Что такое национально культурная идентичность
Культурная, национальная, этническая идентичность
Феномен идентичности был «вызван к жизни» в начале 20 века, в так называемую эпоху «модерна». Эта категория имеет свои собственные виды и формы, а также подходы к изучению.
Феномену идентичности мы посвятили отдельную статью (см. тут), здесь же мы проанализируем его основные формы – культурную, национальную и этническую, а также их взаимосвязь в современном мире в условиях глобализации.
Культурная идентичность человека
Это такая самотождественность человека, при которой он:
Часто культурную самоотнесенность человека «совмещают» с социальной идентификацией. Особенно актуальным такой «синтез» стал в условиях масштабно идущей глобализации. Этот процесс неимоверно ускорил темпы социальных и культурных изменений (см. Глобализация). Вследствие чего перед человеком проходит калейдоскоп как событий, так и изменений ценностей, значения социальных ролей и образов жизни. Индивид не в состоянии не просто усвоить такой «ценностный поток», но зачастую и осознать его трансформации. А это база для кризиса идентичности.
В традиционном обществе вопрос о культурной самотождественности не был таким острым, более того, он был естественным образом жизни. Как правило, ощущение себя представителем и субъектом своей культуры возникает:
Знание особенностей культурной идентичности (своей и чужой):
Национальная идентичность человека
Согласно сложившейся в науке точке зрения, в которой отрицаются все прочие формы идентификации человека, кроме национальной (как неизменной и базовой), – процесс формирования такого самоотождествления является многоуровневым или многоэтапным.
Третий — это разработка идеологии, национальной идеи и т.д. и ее внедрение
Четвертый – это использование данного инструментария для воздействия на мир, регулирование поведения и прогностика.
Следует заметить, что наука все еще не располагает единым понятийным аппаратом для категории «нация», поэтому национальную идентичность часто рассматривают вместе с этнической (где тоже нет общепринятого определения).
Этническая идентичность
Для изучения этой формы соотнесенности человека с группой или сообществами в науке широко используются методы:
Самая первая идентификация человека, связанная с его естественной средой, культурой и группой. Она реально существует, в отличие от иных неорганических конструктов.
Подход, используемый в политических науках, рассматривает этническую идентичность в качестве социального инструментария и нацелен на получение групповых преимуществ и мобилизацию представителей
Утверждает созданность этничности «вручную» для целей групповой солидарности. Отрицает ее объективность.
Все эти подходы имеют свои веские основания и аргументы и во многом являются «дополнениями» друг друга.
Отечественная наука уже давно для объяснения этнической идентификации использует понятие «самосознание». Однако в нем, помимо соотнесенности к национальному отождествлению, присутствуют также и представления о народе и языке, его культуре, истории и менталитете. Как правило, такие представления всегда эмоционально окрашиваются и вызывают соответствующее отношение. Поэтому здесь возможно совмещение понятий национальной и этнической идентичностей и самосознания.
Между тем, более стабильна как раз этническая самотождественность, поскольку она менее зависима от экономики, политики, так как базируется на общности культуры и происхождения.
Ввиду этого соотношение национальной и этнической идентичностей может иметь несколько форм:
Происходит подчинение одной группой остальных этнических групп (власть), данный этнос становится господствующим и основным, а культура титульной нации объявляется всеобщей. В этом случае национальная идентификация сводится к этническом определению.
В этой ситуации этническое отождествление называется ранней социальной формой взаимосвязи в группе, связанной с культурой. А национальное – последующей и связанной больше с гражданством и политикой. (Здесь также часто кроется непонимание разницы между национальной и государственной идеей).
Это ситуация активного и конфликтного противопоставления этнических групп и намеренного отделения от существующей национальной идентичности. Обычно такие противоборства используются в идеологиях, которые преследуют политические цели.
Россия как полиэтническая страна вырабатывает свои подходы в поддержании стабильности между многочисленными развитыми этническими общностями на своей территории. Но современные исследования показывают, что, тем не менее, в групповом сознании присутствует противоречие по вопросам идентичности. Среди национального и этнического самоотождествления доминирует именно этническое.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯН
1 ORCID: 0000-0002-6847-4486, кандидат педагогических наук, 2 ORCID: 0000-0002-5828-1293, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный институт культуры
РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯН
Аннотация
В статье поднимается проблема определения национально-культурной идентичности россиян, которая становится главным условием развития современного государства, формирования гражданского, национального единства. Если этническая принадлежность человека обуславливается его рождением, национальностью, то национально-культурная идентичность подразумевает осознание принадлежности к национальной культуре. В России такой культурой является русская культура, исторически выступающая в качестве объединяющего начала, некоего центра духовного и культурного притяжения.
Ключевые слова: национальная идентичность, многонациональное государство, этническая толерантность, национальная культура, русская идея.
1 ORCID: 0000-0002-6847-4486, PhD in Pedagogy, 2 ORCID: 0000-0002-5828-1293, PhD in Pedagogy, St. Petersburg State University of Culture
RUSSIAN CULTURE AS A BASIS OF NATIONAL IDENTITY OF RUSSIANS
Abstract
The paper considers the problem of determining the national and cultural identity of Russians, which becomes the main condition for the development of the modern state, the formation of civil and national unity. If the ethnicity of a person is determined by his/her birth, a nationality, then national and cultural identity implies an awareness of belonging to a national culture. In Russia, the Russian culture is such a culture, historically acting as a unifying principle, a center of spiritual and cultural attraction.
Keywords: national identity, multinational state, ethnic tolerance, national culture, Russian idea.
Проблема национальной идентичности приобретает особую актуальность в эпохи социальных преобразований, когда происходят радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности, влияющих на изменения в образе жизни, в привычных ценностных ориентирах и идеалах. В настоящее время идентификационный кризис обуславливается и процессами глобализации, в рамках которых размывание этнокультурных и историко-культурных границ, приводит к межконфессиональной, межэтнической напряженности и конфликтам. Особая актуальность проблем национальной идентичности современного российского общества связана с распадом Советского Союза, когда граждане СССР вдруг стали гражданами России и становление республик и автономий Российской Федерации стало реальной социально-политической практикой.
На протяжении веков Россия формировалась как многонациональное государство, начиная от собирания земель, присоединения различных народов и заканчивая становлением единой нации, которая в советскую эпоху имела название «советский народ». Как отмечает А. Костина, Россия, в отличие от европейских государств, формировалась как полиэтническое государство и «поликультурность России является ее родовым качеством» [1, С. 240]. Народы России имеют общую историческую судьбу и характеризуются в настоящее время как многонациональный российский народ.
Исторически этническая толерантность всегда была присуща народам России, но изменения в политической, социально-культурной ситуации существенно обострили межэтнические и межконфессиональные взаимоотношения. Российское общество вновь должно ответить на вопрос: «В чём состоит национальная идея, которая способна примирить представителей различных конфессий, этнических групп, составляющих неповторимое многообразие Российского государства?»
В этой связи, особую значимость приобретают проблемы, связанные с укреплением единства российской нации при обеспечении этнокультурного развития народов. Не случайно в научных исследованиях, связанных с определением основных целей, тенденций развития национальной политики, на первый план выходит обоснование таких понятий, как «этническая идентичность», «национальная идентичность», «национально-культурная идентичность», «национальное самосознание», «национальная культура».
Так, Е.В. Покасова делает акцент на плюрализме идентичностей в России, которому способствовали такие факторы, как «геополитическое расположение между Западом и Востоком, многие десятилетия совместного проживания разных народов и культур» [2, С. 95]. В современной России различные народы, населяющие территорию России, в условиях ухудшения положения в стране, неопределенности социально-политической и социально-экономической ситуации, изменения идеалов, одновременном существовании «старых» и «новых» идентичностей, испытывают кризис гражданского самосознания. Именно в такой ситуации обостряются проблемы национальной самоидентификации, и этнические общности стремятся к самоопределению, преувеличивая отличие «себя» от «других».
Этническая идентичность является реально существующей, объективной, изначальной данностью. Если этническая составляющая человека обуславливается его рождением, национальностью, умением говорить на родном языке, то национально-культурная идентичность подразумевает принятие всеми членами общества (не зависимо от их этнической принадлежности) общих правил, норм, символов и представлений. Такого единения невозможно достигнуть в рамках этнической культуры, сформировавшейся на стадиях исторического развития. Национально-культурная идентичность подразумевает осознание принадлежности к национальной культуре, в рамках которой и происходит «объединение всех граждан единой идеологией, принимаемой всеми и всеми же поддерживаемой – вне зависимости от происхождения и вероисповедания» [1, С. 206]. Таким образом, национально-культурная идентичность понимается не как «национальность» (то есть «этничность»), что характерно для дуалистической теории этноса, которая была разработана Ю.В. Бромлеем [3], а как гражданственность, а национальная культура – не как этническая культура, а как культура, формирующая гражданское, национальное единство. Национальная культура становится объектом идентичности, который «определяется не только устойчивой экономикой, стабильностью и мощью политической системы, но и культурным фактором – чувством национально-культурной гордости и солидарности [4, С. 77].
В России для всех народов в качестве такой национальной культуры выступает русская культура. Генезис и развитие российского многонационального государства – это длительный, сложный и противоречивый процесс становления полиэтнической, социально-экономической, духовно-идеологической и культурно-нравственной общности, включавшей в себя не один десяток народов, находившихся на различных этапах цивилизационного развития. Именно русская культура всегда выступала в качестве объединяющего начала, некоего центра духовного и культурного притяжения. На этом делает акцент мыслитель русского зарубежья Г.П. Федотов.
Для Г.П. Федотова национальная проблема России – это проблема культурная, и ключ к ее решению заложен в развитии русского национального сознания. Под развитием национального сознания он понимает «расширение русского сознания в сознание российское». Такое расширение сознания предполагает, прежде всего, ответственность русских за сохранение и развитие культур малых народов, приобщение их к мировой цивилизации. Он делает акцент на сотрудничестве народов «под водительством великой нации», которая должна «воскресить духовный облик всех народов России» [5, С. 253]. Об этом же говорит и И.А. Ильин, называя русский народ «ведущим», задача которого заключается не в подавлении «ведомого» народа, а в том, чтобы дать ему возможность приобщиться к духовной культуре «ведущего» народа. Для него формула «симбиоза» народов такова: «я римлянин, и притом галл», «я англичанин, и притом африканский негр», «я швейцарец, и притом лодин», «я француз, и притом мавр», «я русский, и притом калмык» [6, С. 214].
Национальная идея, на формирование которой оказали влияние религиозные ценности, является основой менталитета любой нации, она отражает и определяет особенности развития ее культуры. Еще Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» описал «русскую идею», которая должна стать объединяющей для многонационального населения России: «русская идея – это «живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям» [7, С. 148].
Если для И.А. Ильина русская идея, воплотившая черты русской духовности, является «идеей свободно созерцающего сердца», то для Н.А. Бердяева она противоречива и дуалистична. Дуалистический характер русской души преодолевается Г.П. Федотовым в типе «русского европейца» – европейски образованного человека, но укорененного в национальных традициях [8].
Такие ведущие православные ценности, как «духовность, державность, соборность» [9, С. 24] оказали влияние не только на развитие русской идеи, но и на развитие российской государственности в целом. Именно из этих ценностей вытекает идея «всечеловеческого братства», которая основывается на принципах этнической толерантности, общезначимых ценностях, объединяющих представителей различных этносов и конфессий. Православная культура, выступающая наследницей «особой духовности» Византии, на протяжении столетий являлась центром духовного и культурного существования России.
В тоже время, Г.П. Федотов делает акцент на недопустимости утилитарно-политического отношения к христианству. Он утверждал, что объединение народов России может и должно осуществляться не через религиозную идею, а через русскую культуру [5, С.182]. Тем самым, Г.П. Федотов актуализирует проблему современной России – проблему «огосударствления русской православной церкви». Он настаивал на необходимости разорвать связь церковных и политических идей и призывал «очистить» религиозное исповедничество от всякой примеси политической и национальной борьбы» [5, С. 188]. Взгляды русского мыслителя в современных условиях представляются достаточно актуальными, поскольку на территории российского государства проживает около 190 народов и этнических групп, обладающих своей уникальной традиционной культурой и характеризующихся различной конфессиональной принадлежностью.
Национально-культурная идентичность основывается прежде всего на территориальном и языковом единстве и общности письменности, религии и закона, экономического интереса. Но особая роль в формировании национально-культурной идентичности принадлежит сфере культуры. Не случайно, ведущими направлениями культурной деятельности являются такие направления, как выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; музейное дело и коллекционирование; самодеятельное (любительское) художественное творчество и т.д. [10]. Эти направления способствуют укреплению культурного и духовного единства многонационального народа страны, способствуют формированию национальной культуры на основе этнокультурного и языкового многообразия.
Таким образом, национально-культурная идентичность становится главным условием развития современного государства и комфортного существования всех его граждан, она способствует развитию экономического и социального партнерства с представителями иных государств и цивилизаций. Национальная культура как основа национально-культурной идентичности как раз и выступает фактором, определяющим развитие межкультурной коммуникации, диалога культур, социально-политического, социально-экономического и социально-культурного партнерства цивилизаций, которые становятся необходимыми в глобальном мировом пространстве.
Список литературы / References
Список литературы на английском языке / References in English
Понятие «национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены понятия «идентичность» и «национальная идентичность» в контекст современных исследований. Выявлены конститутивные составляющие и дифферентные признаки данных понятий.
ABSTRACT
The paper deals with the notions «identity» and «national identity» in the context of modern researches. Constant characteristics and differential marks are distinguished.
Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность.
Keywords: identity, national identity, mark, approach.
Национальная идентичность или национальное самосознание – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им национальной или этнической принадлежностью. Хотя национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Цель: рассмотреть понятия «идентичность», «национальная идентичность», признак, подход.
Задачи:
Национальная идентичность – это чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком» [1]. Национальная идентичность может относиться к субъективному чувству, которое человек разделяет с группой людей о нации, независимо от его правового статуса гражданства. Национальная идентичность рассматривается в психологическом плане как «осознание различия», «чувство и осознание «мы» и «они» [9].
Ученые проявляют особый интерес к этой проблеме, который можно объяснить рядом обстоятельств. Проблема идентичности приобретает абсолютно иное значение в контексте глобализации с ее неоднозначным и контрадикторным характером. Изменились и способы интерпретации понятия идентичности. Благодаря изучению этой проблемы можно выявить особенности кризиса современной цивилизации, который влияет на формирование и изменение идентичности. Кризис культуры ускорил переоценку ценностей, которые ранее составляли основу идентификации человека в обществе.
Существует множество дефиниций идентичности, что показывает исследование научной литературы. Термин «идентичность» использовался в работах западных философов от древних греков до современной теоретической философии. Термин «идентичность» происходит от латинского слова identifico — «отождествляю». Психологи трактуют идентичность как понимание принадлежности объекта (субъекта) к другому объекту (субъекту) как части и целого. С. Хантингтон описывает идентичность как самосознание индивида или группы [5]. В рамках разработанного психоанализа, З.Фрейд вводит такое понятие как «идентификация». Процесс идентификации представляется механизмом, обеспечивающим формирование личности, и интерпретируется как переживание индивидом своей сходности с другим субъектом или объектом действительности [4, с. 53-57].
Э. Эриксон определил идентичность как «чувство личной самоидентификации и исторической наследственности личности» [6]. По словам Эриксона, идентичность проявляется на двух уровнях. Первый уровень, индивидуальный (я-идентичность), подразумевает восприятие себя как тождественного и постижение непрерывности своего существования во времени и пространстве. Второй уровень, социальный, охватывает восприятие того, что другие признают мою идентичность и преемственность. Каждый уровень идентичности имеет две противоположности: позитивную – то, каким должен быть человек с точки зрения своего общественного окружения, и негативную – то, каким человек не должен быть. Для прогрессивного развития необходимо, чтобы позитивная идентичность доминировала над негативной. Эриксон также утверждает, что идентификация как механизм имеет ограниченную ценность. Формирование идентичности, наконец, начинается там, где заканчивается необходимость идентификации. Она возникает в результате избирательного отрицания и взаимной ассимиляции детских идентификаций и их поглощения в новой конфигурации, которая, в свою очередь, зависит от процесса, посредством которого общество идентифицирует молодого индивида, признавая его тем, кто должен стать таким, каков он есть, и кто, будучи таким, каков он есть, воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Следует отметить, что до Э. Эриксона тему идентичности исследовал Дж.Г. Мид, который пытался обнаружить эмпирическую взаимосвязь между двумя стадиями «я» (индивидом и совокупностью установок других по отношению к себе) [8, с. 123]. Его основные предположения развивает Ю. Габермас. Он считает, что взаимодействие индивидов имеет универсальный смысл [7, с. 290].
Cодержательное понятие идентичности было разработано известным английским социологом А. Гидденсом, который предложил иную трактовку. Он утверждает, что идентичность – это два полюса. С одной стороны – абсолютная приспособленность, некая беспринципность, с другой – самоизолирование. По его словам, анализ самоидентификации должен основываться на стратифицированной модели психологического строения личности [10, с. 47].
Проблема национальной идентичности также посвящено много научно-исследовательских работ. В.В. Кочетков в своей работе «Национальная и этническая идентичность в современном мире» рассматривает понятие национальной идентичности, этнической идентичности с точки зрения различных научных школ (классического психоанализа, французской, немецкой и т.п.). Также оценивается значимость рассматриваемых форм идентичности в формировании и развитии современного общества. Он определяет национальную идентичность как «культурную норму, отражающую экспансивные реакции личности по отношению к своей нации и национальной политической системе» [3].
Следует также отметить работу Ю.А. Кожевниковой «Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире», в которой автор рассматривает национальную идентичность с точки зрения совокупности различных «измерений» и «атрибутов». Национальная идентичность определяется как сложное, многомерное и разностороннее по своей сути общественное явление. Национальную идентичность можно представить как глубоко укоренившееся символическое пространство, благодаря анализу психологического, культурологического, исторического, территориального и политического измерений национальной идентичности. В этом пространстве общность людей превращается в общность национальную, способную отличать себя от «чужих» и создать собственную культуру, систему моральных и общественных ценностей, культурных норм и идеалов. Национальная идентичность – это реально существующее явление, подверженное различным влияниям, воздействиям и изменениям. Автор отмечает, что национальной идентичностью является своеобразное единство ее элементов, «значимых атрибутов», разделяемых теми, кто принадлежит к той или иной нации [2].
ИДЕНТИЧНОСТЬ личности — что это. Типы идентичности
Идентичность. «Кто я?», «Какой я?», «Где свои, а где чужие?», «Я такой же, как кто?» – вопросы, которые рано или поздно задает себе каждый человек. Самоопределение – одна из сложнейших проблем психологии. В науке это называют идентичностью. Образовано от латинского identitas, что означает «тождественный, одинаковый». Чем важна идентичность личности, какой бывает и за что отвечает, чем опасна ее потеря – разберемся во всем по порядку.
Что такое идентичность: определение
Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.
Понятие идентичности
Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.
Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:
Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.
Формирование идентичности
Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».
Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:
Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.
Структура идентичности
Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:
Идентичность и идентификация: в чем разница
Если говорить коротко и простыми словами, то идентификация – это процесс отождествления человеком себя с какой-то группой, подражание ей, стремление соответствовать, а идентичность – результат идентификации, представления человека о себе как участнике какой-либо группы. Иногда, даже довольно часто, эти понятия используют как синонимы. Однако с точки зрения психологии, это неправильно. Как отмечал, Эриксон, идентичность (результат) начинается там, где заканчивается идентификация (процесс).
Типы идентичности
Социальная идентичность – это свойство личности относить себя к какой-либо группе. Группы бывают разными: политическими, этническими, гендерными, культурными и т.д. Соответственно, и социальная идентичность личности бывает разных видов. Рассмотрим это подробнее.
Гендерная идентичность
Не нужно путать с половой и сексуальной идентичностью. Гендер – это система характеристик образа мужчины (маскулинность) и образа женщины (феминность). Это ожидания общества о том, как человек должен себя вести, какими чертами характера обладать, как выглядеть и т.д. Чаще всего гендер соответствует полу, но это не обязательно. Вместе с этим гендер не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации, хотя иногда бывает связан с этим.
Гендерное самоопределение подразумевает выбор социальной роли в обществе. Как правило, это навязывают еще в детстве. Поэтому мальчики выбирают мужской гендер, девочки – женский. Однако в нашем мире не так уж редко встречаются женственные мужчины и мужественные женщины, а также популярен феномен андрогинности. Но все это тема для другой статьи.
Половая идентичность
Пол – это набор психофизиологических характеристик. С полом рождаются. Первое осознание половой принадлежности приходит примерно в 2–3 года.
Сексуальная идентичность
В этом случае речь идет о сексуальной ориентации. Те есть человек относит себя к гетеросексуалистам, гомосексуалистам или бисексуалам. Пик становления этой идентичности приходится на подростковый–юношеский возраст.
Этническая идентичность
Это понимание человеком своих корней и ощущение принадлежности к ним, общности с этнической группой. Этническая идентичность во многом зависит от культуры общества. Проявляется на когнитивном, ценностном и эмоциональном уровне.
Национальная идентичность
Формируется в процессе социализации личности. Зависит от общества, в котором живет человек. Предполагает усвоение языка, жестов, мимики, поведения, характерного для того этноса, в котором живет индивид. Конечно же, вместе с этим вырабатывается менталитет, характерный для этого народа. Из-за активного смешения народностей все чаще наблюдаются проблемы с этническим самоопределением. Эта проблема все чаще приковывает взгляды психологов.
Профессиональная идентичность
Выбор профессии, призвания – одна из самых сложных частей самоопределения. Большинство людей считает, что профессиональное самоопределение происходит только в юности. На самом деле это беспрерывный, пожизненный этап. Смена работы или профессии, повышение навыков, прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации и т.д. – все это входит в систему профессионального самоопределения.
Культурная идентичность
Это принадлежность к культуре какой-либо группы. Человек разделяет ее ценности, нормы, атрибуты. Ярче всего это заметно на примере подростковых субкультур. Эмо, готы, рокеры, вейперы – всех и не перечислишь. В широком смысле идентичность культурная – это отождествление индивидом себя с культурой общества, в котором он живет.
Проблема культурной идентичности – очень сложный вопрос. Так как в структуру культурной идентичности входят другие типы: этническая, гендерная, сексуальная, религиозная. Все они взаимосвязаны, а иногда вступают в противоречие друг с другом.
Идентичность цивилизационная
Это восприятие человеком себя как субъекта конкретной цивилизации. То есть это отношение к конкретному государству, обществу на определенном этапе его развития.
Групповая и Эго-идентичность
Их нужно рассматривать вместе, потому что и формируются они параллельно. С первых дней жизни родители приучают ребенка к социальному взаимодействию, подталкивают его к общению с группой. Первая группа в жизни ребенка – это семья. Потом появляются друзья. Это и есть групповая идентичность: включение в жизнь группы, принятие ее мировоззрения.
В это же время развивается эго-идентичность. Она предполагает ощущение устойчивости, неизменности сущности человека. Вокруг может меняться многое, сам человек растет, взрослеет, но при этом у него остается чувство единства, непрерывности своего Я, принятие своей внешности и внутреннего мира на любом этапе как единства. Эго-идентичность – это в психологии целостность личности («в целом, сейчас я такой же, каким был в детстве, несколько лет назад»).
Формирование эго-идентичности происходит на протяжении всей жизни. Оно проходит через кризисы, которые мы уже рассмотрели в начале статьи. Каждому кризису соответствует одна задача. Ее выдвигает общество. Именно поэтому и принято рассматривать групповую и эго-идентичность вместе.
Потеря идентичности
«Потерял себя», «Не знаю, кто я», «Запутался в себе», «Не знаю куда иду, чего хочу» – такие мысли посещают человека, который утратил идентичность. Человек теряет веру в себя, понимание своего места в мире, целостность своего Я. Утрированный пример потери идентичности – психически больные люди, которые считают себя Наполеонами, Иисусами и т.д. Этот пример относится к патологической крайности, ими разбирается психиатрия. Мы же поговорим о том, с чем работают психологи.
Причины
Причины потери идентичности (личностного кризиса):
В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.
Симптомы и признаки
Симптомы потери идентичности:
У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.
Опасность состояния
Чем опасно такое состояние:
Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.
Что делать
Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.
Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.
Кризис идентичности
Это не патология, а неотъемлемая часть развития личности. С этим сталкивается каждый из нас. На каждом этапе взросления индивид сталкивается с кризисом идентичности. Это переломный момент в жизненном цикле. В этот момент человек выбирает прогресс или регресс, включение в общество или отдаление от него. Самым важным и трудным считается кризис отрочества (подростковый) и юношеский (13–19 лет по Эриксону).
На этом этапе молодому человеку предстоит методом проб и ошибок выбрать профессию и жизненный путь, найти свое место в мире и при этом сохранить свою уникальность. Его мучает вопрос, как он выглядит в глазах других людей. Он спрашивает себя о том, какой он и чего может добиться. Пик кризиса самоопределения приходится на юношеский возраст. На этом этапе человек или взрослеет, входит в мир взрослых (взрослая идентичность) или остается на том же детском, подростковом уровне развития (диффузная идентичность).
Наверняка, вам приходилось встречать этих вечных подростков. Им может быть 20,30 или 40 лет. Но они ведут себя как дети. Они не готовы к взрослой жизни, не умеют любить, не могут найти стабильную и достойную работу.
Психологи назвали несколько признаков неудачного разрешения кризиса (черты личности):
Знакомый портрет, не правда ли? У нас половина молодого населения под него подходит. А почему? Потому нестабильная обстановка в стране, потому что взрослые не понимают, что их ждет завтра, а потому и не могут корректно воспитывать детей. Если говорить обобщенно и опираться на теорию Эриксона, то существуют две причины неблагоприятного разрешения кризиса юности: неблагоприятное разрешение предыдущих кризисов (это связано с издержками семейного воспитания и среды развития ребенка) и общая духовная деградация общества.