Что такое натюрморт в графике

Изобразительное искусство. 6 класс

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта
Необходимо запомнить

Рисунок – основной вид графики. Рисунок необходим всем художникам как этап работы. Рассмотрим особый вид графики – печатную графику, когда с одного рисунка, сделанного специальными инструментами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется гравюра. Гравюра бывает разной: на дереве ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, даже на камне – литография.

В конце XIX века интерес к натюрморту возрос невероятно. К этому жанру обратились очень многие художники, потому что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового видения мира. Главным выразительным средством в живописи стал цвет.

Новую свободу выражения открыли французские художники второй половины XIX в. Определяющим в развитии натюрморта явилось творчество Поля Сезанна. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет. Одновременно с Сезанном жил Винсент Ван Гог. Он приходит к идее, что краски палитры живописца не должны совпадать с красками природы. Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному восприятию натуры художником и возбуждало такие же переживания у зрителя. Самым ярким из французских художников конца XIX – первой половины ХХ веков был Анри Матисс. Нарядность цвета его картин кажется фантастической.

В начале XX века в Москве было создано объединение молодых художников «Бубновый валет». В основу творчества художников легло любование предметным миром, а одним из самых популярных жанров стал натюрморт. Учителем для многих стал французский постимпрессионист Поль Сезанн. В своих картинах художники делали акцент на форме предмета, его массе и цвете.

Цвет способен создавать настроение печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или тайну. Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту.

Всякий натюрморт строго организован художником, а не просто списан с натуры, и все выразительные средства изобразительного языка раскрывают задуманный образ. Примерами таких натюрмортов являются натюрморты-памятники: «Память смоленской земли» Бориса Неменского, «Натюрморт с хлебом» Владимира Стожарова.

Самое значительное произведение Игоря Грабаря

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

И. Грабарь. Февральская лазурь (1904).

Игорь Грабарь писал наполненные светом пейзажи и натюрморты, был архитектором и искусствоведом. Он полюбил искусство еще в детстве: « Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей».

Он любил зиму и зимние пейзажи, на эту тему создал ряд произведений, среди которых картина «Февральская лазурь» (1904). Изменения в природе и в освещении происходили быстро, и художник писал с азартом, «швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая».

Идею для «Февральской лазури» подсказала художнику сама природа во время прогулки в лесу. Он засмотрелся на березу и выронил палку, наклонился за ней и случайно поднял глаза вверх. Грабарь так писал об этом случае: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины».

Чтобы достичь впечатления низкого горизонта, он сделал в глубоком снегу траншею и разместился там с мольбертом и большим холстом. Грабарь использовал для передачи цвета «голубой эмали неба» разные оттенки голубого. За две с половиной недели он закончил полотно полностью на натуре. Сам художник называл «Февральскую лазурь» самым значительным своим произведением.

Источник

Открытый урок «Натюрморт в графике»

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока:

Задачи урока:

Научить видеть изменение картины мира и образа человека, поставив в центр духовные проблемы подчиняя им умение в способах изображения развитие чувств и эмоций.

Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласью специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Наглядность и оборудование:

Для учащихся: формат A3, 3 карандаша (Т, ТМ, М), уголь, ластик.
Для учителя: презентация на компьютере (графика), рисунок на доске, заготовки для натюрморта.

Используемая литература:

План урока:

Ход урока

1. Объяснение новой темы:

Сегодня на уроке я вас познакомлю с таким жанром искусства, как натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом выполненным в карандаше.
( Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Приложение 1 (по поводу получения приложения 1 связывайтесь с автором)

С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблю­дение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой — ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми Л перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные у приёмы работы теми же материалами.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики.
Так что же такое графика? Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу», «рисую».

Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш, и уголь или другой «сухой» красящий
материал.
Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика

НАТЮРМОРТ

2. Практическая часть:

Ребята должны увидеть какие бывают прекрасные линии и пятно. Всё показываю на доске.

Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности в больших размерах — мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности.
Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно.
Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения.
Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении формы.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Далее идёт показ поэтапной работы на доске (Приложение 10 )

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

3. Самостоятельная работа.

Выставляем работы к доске
Проводим анализ работ
Разбираем ошибки
Выставляем оценки
Подвожу итог урока
Спасибо за урок.

Раздаточный материал (Приложение11)

Источник

Изобразительное искусство. 6 класс

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта
Необходимо запомнить

Рисунок – основной вид графики. Рисунок необходим всем художникам как этап работы. Рассмотрим особый вид графики – печатную графику, когда с одного рисунка, сделанного специальными инструментами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется гравюра. Гравюра бывает разной: на дереве ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, даже на камне – литография.

