Что такое научно исследовательский семинар

Концепция научно-исследовательского семинара

Одним из существенных недостатков существующих в настоящее время магистерских программ выступает их традиционный, преимущественно обучающий характер с неразвитой исследовательской составляющей. Недостаточно усилий предпринимается для выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Другой недостаток заключается в том, что подготовка студентами магистерских диссертаций начинается слишком поздно, что негативно отражается на уровне и содержании этих диссертаций.

В силу этих причин развитие исследовательской компоненты становится одним из основных принципов совершенствования магистерских программ в НИУ-ВШЭ. Более половины учебных часов в новой модели магистерской программы отводится на разные формы научно-исследовательской работы студентов. Основной формой организации этой работы выступает научно-исследовательский семинар (НИС), организуемый на каждой из магистерских программ.

Цель и задачи семинара

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации Магистерской программы «Электронный бизнес».

Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества, помочь освоить методологию, технологию и инструментарий научно-исследовательской деятельности, а также рассказать о современных тенденциях развития технологий в области электронного бизнеса.

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-4 модулей первого года обучения и 1-3 модулей второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в НИУ-ВШЭ.

Работа в научно-исследовательском семинаре является для студента обязательной. При этом он вправе посещать научно-исследовательские семинары других кафедр на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.

Формы работы на семинаре

Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности:

С самого начала научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть. Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм научно-исследовательского семинара, который по существу является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего постоянное чередование:


Схема организации семинара

Общая схема организации НИС представлена в таблице. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.

Таблица. Циклы подготовки магистерской диссертации и форм научно-исследовательского семинара

Подготовка научно-аналитического обзора по тематике курсовой работы.

Подготовка и обсуждение проекта курсовой работы

I год обученияМодули
IIIIIIIV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана курсовой работыВыполнение курсовой работы Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатовОбсуждение курсовой работы
Формы НИСПрофориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнесаСеминары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса. Занятия по написанию научно-аналитических обзоров.Занятия по выполнению курсовой работы и документированию проекта. Занятия по оценке проектовСеминары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса
II год обученияМодули
IIIIIIIV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана магистерской диссертацииОбсуждение программы исследований и плана-проспекта магистерской диссертацииВыполнение магистерского исследования. Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатовВыполнение магистерского исследования. Подготовка текста магистерской диссертации. Предзащита магистерской диссертации
Формы НИСПрофориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнесаСеминар по написанию академических работ с участием преподавателей кафедрыЗанятия по организации и проведению исследований. Семинары по написанию и оформлению научно-исследовательских работ Семинары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса

В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преподавателями кафедры и экспертами сферы электронного бизнеса, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов, формулируют задачи, которые могут лечь в основу тематики курсовых работ.

Акцент делается на определении актуальных областей исследований по проблематике электронного бизнеса. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля. Тематика курсовых работ связана с поиском предпринимательской идеи в сфере электронного бизнеса и разработкой подробного бизнес-плана реализации этой идеи.

На этом этапе студент должен окончательно определиться с тематикой и структурой курсовой работы. К концу 2-го модуля студент обязан выбрать тему и руководителя, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.

В ходе третьего модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, включающей в обязательном порядке аналитическое исследование на основе обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы, электронных источников информации, в том числе имеющихся статистических и аналитических баз данных. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и методам исследования. Основным результатом должен стать аналитический обзор. Также проводятся занятия по документированию выполняемого проекта, исследованию и оценке полученных результатов. Результатом является разработанный бизнес-план реализации проекта.

В течение четвертого модуля студенты готовят презентации выполненных работ, проводится обсуждение разработанных бизнес-планов, по результатам обсуждения студенты проводят коррекцию и завершают написание курсовой работы. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду.

Структура НИС второго года обучения в значительной мере повторяет структуру первого года и ориентирована на написание магистерской диссертации.

В первом модуле проводится второй цикл профориентационных лекций преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса, а также рассматриваются требования к магистерской диссертации и ее общая структура. Это позволяет студентам определиться с темой и объемом исследований будущей магистерской диссертации. Выбор темы и руководителя должен быть сделан в течение первого месяца. В конце модуля проводится обсуждение представляемых студентами развернутых планов диссертационной работы. Если к концу модуля студент не представил развернутого плана диссертации, то он имеет 2 недели во втором модуле для того, чтобы его представить.

