Что такое научная проблема

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ

Смотреть что такое «ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ» в других словарях:

Проблема научная — совокупность тем, охватывающих всю научно исследовательскую работу или ее часть: предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли … Исследовательская деятельность. Словарь

Проблема научная — (научно техническая) поставленная наукой, актуальная и не решенная задача является научной проблемой. Если решения научной задачи связаны с технической областью (материалы, машины, технологии), то данный класс не решенных задач может быть… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

проблема — (проблема научная) осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как… … Большая психологическая энциклопедия

ПРОБЛЕМА — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятельность, научное… … Философия науки: Словарь основных терминов

Научная модель мира — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия

Научная модель мироздания — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия

проблема — ПРОБЛЕМА (греч. problema задача, задание) понятие, существенным образом характеризующее научную и в особенности философскую рефлексию. Убедительное различие П. и задач сформулировал Б.С. Грязнов. Он предложил называть П. вопрос, ответом… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Проблема демаркации — (лат. demarcatio разграничение) проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук… … Википедия

проблема — Актуальная, большая, важная, великая, вечная, волнующая, всепланетная, главная, глобальная, жгучая, животрепещущая, запутанная, злободневная, интересная, исходная, кардинальная, ключевая, комплексная, конкретная, коренная, крупная, мировая,… … Словарь эпитетов

ПРОБЛЕМА — атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги и Гассета, главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная… … Современный философский словарь

Источник

Научная проблема

Исследование начинается с понимания и формулировки проблемы и завершается ее решением либо уточнением, т. е. получением нового знания. Таким образом, осмысление проблемы является одной из форм познавательной деятельности, включающей процедуры диагностики сущности проблемы, причин ее появления и путей решения. Правильная постановка проблемы служит важной предпосылкой ее успешного решения. Для решения научной проблемы может быть выдвинута гипотеза.

С учетом содержания и характера выявленного противоречия проблема может быть теоретической или практической (эмпирической), тем самым она определяет вид исследования и формулировку цели и задач. Теоретические проблемы явно и неявно включают вопросы: почему, зачем, каким образом, как часто и проч., которые позволяют выйти на уровень понимания причинно-следственных, динамических и структурно-функциональных закономерностей. Эмпирические проблемы ориентированы на пополнение и удостоверение фактографической базы и отвечают на вопросы: кто, что, когда, сколько и т. д., т. е. нацелены на описание и реконструкцию.

С учетом особенностей исторического познания, проблемы могут быть связаны: 1) с познанием объекта и предмета исследования (описание и теоретическое осмысление исторических объектов и процессов), 2) с разработкой и совершенствованием научных методов, 3) с оценкой итогов и результатов исторических исследований, 4) с анализом теоретических и практических аспектов использования исторических источников. По типу решаемого вопроса выделяют оценочные, методологические, аналитические, синтетические проблемы.

При выборе и формулировке проблемы большую роль играют ценностные ориентации и личностные качества исследователя, его представления о назначении истории и исторического труда. Наибольшую трудность вызывает постановка теоретических (фундаментальных) проблем, так как они связаны с необходимостью аналитического обобщения накопленного научного опыта, сложившихся теоретико- методологических подходов, научных школ и их особенностей и т. д.

Проблема задает целый ряд элементов научного исследования: цель и задачи, а также предмет и объект. Все они связаны друг с другом и образуют единое целое.

Л. Н. Мазур, О. М. Мельникова

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 414-415.

Берков В. Ф. Научная проблема (логико-методологический аспект). Минск, 1979; Герасимов И. Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке). М., 1985; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 206; МазурЛ.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010. С. 29- 68; Мининков Н. А. Введение в теорию исторического познания. Ростов н / Д., 2009; Санцевич А. В. Методика исторического исследования: учеб. пособ. Киев, 1990.

