Что такое национальный компонент

Доклад «Национально-региональный компонент в работе с дошкольниками»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 общеразвивающего вида» г. Сосногорска

Доклад по теме

«Национально – Региональный компонент в работе с дошкольниками»

Чтобы любить Родину, как писал академик Д. С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина. Мы живем на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости.

«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

Что же побудило меня создать проект «Маленькие хранители Коми культуры»?

Любовь к близким, к своему дому, городу – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Которая выступает в роли первого педагога, знакомящего с малой Родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река которые он видит каждый день – это и есть Родина. И мне очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость Коми народ а, научились также любить свой родной край. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству своего народа, поскольку обращение к наследию своих предков, воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живем. В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. И эффективным средством организации процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.

И так,целью моего проекта является: Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края.

Приобщение детей к национальной культуре, художественно-декоративному творчеству, создание условий для организации продуктивной творческой деятельности по освоению культурно-исторического наследия региона, осуществляется реализация национально-регионального компонента, и что особенно важно,актуализируется задача современной педагогики: развитие личности ребенка через собственное освоение предметов ближнего округа.

Основные задачи проекта.

— дать детям представления о традициях коми народа;

— способствовать расширению и углублению знаний о внутреннем обустройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта;

2. Социально –коммуникативное развитие :

— воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников;

-развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине;

— способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры;

— учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы быта.

-активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи;

— активизировать в речи детей названия предметов быта на русском и коми языка;

— познакомить с книжной культурой, детской литературой Коми писателей.

— расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства;

— формировать умение составлять узор из выбранных элементов на предложенной форме;

— развивать представление детей о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента, предметах быта коми людей;

— вовлечение родителей в изготовление Коми атрибутики (музыкальные инструменты, элементы костюма, игрушек).

4. Физическое, социально –коммуникативное развитие:

— вызывать интерес к народным играм, танцам;

— воспитывать стремление участвовать в играх и в танцах с элементами соревнования.

— развитие интереса к истории;

— исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культур ;

— воспитание патриотов России, Республики Коми;

— разностороннее развитие детей дошкольного возраста;

— повышение социальной компетентности дошкольников;

— расширение кругозора воспитанников;

— развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;

— развитие творческого мышления у детей

— преобразование предметно-развивающей среды группы;

— вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ;

— помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка;

Результаты на данном этапе:

1. Проведение занятий по ознакомлению с Коми культурой

2. Участие детей в различных мероприятиях ДОУ.

3. Повышение активности участия родителей в развитии творческих способностей детей и жизни детского сада.

4. Проведение круглого столана Тему «Мой дом, Коми край»

5. Продуктивная совместная деятельность родителей и детей, проведение тематических выставок

6. Создание развивающей среды в группе и ДОО (мини-музей Коми быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

7. Повешение уровня компетентности воспитателей

8. Сетевое взаимодействие сотрудничество с МБУ «Центр Коми Культуры»

9. Представление моего опыта работы в интернет ресурсах.

Результат от проделанной работы это прежде всего любовь к родному краю, к Республике. Интерес к культуре, традициям коми народа, искусству.

Конспект лепка в старшей «Первоцветы» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности: Художественно-эстетическое развитие– Лепка (22.03.2017) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Первоцветы».

Конспект НОД по лепке «Глиняная посуда» (региональный компонент) Целевой ориентир: умеют придумывать варианты композиции, опираясь на признаки действительности в сочетании с направленностью воображения.

Конспект по лепке «Кубанский орнамент» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности: Художественно-эстетическое развитие– Лепка (11.01.2017) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Кубанский орнамент».

Модель образовательной деятельности «Путешествие по реке Белой» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности Познавательное развитие – ФЦКМ Ознакомление с природой (23.03.2017) Казанцева А. В. Тема: «Путешествие.

Региональный компонент. Дидактическая игра. Возрастная направленность: старший дошкольный возраст. Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения.

Региональный компонент. Непосредственно образовательная деятельность «Строительство дома» Возрастная направленность: старший дошкольный возраст. Программные задачи. Воспитательные: создать условия для воспитания семьянина, продолжателя.

Региональный компонент в ДОО как инновационная образовательная практика РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ДОО КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА. Харибина Елена Яковлевна, музыкальный руководитель муниципального.

Региональный компонент в нетрадиционной форме работы с родителями «Образование должно быть направленно на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, национальным ценностям.

Источник

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Малая Родина. У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни оп-ределяет

очень многое, если не сказать — всё.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонентапроходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования,использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями сибирского края;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе сибирского края;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонентакак одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства;мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и т. д.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Например,планируя работу по образовательным областям:

Речевое развитие – проводим беседы («Я в многонациональной семье», «Знаменитые имена в мире, стране», знакомим с особенностями шорского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и шорской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и шорские народные сказки».

Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне, традиционной национальной одежде.

В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества», «Шорский национальный костюм», «Сказка о толерантности»). В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой: «День национального костюма», «День славянской письменности и культуры», «День шорского языка и письменности».

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы,как:

— родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»);

-консультации для родителей («Русские и шорские традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»);

-практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.

Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея, оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.

В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Национальный костюм», «Генеалогическое древо моей семьи»).

Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего, то,что созданная единая система:

— дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

— позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

— дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» В настоящее время диагностируется все больше детей с нарушениями физического и психического здоровья. Поэтому применение здоровьесберегающих.

Презентация «Возможности использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ» Дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире,.

Методическая разработка «Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа Моршанский район Тамбовская область.

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонентМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС Тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время. На.

Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.

Здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно.

Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОУ 08.08.2018 Свыше 10 лет назад специалисты ЮНЕСКО и ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ исследовали проблему жизнеспособности различных.

Источник

Национально-региональный компонент в ДОУ

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонент Наталья Жданова
Национально-региональный компонент в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Северяночка»

Консультация для родителей

«Внедрение национально-регионального компонента в ДОУ»

воспитатель Жданова Н. Ю.

Национально-региональный компонент в ДОУ

Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.

При составлении образовательных программ дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим, проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями:

— обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

— способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;

— позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

— создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

— способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;

— формирует региональную общность людей.

Включение национально-регионального компонентав образовательный процесс позволяет решать педагогам следующие задачи:

1. Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

Пластилинография «Бурятский орнамент»

5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

Какие пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента.Это:

• интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;

• кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т. д.)

Обыгрывание бурятской народной сказки

«Волшебные рога Огайло»

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:

• интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;

• интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

• интерес и уважение к культуре и традициям бурятского народа;

интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;

• восприятие людей другой культуры, других традиций,выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь.

Экскурсия в историко-краеведческий музей

Экскурсия в эвенкийский музей

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонент«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент) Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна это: буйство красок, лес, речка, горы, поле, луга, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота.

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонент«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонентОзнакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонентФотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонентМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» региональный компонент НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» (региональный компонент)[/b] Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем.

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонентРегиональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Что такое национальный компонент. Смотреть фото Что такое национальный компонент. Смотреть картинку Что такое национальный компонент. Картинка про Что такое национальный компонент. Фото Что такое национальный компонентВоенно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 часть Региональный компонент как средство патриотического воспитания. Уважаемые коллеги, сегодня я Вам хочу представить вторую часть рассказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *