Что такое наставничество в образовании
Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией
Эффективный подход с вековой историей
Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.
Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.
Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.
Цели наставничества в школе:
Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.
Принципы наставничества в педагогическом коллективе
Система условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Опыт показывает, что в разных российских компаниях, в том числе в сфере бизнеса и образования, применяется системный подход, в котором используются все три вида воздействия. Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: например, если сотрудник перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации. Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно).
Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики. Основные этапы:
«Я скажу — ты послушай» → «Я покажу — ты попробуй» → «Сделаем вместе» → «Сделай сам — я подскажу» → «Сделай сам и расскажи, что сделал»
Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию, нужно выполнить два шага:
Австрийско-российский проект, посвященный наставничеству и реализованный при поддержке межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» — утвердил, что сопровождение молодых учителей должно ориентироваться на их потребности:
Как выбрать эксперта, который проведет новичков по этим этапам становления? Ориентиром могут послужить следующие качества:
Разумеется, наставников нужно мотивировать, и, как в любой другой мотивации педагогов, есть материальные и нематериальные стороны вопроса.
Сегодня можно часто услышать разговоры не только о наставничестве, но и о менторстве. Разве это не одно и то же? Давайте разберемся.
Что такое менторинг и в чем его отличие
Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее». Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.
Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.
Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.
Отличия менторинга от наставничества:
Как посчитать успешность наставничества
Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.
Основные критерии эффективности наставничества:
Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.
Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.
Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе
Место наставничества в современном образовании
Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Характеристика педагога-наставника
Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:
Способность к отбору информации.
Способность мыслить проектно.
Способность мыслить нестандартно и глубоко.
Способность понимать смыслы.
Универсальные навыки мышления.
Сотрудничество в виртуальном пространстве.
Способность работать с современными СМИ.
Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.
Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.
Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.
Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.
Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.
В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.
Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.
Роль наставничества в современном образовании
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль наставничества в современном образовании
Главное и наиболее сложное искусство наставника –
уметь ничего не делать с учеником.
В последнее время в нашей стране ощущается нехватка учителей в школе. Поэтому Правительство принимает ряд мер, чтобы учителя шли в школу. Не только молодые педагоги после окончания ВУЗов, но и специалисты других специальностей, прошедшие переподготовку. Естественно, для каждого молодого специалиста возникают трудности при вливании в коллектив.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
на требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:
1. Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Три года назад в наш коллектив пришёл молодой учитель, с огромным желанием работать, но не имеющий опыта этой работы.
Я, как учитель – наставник, проработавшая в данной школе более тридцати лет, имеющая огромный опыт работы, с большой ответственностью отнеслась к порученному делу. Вместе с Юлией Александровной мы составили план работы, готовили её первые уроки и родительские собрания. А сколько было взаимопосещённых уроков. А затем, так называемый «разбор полётов».
Так как я успешно занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью, мы большое внимание уделили этой работе. Ученики Юлии Александровны всё чаще стали выступать со своими проектами и исследовательскими работами на конференциях и форумах, занимая призовые места.
Я наблюдала, как из неуверенной в себе учительницы, Юлия Александровна превращалась в грамотного, ответственного, успешного педагога. Было всё – успехи и неудачи. Но самое главное – было большое желание работать! И я рада, что в рождении нового педагога я принимала активное участие.
Стоять над жизнью молодой,
Храня прекрасное единство,
Честь вековая, долг святой-
Учительство и материнство.
Сначала души пробуди,
Пусть жажда к знанью в них проснётся,
Доклад к выступлению на семинаре «Наставничество в современном образовании»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выступление на семинаре- практикуме
«Наставничество в образовании в современных условиях»
Автор: методист 1 кв. кат. С.В.Колесникова
Слайд 4. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов:
«Успех каждого ребенка»,
«Поддержка семей, имеющих детей»,
«Цифровая образовательная среда»,
«Новые возможности для каждого»,
«Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Слайд 5. Как сказал Уильям Глассер американский психолог и педагог « успех должен быть доступен каждому ребёнку. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни»
Слайд 6. Что такое успех с психологической точки зрения?
— со переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
— В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Слайд 7. Если посмотреть с педагогической точки зрения:
точки такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя
Слайд 8. Сегодняшним предприятиям более не нужны просто выпускники СПО, обладающие исключительно дипломом.
Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе, которым можно доверить выполнение задачи и они смогут себя проконтролировать.
Обе эти задачи можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения целевой модели в наши общеобразовательные организации и организации среднего профессионального образования. Слайд 9.
Слайд 10. Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (учащегося, студента, молодого специалиста), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса, взаимную заинтересованность сторон, административный контроль- за процессом и наличие методики оценки результатов, а также обоснованные требования к личности наставника.
Слайд 11. Что такое наставничество?
форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии.
— Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Слайд 12. Кто такой наставник?
Ч еловек, осуществляющий наставничество. Наставники были уже в Древнем Риме, там так называли домашних учителей. В России эта форма начала развиваться с 30-х годов, достигнув расцвета в 70-х годах ХХ столетия.
Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» как через самые сложные моменты профессиональной деятельности.
Слайд 13. Каким должен быть наставник
Быть наставником, значит обладать рядом качеств, таких как:
Уверенность в себе;
Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил)
Важно! Работа наставника, это работа с группой людей, нужно быть готовым к нестандартным ситуациям и обладать способностью, найти положительный выход из них
Слайд 14. Немного из истории наставничества
В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничества в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.
Слайд 15. Наставничество зародилось и получило свое развитие в рамках групповой деятельности людей. С развитием социума появлялись новые виды деятельности и профессии для овладения которыми был необходим более долгий и тщательный вид подготовки с целью выявления индивидов, способных к конкретной, более сложной, чем у предыдущих поколений, профессиональной деятельности. Таким образом, наставничество формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с первобытной эпохи.
Слайд 16. Освоить новые знания и обрести профессиональные навыки без наставников было невозможно, поэтому феномен наставничества стал закономерностью цивилизационного процесса.
Слайд 17. В СССР на предприятиях также было наставничество. Помогать молодому специалисту стать хорошим мастером – это честь для наставника, его прямая обязанность.
Один из вариантов – участие в чем-то реально глобальном и полезном, как Нацпроект, получение признания на разных площадках, даже тиражирование собственной успешной практики с этим конкретным школьником и студентом. Личный бренд и признание!
Слайд 18. На протяжении своей истории содержание наставничества постоянно эволюционировало, наконец получив свои современные определения.
Соответствующие отраслевые словари смысловые нюансы понятия «наставник» описывают, используя следующие характеристики: «тот, кто дает советы, обучает; советчик, учитель; смотритель «.
Термин «наставлять» имеет значение «давая советы, учить чему-то; приводить, направлять, нацеливать и т. д. в нужном направлении; направлять»
Слайд 19. Кто же будет этими самыми наставниками? И какие проблемы решит наставничество?
Конечно, лучший наставник – это педагог. Если мы говорим в философском и психологическом смысле.
Настоящий педагог никогда не ограничивается простой передачей знаний, но учит жить, прививает ценности и смыслы.
Проблема в другом – у современного учителя нет времени на интеграцию в программу наставничества, а сегодня нужны вовлеченные наставники.
Слайд 20. Познакомимся с основными категориями процесса наставничества:
Слайд 21. 22. Типы наставничества
Опосредованное – наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду;
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность ученика, воспитанника. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Слайд 23. 24. Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации?
Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.
Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).
Слайд 25. Наставничество – это практическое решение, которое может быть введено в любую организацию.
И заканчивая свое выступление, хочу сказать замечательными словами Коменского- о наставнике
« Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди»
Вложить душу нельзя только учить, или Наставничество в школе
Ольга Давыдова
18 апреля 2018 • 10:17
Если бы мы с вами заглянули в периодическую печать для педагогов XIX века, то образ учителя-наставника встал бы перед глазами явно и определенно. Передавать не знания, а моральные принципы, не только развивать ум, но вырастить «достойного гражданина» – вот основные задачи педагога дореформенной поры. А что нам предписывают современные стандарты?
«Школе важно образовать из воспитанника здорового, физиологически правильного развитого члена общества; полезного члена общества, знающего все существенные условия житейской практики; изящное художественное произведение, удовлетворяющее всем требованиям эстетического курса; светлый и развитый ум, способный быть деятелем в священной области науки, или хоть сознательно сочувствовать ее интересам, и вполне понимающий свое значение в мировой жизни; высоконравственное и гуманное существо, признающее законы истины, полное чувства человеческого достоинства», – сообщает нам «Русский педагогический вестник» от 1861 года.
Абсолютно справедливым будет сказать, что на учителя прошлого не были возложены те кипы отчетов и организационной работы, которые толстым слоем покоятся поверх обязанностей современного педагога. Но ведь дети, их проблемы и то огромное влияние учителя на своих учеников – эти величины не переменные, а постоянные. Есть ли у современной школы возможность вернуть себе образ обители наставников и воспитателей?
На прошлой неделе – 11 апреля – в Москве состоялся семинар «Наставничество для „сложных подростков“: как это работает?», участниками которого стали руководители и педагогические сотрудники общеобразовательных организаций из 36 муниципальных образований Московской области. Организаторами мероприятия выступили ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» в партнерстве с Национальным ресурсным центром наставничества МЕНТОРИ. Темой семинара стало наставничество – технология, способная решить многие задачи воспитательного и образовательного характера в школе и вне ее.
Почему в фокусе оказались подростковые проблемы?
Можно ответить риторически, можно привести статистические данные
Только 30% старшеклассников никогда не сталкиваясь с длительной и жестокой травлей в качестве жертв;
Каждый пятый российский подросток – в депрессии;
32 % подростков сидят в Интернете по 8 часов в сутки.
По данным организации «Старшие братья старшие сестры» у трудных подростков, взаимодействующих с наставником, многие из этих плачевных показателей решительно сокращаются. К примеру, на 52 % снижается уровень прогулов, а у 35 % появляется мотивация к познанию – желание узнавать что-то новое.
Не думаю, что стоит говорить о наставничестве в терминах универсальной помощи. Ни один инструмент или образовательное решение не дают гарантии, что нашим детям будет интереснее, проще и счастливее жить. Все зависит от них самих и от нас. Но именно наставник может стать тем значимым взрослым, в котором так нуждается «сложный», «трудный» да и самый обыкновенный подросток.
Почему именно школа?
Сложно признать, но именно школа знает ребенка лучше всех. Там он проводит большую часть времени, там его друзья, возможность проявить свой интерес к миру или затеять «подростковый бунт», там проходят социализация. Если проще: дружба, любовь, проблемы настоящего и видение будущего – все это «обитает» в школе.
Да, существуют родители, но их взаимодействие с подростком находится на особом уровне. «Не учи меня жить!» – фраза, которую можно кинуть в лицо маме, а вот получится ли проделать то же самое с учителем, которому дети склонны доверять?
Кто такой наставник? Может ли им быть учитель?
Наставник – это взрослый, который вдохновляет своим примером. Это не учитель, не психолог, не родитель, не коуч и не психотерапевт. Это человек, которому ребенок доверяет, опыту которого верит и хочет следовать.
Что делает наставник?
еженедельно встречается и общается подростком;
выслушивает и поддерживает его;
помогает сформулировать цель и мотивирует на ее достижение;
внимательно следит за развитием отношений;
становится для подростка примером.
Да, много. Да, серьезно. Никого не удивит факт, что аудиторию семинара в первую очередь волновала ситуация с и без того огромной нагрузкой на педагога в школах. Но никто и не предлагает сделать подобную систему обязательной для учителя. Кажется, мы уже имели возможность заметить: любая «обязаловка» изживает себя за несколько лет.
«Современный учитель перегружен работой – это мы отлично понимаем и не призываем взвалить на него еще и ответственность по реализации наставнического проекта. Наставничество не призвано решать проблемы ребенка В ШКОЛЕ, но этот инструмент позволит нам научить детей ЖИЗНЕННЫМ навыкам, что однозначно поспособствует и самому образовательному процессу», – подчеркнула, отвечая на вопрос аудитории, проректор по инновационной и проектной деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Баранникова Наталья Борисовна.
На какую помощь можно рассчитывать?
Чтобы стать учителем, необходимо получить образование. Чтобы работать с детьми, необходимо получить образование. Для того, чтобы стать куратором (координатором и организатором) или наставником программы, также необходимо пройти определенный путь. Ресурсный центр, кстати, готов предоставить эту возможность всем желающим.
В обязанности наставника входит организация встреч, передача обратной связи куратору, минимальная отчетность – в этом может помочь бесплатная IT-платформа на сайте mentori.ru.
Наставнику также предоставляется вся необходимая методическая помощь – комплекты рабочих тетрадей, по которым ведется весь годичный цикл встреч с подростком.
Семинар «Наставничество для „сложных подростков“: как это работает?» стал первым этапом знакомства участников с возможностями наставничества в «школьной» среде. Следующим шагом по развитию и внедрению наставнической практики в образовательные организации станет тренинг для кураторов программ, запланированный на конец апреля. Всем участникам предложено зарегистрировать свою организацию на сайте mentori.ru и получить бесплатные учебные материалы для дальнейшей работы.
Какие проблемы решает наставничество? Есть ли связь со школой?
Саша употребляет наркотики вечерами после занятий. У Оли затяжная депрессия. Игорь часами играет в онлайн-игры. Катя не может найти общий язык с одноклассниками и замыкается в себе все глубже. Чья это проблема? Ребенка, родителей, общества, государства, школы? Подчеркните сами для себя правильный вариант. Лично я не в состоянии сделать выбор, отбрасывая ответственность как мяч.
Во второй, практической, части семинара участники – учителям и представителям администрации областных школ, предложили составить два списка. Первый – проблематика наставнических программ в школах, второй – профиль участников. Вот что получилось:
Кажется, что с подобными подростками сталкивается в своей практике каждый учитель или социальный педагог.
«Наши дети недолюбленные. Им необходимо внимание со стороны взрослых», – очень точную формулировку привела одна из участниц семинара – директор БОУ Татариновская СОШ городского округа Ступино Галина Богачева. И теперь нам остается только поставить запятую в правильном месте.