Источник

Научная проблема

Смотреть что такое «Научная проблема» в других словарях:

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и… … Философия науки: Словарь основных терминов

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ — (от греч. преграда, трудность, задача) – форма научного знания, в которой фиксируется некое реальное или мнимое противоречие в структуре знания (например, между предсказанием теории и фактическим материалом) или наличным научным знанием и целями … Философия науки и техники: тематический словарь

Проблема — (др. греч. προβλήμα) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких либо явлений, объектов … Википедия

ПРОБЛЕМА — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятельность, научное… … Философия науки: Словарь основных терминов

Проблема количества рядов гуттуральных в праиндоевропейском языке — На этой странице есть текст, написанный письмом … Википедия

проблема — (проблема научная) осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как… … Большая психологическая энциклопедия

Научная модель мира — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия

Научная модель мироздания — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия

проблема — ПРОБЛЕМА (греч. problema задача, задание) понятие, существенным образом характеризующее научную и в особенности философскую рефлексию. Убедительное различие П. и задач сформулировал Б.С. Грязнов. Он предложил называть П. вопрос, ответом… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Проблема демаркации — (лат. demarcatio разграничение) проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук… … Википедия

Источник

Понятие научной проблемы, ее постановка и формулирование

Научная проблема — это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения. В проблеме соединяется ее эмпирическая и теоретическая основа.

Для того, чтобы познать научную проблему, необходимо провести научное исследование. Научные исследования проводятся прежде всего в интересах практики и дальнейшего развития теории.

Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других, которые в свою очередь порождают множество новых проблем.

Причем проблема — не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента, два основных этапа движения познания — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

Поставить проблему — значит:

При постановке и решении научных проблем необходимо : определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; опора на научные традиции, поскольку в деле выбора проблемы традиции, ход исторического развития играют существенную роль.

Чтобы сформулировать проблему, надо не только оценить ее значение в развитии науки, практики, но и располагать методами и техническими средствами ее решения. Это означает, что не всякая проблема может быть немедленно поставлена перед наукой. Возникает весьма сложная задача отбора и предварительной оценки тех проблем, которые должны играть первостепенную роль в развитии науки и общественной практики. Именно выбор проблем, если не целиком, то в огромной степени, определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности.

Выбор, постановка и решение научных проблем зависят как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные факторы:

1. степень зрелости и развитости объекта научного исследования, что особенно существенно для наук, анализирующих генетически или исторически развивающиеся объекты.2. уровень и состояние знаний, теорий в той или иной области науки, равно как и степень зрелости исследуемого объекта.

Субъективные факторы, к которым относятся прежде всего интерес ученого к исследуемой проблеме, оригинальность его замысла, научная добросовестность, нравственное и эстетическое удовлетворение, испытываемое исследователем при ее выборе и решении.

Разработка проблемы может осуществляться примерно следующими основными этапами:

1. Обсуждение полученных новых фактов и явлений, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий. 2. Предварительный анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты исходя из учета новых фактов и существующих теоретических предпосылок. 3. Определение типа и цели решения проблемы, а также ее связи с другими проблемами. 4. Предварительное описание и интерпретация проблемы. На описываемом этапе должна быть выяснена специфика связи между данными, на которых основывается проблема, и теми теоретическими допущениями и гипотезами, которые выдвигаются для ее решения. Этот этап в разработке проблемы в известной мере подводит некоторый итог всей той предварительной работе, которая была предпринята для того, чтобы четко сформулировать и поставить саму проблему.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3050 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Лекция «Научная проблема как внутренний источник развития науки»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Научная проблема как внутренний источник развития науки.

Понятия «проблема» и «стратегические проблемы».

Семь проблем в науке.

Проблемы в образовании

Понятия «проблема» и «стратегические проблемы».

Ход научного мышления можно описать на основе триады «проблема – гипотеза – теория». Исходным звеном цепочки научного познания является научная проблема.

Проблема в самом общем смысле – это знание о незнании. Научная проблема – это совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта. Проблема в науке рассматривается как средство получения нового знания.

Перечислим ряд определений понятия «проблема», приведенных в различных источниках.

1. «Под проблемами обычно понимают противоречия, требующие разрешения, это своего рода трудности по преодолению трудностей».

2. «Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта».

3. «Проблема — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования».

4. «Проблема – это ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или изменение ситуации в направлении цели.

5. Иначе говоря, проблема – это противоречие, требующее первоочередного разрешения».

«Наличие проблемы – критическое рассогласование между желаемым положением и реальным».

Попробуем на основе вышеизложенного дать общее определение понятия «проблема».

Проблема есть неудовлетворительное состояние системы (организации, предприятия, подразделения и т.п.), противоречие, требующее разрешения.

В некоторых случаях руководители организаций склонны называть проблемами некие симптомы — признаки существования патологии, что в свою очередь и является проблемой, но сами по себе симптомы не содержат противоречий или выраженных причинно-следственных связей.

Проблема – это связь между двумя явлениями, содержащая противоречие и носящая деструктивный характер по отношению к целям организации.

Опираясь на определение понятия «стратегия» как модели достижения целей организации, дадим определение понятия «стратегическая проблема».

Стратегическая проблема – это неудовлетворительное состояние системы, вызванное противоречиями между целями организации как системы и целями внешней среды (местного сообщества, конкурентов, потребителей, поставщиков, компаньонов, государства).

Верным будет и такое определение.

Стратегическая проблема – это разрыв между существующей (не соответствующей цели) стратегией и стратегией, гипотетически соответствующей целям организации, способной привести организацию к данным целям.

Стратегические проблемы корневые по значимости, так как в большинстве случаев они причины целого комплекса проблем разного уровня.

Представим проблемное поле организации в виде иерархической структуры.

Разработка стратегии, направленной на решение стратегических проблем, сама по себе не гарантирует автоматическое решение всех тактических проблем. Но в случае, если детализация стратегии до политик, программ, проектов и т. д. будет подчиняться стратегии и опираться на результаты структуризации проблемного поля, можно предположить, что большинство оперативных проблем будут решены.

Масштаб стратегической проблемы с течением времени может существенно увеличиться. Это означает, что отклонение развития организации будет настолько велико, что в какой-то момент времени для разработки и реализации новой стратегии нужно задействовать больше ресурсов по сравнению с тем, как если необходимые изменения были внесены ранее.

Выявление стратегических проблем – это один из этапов внутренней среды организации. Анализ внутренней и внешней среды предприятия необходим для того, чтобы лицо, принимающее решение, имело по возможности полный набор факторов, так или иначе воздействующих на дальнейшее планирование деятельности предприятия.

Разнообразие, привнесенное в организацию, увеличивает ее потенциал, но вместе с тем понижает стабильность и приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то говорят о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работников адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как наличием у работников 1) прошлого опыта и прочих социокультурных факторов, так и 2) физиологическими способностями каждого работника.

Для того чтобы лечить, образно говоря, заболевание предприятия, необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению. Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что касается внутренних, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками предприятия.

Наличие признаков патологии на входе и выходе из организации обусловлено реакцией на внешнюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Патология проявляется в формальном характере изменений в организации, наличии скрытых изменений при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвращающих старение организации.

Проблемы организации проявляются в исполнении функций, реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, в осуществлении деятельности, в выработке решений и исполнении внутренних правил организации.

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причина их возникновения – деятельность человека, который непрерывно создает себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление организации» и развитие.

2. Проблемные ситуации

Для корректной постановке проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которая трактуется как усвоение смысла и его воспроизведения. Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Проблемные ситуации указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования и культивируют эвристический поиск. Они свидетельствуют о столкновении программ исследования, подвергают их сомнению, заставляют искать новые способы вписывания предметности в научный контекст.

Принцип причинности всегда занимает доминирующее место в научном исследовании. Вместе с тем проблемные ситуации могут возникать и в силу того, что изучение современной наукой более сложных объектов (статистические, кибернетические, саморазвивающиеся системы) фиксирует помимо причинных связей иные: функциональные, структурные, коррелятивные, целевые и пр.

Важная роль для преодоления проблемных ситуаций принадлежит точности репрезентаций (представления объекта понятийным образом). Репрезентация может быть формальной, а может быть и интуитивной. В последнем случае схватываются основные характеристики, особенности поведения и закономерности объектов, без проведения дополнительных или предварительных логических процедур. Формальная репрезентация требует процедур обоснования и экспликации (уточнения) понятий, их смыслового и терминологического совпадения.

В целом, наличие проблемных ситуаций в науке индексирует этап ее качественного изменения. Решение проблемных ситуаций стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых проблема возникла и была поставлена, предполагает новый уровень научной рефлексии и приводит к развитию научного познания.

