Что такое нация обществознание 8 класс

Этнос, нации и народности

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Всего получено оценок: 560.

Всего получено оценок: 560.

В мире существует около 2-х тысяч наций, народностей и племен. Чаще всего в состав одной страны входит несколько наций, такие государства называют многонациональными, и эти понятия подробно изучаются в 8 классе. Сейчас попробуем разобраться, что обозначают понятия род, народность, этнос, нация, племя, национальность, выявить их сходства и различия.

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Этнос

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих общую культуру, историю, язык. Данное понятие рассматривается в качестве общего собирательного названия для многочисленных кровнородственных групп людей, которые образуют племя, народность или нацию.

Отнести человека к тому или иному этносу можно в зависимости от его биологических и социальных особенностей.

Каждый этнос имеет черты, которые свойственны именно его представителям. Они формируются в течение долгого периода времени и под влиянием различных факторов: природно-климатических условий, территории проживания, исторического прошлого.

На внешний облик и характер людей влияют природные условия, в которых долгое время проживал их народ. Например, сильные ветра, песчаные бури определяют такой признак, как узкие глаза, а жаркий, солнечный климат привел к появлению людей со смуглой и черной кожей. Отдаленность места проживания, изолированность отражалась на образе жизни и отношениях с другими людьми.

Итак, выделим ряд признаков этноса как устойчивой общности людей:

которые читают вместе с этой

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Племя

Это самая ранняя форма этноса. Его появлению предшествовало объединение людей в семьи, роды и кланы.

Семья – самая малочисленная из групп, основанная на кровном родстве. Она объединяет родителей и детей. Объединение нескольких семей образует род. Несколько родов, вступивших в союз, становятся кланом. Объединение нескольких кланов называется племенем.

Племена имели свой язык, проживали на одной территории. Кроме того, в это время уже зарождалась система управления. В каждом племени был свой вождь, а также особый совет, в котором обсуждались самые важные вопросы. Формировались традиции и церемонии.

Этнос: нации и народности

Народность

Это более развитая форма этноса, пришедшая на смену племени. Главные ее отличия в том, что:

Нация

Это тип этноса, наиболее многочисленная группа людей, объединенных общими институтами и ценностями.

Признаки нации:

Миграция

Людям свойственно постоянное перемещение вследствие природных катаклизмов, военных действий, освоения новых территорий для ведения хозяйства. Некоторые народы были вынуждены переселиться со своей родины, в результате чего они приобщались к другой культуре, территории, налаживали связи с другими этносами, перенимали их черты. Место, в которое они переселялись, становилось их исторической родиной.

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Что мы узнали?

Понятие этнос включает в себя различные устойчивые и меняющиеся объединения людей, которые формировались на протяжении исторического развития человечества, приобретая новые черты, становясь сложнее и больше по численности. Самыми первыми социальными группами были семья, род и племя, а затем происходило их превращение в народности и нации.

Источник

Нация в обществознании что такое, определение понятия с примерами кратко (8 класс)

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

В современном мире насчитывается более 2 тысяч наций и народностей. Люди, относящиеся к ним, говорят на разных языках, сохраняют специфические традиции, обладают уникальной культурой. Часто к нации относят представителей отдельно взятого государства. Рассмотрим, что такое нация, как она появляется, какими могут быть отношения между представителями разных наций.

Понятие нации

В науке выделяется два толкования термина «нация». Кратко рассмотрим каждое из них.

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 классРис. 1. Представители разных наций.

Как складывается нация

Первой в истории человечества общностью людей считается род. Он объединял кровных родственников. Тяжёлые условия проживания способствовали тому, что представители разных родов стали объединяться в племена. Такой уклад жизни был характерен для первобытного общества.

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 классРис. 2. Первобытные люди.

Со временем племена стали объединяться в государства, вырабатывая при этом общий язык, схожие традиции. Так зародились государства. Территориальное объединение народностей, их сближение в экономике и культуре способствовало образованию наций.

Межнациональные отношения

Под межнациональными отношениями понимаются отношения между представителями разных наций в рамках одного государства или отношения между жителями разных стран. Их развитие может сопровождаться сотрудничеством или конфликтами.

Выделяются следующие формы мирного взаимодействия:

Межнациональный конфликт — это противостояние наций. Причин можно выделить множество. Наиболее распространённые из них:

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 классРис. 3. Война.

От того, каким образом разрешаются конфликты между государствами, зависит благополучие всего мира.

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Что мы узнали?

Нации, изучаемые в 8 классе, — это этнические общности людей, проживающих на одной территории, имеющих общий язык, культуру, традиции. Они складывались в течении длительного времени. Между нациями могут быть отношения мирного сотрудничества или противостояния.

Источник

Этнос, нации и народности (8 класс, обществознание)

В мире существует около 2-х тысяч наций, народностей и племен. Чаще всего в состав одной страны входит несколько наций, такие государства называют многонациональными, и эти понятия подробно изучаются в 8 классе. Сейчас попробуем разобраться, что обозначают понятия род, народность, этнос, нация, племя, национальность, выявить их сходства и различия.

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Этнос

Этнос – общее собирательное название для многочисленных кровнородственных групп людей, которые образуют племя, народность или нацию.

Отнести человека к тому или иному этносу можно в зависимости от его биологических и социальных особенностей.

Каждый этнос имеет черты, которые свойственны именно его представителям. Они формируются в течение долгого периода времени и под влиянием различных факторов: природно-климатических условий, территории проживания, исторического прошлого.

На внешний облик и характер людей влияют природные условия, в которых долгое время проживал их народ. Например, сильные ветра, песчаные бури определяют такой признак, как узкие глаза, а жаркий, солнечный климат привел к появлению людей со смуглой и черной кожей. Отдаленность места проживания, изолированность отражалась на образе жизни и отношениях с другими людьми.

Итак, выделим ряд признаков этноса как устойчивой общности людей:

Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть фото Что такое нация обществознание 8 класс. Смотреть картинку Что такое нация обществознание 8 класс. Картинка про Что такое нация обществознание 8 класс. Фото Что такое нация обществознание 8 класс

Племя

Это самая ранняя форма этноса. Его появлению предшествовало объединение людей в семьи, роды и кланы.

Семья – самая малочисленная из групп, основанная на кровном родстве. Она объединяет родителей и детей. Объединение нескольких семей образует род. Несколько родов, вступивших в союз, становятся кланом. Объединение нескольких кланов называется племенем.

Племена имели свой язык, проживали на одной территории. Кроме того, в это время уже зарождалась система управления. В каждом племени был свой вождь, а также особый совет, в котором обсуждались самые важные вопросы. Формировались традиции и церемонии.

Этнос: нации и народности

Народность

Это более развитая форма этноса, пришедшая на смену племени. Главные ее отличия в том, что:

Нация

Это тип этноса, наиболее многочисленная группа людей, объединенных общими институтами и ценностями.

Признаки нации:

Миграция

Людям свойственно постоянное перемещение вследствие природных катаклизмов, военных действий, освоения новых территорий для ведения хозяйства. Некоторые народы были вынуждены переселиться со своей родины, в результате чего они приобщались к другой культуре, территории, налаживали связи с другими этносами, перенимали их черты. Место, в которое они переселялись, становилось их исторической родиной.

Что мы узнали?

Понятие этнос включает в себя различные устойчивые и меняющиеся объединения людей, которые формировались на протяжении исторического развития человечества, приобретая новые черты, становясь сложнее и больше по численности. Самыми первыми социальными группами были семья, род и племя, а затем происходило их превращение в народности и нации.

Источник

Социальные отношения. Этнос и нация.

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

К этническим общностям, как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.

С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации.

Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.

Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.

Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.

Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.

Факторы этногенеза:
1) Демографический. Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический. Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой. Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический. Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.

В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Источник

Методическая разработка урока обществознания в 8 классе: «Нации и межнациональные отношения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 117»

урока обществознания для 8 класса

«Нации и межнациональные отношения»

Автор методической разработки

Верхутина Мария Александровна

учитель истории и обществознания

Методическая разработка «Нации и межнациональные отношения» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она предназначена для учителей обществознания, работающих в 8х классах. Она может быть использована на уроках истории, географии, иностранного языка, ИЗО, литературы и т.д., во внеурочной деятельности в формате классного часа, а также как и начало проектной деятельности по истории и культуре различных национальностей. Урок представлен в виде практико-ориентированной модели. Ученики постоянно подкрепляют полученные знания практическими действиями. Основной задачей данного урока является развитие толерантного общества в современном мультикультурном пространстве.

Оглавление

Цель, задачи, планируемые результаты, методы, формы 4-7

Технологическая карта урока 8-13

Список литературы 25

Тип урока : урок открытия нового знания

УМК : УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова

Тема «Нации и межнациональные отношения».

Тема достаточно актуальна, так как мы живём в многонациональном государстве. Поиск пути наилучшего сотрудничества и добрососедства между разными народностями до сих пор продолжается. Граждан нашего государства, также, как и граждан других стран затрагивает глобализация и мощные миграционных процессы. Данные реалии жизни современного общества ориентируют нас на отношение к правам и свободам человека как высшей ценности независимо от происхождения и национальности. Но проблемой является молодое поколение, часть которого в национальном вопросе показывает отсутствие толерантности к представителям других народностей. Этот вопрос особенно важен потому, что мы живем в многонациональном государстве. Задания по данной теме включены разработчиками в ЕГЭ И ОГЭ.

Создание условий для формирования у учащихся понятий о том, что такое этнос и этнические общности; каковы причины межэтнических конфликтов и пути их разрешения и какие способы межнационального взаимодействия существуют.

1. Познакомить учащихся с понятиями – этнос, народ, нация, национальность.

2. Научить определять сущностные признаки этнических общностей.

3. Понимать значение таких терминов, как толерантность, интеграция и межнациональный конфликт.

Воспитание чувства уважения к своей нации через уважение к людям других национальностей.

Выработать негативное отношение к национальным и межнациональным конфликтам

3. Воспитывать у учащихся такое умения, как успешная коммуникация друг с другом, в группе и в классе в целом.

1. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы.

2. Развивать умение соотносить уже полученную ранее информацию на других предметах, с материалом, полученным на уроке.

Планируемые результаты (УУД)

Мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества;

Ориентация на ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

Уметь анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Регулировать своё поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять своего знания и незнания

Выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Объяснять явления и процессы с точки зрения общественных наук.

Владеть различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности.

Учитывать позиции других участников деятельности.

Ясно и точно излагать свою точку зрения

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический.

Методы контроля: устный, письменный.

Приемы: проблемные вопросы.

Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Этнос, племя, народ, нация, национальность, многонациональные государства, межнациональные конфликты.

национальная политика, межнациональная интеграция, толерантность.

Компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация с терминами для их закрепления, изображения людей различных национальностей, примеров межнациональных конфликтов и способов интеграции, рабочие листы как раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

Технологическая карта урока

Проверка домашнего задания.(на карточках)

1 Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:

2 Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, это….

3 Какой признак, прежде всего, определяет принадлежность человека к большой социальной группе преподавателей?

Положение в обществе

4 Социальный статус личности- это…

Совокупность юридических прав и обязанностей

Имущественное положение человека

Определенное положение в системе общественных отношений

5 Какое понятие социального статуса является наиболее верным:

социальный статус- это положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы

социальный статус- это социальное положение человека в обществе

социальный статус- это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

– Подготовка к работе на уроке

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Вопросы к эпиграфам, написанным на доске

– Создание проблемной ситуации

– Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, задач урока

— Ответы на наводящие вопросы

– Формулирование цели урока и задач урока

Работа с терминами

-Что такое «социальная структура общества»?

-Какие элементы социальной структуры общества мы изучили (классы, сословия, касты и т.д)

-Как вы думаете, какие элементы можно еще включить в социальную структуру, исходя из эпиграфов, обозначенных на доске?

-Охарактеризуйте понятие «племя»

-Как вы думаете, чем отличаются нации от народности?

-Какие способы взаимодействия между народами лучше?

– Как мы будем искать ответ на проблему урока?

– Ответы на вопросы учителя;

-запись терминов в тетрадь

Открытие нового знания

Организует индивидуальную работу с карточками (3 задания).

1. Укажите в схеме виды этносов:

Сравните два понятия: нация и народность (в чем сходства, в чем различия).

3. Сравните и сопоставьте признаки этносов:

Совокупность племён, объединённых общей территорией

Общая культура и традиции

Общее этническое самосознание

Территориальная и хозяйственная общность

Развитие социальной структуры

Работа с карточками заданий, учебником и мультимедийной презентацией.

Применение нового знания

4. Задание: работая с соседом по парте, подберите слова-ассоциации или примеры из жизни, характеризующие термины «национальный конфликт» и «национальная интеграция».

5. На основе статей конституции ( 19,26,29,68, 69) , приведенных ниже, докажите, работая с соседом по парте, что Российская Федерация, это многонациональное государство.

Работа с таблицей и с источником (конституция)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

– Оценить ответы и работу активных обучающихся на уроке.

– Анализ и оценка проведенного урока

– Получение отметок за урок

§ 15, ответить на вопрос №: 6 на стр.130, написать мини эссе на выбор по одному из эпиграфов к уроку. Подготовь мини презентацию(по желанию) о культуре одного из народов России.

– Запись домашнего задания в дневник

– Освоение цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи (открытие нового знания)

7. Домашнее задание

II. Проверка домашнего задания.(на карточках)

1 Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:

2 Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, это….

3 Какой признак, прежде всего, определяет принадлежность человека к большой социальной группе преподавателей?

Положение в обществе

4 Социальный статус личности- это…

Совокупность юридических прав и обязанностей

Имущественное положение человека

Определенное положение в системе общественных отношений

5 Какое понятие социального статуса является наиболее верным:

социальный статус- это положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы

социальный статус- это социальное положение человека в обществе

социальный статус- это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

II. Изучение нового материала.

4. Межнациональные отношения в современном обществе.

На доске вы видите эпиграфы. Попробуйте определить тему, которую мы сегодня будем проходить

Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности… Кто на каком языке думает – тот к тому народу и принадлежит.

Русский писатель и лексикограф (1801—1872).

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.

Литературный критик (1836—1861).

Правильно, это тема «Нации и межнациональные отношения». Мы с вами продолжаем рассматривать социальную структуру общества. Помимо классов, сословий, каст и других групп, социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности людей, этносы. Эта тема очень актуальна, особенно тем, что мы с вами живем в большом и многонациональном государстве, в Российской Федерации

В курсах истории мы рассматривали такие исторически сложившиеся формы общности людей, как род и племя. Вспомните, что родом называли группу кровных родственников, ведущих происхождение по одной линии. Становясь все больше роды стали делится на племена.

Плем я –это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религии, обрядов.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных племён и народностей в результате их соединения, «перемешивания».

Нация – это сообщество людей, объединённых единой территорией, экономикой, языком, культурой, самосознанием и организованных в государство. Эти исторические общности в науке принято называть этническим.

У вас на столах находятся рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу урока. Некоторые задания вы будете выполнять самостоятельно, а некоторые в парах.

Укажите в схеме виды этносов, которые мы озвучили (племя, народность, нация).

Далее выполните задание 2 на рабочем листе

Необходимо сравнить два понятия: нация и народность (в чем сходства, в чем различия).

Далее, используя учебник на с. 122,123,124 выполните задание 3, где нужно сопоставить признаки различных этносов (просто обозначив любым значком, можно галочкой).

Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.

-Какой вывод можно сделать из приведённых данных?

(Большинство народов проживает в многонациональных государствах).

Многие государства стремятся к созданию сильных, сплоченных и многонациональных государств. Но увы, так получается не всегда.

В современном мире мы видим множество межнациональных конфликтов. В этом понятии слово «конфликт» нам уже знакомо. Давайте вспомним, что оно означает.

Межнациональный конфликт – споры, столкновения, возникшие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

— Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.

-В чём причина конфликтов на национальной почве?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам познакомиться с материалом учебника.

Учащиеся самостоятельно изучают материал и в ходе фронтального опроса выводят причины межнациональных конфликтов. Их учитель может записать на доске.

Причины межнациональных конфликтов.

Из истории мы знаем, что в разные её периоды происходило передвижение

2. Неравенство социально- экономических условий.

3. Ущемление прав по национальному и религиозному признаку.

Если в государстве вводятся ограничения на использование языка того народа, который является меньшинством, если преследуется национальная религия, то отношения в обществе становятся напряжёнными.

4. Национальные предрассудки, низкая культура.

Некоторые люди верят, что есть «плохие» и «хорошие» национальности. Их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности.

-Как же предотвратить национальные конфликты? Ведь помимо конфликтов люди разных национальностей взаимодействуют друг с другом, сотрудничают (по-другому можно сказать интегрируют ). Взаимодействовать можно в разных сферах общественной жизни, такой как экономическая, духовная, политическая и социальная.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

— отказ от насилия и принуждения,

— мирное урегулирование спорных проблем;

— равенство наций и народов;

— признания прав и свобод человека важнейшей ценностью.

Эти гуманистические принципы нашли отражение в Конституции Российской Федерации.

В 5 задании вы должны прочитать статьи из конституции 19,26,29,68, 69 и доказать, что Россия является многонациональной страной.

В заключение хотелось бы сказать, что наше государство многое делает для того, чтобы каждый человек, к какой бы нации он не относился, чувствовал себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, имел возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Но многое зависит и от каждого отдельного человека, от нас с вами. Необходимо проявлять уважение, терпение к людям другой национальности, их верованиям, обычаям. Необходимо уважать культуру каждого, народа, ведь она уникальна. Необходимо уважительно и терпимо относится к мигрантам(толерантно) ведь они не от хорошей жизни меняют место жительства, покидают родные места, а порой и даже свою семью, только для того, чтобы хоть как-то их прокормить. И только в успешном сотрудничестве и взаимодействии можно достичь полной гармонии в обществе, где человека будут рассматривать только по его достижениям и личностным качествам, а не по цвету кожи и языку, на котором он говорит. Только то государство будет сильным, которое уважительно относится к даже самому малому своему народу. И в довершение ко всему сказанному мне бы хотелось узнать, что из полученного вами материала сегодня для вас было самым интересным и что бы хотели рассмотреть по теме на следующих уроках, возможно даже истории. Можете очень кратко указать на обратной стороне листа.

Домашнее задание: § 15, ответь на вопрос №: 6 на стр.130, напиши мини эссе на выбор по одному из эпиграфов к уроку. И подготовь мини презентацию о культуре одного из народов России.

При работе на уроке особое внимание уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Поставленные ФГОС задачи в современном образовании возможно только при активном использовании деятельностного подхода. Данный подход позволяет формировать мышления через умело организованную деятельность педагога, умение учащихся найти свое место в окружающем сообществе, усвоив при этом определенные правила и

нормы, осознанно выстраивать свою деятельность, прогнозировать результаты и адекватно оценивать результативность своей деятельности. Из воспитательных можно выделить аспект формирования системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Самый важный аспект данного урока – это формирование осознанной гражданской позиции, что данный урок с успехом и решает. Ключевым здесь является метод проблемного обучения, как и многие уроки обществознания.

Данная методическая разработка активно используется на уроках обществознания, была представлена на неделе «Гуманитарных наук» в школе и районном МО. Успешно интегрируется в курс истории и дополняется уроком «Народы России в 18 веке». Учащиеся активно готовят не только презентации, но и мини проекты, где представляют одежду, обряды, кулинарные блюда, игрушки, декоративное творчество, песни народов России. Также данная разработка может интегрироваться с уроками родного языка и литературы, технологии, ИЗО и иностранного языка.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ученика 8 _ класса (ФИ)__________________

Тема урока: Нации и межнациональные отношения.

1. Укажите в схеме виды этносов:

Сравните два понятия: нация и народность (в чем сходства, в чем различия).

3. Сравните и сопоставьте признаки этносов:

Совокупность племён, объединённых общей территорией

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *