Что такое народность в литературе определение
народность литературы
Смотреть что такое «народность литературы» в других словарях:
народность литературы — отношение литературы к народу, проявляющееся в различных аспектах. Во первых, народность – это мера взаимопроникновения литературы и фольклора. Литература заимствует из народных произведений сюжеты, образы и мотивы (напр., сказки А. С. Пушкина,… … Литературная энциклопедия
Народность искусства — одно из базовых понятий марксистско ленинской эстетики. Означает отражение искусством жизни, творчества (а также, согласно некоторым концепциям, «коренных интересов») народа. В концепции марксизма ленинизма понятие народности искусства тесно… … Википедия
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА — одно из осн. понятий марксистско ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художеств. явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов, интересов и… … Философская энциклопедия
Народность — искусства, одно из основных понятий марксистско ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и устремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов … Художественная энциклопедия
НАРОДНОСТЬ — НАРОДНОСТЬ, народности, жен. (книжн.). 1. То же, что народ во 2 знач. «…В целом ряде случаев живущие по окраинам угнетенные народности имеют своих сородичей по ту сторону границы…» Ленин. «…Октябрьская революция, порвав старые цепи и выдвинув на… … Толковый словарь Ушакова
НАРОДНОСТЬ — литературы, искусства, многозначное понятие, характеризующее: 1) отношение индивидуального творчества к коллективному, степень творческого заимствования и наследования профессиональной литературой (искусством) мотивов, образов, поэтики народного… … Литературный энциклопедический словарь
Народность искусства — одно из основных понятий марксистско ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов, интересов и … Большая советская энциклопедия
ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ — ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ. Учение о П. л., выдвинутое и обоснованное В. И. Лениным, опирается на традиции прогрессивной культуры прошлого, тех писателей и критиков, которые выступали поборниками тенденциозности искусства, отстаивали мысль о… … Литературный энциклопедический словарь
партийность литературы — идейно политическая устремленность творчества, выражающая интересы определенных классов и социальных групп. Понятие партийности литературы играло огромную роль в литературоведении советского периода; в настоящее время оно утратило свою… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
НАРОДНОСТЬ
«Народность искусства» как осознанная концепция возникает в трудах Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, складывается у английских и немецких предромантиков, многосторонне разрабатывается в эстетике И. Г. Гердера и особенно у немецких романтиков.
Гердер ввел понятие «народная песня», толкуя его широко как «народное творчество». Составляя сборник «Голоса народов в песнях» (1807), он включил в него, наряду с древними и современными народными песнями, авторские стихотворения (в т. ч. И. В. Гёте), стремясь подчеркнуть тем самым единую природу народной поэзии и «высокого искусства».
Романтики (преимущественно немецкие братья А. Шлегель и Ф. Шлегель, Л. Арним, К. Брентано и особенно братья Я. и В. Гримм) расширили знакомство с народной культурой; их трудами была создана мифологическая школа, признавшая первоосновой поэзии миф, а затем развившийся из него фольклор бессознательное безличное творчество коллективной народной души. Н. у романтиков включала как ориентацию на дух и поэтику фольклора, так и подчеркивание национальной неповторимости искусства, выражение в нем духа нации (народа) на определённой стадии его развития. Однако некоторые романтики принижали значение профессионального искусства, противопоставляя «естественное», натуральное умышленному, искусственному.
К середине XIX в. весьма актуальным становится второй аспект проблемы Н. Понятие Н. искусства обозначает теперь преимущественно глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития общественного самосознания, для познания жизни всей нации. Параллельно шла демократизация понятия: Н. становится мерой выражения в искусстве идей и интересов трудящегося народа.
Подобная эволюция понятия «Н.» проявилась в русской литературе и критике XIX в. Впервые принцип Н. литературы был провозглашен в статье О. М. Сомова «О романтической поэзии» (1823) и П. А. Вяземского «Разговор между издателем и классиком » (1824); оба они трактовали Н. как верность национальной самобытности нравам, обычаям и языку. А. С. Пушкин находил «великую народность» у У. Шекспира, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Л. Ариосто, Ж. Расина и усматривал ее в национальной «физиономии» образе «мнений и чувствований», «обычаях, повериях, привычках», принадлежащих исключительно тому или иному народу (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 38).
В 40‑х гг. спор о Н. захватил широкую сферу общественной мысли, резко сказавшись в противоборстве западничества и славянофильства. Для славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья И. С. Аксаков и К. С. Аксаков) Н. заключалась прежде всего в исконной национальной самобытности русского народа, призванного сказать миру свое слово. В. Г. Белинский, признавая, что у русских есть своя изначальная «национальная субстанция», отвергал славянофильское понимание своеобразия русского народа (душевно-целостное христианство, «соборная любовь», «смирение» в противовес западноевропейскому принципу индивидуальности). Он именует «истинно национальными, истинно народными» комедию А. С. Грибоедова, творчество Пушкина и Н. В. Гоголя, «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. «Народный» и «национальный» для Белинского чаще всего синонимы; для обоих понятий существеннейшим остается одно: « быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий» (Полн. собр. соч., т. 7, 1955, с. 439, т. 10, 1956, с. 21).
Революционные демократы 60‑х гг. придали критерию Н. большую социальную определенность. Для Н. А. Добролюбова истинная Н. острая критика «образованных классов» или прямое изображение жизни «необразованных» масс, их «материальной зависимости», протест людей из народа против произвола и насилия.
Добролюбов коснулся и третьего аспекта проблемы Н. доступности искусства для народа.
В полной мере сумела раскрыть содержание, конкретно-исторический характер Н. литературы только марксистская эстетика. Она показала изначальную Н. художественного творчества, тесно вплетенного в жизнедеятельность людей на раннем этапе становления человеческого общества; неизбежность большего или меньшего расхождения между народом и искусством, противоречивость выражения Н. литературы в условиях классово-антагонистических формаций; появление глубокой Н. литературы в эпоху социалистического и коммунистического преобразования общества. Марксизму удалось показать не только закономерную эволюцию понятия Н. литературы, но и диалектику стоящего за этим понятием социально-эстетического явления.
Искусство первобытнообщинного строя (наскальная живопись, ритуальные песни и танцы, изготовление предметов прикладного назначения) было пронизано религиозно-мифологическими представлениями о мире, отражало примитивный уровень развития общества. Однако это искусство создавалось для всех, выступало неотъемлемой частью трудовой деятельности, неразрывно связанной с природой социальной практики семейно-племенных сообществ. Прогресс человечества шел в дальнейшем через классовое расслоение общества, сосредоточение на одном полюсе богатства, культуры, знаний при обездоленности подавляющей массы населения. Понятие «народ» стало обладать определённым классовым содержанием, менявшимся в условиях рабовладения, феодального строя, капитализма. Произошло разделение народного художественного творчества и профессионального искусства, в значительной мере зависимого от господствующих классов.
Марксизм не отрицает Н. такого искусства, при всей ее неизбежной ограниченности. Научный анализ этой Н. требует учета ряда социально-исторических факторов: характера эпохи, роли тех или иных классов, связи искусства с освободительным движением своего времени и т. д. Народность неотделима от глубины и правдивости отражения действительности. Выдающуюся роль в становлении национального самосознания каждого народа сыграли художники, в творчестве которых с наибольшей полнотой отразилась жизнь народа, национальное и общечеловеческое совместились.
Невозможность подлинного единства народа и художественной культуры до социалистической революции не означает, что степень Н. литературы не менялась с течением времени. Одна из важнейших сторон художественного прогресса состояла в последовательных сдвигах в сторону расширения демократической основы и поля деятельности литературы. Так, в истории русской литературы XIX в. качественные сдвиги в Н. литературы были связаны с решительной демократизацией языка и содержания произведений, развитием реализма, участием литературы в сменявших друг друга этапах освободительного движения.
В. И. Ленин развил учение о Н. литературы и искусства применительно к эпохе социалистической революции. К числу выдвинутых им теоретических положений относятся: повышение общего культурного уровня народа как условие для расцвета социалистического искусства; двуединый процесс приближения народа к искусству и искусства к народу; коренное изменение социальной роли литературы и искусства при социализме; неразрывная связь Н. и Коммунистической партийности художественного творчества. Широкую известность получили высказывания Ленина в передаче К. Цеткин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). См. также Ленин В. И. о литературе.
Ленинские принципы получили воплощение в Постановлениях Коммунистической партии по вопросам советской литературы, в практической деятельности партии на различных этапах социалистического и коммунистического строительства. В ходе осуществления культурной революции были решены важнейшие проблемы, определяющие Н. литературы и искусства: ликвидация неграмотности, обеспечение широкого доступа трудящимся массам к богатствам отечественной и мировой культуры, формирование новой, народной интеллигенции, развитие художественной самодеятельности, создание искусства, глубоко народного и партийного по своим устремлениям.
В утвержденной XXVII съездом КПСС новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза отмечается, что создание подлинно народной многонациональной советской культуры «историческое достижение нашего строя». И подчеркивается: «Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы и искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию.
Главная линия в развитии литературы и искусства укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед.
Искусство социалистического реализма основано на принципах народности и партийности».
Особый характер приобрела Н. литературы в современном буржуазном обществе. Исчезло историческое оправдание отчуждения профессионального искусства от народа, связанное с былой неразвитостью производительных сил. Это отчуждение проявляется ныне как прямое порождение эксплуататорского строя, как результат определённой социальной политики. Применительно к капитализму полностью остается справедливым вывод Ленина о существовании двух культур в каждой национальной культуре. С одной стороны, это «элементы демократической и социалистической культуры», с другой культура буржуазная, «притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры» (Полн. собр. соч., т. 24, с. 12021). Существенной частью этой господствующей культуры стала т. н. «массовая культура», несущая выгодное правящему классу идеологическое содержание и рассчитанная на самые нетребовательные вкусы. Потоку низкопробной литературы (от развлекательного «чтива» до элитарных формалистических изысков) противостоит современная прогрессивная литература, нередко не лишенная противоречий, но в целом демократическая.
Литература:
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб.], 3 изд., т. 1 2, М., 1976;
Ленин В. И., О лит ре и искусстве, 6 изд., М., 1979;
Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986;
Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, М., 1950;
Гей Н., Народность и партийность литературы, М., 1964;
Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966;
Барабаш Ю., О народности, М., 1970;
Куницын Г. И., Политика и литература, М., 1973;
Лихачев Д. С., Своеобразие историч. пути русской литературы XXVII вв., в сб.: Литература и социология, М., 1977.
Что такое народность в литературе определение
Важнейшим признаком лучших произведений художественной литературы является их народность. Под народностью литературы следует понимать связь литературы с жизнью, устремлениями и творчеством широких народных масс, изображение в творчестве писателей народных типов и характеров, отражение идейно-эстетических взглядов и идеалов народа. Народность литературы проявляется также в ее близости к народу не только по содержанию, но и по форме и по тому, насколько произведения литературы стали фактическим достоянием народа, получили ли они всенародное распространение и всенародное признание.
Искусство слова возникло как устное, коллективное творчество народа еще в доклассовом обществе. Устное поэтическое творчество народа развивалось и тогда, когда появилось деление общества на антагонистические классы. В своих песнях, сказках, былинах, пословицах, поговорках и других фольклорных жанрах народ воплощал горький опыт своей жизни под властью царей, помещиков, попов, купцов, выражал мечту о лучшей доле, раскрывал красоту родного языка, создавал образы изумительной силы и красоты.
В классовом обществе доступ в литературу народным массам был почти полностью закрыт. Письменность, а затем печатное слово стали достоянием господствующих классов, а народ был обречен на неграмотность и на тяжелый физический труд. Вот почему выдающийся русский критик-демократ Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) с горечью писал: «Напрасно. у нас. громкое название народных писателей: народу, к сожалению, вовсе нет дела до художественности Пушкина, до пленительной сладости стихов Жуковского, до высоких парений Державина и т. д. Скажем больше: даже юмор Гоголя и лукавая простота Крылова вовсе не дошли до народа. Ему не до того, чтобы наши книжки разбирать, если даже он и грамоте выучится: он должен заботиться о том, как бы дать средства полумиллиону читающего люду, прокормить себя и еще тысячу людей, которые пишут для удовольствия читающих». И все-таки народная литература создавалась даже в то время, когда народ не принимал прямого участия в ее развитии.
Жизнь народа, его интересы и стремления, народный язык и народное творчество привлекают самое пристальное внимание лучших писателей, принадлежавших по своему положению к правящим классам, но идейно и творчески в большей или меньшей степени переходивших на сторону народа. Великий Пушкин с гордостью писал о себе:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
Н. А. Некрасов заявлял:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
«Мысль народная» постоянно волновала Л. Н. Толстого. В своей «Исповеди» он писал: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизненней исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей». М. Е. Салтыков-Щедрин справедливо полагал, что единственно плодотворная почва для сатиры есть почва народная.
В чем же конкретно проявляется народность литературы? Во-первых, в изображении жизни, судеб и чаяний народа. Так, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» народен прежде всего потому, что главный герой этого романа — народ, простые русские люди, победившие наполеоновскую армию. Народными могут стать и такие произведения, в которых народ не выступает как главный предмет изображения, но в них выражается народная точка зрения на жизнь. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» изображаются преимущественно русские помещики; они показаны такими, какими их представлял народ: жадными, невежественными, неспособными ни к какому делу. И, наконец, подлинно народные произведения литературы отличаются высоким мастерством, совершенством художественной формы, доступной и понятной широким народным массам.