В конце XIX века интерес к натюрморту возрос невероятно. К этому жанру обратились очень многие художники, потому что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового видения мира. Главным выразительным средством в живописи стал цвет.

Новую свободу выражения открыли французские художники второй половины XIX в. Определяющим в развитии натюрморта явилось творчество Поля Сезанна. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет. Одновременно с Сезанном жил Винсент Ван Гог. Он приходит к идее, что краски палитры живописца не должны совпадать с красками природы. Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному восприятию натуры художником и возбуждало такие же переживания у зрителя. Самым ярким из французских художников конца XIX – первой половины ХХ веков был Анри Матисс. Нарядность цвета его картин кажется фантастической.

В начале XX века в Москве было создано объединение молодых художников «Бубновый валет». В основу творчества художников легло любование предметным миром, а одним из самых популярных жанров стал натюрморт. Учителем для многих стал французский постимпрессионист Поль Сезанн. В своих картинах художники делали акцент на форме предмета, его массе и цвете.

Цвет способен создавать настроение печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или тайну. Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту.

Всякий натюрморт строго организован художником, а не просто списан с натуры, и все выразительные средства изобразительного языка раскрывают задуманный образ. Примерами таких натюрмортов являются натюрморты-памятники: «Память смоленской земли» Бориса Неменского, «Натюрморт с хлебом» Владимира Стожарова.

Самое значительное произведение Игоря Грабаря

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

И. Грабарь. Февральская лазурь (1904).

Игорь Грабарь писал наполненные светом пейзажи и натюрморты, был архитектором и искусствоведом. Он полюбил искусство еще в детстве: « Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей».

Он любил зиму и зимние пейзажи, на эту тему создал ряд произведений, среди которых картина «Февральская лазурь» (1904). Изменения в природе и в освещении происходили быстро, и художник писал с азартом, «швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая».

Идею для «Февральской лазури» подсказала художнику сама природа во время прогулки в лесу. Он засмотрелся на березу и выронил палку, наклонился за ней и случайно поднял глаза вверх. Грабарь так писал об этом случае: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины».

Чтобы достичь впечатления низкого горизонта, он сделал в глубоком снегу траншею и разместился там с мольбертом и большим холстом. Грабарь использовал для передачи цвета «голубой эмали неба» разные оттенки голубого. За две с половиной недели он закончил полотно полностью на натуре. Сам художник называл «Февральскую лазурь» самым значительным своим произведением.

Источник

Проектная работа по изо на тему «Натюрморт в графике»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Болотное Проектная работа по изо «Натюрморт в графике» Выполнили: Ученицы 7 а класса Гончарова Виталина, Ковалёва Дарья Учитель: Кудасова О.В.

Цели Узнать где применяется натюрморт в графике и с помощью чего он создаётся, а ещё какие виды натюрморта в графике существует

Учитель Кудасова О.В.

Если видишь на картине Самовар ты на столе, Или виноград в корзине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу- Знай, что это…

«Графика – это особый мир выразительных возможностей, где черное, белое и серое взаимодействуют в бесконечном количестве вариантов». А. Бер. ЧТО ТАКОЕ ГРАФИКА…

Основные изобразительные средства графики – линия (выразительная линия); штрих (широкие и темные, легкие и прозрачные, еле уловимые, короткие…); пятно (от легкого прозрачного до самого глубокого и темного); фон (т.е. цвет бумаги). ЯЗЫК ГРАФИКИ…

МАТЕРИАЛЫ В ГРАФИКЕ… КАРАНДАШ УГОЛЬ САНГИНА ПАСТЕЛЬ СОУС СЕПИЯ ТУШЬ АКВАРЕЛЬ

КАРАНДАШ… Графит – продукт натурального происхождения черного цвета. Графитные стержни для письма знали уже в Древней Греции. Эпоха Возрождения – свинцовый штифт. 1664год широкое применение получает в Голландии и Англии после открытия графитовых рудников.

УГОЛЬ, САНГИНА, ПАСТЕЛЬ… Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло серого цвета. Сангина- карандаш интенсивного коричневого цвета, дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет.

ТУШЬ РИСУНОК ПЕРОМ, ПАЛОЧКОЙ, КИСТЬЮ… Главная особенность – глубокий черный цвет. Тушь изготовляют из газовой сажи. В Египте сажу смешивали с соком акации и вишни, в Европе разводили маслом. В Китае тушь появилась стойкая к свету, но ломкая и густая, в виде палочек, поэтому предпочтение отдается письму кистью.

