Что такое самоопределение народов

Право наций на самоопределение

Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы. Лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революции и гражданской войны в России.

Содержание

Право на самоопределение как принцип международного права

Право на самоопределение — один из общепризнанных принципов международного права. Он получил признание в процессе распада колониальной системы и закреплён в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960) и последующих международных пактах и декларациях ООН.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Противоречие между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

Борьба за национальное освобождение и сепаратизм

Дать достаточно однозначный и нейтральный ответ на вопрос, чем национально-освободительное движение, борьба за осуществление «права на самоопределение» отличается от сепаратизма, не представляется возможным. Высказываемые точки зрения обычно крайне политизированны и связаны с текущей политической конъюнктурой.

Можно сказать только, что, как правило, «национально-освободительное движение» понимают как положительное, прогрессивное явление, которое поддерживают (или, по крайней мере, сочувствуют) широкие слои населения, тогда как «сепаратизм» — как бесполезное, либо отрицательное, выражаемое лишь меньшинствами.

В ходе всемирного исторического развития сепаратистские тенденции, стремление народов к самостоятельному существованию обычно уравновешиваются объединительными, интеграционными тенденциями, процессами объединения многонациональных государств или формирования межгосударственных объединений с большей или меньшей степенью интеграции.

Современные конфликты между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности

Литература

Ссылки

Что такое самоопределение народов. Смотреть фото Что такое самоопределение народов. Смотреть картинку Что такое самоопределение народов. Картинка про Что такое самоопределение народов. Фото Что такое самоопределение народовЭкспансия
прочих
государств
ранняя

Полезное

Смотреть что такое «Право наций на самоопределение» в других словарях:

Право наций на самоопределение — суверенное право любой нации на свободное отделение от других национальных и многонациональных коллективов и на образование своего государства; право наций определять свою судьбу в соответствии со свободно выраженными волей и желаниями. Это … … Научный коммунизм: Словарь

Право наций на самоопределение — один из драматических примеров действия неопределенных понятий; в данной фразе не определены понятия: право, нация и самоопределение. Но звучит красиво, как и практически любая фраза из области прав, но не права (где язык достаточно коряв) … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования. П.н. на с. предполагает свободное установление нацией различных форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — см. Национальный вопрос … Советская историческая энциклопедия

Право наций на самоопределение и территориальную целостность — два взаимоисключающих принципа международного права. Реализация народом права на создание государственного образования находится в противоречии с другим международным правом о незыбленности границ суверенного государства. Это порождает политику… … Геоэкономический словарь-справочник

право народов на самоопределение — право на самоопределение народов (наций) в науке конституционного права понятие, означающее право народов (наций) определять, хотят ли они быть в составе другого государства или иметь свое государственное образование. П. на с. н. в рамках… … Большой юридический словарь

ПРАВО НАЦИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ — (право наций на самоопределение) – один из основных принципов национальной политики Коммунистической партии и Советского государства, означающий, что каждая нация вправе сама решить вопрос о форме своего государственного существования. Вопрос о П … Советский юридический словарь

Самоопределение — Право народов на самоопределение в конституционном и международном праве право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той… … Википедия

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОНАЗНАЧЕНИЕ – понятие этики, противоположное понятиям косности, «инертности сердца». Самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту… … Философская энциклопедия

Право на самоопределение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Право народов на самоопределение в конституционном и международном праве право народов (наций) определять форму своего … Википедия

Источник

Самоопределение народов

Что такое самоопределение народов. Смотреть фото Что такое самоопределение народов. Смотреть картинку Что такое самоопределение народов. Картинка про Что такое самоопределение народов. Фото Что такое самоопределение народов

Самоопределение народов как один из основных принципов международного права означает право каждого народа самостоятельно определять свой политический статус, форму государственного существования, пути экономического, социального и культурного развития.

Принцип самоопределения народов связан не только с процессом перестройки внутренних политико-правовых устоев большинства государственных образований, имеющих многовековую историю, но и во многом определил становление более ста новых государств, что явилось частью единого процесса, охватившего все мировое пространство и не обошедшего стороной фактически ни одно государство.

Принцип самоопределения является правом, но не обязанностью, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушение принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Становление принципа самоопределения народов

Корни современной концепции самоопределения народов могут быть найдены в идеях Декларации Независимости США 1776 г., в которой провозглашалось, что «людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых» и, далее, «в случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее». Принцип самоопределения народов был поддержан лидерами Французской революции, выдвинувшими доктрину народного суверенитета, суть которого — верховенство народа как единственного законного и правомерного носителя власти в государстве.

В середине XIX века к идее «свободы народов» стали апеллировать национальные и революционные движения — борцы за независимость Польши, Греции и испанских колоний в Америке, итальянские патриоты и силы, выступавшие за объединение Германии. В последних двух случаях эта идея выступала в форме ирредентизма — объединения разрозненных земель, на которых проживали представители одного народа, в единое государство.

Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года, приблизительно тогда же в оборот вошло и понятие «право наций на самоопределение». Идея вскоре получила широкое признание и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году «право наций на самоопределение» было признано Конгрессом II Интернационала.

Новый импульс развития принцип равноправия и самоопределения народов получил в связи с окончанием Первой мировой войны, когда термин «самоопределение» стал приобретать большую актуальность в международной жизни. В январе 1918 года президент в США В. Вильсон выступил с программой мирного послевоенного урегулирования, известной как «14 пунктов Вильсона» – тезисы, заложившие основу проекта Версальского мирного договора 1919 года. Несмотря на то что в этой программе принцип самоопределения не был сформулирован как всеобщий (Вильсон не подвергал сомнению существование колониальной системы), ее применение по отношению к народам, находившимся до сих пор под властью Османской империи и Австро-Венгрии, привело к тому, что он вошел в каноны мышления послевоенного мирового порядка.

Лига Наций, учрежденная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и обеспечения коллективной безопасности, ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую мировую войну, с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации. В целом большинство идей Вильсона Лига Наций не приняла.

Что такое самоопределение народов. Смотреть фото Что такое самоопределение народов. Смотреть картинку Что такое самоопределение народов. Картинка про Что такое самоопределение народов. Фото Что такое самоопределение народов

Принцип самоопределения народов как международно-правовая норма впервые оформлен и закреплен в 1945 г. Уставом ООН. В соответствии со ст.1 Устава, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Решающим шагом в укреплении прав человека было принятие Международных пактов 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах было подтверждено, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Особую роль в процессе становления принципа равноправия и самоопределения народов сыграла принятая в 1970 г. Декларация о принципах международного права. Декларация конкретизировала содержание права на самоопределение, раскрывая возможные формы его осуществления:

Содержание права народов на самоопределение

Содержание права народов на самоопределение в ходе своего развития претерпело значительные изменения. Так, на протяжении XX века к праву на самоопределение различные движения и группы обращались в контексте деколонизации, революций и переворотов, ирредентизма, сепаратизма и автономизма.

Исходя из анализа документов и доктрины действующего международного права, можно выделить следующие основные элементы содержания принципа самоопределения:

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя.

Формы реализации права народов на самоопределение

В настоящее время в теории международного права выделяют две формы реализации права народов на самоопределение: внутреннюю и внешнюю:

Внутренняя форма реализации права народов на самоопределение

Внутреннее самоопределение — это выбор определенной формы самоопределения народа внутри государства, без стремления к отделению. Одной из наиболее очевидных форм самоопределения в данном случае становиться предоставление этносу (народу) автономии. Под автономией понимается предоставление обособленной этнической (национальной) группе определенной степени самостоятельности в вопросах этнокультурного и хозяйственного характера.

В современной науке принято различать национально-территориальную и национально-культурную автономию:

Кроме того, одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. В федеративном государстве часть полномочий государства делегируется: регионам предоставляется право самостоятельно разрабатывать программы своего социально-экономического и культурного развития, определять порядок их финансирования, осуществлять контроль за их исполнением.

Внешняя форма реализации права народов на самоопределение

Внешнее самоопределение подразумевает реализацию права народа на самоопределение через создание независимого государства или присоединение к другому государству. Этот тип самоопределения является предметом многочисленных дискуссий. В первую очередь такая форма самоопределения использовалась во времена деколонизации. После завершения данного процесса встал вопрос о применимости внешнего самоопределения в условиях современной системы международного права.

По мнению известного юриста-международника, С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленные на дискриминацию населения, порождение этнической предвзятости и нетерпимости.

Субъекты права на самоопределение

Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть тот, кому принадлежит право на самоопределение.

Народы, находящихся под колониальной зависимостью

Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН однозначно признают право находящихся под колониальной зависимостью народов на самоопределение.

Что такое самоопределение народов. Смотреть фото Что такое самоопределение народов. Смотреть картинку Что такое самоопределение народов. Картинка про Что такое самоопределение народов. Фото Что такое самоопределение народов

Демонстрация за независимость от Бельгии в Леопольдвиль, Конго. 1960 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенности, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития.

Коренные и малочисленные народы

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную деятельность и свою культуру, тесно связанную с определенной территорией. Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов гарантирует коренным народам право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов. Также этим народам гарантируются право участвовать в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.

Формой осуществления права на самоопределение коренных народов может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности.

Национальные меньшинства

Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. Под меньшинством понимается этническая группа, члены которой, являясь гражданами государства проживания, по своему происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения страны.

По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение. Хотя на международном уровне приняты специальные акты, защищающие права нацменьшинств, такие как Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), однако право на самоопределение как таковое в них не упоминается.

Тем не менее, из-за неясности и отсутствия четких определений таких базовых понятий, как «народ», «нация», «национальное меньшинство», некоторые ученые отстаивают точку зрения, согласно которой национальные меньшинства обладают правом на самоопределение наряду с другими группами индивидов, образующими вместе «народ».

Соотношение принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств

Одним из наиболее сложных и спорных в международном праве и мировой политике является вопрос о том, как принцип самоопределения народов соотносится с международным принципом территориальной целостности государств.

Как полагают одни авторы, право на самоопределение не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, они исходят из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Большинство специалистов, однако, придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права право на «внешнее» самоопределение относится только к народам, находящимся в колониальной или иной иностранной зависимости, или в условиях иностранной оккупации.

Акцент в плане практической реализации должен делаться на «внутреннее» самоопределение, т.е. на развитие демократических институтов и механизмов группового представительства, позволяющих всем членам общества и всем группам эффективно участвовать в управлении и распределении ресурсов, в частности, предоставляющих народам определенную самостоятельность и независимость в решении собственных проблем в рамках федерации или автономии.

Вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства может ставиться только тогда, когда государство допускает массовые и систематические нарушения прав человека, не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов, не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти и не имеет воли или желания изменить сложившееся положение.

Источник

Национальное самоопределение

Принцип равноправия и самоопределения народов был впервые зафиксирован в Уставе Организации Объединённых Наций, принятом в 1945 г. Его окончательная формулировка содержится в одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских политических правах.

Право на самоопределение относится к числу универсальных и императивных, отношение к нему служит мерилом демократичности и демократизации общества в отдельном государстве.

Однако практическая реализация принципа самоопределения связана с целым рядом трудностей. Во-первых, проблемы порождает неоднозначная, а порой и достаточно вольная интерпретация международных документов, и прежде всего зафиксированного в них понятия «народ». Что считать народом — этническую (этнокультурную) общность или население определённой территории, зачастую имеющее смешанный этнический состав? Общепринятого определения этого понятия в международном праве нет, в связи с чем ряд стран отказывается относить к категории «народ» этнические меньшинства и рассматривают реализацию их прав в рамках индивидуальных прав человека, значительно сужая возможности их самоопределения.

Некоторые эксперты считают, что самоопределение допускается только для территориальных сообществ, а не для этнических общностей. По мнению других, поддержка требований народа на самоопределение зависит от определённого минимума условий. А именно: этот народ должен отличаться от основного населения страны по своим этническим, языковым и культурным характеристикам и проживать на компактной территории.

Многонациональные государства видят в реализации права на самоопределение угрозу своей территориальной целостности. В связи с этим некоторые из них соглашаются признавать такое право лишь за народами, находящимися под колониальным господством и иностранной оккупацией. Нередко звучат мнения о том, что принцип самоопределения входит в противоречие с принципом неприкосновенности и целостности государства, гарантированным Хельсинкскими соглашениями 1975 г.

Однако положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе прежде всего защищают государства и народы от внешнего вмешательства: «. все народы всегда имеют право в условиях полной свобода определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению своё политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».

Кроме того, реализации права на самоопределение мешает явная недостаточность международных органов, обеспечивающих контроль над соблюдением прав народов в отдельных государствах, и ограниченность их функций. Наконец, следует учитывать трудности объективного характера.

Зафиксированный в международных документах принцип национального самоопределения призван обеспечить свободное и равноправное развитие каждого народа, дать ему возможность самостоятельно, без внешнего давления и вмешательства, решать свои проблемы, свободно и независимо избирать форму государственности или другие пути собственного развития. При этом реализация права на самоопределение не должна ущемлять интересы остального населения государства, в противном случае она может быть отложена и даже отменена. Это касается в первую очередь тех случаев, когда борьба за самоопределение создаёт серьёзную внутриполитическую напряжённость, доходящую до открытого, в том числе вооружённого, противостояния.

Самоопределение не обязательно означает выход из государств и образование собственного независимого. Главное — это возможность для народа свободно решать вопросы управления и самоуправления. Самоопределение может подразумевать свободное ассоциирование, интеграцию с другим государством на основе федерализма или различных форм автономии — территориальной или экстерриториальной. Само понимание суверенитета сегодня расширилось: с точки зрения современной политологии он может быть паритетным, частичным, экономическим и т. д.

Территориальная автономия способствует сохранению этнокультурного и этноязыкового своеобразия населения (условия функционирования национальных языков специально оговариваются законодательством). Но создание территориальных автономий затрудняется чересполосным, дисперсным расселением этнических групп. В этом случае могут использоваться формы экстерриториальной автономии — корпоративная и культурная. При корпоративной автономии представители юридически признанной этнической группы имеют право на образование органов, представляющих их интересы на государственном уровне. Примерами таких органов могут быть Саамские ассамблеи в Финляндии, Норвегии и Швеции, Шведская народная ассамблея в Финляндии, представляющая шведское меньшинство (менее 6% населения страны).

Культурная автономия закрепляет за этнической группой право сохранять и изучать свою культуру и язык, исповедовать свою религию, создавать свои ассоциации, поддерживать связи с соплеменниками за рубежом и т. д. Институты культурной автономии широко распространены во всех многонациональных (полиэтнических) странах мира.

В Венгрии коренным меньшинствам, к которым законодательство относит более десяти народов (болгар, цыган, хорватов, словаков, греков, поляков, немцев, армян, румын, русинов, сербов, словенцев и украинцев), предоставляется право на создание самоуправлений в населённых пунктах, где они составляют абсолютное большинство среди жителей, а в других — органов местного самоуправления меньшинства. Большое внимание при этом уделяется вопросам культуры, просвещения и использования языков. Представители местных самоуправлений выбирают корпоративный орган — центральное самоуправление меньшинства, которое может участвовать в работе по законотворчеству и управлению на самом высоком уровне жизни государства.

В Российской Федерации право народов на самоопределение осуществляется в рамках внутренней автономии, имеющей следующие формы:

Что такое самоопределение народов. Смотреть фото Что такое самоопределение народов. Смотреть картинку Что такое самоопределение народов. Картинка про Что такое самоопределение народов. Фото Что такое самоопределение народов

Правовая база национально-культурной автономии в России содержится в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990), Законе РСФСР «О языках народов РСФСР», Законах РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об образовании», «О национально-культурной автономии».

Национально-культурная автономия рассматривается как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определённым этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Основной принцип национально-культурной автономии — сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой.

При всех недостатках российского законодательства в национально-культурной автономии важно то, что за этническими группами признаётся право самостоятельно решать свои внутренние проблемы, и многое здесь зависит от самой группы.

Право на самоопределение относится к коллективным правам, как и права на жизнь, на чистую окружающую среду и на мир, но, в отличие от них, оно зафиксировано в международных документах. Становление права народов на самоопределение— процесс объективный. В течение десятилетий оно формулировалось в рамках системы прав человека, что естественно, потому что «не может быть свободен индивид, народ которого бесправен, равно как трудно представить себе свободным народ, члены которого угнетаются врозь».

Что такое самоопределение народов. Смотреть фото Что такое самоопределение народов. Смотреть картинку Что такое самоопределение народов. Картинка про Что такое самоопределение народов. Фото Что такое самоопределение народов

Взаимосвязь двух важнейших отраслей международного права нашла юридическое отражение в основополагающих международных пактах о правах человека. К ним относятся Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских политических правах, включающие в себя статьи, посвящённые праву народов на самоопределение.

Вторая половина XX в. поставила перед человечеством проблемы, решение которых требует новых подходов, основанных на дальнейшем развитии демократии, а значит, упитывающих интересы не только отдельных индивидов и отдельных государств, но и народов. Мировое сообщество нуждается и в таких международных нормах, которые сохраняют статус-кво, и в таких, которые делают возможными перемены. Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход, учитывающий как существующие обстоятельства, так и возможные последствия.

Что такое самоопределение народов. Смотреть фото Что такое самоопределение народов. Смотреть картинку Что такое самоопределение народов. Картинка про Что такое самоопределение народов. Фото Что такое самоопределение народов

В последнее время у народов появились новые возможности для отстаивания своих прав, нарушающие монополию государств на выражение «общенационального» мнения. Народы всё чаще предпринимают собственные усилия для защиты своих прав. Выдвигаются предложения о представительстве в ООН не только государств, но и непосредственно пародов, например в виде создания наряду’ с Генеральной Ассамблеей Палаты народов.

Созданы и успешно действуют неправительственные международные объединения народов, в частности Федеральный союз народов Европы, объединения коренных и малочисленных народов — Всемирный совет коренных народов, Совет саамов, объединяющий саамов Норвегии, Швеции, Финляндии и России, Международная лига малочисленных народов и этнических групп и др.

Существуют также всемирные объединения родственных народов— Всемирный конгресс татар, Консультативный комитет финно-угорских народов и др.

В России есть региональные объединения пародов, такие как Ассамблея народов Поволжья и Урала, Конфедерация народов Кавказа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *