Что такое настоящие проблемы
Классификация проблем пациента.
Принято выделять психологические, физиологические, социальные и духовные проблемы пациента.
1) Физиологические проблемы:
— нарушение дыхания (из- за болей в грудной клетке);
— нарушение питания (недостаточное или избыточное);
— нарушение двигательной активности (парез нижних конечностей);
— нарушение физиологических отправлений (диарея, понос);
— нарушение формулы сна;
— нарушение терморегуляции (лихорадка, гипотермия);
— дефицит самоухода и пр.
2) Психологические, социальные и духовные проблемы:
— дефицит знаний о заболевании, лечебном питании, рациональной схеме приема лекарственных средств и др.;
— недоверие к медперсоналу, протоколу лечения;
— тревога, страх перед госпитализацией, манипуляциями или в связи со сменой привычного образа жизни и др.;
— дефицит внимания, семейной поддержки, общения, досуга;
— чувство «ложной вины» или стыда;
— социальная дезадаптация в обществе;
— финансовые трудности в связи с невозможностью выполнять привычную работу или ее потеря;
— конфликтная ситуация в семье из- за длительной болезни ребенка;
— стресс на известие о тяжелой, неизлечимой болезни;
— горевание по поводу утраты близких.
Помимо этого, все проблемы принято делить на настоящие, потенциальные и приоритетные.
1. Настоящие проблемы – те, что есть сейчас.
2. Потенциальные проблемы – те, которые можно избежать при организации качественного сестринского ухода.
3. Приоритетные проблемы, то есть первоочередные, самые важные для пациента. Приоритетами могут быть как настоящие, так и потенциальные проблемы, если они грозят существенно осложнить состояние пациента (риск развития легочного кровотечения, риск суицидальной попытки).
4. Установление очерёдности решения проблем пациента.
1. Проанализировать полученные данные.
2. Идентифицировать настоящие и потенциальные проблемы пациента, выделить приоритетные
Критерии выбора приоритетов:
1-Все неотложные состояния.
2- Проблемы, ведущие к осложнениям.
3- Проблемы, первоочередное решение которых приведет к разрешению других.
4- Наиболее мучительные проблемы, которые постоянно беспокоят пациента.
Приоритетных проблем не может быть много, их должно быть не более 2- 3-х. Выявление настоящих и потенциальных проблем и выделение приоритетных проблем лежат в основе постановки сестринского диагноза.
Определение целей сестринского вмешательства
Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формируются цели и план ухода.
Постановка целей необходима для:
1) направления индивидуального сестринского вмешательства
2) определения степени эффективности вмешательства
Требования для постановки целей:
1) должны быть реальными, достижимыми
2) должны быть конкретные сроки достижения целей
а) краткосрочные – меньше 1 недели
б) долгосрочные – недели, месяцы, часто после выписки
3) находиться в пределах сестринской компетентности
должны формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Пациент должен участвовать в обсуждении каждой цели.
правильно: | не правильно: |
пациент продемонстрирует умение делать инъекцию на себе | медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина |
Каждая цель включает 3 компонента:
1) действие (глагол, действие)
2) критерии ( дата, время, расстояние)
3) условие( с помощью кого-чего либо)
Пациент пройдет (действие) с помощью костылей (условие) 7 метров на 8-день (критерий).
1. У пациента К. не будет удушья через 20-25 минут.
2. Сознание пациента восстановится в течение 5 минут.
3. У пациента А. будет купирован болевой приступ в течении 30 минут.
1. У пациента К. исчезнет одышка в покое к моменту выписки.
2. Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.
3. У пациента А. стабилизируются показатели АД к десятому дню.
Планирование объема сестринских вмешательств
После формулировки цели по приоритетному диагнозу в сестринском плане ухода проводится планирование объема сестринских вмешательств. План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство, подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Определение объёма сестринских вмешательств в соответствии с поставленными целями ухода по рассматриваемой проблеме пациента.
Ø Планирование сестринских вмешательств осуществляется на основе нарушенных потребностей пациента.
Ø Необходимо определить типы сестринских вмешательств.
Что такое РЕАЛНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Прошу заранее извинить меня за возможные ошибки, так как всё ещё не смог до конца успокоиться. Когда в жизни появляется настоящая проблема, то начинаешь менять все приоритеты. Раньше я считал что финансовые вопросы и ссоры с женой это реально проблемы, но потом понял что всё это мелкие неприятности. Так вот начну свой рассказ. Около полутора недель назад мне в стоящую со включенным поворотним машину влетел в заднюю часть балбес на mark2 на 100 км.ч. даже не пытаясь затормозить. Со мной был мой среднии сын (2 годика) и благо он сидел в кресле около меня и пристёгнутый. На тот момент я посчитал что разбитая вхлам машина это реальная проблема и отправился пить алкоголь ажно на 3 дня. Буквально неделю спустя после прогулки в лёгкой одежде по улице у меня заболела голова и поднялась температура до 39. После 2 дней дикой головной боли жена уговорила и я таки согласился чтоб она вызвала скорую. К сожалению скорая как часто бывает последнее время оказалась просто молодым коновалом и его помощницей медсестрой(она молодец поставила укол всё как сказал коновал). По первым признакам как мне сказали знакомые медики у меня фронтит. Но врач скорой несмотря на то, что я говорил на распирающие боли в области левой лобной доли и переносицы сообщил что особой надобности ехать в больницу нет это простое орз, да и там мне скорее всего могут не помочь. Всё же в больницу поехали, но там врач оказался не намного лучше и сказал что нужно идти к терапевту и лечится у него( врач лор. кстати была суббота). Поехав домой на такси я наелся диких обезболивающих и фуросемида, дабы сбросить внутричерепное давление, так как голову распирало безумно больно. Дотерпев до понедельника утром отправился на обследование (благо родня работает в больнице). Сначала провели КТ (компьютерная томография) после чего выявив некоторую деструкцию костных тканей меня направили на МРТ головного мозга(довольно неприятная и шумная процедура) которое обошлось аж в 7500 деревянных. Немного порасстраивавшись о потраченных финансах я стал ждать звонка дабы забрать результаты. Но что такое НАСТОЯЩИЕ ПРОБЛЕМЫ японял после того как прочитал их. Оказывается у меня в мозгу обнаружилось новообразование размером с мячик для пинпонга или около того (3на4,1на4,3см). При этом стояла пометка ЭКСТРЕННО обратиться к врачам для разъяснения далнейшей ситуации и решения данной ПРОБЛЕМЫ. 2 дня плакали с женой (у нас трое детей) так как сказали что подозрение на онкологию(мне 34года). Потом благодаря родственным связям обратился к нейрохирургам и сидел в самом мучительном ожидании во всей своей жизни, ожидая(извините за тофтологию) результатов и их вердикта, точнее его так доктор был один, но опытный. После получасового ожидания меня пригласили в его кабинет и он меня не просто обрадовал, а подарил надежду, так как сказал что онкологии он тут не увидел, но операцию по удалению данной субстанции из головного мозга откладывать не стоит. Вот теперь сижу дома с семьёй, забил на любые рабочие дела и людей с которыми работаю(ибо реально не до них). Операция в понедельник и голова пустая(стараюсь ни о чём не думать). После данной операции если (когда) всё пройдёт и я поправлюсь, то совершенно по другому стану относится к времени и его растрате и глупых переживаниях о глупых недоразумениях которые раньше я считал проблемами. Цените ваше время и людей которые рядом с вами несмотря на ваши недостатки. Сильно не пинайте я хоть и учился на лингвиста, но совсем не писатель.
ниссы. у нас полстраны без мозга живет и ничо.
Так вот и нет мозга, нет проблем!
Различают следующие виды проблем
Существующие проблемы (фактические, актуальные) – проблемы, которые пациент переживает в настоящее время (тревога, страх, боль и т.п.).
Потенциальные проблемы – проблемы, которые могут возникнуть или развиться в процессе заболевания.
Пример: 1. При проблеме нарушенной подвижности (неподвижности) пациента потенциальной проблемой будет риск нарушения целостности кожных покровов (развитие пролежней).
При обследовании у пациента могут быть выявлены две, три и более проблем одновременно. В таких случаях медсестра должна установить их приоритетность для определения последовательности их разрешения с учетом степени опасности и риска для жизни и здоровья пациента. По приоритетности проблемы классифицируют на первичные, промежуточные и вторичные.К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи. Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства. Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.
На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке сестринского диагноза.
Понятие сестринского диагноза абсолютно ново для нашего здравоохранения и в лечебно-профилактических учреждениях не применяется. До недавнего времени понятие “диагноз” относилось только к профессии врача. История развития сестринского диагноза весьма сложно и противоречива. Впервые этот термин появился в 1950г..В 1953 г. американская исследовательница Фрай высказала предположение, что сестринская помощь может стать более эффективной, если будут ставиться сестринские диагнозы, но американская ассоциация медицинских сестер не поддержала эту идею. К концу 70-х годов после многочисленных споров большинство исследователей сошлись во мнении, что сестринский диагноз — это клинический диагноз, устанавливаемый профессиональной сестрой и характеризующий существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, требующие сестринского вмешательства. В 1973 г. в США состоялась первая научная конференция по классификации сестринских диагнозов. Всего перечень сестринских диагнозов включает 114 основных наименований. Сестринский диагноз существенно отличается от врачебного:
Пример: 2. Врачебный диагноз – острый аппендицит, а сестринский диагноз – острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией.
В основу классификации сестринских диагнозов положены нарушения основных процессов жизнедеятельности организма, что позволило разделить сестринский диагноз на 14 групп.
Примеры сестринских диагнозов:
— нарушение восприятия и ощущения (нарушение вкуса, слуха, зрения);
— нарушение памяти (амнезия);
— нарушение мышления (снижение интеллекта);
— нарушение кровообращения (отеки, аритмия);
— нарушение дыхания (затруднение дыхания, кашель, удушье);
— нарушение мочевыделения (задержка мочи, недержание мочи) и др.
Сестринские диагнозы – основа для построения плана оказания сестринской помощи.
Третий этап – планирование ухода за пациентом.
Цель этапа: определение желаемых результатов (целей) сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств.
Требования к постановке целей:
1. Цели должны быть реальными, достижимыми (нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.).
3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача. Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».
4. Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: «Медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина». Правильно: «Пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю».
5. Диагностичность (возможность проверки достижения).
По видам различают цели:
— краткосрочные (рассчитанные на 1-2 недели);
— долговременные (рассчитанные более чем на 2 недели).
В структуре целей должны быть отражены:
— критерий- дата, время и т.д.;
— условие – с помощью чего или кого будет достигнут результат. См. пример долее.
После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента.
Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам.
Цели: краткосрочная – у пациента будет стул не реже одного раза в два дня (время индивидуально);
долговременная – пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки.
План сестринских вмешательств, направленных на достижение поставленных целей:
1.Обеспечить кисло-молочную растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) – диета № 3.
2. Обеспечить достаточный прием жидкости (кисло-молочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2 литров в день.
3. Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак).
4. Обеспечить пациенту достаточную двигательную активность.
5. Обеспечить прием слабительных и постановку очистительных клизм по назначению врача.
6. Регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.
7. Обучить пациента особенностям питания при запорах. Рекомендовать расширение режима двигательной активности.
Четвертый этап – выполнение плана сестринских вмешательств.
Цель этапа: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.
Выделяют три вида сестринских вмешательств:
1. независимые – действия, выполняемые медицинской сестрой в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями, без непосредственных указаний и назначений со стороны врача (в примере 3 это действия № 1-4);
2. зависимые— действия, выполняемые медицинской сестрой на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (в примере 3 это действие № 5);
3. взаимозависимые –взаимные действия медсестры и врача, с другими работниками здравоохранения, родственниками пациента и т.д.
Ответственность медицинской сестры при всех видах вмешательств одинаково высока.
Выполнение действий осуществляется медсестрой в соответствии с разработанным ею планом.
Каждый этап сестринского процесса документируется, данные заносятся в карту сестринского ухода.
Пятый этап – оценка результатов.
Цель этапа: оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных данных.
К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:
— прогресс в достижении целей;
— ответная реакция пациента на вмешательство (как пациент переносит процедуры, всем ли доволен пациент, что ему хотелось бы изменить);
— соответствие полученного результата ожидаемому.
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом проводиться медицинской сестрой регулярно, через определенные промежутки времени.
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра должна поставить подпись и дату в строке, соответствующей цели.
Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе самостоятельно к 5 сентября.
Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его результаты правильно 5 сентября.
Если цель не достигнута, необходимо выявить причины, пересмотреть цель и сроки ее реализации, а также внести необходимые коррективы в план сестринского ухода.
Все этапы сестринского процесса должны быть отражены в медицинской документации.
На первом этапе сестринского процесса полученные в ходе обследования данные медицинская сестра заносит в сестринскую историю болезни.В настоящее время дискутируется вопрос о том, какой должна быть сестринская история болезни. Мы предоставляем вариант учебной сестринской истории болезни (см. приложение в учебнике И.В.Яромич «Сестринское дело»).
Кроме того, каждый этап сестринского процесса документируется, данные заносятся в карту сестринского ухода (план сестринского ухода).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Проблемы
Если у тебя проблема, попробуй ее решить. Не можешь ее решить, тогда не делай из этого проблемы.
Будда
Проблемы, с ними связана вся наша жизнь. От них никуда не денешься. Как не пытайся избежать проблем, как к ним не относись, а все равно будешь с ними сталкиваться время от времени. Это неизбежно. От проблем мы все испытываем некоторый дискомфорт, а иной раз и страх, в зависимости от того, с какой именно проблемой мы столкнулись. Но какие бы ощущения от них мы не испытывали и как бы к ним не относились, одно очевидно – с ними надо что-то делать. А это не всегда означает, что их надо обязательно решать, это также означает, что с некоторыми из них нужно научиться жить. Тогда человек будет чувствовать себя хорошо, уверенно и даже счастливо, независимо от того, какие проблемы уже есть в его жизни и какие еще возникнут. В этой статье я научу вас этому. Я подскажу вам, как следует смотреть на проблемы, как их решать и как и с ними уживаться, чтобы чувствовать себя нормально и ничего не бояться.
Что такое проблема
Проблема – это задача, у которой нет решения. Точнее, решение есть, но оно не известно тому, кто эту задачу решает, поэтому она превращается для него в проблему. И поскольку в нашей жизни полно задач, которые мы не знаем, как решить, то и проблем у нас у всех великое множество. Другое дело, что не со всеми из них мы непосредственно сталкиваемся, не все задачи, которые мы не знаем, как нам решить, нам вообще нужно решать. Поэтому большая часть проблем, существующих в мире, обходят нас стороной.