ТУШЬ РИСУНОК ПЕРОМ, ПАЛОЧКОЙ, КИСТЬЮ…

ТУШЬ РИСУНОК ПЕРОМ, ПАЛОЧКОЙ, КИСТЬЮ… Главная особенность – глубокий черный цвет. Тушь изготовляют из газовой сажи. В Египте сажу смешивали с соком акации и вишни, в Европе разводили маслом. В Китае тушь появилась стойкая к свету, но ломкая и густая, в виде палочек, поэтому предпочтение отдается письму кистью.

ТУШЬ РИСУНОК ПЕРОМ, ПАЛОЧКОЙ, КИСТЬЮ…

АКВАРЕЛЬ… Прозрачность, активная роль бумаги в построении изображения. Монохромная –сепия (коричневая), бистр (черная). В акварель выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

Гравюра- печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой нанесен рисунок. Вид искусства графики. Гравюра

Граттаж Этапы выполнения граттажа

Вывод Натюрморт в графике бывает разного вида работы и создаёться с помощью разных инструментов для рисования, например, граттаж, сангина, тушь и т.д. Натюрморт в графике широко распространён в изо.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

«Графика – это особый мир выразительных возможностей, где черное, белое и серое взаимодействуют в бесконечном количестве вариантов».

МАТЕРИАЛЫ В ГРАФИКЕ

Графит – продукт натурального происхождения черного цвета.

Графитные стержни для письма знали уже в Древней Греции.

Эпоха Возрождения – свинцовый штифт.

1664 год широкое применение получает в Голландии и Англии после открытия графитовых рудников.

Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло серого цвета.

Сангина- карандаш интенсивного коричневого цвета, дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет.

Тушь изготовляют из газовой сажи. В Египте сажу смешивали с соком акации и вишни, в Европе разводили маслом.

В Китае тушь появилась стойкая к свету, но ломкая и густая, в виде палочек, поэтому предпочтение отдается письму кистью.

Прозрачность, активная роль бумаги в построении изображения.

Монохромная –сепия (коричневая), бистр (черная).

В акварель выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

Номер материала: ДБ-1146213

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Занятие-лекция «Графическое композиционное решение натюрморта. Открытый урок «натюрморт в графике»

В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения графического натюрморта применительно к задачам обучения художников декоративно-прикладного искусства. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения различных типов натюрмортов. Адресовано студентам высших учебных заведений, готовящих художников для сферы декоративно-прикладного искусства, может быть полезно учащимся средних художественных заведений, а также всем, кто интересуется искусством.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Ф. Снейдерс «Кладовая», ок. 1620 г.

Но в конце XIX века вещи стали изображать ради их свойств: «вещь независимая, обладающая своей жизнью» или «вещь в себе и для себя». Такие натюрморты несут:
— больше эмоционального, чем материального;
— больше ассоциативного чем конкретного.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

В. Ван Гог «Натюрморт с четырьмя подсолнухами», 1887 г.

Постановка.
Натюрморты бывают поставленные (которые ставят специально) и не поставленные (спонтанные, естественные). В учебной практике чаще натюрморт ставят, и с конкретной целью — научиться рисовать. Хорошо поставить предметы довольно не просто. Начинающие обычно мало задумываются про их сочетания, помню по себе, ставила всё подряд). Сейчас я больше думаю.

Итак, подробнее, как ставить натюрморт.

Начнём с того, что все предметы должны быть подобраны по смысловому значению.
Нежелательно совмещать несовместимое. Например, грязные ботинки и восточный кальян. Немного примеров тематики натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак, детский/женский/мужской, винный, натюрморт художника, морской, книжная полка, чайный/кофейный, дачный и тд.

Композиция.
Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному. Не стоит ставить в ряд, старайтесь создать плановость и показать глубину пространства. Также не сгребайте предметы в кучу и не расставляйте их слишком далеко друг от друга. Линии предметов должны быть разными по наклону, создавая ритм, движение. Также предметы не должны «целоваться».

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

П. Гоген «Натюрморт с яблоками и цветами».

Зелёным показаны направления основных линий в картине. Чем разнообразнее наклон этих линий, тем интереснее композиция.

Необходимо совмещать предметы разных размеров и формы.
Чем разнообразнее, тем интереснее будет натюрморт. Обязательно должен быть главный предмет, к которому обычно подбирается всё остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме и их необходимо ставить на разный уровень.

Натюрморты можно поделить на графические и живописные.
Для графики и рисунка важно подобрать предметы по тону и фактуре. Цвет не имеет значения.
Также каждый графический материал имеет свою природу. Например, углю свойственна бархатистость и глубина, ему подходят матовые шероховатые предметы. Хорошие учебные постановки для угля и пример учебного рисунка на стадии детализации:

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Для линейного рисунка важна интересная линия. Учебные натюрморты, подходящие для линейного решения (два последних также хороши для акварельной живописи):

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Для мела или пастели на светлой бумаге хорош натюрморт в стиле «белое на белом» или светлый. Такой же натюрморт хорош для живописи по светлому тонированному (бежевому, светло-серому) холсту. Такие натюрморты любил писать Дж. Моранди википедия, Моранди

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

П. Сезанн «Драпировка, кувшин и ваза с фруктами», 1893-1894 гг.
Контраст красного и зелёного, оранжевого и синего, светлого и тёмного.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

В. Ван Гог «Чаша с маргаритками».
Нюанс в зелёной гамме.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Акцент служить для разнообразия картины, чтобы не было скучно

Важно учитывать такие качества цвета, как «тёплый» и «холодный». Я никогда не повешу фон за предметами теплее самих предметов, потому что тёплый цвет кажется ближе, чем холодный, и возникнет обратная перспектива по цвету. Такой натюрморт будет сложно грамотно решить.
На красном фоне читаются ТОЛЬКО очень светлые и очень тёмные предметы. Можно поставить что-то белое или черное. Также можно ставить на фоне красного предметы, которые краснее и активнее по цвету, чем фон. Но смотрите, чтобы натюрморт не был слишком агрессивен, в таких случаях всё равно хорошо присутствие белого, серого и чёрного (пример: П. Кончаловский «Красный поднос и рябина», см. выше).

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Также очень важно смотреть, на сколько гармонично по цвету вписывается предмет. Если предмет выглядит грязным, я либо ищу другой предмет, либо меняю фон.

Выбирайте равновесие.
Как уже говорилось выше в случае с красными натюрмортами, яркие «кричащие» по цвету предметы можно уравновесить монохромными вставками: спокойными серыми, чёрным или белым. Они разбавляют, сбивают яркость и делают цветовые сочетания не такими агрессивными.

Поддержка цвета.
Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.

Освещение.
В постановке очень важно наличие света и красивых прозрачных теней. Они создают объём. Поскольку главной задачей реалистичного рисунка является создание иллюзии трёхмерного изображения на двухмерной плоскости бумаги/холста, то именно передачей теней и света Вы и создадите иллюзию объёма. Причём по светлой бумаге важно передать красивые тени, передать их правильно, достаточно тёмными, цельными и прозрачными, правильно передать полутона, и сразу появится объём в картине. Хорошо про это сказал Н. Ге: «Свет написать нельзя, а только отношениями можно его вызвать, подбирайтесь к вашему светлому пятну верными отношениями и вы увидите, что если гамма цветов будет взята верно — свет будет гореть»
На темном холсте для создания объёма, наоборот, важно красиво написать свет и полутона.

Для начинающих также важно учиться живописи при дневном освещении. Оно создаёт мягкие тени, и Вы чётко различаете цветовые оттенки. Рисунок нужно рисовать с дополнительным искусственным освещением, потому что тогда тени контрастнее и глубже, можно рисовать и вечером. Важна прозрачность теней, если тени получаются очень чёрными и тёмными, я обязательно вешаю отражатель с теневой стороны — лист белой бумаги.

Красивые места.
Итак, когда Вы ставите себе натюрморт, необходимо представлять, как Вы его будете решать, в какой технике и на какой бумаге. Также в натуре должны быть «красивые места», на которые Вы смотрите и знаете, как Вы их напишете/нарисуете. Чем больше таких «красивых мест» Вы для себя поставите или найдёте в уже поставленном кем-то другим натюрморте, тем приятнее Вам будет рисовать. Например, тёмное стекло я намеренно ставлю на светлый фон, чтоб было видно его цвет. С той же целью ставят разноцветное стекло на подоконник на фоне окна.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Или намеренно ставлю сухой букет на светлый фон, чтоб создать красивый ажурный силуэт.
Ищу яркие просветы в листве, и их пластичную форму. «Красивые места», или «вкусные места», делают творческий процесс интересным и облегчают его. Если Вы понимаете, как это написать, Вам это нравится.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

В средний по сложности натюрморт могут входить:
— 3-5 предметов, или 1 сложный + пару простых поменьше
— драпировки с не чётким узором
— цветы
— нюансное решение

Сложным натюрморт можно назвать, если в него входит:
— много предметов, сложные по форме предметы
— несколько уровней (например, предметы на столе и полке чуть выше, или на стуле и столе, или просто создайте дополнительный уровень, подложив под драпировку на стол стопку книг или коробку)
— драпировки с чётким, большим по площади рисунком (например, горошек или восточный орнамент) и так далее.

Пример постепенного усложнения постановки:

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Сложная учебная постановка и пример её решения (студенческая работа на стадии). Обратите внимание на сложные драпировки и поддержку цветов в натюрморте: желтого, красного, голубого и белого.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Сложная «восточная» постановка и её пастельное решение, рисунок на коричневой бумаге. Цвет условен, выбранная охристая цветовая гамма ограничена.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

В любом случае, вкус и понимание пользы выбора предметов и окружения приходит не сразу. Поэтому не бойтесь экспериментировать, ставьте много, и так же много рисуйте
Желаю вдохновения!

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

В рисунке линия – простейший и главный элемент изображения: В рисунке линия – простейший и главный элемент изображения: а) как самостоятельных художественный элемент изображения; а) как самостоятельных художественный элемент изображения; б) как основа построения формы. б) как основа построения формы. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Правильная моделировка формы. Изображая форму предмета, мы делаем это с помощью карандаша, рисуем линии и наносим их с определенным ритмичностью и в определенном направлении. Изображая форму предмета, мы делаем это с помощью карандаша, рисуем линии и наносим их с определенным ритмичностью и в определенном направлении. При изображении формы линии следует наносить по форме предмета. Заметьте, что плоскости не имеют никакой градации или моделировки. Если мы хотим правильно изобразить форму предметов, линии должны быть параллельными и не разрушать форму, а выявлять ее. При изображении формы линии следует наносить по форме предмета. Заметьте, что плоскости не имеют никакой градации или моделировки. Если мы хотим правильно изобразить форму предметов, линии должны быть параллельными и не разрушать форму, а выявлять ее.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Световой блик – это всего лишь отражение источника света. Графическое изображение рефлексов и бликов является результатом внимательного наблюдения за линиями и общей формой предмета, создаваемыми светом на поверхности предмета. На блестящей поверхности контуры светового блика резко очерчены. Световой блик – это всего лишь отражение источника света. Графическое изображение рефлексов и бликов является результатом внимательного наблюдения за линиями и общей формой предмета, создаваемыми светом на поверхности предмета. На блестящей поверхности контуры светового блика резко очерчены. Контраст ярко выражен для создания ощущения отражения света. Контуры матовых участков очерчены более мягко, а контраст подчеркивает размытость световых участков. Контраст ярко выражен для создания ощущения отражения света. Контуры матовых участков очерчены более мягко, а контраст подчеркивает размытость световых участков.

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

– научить составлять и компоновать натюрморт;

– научить законам графической композиции натюрморта;

– обучить композиционным приемам изображения;

– воспитать любовь к красоте предметного мира;

– развитие творческих способностей.

Дидактические схемы, заготовленные силуэты различных форм из картона, наглядное пособие «Взаимодействие пятна и поля», таблицы.

«Натюрморт» – слово французское, означает оно буквально – «мертвая вода». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время расцветы голландского искусства и особенно искусства натюрморта.

Умение видеть красоту в обыденном было свойственно голландским художникам. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино.

Очень часто натюрморты назывались завтраками: «Завтрак с цыпленком» или «Завтрак с ветчиной и персиками».

Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.

В Голландии любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а во Фландрии писали на огромных холстах горы дичи, рыбы и цветов.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывают о нем.

Композиция натюрморта – правильное сочетание предметов (на столе, на плоскости, на земле и т.д.). Композиция – правильное со-расположение, упорядоченное соединение элементов.

Юный художник выстраивает порядок из хаоса со вполне определенной задачей и достигает художественной выразительности, движимый внутренним голосом, своим гением, при этом, пользуясь определенными композиционными средствами, чтобы замысел был воплощен (на листе бумаги и т.д.).

В графическом натюрморте художник обязан учитывать контраст формы предметов, их различие по величине, размеру (высокие – приземистые, широкие – узкие); по фактуре (гладкие – шероховатые); по тону (светлые – темные). Важно учитывать силуэт – как разновидность тональных контрастных отношений. В графическом натюрморте важен ритм. Эффект оверлеппинга (наложение предметов композиции друг на друга, с сохранением первоначальной формы элементов) – распространенный вид творчества в создании графической композиции. Для этого берутся заготовленные заранее вырезанные из бумаги силуэты различных декоративных форм (кувшины разной величины), накладываются на лист бумаги, обводятся карандашом. Причем силуэты перекрывают друг друга. Учащиеся заполняют графическими декоративными фактурами каждый отдельный силуэт и их членение. В результате получаются самые различные декоративные натюрморты.

I . Как планировать графическую композицию натюрморта.

Как составлять натюрморт.

Поль Сезанн /1839-1905/, по рассказам окружающих, целыми днями возился с фруктами и овощами, прежде чем приступить к работе кистью, так как составление натюрморта требует знаний законов композиции. Для юных художников необходимо знание элементарных законов предметной комопозиции, а именно:

Целостность – внутреннее единство композиции.

Натюрморт не должен распадаться на разные части /на отдельные самостоятельные части/. Но и не должен непременно смотреться как спаянный монолит. Между элементами могут быть промежутки, пробелы. Предметы должны даже перекрывать друг друга.

Главный элемент натюрморта /доминанта / сразу бросается в глаза (по массе, цвету и другим качествам), влияя на другие элементы композиции, оттеняя и выгодно их выделяя. Здесь напрашивается ассоциация с театром. В театре есть такое понятие, как «король и его свита», также и в ИЗО, где король – это центр композиции, а свита – второстепенные элементы композиции. Доминанта не в коем случае не является геометрическим центром композиции. Главное в композиции, чтобы второстепенные элементы приводили взгляд зрителя к кульминации изображения.

Уравновешенность композиции – основа гармонии в произведении. Если не знаешь как закомпоновать – делай симметрию. Строить симметричную композицию очень легко. Самый простой пример симметричной композиции – бабочка. Простой лист бумаги складываешь пополам. На одном листике бумаги ставишь две кляксы, похожие на крылышки, сгибаешь листик. Отпечатки зеркально повторяют кляксы. Изгиб листа – ось симметрии /тело бабочки/. Достаточно определить ось симметрии и границы изображения, мы получаем центрально-симметричную композицию.

Задание на симметрию.

1. Из трех предметов составить центрально-симметричную композицию /относительно вертикальной оси/. См. рисунок 1.

2. Из трех предметов составить центрально-симметричную композицию относительно горизонтальной оси. См. рисунок 2.

Уравновешенность – не только симметрия. Уравновесить композицию может пустое поле, или одна единственная точка, поставленная в определенном месте, а какой величины будет точка и какого цвета, нам подскажет наша интуиция.

См. таблицу «Взаимодействие пятна и поля».

Равновесие зависит от соотношения размеров фигуры и площади фона. Чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньшего размера следует брать фигуру, чтобы добиться устойчивого равновесия.

Уравновесить предметы на листе.

Иногда художнику удается случайно увидеть подходящий объект, к примеру, тарелки и чашки на столе, или несколько овощей на куске газеты. Уже готовые найденные группы могут быть очень оригинальны, отражая время и повседневный характер человека. Эти идеи нужно уметь использовать для составления предметов в студии. Однако, нужно быть осторожным и не разрушать ощущение естественности слишком тщательным планированием или большим количеством дополнительных деталей.

II . Графическая композиция натюрморта на листе.

Композиция никогда не получается удачной, если составлена наобум – в ней всегда должна присутствовать какая-то тема.

Еда в натюрморте – самый популярный сюжет. На таких картинах мы видим фрукты, овощи, кухонные принадлежности. Привлекательные сами по себе, они имеют прямое отношение друг к другу. Так что зрителю не приходится вздрагивать, увидев непонятный предмет /смотрите голландский натюрморт/. Некоторые картины рассказывают целые истории о личных интересах художника /см. Ван Гога/. Некоторые натюрморты рассказывают о профессии того или иного человека, или хобби /см. Пименов и др./ У всех есть ценные предметы, пробуждающие чувства. Именно они должны быть отправной точкой в написании натюрморта.

Задание на коллективную деятельность.

Составить натюрморт из многочисленных предметов по определенной теме.

Юные художники начинают работу с самого простого – с компоновки на листе /формат/. В подавляющем большинстве картины прямоугольные. Отсюда вытекают два возможных формата: вертикальный и горизонтальный. Самый простой композиционный прием – это замкнутая композиционная структура /кайма или рамка/. Кайма или рамка – ограничение края с использованием самых различных форм. Этот прием используется в решении афиш, стенгазет, открыток. /См. рис. 3/

Обратимся снова к методу оверлеппинга. (Группируются натюрморты из 3-х или более предметов, затем выполняются эскизные зарисовки предметов в карандаше, при помощи простого карандаша наносятся организованное членение на клеточки и каждая клеточка покрывается декоративным узором).

Создание декоративного графического натюрморта методом оверлеппинга.

На уроке в доступной форме состоялось знакомство с элементарными законами композиции и привиты навыки использования этих законов на практике в игровой форме и в учебной деятельности.

В конце урока раздаются каждому ребенку по три карточки разного цвета и дети сами оценивают состоятельность урока по успешности.

1. В.Н. Иванченко. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Москва — Ростов н/д: «Учитель», 2007.

2. В.Н. Козлов. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М: «Легкая и пищевая промышленность», 1981 г.

3. И.Г. Мосин, Н.В. Глушкова. Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: ТОО «У-Фактория», 1996 г.

4. Р.В. Паранюшкин. Композиция/ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001.- 80 с.

5. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Москва — Ростов н/д: «Учитель», 2006.

6. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок /часть 1/. Научно-практическое пособие для учителей, методистов.- Ростов н/д: «Учитель», 2006.

7. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок /часть 2/. Не совсем обычные и свосем необычные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов.- Ростов н/д: «Учитель», 2005 г.

8. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей.- Ростов н/д: «Учитель», 2001 г.

педагог Дополнительного Образования

Центра Внешкольной Работы

Руководитель Образцового детского

коллектива МАОУДОД ЦВР

Объединения «Изобразительное Творчество»

города Кропоткин Кавказского района

Что такое натюрморт в графике. Смотреть фото Что такое натюрморт в графике. Смотреть картинку Что такое натюрморт в графике. Картинка про Что такое натюрморт в графике. Фото Что такое натюрморт в графике

И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О Е И С К У С С Т В О

Допущено Учебно методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования

текстильных изделий в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению подготовки дипломированных специалистов «Художественное проектирование изделий текстильной

и легкой промышленности»

Р е ц е н з е н т ы:

кафедра художественного оформления текстильных изделий Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина (зав. кафедрой, профессор Ю.Э. Салман );

профессор кафедры коммуникативного дизайна МГХПУ им. С.Г. Строганова, доктор искусствоведения

В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения графического натюрморта применительно к задачам обучения художников декоративно»прикладного искусства. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения различных типов натюрмортов.

Адресовано студентам высших учебных заведений, готовящих художников для сферы декоративно»прикладного искусства, может быть полезно учащимся средних художественных заведений, а также всем, кто интересуется искусством.

УДК 75.049.6(075.8) ББК 85.147я73-1

© Бесчастнов Н.П., 2008 © ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2008 © Оформление. ООО «Гуманитарный издатель-

Таким образом, каждый студент

в той или иной форме несколько раз обращается к изучению натюрморта на протяжении всего периода обучения. Хотя цели работы в графических натюрмортных поисках меняются

в зависимости от учебной проблематики, основные принципы изображения остаются неизменными.

В связи с этим в пособии достаточно подробно рассматриваются как общие теоретические и практические аспекты работы над натюрмортом, так и специальные вопросы, касающиеся сбора натурного материала для

щий облик вещей, позволяют создать произведение высокой художественной правды, не уступающее по силе воздействия живописи. Это заставляет восполнить пробел в изучении истории графики натюрморта и постараться изложить методику исполнения таких изображений.

Пособие охватывает основные проблемы графического изображения натюрморта, встречающиеся в работе студентов вузов искусств. Приводятся примеры удачных творческих решений из опыта крупнейших художников изобразительного и прикладного искусства, истории художественного ремесла. Много внимания уделено изложению особенностей изображения основных сюжетов натюрморта, применяемым творческим техникам

и материалам. При подготовке материала пособия был обобщен опыт преподавания графики натюрморта как в России, так и за рубежом. Анализ произведений мастеров искусства проведен с учетом общей направленности учебной работы в вузе.

В пособии анализируются как чер- но-белые, так цветные изображения. Поскольку настоящее пособие является продолжением цикла ранее изданных автором работ по черно-белой

и цветной графике, базовые теоретические понятия о графическом изображении излагаются избирательно

и целенаправленно. Это позволяет больше внимания уделять изложению творческого процесса, включающего приемы и техники практической работы.

Многие известные художникипедагоги Западной Европы и России

считали натюрмортные постановки важнейшей формой обучения искусству. А.Г. Венецианов, понимая значение натюрморта в учебном процессе, настоятельно советовал своему бывшему ученику А.А. Алексееву, занявшему место учителя рисования

в 1836 г. 1 Венецианов считал, что натурный натюрморт с первых шагов

в искусстве позволяет увидеть и понять естественность бытия.

1 Савинов А.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955, с. 155.

Графику натюрморта невозможно рассматривать без связей с живописью натюрморта. Они находятся в рамках одного жанра и по сюжетным характеристикам, и по построению композиции часто почти идентичны. Множество графических листов являются повторением в гравюре холстов известных мастеров кисти. Однако условность искусства графики и особенности графических материалов позволяют графике натюрморта иметь свою специфику художественного языка, который придает графическому натюрморту особую характерную прелесть. Не случайно коллекции натюрмортов графических кабинетов во многих музеях насчитывают тысячи единиц хранения. Выставки, посвященные истории графики натюрморта, активно посещаются зрителями. Многие любители искусства посвятили свою жизнь собиранию натюрмортной графики. Например, имеется огромное количество почитателей натюрмортной графики Ф.П. Толстого и художников его круга. И дело тут не в особой «точ-

1 Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль//Собр. соч. Т. X. М., 1937, с. 402.

