Что такое народ кратко
Значение слова народ
Словарь Ушакова
нар о д *****
Антропологический толковый словарь
общность людей, обладающая единым самосознанием, выраженным в самоназвании. Обычно народ имеет единый язык, определенный исходный ареал распространения (в настоящее время часто весьма условный), культурно-поведенческие нормы и историю. Один народ может включать несколько этносов и хозяйственно-культурных типов.
Фразеологический словарь русского языка
Словарь лингвистических терминов
1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу.
2. То же, что и этнос.
Этнографический Словарь
широкая, многозначная общность людей, под которой подразумевается: 1) население государства, жители страны; 2) народность, нация; 3) основная трудовая масса населения страны; 4) большие скопления людей; 5) определенная возрастная или профессиональная категория людей.
Народ представляет собой единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. В силу совместной трудовой деятельности народ является носителем коллективного социального опыта (языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, различных навыков и умений).
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
Словарь социолингвистических терминов
2. В лингвокультурном плане то же, что этнос, обозначение вида этнической общности.
См. также: Население, Нация, Этнос
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Пока народ безмолвствовал, можно было верить, что он народ, а как заговорил — расползся на социальные группы» (ЛГ 17.05.1989).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Политология. Словарь терминов
важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта. В суждениях древнегреческих мыслителей эта особенность проявилась уже вполне отчетливо. Платон, сторонник олигархической формы правления, обосновывал пренебрежительное отношение к народу как к толпе, враждебной мудрости. Он считал, что в идеальном обществе большинство граждан, занятых физическим трудом, должно быть исключено из сферы государственного управления, с передачей последнего в руки компетентных специалистов-стражей.
Представители «золотого века» афинской демократии исходили из противоположного убеждения. По их мнению, в управлении государством должны участвовать все граждане. Следует, однако, учитывать, что и в том и другом случае речь шла только о свободных гражданах греческих городов-полисов. Варвары и рабы, т.е. значительная часть городского населения, вообще не читались людьми.
Идеи полисной демократии получили дальнейшее развитие в условиях римского рабовладельческого общества. Суждение Цицерона о том, что государство («республика») есть «дело народа», оставило глубокий след в политическом сознании последующих поколений. Под народом он предлагал понимать «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
В средневековом обществе, основанном на незыблемости сословно-феодальных порядков, большая часть населения, как и в рабовладельческом обществе, оставалась за пределами государственного самоопределения. Христианская церковь проповедовала учение о справедливости небесной и земной иерархии. Подчинение народных масс правителям и господствующему сословию превозносилось как «высшая добродетель».
Решающее значение в политической борьбе за власть категория «народ» получает в новое время, в период становления и развития буржуазного общества. Выступая против сословных привилегий и отживших средневековых учреждений, буржуазия всегда и везде ведет борьбу за власть под «народными» знаменами, во имя всего «народа». Идеологи нарождающейся буржуазии, обличая феодальные порядки, говорят о естественном праве народа на определение государственного устройства, провозглашают его право на восстание в ответ на самовластие политического произвола. Под народом здесь понимаются все слои нации, противостоящие привилегированному сословию.
Основоположник европейской политологии Гаэтано Моска (1858 –1941) оказался, таким образом, ближе к истине, когда утверждал, что народовластие, реальная демократия и социализм – это все утопии, не совместимые с законами общества и человеческой природой. Власть никогда не может быть властью народа. В лучшем случае она может служить интересам народа.
Вместе с тем марксизму принадлежат выдающиеся достижения в деле теоретического понимания содержания понятия «народ». Именно в рамках этого направления социальной мысли было аргументированно доказано, что народ играет выдающуюся роль в развитии общества. В конечном счете, именно его поддержкой или сопротивлением определяется длительность существования господствующего строя, его конкретная форма, общая стабильность власти.
Несмотря на то, что в разные периоды истории народные массы включали в себя различные слои, классы общества, их конкретная совокупность всегда противопоставлялась господствующим группам общества, т.е. политической элите. Не народу. По сути дела, только в рамках этого противопоставления имеют значение всевозможные рассуждения о смысле и содержании понятия «народ». Вне этих рамок не оказывается политических проблем, достойных обсуждения. Поэтому в политологическом смысле народ – это совокупность гражданского населения рассматриваемая под углом зрения определенной системы власти, определенного государственного устройства. Проще говоря, это управляемая система общества или совокупность людей, среди которых принадлежность к народу определяется степенью политического бесправия человека. Лишь в известном случае, когда в обществе прочно утвердились бы правовые нормы независимых институтов власти, автоматически обеспечивающие идеальное сочетание личных, частных и общественных интересов, можно было бы говорить о народе как совокупности всех без исключения граждан, групп, слоев, классов общества. Но это уже выходит за пределы научного понимания вопроса.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Совокупность подданных одного суверена или граждане одного государства. В республике, следовательно, и сам народ суверен. Говорят, что народ – всего лишь абстрактное понятие, а существуют лишь индивидуумы. Несомненно. Однако в рамках общественного договора или всеобщего голосования эта абстракция обретает черты реальности, придавая народу, как отмечал еще Гоббс, единство одного лица – пусть искусственное, зато вполне действенное. Именно этим народ отличается от многолюдной массы: «Народ есть нечто единое, он обладает единой волей, ему может быть предписано единое действие. Ничего подобного нельзя сказать о массе» (Гоббс, «О гражданине», глава XII, 8; см. также глава VI, 1). Остается выяснить – и этим вопросом задавался Руссо, – что же делает народ народом. Ответ на этот вопрос звучит так: общественный договор, иначе говоря, единство общей воли, способной осуществлять власть. Народ становится народом только в силу своего суверенитета, осуществляя и защищая его. Отсюда следует, что народ обретает свою подлинную сущность только в условиях демократии и благодаря демократии. Деспоты царят лишь над массой.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Население, жители государства, страны.
* Счастлив тот народ, который имеет литературу на своём родном языке (Д. Лихачёв). *
* Народы Поволжья. Кавказские народы. *
3. только ед. Основная трудовая масса населения страны.
* Трудовой народ. Выходцы из народа. *
4. только ед. Люди; публика.
* Собирать народ. На улице много народу. *
Значение слова «народ»
1. Население, жители той или иной страны, государства. Советский народ. □ Всюду в них [городах и поселках страны] трудятся и обитают люди, разные, самобытные, со своими нравами, характерами 389 и стремлениями. Вместе они составляют народ — могущественный, богатырский. Кочетов, Журбины.
3. только ед. ч. Основная трудовая масса населения страны (в эксплуататорских государствах — угнетаемая господствующими классами). Трудовой народ. □ Старик Златовратский любил приютить у себя талантливую молодежь из народа, из рабочих. Телешов, Записки писателя. Большинство из нас уже понимало, что настал час и для переустройства театра, отныне призванного служить интересам нового хозяина — народа. Юрьев, Записки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
население определённой страны или государства;
историческая общность людей.
Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении слово является синонимом понятия «нация».
В «народной этнологии»[уточнить] слово «народ» является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции «свой—чужой»: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. См. Инородец, Сосед.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
наро́д
1. совокупность людей, живущих в стране, государстве ◆ Некоторые политики начинают делить народ Украины по национальному признаку.
2. собир. совокупность людей, объединённых общностью происхождения, языка, культуры ◆ Общаясь с рядом соседних народов, египтяне оказывали на них значительное культурное влияние и в свою очередь многое у них заимствовали.
3. разг. ед. ч. то же, что люди, ребята, толпа ◆ Привет, народ, как настроение? ◆ Человек, среди толпы народа // Застреливший императорского посла, // Подошел пожать мне руку, // Поблагодарить за мои стихи. Н. С. Гумилёв, «Мои читатели», 1921 г. (цитата из Викитеки)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова боярышня (существительное):
НАРОД
Термин
Библия содержит два близких понятия соответствующих основному значению современного русского слова народ. Их различие прослеживается как в еврейском и греческом первоисточниках, так и в латинском и славянском переводах.
С эпохи Возрождения на Западе, в условиях постепенной «расхристианизации» и возрождения интереса к язычеству, стали вызревать иные понятия о народе, связанные с малоупотребимыми в Библии греческим δημος и латинским nātio. Основываясь на пантеистическом магизме и развитой политической традиции античности, эти понятия оформились в различные направления национализма, которые с XVIII века стали оказывать сильное воздействие на православные народы в условиях общего западного влияния. С этого времени в России слова нация и национальность находятся в сложном взаимодействии и борьбе со словами народ и народность, то отождествляясь, то противопоставляясь друг другу.
Синодальный перевод Библии на русский язык в XIX веке значительно пересмотрел церковнославянское словоупотребление, передав оба основных библейских термина словом народ. Также понятие народа-этноса было нередко выражено словом язычники, в соответствии со средневековым и современным еврейским осмыслением слова гой как «иноверец, не еврей». Такая трактовка библейских понятий характерна для русского и поныне. С начала XX века в русский, теперь уже без перевода, вошло греческое этнос, но осталось преимущественно научным термином; слово демос не получило широкого распространения вне понятия «демократия»; слово «нация» закрепилось в политической и юридической сфере.
Определения
Понятие
В новозаветной эпохе народы не прекратили своего бытия, процесс возникновения и исчезновения народов продолжился. Как и в ветхозаветные времена, судьба народов осталась сопряжена с их нравственной и духовной жизнью. По мысли святителя Филарета Московского:
Использованные материалы
[2] Гумилев Л. Н., Этногенез и биосфера Земли, Л., 1990, с. 95.
Народ
1) в широком смысле слова — всё население определённой страны. 2) В историческом материализме — Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований. Н. — подлинный субъект истории; его деятельность создаёт преемственность в постулативном развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из главных пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль Н. в общественном развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 58).
Марксизм-ленинизм впервые вскрыл социальное содержание понятия «Н.» и установил, что характер Н. изменяется на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины «население» и «Н.» не различаются. В антагонистических формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную реакционную политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при социализме понятие «Н.» охватывает все социальные группы общества.
Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отдельных классов, слоев и групп населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе Н. На всех ступенях общественного развития основой Н., его большинством являются трудящиеся массы — главная производительная сила общества. В классовом обществе Н. может включать в себя слои населения с весьма различными и даже с противоположными интересами. К Н. принадлежит, например, буржуазия, боровшаяся против феодализма в буржуазных революциях, буржуазия, участвующая в национально-освободительной борьбе против империализма и колониализма. «Употребляя слово: „народ”, — писал В. И. Ленин, — Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (там же, т. 11, с. 124).
Марксизм-ленинизм отличает революционный Н., сплочённый идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач общественного прогресса, от тех масс, которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политической борьбе. В политическом пробуждении и организации Н. главную роль играет его авангард, передовой класс, возглавляемый партией. «Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы, а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов. » (там же, т. 24, с. 66).
Конкретно-исторический подход к Н. позволяет коммунистическим партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, вовлекать в ряды народного движения наряду с пролетариатом и крестьянством и др. группы населения: мелкую буржуазию, интеллигенцию и при определённых условиях и отдельные слои др. классов, блокироваться с другими общественными организациями, союзами, объединениями, в том числе и с буржуазными партиями, позволяет выковывать широкий народный фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социализм.
Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устремлений — характерная особенность деятельности коммунистической партии. «. Мы можем управлять, — писал Ленин, — только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Коммунистическая партия является коллективным вождём Н., направляющей силой, обеспечивающей своей организаторской и воспитательной работой рост сознательности трудящихся, сосредоточение их усилий на решении исторически назревших задач. Политика и деятельность Коммунистической партии направлены на широчайшее вовлечение Н. в историческое творчество. Развитие общества подготавливает материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия Н. как в разрушении старого, так и в создании нового общественного строя. Созидательная деятельность и активность Н. является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.
В области теории правильное понимание содержания понятия «Н.» позволяет раскрыть закономерности деятельности Н. в отдельных общественно-экономических формациях, а также на разных ступенях их зрелости, раскрыть специфику народных движений в этих формациях на разных этапах и в разных странах, показать качественно новое содержание понятия Н. в период пролетарской революции и строительства социализма, роль народных масс в период строительства коммунизма. 3) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнических общностей (племя, народность, нация).
В условиях развитого социалистического общества в СССР сложилась новая историческая общность — Советский народ.
История национализма
Что такое народ, этнос и национальность
Народ, этнос, национальность — кажется, что эти понятия все об одном и том же. Границы между ними незаметны, но есть. Разберемся с этими и другими важными терминами.
Такое определение как нация появилось в 15-16 веках и в первую очередь связано с европейской культурой.
🗺 Сейчас мы употребляем этот термин и в отношении других культур и государств — все это влияние европейцев на остальной мир.
🔎 Для начала разберемся с терминами: этнос, национальность, народ, народность, государство и нация. Они близки, но имеют разное значение.
☝️ Мы будем придерживаться мнения, что этнос — это группа людей, которые объединены лингвистически и фенотипически.⠀
✅ Национальность — это советское изобретение, которое должно было помочь определить различные полиэтничные и полиязыковые группы на территории СССР. Тогда появилась графа и термин — национальность.
✅ С понятием народ сложнее. Народ — некоторая абстракция, совокупность населения, но при этом оно отделено от тех, кто управляет (государь и народ, интеллигенция и народ, бюрократия и народ). Историки стараются этим термином не оперировать, потому что не до конца понимают, что это.
✅ Народность — этническая группа, которая является частью большей этнической группы, но отделена какими-то этническими признаками. Так, на территории современного Дагестана живут несколько народностей, говорящих на разных языках.
✅ Наконец, государство, страна, княжество, земля, империя — это термины, которые обозначают совокупность территорий со всем проживающим на них населением. Для самих людей используют термин подданные или граждане.