Ну и еще проблемы могут быть субъективными – это когда какой-то конкретный человек не может решить какую-то задачу, и она превращается для него в проблему, или когда именно он в чем-то видит проблему, не принимая чего-то, не соглашаясь с чем-то. И объективными проблемы могут быть, когда никто или большинство людей не могут решить какую-то задачу и потому она становится для них проблемой. Или, когда все или большинство людей чего-то в жизни не принимают, как норму и это также становится для них проблемой. Например, проблема смерти является общей для многих людей, которые не хотят мириться с ней, считают ее чем-то плохим, ненормальным, нежелательным, чего следует избегать и о чем лучше не думать. Это объективная виртуальная проблема, которая не существует сама по себе, она живет в головах многих людей. А объективной реальной проблемой можно считать, к примеру, проблему войн, которые затрагивают жизнь многих людей, делая ее хуже. Эта проблема вполне решаема, пусть ее и сложно решить полностью, но в значительной степени с ней можно справиться. Теперь давайте поговорим о такой необычной стороне этого вопроса, как польза, которую мы получаем от всевозможных проблем.
Польза от проблем
Обычно люди избегают проблем, так как они морально и физически истощают человека, создают ему дискомфорт, иногда и боль, как душевную, так и физическую. Поэтому, большого желания решать какие-то проблемы у людей нет. И многие даже не могут представить себе, что от проблем есть польза, практически всегда. Она не всегда одинаковая, но она всегда есть. И человеку нужно эту пользу всегда искать, когда у него возникают очередные проблемы. Для людей проблема – это что-то неправильное, чего быть не должно. Но на самом деле должно, потому что проблемы весьма значимая часть этой жизни. И основная польза от них – это поддержание человека в бодрствующем, сознательном состоянии и укрепление его внутренних качеств. Говоря о бодрствующем состоянии, я имею в виду бдительность и умственное напряжение, которые человек использует для решения проблем. Если бы не было проблем, как чего-то непонятного и нежелательного, люди бы жили в абсолютно предсказуемом и неизменном мире, что сделало бы их жизнь невыносимо скучной, а их самих до крайности примитивными. Ведь зачем о чем-то думать, если у тебя нет проблем, ты можешь жить в спящем состоянии, совершенно не напрягая свой ум. Такую жизнь можно прожить на автомате, именно, как во сне, когда все идет само собой, а ты простой наблюдатель.
Проблема, а тем более, большая проблема, является прекрасным тренажером для ума и средством закалки характера. Именно так на нее и нужно смотреть, как на средство, делающее нас сильнее. Проблемы дают нам необходимую нагрузку на наш ум, как физические действия дают необходимую нагрузку на мышцы. Если вы будете целыми днями в кровати валяться и ничего не делать, то ваши мышцы атрофируются, и вы станете совершенно нежизнеспособным существом, физически и духовно очень слабым. Также и с умом, если бы всевозможные проблемы его не нагружали, он становился бы все менее эффективным, пока в итоге не ослаб бы настолько, что человек с его помощью не смог бы решить даже самые простейшие повседневные задачи.
Следующее, в чем проблемы бывают полезны, – это перемены. Благодаря проблемам человек может начать менять свою жизнь. А некоторые проблемы сами ему его жизнь меняют. Иногда просто невозможно ничего в себе и в своей жизни не поменять, когда столкнешься с определенными проблемами, которые вынудят тебя сделать что-то новое, что-то особенное, чего ты никогда еще не делал. Жизнь всегда изменяется, ни что в этом мире не вечно. И тем живучее будет человек, чем быстрее и точнее он будет подстраиваться под эти перемены. Ну вы знаете, выживает самый приспособленный. Вот, проблемы, если их не избегать, не игнорировать, не бояться, делают нас более приспособленными к жизни и, следовательно, более живучими. И этим они для нас очень полезны.
Чужие проблемы
Чтобы преуспеть в решении проблем и стать к ним морально устойчивым, нужно стараться решать не только свои, но и чужие проблемы. Или даже преимущественно чужие проблемы, которых всегда хватает, потому что многие люди готовы с радостью их на кого-то скинуть. Это отличная возможность для развития – решать чужие проблемы. Любые виды деятельности, подразумевающие решение чужих проблем, всегда требуют от людей особых умственных усилий. Это не просто в своей жизни разобраться, это гораздо более широкий диапазон действий. И человек, благодаря такой работе становится подготовленным ко многим проблемам, которые он сможет щелкать как семечки, если они появятся в его собственной жизни, потому что уже неоднократно их решал. Когда человек будет чаще иметь дело с проблемами и на чужом примере узнает, что значит оказаться в той или иной проблемной ситуации, для него и многие проблемы перестанут быть проблемами, они превратятся в задачи, которые он знает, как ему решить, благодаря приобретенному опыту работы с ними.
Вот та же работа психологом – это морально тяжелая работа. Потому что специалист в этой области постоянно имеет дело с чужими проблемами, которые люди вываливают на него хаотичным образом. И далеко не каждый человек может этим делом заниматься, как и любым другим, где надо постоянно вникать к суть чужих проблем, думать о них, искать для них решение, применять его с помощью самих клиентов, которые не всегда готовы следовать инструкциям специалиста. Тут много таких моментов, которые могут морально измотать специалиста. Потому и не всякий готов такую работу делать. Люди считают, что им и своих проблем хватает, чтобы еще и чужими голову себе забивать, поэтому стараются избегать проблемных, жалующихся, ноющих людей, которые отнимают много сил своими жалобами на жизнь. Всем хочется иметь дело с теми людьми, которые дают энергию, а не забирают ее. Зато такая работа делает специалиста интеллектуально и психологически сильнее. Его психика со временем адаптируется к эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам и чужие проблемы уже не будут такими болезненными, как и свои собственные, какими были в самом начале, когда он только начинал ими заниматься. Люди не понимают, что проблемы им доставляют дискомфорт и страдания не потому, что они есть, а потому, что сами люди к ним не привыкли, они не приучены их регулярно решать.
Займитесь этим, начните решать чужие проблемы и через некоторое время вы привыкнете к такой работе, после чего вам и со своими собственными проблемами будет намного легче разобраться. Ну а о том, как работать с проблемами давайте поговорим ниже.
Логика решения проблем
Нет таких проблем, которые невозможно решить, потому что это противоречило бы логике устройства мира, которая ясно показывает, что чем больше мы о нем узнаем, тем большее количество задач, изначально нерешаемых, а потому и являющихся для нас проблемой, мы можем решить. Поэтому, любая проблема нерешаема лишь до тех пока, пока мы ее не изучим. Знания плюс мышление – вот средство решения проблем. И то, и другое нужно постоянно совершенствовать. Тогда с проблемами будет легче справиться. Они никогда не исчезнут, но для думающего и знающего человека они не будут чем-то таким, что вызывает страдание.
Что касается логики решения проблем, то есть, методологии их решения, то упрощенный ее вариант довольно прост в понимании. Решение проблем начинается с постепенного поиска информации по неизвестным моментам, из которых она состоит. Для этого проблема разбивается на составные части, чтобы было видно, что именно мы не знаем, не понимаем, в каждой конкретной части проблемы, из-за чего она и стала для нас проблемой. Чаще всего начинается такой разбор проблемы с изучения ее истории. Мы ищем тот момент, начиная с которого проблема стала для нас проблемой. Можно и еще дальше назад идти, чтобы увидеть, что привело к ситуации, которая в свою очередь привела нас к проблеме. А при желании и историю всех этих ситуаций можно изучить, чтобы еще лучше увидеть причинно-следственную цепочку, приведшую нас к текущему звену. Но вот это углубление в ее историю проблемы, по моему опыту работы с разными проблемами, не всегда уместно. Потому что, факторов, влияющих на возникновение различных ситуаций в нашей жизни великое множество и далеко не все причинно-следственные связи мы можем принимать во внимание, чтобы уверенно говорить о детально восстановленной нами хронологии событий, которые привели к рождению проблемы. То есть, детализировать анализ проблемы, углубляясь в ее историю все дальше и дальше может быть также вредно, как и при полном отказе от такой работы. Такой анализ может потребовать массу времени и сил от человека, от людей, решающих возникшую проблему и не дать при этом ощутимого результата, а только сильнее запутать ситуацию. Потому что, повторю, не все факторы, влияющие на возникновение различных ситуаций, приводящих к возникновению проблемы, мы в состоянии не то, что изучить, а даже заметить. Поэтому, разумнее, для экономии ресурсов и времени, обращать внимание больше на самые явные причины, приведшие нас к проблемной ситуации и не такие далекие, чтобы мысленно возвращаться в глубокое прошлое, для изучения истории возникновения этих причин.
Самое простое, что можно сделать на первом этапе решения проблемы – это определить момент, когда наше личное вмешательство в ход событий породило эту проблему. Возьмем самый простой обобщенный пример: у вас что-то не получается в том деле, которое вы сейчас делаете. Вы, как вам кажется, не получаете нужного результата и поэтому делаете вывод, что у вас проблема, потому что вы не знаете, что и как вам еще надо делать, чтобы нужный результат появился. Чтобы эту проблему решить, нужно разложить ее на составные части. А какие у нее составные части? Первая часть, в данном случае – это замысел, с которого ваше дело началось. Когда началось ваше дело – началась и история рождения вашей проблемы. Вы что-то замыслили и потом уже приступили к действиям, по плану или без него, здесь уже все зависит от сложности самого замысла. Это начало проблемы, даже если в самом начале ее, как таковой, не было. И в этой части вашей проблемы вам надо выяснить – на чем был основан ваш замысел, на каких знаниях, размышлениях и предположениях, которые дают вам уверенность в том, что такое дело вообще возможно сделать и что оно вам необходимо. То есть, вам надо разобраться со своими мотивами и представлениями о своем деле. Может оно вообще абсурдно по своей логике, может такие дела вообще невозможно сделать, по крайней мере в существующей реальность в настоящее время. А вы взялись за него, почему-то веря, что оно может быть вами реализовано. А почему? Вот с этим надо работать. Чтобы не возиться с последующими составными частями проблемы, разумно будет вначале разобраться с разумностью намерений, идей, на которых она основывается.
