Что такое нартекс в храме
НАРТЕКС
Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.
Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.
В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.
Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.
В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.
Нартекс
Смотреть что такое «Нартекс» в других словарях:
Нартекс — (позднегреч. narthex), нарфик, притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. (Источник: «Популярная … Художественная энциклопедия
НАРТЕКС — (греч.). 1) стебель зонтичного растения Ferula communis. 2) шина для сращения сломанной ножной кости. 3) в архитектуре: наружная пристройка в базиликах. 4) притвор в храме, место для оглашенных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
нартекс — притвор, нарфик Словарь русских синонимов. нартекс сущ., кол во синонимов: 2 • нарфик (1) • притвор … Словарь синонимов
НАРТЕКС — (позднегреческое narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм … Современная энциклопедия
НАРТЕКС — (позднегреч. narthex) притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении … Большой Энциклопедический словарь
Нартекс — (narJhV) в древнехристианских храмах (базиликах) притвор,род сеней при входе в храм, в которых при богослужении стоялиоглашенные, воссоединяемые с церковью, кающиеся и бесноватые … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
нартекс — Входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика в раннехристианском храме, куда допускались лица, не имевшие права входить внутрь храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики… … Справочник технического переводчика
Нартекс — (позднегреческое – narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
нартекс — (позднегреч. nárthēx), притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. * * * НАРТЕКС НАРТЕКС (позднегреч. narthex), притвор в западной части христианского… … Энциклопедический словарь
Нартекс — нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь… … Большая советская энциклопедия
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Зачем в храме нужен притвор
Андрей Анисимов о церковной архитектуре
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов».
Притвор в современном русском храме — это чаще всего, то место, где люди могут написать записки, оставить верхнюю одежду, где висит доска объявлений, место, где можно просто пообщаться. К сожалению, мы почти забыли, что на самом деле притвор в храме — это особое место. Притвор — образ земли, образ покаяния. Поэтому его чаще всего делали низким, с малым количеством окон. Это место, где может проходить исповедь, по древнему обряду там кладутся входные земные поклоны. Это место оставления земной жизни. Кроме всего сказанного есть еще одно: там находились оглашенные — те люди, которые только готовились принять крещение. Сейчас все это нивелировалось, как таковых оглашенных, которые ходили в храм по полгода, прежде чем креститься, у нас нет, все стало не так жестко. Но, к примеру, в греческих храмах притвор до сих пор играет важную роль. У них притвор — это часть храма, которая соизмерима с самим храмом. Например, на Афоне службы начинаются в притворе. Там читаются часы, затем отодвигаются завесы, открываются двери, и все — монахи и прихожане — входят в храм. Они оставляют все земное, «всякое житейское попечение» и тогда начинается Литургия. Хорошо бы и нам обратить внимание на греческие традиции и возродить свои.
Фото свящ. Константина Пархоменко
НАРТЕКС
Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.
Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.
В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.
Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.
В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.