Нередко в ответах и в сочинениях абитуриентов народность литературы отождествляется с простотой и даже упрощенностью. Сводить народность к простоте, а тем более к примитивности,— значит делать грубую ошибку. Подлинно народный писатель создает свои произведения, ориентируясь не на отсталых, полуграмотных людей, а на требовательного народного читателя, желающего приобщиться к лучшим достижениям человеческой культуры. В. В. Маяковский говорил, что писать надо понятно, н е снижая темы, и, конечно, если тема значительна, сложна, то и само произведение не может быть просто. «Значит, нужно сделать так,— писал Маяковский,— чтобы, не уменьшая серьезности своих вещей, сделать стихотворения нужными массе, то есть когда стихотворение возьмут, положат на руку и прочтут его пять раз, и скажут — хотя было и трудно понять, но понявши, мы обогатили свой мозг, свое воображение, еще больше отточили свою волю к борьбе за коммунизм, в борьбе за социализм». Поэтому полностью проблема народности литературы может быть решена только после уничтожения классового антагонизма и приобщения народных масс к широкому участию в строительстве новой культуры.
В свое время Н. А. Некрасов, с горечью наблюдая, как торговцы снабжают крестьян примитивными картинками и книжонками с глупым и реакционным содержанием, писал:
Эх! Эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное. )
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
Это время пришло после победы Октября. За годы Советской власти в нашей стране совершилась великая культурная революция, была ликвидирована неграмотность народа, трудящиеся получили доступ к образованию и ко всем сокровищам культуры. Подлинно народным достоянием стала классическая литература. Так, произведения А. С. Пушкина за 50 лет Советской власти издавались 2177 раз общим тиражом более 114 миллионов экземпляров. Десятками миллионов экземпляров изданы также произведения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. 10. Лермонтова и других классиков.
В Советской страце народ получил возможность принимать непосредственное участие в литературном развитии. Если в старое время деятели литературы, как правило, были выходцами из эксплуататорских классов, то большинство советских писателей вышло из рядов рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции. За деятельностью советских писателей внимательно и доброжелательно следят десятки миллионов читателей. Наличие такой н а-родной читательской аудитории является лучшим залогом успешного развития советской литературы, залогом ее действенной роли в жизни советского общества.
Народность советских писателей сливается с коммунистической партийностью их творчества. Точнее говоря, коммунистическая партийность выступает как высшее выражение народности в литературе, ибо Коммунистическая партия стоит во главе советского народа и своей политикой выражает самые коренные интересы и самые передовые идеалы трудящихся. При этом народность советской литературы тоже не есть нечто неизменное. В первые годы Советской власти писателям приходилось помнить о том, что массовый читатель только начинает приобщаться к книге. И это заставляло, например, Демьяна БеднЪго, самого популярного поэта тех лет, прибегать к намеренно простым и доступным жанрам и языковым средствам. Советские рабочие и крестьяне получили право на настоящее, великое искусство. И по мере роста культурного уровня они все больше обращались к искусству, рассчитанному на взыскательного и требовательного читателя, зрителя, слушателя. В соответствии с этим все более обогащалось содержание и совершенствовалась форма советской литературы. Такие произведения советских писателей, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Русский лес» Л. Леонова, трилогия Н. Погодина о Ленине, стихи и поэмы В. Маяковского, Э. Багрицкого и многих других авторов, требуют читателей с широким кругозором и высокой эстетической культурой.
В наше время советский народ — это миллионы людей с высшим образованием, десятки миллионов со средним, многомиллионная армия читателей, которой доступны высшие достижения творческого гения писателей всех стран и народов. И это предъявляет новые, повышенные требования к творчеству советских писателей.
Чем прогрессивнее класс и партия, с которыми связал свое творчество писатель, тем легче ему при всех прочих условиях создавать произведения общенародного значения, ибо передовые общественные классы потому и называются передовыми, что они идут в авангарде всего общества, выражают (в большей или меньшей степени) интересы народных масс.
В условиях классово-антагонистического общества в литературе происходит борьба разных классовых и партийных тенденций, в силу чего одни писатели создают произведения, которые помогают народным массам в их борьбе за справедливую и счастливую жизнь, другие пишут книги, враждебные народу. Только после победы социализма литература становится всенародной. Основой всенародности советской литературы является ее классовая рабоче-крестьянская социалистическая природа, ее коммунистическая партийность и коммунистическая идейность.
НАРОДНОСТЬ
1) отношение индивидуального творчества к коллективному, степень творческого заимствования и наследования профессиональной литературой (искусством) мотивов, образов, поэтики народного поэтического творчества (фольклора);
2) меру глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа;
3) меру эстетической и социальной доступности искусства массам.
«Народность искусства» как осознанная концепция возникает в трудах Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, складывается у английских и немецких предромантиков, многосторонне разрабатывается в эстетике И. Г. Гердера и особенно у немецких романтиков.
Гердер ввел понятие «народная песня», толкуя его широко как «народное творчество». Составляя сборник «Голоса народов в песнях» (1807), он включил в него, наряду с древними и современными народными песнями, авторские стихотворения (в т. ч. И. В. Гёте), стремясь подчеркнуть тем самым единую природу народной поэзии и «высокого искусства».
Романтики (преимущественно немецкие братья А. Шлегель и Ф. Шлегель, Л. Арним, К. Брентано и особенно братья Я. и В. Гримм) расширили знакомство с народной культурой; их трудами была создана мифологическая школа, признавшая первоосновой поэзии миф, а затем развившийся из него фольклор бессознательное безличное творчество коллективной народной души. Н. у романтиков включала как ориентацию на дух и поэтику фольклора, так и подчеркивание национальной неповторимости искусства, выражение в нем духа нации (народа) на определённой стадии его развития. Однако некоторые романтики принижали значение профессионального искусства, противопоставляя «естественное», натуральное умышленному, искусственному.
К середине XIX в. весьма актуальным становится второй аспект проблемы Н. Понятие Н. искусства обозначает теперь преимущественно глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития общественного самосознания, для познания жизни всей нации. Параллельно шла демократизация понятия: Н. становится мерой выражения в искусстве идей и интересов трудящегося народа.
Подобная эволюция понятия «Н.» проявилась в русской литературе и критике XIX в. Впервые принцип Н. литературы был провозглашен в статье О. М. Сомова «О романтической поэзии» (1823) и П. А. Вяземского «Разговор между издателем и классиком » (1824); оба они трактовали Н. как верность национальной самобытности нравам, обычаям и языку. А. С. Пушкин находил «великую народность» у У. Шекспира, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Л. Ариосто, Ж. Расина и усматривал ее в национальной «физиономии» образе «мнений и чувствований», «обычаях, повериях, привычках», принадлежащих исключительно тому или иному народу (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 38).
В 40‑х гг. спор о Н. захватил широкую сферу общественной мысли, резко сказавшись в противоборстве западничества и славянофильства. Для славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья И. С. Аксаков и К. С. Аксаков) Н. заключалась прежде всего в исконной национальной самобытности русского народа, призванного сказать миру свое слово. В. Г. Белинский, признавая, что у русских есть своя изначальная «национальная субстанция», отвергал славянофильское понимание своеобразия русского народа (душевно-целостное христианство, «соборная любовь», «смирение» в противовес западноевропейскому принципу индивидуальности). Он именует «истинно национальными, истинно народными» комедию А. С. Грибоедова, творчество Пушкина и Н. В. Гоголя, «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. «Народный» и «национальный» для Белинского чаще всего синонимы; для обоих понятий существеннейшим остается одно: « быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий» (Полн. собр. соч., т. 7, 1955, с. 439, т. 10, 1956, с. 21).
Революционные демократы 60‑х гг. придали критерию Н. большую социальную определенность. Для Н. А. Добролюбова истинная Н. острая критика «образованных классов» или прямое изображение жизни «необразованных» масс, их «материальной зависимости», протест людей из народа против произвола и насилия.
Добролюбов коснулся и третьего аспекта проблемы Н. доступности искусства для народа.
В полной мере сумела раскрыть содержание, конкретно-исторический характер Н. литературы только марксистская эстетика. Она показала изначальную Н. художественного творчества, тесно вплетенного в жизнедеятельность людей на раннем этапе становления человеческого общества; неизбежность большего или меньшего расхождения между народом и искусством, противоречивость выражения Н. литературы в условиях классово-антагонистических формаций; появление глубокой Н. литературы в эпоху социалистического и коммунистического преобразования общества. Марксизму удалось показать не только закономерную эволюцию понятия Н. литературы, но и диалектику стоящего за этим понятием социально-эстетического явления.
Искусство первобытнообщинного строя (наскальная живопись, ритуальные песни и танцы, изготовление предметов прикладного назначения) было пронизано религиозно-мифологическими представлениями о мире, отражало примитивный уровень развития общества. Однако это искусство создавалось для всех, выступало неотъемлемой частью трудовой деятельности, неразрывно связанной с природой социальной практики семейно-племенных сообществ. Прогресс человечества шел в дальнейшем через классовое расслоение общества, сосредоточение на одном полюсе богатства, культуры, знаний при обездоленности подавляющей массы населения. Понятие «народ» стало обладать определённым классовым содержанием, менявшимся в условиях рабовладения, феодального строя, капитализма. Произошло разделение народного художественного творчества и профессионального искусства, в значительной мере зависимого от господствующих классов.
Марксизм не отрицает Н. такого искусства, при всей ее неизбежной ограниченности. Научный анализ этой Н. требует учета ряда социально-исторических факторов: характера эпохи, роли тех или иных классов, связи искусства с освободительным движением своего времени и т. д. Народность неотделима от глубины и правдивости отражения действительности. Выдающуюся роль в становлении национального самосознания каждого народа сыграли художники, в творчестве которых с наибольшей полнотой отразилась жизнь народа, национальное и общечеловеческое совместились.
Невозможность подлинного единства народа и художественной культуры до социалистической революции не означает, что степень Н. литературы не менялась с течением времени. Одна из важнейших сторон художественного прогресса состояла в последовательных сдвигах в сторону расширения демократической основы и поля деятельности литературы. Так, в истории русской литературы XIX в. качественные сдвиги в Н. литературы были связаны с решительной демократизацией языка и содержания произведений, развитием реализма, участием литературы в сменявших друг друга этапах освободительного движения.
В. И. Ленин развил учение о Н. литературы и искусства применительно к эпохе социалистической революции. К числу выдвинутых им теоретических положений относятся: повышение общего культурного уровня народа как условие для расцвета социалистического искусства; двуединый процесс приближения народа к искусству и искусства к народу; коренное изменение социальной роли литературы и искусства при социализме; неразрывная связь Н. и Коммунистической партийности художественного творчества. Широкую известность получили высказывания Ленина в передаче К. Цеткин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). См. также Ленин В. И. о литературе.
Ленинские принципы получили воплощение в Постановлениях Коммунистической партии по вопросам советской литературы, в практической деятельности партии на различных этапах социалистического и коммунистического строительства. В ходе осуществления культурной революции были решены важнейшие проблемы, определяющие Н. литературы и искусства: ликвидация неграмотности, обеспечение широкого доступа трудящимся массам к богатствам отечественной и мировой культуры, формирование новой, народной интеллигенции, развитие художественной самодеятельности, создание искусства, глубоко народного и партийного по своим устремлениям.
В утвержденной XXVII съездом КПСС новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза отмечается, что создание подлинно народной многонациональной советской культуры «историческое достижение нашего строя». И подчеркивается: «Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы и искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию.
Главная линия в развитии литературы и искусства укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед.
Искусство социалистического реализма основано на принципах народности и партийности».
Особый характер приобрела Н. литературы в современном буржуазном обществе. Исчезло историческое оправдание отчуждения профессионального искусства от народа, связанное с былой неразвитостью производительных сил. Это отчуждение проявляется ныне как прямое порождение эксплуататорского строя, как результат определённой социальной политики. Применительно к капитализму полностью остается справедливым вывод Ленина о существовании двух культур в каждой национальной культуре. С одной стороны, это «элементы демократической и социалистической культуры», с другой культура буржуазная, «притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры» (Полн. собр. соч., т. 24, с. 12021). Существенной частью этой господствующей культуры стала т. н. «массовая культура», несущая выгодное правящему классу идеологическое содержание и рассчитанная на самые нетребовательные вкусы. Потоку низкопробной литературы (от развлекательного «чтива» до элитарных формалистических изысков) противостоит современная прогрессивная литература, нередко не лишенная противоречий, но в целом демократическая.
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб.], 3 изд., т. 1 2, М., 1976;
Ленин В. И., О лит ре и искусстве, 6 изд., М., 1979;
Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986;
Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, М., 1950;
Гей Н., Народность и партийность литературы, М., 1964;
Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966;
Барабаш Ю., О народности, М., 1970;
Куницын Г. И., Политика и литература, М., 1973;
Лихачев Д. С., Своеобразие историч. пути русской литературы XXVII вв., в сб.: Литература и социология, М., 1977.