Что такое нарицательные слова в казахском языке
В данном конспекте урока, рассматривается виды имени существительного: нарицательныеи собственные.
Содержимое разработки
Предмет: русский язык
Учитель: Султанова Л.С
Тема: Нарицательные и собственные существительные
Жалпы және жалпы есім
Proper and common nouns
Цель: познакомить с разрядом существительных, закрепить знания по теме существительные.
Вызов и побуждение.
Здравствуйте, садитесь. Ребята на уроке соблюдаем 5 «Д»
Теперь девиз нашего класса.
А- антиленивая Алина
А- аккуратная Анжела
Ж- жизнерадостная Жаннат
Г- грамотная Гюзель
О- общительная Олеся
Смысл и осмысление реализации
Что мы проходили на предыдущем уроке?
Что такое одушевленные существительные?
Что такое неодушевленные существительные?
Что такое олицетворение?
Ребята а что было задано на дом?
(упражнение 143, стр 78)
1 группа нарицательные существительные
2 группа собственные существительные
III. Изучение нового материала.
Ребята открываем тетради, пишем сегодняшнее число. Сегодняшняя наша новая тема
Нарицательные и собственные существительные
Жалпы және жалпы есім
Proper and common nouns
Существительное собственное-это индивидуальное название предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных.
Существительные нарицательные— это обобщенное однородных предметов, живых существ.
Учащиеся поют песню «Мой Казахстан» Серик Мусалимов. После находят в тексте песни собственные и нарицательные существительные.
ЕНТ 2018 ответы на тесты, подготовка, варианты
ВОУД, КТА и ЕНТ 2017-2018 — Образование в Казахстане
Зат есім (Имя существительное)
ЗАТ ЕСІМ (Имя существительное)
Зат есімнің лексикалық-семантикалық қатары
(Лексико-семантические разряды существительного)
1. Нақтылы (деректі) зат есім – көзге көрінетін, денеге сезілетін деректі зат атауы.
(Конкретные имена существительные – название отдельных ощущаемых, видимых предметов).
Мысалы: мектеп, әріп, қала, Азамат, үй, қоян т.б.
2. Жалпылық (дерексіз) зат есім – көзге көрінбейтін, денеге сезілмейтін, тек ойша топшылап айтылатын заттар атауы. ( Абстрактные имена – отвлеченные понятия).
Мысалы:намыс,әдет,егемендік, мінез т.б.
3. Жалпы зат есім – бірыңғай заттардың, нәрселердің жалпылама атауы.
(Нарицательные имена – общее название каких-либо предметов).
Мысалы: кітап, қалам, қоян, есік, шаш, қол, доп т.б.
4. Жалқы зат есім – адамның аты-жөні, бірыңғай заттың дараланған жеке атауы. Жалқы есімдер бас әріппен басталып жазылады. Мемлекеттік жоғары қызмет бабы, құрмет тақтарының аттары жалқы есімге жатып, барлық сөзі бас әріппен жазылады. Жалпы қызмет бабының аттары мен жай атақтың алғашқы сөзі ғана бас әріппен жазылады.
(Собственные имена – имена людей,отдельные названия общих наименований предметов.
Собственные имена пишутся с заглавной буквы. Названия высших государственных должностей относятся к собственным именам и все слова в их составе пишутся с заглавной буквы. В названиях общих должностей и в званиях с заглавной буквы пишутся только первые слова).
Мысалы: Абай, Құлагер, Еңбек Ері, Оқу министрі, Ғылым академиясы т.б. Есте сақта. (Запомни).
Күрделі есім құрамындағы анықтауыш екінші сөз болып келсе, онда ол кіші әріппен жазылады.
(Определение, находящееся в составном имени на втором месте, пишется с маленькой буквы).
Мысалы: Баян сұлу, Ақан сері (бірақ, Ақсақ Темір, Жаяу Муса) т.б.
5. Жанды зат есім – тек адамға байланысты атаулар.
(Одушевленные имена – к ним относятся существительные, обозначающие людей).
6. Жансыз зат есім – адамдар атауынан басқа барлық заттың атауы.
(Неодушевленные имена – все прочие названия предметов, кроме людей.
7. Заттық зат есім – заттық ұғымның атауы. (Вещественные имена – названия веществ).
Мысалы: көмір, сүт, үн, мұнай т.б.
8. Жинақтау зат есім – бірыңғай заттардың жалпы атауы. (Собирательные имена – названия совокупных однородных веществ). Мысалы: жастық, жан-жануар, туыс-бауыр т.б.
Зат есімнің семантикалық жіктемесі (Семантические признаки существительного)
Что такое нарицательные слова в казахском языке
Служебные имена описывают расположение предмета в пространстве или определяют части предметов. Часто соответствуют предлогам русского языка.
Употребляются всегда в притяжательной форме (в основном 3-его лица), а затем присоединяются окончания падежей, чаще всего местного падежа ( нда/нде ). Например:
Служебные имена (в притяжательной форме 3-го лица и в местном падеже):
үст і нде на, наверху, над /үсті верх, поверхность/
аст ы нда под /асты низ, нижняя часть/
алд ы нда перед /алды перед, передняя часть/
арт ы нда за /арт зад, задняя часть/
іш і нде в, внутри /іш живот, внутренность/
сырт ы нда снаружи /сырт внешняя сторона/
ара сы нда между, среди /ара промежуток, расстояние/
қарсы сы нда напротив /қарсы против, навстречу/
қас ы нда возле, у /қас бровь, қасы около, у/
жан ы нда около, подле /жан душа, близкий/
маң ы нда возле, около /маң окрестность, сторона, возле, при/
түб і нде у, на дне, под /түбі дно, под/
Кроме вышеперечисленных служебных имён есть немало слов, которые также используются для описания расположения предмета в пространстве. Принцип построения с ними словосочетаний тот же самый. Список можете продолжить сами:
орта сы нда в середине /орта середина, центр/
орталығ ы нда в центре /орталық середина, центр/
шет і нде на окраине /шет край, окраина/
айнала сы нда вокруг /айнала вокруг, кругом, окрестность/
оң жағ ы нда справа /оң правый, жақ сторона, край/
сол жағ ы нда слева /сол левый, жақ сторона, край/
бет і нде на поверхности /бет поверхность, лицо, страница/
бой ы нда вдоль /бой рост, бойы вдоль/
төбе сі нде наверху /төбе верх, вершина, крыша/
бас ы нда в начале /бас голова/
аяғ ы нда в конце /аяқ нога, конец, последствие/
соң ы нда в конце /соң конец/
тұc ы нда при, в стороне /тұc край, сторона/
Запомнить некоторые служебные имена вам будет легче по рисунку:
|
Увеличить
Служебные имена сочетаются с существительными в родительном падеже, например:
сандық тың іш і нде внутри сундука
үстел дің арт ы нда позади стола
орындық тың алд ы нда перед стулом
қыс тың аяғ ы нда в конце зимы
Примеры служебных имён без падежных окончаний:
көл дің бет і поверхность озера, көше нің орта сы середина улицы
ағаш тың түб і низ дерева, шырша ның төбе сі верхушка ёлки
аялдама ның алд ы впереди остановки, қала ның сырт ы за городом
екі терезе нің ара сы (промежуток) между окнами
Бөлме нің іш і қараңғы. Внутри комнаты темно.
Парақ тың үст і ақ, аст ы қара. Верх листа белый, низ чёрный.
Үй мен дүкен нің ара сы өте жақын. Расстояние между домом и магазином очень близкое.
Склонение служебных имён по падежам:
үй дің | екі үй дің | |||
Атау Шығыс Жатыс Барыс Ілік Табыс Көмектес | сырт ы сырт ы нан сырт ы нда сырт ы на сырт ы ның сырт ы н сырт ы мен | жан ы жан ы нан жан ы нда жан ы на жан ы ның жан ы н жан ы мен | үст і үст і нен үст і нде үст і не үст і нiң үст і н үст і мен | ара сы ара сы нан ара сы нда ара сы на ара сы ның ара сы н ара сы мен |
Кереует тің аст ы на сал. Положи под кровать.
Олар дың ара сы на тұр. Встань между ними.
Үстел дің үст і не қой. Поставь на стол.
Тоңазытқыш тың іш і нен ал. Возьми из холодильника.
Дүкен нің сырт ы на шық. Из магазина (наружу) выйди.
Үй дің алд ы на ағаш тар отырғыз. Перед домом деревья посади.
Служебные имена могут употребляться в притяжательной форме 1-го и 2-го лица:
Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 976 327 СЛУЧАЕВ, 943 241 ВЫЗДОРОВЕЛИ, 12 791 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 82 982 СЛУЧАЯ, 74 689 ВЫЗДОРОВЕЛИ
Главные темы
Последние новости
05.07.2016 • 11024 просмотра
Учи казахский язык с «Диапазоном» | урок №9
«Диапазон» совместно с управлением по развитию языков продолжает серию обучающих публикаций. В этом уроке вы пополните свой словарный запас на тему «В магазине», узнаете, какими бывают имена существительные в казахском языке. Учитесь, общайтесь, развивайтесь!
«Диапазон» совместно с управлением по развитию языков продолжает серию обучающих публикаций. В этом уроке вы пополните свой словарный запас на тему «В магазине», узнаете, какими бывают имена существительные в казахском языке. Учитесь, общайтесь, развивайтесь!
СӨЗДІК – СЛОВАРЬ
Қандай қызмет –Какую услугу
Қызмет көрсете аламыз – Может оказать услугу
Екі қорап қант –Две пачки сахара
Қанша болады? – Итого сколько?
Қайда сатылады? –Где продаются?
Қазір есептеймін – Сейчас посчитаем
Міне, алыңыз –Вот, возьмите
Саудаңызға рахмет – Спасибо за покупку!
Келіп тұрыңыз –Подходите еще
Сатып алушы – Покупатель
Прочтите диалог.
Попробуйте разыграть мини-сценку.
ГРАММАТИКА
Зат есім. Жалпы, жалқы есімдер.
Имя существительное. Собственные, нарицательные имена.
Часть речи, котораяобозначает наименование предмета, понятие предмета называется зат есім (имя существительное).
В казахском языке вопрос кім? (кто?) задается только по отношению к человеку, во всех других случаях (по отношению к предметам, животным, явлениям и т.д.) употребляется вопрос не? (что?).
Обобщенные наименования предметов, явлений, живых существ называются жалпы есім (нарицательные имена существительные). Например: қала (город), кітап (книга), сазгер (компазитор), ғылым (наука) и.д.
Конкретные имена, фамилии людей, наименования предметов, отдельных вещей и явлений называются жалқы есім (собственные имена существительные). Например: Ахмет Байтұрсынұлы, Ақтөбе облысы (Актюбинская область), «Диапазон» газеті (Газета «Диапазон») и.д.
Ответьте на вопросы, составьте диалог на тему «В магазине».
1. Сіз дүкенге барасыз ба?____________________________________________________________________________
2. Не сатып аласыз?_________________________________________________________________________________
3. Дүкен нешеге дейін жұмыс істейді?__________________________________________________________________
Дополните предложения, вставьте нужные слова.
Бұл Ануар, ол. киімді ұнатады. Себебі ол.
спорттық киім, спортшы, Ануар, Асхат пен Талғат, классикалық киімді, джинсы киімдерді, сәнді, кеңседе, әдемі
3. Впишите жалқы есім в одну колонку, жалпы есім – в другую.
Еліміздің аса көрнекті ғалымы Марғұлан Әлкей Хаканұлы – Қазақстан ғылымының тарих, әдебиет, өнер, археология, этнография, география, архитектура сияқты әр түрлі саласында белгілі ғалым. Қазақстан Республикасының Ұлттық академиясының академигі, Қазақстан Республикасының Мемлекттік сыйлығының лауреаты, профессор Марғұланның «Ежелгі Қазақстан қалалары мен құрылыс өнерінің тарихына», «Қазақтын киіз үйі және оның жасауы» кітаптары бар.
Урок подготовлен ГККП Центр по обучению языкам при ГУ «Управление по развитию языков». По всем вопросам, пожеланиям обращайтесь по тел: 95-41-90 Сабақ аяқталды. Сау болыңыз!
Имена существительные собственные и нарицательные.
Урок русской речи в 5 классе с казахским языком обучения
Образец ответа: часть речи, обозначает предмет, отвечают на вопросы: кто? что? Одушевленные отвечают на вопросы: кто?, неодушевленные: что?
IV Работа с таблицей
К словам из левого столбика подберите фамилию и имя.
Нарицательные существительные Собственные существительные
Писатель
Космонавт
Учёный
Герой войны
Акын Тохтар Аубакиров
Мухтар Ауезов
Бауржан Момышулы
Жамбыл Жабаев
Каныш Сатпаев
V Напишите названия известных вам газет и журналов.
Какие слова вы написали собственные или нарицательные?
Образец ответа: «Южный Казахстан», «Казахстанская правда», «Балдырган».
VII Физкултьминутка
Игра «Словесный мяч». Цель-закрепление знаний о собственных и нарицательных сушествительных, расширение словарного запаса.
Ребята становятся в круг. Один ученик бросает другому мяч, называя при этом нарицательное существительное. Ученик подбирает к нему собственное существительное и перебрасывает мяч по кругу.
Образец: ученик → Марат → девочка → Юля → мальчик → Сабит → собака → Рекс → кот → Васька → город → Алматы → село → Атамекен.
VIII Распределите слова в два столбика: Алматы, город, Сырдарья, река, имя, Асия, телефон, Арал, Рекс.
Образец ответа :
Алматы город
Сырдарья река
Асия имя
Арал телефон
Рекс
XI Найдите лишнее слово
1) Балхаш, Алатау, Павлодар, Ельмурат.
2) Болат, Меруерт, Алматы, Аружан.
3) Технопарк, карусель, Салтанат, качели.
4) Актау, Кентау, город, Атырау.
XII Обобщение урока
А теперь обобщим то, о чем говорили на уроке.
Как пишутся имена существительные собственные?
Как пишутся имена существительные нарицательные?
Какие существительные относятся к собственным?
XIII Выставление и комментирование оценок
XIV Домашнее задание
Упражнение 210 на странице 92.
Выписать имена существительные собственные. Выучить правило.