В ходе второго модуля происходит формулирование целей и задач исследования, подготовка программы исследований, определение требований к результатам исследований, формирование структуры магистерской диссертации, подготовка плана-проспекта магистерской диссертации общим объемом не более 10 стр. Результаты обсуждаются в форме презентации на научно-исследовательском семинаре.

Основной задачей работы студента в течение третьего модуля является работа над диссертацией, основную часть которой составляют формирование гипотезы и параметров исследования, сбор данных и проведение аналитических исследований. Важной часть работы является выбор, а некоторых случаях создание программного инструментария для проведения обработки данных. В это время преподавателями кафедры проводятся занятия и консультации по организации и проведению исследований, использованию существующих информационно-аналитических источников, использованию и созданию исследовательского программного инструментария.

В четвертом модуле студенты завершают работу над магистерской диссертацией, пишут первоначальный текст магистерской диссертации, готовят презентацию для предзащиты диссертации. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей кафедры и экспертов-практиков.

Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, активное участие должны принимать все студенты.

Отчетность студентов по семинару

В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из следующих оценок

1) текстов, в которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией

2) презентаций курсовой работы в 4-м модуле и магистерской диссертации в 4-м модуле

3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях.

За 1-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:

За 2-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:

Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара.

Назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности по организации и проведению НИС. Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.

Общая ответственность за проведение семинара возлагается на руководителя.

Источник

Концепция научно-исследовательского семинара

Научно-исследовательский семинар рассматривается как основной компонент учебного плана магистерской программы, по отношению к которому «традиционные» учебные активности и материалы выполняют пропедевтическую функцию, а также функцию инфраструктуры, – «поставщиков»теоретических ресурсов.

Полученные на лекциях и семинарах знания, усвоенные понятия и концепции должны быть конвертированы в дискурсивные/коммуникативные практики, должны стать инструментом самостоятельной исследовательской деятельности. Существенную поддержку этому процессу конвертации и призван оказать научно-исследовательский семинар программы.

В рамках семинара планируется организовать интенсивное обсуждение актуальных идей, проблем и проектов в области современных визуальных исследований, а также собственных – как индивидуальных так и коллективных – исследовательских проектов студентов.

Семинар нацелен на развитие у студентов навыков совместной исследовательской работы, стимулирование исследовательской и публикационной активности.

Важная цель семинара – поспособствовать переосмыслению, «локализации» (большей адаптации к специфике российской визуальной культуры) и дальнейшему развитию поля визуальных исследований.

Задачи научно-исследовательского семинара :

Тематические направления семинара :

Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. С этой целью планируется организовать систематическое документирование деятельности семинара в форме ведения протоколов и составления пакетов материалов (портфолио), используемых во время обсуждений. Часть этих материалов и протоколов будет размещаться для свободного доступа на интернет-сайте программы / отделения культурологии.

План работы научно-исследовательского семинара:

Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.

Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Исследовательский семинар выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.

В первый год обучения основное внимание уделяется знакомству с актуальными темами, концепциями и текстами в области визуальных исследований. Преимущественными формами работы в этот период являются дискуссии, коллективные исследовательские мини-проекты и совместное интерпретативное чтение ключевых текстов специальности. Студенты конкретизируют свои исследовательские интересы, определяются с тематикой своего диссертационного проекта.

Во второй год обучения акцент ставится на индивидуальных проектах студентов, на подготовке их магистерских диссертаций. В рамках семинара каждый из студентов представляет и защищает свой исследовательский проект и затем, с установленной периодичностью, предоставляет публичный отчет о ходе исследований.

Кроме того, все время работы семинара сопровождается периодическими внеплановыми мероприятиями: мастер-классами, дискуссионными клубами, мини-конференциями.

Циклы приоритетных тематик и форм работы научно-исследовательского семинара:

Обсуждение современных тенденций в визуальной культуре визуальных исследованиях.

Определение тематики исследовательских проектов студентов; определение и обсуждение тем курсовых исследований.

Обсуждение ключевых текстов визуальных исследований. Работа над коллективными исследовательскими мини-проектами

Обсуждение хода работы студентов над их курсовыми исследовательскими проектами

Коллективная интерпретация текстов

Доклады, дискуссии, круглые столы

I модульII модульIII модульIV модуль
ТематикаЗнакомство с полем исследованийПредставление тем и методологии курсовых проектов
Формы работыКоллективная интерпретация и обсуждение базовых текстовДоклады, дискуссии, круглы столыПодготовка к защите/защита курсовых исследовательских проектов
Доклады и дискуссии

Доклады и дискуссии, выступления на круглом столе

Индивидуальная работа с научными руководителями, научные диспуты

Источник

Научно-исследовательский семинар (НИС)

Целью освоения дисциплины на 1 курсе является развитие у студентов навыков чтения, понимания и написания академических текстов, освоения ими принципов и приемов производства и представления знания, форм и средств научной коммуникации в области гуманитарных наук.

На 2-4 курсы научно-исследовательские семинары проходят в потоковых группах, которые студенты программы выбирают с учетом своих научных интересов.
С актуальным списком научно-исследовательских семинаров на 2021/2022 учебный год можно ознакомиться по ссылке.

1. Интерпретация культур

Научно-исследовательский семинар «Интерпретация культур» предполагает освоение семиотических и герменевтических методов исследования культуры. Работа на семинаре включает как освоение теоретического инструментария, так и его применение в рамках курсовых и дипломных работ. В плане семиотики – это понятие знака; три предметные сферы семиотики: семантика, синтаксис и прагматика; троичные (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фреге) и двоичные (Ф. Де Соссюр, Л. Ельмслев) концепции знака; иконические, индексальные и символические знаки; понятия денотации и коннотации; понятия синтагмы и парадигмы; понятия метафоры и метонимии; понятие кода и т.д. Планируется медленное чтение текстов Ч. Пирса, Ф. Де Соссюра, Р. Якобсона, Э. Бенвениста,

К. Леви-Строса, Р. Барта, У. Эко, Ю. Лотмана, Вяч. Иванова. В плане герменевтики – это понятие интерпретации; понятие смысла; отличие метода понимания от метода объяснения; герменевтический круг; понятие аппликации; понятие горизонта; конфликт интерпретаций и т.д. Планируется медленное чтение текстов Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, И.Г. Дройзена, Г.-Г. Гадамера, Э. Бетти, П. Рикёра. Практическая составляющая работы нацелена на применение означенных методов к проблеме понимания и перевода текстов, а также к анализу живописи, архитектуры, кино, театра, литературы, ритуалов и систем коммуникации.

Преподаватели: И.В. Кукулин, М.Ю. Кречетова


2. Советская культура и исследования исторической памяти в современной России

Советская культура будет изучаться и обсуждаться на нескольких теоретических уровнях. Во-первых, как совокупность культурных практик, некоторые из которых до сих пор не удостаивались отдельных исследований и могут стать предметом специального внимания (от «экскурсий выходного дня» и «поездов здоровья» до домашнего консервирования). Во-вторых, как система институтов культурного производства и воспроизводства, частично описанная в классических работах, но до сих пор не реконструированная полностью, особенно на региональном уровне (здесь важно будет обратить внимание и на официальные учреждения культуры и образования, и на неофициальные кружки, клубы и сообщества). В-третьих, на советскую культуру важно посмотреть с точки зрения особых типов субъектности, воплотившихся и в эго-документах, и в произведениях искусства, и в поведенческих стратегиях и практиках.

Наконец, немаловажной частью нашей работы будет знакомство с тем, как работают ученые, занимающиеся советской культурой и исторической памятью: мы познакомимся с основными российскими и международными журналами, публикующими исследования по этим темам, узнаем, какие существуют профессиональные ассоциации и постоянно действующие семинары, какие проводятся конференции и летние школы и как можно стать их участником.

Преподаватель: М.Л. Майофис


3. Современные течения в культурной антропологии

Целью семинара является знакомство студентов с классическими и новейшими исследованиями в области культурной и социальной антропологии. Читая тексты, мы обсудим историю и эволюцию антропологического знания; определим основные направления в культурной и социальной антропологии в последние десятилетия; выделим теории и методы, используемые сегодня исследователями. На примере современных работ антропологов мы научимся выделять основной вопрос исследования и задавать его теоретическую рамку. Обсудим методы работы в поле, этику антрополога и основные ошибки в общении с информантами. Семинар будет полезен тем, кто намерен проводить качественные исследования, научиться работать с полевым материалом и писать работы по результатам исследования.


Преподаватели: Е.Б. Деминцева, Д. А. Опарин


4. Исследования города

Тематический кластер представляет собой серию reading и методологических семинаров, посвященных социокультурному анализу городского пространства. Мы поговорим о том, как появление новых культурных практик обнаружило необходимость в разработке альтернативных подходов для анализа пространства города, которые позволили бы критически переосмыслить современные пространственные отношения и дать более комплексные определения пространству, как феномену, имеющему одновременно физико-метрическое и символико-сигнификативное измерения, что обнаруживается при анализе его социальной роли, долгое время остававшейся на периферии научного интереса.

Мы рассмотрим город как динамичную структуру, которая обнаруживается в повседневном «репертуаре» социальных практик и связана с утверждением норм и ценностей, формирующих различные городские культуры (европейские, (пост)социалистические, (пост)колониальные и т.д.). Такой подход к городу и городской культуре требует широкой исследовательской перспективы, поэтому на наших занятиях мы затронем темы и проблемы, анализ которых разворачивается, как правило, в междисциплинарном контексте.


Преподаватель: Е. Д. Данилкина



Аудиовизуальные исследования исходят из того, что культура проявляет себя при помощи множества данных, составляющих чувственный опыт индивида, то есть культура есть нечто, способное быть предъявленным воспринимающему сознанию. Исследования данного направления включают в себя, в том числе, анализ способов фиксации (аудио)визуальной составляющей всего массива воспринимаемых наблюдателем данных и анализ возможностей различных медиа (фотография, фильм, и др.) в деле презентации (аудио)визуальной информации. Данное направление открывает ряд возможностей в изучении явлений повседневности, образов прошлого и способов их функционирования в настоящем, художественных феноменов.

В рамках НИСа учащимся будет предложена работа с аудиовизуальными источниками, анализ которых позволит выявить диапазон и разные уровни значений фото-, фоно-, кино-, видеодокументов, а также рассмотрение ключевых теоретических позиций в изучаемой области.

Преподаватели: В.О. Васильева, А.Г. Ганжа


6. Гендерные исследования


В 1992 году Стюарт Холл, со-основатель Бирмингемского центра культурных исследований, писал: «Для культурных исследований (как и для многих других теоретических проектов) вмешательство феминизма было особенным и решающим. Это был серьезный разрыв… Как вор в ночи, он ворвался, прервал, издал неприличный шум, захватил время, нагадил на стол культурных исследований.»


Это ироничное описание точно фиксирует тот эффект, что феминистская интервенция имела на научное поле в конце 1970-х гг. — она требовала переосмысления субъекта и объекта исследований, их отношений, высвечивала работу власти и механизмы производства знания.

Мы начнем курс с истории становления гендерных исследований как академического поля и его устройства сегодня. Рассмотрим работу ключевых изданий, объединений и исследовательских центров, а также поговорим о том, какое место на этой карте занимает Россия и пост-советское пространство.

Следующий блок будет посвящен интервенции гендерных исследований в другие социальные и гуманитарные науки: историю и искусствоведение, исследования медиа и политики, социологию и философию. Мы будем читать как классические тексты, так и современную критику устоявшихся методов —о том, в чем частая ошибка при использовании интерсекционального подхода, как не обеднять аналитический потенциал квир-оптики и т.д.


В завершающем блоке курса мы сфокусируемся на конкретных исследовательских проектах и задачах: потренируемся в написании тезисов на конференции, заявок на летние школы, составлении библиографии по теме работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

I модульII модульIII модульIV модуль
ТематикаВыбор темы и разработка плана магистерской диссертацииОбсуждение хода исследованийОбсуждение хода исследованийПредзащита магистерской диссертации
Формы работыМастер-классыДоклады и дискуссии, выступления на круглом столе