Но, допустим, у вас есть основания полагать, что дело, которое вы делаете, сделать можно, потому что у вас есть примеры, как другие люди такие дела делают или есть безупречная теория, указывающая на то, что такая-то цель достижима. Тогда нужно переходить к следующей составной части проблемы – действиям. Или к плану действий, если таковой имеется. Таким образом, когда вы обосновали для себя необходимость для вас вашего дела и его разумность, взвесив все «за» и «против», вам надо как следует разобрать все те действия, которые вы делали и которые вам надо было сделать, чтобы этот свой замысел осуществить.
Любые действия всегда состоят из разных этапов или можно сказать, их разных шагов. И, следовательно, из промежуточных результатов, достигнутых от каждого пройденного шага. Вы должны знать, как сделать каждый шаг или шажочек, если речь идет о самых-самых простых действиях и какой результат при этом должен быть достигнут, чтобы вы были уверены, что вы все делаете правильно. Вот, допустим, вы решили построить дом и тогда первым шагом, который вам нужно будет сделать, помимо плана, поиска финансов, рытья котлована и прочих дел, которые мы будем считать маленькими шажочками, для вас станет закладка фундамента. Это первый шаг. Ведь именно с фундамента начинается постройка дома, а не с той же крыши или стен. Сначала фундамент закладывается, потом следующий этап работы, затем следующий и так до конца. И после каждого такого этапа мы фиксируем результат, смотрим, что получилось, насколько хорошо получилось, все ли идет по плану. В нашем примере, вы должны знать, как надо закладывать фундамент, что для этого требуется, какие конкретно задачи решить. Это при условии, что именно на этом этапе вы не можете справиться со стоящей для вас задачей – построить дом. И когда вы узнали, как закладывать фундамент, вы должны оценить результат его закладки, чтобы убедиться, что в этой части решаемой вами задачи все в полном порядке, проблема с постройкой дома, когда она есть, на касается такой его части, как закладка фундамента. Ну а если с этим проблем нет, значит надо рассматривать следующий шаг, потом еще один и так далее, пока вы не натолкнетесь на что-то, на какой-то шаг или шажочек, который вы не знаете, как сделать, на котором успешное решение задачи прерывается. И тогда уже надо вот это звено цепи изучать – искать информацию, думать, чтобы понять, как сделать этот шаг и дальше двигаться в решении своей задачи, которая уже потеряет статус проблемы, потому что вы разберетесь с одной из ее составных частей. По крайней мере до тех пор, пока вы снова не натолкнетесь на что-то непонятное и неизвестное, делая или изучая другие свои шаги.
Так со всеми делами нужно поступать, чтобы понять, как в них возникают проблемы, где именно они возникают, в каком звене, на каком этапе и изучать неизвестное в этих звеньях, чтобы решить проблему. Шаг за шагом все делается и оценивается промежуточный результат. И чем сложнее задача, тем на большее количество таких шагов ее следует разбивать, чтобы было легче ее решить и не допустить ее перехода в статус проблемы. Когда мы занимаемся оценкой своих действий, разбирая вот эти промежуточные шаги в своем деле, мы смотрим, что мы сделали согласно плану, образцу, примеру, теории и в правильной ли последовательности были произведены эти шаги, потому что еще может оказаться так, что проблема возникает из-за непоследовательности действий. То есть, результат не появляется, потому что для его появления нужна другая последовательность действий. А потом уже, если все нормально, все шаги сделаны правильно и в правильной последовательности, мы смотрим, какие результаты мы получили. Тут тоже надо быть внимательным и видеть промежуточный успех, даже если он совсем маленький. Потому что иногда бывает так, что человек видит проблему в том, в чем ее нет, потому что считает, что не добился нужной цели, хотя он уже на полпути к ней, только не понимает этого. В примере с тем же домом, человек может желать слишком быстрого результата и на этапе закладки фундамента делать вывод, что постройка дома не получается, потому что у него нет крыши, хотя вот этот промежуточный результат говорит о том, что все идет правильно, а для крыши пока время не пришло. Вот поэтому надо поэтапно оценивать реализацию своего дела, чтобы понять, есть ли вообще проблема или все дело во времени, которого нужно больше, пока не будет достигнут конечный основной результат. Если именно так проблема появляется, то тогда она связана с расчетом времени, а не с ошибками в действиях или не знании того, как их произвести. Человек просто не понимает, в какие сроки его дело может быть решено и ошибочно считает, что делает что-то неправильно и поэтому видит в своем деле проблему. Иными словами, он не терпеливый и потому его проблема не реальная, а вымышленная, она находится исключительно у него в голове.
И последняя составная часть дела, с которой следует разобраться, чтобы понять, в чем именно с ним возникает проблема – это последствия от его реализации. Мы можем разобраться со своим замыслом, мы можем разобраться с действиями – с последовательностью своих шагов и промежуточными результатами, но все равно, дело в конечном счете может не дать желаемого результата, потому что его реализация способна привести к таким последствиям, которые аннулируют ранее поставленную цель. То есть, дело будет сделано и сделано правильно, результат получен, но он приведет к чему-то нежелательному. Ну вот, допустим, человек решил создать бизнес и разбогатеть с его помощью. А в конечном счете он бизнес создал, но не разбогател, а то и наоборот, еще и обеднел, потому что влез в долги, все свои сбережения потратил, а также время, не пустив его на другие важные дела. И это стало для него проблемой. Он не понимает, почему его жизнь при достигнутом результате не стала такой, как он планировал. Если такую проблему разбирать, то, повторю, на всех этапах, начиная с создания условий для ее возникновения и заканчивая конечным результатом, все может быть правильным, кроме результата в виде полной отдачи от достигнутой цели – улучшения материального положения. А почему так случается, почему какое-то дело после того, как оно будет сделано, само себя обесценивает и в итоге, решенная задача становится проблемой, как если бы она не была решена? Очень важный вопрос. А ответом на него будет непонимание человеком издержек его желаний, его целей. Проще говоря: у любой цели, у любого желания, есть своя цена. Или свои издержки. Если не принимать их во внимание, то человек будет решать задачи, получать запланированные результаты, но не иметь связанного с ними желаемого итога от своих действий. На примере дома это может выглядеть так: дом построил, а радости не испытал. Или, разбогател, а счастья не прибавилось. Или, нашел свою любовь, и она привела тебя не к радостям, а к страданиям. Можно еще сказать, что человек добился победы, но радости она не принесла или ожидаемой пользы – это «пиррова победа», она дает меньше, чем забирает. Вот поэтому и нужно подходить к решению проблем с максимально широким взглядом на них, особенно в контексте времени, чтобы или заранее видеть последствия от сделанного дела и не считать потом проблемой то, что и должно было произойти, вместе с тем, что человек ждал, или, увидев нежданные последствия от достижения своей цели, либо принять их, как неизбежные издержки, либо переключиться на другую цель, если человек не готов платить обязательную цену за реализацию своих желаний.
Не всегда проблема может являться следствием нерешенной задачи, не всегда она возникает из-за незнания и не понимания человеком, как ту или иную задачу решить. Не всегда проблема – это что-то такое, с чем человек не знает, как ему справиться. Нередки и такие случаи, когда проблема – это просто результат ограниченности взгляда человека на ситуацию, когда он не понимает, что полученный им результат является лучшим из возможных или лучшим из известных в таких случаях результатов и на большее рассчитывать не стоит, придумывая проблему из-за своего представления об идеальном варианте. Ну это как создать двигатель, который будет работать по известным физическим принципам, но не будет отвечать требованиям задумки человека – создать вечный двигатель, способный генерировать энергию из ничего. В данном случае будет получен возможный результат, а не идеальный. Может и идеальный тоже возможен, но его достижения будет уже требовать решения задач в совсем другой плоскости. Поэтому, в том, что получено, с учетом возможного, проблему видеть не стоит. В отношениях между людьми такая логика или лучше сказать, такие желания людей выражаются в том, что люди хотят видеть друг в друге такой идеал, который бы сочетал в себе несочетаемые качества. А точнее даже, взаимоисключающие. Именно это и создает им проблему, когда они видят, что такого идеала у них нет. Зато есть то, что возможно и чего в конкретном случае может быть вполне достаточно. А стремясь к идеалу, можно вообще остаться ни с чем. Тут мы возвращаемся к первой составной части любой проблемы, связанной с каким-то делом, которое человек хочет сделать – к замыслу, цели, желанию. На этом этапе, желательно, хотя и не всегда возможно, оценивать последствия и издержки реализации своей задумки, своего желания. Надо хотя бы понимать самое малое, что в любом сделанном деле, в любой достигнутой цели, в любом реализованном желании будут свои минусы, свои недостатки. Нельзя войти в воду и не вымокнуть, поэтому надо быть готовым к этому.
Вот так и получается, что иногда проблема возникает только в голове человека и там же она должна решаться. В реальной жизни проблемы может не быть, есть только адекватные определенным условиям результаты. В реальной жизни та или иная поставленная задача может быть решена, все шаги по ее решению могут быть выполнены без каких-либо непредвиденных промежуточных результатов, все цели достигнуты. Только последствия достижения этих целей могут вызывать недовольство, хотя они были неизбежны. Или жизнь человека может сложиться в соответствии с его поступками, которые именно такую жизнь и могут дать. А он будет видеть в этом проблему, если его жизнь ему не нравится, считая, что должно было быть иначе. Но это только в его представлении должно быть иначе, а жизнь существует по своим правилам. Поэтому, логично будет заключить: если мы хотим решить проблему, то можно начать ее решение с конца – убедившись в том, что она вообще существует вне нашей головы. Потому что если она только в ней, в голове находится, то там же ее и нужно решать, не пытаясь что-то изменить во внешнем мире, чтобы не создать новых проблем, которые уже будут более реальными. Прочем, правило это не абсолютное, поэтому иногда, мы можем подстраивать этот мир под свои идеальные представления о нем. Не зря же есть мысль, согласно которой, мы рождены, чтоб сказку сделать былью. И если человек видит для себя проблему в том, что всегда было нормой, это не означает, что он не может решить ее в реальности, а не только в своей голове. Но это также и не означает, что такое решение будет легким. Ибо на главный в таком случае вопрос: «Как?» — как сделать то, что мы хотим, готового ответа может не быть. И где его искать никто не знает. Но где-то он определенно есть. Для поиска таких ответов следует использовать научную логику, суть которой сводится к поиску нового.
Неизбежность проблем
Самое важное, что надо понимать в отношении проблем – это то, что они неизбежны. Эта жизнь невозможна без проблем. Потому что проблемы открывают нам мир с неизвестной стороны, они постоянно обучают нас чему-то новому. К тому же, некоторые проблемы просто невозможно игнорировать, их приходится решать, самим или с чьей-то помощью. Их при всем желании не избежать и не проигнорировать. Просто, если долго ими не заниматься, то они могут усугубиться, накопиться и потом так по нам ударить, что мы можем и не выдержать такого удара. От некоторых проблем люди так сильно ломаются, что могут совсем потерять свою личность. Да и к гибели человека проблемы тоже могут привести. Поэтому, лучше не избегать их в своей жизни, а наоборот, идти им навстречу, за счет своей активности. Ведь чем большего вы будете хотеть достичь в жизни, тем больше у вас будет проблем. Проблемы сопутствуют успеху, победам, величию. Чем более великий человек, тем серьезнее будут проблемы, с которыми он столкнется. Можно еще сказать, что по тому, с какими проблемами человек имеет дело, можно определить величие его личности. У великих людей, амбициозных людей, проблемы значительно серьезнее, чем у тех, кто не выделяется из основной массы. Но при этом великие люди относятся к своим проблемам намного спокойнее, чем людьми рангом пониже, у которых проблема маленькие, а паника из-за них бывает большой.
Я считаю, что человека с детства не стоит настраивать на беспроблемную легкую жизнь, помогая ему во всем, в чем только можно. Он сам должен справляться со своими трудностями, сам должен бороться за свои интересы, без посторонней помощи, за редким исключением, когда его проблемы многократно превышают его возможности. А так, чем меньше мы вмешиваемся в жизнь человека с самого детства, тем лучше для него. Каждый из нас нуждается в адекватной нагрузке, необходимой для нормального развития. И проблемы нам ее создают. Можно постараться уберечься от многих проблем, только что это даст. Сегодня ты спокоен, потому что увернулся от какой-то трудности, которая могла создать тебе проблему, ты перекинул ее на кого-то другого, спрятался, убежал от нее, а завтра она тебя к стенке прижмет и сломает или того хуже, погубит. Ты же беззащитен перед трудностями, если все время избегаешь их, чтобы не иметь дела с проблемами, в том числе и такими, которые ты мог бы легко решить. Но ты предпочел избежать их и не прошел нужное для твоего развития испытание, чтобы оно сделало тебя сильнее. А вот если за плечами у тебя будет целая армия решенных или хотя бы даже просто пережитых проблем, то попробуй, сломай тебя. Ты в таком случае уже не будешь таким хлипким, с таким-то жизненным опытом.
Так что, не бойтесь проблем. А чтобы их не бояться – ищите возможность постоянно их решать. Ваши это будут проблемы или чужие, это неважно. Главное, чтобы они у вас были. Точнее, они у вас и так будут, но будет лучше, если вы сами их себе найдете, чем если они найдут вас. Когда появляется какая-то проблема, проблемы, вам просто нужно задать себе правильный вопрос или вопросы, чтобы начать ее изучение. Вопрос запускает работу мышления, которое создает новые вопросы, которые помогают найти или придумать новую информацию, с помощью которой проблему можно решать, превратив ее в задачу. Мышление и знания – это лекарство от проблем. А вопросы – это поиск нужных знаний с помощью размышлений. Размышляя, человек от известных ему данных о проблеме переходит к неизвестным, которые, собственно, и делают проблему проблемой. Он их изучает, эти неизвестные данные, пока не поймет всю их логику, пока ему не станут понятны все составные части стоящей перед ним проблемы. Так можно решить любые проблемы. Вопрос лишь во времени, в течение которого они будут решены. Но главное, заниматься такой работой, а не запускать и не игнорировать проблемы.
Не ищите легких путей в жизни, стараясь избежать всего трудного, неприятного и неинтересного. Они хоть и есть, эти легкие пути, но они часто приводят людей к тяжелым последствиям. И, да, вот еще что – сами проблемы не решаются. А если и решаются некоторые из них, то часто не таким образом, как нам хотелось бы.