ности» или «иллюзорной схожести» изображенных предметов, а в созвучии понимания правды в искусстве у мастера и у его почитателя.

Но чем же все-таки привлекает графика натюрморта? Чистотой ли использования выразительных средств, условностью языка или вязью вырезанных на металле линий? Конечно, волшебная ажурная фактура из переплетающихся четких линий и штрихов разной толщины, покрывающая гравированные натюрмортные композиции, никогда не встречается в живописи. Она всегда завораживает взор, затягивает зрителя вглубь печатных листов.

Мы знаем, что линий, так широко используемых в графике, в природе не существует. Изображая на бумаге линиями образ, мы уже создаем ситуацию, которая даже при всем стремлении к реальности изначально условна. Поэтому, рассматривая натюрморт как уникальный жанр, позволяющий сосредоточиться на существе множества чисто художнических вопросов, мы должны понимать, что графически их можно решать весьма необычно и даже па-

радоксально. Не случайно, что в XX в. графика стала неожиданно влиять на развитие живописи именно через натюрморт. Сравнение живописи и графики натюрмортов, изображенных художниками-кубистами, красноречиво это подтверждает. Все это заставляет нас с особым вниманием отнестись к графическим европейским натюрмортам XX в.

При изложении опыта мастеров искусства, который приводится в нескольких главах пособия, мы постарались очертить особенности решений трех разновидностей графического натюрморта и семи основных сюжетных направлений натюрмортной практики.

Цвет используется в графике натюрморта как очень иллюзорно, так и отвлеченно. Отвлеченное применение цвета позволяет создавать натюрмортные композиции декоративного характера. В таких композициях рисунок не только оставляет широкое поле для наложения разнообразных цветовых пятен, но и может быть параллельной цвету композиционной структурой. В случаях, когда цвет в графике «вытекает» за форму предметов, композиционная организация изображений определяется осознанным очертанием предметов. Не случайно, что к графике относят рисунок и офорт, подкрашенные акварелью, значительную часть акварельных изображений.

В пособии в качестве иллюстративного материала используются произведения станковой, книжной и прикладной графики. Специфика издания позволяет расширить иллюст-

ративный материал за счет произведений живописи, так как живопись натюрморта во все времена имела принципиальное значение для развития натюрмортных композиций в графике. Кроме того, приводятся примеры из истории декоративноприкладного искусства и современной практики студентов вузов прикладного искусства.

Иллюстративный материал подобран с учетом возможностей студентов творческих вузов России найти и изучить графическое наследие отечественных и зарубежных художников в музеях и библиотеках. В главе,

Несмотря на всеобщую известность жанра натюрморта, он долгое время глубоко не изучался в искусствоведческой литературе. Только с начала XX в. в музеях стали проходить достаточно объемные и научно атрибутированные выставки натюрморта, а заметные искусствоведческие труды о натюрморте появились только в 20-е годы!1 Многие поджанры натюрморта еще ждут своих исследователей.

1 См.:Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Жизнь вещей. Казань, 1922.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГРАФИКИ НАТЮРМОРТА

В основе обучения художника лежат знания научных положений искусства. В качестве научных положений графики натюрморта обычно приводятся перспектива, законы оптики и цветоведения, законы о пропорциях и психологии восприятия. Учитывая, что большинство научных положений изображения натюрморта в достаточной мере из-

ложено в учебниках и учебных пособиях по искусству, в данном пособии сосредоточено внимание на специфике использования в графике натюрморта трех научных положений: геометрии пространственных построений графических изображений на плоскости, принципов использования в графике светотени и цветовой гармонии.

1. Геометрия пространственных построений графических изображений на плоскости

Наиболее часто и подробно в пособиях по изобразительному искусству приводятся примеры из линейной перспективы, как бы подчеркивая наше преклонение перед достижениями эпохи Возрождения. Однако в графике натюрморта принципы линейной перспективы в полном объеме используются ограниченно, а о других системах пространственного построения художники имеют слабое представление. Понятия о «плоскостности» в графике, бытующие в среде художников, в большинстве случаев не имеют научной основы. Эти же по-

нятия присутствуют и в учебной работе. Все это не способствует успешной практике. Для эффективной творческой деятельности нужны конкретные рекомендации по построению изображений различного назначения.

Попытаемся очертить принципиальные направления в методике получения пространственных построений на различных этапах работы над графикой натюрморта.

Математический анализ наиболее типичных геометрических закономерностей изобразительного материала, проведенный известным российским

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *