.
СРЕДНИЙ СРОК СЛУЖБЫ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ ПОЖАРНЫХ
АВТОЦИСТЕРН ОБЪЕКТОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС МЧС РОССИИ
(ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ)
К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПА ПРИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРОВЕРКЕ.
МЕТОДЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Область применения
Настоящие требования распространяются на ПА пожарной охраны предприятий и устанавливают:
требования к составу операций ежедневной проверки технического состояния ПА;
нормативы (эталоны) технического состояния ПА, используемые при ежедневной проверке;
методы ежедневной проверки технического состояния ПА.
2. Требования к ежедневной проверке технического
2.1. Общие требования
При ежедневной проверке технического состояния ПА особое внимание следует уделять состоянию специального оборудования, а также систем и агрегатов шасси, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.
2.2. Требования по выполнению операции проверки тормозных систем
2.2.2. Движение ПА при торможении должно быть без заноса или сниженной величины замедления. Следы торможения на опорной поверхности за колесами каждой оси ПА без антиблокировочной тормозной системы должны быть прямолинейные и одинаковые по длине, а для ПА, оборудованного антиблокировочной тормозной системой, наличие следов юза колес или отклонения ПА от прямолинейного движения не допускаются, до момента отключения этой системы при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения (не более 15 км/ч).
2.2.3. Проверку выполняют при работающем и отсоединенном от трансмиссии двигателе, отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах (при наличии указанных агрегатов в конструкции ПА).
2.2.4. Корректировка траектории движения ПА в процессе торможения при проверках рабочей тормозной системы в дорожных условиях не допускается (если этого не требует обеспечение безопасности проверок). Если такая корректировка была произведена, то результаты проверки не учитывают.
2.2.5. При торможении необходимо обеспечить безопасность его выполнения.
2.2.7. На неподвижном ПА, при наличии сжатого воздуха в тормозном приводе и нажатой педали тормоза, на слух проверяют утечку сжатого воздуха из колесных тормозных камер, а по следам каплепадения на опорной поверхности после стоянки ПА определяют подтекание тормозной жидкости. Подтекание тормозной жидкости и утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер, доступных для осмотра, не допускаются.
2.2.8. На неподвижном ПА после пуска двигателя проверяют работоспособность средств контроля тормозных систем и необходимость смены тормозных накладок, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы посредством наблюдения за функционированием проверяемых узлов. Средства контроля тормозных систем и необходимости смены тормозных накладок, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
2.2.9. В движении выполняют дополнительное служебное торможение и оценивают характер изменения замедления ПА. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым: уменьшение или увеличение замедления при торможении должно осуществляться плавно, без затруднений, адекватно воздействиям на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования замедления.
2.2.10. При выключенном двигателе на неподвижном ПА с гидравлическим (гидропневматическим) тормозным приводом визуально проверяют соответствие уровня тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра установленному уровню.
2.3. Требования к выполнению операции проверки рулевого управления
2.3.1. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса на максимальный угол в каждую сторону.
2.3.2. На неподвижном ПА с усилителем рулевого управления, при работающем двигателе, проверяют отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса. Самопроизвольный поворот рулевого колеса, после поворота в любое положение и последующего его освобождения, на неподвижном ПА не допускается.
2.3.3. На неподвижном ПА визуально проверяют соответствие уровня рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления установленному уровню.
2.3.4. После стоянки ПА проверяют отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя по отсутствию следов каплепадения под ПА на опорной поверхности. Подтекание рабочей жидкости не допускается.
2.3.5. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют шум и проскальзывание ремня по шкиву насоса усилителя рулевого управления. Проскальзывание ремня не допускается.
2.4. Требования к выполнению операции проверки внешних световых приборов и светоотражающей маркировки, специальных звуковых и световых сигналов
2.4.1. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, визуально проверяют работоспособность внешних световых приборов, размещенных в кабине (салоне) сигнализаторов включения внешних световых приборов. Включение и выключение световых приборов производится путем воздействия на соответствующие органы управления автомобиля. Головные фары следует проверять в режимах «дальнего и ближнего света».
2.4.2. Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.
2.4.3. Визуально оцениваемая сила света парных, симметрично расположенных на разных сторонах ПА сигнальных (передних или задних) фонарей одного функционального назначения не должна отличаться более чем вдвое.
2.4.4. Контурные огни и фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должны включаться одновременно и работать в постоянном режиме вместе с габаритными огнями, боковыми повторителями габаритных огней и (или) головными фарами.
2.4.5. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.
2.4.6. Указатели поворотов, боковые повторители указателей и аварийная сигнализация, обеспечивающая синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей, специальные световые сигналы ПА должны функционировать в проблесковом режиме. Звуковые сигналы при включении должны функционировать в установленном порядке.
2.4.7. Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.
2.4.8. Задние противотуманные фонари должны включаться только при включенных фарах дальнего или ближнего света либо передних противотуманных фарах и работать в постоянном режиме.
2.4.9. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют техническое состояние нанесенной на ПА светоотражающей маркировки, сигнализации открытия и освещение отсеков. Разрушение и отслоение маркировки, ухудшающие ее видимость, не допускаются.
2.5. Требования к выполнению операции проверки шин и колес
2.5.1. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, осмотром и простукиванием проверяют давление воздуха в шинах. Кроме того, с периодичностью, установленной изготовителем в эксплуатационной документации, и по мере необходимости измеряют давление воздуха шинным манометром по ГОСТ 9921.
2.5.2. Соответствие высоты рисунка протектора шин ограничениям по ГОСТ Р 51709 проверяют на неподвижном ПА при выключенном двигателе визуально, а при необходимости также и с помощью специальных шаблонов или линейки.
2.5.3. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют наличие золотников. Замена золотников заглушками, пробками или другими приспособлениями не допускается.
2.5.4. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют наличие местных отслоений протектора, вздутий, сквозных порезов и обнажающих корд повреждений шин (пробои, несквозные порезы), а также застрявших предметов между доступными для осмотра сдвоенными колесами. Указанные неисправности шин и колес не допускаются.
2.5.6. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, осмотром проверяют наличие трещин на доступных для осмотра поверхностях дисков и ободьев колес. Деформации закраин обода, трещины и деформации колесных дисков не допускаются.
2.6. Требования к выполнению операции проверки двигателя и его систем
2.6.1. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют отсутствие подтеканий топлива из системы питания двигателя. Следы каплепадения под ПА после стоянки или потеки на деталях системы питания не допускаются.
2.6.3. После пуска и прогрева двигателя до рабочей температуры на режимах холостого хода визуально проверяют цвет отработавших газов.
Цвет отработавших газов дизельных и бензиновых двигателей дополнительно проверяют также и после начала движения.
Темно-серый или черный цвет отработавших газов ПА, оборудованных бензиновым двигателем, после его прогрева до рабочей температуры, не допускается. Наличие паров воды белого цвета в отработавших газах допускается.
Черный цвет отработавших газов дизельного двигателя, после его прогрева до рабочей температуры, на режиме свободного ускорения и при движении не допускается. Режим свободного ускорения дизельного двигателя устанавливают на холостом ходу однократным и полным приведением в действие органа управления подачей топлива.
2.7. Требования к выполнению операции проверки прочих элементов конструкции
2.7.1. Визуально проверяют наличие стекол, зеркал заднего вида и противосолнечных козырьков. Положение зеркал заднего вида должно обеспечивать эффективный обзор.
2.7.2. Визуально проверяют отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем каждой половины стекла.
2.7.3. Визуально проверяют отсутствие ограничений обзора с места водителя дополнительными предметами или покрытиями (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
2.7.4. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие и работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла. Стеклоочистители должны обеспечивать перемещение щеток при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя ПА при одновременной подаче рабочей жидкости стеклоомывателями в зоны очистки стекла. Бачок стеклоомывателей должен быть заполнен рабочей жидкостью.
2.7.5. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие и работоспособность замков кабины, дверей кузова, отсеков, запора горловины цистерны. Проверяют также сигналы (звуковой и специальный), устройство обогрева и обдува ветрового стекла.
2.7.6. После начала движения ПА визуально, по изменению показаний, проверяют работоспособность средств измерения скорости (спидометров) и измерителей пройденного пути (одометров), а также тахографов.
2.7.7. Счетчики наработки моточасов специального оборудования проверяются на неподвижном ПА во время проверки работоспособности этого оборудования.
2.7.8. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют отсутствие видимых разрушений, коротких замыканий, пробоя и явных следов пробоя изоляции электрических проводов.
2.7.9. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, проверяют отсутствие, разрушение или недопустимое присоединение предохранительных цепей (тросов) к деталям тягово-сцепного устройства либо деталям его крепления.
2.7.10. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие предусмотренных изготовителем ремней безопасности и отсутствие следующих дефектов ремней:
видимый надрыв на лямке;
замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки), оборудованного механизмом двойной блокировки лямки.
2.7.11. Визуально проверяют наличие на ПА медицинской аптечки, огнетушителя в кабине водителя, знака аварийной остановки (или мигающего красного фонаря). Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.
2.7.12. Визуально проверяют наличие на ПА надколесных грязезащитных устройств, предусмотренных конструкцией, и их состояние.
2.7.13. Под ПА (после стоянки) визуально проверяют наличие или отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и специального оборудования.
ЕЖЕГОДНАЯ ПРОВЕРКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ПОДЪЕМНОГО
УСТРОЙСТВА АПК С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
1. Ежегодная проверка элементов конструкции подъемного устройства АПК проводится согласно НПБ 197-2001 «Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний».
3. В объем проверки входит:
проверка грузоподъемности АПК при работе в качестве крана;
проведение статических испытаний;
проверка состояния водопенных коммуникаций и сливных кранов.
4. На соответствие требованиям действующего документа «Правила устройства и безопасность эксплуатации грузоподъемных кранов» проверяются грузовой канат, работа ограничителей грузоподъемности и движения стрелы вне рабочего поля.
5. При оценке технического состояния подъемного устройства проверяются следующие его узлы и агрегаты.