Что такое народный контроль
«Народный контроль»
ОНФ и Союз социальных педагогов и социальных работников приглашают всех социальных работников и специалистов по социальной работе пройти опрос «Положение социального работника» в приложении «ОНФ.Народный контроль». Анкетирование поможет выявить наиболее актуальные для специалистов проблемы и определить эффективные меры поощрения их нелегкого труда.
Народный фронт к совместному заседанию Госсовета и Совета по нацпроектам провел с 11 по 23 декабря опрос россиян «Что в наибольшей степени влияет на качество Вашей жизни?». Люди могли выбрать несколько вариантов ответа из списка показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 г. Респонденты указали, что больше всего на качество их жизни влияют доступность медицинской помощи (69,5%), личные доходы (68%) и жилищные условия (51,5%). По репрезентативной выборке через приложение «Народный контроль» опрошено 5,2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет.
На портале «Народный контроль» проводится опрос об эффективности мер поддержки самозанятых и потерявших работу из-за введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. Роструд разместил баннеры с ссылками на опрос ОНФ на своем официальном сайте rostrud.gov.ru, а также на главной странице портала Онлайнинспекция.рф в блоке «Актуально».
Народный фронт выступает за системное решение проблемы кадрового дефицита, который может негативно отразиться на исполнении национальных проектов в образовании, демографии и здравоохранении.
Промежуточные результаты опроса «Улучшение жилищных условий граждан», проводимого на портале ОНФ «Народный контроль» (с 30 июня по 10 июля 2020 г.), показывают, что 51,5% респондентов, планирующих улучшить жилищные условия (таковых 73,5% из опрошенных), хотели бы сделать это путем переезда в частный дом. Лишь 5,7% опрошенных ответили, что их в принципе не привлекает образ жизни в частном доме.
Народный контроль
в широком смысле одна из основных социальных функций, которую в социалистическом обществе осуществляют трудящиеся как единственные и полноправные хозяева своей общественной жизни и выражающие их волю и интересы учреждения, входящие в политическую систему этого общества; функция, заключающаяся в надзоре за соблюдением государственными, хозяйственными, общественными организациями законности, требований трудовой, плановой, финансовой и других проявлений дисциплины, за целесообразностью и эффективностью деятельности, использования материальных и трудовых ресурсов и т. д.
В специальном смысле Н. к. именуется существующая в СССР массовая организация, созданная специально для осуществления контрольных функций и сочетающая в себе государственные и общественные начала. Ее возглавляет Комитет народного контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его председатель назначается Верховным Советом СССР, а состав комитета утверждается правительством; в него входят представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций, рабочие, колхозники, служащие, работники печати, деятели науки и культуры. В советских республиках и в административно-территориальных единицах функционируют комитеты Н. к. ССР и АССР, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные. Комитеты Н. к. имеют сравнительно небольшой штат кадровых работников и создают из активистов отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии. Все эти органы работают на общественных началах, их состав подбирается из числа наиболее авторитетных рабочих, колхозников, служащих, пенсионеров по рекомендациям партийных и общественных организаций. Основу системы органов Н. к. составляют работающие в полной мере на общественных началах группы и посты Н. к., которые образуются при сельских и поселковых Советах народных депутатов, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Они избираются соответствующими Советами и трудовыми коллективами и осуществляют контроль непосредственно там, где ведется производственная деятельность. В целом в общественных органах комитетов Н. к. и особенно в его группах и постах занято около 10 млн. активистов.
Н. к. как институт политической системы социализма представляет собой воплощение идей В. И. Ленина о массовом Н. к., на базе которых под его руководством была создана в первые годы Советской власти рабоче-крестьянская инспекция. Именно так, учил он, — на основе сочетания специального государственного аппарата с массовым участием трудящихся — должны осуществляться функции контроля в социалистическом обществе.
На основе ленинских принципов с учетом специфики современных условий строится и деятельность органов Н. к. Они проводят регулярные проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, а комитеты Н. к. проверяют также выполнение директив партии и правительства, государственных планов и заданий органами государственного и хозяйственного управления — соответствующих масштабам деятельности комитетов Н. к. того или иного уровня. Деятельность всех должностных лиц аппарата государственного управления, государственных предприятий, колхозов и иных кооперативных общественных организаций находится под взыскательным массовым контролем. В соответствии с ленинскими идеями главное в нем — помощь в улучшении работы проверяемых предприятий, организаций, органов управления, в устранении обнаруживаемых недостатков. Вместе с тем при выявлении серьезных нарушений государственной дисциплины, бюрократизма и волокиты, бесхозяйственности и злоупотреблений органы Н. к. применяют к виновным в этом должностным лицам меры общественного и правового воздействия — группы и посты Н. к. объявляют общественные порицания, передают материалы о выявленных недостатках и злоупотреблениях на рассмотрение коллективов и товарищеских судов, а комитеты Н. к., кроме того, налагают на виновных взыскания и производят денежные начеты на причиненный народному хозяйству материальный ущерб. Свою деятельность органы Н. к. строят на основе гласности, широко используя в этих целях печать, радио, телевидение. О результатах проверок и принимаемых по ним мерах они должны информировать коллективы соответствующих предприятий, организаций, учреждений. Комитеты Н. к. передают также при необходимости результаты, полученные в ходе проверок, в руководящие партийные и государственные органы и в прокуратуру, отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за серьезные упущения в работе и ставят вопрос об увольнении перед вышестоящими по отношению к ним руководящими органами. Таким образом, и в использовании Н. к. мер воздействия проявляется сочетание общественных и государственно-правовых начал. Принципы и практика работы органов Н. к. показывают, что они выступают одним из важнейших институтов социалистической демократии. Для миллионов граждан это замечательная школа участия в государственном управлении.
Органы Н. к. выступают активными помощниками партии и правительства в воспитании руководящих работников и всея трудящихся в духе высокой организованности, дисциплинированности, ответственности. Партийные организации, направляя работу органов Н. к., оказывают им всемерную поддержку и помощь. Руководство партии и советские законы гарантируют беспрепятственную деятельность народных контролеров. Любые попытки их преследования решительно пресекаются, а виновные в этом привлекаются к строгой ответственности вплоть до снятия с постов и предания суду.
В братских социалистических странах существуют подобные институты, также воплощающие в себе ленинские принципы массового Н. к. Но в конкретных формах организации и деятельности, объеме компетенции и прав, характере взаимоотношений с другими элементами политической системы общества в разных странах имеются свои особенности.
Полезное
Смотреть что такое «Народный контроль» в других словарях:
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ — см.: Контроль. Государственный контроль … Энциклопедический словарь конституционного права
Народный контроль (Латвия) — «Народный контроль» (латыш. Tautas kontrole), до марта 2010 года[1] «Нашей Латвии» (латыш. Mūsu Latvijai) политическая партия в Латвии. Учреждена в 2001 году[2]. Участвовала самостоятельно в муниципальных выборах марта 2005 г., получив одно место … Википедия
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР — система органов нар. контроля в СССР. Впервые была организована по инициативе В. И. Ленина в форме Рабоче крестьянской инспекции (РКП). Ленин указывал, что перед системой контроля в социалистич. гос ве стоит цель: всю трудящуюся массу, и мужчин и … Советская историческая энциклопедия
КОНТРОЛЬ — вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с… … Энциклопедический словарь конституционного права
Контроль социальный — способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство… … Социологический справочник
Контроль (книга) — Контроль Автор: Виктор Суворов Жанр: Разоблачение Язык оригинала: Русский Оригинал издан: 1981 … Википедия
Народный комиссариат финансов СССР — Народный комиссариат финансов (Наркомфин или НКФ) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение финансовой политики образованного советского государства в 1917 −1946 гг. История Первоначально образован… … Википедия
Народный художественный университет — Краткая справка о деятельности Народного художественного университета в период с 2006 г. по июль 2009 г. Общие организационные вопросы. 1.1. Народный художественный университет, далее «университет», является базовой площадкой для… … Википедия
Народный контроль | Федеральный проект
Проект направлен на повышение уровня информированности общественности в сфере продовольственной политики, контроля качества продовольственных товаров и услуг, налаживания производства современной отечественной конкурентоспособной продукции, в том числе, в области продовольствия и медицины.
Общественный контроль является эффективной формой участия граждан, общественных организаций и бизнеса в развитии потребительского рынка, защите прав потребителей через организацию мониторинга качества и доступности товаров и услуг.
Народный контроль | Федеральный проект запись закреплена
«Народные контролеры» Надыма проверили магазины на предмет исполнения недавних изменений в законодательстве.
В четверг, 15 августа, в Надыме состоялся очередной рейд активистов Партийного проекта «Народный контроль» в продовольственные магазины города.
Показать полностью.
На этот раз предметом проверки стало исполнение требований выкладки товаров молочной продукции с содержанием заменителей молочного жира согласно Приказу Минпромторга России и Роспотребнадзора от 18 июля 2019 г. № 2098/368.
Согласно вышеуказанному документу, информация о наличии либо отсутствии заменителей молочного жира в молочной продукции должна быть доступна для покупателей, продукция разделена по принципу наличия либо отсутствия данных элементов в составе.
В ходе проверочного мероприятия активисты посетили магазины торговых сетей «Магнит» и «Монетка». Выкладка молочной продукции в этих торговых точках не вызвала вопросов у участников проекта «Народный контроль». Вся информация, требуемая законодательством, размещена на ценниках и полках рядом с товаром.
«Звездой» рейда стал магазин шаговой доступности «Вулкан», расположившийся во дворе жилых домов. Помимо не соблюдения вышеперечисленных требований, были обнаружены просроченные товары, находившиеся на реализации, не соблюдения температурного режима и условий хранения товаров различных категорий. Работникам павильона были даны разъяснения о нормах и требованиях, которые необходимо соблюдать при реализации продуктов питания.
Народный контроль | Федеральный проект запись закреплена
Партийцы Ханты-Мансийска проверили магазины, торгующие молочными продуктами
14 августа партийцы с участием представителей органов власти окружной столицы проверили качество молочной продукции в торговых точках города
Показать полностью.
«Народные контролеры» проверяли такие продукты как: молоко, творог, кефир, сгущенное молоко и творожные сырки.
В составе участников рейда депутаты Думы муниципального образования, представители Молодой Гвардии Единой России, представители первичных отделений Партии. Выявленные нарушения фиксировались через факт-лист, фото и видеоматериалы и направлены в дальнейшем в адрес Роспотребнадзора.
Практически во всех торговых сетях города есть молочные отделы. Участники рейда включали в свой план проверок не менее 100 точек до конца августа.
В первый день рейда было проверено 6 магазинов, входящих в розничные сети брендов «Красное и белое», «Магнит» и «Пятерочка». Второй рейд пройдет в ближайшие дни и затронет еще 5 торговых точек.
По словам председателя общественного совета проекта «Народный контроль» Любови Кондрашовой, задача участников рейда – проверить, как соблюдается приказ Министерства промышленности и торговли и Роспотребнадзора о раздельных способах размещения натуральной молочной продукции и содержащей молокозаменяющие компоненты, включая растительные жиры и пальмовое масло.
Новые требования включают не только визуальное разделение. Необходимо размещать аббревиатуры на ценниках, которые обозначают продукты с заменителем молочного жира либо без него. Магазины должны также размещать плакаты или наклейки с новой маркировкой, иметь отдельные холодильники для товаров с разными составами.
Член партии Татьяна Бурмистрова также приняла участие в рейде. Комментируя тему, она рссказала, как важен осознанный выбор при покупке продуктов питания: «Когда визуально не видно, что сырки ценовой категории 29 рублей натуральные, а сырки за 9 рублей как раз содержат заменитель молочного жира, покупатель интуитивно будет ориентирован на более дешевый товар. Между тем, до покупателя необходимо наглядно довести эту информацию».
Стоит отметить, что сотрудники отдела по Ханты-Мансийску и району Управления Роспотребнадзора по Югре заранее провели рабочую встречу с предпринимателями города, на которой подробно рассказали о новых правилах выкладки молочной продукции и ответственности за их неисполнение в виде привлечения к административной ответственности.
«Практика проведения таких проверок у нас есть, однако требования сейчас ужесточены, поэтому мы намерены организовать масштабный общественный мониторинг не только в Ханты-Мансийске, но и в других муниципальных образованиях Югры – говорит региональный координатор проекта «Народный контроль», председатель Думы города Ханты-Мансийска Константин Пенчуков. – То, что сейчас предпринимателей закон обязывает делать правильную раскладку продуктов, содержащих молоко и всевозможные заменители, это очень важный шаг. Во всем мире это уже делается давно. Это поможет и нашим отечественным фермерам, которые отвечают за качество своих натуральных продуктов, сделать свой товар более заметным. Ведь речь идет о здоровье нации. С ненатуральной «молочкой» сегодня борются на всем пространстве Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, и Киргизия. Вступившие в силу изменения запрещают именовать традиционными названиями продукцию с заменителями молочного жира. Например, такая «сметана» должна называться «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны». Если же в продукте замещено более 50% молочного жира, то в его названии не должно быть и слова «молокосодержащий». Общественный мониторинг «Народного контроля» на дальнейших этапах затронет и наличие на наших полках товаров, нарушающих эти требования маркировки продукции. Так что работы в этом направлении очень много, и в ней будет задействовано много людей – экспертов, общественников, специалистов и сотрудников разных ведомств».
Отметим, что рейды проходят в большинстве муниципальных образований округа рамках реализации партийного проекта «Единой России» «Народный контроль», который направлен на организацию общественного мониторинга в самых разных сферах.
«Народный контроль»
Проблемы роста цен на продовольственные товары и качества продуктов актуальны для большинства жителей России. С учетом существования Всемирной торговой организации и Таможенного союза необходим партийный контроль ситуации в связи с особенностями работы торговых сетей в отношении отечественного производителя.
Партийный проект «Народный контроль» направлен на организацию мониторинга качества предлагаемых товаров и услуг и развитие продовольственной безопасности РФ путем поддержки отечественных производителей.
Активисты «ЕДИНОЙ РОССИИ» в соответствии с проектом проводят мониторинг цен на жизненно необходимые лекарства и социально-значимые продукты питания, проверяют соблюдения законодательства микрофинансовых организаций. Контроль над деятельностью МФО проводится совместно с Правительством РФ и Банком России, запущена горячая линия для принятия обращения граждан. Под особым контролем находятся и компании-брокеры, осуществляющие переход граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.
Наряду с проверкой стоимости продуктов потребительской корзины, в рамках проекта «Народный контроль» проводятся и антиалкогольные рейды против продажи алкоголя несовершеннолетним, без лицензии и продажи алкоголя с поддельными акцизными марками. Особое внимание в торговых точках уделяется нарушениям сроков хранения, несоответствия цены на ценнике и в чеке, отсутствие маркировок на развесной продукции. Общественный контроль является эффективной формой участия граждан, общественных организаций и бизнеса в развитии потребительского рынка и защите прав потребителей.
Целями федерального проекта «Народный контроль» являются: сокращение к минимуму появления на рынке некачественной, опасной и фальсифицированной медициской и продовольственной продукции в России, а также повышение уровня безопасности потребителя.
• Оценка уровня потребительской безопасности путем проведения мероприятий общественного контроля.
• Принятие мер по итогам общественного контроля в отношении выявленных нарушений прав потребителей, некачественных товаров и услуг в ходе проведенного мониторинга.
• Поддержка региональных инициатив, направленных на повышение качества и безопасности товаров и услуг, развитие регионального потребительского рынка в целом.
• Выработка предложений для законотворческой деятельности в сфере потребительского рынка и пищевой промышленности.
• Усиление взаимодействия между обществом и государственными органами в целях повышения эффективности выявления нарушений прав потребителей.
• Выработка механизмов для государственной поддержки добросовестных производителей.
• Продвижение отечественной качественной, конкурентной, импортозамещающей продукции.
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ.
По проекту Федерального Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», подготовленного Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Общественной палатой РФ. (версия от 10.04.2013 года).
Предлагаемый проект Закона безусловно нужен, составлен, с точки зрения законотворчества и юридической технологии, грамотно. Однако, на наш взгляд имеет ряд существенных недостатков.
Законопроект, призванный, как указано в ст.1 проекта, регулировать общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации… права на непосредственное участие в управлении делами государства путём осуществления общественного контроля, не содержит каких-либо новых норм, позволяющих гражданину РФ «реально» проконтролировать власть.
Ст.5 проекта под общественным контролем понимает деятельность субъектов общественного контроля по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности объектов контроля.
Действующее законодательство и на сегодняшний день такие формы контроля предусматривает.
Все субъекты общественного контроля, перечисленные ст.8 проекта: граждане, группы общественного контроля, некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы, общественные наблюдательные комиссии и сегодня вправе наблюдать, проверять и оценивать деятельность власти.
Ст.9 проекта, формулируя обязанности объектов контроля, требует :
— содействовать осуществлению контроля;
— уважать права субъектов контроля;
— обеспечить доступность информации;
-представлять сведения о своей деятельности;
— рассматривать отчёты контроля.
Право на доступ к информации о деятельности органов государственной власти ещё никто не отменял. Зачем ещё раз повторять?
Другие полномочия контроля по истребованию документов и материалов, касающихся предмета проверки и получения объяснений от руководителей органов власти в проекте не предусматриваются. То есть декларативное право проверять не подкреплено обязанностью объектов контроля обеспечить это право.
В ст.10 проекта перечислены формы общественного контроля:
— общественные (публичные) слушания;
— опрос общественного мнения;
— публичный отчёт должностного лица.
Все перечисленные формы уже давно используются. Некоторая новизна в виде общественной проверки и общественного расследования не меняют общего смысла существующей организации контроля граждан над властью.
Выглядит крайне демократично ст.15 проекта, которой все граждане, действующие в общественных интересах, наделяются всеобщим правом общественного контроля. Достаточно регистрации на официальном сайте электронного ресурса. При этом в пректе закона нет чёткого понятия «общественный интерес». Не предусматривается какая-либо организационная форма для граждан, изъявивших желание быть общественным контролёром.
Нет единой структуры общественных контролёров, которые будут проводить общественные проверки и общественные расследования.
В проекте закона нет ограничений для недобросовестных контролёров. Право на обжалование в суд и нормы о конфликте интересов, а так же указание на ответственность в проекте не конкретны, так как не подкреплены предложениями по внесению изменений в законы, в том числе и процессуальные.
Всё это делает массовый контроль сумбурным и формальным, есть опасность недобросовестного использования общественного контроля в интересах определённых групп (в т.ч. в бизнесе).
Аргументы авторов законопроекта, что не следует опасаться « массовой регистрации граждан, изъявивших желание быть контролёрами, так как народ не способен к самоорганизации» не выдерживает критики.
В проекте закона не разрешён вопрос о мерах по результатам проверок общественного контроля.
Проект содержит нормы, предписывающие объекту контроля рассмотреть результаты общественного контроля и принять меры. Как поступить, если объект контроля не согласен с общественной оценкой его деятельности, если он её игнорирует? Если сам проверяющий был недобросовестным, либо некомпетентным?
Законопроект предлагает обращаться в суд, прокуратуру и другие надзирающие и контролирующие органы. То есть контролирущая составляющая народовластия закончилась? Дальше волна дополнительных проверок, перепроверок и новых отписок.
Ст.8 проекта представляет право субъекту общественного контроля обращаться в органы прокуратуры, а так же в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих объектов общественного контроля, приглашать представителей указанных органов к участию в проводимых мероприятиях.
Участие прокурора в проверке, которую проводит гражданин? Или некоммерческая организация? Или общественный совет? Это прямая подмена функций надзирающих и контролирующих органов. Логичнее предусмотреть участие представителей народа (общественности) в проверках, проводимых прокуратурой и другими органами государственной власти.
При этом у общественного контролёра появляется возможность оценить действия двух объектов государственной власти.
Действующее законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан, об общественных объединениях граждан, об общественной палате, советах и т.д. предусматривает
предлагаемые в проекте формы общественного контроля. Законопроект лишь систематизирует регулирование рассматриваемых правоотношений в этой области.
Наши предложения заключаются в следующем. Мы предлагаем в дополнение к указанным в проекте закона субъектам общественного контроля ( существующим де факто) в разработанный проект закона, либо отдельным законом ввести новый институт народного контроля.
Ст.3 Конституции РФ:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Власть – это способность и возможность оказывать влияние на действия и поведение людей. Существующая конституционная модель государственного устройства казалось бы отвечает на этот вопрос положительно.
На основе демократических выборов (граждане) народ формирует органы законодательной и исполнительной власти.
Вместе с тем, непосредственное осуществление власти означает управление материальными, и нематериальными, а так же людскими ресурсами Российской Федерации. Управление должно включать в себя определение целей развития, планирование, организацию и контроль за результатами.
От исторической формы «справедливого» распределения Россия постепенно переходит к форме государственного устройства, которое обеспечивает одинаковые условия и возможности для каждого человека и гражданина. Однако, от этого идеи равенства и справедливости не должны утрачивать своё содержание.
К сожалению, создание справедливых (равных) условий для всех в обществе тормозиться таким явлением, как коррупция в органах власти. Несмотря на принятые меры, законодательные, организационные и т.д. коррупция существует и реально сдерживает развитие страны во всех направлениях, больно отражается на каждом гражданине. Сама власть не справляется с этим явлением. Принимаемые законы и меры нередко носят декларативный характер.
Принципиальное положение : Контролировать и не вмешиваться в деятельность невозможно. Это не контроль, а наблюдение.
Поэтому наши предложения:
1. Если мы говорим о контрольных полномочиях Конституционного народовластия, то очевидно и само понятие общественного контроля должно быть изменено на народный контроль.
Относительно терминологии «народный» или «общественный» контроль. В данном случае, по нашему мнению, эти понятия имеют принципиальное значение.
Именно народ в силу положений Конституции вправе контролировать деятельность органов власти и лиц, замещающих должности государственной службы.
Предоставляя право гражданам и их объединениям осуществлять общественный контроль (причём без определённой процедуры действовать в интересах и представлять народ России) законопроект переносит акцент контроля в сферу защиты общественных интересов.
Народу защищаться в собственной стране нет необходимости, тем более от органов власти, которые он сам сформировал.
Отдельные граждане, их объединения, в силу естественных обстоятельств, стремятся защищать свои интересы, которые не всегда совпадают с общенародными. В данном случае формулировка контроля приобретает и политическое значение.
Во-вторых, На сегодняшний день единственной формой делегирования прав от имени народа осуществлять контроль является избрание народом своих представителей, либо избрание(назначение) народных контролёров законодательными (представительными) органами государственной власти.
Общественные объединения должны иметь возможность делегировать своих представителей в народный контроль.
Главное: эту общественную структуру и народных контролёров следует наделить реальными полномочиями по осуществлению народного контроля.
Считаем целесообразным структуру народного контроля выстроить на основе представительной власти, избираемой населением муниципальных образований, районов, субъектов в виде советов депутатов, законодательных собраний соответствующих уровней. При них создать комитеты, отделы, группы народного контроля, работающих на общественных началах. В целях ротации предлагается сроки нахождения одних и тех же граждан в группах, отделах и комитетах народного контроля ограничить 2 – 2,5 годами. Руководителями групп, отделов, комитетов народного контроля следует избирать и из числа депутатов представительного органа соответствующего уровня. Планы осуществления контроля, в том числе и по приоритетным направлениям, разрабатывать и утверждать представительному органу власти соответствующего уровня.
Предлагается следующий порядок назначения народных контролеров. Общественные объединения, исходя из направления своей деятельности, выдвигают своих кандидатов в комитеты и группы народного контроля. Списки кандидатов в народный контроль рассматриваются и утверждаются на заседаниях представительных органов соответствующего уровня.
Организацию работы по выдвижению кандидатов от общественных организаций в народные контролёры целесообразно возложить на соответствующие подразделения Министерства юстиции РФ.
Общественные организации несут ответственность за выдвижение и работу членов своих организаций в подразделениях народного контроля.
До утверждения все кандидаты проходят необходимую проверку на соответствие требованиям закона, которые предъявляются к народным контролерам(отсутствие соответствующих заболеваний, судимостей, конфликтов интересов).
Народные контролеры – представители общественных объединений граждан осуществляют свою деятельность на общественных началах без оплаты их труда из средств бюджета. Принятие закона не потребует и дополнительного финансирования. В то же время, по возможности, Субъект Российской Федерации вправе выделять средства на обеспечение деятельности народных контролеров.
Введение института народного контроля будет соответствовать положениям Конституции, а общество, граждане, их объединения получают реальный инструмент надзора над властью.
Предлагается рассмотреть проект закона о народном контроле, в котором предусмотреть следующие основные положения.
концепции проекта ФЗ РФ «О народном контроле в РФ»
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Народ вправе осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Непосредственное осуществление власти означает управление материальными и людскими ресурсами. Управление включает в себя определение целей общественного развития, планирование, исполнение и контроль за результатами.
Народный контроль – неотъемлемая часть осуществления власти народом Российской Федерации
Структура и состав комитетов (групп) народного контроля определяется законодательным, представительным органом власти субъекта Российской Федерации.
Народный контроль осуществляется на основе принципов добровольности, самостоятельности и независимости, объективности, гласности при строгом соблюдении закона, при этом обеспечивается приоритет прав и законных интересов граждан.
Правовое регулирование деятельности народного контроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами в том числе и субъекта Российской Федерации.
Народный контроль осуществляется в целях защиты и обеспечения общественных интересов, прав и свобод граждан, эффективного использования бюджетных средств и имущества Российской Федерации, предупреждения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Основными направлениями деятельности народного контроля являются:
-контроль за реализацией федеральных и местных программ социального и экономического развития в субъекте Российской Федерации;
-контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Выявление и предупреждение злоупотреблений при исполнении бюджета;
-контроль исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами законодательства по рассмотрению обращений граждан и обеспечению доступности органов власти для граждан;
-контроль за служебным поведением государственных служащих, соблюдением ими установленных правил и ограничений.
Органы народного контроля строят свою работу во взаимодействии с органами государственного контроля и надзора.
По согласованию, народные контролеры могут привлекаться для участия в проверках, проводимых органами государственного контроля и надзора. Вмешательство в деятельность государственного контроля не допускается. Народный контроль не распространяется на процессуальную деятельность суда, прокуратуры, следственного
комитета, органов внутренних дел, юстиции, иных органов государственной власти по осуществлению правосудия, прокурорского надзора, производства дознания и предварительного расследования.
Комитеты народного контроля в Субъектах Российской Федерации, а также комитеты (группы) народного контроля министерств ведомств иных учреждений и организаций образуются соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта по территориальному признаку.
В городских, сельских поселениях и на других территориях представительными органами местного самоуправления образуются группы (посты ) народного контроля.
Комитеты, группы и посты народного контроля формируются сроком на два года и шесть месяцев.
Комитеты народного контроля Субъекта Российской Федерации руководят работой групп, постов народного контроля действующих на территории соответствующего субъекта. Организуют их работ, изучают и обобщают практику, информируют органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам деятельности народного контроля.
В комитеты, группы народного контроля избираются (назначаются) наиболее авторитетные и активные граждане постоянно проживающие на территории субъекта (поселения).
Кандидатуры народных контролеров для избрания (назначения) выдвигаются общественными объединениями из числа граждан членов соответствующего объединения, изъявивших личное желание работать в народном контроле.
Народными контролерами не могут быть лица, которые ранее привлекались к уголовной ответственности, а также принимавшие участие в деятельности объединений, запрещенных законом.
Народный контролер, обязан быть честным, требовательным и принципиальным. Народный контролер работает безвозмездно. Общественные объединения, выдвинувшие своих представителей в органы народного контроля вправе предусмотреть для народных контролеров меры материального и морального поощрения за активную общественную деятельность.-
Комитеты, группы (посты) народного контроля в соответствии с возложенными на них задачами в пределах своей компетенции имеют право:
-знакомиться с материалами и документами и получать иным способом информацию в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях и организациях вне зависимости от форм собственности по вопросам относящимся к предмету проверки;
-требовать объяснений руководителей и других должностных лиц в связи с проверками по поводу выявленных нарушений;
-направлять результаты проверок со своими предложениям в вышестоящие для проверяемых организации и в правоохранительные органы.
О результатах рассмотрения предложений народного контроля сообщается в месячный срок.
Информация о деятельности народного контроля, проведенных проверках и принятых мерах органами власти доводиться до граждан.
Действия народного контролера или органа народного контроля могут быть обжалованы в суде.
Организационное обеспечение деятельности народного контроля представляет собой мероприятия кадрового, финансового, материального и иного характера направленные на создание условий для независимого и объективного осуществления своих функций народными контролерами в полном объеме.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»