При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели – решению проблемы, поэтому в течение процесса сбора информации целесообразно корректировать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации состоит из:

– фиксации проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации);

– предварительного описания проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности);

– информационного поиска (получение дополнительной информации приводит к ее разупорядочению);

– полного описания проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).

Проблемные ситуации бывают (а) глобальные и (б) локальные. Глобальные вызывают трансформацию мировоззренческих ориентаций. Например, на рубеже XIX-XX веков был зафиксирован кризис в физике и одновременно произошла научная революция в естествознании, изменившая научную картину мира. Проблемные ситуации локального порядка возникают повсеместно, когда трудно установить непротиворечивое соотношение теории с ее эмпирическим базисом. В этом случае поиск причинно-следственных отношений является основополагающим условием разрешения данной проблемной ситуации.

1. Глобальные проблемы науки – характерны для революционных периодов в развитии науки. Например, на рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит революция в естествознании. Суть этой революции состоит в ломке старых представлений о строении и сути материи. Возникает проблемная ситуация: новые научные открытия (рентгеновские лучи, электромагнитные поля, радиация и т.д.) вошли в противоречие с механической картиной мира, которая сводила материю к веществу, а также считала конечной предельной единицей материи неделимый атом. Научным ответом на решение этой проблемы стало создание квантовой механики, которая объединяет свойства вещества и поля при объяснении явлений микромира.

2. Локальные проблемы науки включают противоречия, которые возникают между старым и новым знанием в рамках отдельной научной дисциплины. Например, в биологии в ХУIII в. выкристаллизовалось противоречие между богословской трактовкой возникновения жизни и научными фактами, которые не соответствовали богословской идее о постоянстве форм жизни на планете. Научным ответом на решение этой проблемы стала идея эволюции жизни (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин).

Достижения науки не могут существовать изолированно от мира культуры.

Культура – это искусственный мир, созданный человеком. Культура делится на материальную и духовную. Что касается науки, то она является составной частью духовной культуры, наряду с религией, моралью, искусством, философией. Наука не остается безучастной к остальным компонентам культуры и взаимодействует с культурой. Наблюдается прямая и обратная связь науки и культуры. Эта связь заключается в том, что как наука влияет на культуру, так и культура влияет на науку.

Влияние науки на культуру порождает проблему включения новых научных представлений в состав культуры. Новые научные представления нередко противоречат общественному мнению, вызывают сопротивление идеологических и властных структур. Дело в том, что общество не всегда готово к восприятию новых научных идей. Старая культура сопротивляется научным новациям, как это было с идеей гелиоцентризма в ХУI в.

Способом внедрения научных новаций в культуру, в общественное сознание является образование и просветительская деятельность. С помощью просвещения сложный научный язык подвергается упрощению и тем самым становится доступным широким массам населения. Примером такой просветительской деятельности можно считать телепередачу «Очевидное невероятное», которую на протяжении десятков лет бессменно вёл профессор С. Капица.

Следовательно, культура может, с одной стороны, содействовать развитию науки, а с другой стороны – тормозить развитие науки, не принимать научные новации в состав науки. Противоречивое отношение к науке наблюдалось в период пребывания у власти И. Сталина. С одной стороны, это был период величайших достижений российской науки. Но с другой стороны, этот период известен гонениями на некоторые отрасли естественных наук (генетика, кибернетика), а также фактическим застоем в области гуманитарных наук (философия, история, педагогика и т. д.).

В традиционной классической гносеологии движение научно-познавательного процесса происходит от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в теоретическую модель. Пониманием проблемы и гипотезы

Проблема (от греч. problema — задача, трудность, преграда) в самом общем смысле понимается как знание о незнании, как совокупность суждений, включающая в себя не только ранее установленные факты, но и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между языком наблюдения и языком теории, эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания. Понятие проблемы определяется неоднозначно: (а) как содержание, которое не имеется в накопленном знании; (б) как реконструкция имеющейся исходной теорией наличествующего массива знания.

Проблемы следует отличать от псевдопроблем, которые фиксируют мнимое противоречие.

Выделяют также допроблемную и предпроблемную стадии, которые предшествуют формированию собственно проблемной ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *