Что такое натюрморт в изобразительном искусстве 3 класс
Изобразительное искусство. 3 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство. 3 класс.
Урок №1 «Натюрморт: свет, цвет и форма»
— что такое натюрморт;
— что такое рефлекс, блик, светотень, тень, светлота цвета;
— творчество выдающихся художников XX в., рисовавших в жанре натюрморт;
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Натюрморт – сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное художественное произведение, которое воспроизводит домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи и другие неодушевленные предметы.
Давайте внимательно рассмотрим картину выдающего русского художника Ильи Ефимовича Репина «Яблоки и листья».
«Яблоки и листья», Илья Ефимович Репин, 1879 г.
Обратите внимание, как художник передал цветом поверхность яблок при данном освещении. Яркими цветами обозначена освещенная часть плодов, измененными цветами – та часть, которая находится в тени, а также падающая от предметов тень на плоскость.
Отсвет, отраженный свет или цвет, например, от неба или близлежащих предметов, на какой-либо поверхности – это рефлекс. Самое светлое пятно на освещенной поверхности – это блик.
Одним из качеств цвета является светлота цвета. Светлота цвета тем выше, чем выше количество отраженного света в сравнении с количеством поглощенного этой же поверхностью цвета.
Тень – укрытые от источника света, наименее освещенные части предмета.
Свет, падая на объект, распределяется неравномерно. Светотень на картине – это градации светлого и темного, распределение по яркости цветов и цветовых оттенков.
Светотень на картинах создает иллюзию трехмерного пространства на двухмерной поверхности с помощью светлых и темных форм. От правильной работы со светотенью зависит восприятие массы, объемов и расположение предметов на картинах.
Перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке:
Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
Выберите из списка правильный ответ.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.
Отсвет, отраженный свет или цвет, например, от неба или близлежащих предметов, на какой-либо поверхности – это …
Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов – это…
Самое светлое пятно на освещенной поверхности – это …
Градации светлого и темного, распределение по яркости цветов и цветовых оттенков – это…
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопросы, уловите их общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.
Отсвет, отраженный свет или цвет, например, от неба или близлежащих предметов, на какой-либо поверхности – это рефлекс.
Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов – это натюрморт.
Самое светлое пятно на освещенной поверхности – это блик.
Градации светлого и темного, распределение по яркости цветов и цветовых оттенков – это светотень.
Конспект урока изобразительного искусства «Натюрморт» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Картина – натюрморт»
Тип урока: «Открытие нового знания»
— систематизация знаний об изученных жанрах изобразительного искусства;
Оборудование: для учителя: репродукции картин, карточки-помощники; компьютер, проектор, экран
для учащихся: альбомный лист, кисти, гуашь, акварель
Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство» Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е.
Зрительный ряд: «Игра красок» М.Павлов, «Неизвестная» И.Крамской, «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, «Портрет Мики Морозова» В.Серов, «Золотая осень» И.Левитан, «Грачи прилетели» А.Саврасов, «Рожь» И.Шишкин
Музыкальное сопровождение: Бетховен «Сурок»
— развитие эстетической чуткости и восприятия художественных произведений;
— формирование умения самостоятельного планирования учебной деятельности;
— применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности
— понимание и принятие учебной задачи, планирование ее выполнения и выбор средств для ее реализации;
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности
— систематизация новых знаний о жанрах изобразительного искусства;
— формирование умения отличать жанр натюрморта от других жанров изобразительного искусства
Методы: словесный, наглядный, практический
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа
— Прозвенел уже звонок,
Проверяем все на месте?
А теперь мы скажем вместе:
« Пусть дети с радостью рисуют,
И радость пусть восторжествует».
— Все ли необходимое для урока на столах? Проверьте: лист бумаги, гуашь, кисти.
Проверка готовности к уроку, настрой на урок, рассадка по местам.
2. Актуализация знаний
— Перед нами целый ряд картин. Посмотрите внимательно и скажите, что заметили?
— В каком жанре изобразительного искусства представлены картины? (пейзаж, портрет)
— Как определили? Обоснуйте свой ответ.
— Почему эту картину не поместили ни в одну, ни в другую группу?
Рассматривают картины, распределяют по группам (одна картина не относится ни к пейзажам, ни к портретам – натюрморт М.Павлова «Игра красок»).
3.Сообщение темы, постановка учебной задачи.
— Догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия? «Картина-натюрморт»
— Так чему мы будем учиться на уроке?
Дети называют тему и задачи урока.
На доске появляется тема урока.
4.Открытие нового знания
(рассматривание натюрморта М.Павлова «Игра красок»)
4.2. Понятие «натюрморт»
4.3. Работа по учебнику.
4.4.Алгоритм выполнения работы
— Рассмотрите картину М.Павлова. Поделитесь своими впечатлениями от картины.
— Что изображено на картине?
— Какое настроение навевает эта картина?
— Какие краски использует художник?
— А знаете, как художник назвал свою картину? Какое название этой картине дали бы вы?
— Хотите узнать? («Игра красок»)
— Как думаете, почему художник именно такое название дал своему произведению искусства?
— В чем отличие натюрморта от других художественных жанров?
— Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Пластилиновая ворона»
— Так что же такое натюрморт?
— Рассмотрим картины художников, представленные в учебнике с.126-127.
— Что можете рассказать о них?
— Благодаря каким художественным средствам в картине передается настроение?
— Прочитаем об этом на стр.128.
Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно!
— Перед вами карточки-помощники с этапами выполнения нашей работы. Но они все перепутались. Давайте определим правильную последовательность нашей работы и расставим карточки по местам.
Смотрят фрагмент мультфильма «Пластилиновая ворона».
Рассматривают иллюстрации картин в учебнике.
Анализ художественных произведений.
Чтение текста в учебнике.
Ребята расставляют карточки в правильной последовательности, определяя алгоритм рисования.
Оказывает помощь нуждающимся в ней ребятам.
Работают самостоятельно по предложенному алгоритму.
6.Анализ детских работ.
— Выберите лучшую работу, на ваш взгляд, из представленных работ. Прикрепите звездочку возле понравившейся работы.
— Почему эта работа понравилась больше остальных?
Вывешивают свои работы на доске.
Выбирают работу, которая показалась лучшей.
Дают оценочные суждения лучшим работам.
— Как вы оцениваете свою работу:
«Отличная работа» – зеленая карточка;
Дают самостоятельную оценку своим работам.
8. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
9. Домашнее задание
Задание по желанию:
стр.129 задание 2 (Нарисуй натюрморт, который рассказал бы о тебе, о том, что ты любишь. Подумай, какие предметы ты хочешь изобразить.)
Последовательность выполнения натюрморта «Цветы в вазе»
Выполнение рисунка в цвете:
1.Закрашиваем фон акварельными красками.
2. Закрашиваем вазу и цветы акварельными красками.
3. Гуашью добавляем яркости в цветах, вазе.
4. Наносим мазки на бутоны желтой гуашью, листики – зеленой гуашью.
5. Притеняем черной акварелью бутоны цветов.
6. Оживляем рисунок белой гуашевой краской, более темной краской показываем тень вазы.
Презентация по ИЗО на тему «Натюрморт» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Если видишь на картине, чудо-вазу на столе, В ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем, Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой, Может чашка или блюдце, с золоченою каймой. А ещё и так бывает, нарисована там дичь, В завершение положим, спелых персиков и слив. А ещё в картине может, нарисованным быть торт. И поэтому картина, назовётся – натюрморт!
Натюрморт показывает не только красоту вещей, но и передаёт настроение художника, без слов, при помощи цвета и линии говорит со зрителем. Определите настроение следующих натюрмортов
Ван Гог «Натюрморт с подсолнухами» «Натюрморт с ирисами»
Клод Моне «Натюрморт с грушами и виноградом» 1867 «Цветы и фрукты» 1869
Ренуар «Натюрморт с большой цветочной вазой» 1867 «Натюрморт с розами»
«Фрукты на блюде» «Хлебы»
«Натюрморт с крабами» «Натюрморт с черепом»
«Натюрморт с маками и васильками»
Груша, яблоко, банан, Ананас, из жарких стран – Эти вкусные продукты Вместе все зовутся … фрукты
Найди ошибку в рисунке Натюрморт сдвинут в левую часть листа.
Найди ошибку в рисунке Натюрморт сдвинут в правую часть листа.
Найди ошибку в рисунке Два рядом изображённых предмета
Найди ошибку в рисунке Предметы стоят на одном плане, при этом груша закрывает яблоко
Чего не хватает в рисунке?
Блик —световое пятно на ярко освещённой выпуклой глянцевой поверхности.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1128343
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»
Любовь Михайлова
Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»
Конспект занятия по НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей группы 5-6 лет.
Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»
— Продолжать приобщать детей старшей группы к миру красоты и искусства через знакомство с живописью в жанре натюрморта.
— Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, ягоды, веточки с осенними листьями, овощи, предметы быта).
— Познакомить с репродукциями натюрмортов.
— Расширять знания детей в изобразительной деятельности, рассказать о натюрморте.
— Вызвать желание научиться рисовать натюрморт, отражая в рисунке знакомые детям предметы (фрукты, овощи, ягоды, грибы).
— Расширять у детей мышление, воображение, творческий замысел; учить выстраивать композицию, подбирать цветовую гамму.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».
Ход НОД.
Сейчас самое красивое и удивительное время года – Золотая осень. Листья на деревьях начинают желтеть, отцветают цветы на клумбах детского сада, в садах поспели яблоки, сливы груши, с юга нашей необъятной страны привезли к нам сладкие и спелые дыни, арбузы, виноград. А сколько вкусных и полезных овощей собрали люди с огородов, ну-ка назовите мне эти овощи? (Дети называют все овощи).
Ребята, а кто из вас был в лесу? (были не многие) Лес – это богатство нашей страны. В осеннюю пору лес становится волшебным, его будто волшебной кистью с яркими красками раскрасила осень. Осенний лес тоже дарит нам свои дары,это: грибочки, лесные ягоды, ковёр из осенних листьев.Послушайте какие красивые стихи про осень написали русские поэты:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Осенняя природа дарит нам необыкновенно богатую палитру ярких красок. От ярких тёплых оттенков до холодных тонов от которых мы чувствуем радость, но в тоже время и грусть прощания с летом.
Ребята, а знаете, что такое натюрморт? (Ответы детей)
Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Хотите попробовать составить натюрморт? (Дети с радостью соглашаются) и мы все вместе составляем осенний натюрморт, который будет украшать нашу группу.
После составления натюрморта, предлагаю посмотреть презентацию «Что такое натюрморт?» После презентации отправляемся с детьми на прогулку. На следующем занятии предлагаю детям вспомнить с каким жанром живописи мы знакомились на прошлом занятии, идёт небольшая беседа с детьми, а затем предлагаю детям придумать и нарисовать свой натюрморт. Дети рисуют по собственному замыслу натюрморты: с осенними цветами, листочками, ягодками, овощами, фруктами и т. п. Затем дети рисуют красками на свой выбор (гуашь, акварель).
Когда все работы будут завершены, оформляю выставку детского творчества в фойе детского сада.
Прикреплённые файлы:
Конспект ООД «Знакомство с жанром живописи-натюрморт» Ф. И. О. педагога: Бабич Анна Петровна Номинация: «Образовательная ситуация с дошкольниками» Образовательная область: художественно – эстетическое.
Ознакомление детей подготовительной группы с искусством. Аппликация «Натюрморт» Цель: Формировать представления у детей о разных видах изобразительного искусства, развивать художественно-эстетическое восприятие, учить.
Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Кроссворд по теме «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством» (материалы к педсовету) Определите.
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент) з опыта работы Матюшевой Ирины Юрьевны Цель: Организация системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление.
Знакомство младших дошкольников с изобразительным искусством Эстетическое воспитание осуществляется во всей работе детского сада. Одним из средств его является изобразительная деятельность. Изобразительное.
Знакомство с народно-прикладным искусством «Матрешка». Сценарий развлечения в младшей группе Знакомство с народно – прикладным искусством «Матрешка» Занятие – развлечение с детьми младшей группы К детям приходит Матрешка, она здоровается.
Презентация по ИЗО на тему «Натюрморт» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Жанр изобразительного искусства. Натюрморт.» Подготовила: Майэр С.В. учитель начальных классов МАОУ СШ № 19 г. Хабаровск
Жанр изобразительного искусства Если видишь на картине Чашку кофе на столе Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это – НАТЮРМОРТ.
Изображение бытовых приборов
Изображение фруктов, цветов и посуды
Кузьма Петров-Водкин «Натюрморт с чернильницей» (1918 г.) Разложенные и расставленные на столе вещи художник рассматривает сверху, так что расположение их поддается точной фиксации и они видны «как на ладони»; полированные грани чайника или покрытая стеклом поверхность стола удваивают изображение, позволяя взглянуть на него с невидимой художнику стороны.
Игорь Грабарь «Натюрморт» (1904 г.) Творчество Грабаря – это нечто иное, чем импрессионизм. Расцвету творчества Грабаря предшествовали долгие годы учения и самых разнообразных опытов. Это, разумеется, не лишало искусство Грабаря ни национального характера, ни самостоятельности и оригинальности, но стимулировало его в своих поисках идти дальше импрессионизма, искать и разрабатывать новую систему живописи.
Иван Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.) Иван Фомич Хруцкий, русский живописец второй половины XIX века, наиболее известен в отечественном искусстве как мастер «цветов и плодов», иными словами, как создатель чудесных натюрмортов. В них — связь с художественными традициями, а также «живописная тщательность» кисти, вызывавшая ассоциации с картинами старых мастеров.
Какое настроение вызывает этот натюрморт? Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в нём? Что объединяет все предметы этого натюрморта? Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее? Как художник передал объем фруктов на плоской поверхности картины?
Композиция в натюрморте – Композиция – это составление, соединение частей в единое целое. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения. – Композиция помогает передать содержание картины. Главное в композиции – выразительность и раскрытие художественного образа. Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1382690
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.