Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Нематериальное культурное наследие

Вы будете перенаправлены на Автор24

Возникновение термина «нематериальное культурное наследие» и его значение

Понятие «нематериальное культурное наследие» было введено в научный обиход ЮНЕСКО. В 2001 году была начата разработка данного понятия, а в 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию по охране нематериального культурного наследия.

Под словосочетанием «нематериальное культурное наследие» понимаются обычаи, ментальные особенности представления и выражения, знания, опыт и навыки.

Сюда же причисляются связанные с нематериальной культурой различного рода артефакты, инструменты, предметы, культурные пространства, признанные сообществами, группами в качестве части их культурного наследия.

Другими словами, нематериальное культурное наследие – это то, что так стремительно нивелируется сегодня под воздействием процессов глобализации и унификации, а также в результате высоких научно-технических достижений.

Сущность нематериального культурного наследия

Конвенция о защите нематериального культурного наследия направлена только на те культурные компоненты, которые отвечают международно-правовым стандартам по правам человека, межкультурного взаимоуважения.

Проявление нематериального культурного наследия

Формы проявления нематериального культурного наследия разнообразны.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим формы проявления нематериальной культуры подробнее

Устная традиция

Устная традиция – устная форма передачи культурного опыта, информации по памяти. Такая традиция оставляет место для импровизации и предполагает варьирование и определенную манеру исполнения: сказительную или певческую. Устная культура – это самая ранняя форма существования исторического сознания людей древнего мира.

Устная традиция выражается в, различного рода, преданиях, сказаниях, песнях. Все эти формы связаны с историей, ее героями. При этом содержание таких произведений может иметь лишь самую малую часть описания событий, которые происходили в реальности. События, происходившие в реальности, обрастают дополнительными деталями народной фантазии. Но суть реальных событий, как правило, передается в точности. Особенности определенного жанра в устной традиции, как правило, не жестки. Они могут содержать мотивы и художественные средства других жанров.

С появлением письменной культуры устная не исчезает. В древности и в Средние века устная традиция служит для восстановления событий прошлого. На основе произведений устных жанров создаются летописи и исторические повести.

Устная традиция сыграла ведущую роль в развитии религиозного миропонимания.

Исполнительские искусства

Исполнительские искусства представляют собой вид художественно-творческой деятельности, в котором произведения так называемого «первичного» творчества материализуются в виде определенной системы знаков и часто предназначены для перевода в тот или иной конкретный материал.

К исполнительным искусствам можно отнести:

Все они воплощают на сцене произведения писателей и драматургов, поэтов, композиторов, хореографов и других деятелей искусства, создающих свои произведения.

В сферах изобразительного искусства, архитектуре, прикладных искусствах исполнительское искусство не задействовано. Также на прикладное искусства не рассчитаны законченные литературные произведения, так как они в большей степени ориентированы на восприятие читателя, хотя и допускают исполнение чтецами.

Исполнительские искусства причисляются к особому роду творческой деятельности. Посредством исполнительского искусства у произведения появляются новые смыслы, новые интерпретации, произведение приобретает различные дополнительные трактовки, которые объединяют в себе изначальные смыслы произведения, авторский взгляд на мир и самовыражение исполнителя.

Народные ремесла

Художественные промыслы и ремесла представляют собой еще один компонент материальных и духовных ценностей народной культуры и составляют часть культурного наследия.

В основе народных ремесел лежат особенности природно-климатической зоны жизнедеятельности того или иного сообщества, а также особые технологии ручного труда.

В древности предметы домашнего обихода и быта, такие как прялки, глиняная и деревянная посуда, одежда и украшения создавались руками мастеров из природного сырья и материалов. Такие предметы обладали эстетической ценностью, которая заключалась в подборе текстуры материала, его цвета, придания оригинальной формы изделию с учетом его физических качеств.

Изделия украшались своеобразным орнаментом геометрических, природных и изобразительных мотивов. Истоки таких орнаментов связываются с древними мифологическими представлениями и определяются художественной и технологической преемственностью. Следование традициям делает изделие узнаваемым, но и неповторимым.

В каждом отдельном культурном регионе сложились свои неповторимые традиции, которые необходимо сохранить, так как в процессе механизации труда художественно-технологическая преемственность нарушается.

Источник

Нематериальное культурное наследие

Нематериальное культурное наследие — концепция, предложенная в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос [1] среди государств и неправительственных организаций, с целью выработки определения. В 2003 году была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия. [2]

Содержание

Определение

В статье 2 Конвенции ЮНЕСКО даётся следующее определение нематериальному культурному наследию:

Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия.:

«Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.

В Конвенции указаны также конкретные проявления нематериального культурного наследия в нескольких областях:

Источник

Народное искусство — важнейшая основа огромного разнообразия мировой культуры

Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Виды народного искусства

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:

Основными формами фольклора являются:

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

История народного искусства

История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Более того, в эпоху Возрождения сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. А творения народных мастеров попали в разряд «низких» и «вульгарных» поделок, недостойных внимания высших кругов цивилизованного общества.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

Источник

Обр.проект- «Национальная искусство и культурное наследие

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подлесная основная общеобразовательная школа»

«Народное искусство и культурное наследие России»

п.Подлесный, 2021-2022 гг.

Культура есть память.

Поэтому она связана с историей,

всегда подразумевает непрерывность нравственной,

интеллектуальной, духовной жизни человека,

общества и человечества. Ю. М. Лотман

Все согласятся, что каждый человек является носителем той или иной национальности. Соответственно важно чтить традиции и собственные «корни».

Поэтому важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой он родился и живет. Важно донести до детей ценности: т.к спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков.

В основе проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре, воспитание патриотических и гражданских чувств.

К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет небольшое представление о культуре своего народа. Молодые люди не вникают в эти проблемы, живут настоящим временем, не думая, что без знания прошлого не будет ни настоящего, ни будущего. Родители, бабушки, дедушки озабочены материальным обеспечением семьи и поэтому основная ответственность по ознакомлению с культурой своего народа ложится на школу и в большей степени на классного руководителя.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, воспитания чувства гордости за свой народ, свои традиции, любви и уважения к истории своей Родины.

Тип проекта: познавательный, творческий, нравственно-патриотический.

Вид проекта: групповой.

Задачи решаемые в рамках реализации проекта :

ü Расширить представления детей о многообразии изделий народного искусства.

ü Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.

ü Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа;

ü Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;

ü Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;

ü Активизировать и расширять словарный запас детей.

ü Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров,

ü Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;

ü Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.

Объект исследования: Процесс культурного воспитания молодого поколения.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Участники проекта: Педагог, обучающиеся 7кл, родители.

Время проведения: 1 раз в неделю.

Тип проекта: познавательный, творческий, нравственно-патриотический.

Вид проекта : групповой.

Срок реализации проекта: ноябрь 2021 г.- декабрь 2022 г.

Этапы реализации проекта:

· определение темы, целей, актуальности проекта;

· сбор и анализ материалов по данной теме;

· составление плана реализации основной части проекта.

· включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (ИКТ, коллективно-творческое дело, поисковая работа);

· формирование духовности, нравственности, чувства долга, милосердия и толерантности у обучающихся.

· подведение итогов проекта: отзывы обучающихся, родителей;

· презентация проекта и отчетное мероприятие;

· создание папки «По страницам проекта «Национальное искусство и культурное наследие России»»;

· обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала через сеть Интернет.

План реализации проекта

Анкетный опрос обучающихся и родителей на выявление духовных качеств личности средствами народного искусства.

Конкурс рисунков «Национальная одежда моего народа»

Онлайн-экскурсия «Музее дек.прикладного и нар.искусство»

Зарисовка музейных экспонатов и выставка рисунков.

Изготовление книжки- брошюрки «Народное искусство и культурное наследие»

Просмотр видеофильма «Исторические памятники как культура наследия»

Видеопрезентация «Мир природы в народном творчестве»

Изготовление открытки ко Дню родной школы в традициях Хохломской росписи

Конкурс стихотворений «Край родной, навек любимый»

Подведение итогов реализации проекта.

Отчетное мероприятие «По страницам проекта». Создание папки «По страницам проекта «Национальное искусство и культурное наследие России»».

В процессе реализации проекта, учащиеся вовлечены в различные виды деятельности: экскурсии, творческая деятельность, просмотры фильмов, презентаций, что должно положительно отразиться на формировании духовно-нравственного развития ребенка. Дети смогут найти ответы на сложные вопросы, критически мыслить, приобщиться к народной культуре, культуре своих предков самым тесным образом, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя взрослых и детей. Привлечение родителей поможет установить правильный микроклимат в семье, сформировать уважение и чувство долга к старшему поколению.

Дальнейшее развитие проекта:

Все результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, предполагается обобщить и сохранить с целью использования для дальнейшей работы в рамках культурного воспитания обучающихся.

Распространение информации о работе

v Оформление страницы в социальных сетях

v Создание фотоальбома, папки

v Составление годовых отчетов о проделанной работе

v Распространение опыта работы через средства массовой информации

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Каталог объектов нематериального культурного наследия Российской федерации

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Смотреть картинку Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Картинка про Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие. Фото Что такое народное искусство и нематериальное культурное наследие

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Каталог объектов нематериального культурного наследия Российской федерации
Выполнила:
студентка
ФСКТ/БО441-1/3
Петрова Полина

Преподаватель:
Востряков Л. Е.

Описание слайда:

Статья 27. Государство и положение творческих работников
Российская Федерация … способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017)

Описание слайда:
Описание слайда:

Нематериальное культурное наследие:
языки и диалекты,
традиции,
обычаи и верования,
фольклор,
традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп
русская литература и литература народов России;
музыкальное, театральное, кинематографическое наследие;
созданную в стране уникальную систему подготовки творческих кадров

«(а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
(b) исполнительские искусства;
(с) обычаи, обряды, празднества;
(d) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
(е) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами»

(UNESСO: Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003)

Описание слайда:

Нематериальное культурное наследие – народная традиционная культура (этнокультурные традиции и формы выражения, признанные сообществами, группами в качестве части историко-культурного наследия народов, народностей, этнических групп), в том числе:
– языки, диалекты и говоры,
– фольклор, народная традиционная музыка, танец, исполнительские искусства
– традиционные обычаи, обряды, празднества,
– традиционные уклады жизни, верования и представления об устройстве мира
– знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами

Описание слайда:

Варианты актуализации нематериального наследия:
Живые носители традиций
Роль носителей традиций принимают на себя сотрудники музея
В качестве действующих лиц выступают посетители

Описание слайда:

Необходимость принятия мер на законодательном уровне

утвердить на законодательном уровне содержание понятий «нематериальное культурное наследие», «народная традиционная культура», «фольклор»;
предусмотреть полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере выявления, изучения, сохранения и популяризации объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в области традиционной народной культуры и фольклора.
принять «Закон о сохранении нематериального культурного наследия». Внести соответствующие изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Описание слайда:

усовершенствовать законодательную базу в области архивного хранения фольклорных и этнографических материалов, а также в области смежных прав исполнителей фольклорных произведений и собирателей, осуществивших звукозаписи фольклора
выделить фонд фольклорно-этнографических материалов в качестве одного из общероссийских фондов, наряду с библиотечным, музейным, архивным.
включить в состав объектов охраны нематериального культурного наследия «зафиксированные на материальных носителях, хранящихся в организациях культуры, науки и образования, аудио- и видеозаписи традиционных обычаев, обрядов, празднеств, образцов фольклора, народной музыки, хореографии, языка».

Описание слайда:
Описание слайда:

Виды деятельности
выявление,
изучение,
сохранение,
развитие,
популяризация объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры
(Базовые (отраслевые) перечни государственных и
муниципальных услуг и работ, 2015)

«“Охрана” означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия:
идентификация,
документирование,
исследование,
сохранение,
защита,
популяризация,
повышение его роли,
его передача, главным образом с помощью формального и неформального образования
возрождение различных аспектов такого наследия
(UNESСO: Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003)

Описание слайда:

Программа
сохранения, изучения и воссоздания
традиций народной культуры
(комплекс подпрограмм)
Научно-исследовательское
направление:
– экспедиционные
и стационарные
исследования народных традиций
– формирование, хранение,
документирование фонда
фольклорно-этнографических
материалов
– обеспечение доступа
к материалам фонда;
подготовка изданий
Художественно-творческое
направление:
– научно-методическая поддержка
очагов воссоздания народных
традиций
– освоение традиций народного
исполнительства
– восстановление традиций
обрядово-праздничной жизни
– концертно-лекторская
деятельность
– экспериментальное
производство (промыслы)

Учебно-методическое
направление:
– работа образовательных
центров и учебных подразделений
– реализация образовательных
программ различного уровня
– проведение семинаров, курсов
– разработка обучающих
программ и методических
пособий
– создание общедоступной
информационно-образовательной
среды
Общественный Совет по сохранению
нематериального культурного наследия
Центр народной
традиционной культуры
/Центр фольклора/
Фольклорно-этнографический центр
(сеть организаций)
Органы управления
в сфере культуры, науки,
образования
Общественные организации,
приглашенные специалисты
заинтересованные лица

Описание слайда:

Меры по профессиональному обеспечению деятельности Центров традиционной народной культуры

принятие целевой программы охраны нематериального культурного наследия (подразделы: экспедиции; электронный каталог; подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов; издания)
целевая поддержка имеющихся научно-образовательных центров
обеспечение сохранности и введение в научно-образовательный и культурный процесс материалов из экспедиционных фондов по народной музыкальной культуре как особо актуального информационного ресурса;
разработка и внедрение профессиональных стандартов: руководитель центра традиционной народной культуры, специалист в области этномузыкологии, специалист в области этнолингвистики (фольклористики), специалист в области этнохореологии, руководитель фольклорного ансамбля, хранитель фольклорно-этнографических материалов, специалист по учету фольклорно-этнографических материалов

Описание слайда:

Список используемых источников:
https://www.culture.ru/traditions/culture-heritage/location-russia?page=1&locale=1
http://rusfolknasledie.ru/
https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-folklore
http://catalog.folc.ru/catalog/

Описание слайда:

Спасибо за внимание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *