Что такое национализм история 9 класс
Национализм — это что такое и кто такие националисты.
Национализм — это идеология, основана на верности и преданности индивида своему национальному государству. Национализм строится вокруг общего языка, религии, культуры или набора социальных ценностей. Некоторые исследователи концепта национализма акцентируют на том, что его элементом также является чувство национального самосознания, превозносящего одну нацию над всеми другими и делающего основной упор на продвижение ее культуры и интересов в отличие от других наций.
Что такое НАЦИОНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Национализм – это дух или стремления к национальному прогрессу или политической независимости, общие для всей нации. Согласно доктрине национализма, государство и нация должны быть едины. Крайне правая политика характеризуется «радикальным национализмом», в котором группы исключаются по расовым, этническим или культурным причинам.
Имея множество значений, термин в основном охватывает два явления:
Национализму характерны и другие признаки, которые зависят от того, о каком его виде иле форме мы говорим, ведь очевидно, что национализм Джорджа Вашингтона отличается от кровопролитного национализма Адольфа Гитлера, превратившегося в нацизм.
Элементы национализма.
Согласно Майклу Фридену, существует пять элементов, составляющих основную структуру национализма:
Национализм, нацизм и патриотизм: где грань и в чем различия?
Среди исследователей существует терминологический и концептуальный вопрос о различении национализма и патриотизма. Национализм и патриотизм похожи, поскольку оба слова подчеркивают сильные чувства к своей стране. Однако эти два слова не являются синонимами.
Другой контраст – это контраст между сильной и несколько агрессивной привязанностью (национализм) и мягкой (патриотизм).
История возникновение национализма.
Термин впервые был упомянут в 1409 г. в Лейпцигском университете. В политическом языке слово появилось после 1840 г., его значение значительно выросло в 19 веке в связи с революциями в Европе. Но наиболее значимое событие, связанное с национализмом, произошло в 1914 году, когда страх перед славянским национализмом привел к убийству эрцгерцога Франца Фердинанда, что стало Казусом Белли к развязыванию Первой мировой войны. После нее в Версальском договоре упоминались понятия «национальные государства».
Но есть и другие точки зрения. По одной из них, национальное самоопределение было ответом на колонизацию государств, которые в конечном итоге потребовали национального освобождения. Более того, самоопределение порождает не только национализм, но и этническое и юридическое гражданство, а вместе с ним и способность нации к самоуправлению. В результате выходит, что это особое требование самоопределения. Таким образом, можно утверждать, что понятия самоуправления и самоопределения связаны с возникновением национализма и впоследствии с его определением.
Основные формы национализма.
Национализм может проявляться как государственная идеология или как негосударственное народное движение. Эти проявления порождают пять основных форм национализма:
Целью некоторых видов национализма – единство и самоуправление для людей определенных этнических групп, в то время как другие стремятся к расширению и экономическому росту наций против глобального сообщества. Одни формы национализма подвергались критике за сокрытие расизма (например, национализм правых, поддерживающий превосходство белых), в то время как другие формы национализма стремятся принести социальное единство и равенство независимо от этнической принадлежности (например, левый национализм). Рассмотрим более подробно формы национализма:
Что такое Этнический национализм?
Нацию можно определить только по ее этнической связи, которая включает общий язык, культуру, наследие и родословную. Иногда эту форму национализма описывают как нетерпимую и описывающую авторитарные режимы. Исследования, изучающие эту концепцию, пришли к выводу, что, что этнический национализм нередко ведет к конфликту. Именно этот вид национализма породил нацизм.
Что такое Религиозный национализм?
Религиозный национализм опирается на центральную религию или догму, имеющую значение в политике и государственных делах. Его часто описывают как иррациональную форму национализма. Примером такой формы национализма есть несветские государства, такие как Иран, Саудовская Аравия или Афганистан, где религиозный закон (закон шариата или исламский закон) является высшим законом государства.
Что такое Гражданский национализм?
Гражданский национализм (также называемый прогрессивным национализмом) выступает за социальное единство, права и свободы личности. Эта форма национализма основана на идее не ксенофобского и толерантного общества, которое проявляет терпимость ко всем своим людям и стремится обеспечить равенство и социальную справедливость. Практический пример этого можно найти в Сингапуре, где стратегия развития правительства напрямую вытекает из гражданского национализма и глобализации. Исследования показывают, что, хотя гражданский национализм является движущей силой глобализации, он также приводит к размыванию внутренних ценностей в высоко традиционных обществах (например, в Китае).
Что такое Культурный национализм?
У гражданского и этнического национализма есть точка соприкосновения, а именно элемент общей культуры. Таким образом, культурная форма национализма определяет золотую середину между гражданским национализмом и этническим национализмом. Исторические примеры арабских, еврейских и индуистских народов доказывают, что культурный национализм играет важную роль в построении наций, поскольку это общие убеждения, ценности и традиции наряду с этническим наследием, которые могут привести к консолидации государств.
Что такое Идеологический национализм?
Наконец, идеологический национализм отстаивает способность наций к самоуправлению. Глядя на историю национализма, можно сделать два основных вывода.
Что такое современный национализм?
Сегодня национализм, похоже, набирает обороты. Это политическое движение, которое в последние годы добилось серьезных успехов, проповедуя иммиграционный ограничительный подход, торговый протекционизм и более сильное правительство, приверженное к защите граждан от (в основном) мнимого вреда. Ярким примером такого национализма является политика Дональда Трампа.
Современный национализм обычно оформляется как оппозиционная идеология, которая узаконивает борьбу этнических меньшинств за политический суверенитет или, альтернативно, оправдывает ксенофобские претензии националистических маргинальных групп. Иногда это приводит к жестоким и кровавым конфликтам, как, например, в результате распада Югославии.
В итоге про национализм – это хорошо или плохо?
Итак, нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.
Что такое национализм, и кто такие националисты
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди любят использовать слова, смысл которых им непонятен. Воистину анекдотические ситуации возникают, когда экскаватор называют эскалатором, подпись росписью, а вместо «превентивный» говорят «примитивный».
Но есть понятия, которые путать чревато. Например, национализм иногда именуют нацизмом – и напрасно!
Это слово сегодня популярно, но его суть остается размытой, как фон на картинах художника Маковского. Пора сфокусироваться, выяснив, что такое национализм, и чем он примечателен.
Национализм — это.
В русском языке слово «национализм» часто употребляется в негативном ключе, по смыслу приближаясь к шовинизму и ксенофобии (что это такое?). На самом деле это понятие нельзя рассматривать однозначно, здесь, как у кого-то статус в социальных сетях, «все сложно».
Национализм происходит от французского nationalisme и означает идеологию и политическое направление, которое базируется на понимании нации как высшей ценности.
Понять суть формулировки поможет знакомство с постулатами (что это такое?), на которых базируется национализм.
Национализм – это слово с множеством толкований. Не всегда оно употребляется в приведенном выше значении – это классическая, базовая трактовка.
Проблема усугубляется размытостью, свойственной национализму, ведь он во многом опирается на эмоциональную составляющую, на мысли о преемственности поколений, о принадлежности к общей, коллективной судьбе.
Для национализма ценна атрибутика — название страны, ее история, государственность, культурные институты (от национальной библиотеки до национальной оперы). Когда на чемпионатах выступает национальная сборная, вся нация за нее переживает, а поражение может восприниматься как национальное унижение.
Резюмируем: национализм – это комплекс представлений, в котором главное место занимает нация с ее интересами и задачами.
Сам по себе этот комплекс — только оболочка, а содержание, скрывающееся под ней, может варьироваться. Отсюда разброс трактовок понятия.
Виды национализма
Одна из причин «тумана» вокруг национализма – многообразие направлений и течений.
Наиболее популярна сегодня вот эта классификация:
Принадлежность человека к нации определяется его добровольным выбором, у всех людей одинаковый политический и правовой статус.
Исторически его возникновение связывают с временами, когда государственные границы не совпадали с этническими, а национализм старался свести «дебет с кредитом».
Крайний национализм, признанный социально опасным явлением. Именно он ассоциируется с экстремизмом. Здесь доминируют идеи национального превосходства вкупе с нетерпимостью в сфере религии и культуры.
Результатом такой идеологии часто становятся внутренние и межгосударственные конфликты, история знает случаи, когда она превращалась в основу для фашизма и нацизма. Проявления крайнего национализма относятся к международным правонарушениям.
Под этническим национализмом иногда подразумевают идеологию угнетенного народа (он еще именуется «защитным»). Зачастую его приверженцы скатываются до активного недоверия к другим нациям, поэтому такой национализм таит в себе опасность, балансируя на грани с радикальным.
Есть исследователи, выделяющие интегрирующий национализм (выступает объединяющей силой) и разделяющий (характерен для этносов (что это такое?), стремящихся к независимости), а также официальную «правительственную» форму, направленную на установление максимального соответствия интересов нации и государства.
Еще выделяют бытовой национализм, выражающийся во враждебности к представителям других народов на уровне личности или малых групп.
Классификация здесь, как и само это понятие, размыта.
Как появился национализм
Интересующее нас слово ввели философ Гердер и аббат Баррюэль. Это произошло в XIX веке – слово юное. Пока общество оставалось аграрным, человеческая жизнь протекала в одном статусе.
Национализм зародился при переходе к индустриальному обществу, на фоне бурного переустройства политических и культурных границ.
Не последнюю роль в этом сыграл рост всеобщей грамотности, демократизация политики, расширение избирательных прав населения. Чтобы не потеряться в этих процессах, люди стали искать связей с носителями той же культуры, той же идентичности.
По словам Энтони Смита, теоретика националистической идеологии, национализм — это естественный ответ людей, чей общественный мир с его устойчивыми группировками рухнул.
Одним из первых проявлений национализма считается английская революция 1688 года (Славная), эту эстафету продолжили французские и американские революции. Есть мнение, что первые нации сложились в Новом Свете, в испанских колониях, ставших независимыми на рубеже 18-19 веков.
К 1815-му эта идеология стала одной из самых популярных в мире. Она пришлась «в тему», поскольку обеспечивала мобилизацию общества в переходные периоды.
В конце XIX века, с распространением классовой теории, позиции национализма пошатнулись. В противовес ему марксисты выдвинули идеи интернационализма.
Это вкупе с начавшимися интеграционными процессами привело к спаду популярности националистических идей, но только на время.
Сегодня национализм весьма активен на международной арене. В этом виновата, в том числе, глобализация (что это такое?), ведущая к потере народами своей идентичности и провоцирующая национализм как защитную реакцию.
Кто такие националисты
Образ злобного нациста в немецкой военной форме или бритоголового скинхеда (кто это?), выкрикивающего экстремистские лозунги – чаще всего именно такие ассоциации возникают у людей при слове «националист».
В широком понимании националист — это человек, придерживающийся идей национализма. Он не «отрывается» от своего этноса, чувствуя себя, образно говоря, одной из многочисленных клеток внутри большого организма.
То, что националист ставит во главу угла интересы своего народа, не предполагает обязательной недоброжелательности к другим нациям (исключение – приверженцы радикальных форм идеологии).
Он осознает, что нации отличаются друг от друга, но не умаляет прав любого народа на существование. И в этом его ключевое отличие от нациста.
Для подлинного националиста главным оценочным критерием в разных жизненных сферах является соответствие национальным интересам.
Национализм — это хорошо или плохо
Смысл, вкладываемый сегодня в понятие «национализм», может быть прямо противоположным.
В нашей стране «червоточинка» в определение национализма была заложена советскими словарями и энциклопедиями, где он трактовался как «реакционная буржуазная идеология, направленная на разжигание национальной вражды».
Поэтому для старшего поколения национализм – это однозначно плохо. Люди помоложе нередко впадают в другую крайность, видя в нем панацею (это что?).
Радикальные движения любят подчеркивать свою националистическую окраску, поэтому национализм часто ассоциируется с нетерпимостью. Вносят свою лепту СМИ, обозначающие этим термином только крайние формы, акцентированные на превосходстве одной национальности над остальными.
Национализм часто смешивают с нацизмом, расизмом, фашизмом, иногда – умышленно.
Сказать, что национализм – это однозначно плохо, нельзя. Он опирается на чувство, родственное патриотизму (что это такое?), только патриот любит Родину, а националист – свой народ, нацию.
В истории человечества имеются примеры национализма, когда он становился идеологией свободы и прогресса.
На протяжении последних 150-200 лет благодаря национализму была восстановлена политическая независимость Польши, Финляндии, Греции, объединились Италия, Германия, обрели независимость народы Азии, Африки и Латинской Америки.
Но есть и другие примеры, когда национализм служил оправданием для преступлений против человечества. В радикальной форме он вкупе с расизмом (что это?), милитаризмом (что это такое?) и антисемитизмом «влился» в национал-социализм», или как его еще называют, нацизм. Суть этой «гремучей смеси» отразилась в книге Адольфа Гитлера «Моя борьба».
Здоровому национализму чужда как агрессия, так и политическая апатия (что это?). Если внешние угрозы отсутствуют, он проявляется как любовь к своему народу, земле, языку и культуре предков.
Когда налицо угроза, суть этого понятия наглядно показывают слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Национализм в России
О русском национализме сегодня считает своим долгом подискутировать всякий уважающий себя гражданин, вне зависимости от понимания сути понятия. Между тем эта идеология, в центре которой стоит тезис (что это такое?) о ценности русской нации, может представать в неодинаковом свете.
Чаще всего под русской нацией подразумевается русский народ, иногда – вкупе с коренными народами или всеми, кто проживает в России. По другой версии, это политическое единство граждан, скрепленное русским языком и культурой.
«Русскую идею» продолжили славянофилы и так называемые «почвенники» (в их число входил Ф.Достоевский). Государственной трактовкой этой идеологии стала теория официальной народности, сформулированная в девизе «Самодержавие, православие, народность».
В середине 19 века появился лозунг «Россия для русских», ставший сегодня предметом острой критики и дискуссий. Его авторство приписывается нескольким людям: императору Александру III, черносотенцу Владимиру Грингмуту и генералу Скобелеву.
Мало кто знает, что в 19 веке под «русскими» в этих словах подразумевалось все население Российской империи.
В начале XX века стали появляться националистические общественно-политические организации: «Русское собрание», «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела», и тому подобные.
После перехода власти к большевикам русский национализм потерял возможность развиваться на Родине и стал предметом осмысления в эмиграции (что это такое?). В советскую эпоху националистические идеи были не в почете, однако есть мнение, что концепция «советского народа», продвигаемая в брежневские времена, приближалась к ней.
Распад СССР привел к обострению проблем в бывших республиках, спровоцировал рост национализма во всех частях некогда могучей державы.
Государства, получившие вожделенную самостоятельность, нуждались в идеологическом обосновании своей легитимности, и националистическая идеология оказалась весьма кстати.
Активизировался национализм и в современной России. Так, итогом массовых стычек местных жителей и армян, происходивших в июле 2002 года в Подмосковье, стало образование Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), «исповедующего» радикальный русский национализм.
Слова «Россия для русских» были выбраны им в качестве девиза, после чего этот лозунг оказался окончательно дискредитированным и попал в разряд экстремистских. ДПНИ проводит массовые мероприятия, является одним из организаторов «Русских маршей» (шествий и митингов националистического толка в разных городах России и СНГ, приуроченных ко Дню народного единства).
В начале 21 века волну национализма вызвал рост трудовой миграции. В 2006 году в карельском городе Кондогопа произошел конфликт, спровоцированный убийством двух местных жителей выходцами из Чечни и Дагестана. Слово «кондопога» стало нарицательным для обозначения подобных конфликтов в современной России.
В 2007-м выпуски новостей пестрели сообщениями о столкновениях между молодежными националистическими группировками и гастарбайтерами-таджиками, происходившими в Ленинградской области.
Заключение
Умеренный национализм нельзя считать «вселенским злом» — ровно до тех пор, пока он мирно уживается с терпимостью, способен на компромисс и не перерастает в радикальные формы.
Грань здесь тонкая, как раз тот случай, когда от любви до ненависти одни шаг. Поэтому главная опасность кроется не в национализме как таковом, а в той легкости, с которой можно перейти грань, даже не заметив этого.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Национализм — это такая штука, которой очень сильно не хватает в постсоветском обществе.
До определенного предела национализм является очень полезным и здоровым явлением. Например, без него общество в стране не может жить прежде всего для себя.
В любой благополучной стране заботятся прежде всего о себе, не прощают другим государствам огромные долги, не помогают им безвозмездно, а ставят на первое место интересы своих соотечественников.
Дмитрий: поддерживаю. Здоровый патриотизм — он полезен и стране, и самому человеку. Это как любить свою семью — естественное и правильное чувство.
Ярый же национализм — это попытка возвыситься (прежде всего в своих собственных глазах) принижая других. Ущербная во всех отношениях тактика, говорящая о множественных нереализованных комплексах.
Ничего плохого в понятии национализма не вижу. Вся проблема в том, что многие сейчас используют это слово не отделяя это понятие от радикального национализма.
Для меня это понятие тесно связано с другим — патриотизм, только в пределах разумного, а не когда людей избивают или как-то издеваются над ними, потому что они говорят на другом языке или у них другая вера.
Национализм — защитная реакция народа на действия национальных меньшинств при нежелании властей решать эту проблему. Почему во времена Ельцина в России возникло так много националистических движений? Первейшая причина — беспредел со стороны национальных меньшинств при попустительстве правоохранительных органов.
Что хотите пишите, какие угодно общепринятые определения этого слова, но я уверена, что национализм — это плохо! До нацизма — один шаг! Мы все перед Богом равны! Когда к Нему на суд придём, Он будет разделять на праведных и нечестивых, а не по расам и национальностям!
На сегодняшний день национализм и националист — слова с негативной окраской, мало кто знает о других значениях.
Насчет бога поржал))) Кому какое дело до божьего суда, если люди желают справедливости здесь, вот в этой жизни! А если правительство делает преференции нацменам и не защищает титульную нацию, то всегда будут националисты — для выравнивания потенциалов))
История и теория национализма
Национализм — идея, позиция или общественное настроение, которое предполагает политический и социально-экономический строй на основе суверенной нации. Национализм стал сначала общеевропейским, а затем и общемировым явлением, которое определило облик существующей ныне международной системы, как сообщества наций, имеющих права и обязанности, а также существующих границ. Однако для многих людей слово национализм стало ругательным благодаря деятельности одного австрийского художника, хотя он никогда не называл свое движение строго националистическим. Для других сам феномен нации представляет собой абстракцию, за которой стоит лишь безжалостный коллективизм, угрожающий гражданским правам и свободам. В целом большинство людей имеет слабое представление о национализме и тех исторических событиях, которые определяли его развитие. Это удивительно, поскольку история национализма — это история последних двух с половиной столетий. Национализм выступал как одна из двух противоборствующих сторон, ибо он вступил в политическую борьбу с социализмом — идеологией, для которой националистические ценности представляют собой прямо противоположные идеи, хотя в какой-то момент они шли в тактическом союзе. В этой статье я хотел бы внести некоторую ясность касательно такого явления, как национализм, и определить его место в моей системе политических и социально-экономических взглядов.
Dec 4, 2020 · 19 min read
Что такое нация, национализм и национальное государство
Прежде всего, нужно дать определение основополагающего для национализма явления — нации. Нация — это общность людей, объединенных между собой культурой, историей, религией, генетикой, проживающая на определенной территории. У многих наиболее развитых и больших нации есть центральный, связующий компонент, который мог выступать в качестве ассимилирующей силы для проживающих поблизости народов или руководящей силы в строительстве национального государства. Например в составе немецкой нации можно обнаружить членов с западно-славянским компонентом, славянские топонимы и фамилии, но при этом речь все равно будет идти о немцах, имеющих германский центральный компонент. У итальянской нации движущей силой национального движения была наиболее развитая Сардиния-Пьемонт, чей монарх Виктор Эммануил стал первым правителем единого итальянского государства.
Соответственно, национализм — это общественное движение, настроение или запрос на появление такого физического и духовного пространства, в котором будет возможна реализация чувства общности и солидарности на основе общей культуры, истории, религии, генетики и т.д.
Национальное государство — это территория, на которой реализован выше-обозначенный националистический запрос, защищаемый и представленный единым институтом государства, регулирующийся в соответствии с основным законом страны, равными правами и обязанностями всех членов нации (граждан). Для удовлетворения своих социальных и экономических нужд граждане такого государства вступают в добровольные объединения на горизонтальной основе, а также функционируют традиционные для нации социальные институты, вроде Церкви. Без гражданских прав и свобод, одинаковых для всех членов нации, и гарантий их соблюдения со стороны правительства, не может существовать национального государства.
Генезис нации
Далее нужно понять, как образовывались нации. Важно признать, что нации — это конструкт Нового времени. Без определенных событий и деятельности интеллектуалов, сами по себе нации в современном их виде не сложились бы. Однако также важно понимать, что нации сформировались не на пустом месте. Во-первых, в любом случае требовалось некое родство по перечисленным выше признакам. Во-вторых, нации опираются на естественное начало в человеке — социальное начало, побуждающее его объединяться с себе подобными для решения множества задач, в т.ч. задачи выживания. Не зря национальные чувства обостряются в годы или в местах наивысшей угрозы для людей, проживающих на определенной территории и чем-то родственных между собой. В-третьих, гражданские нации являются одним из типов солидарности, предшествующим глобальному международному сотрудничеству.
Первые национальные движения не называли себя “националистами”. Сам термин, по всей видимости, появляется только к середине XIX столетия. Однако понятие нации уже существовало и те, кто опирался на него как на основу своих политических убеждений, мог называть себя просто “патриотом”. Первые националисты столкнулись с абсолютистскими режимами или же вели национально-освободительную борьбу за независимость (как Греция). Не стоит думать, что националисты выступали как некое прогрессистское движение, боровшееся против традиционных “веры и короны”, противопоставлявшее себя всем возможным устоям. В действительности абсолютизм сам не выступал как хранитель европейских традиций — он появился после эпохи Реформации и укрепился Вестфальской системой (появившейся в результате кровавой Тридцатилетней войны), и для традиционных сдержек и противовесов власти монарха — аристократии и церкви, — абсолютизм был крайне губителен (например проводилась политика секуляризации). Кроме того, в эпоху абсолютизма во многих странах деградировали традиционные европейские представительские политические институты. Начиная с Людовика XIII и далее при его последующих преемниках перестали созываться генеральные штаты во Франции (с начала XVII века до самой революции 1789 года). В Испании Филипп V своим Decretos de Nueva Planta отменил фуэро (законы, подтверждающие права и привилегии городов и провинций) и институты Арагона, включая его кортесы, распустил прежнюю территориальную организацию в королевстве Кастилия, аннулировал хартии и свободы своих муниципалитетов и превратил кортесы Кастилии в Генеральные кортесы королевства. В Генеральных кортесах право голоса сохранили только те города, что поддерживали Бурбонов в войне за Испанское наследство. В Португалии кортесы ни разу не созывались в XVIII веке. Националисты, в какой-то степени, своими требованиями большего участия населения в управлении страной возвращались в Средние века.
Наверное мы не ошибемся, если назовем первыми современными национальными государствами Францию и США. В этих странах впервые сложилось национальное гражданское самосознание в пределах большой территории, населенной миллионами людей самого разного социального положения: ощущение себя и окружающих членами одного сообщества, где существуют некий набор прав и обязанностей, одинаково применимый ко всем, и гарантии этих прав и обязанностей. Нации обычно порождают конституцию и первыми современными конституциями были как-раз американская (1787 год) и французская (1791 год).
В последующие десятилетия Европа увидела целый парад наций и все они сопровождались революциями. В 1830 году появилась Бельгия — в основу её национальной идентичности легло католичество, отличавшее её от протестантских Нидерландов. В 1831 году бельгийцы создали свою конституцию, которая стала образцом для конституций других европейских национальных государств того столетия: румынской, испанской и греческой. Греция получила независимость от Турции в 1832 году, после длительной многолетней борьбы. Эти события сильно вдохновляли немецкое национальное движение, которое получило свое национальное государство наиболее длительным и сложным путем. Заявившее о себе после окончания Наполеоновских войн, собиравшееся на праздновании дня победы в Битве Народов, национальное движение Германии представляло собой с одной стороны народно-демократическое, а с другой стороны национал-либеральное направления, которые ставили своей целью объединение немецких государств в единое целое, под властью единого парламента и конституции. Однако наличие множества немецких правителей и непропорциональности их могущества накладывало на немецкий национализм XIX века свои условия. В частности, если национал-либералы были готовы на сосуществование с князьями, а затем и с сильной Пруссией, то национал-демократы требовали полноценного участия людей ручного труда в принятии решений. Были метания и касательно формата немецкого государства — федерального или унитарного, а может и вовсе Рейха (Империи). В конечном итоге в 1871 году Германия объединилась под властью Пруссии, но полноценно национальным оно стало скорее к концу столетия.
В Италии национальное движение “Рисорджименто” началось в 1848 году — в год “Весны народов”, революций про всей Европе. Итальянские государства тогда были достаточно бедными и технологически отсталыми и остро нуждались в реформах. Дух реформ и ощущение необходимости экономического единства проявлялся тогда во всех итальянских землях, а желание перемен сочеталось с недовольством присутствием австрийских войск в Северной Италии. Одним из реформаторов был папа Пий IX, правивший центральной частью страны (Папской областью). Папа провел политическую амнистию, создал совет министров для модернизации страны, предложил отменить таможенные барьеры, начал железнодорожное строительство. В ответ на такую политику австрийцы вплотную подошли к границам Папской области, на что папа ответил выдвижением войск своей швейцарской гвардии (в то время швейцарских гвардейцев у Папы было намного больше, чем сейчас). Почти одновременно с папскими реформами началась волна либерализации в Сардинии-Пьемонте и Тоскане. В начале 1848 года во всех этих государствах была принята конституция. В том же году началась революция в Неаполитанском королевстве и провозглашена Венецианская республика. Однако Австрии удалось подавить национальные движения силой, из-за чего почти все итальянские государства, начавшие реформы, в т.ч. Папская область, попали под контроль грозного соседа. Исключением была Сардиния-Пьемонт, где конституционный строй сохранился, а реформы пошли дальше и именно эта страна стала движущей силой в итальянском национальном движении. Лишь через 13 лет, в 1861 году было провозглашено единое Итальянское королевство, но без Рима и Венеции. К 1870 году они также стали частями единой Италии.
К концу XIX столетия на карте Европы появилось также Румынское королевство (объединение получивших политическую независимость от Турции княжеств Валахия и Молдавия). В начале XX столетия появилась независимая от Турции Болгария (1908 год), а после распада Австро-Венгрии появилось сразу несколько национальных государств: Австрия, Венгрия и Чехословакия, а также объединение сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия, но национальным государством она не являлась). После революции в Российской империи и оккупации её большевиками появилось независимое Польское государство, Финляндия и три страны Балтии: Эстония, Латвия и Литва. Возникший на обломках России СССР тоже разделялся по национальному принципу и в первые свои десятилетия в союзных и автономных республиках СССР велось национальное строительство по принципу “положительной деятельности”. На протяжении всего XX века модель европейских национальных государств перенималась многими народами за пределами Европы: от Азии до Африки. После распада СССР и Югославии появились новые национальные государства на Юге и Востоке Европы. Однако за исключением Южной Кореи, Японии, Тайваня, Израиля и Сингапура, остальные не-европейские “национальные государства” были скорее примерами неудач, чем успеха национального строительства. Институты, характерные для национальных государств, у них если и возникли, то скорее в качестве имитации, чем реального воплощения гражданского общества. К неудачам можно также отнести Российскую Федерацию, которая так и не стала русским национальным государством.
Интересно будет отметить некоторые особенности генезиса наций. Например избирательное право, в отличие от базовых прав и свобод, которые поставлены во главу угла в национальном государстве, исторически не распространялось на всех граждан сразу. Выборы в национальные представительные органы власти проходили через ценз и круг избирателей расширялся постепенно, в ходе борьбы за это право со стороны молодых мужчин (долгое время молодые или мало зарабатывающие мужчины не имели права голоса) и женщин. Но борьба эта не была бы возможна без соответствующего пространства, где голосу борющихся было бы кому внимать. В национальных государствах можно было услышать голос членов нации благодаря свободе печати, совести и передвижения.
Последнее верно не только для людей, но и для товаров. Не секрет, что одним из серьезных мотивов для национальных движений было желание иметь свободное передвижение товаров. Долгое время европейские страны даже внутри своей территории имели таможни и пошлины между регионами. В одних странах их отменяли в ходе реформ, как во Франции и России (в 1753 году указом императрицы Елизаветы). В других странах к этому шли постепенно, сначала через таможенные союзы между государствами, а затем через объединение их (Германия, Италия). Но во всех случаях можно сказать, что отмена внутренних таможенных пошлин была политикой национальной, так как экономическая интеграция содействовала большему сближению людей, осознанию ими своей идентичности и общности своих интересов.
Типы генезиса: объединение, получение независимости, распад империй, эволюция и положительная деятельность.
Нации и национальные государства рождаются и развиваются когда одновременно, а когда с временным лагом длиной в десятилетия. В любом случае им всегда предшествует национальное чувство, осознание себя общностью по крайней мере частью населения. Пути, которые исторически проделали европейские нации, очень различны. Всего есть пять путей к появлению нации.
Первый — это объединение прежде отдельных государств и народов в единое государство. По этому пути прошли Германия и Италия. Это самый долгий путь, сопряженный со множеством трудностей, так как активным националистам предстояло преодолеть такие препятствия, как несогласованные интересы глав этого множества государств, а также внешнее давление со стороны стран, не желавших такого объединения. Кроме того, нужно было передать национальное самосознание достаточному числу людей, получить среди них поддержку. В случае Германии даже объединение в 1871 году еще не стало началом национального немецкого государства, так как оно не включало в себя многих немцев, проживавших в соседних странах, и включало в себя множество не-немцев, живущих в Германии, но желавших жить в соседних странах. Кроме того, архитектор этой Германии Отто фон Бисмарк не считал себя националистом и открыто признавал, что он прежде всего выступает за интересы Пруссии, а не Германии. Что касается Италии, то её националистам предстояло сражаться с Австрией и контрреволюцией со стороны абсолютистских монархов. Итальянским националистам сложно было найти опору в Католической Церкви, которая сначала была в авангарде национального движения (“неогвельфизм”), но затем столкнулась с нерешаемой в её положении проблемой — с обеих сторон конфликта выступали католики.
Второй путь — получение независимости в результате революции. Этот путь проделали Бельгия, Греция, США. В случае Штатов революция произошла в тот момент, когда, несмотря на общие англосаксонские истоки, американцы жили уже достаточно долго “в собственном соку”, чтобы у них сформировалась собственная национальная идентичность. По сравнению с протестантско-католической Англией, англосаксонские протестанты Америки были более пестрыми в религиозном отношении, представляя более современные течения протестантизма и даже деизм, а в социально-экономическом плане были близки к “вольным людям”, для которых узы английской монархии совершенно ослабли. Бельгия возникла как государство романского народа валлонов и германского народа фламандцев, объединенных католической религией, при этом в новом королевстве (революция далеко не всегда порождает республики) основным выступал французский язык. Интересно, что в наше время не исключено появление отдельных национальных государств для валлонов и фламандцев, при этом выделяется также новое самосознание брюссельцев. Что касается Греции, то она вела свою борьбу против османских завоевателей.
Третий путь— распад империй. Империи распадаются нечасто и в результате каких-то серьезных и травматичных событий. Наиболее очевидные примеры — это Австро-Венгрия и Россия. Эти империи распались по-разным причинам, но в обоих случаях на их бывшей территории возникло множество национальных государств. Разумеется, они возникли не на новом месте. Они либо уже существовали ранее в той или иной форме как суверенные династические государства (Польша, Венгрия), либо это были регионы с ярко выраженной отличной от доминирующего этноса и культуры идентичностью (например славянская Богемия-Чехия в составе Габсбургской монархии). Националистические чувства в этом случае сохраняются и усиливаются в рамках империи, независимо от того, насколько имперская политика благожелательна или репрессивна. Поскольку империи — не национальные, а династические интернациональные государства, их политика в отношении различных народов может быть вполне дружественной. Основой для империи является не национальная, а религиозная и верноподданическая идентичности. Но как это всегда бывает, если теряется всякий смысл дальнейшего совместного сосуществования или скрепляющая народы сила теряет такое своё свойство, уже ничего не остановит распад прежде единой страны. Тем не менее, даже после распада империи национальные государства могут, памятуя о длительном проживании под одной крышей и устоявшихся экономических и психологических связях, поддерживать очень крепкие отношения. Например взаимоотношения Австрии и Венгрии впечатляюще дружественные на всех уровнях: они крупнейшие торговые партнеры друг для друга, совершают крупные взаимные инвестиции, научные и культурные проекты. Существует даже австро-венгерское общество, пропагандирующее идею хороших отношений двух стран. Это один из множества примеров того, что национализм не подпитывается ксенофобией и не имеет отношения к национал-социалистической идеологии. Желание националистов иметь собственное государство не означает, что они хотят нанести вред своим соседям. Отношения после распада империи могут сохраняться и переходить на новый, куда более выгодный и менее конфликтный уровень.
Четвертый путь — эволюция. Не обязательно необходимо, чтобы национальное государство возникало путем революций или распада более крупных образований. Многие страны прошли путь от династических государств без четко выраженной национальной политики к национальным государствам. Великобритания, Дания и Российская империя — как-раз из этих стран. Великобритания постепенно реформировала свои законы и управление в соответствии с запросом, характерным для национального государства. В Дании монархи проводили реформы, ведущие к конституционной монархии. В Российской империи либеральные реформы на протяжении всего XIX столетия привели к тому, что освобожденное крестьянство, составляющее большинство населения, в целом смогло получить гарантии своих прав и свобод и постепенно вовлекалось в управление страной. В начале XX века уже существовали партии, которые составляли свои программы с оглядкой на нужды сельского населения. Возникла Государственная Дума. Однако Первая мировая война и революция не дали России совершить полноценный переход к русскому национальному государству, она попросту лишилась независимости и была частично разделена, частично преобразована в многонациональное государство с построением новой советской идентичности.
Отдельно стоит отметить Францию и Испанию. Эти государства довольно рано стали централизованными и объединяли в своих границах относительно монокультурное общество. Во Франции национальный характер государства проявился после революции 1789 года, но у меня нет сомнений, что даже без революции династическое абсолютистское государство перешло бы в конституционную монархию со всеми положенными для национального государства правами и свободами. В Испании французская оккупация при Наполеоне, революции первой половины XIX столетия и ответные реакции на них со стороны монархии усиливали национальное чувство. В 1868 году в результате “Славной революции” вводятся гражданские права и свободы, а в 1869 году собрание учредительных кортесов (учредительное собрание) приняло новую конституцию и избрало нового короля. Такое развитие событий я все же считаю эволюционным, а не революционным, поскольку речь шла о приведении формы в соответствие с содержанием.
Пятый путь — искусственный и по своему уникальный, так как проводился только в СССР. Суть его сводится к целенаправленной поддержке национального чувства, языка, культуры практически на ровном месте, среди давно ассимилированных народов России. Таким образом были созданы автономные республики для удмуртов, чувашей, мордвин, марийцев и т.д.— народов, говоривших и думающих на русском языке, исповедовавших православие и имевших самое минимальное этническое самосознание, ограниченное узким кругом интеллигенции. В другом случае, на более широкой, но все же слабой, основе были поддержаны украинские и белорусские националисты, прежде популярные исключительно в среде интеллектуалов из университетов. Весьма распространенной у национализма пятого пути является ксенофобия — национальные чувства культивируются не столько на основе любви к своей нации, сколько на ненависти к другой — русской. Русские представляются в таком “национализме” вечными угнетателями и врагами. И если в современной Белоруссии такие настроения минимальны, а национальная идентичность формируется теперь через широкомасштабный протест против диктатуры (что приближает белорусов ко второму пути), то в Украине и Казахстане строительство нации тесно связано с анти-российским дискурсом. К украино-казахскому сценарию национализма, по всей видимости, постепенно приближаются некоторые татарские и башкирские националисты. Несмотря на то, что еще в XIX веке на определенном этапе немецкое национальное движение также в некоторой степени вдохновлялось ненавистью к французам, эта ненависть не была основополагающей для этого движения, она лишь его усиливала и мобилизовала, точно так же, как борьба за Шлезвиг-Гольштейн в войне против Дании. Иными словами, немецкий национализм XIX века был самобытным, в отличие от пост-советских националистических движений, которые выстраивают свой национальный миф не на положительной, а на отрицательной основе.
Сословная нация. Интеллектуальная нация. Гражданская нация.
Современная гражданская нация означает наличие национального самосознания у самых широких слоев населения, представляющих различные социальные классы, имеющие разный уровень достатка. У гражданской нации есть национальные элиты, которые не оторваны от основной массы населения и действуют в интересах своей страны. Вне зависимости от положения, у членов одной нации в общем доступе находятся одни и те же книги, фильмы, идеи, к которым можно приобщиться по желанию.
Однако так было не всегда. Национальное чувство созревало сначала среди представителей высших слоев общества, образуя сословную нацию. Сословные нации существовали в династических государствах, ощущали себя не просто подданными одного государя, но людьми с одинаковыми правами и обязанностями (одно из условий нации), с одним и тем же их гарантом. Они разделяли общее генетическое, культурное, историческое и религиозное начало. Однако для укрепления сословного национального самосознания было необходимо ослабление влияния высших сословий, утеря ими своей военной и экономической мощи, поражение перед централизующей властью короля. Только после этого сословная нация смогла поделиться своим опытом с более широкими слоями населения: интеллигенцией и буржуазией. Последние же воспринимали эту более высокую культуру вполне охотно. Так возникала интеллектуальная нация, более открытая к взаимодействию с массами. Национализм в этом случае действовал как процесс распространения достояния немногих на многих, включая то, что прежде было привилегией. Я не могу однозначно сказать, что подобное “рассеяние” оказало исключительно положительную роль и, на мой взгляд, всеобщая демократия с её недостатками — одно из следствий такого гуманизма. Не умаляя значения просвещения масс науками и религией, возможно нам следовало бы пересмотреть это наследие, исправив его недостатки, с тем, чтобы вернуться по крайней мере к цензу избирательного права или же усилив и развив принцип субсидиарности как альтернативу всеобщей демократии.
Принципы и эффекты национализма
Национализм исторически вобрал в себя определенные принципы, которые отличают его от других политических и социально-экономических настроений. И, пожалуй, наибольшая несправедливость в отношении национализма сегодня исходит от тех, кто считает себя сторонником гражданских прав и свобод. Ибо национализм и либеральные реформы не просто шли рука об руку, но представляли собой единое целое. Это касается истории как немецкого националистического движения XIX века, терпевшего преследования со стороны монархии и призывавшего к отмене таможни, свободному передвижению, гражданским правам, так и испанского, итальянского, французского или датского опыта построения национального государства, где принимались конституции, гражданские права и свободы с подачи национальных движений и деятелей.
Люди, которые переживают такие социально-экономические и политические изменения, оказываются психологически готовы все аккумулированные сбережения вложить в развитие страны, где их гражданские права и свободы гарантируются и признаются всем обществом. Национализм, тем самым, предоставляет обществу высокий уровень инклюзивности — участия в общественных процессах. Все получают возможность быть причастными к переменам, ибо в национальном государстве культивируется гражданское равенство и солидарность. Это связано с тем, что нация подразумевает родство всех её членов и ответственность за судьбу страны. Если существуют привилегированные слои общества, то рушится сама суть национального государства — в качестве альтернативы нация выдвигает национальные элиты, которые состоят из людей, достигнувших высокого положения не по воле какого-то отдельного влиятельного лица или в силу лояльности к власти, а в силу той активной и полезной для общества деятельности, которую представители национальной элиты вели всю свою жизнь. В то же время, общественное мнение становится очень мощным инструментом контроля над элитами, поскольку последние должны постоянно оправдывать своё положение делами, а не словами. Поэтому в национальных государствах получила такое развитие журналистика и пресса, ставшая “четвертой властью”. Свобода прессы в национальном государстве — одна из самых базовых.
Вопреки домыслам о шовинистической природе национализма, его постоянной тяге к экспансии, действительность такова, что суверенитет наций является одним из важнейших принципов национализма. Он означает, что каждая нация выступает в качестве политического субъекта и имеет право на собственное государство, на собственное пространство, в котором она сможет реализовать свои чаяния. Суверенитет нации противоречит территориальной экспансии. Все примеры войн и конфликтов, которые вели национальные государства как таковые, относятся к случаям борьбы за пограничные спорные территории. Например Саар, населенный немцами, но контролируемый французами в свое время или Южный Тироль (Больцано), который Италия оспаривала у Австрии. Но национальные государства не стремятся к войне на уничтожение. Невозможно представить, чтобы Италия аннексировала всю Австрию или Франция Германию. Подобное развитие событий сломало бы саму логику национального государства и превратило бы его в империю. Более того, и это уже довольно спорное на мой взгляд качество национализма, не исключено появление новых национальных государств в XXI веке. Удивительно, но если в XIX столетии национализм объединял страны, то в наше время он скорее породит новые. Впрочем в наше время это не приведет к трагичному сокращению свободного для торговли пространства, поскольку почти все европейские страны состоят в Евросоюзе.
Место этноменьшинств в нацгосударстве.
Распространено мнение, что национальное государство враждебно этническим меньшинствам. Казалось бы, если у вас национальное государство немцев, то какое место уготовано русским или чехам? Или если у вас русское национальное государство, то куда деть многочисленные меньшинства, составляющие по меньшей мере 10% населения страны?
Ответ дает история. Ни одно национальное государство как таковое не прибегало к систематическому преследованию и уничтожению этнических меньшинств, не ставило перед собой такой задачи. Интересный факт: в 1849 и 1870 годах делегации немецких националистов направились к прусскому королю, чтобы предложить ему принять императорское звание, став тем самым правителем единого немецкого государства. Первый раз был неудачным, ибо Фридрих Вильгельм IV отказался. Во второй раз король Вильгельм I дал своё согласие. Обе делегации возглавлял Эдуард фон Симсон, выходец из еврейской семьи, и именно он вручил Вильгельму корону. Этот случай не релевантен для доказательства, но по-своему символичен. Национализм не означает детального изучения родословной каждого человека и категоричный отказ в гражданстве всем людям с “примесью”. Многие члены нации вовсе не принадлежали на все 100% к её этническому большинству. В других случаях представители национальных элит имели происхождение из этнических меньшинств. Например князья Юсуповы и Урусовы. Едва ли кто назвал бы депутата Госдумы Александра Урусова татарским, а не русским человеком.
Так или иначе, становление национальных государств не зависит от того, есть ли на его территории меньшинства — вопрос только в том, готовы ли последние стать его гражданами и принять его конституцию. У любой страны есть определяющая её сущность культура, язык и этнос, которые исторически обусловлены. Нелепо отказывать большинству в идентичности, чтобы не ущемить права меньшинства, ибо гражданскими правами наделены все в равной степени. Поэтому конституции большинства национальных государств подразумевали кроме свободы прессы, совести и слова свободу собраний и ассоциаций. Более того, были случаи, где в качестве ориентира в построении национального государства выступала культура меньшинства! Так произошло в Бельгии, где численно уступающие германоязычным фламандцам валлоны активно культивировали французский язык.
Нацгосударство и глобализация. Нации как европейское явление. Можно ли стать нацией без европеизации.
Я убежден в том, что национализм представляет собой промежуточную стадию к экономической и даже политической глобализации. В самом деле, националисты объединяли государства либо же делали уже цельные централизованные державы более инклюзивными и открытыми. Современный формат международных отношений не зря понимается как содружество наций — крупных объединений, суверенных наций, за которыми стоят десятки миллионов людей и обширные территории. Едва ли что-то подобное могло бы произойти в формате “содружества династий и аристократов”, и в любом случае такая организация представляла бы незначительное число людей. Даже в отношении снятия таможенных ограничений между странами и целыми торговыми блоками, сегодня происходит ровно то же самое, что делали националисты XIX века, скажем, в Германии, когда оформляли таможенный союз между немецкими княжествами. Я не высказываю сейчас своих симпатий, а просто констатирую факт — без национализма современная система международных отношений была бы невозможна. Не факт, что она была бы хуже при другом развитии событий, но мы имеем то, что имеем.
Также ясно, что национализм — это европейский феномен. Ни у какой другой цивилизации не сложилось ничего похожего на национальные государства Европы, с их понятием суверенитета нации, гражданских прав и свобод и т.д. Все случаи успешного национального строительства у вне-европейских стран — результат глубокой вестернизации их социально-экономической и политической культуры (Южная Корея, Япония, Тайвань, Монголия и т.д.). В то же время большинство стран вне Европы вообще нельзя назвать национальными, особенно африканские, не смотря на наличие у них некоторой имитации политической жизни по европейскому образцу. По всей видимости, стать нацией возможно только через европеизацию.
Почему так получилось? Сложно сказать однозначно. Возможно, что уникальный синтез античного, христианского и романо-германского компонентов сыграл свою роль в том, что этническое, культурное, историческое самосознание наложилось на высокий уровень социальной и политической культуры и экономики. Без всех этих факторов едва ли было бы возможна эволюция местного, патриотического или регионального самосознания в национальное. Для нации важно также развитие инфраструктуры, ускорение и удешевление перемещения товаров и людей, что приводит к психологическому “уменьшению” пространства, которое человек воспринимает своим и родным. Кроме того, у европейских народов очень рано возникло понимание того, что человек, какого бы происхождения он ни был, имеет определенные права, которые следует уважать. У народов Южной Америки или Азии, до знакомства с европейской культурой, простой человек был скорее ресурсом для решения космических задач, поставленных перед правителями. В корейской культуре я своими глазами замечал “остатки” до-европейского восприятия человеческих отношений, которые безжалостно критикуются в их кинематографе — отношение к нижестоящему, к подчиненному как к рабу или унизительные жесты и действия, вроде битья по голове свернутой газетой, пощечины и т.п. Видеть в человеке партнера, имеющего голос или равного себе — это то, чего добивались европейские националисты позапрошлого столетия.
Национализм не идеология и не конечная цель.
Я не считаю себя националистом и в моей минархистской политической и социально-экономической парадигме национализму отведена второстепенная роль. Цели, которые ставит перед собой национализм, не являются конечными. Более того, следует серьезно относиться к издержкам всеобщей демократии, которая была неизбежной в национальных государствах по мере вовлечения всех членов нации в управление страной и сегодня, в результате саботажа социалистов, привела к серьезным социальным проблемам, вроде исламизма в центре Европы. Вероятно, чувствительность и чутье каждого человека ослабляются по мере роста уровня принятия решений и выбор президента не может быть построен на том же принципе и исходить из той же логики, что и выбор местного губернатора. Также я не считаю средневековый опыт самоорганизации людей в ремесленные цеха и гильдии, корпоративную солидарность чем-то принципиально худшим в сравнении с инклюзивностью национальных государств. Это просто другой способ решения проблем. Разумно будет взять удачный опыт и проанализировать неудачный, чтобы получить новое решение, сочетающее в себе всё лучшее, что есть в европейской политической и социально-экономической традиции: развитое самоуправление, уважение к частной собственности и жизни человека, гражданскую солидарность и т.д. Подробнее об этом я рассказываю здесь.
Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History, моей страницы на Medium и Яндекс-Дзен.